Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Иркутское военное училище в начале XX векаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рассматривается процесс становления и развитияИркутского военного училища, которое сыграло важную роль в подготовке офицерских кадров в сложившейся в конце ХIX – начале XX вв. чрезвычайно острой обстановке, переживаемой Российским государством. Во второй половине ХIX в. происходят чрезвычайно сложные процессы построения Российского государства. В череде свершающихся преобразований особое место занимает военная реформа, главной целью которой является создание новой военной системы. Во второй половине 1880-х гг. в Российской армии существовала нехватка кадровых офицеров, что особенно остро ощущалось в военных округах, находившихся восточнее Урала. В связи с этим в Иркутске было открыто юнкерское училище. Иркутское юнкерское училище было учреждено в 1872 г. Через два года – 26 ноября 1874 г. – состоялось его открытие. Это стало возможным благодаря ходатайству к высшему военному руководству генерал-губернатора Восточной Сибири и Командующего войсками округа генерала от кавалерии Н.П. Синельникова. Согласно приказу №161 от 1872 г. по Военному ведомству в училище предполагалось обучать вольноопределяющихся из казаков, поступавших в армию добровольно. Здесь готовили офицеров для регулярных и казачьих войск Сибири и Дальнего Востока. В военные училища принимались неженатые молодые люди в возрасте от 17 до 28 лет. В это учебное заведение принимали казаков Забайкальского, Уссурийского и Амурского казачьих войск, а также Иркутской и Красноярской сотен. Позже стали принимать и унтер-офицеров общих сроков службы, т. е. тех, которых призвали в войска по рекрутскому набору. Первое время Иркутское юнкерское училище размещалось в деревянных зданиях, располагавшихся по улице Медведниковской (сейчас улица Халтурина). Во время страшного иркутского пожара 1879 г., уничтожившего почти половину города, все здания училища сгорели. После пожара училище разместилось в здании военной прогимназии. В 1882 г. училище было переведено в каменное здание бывшего военного госпиталя, находившегося на пересечении улиц Троицкой и Госпитальной (сейчас улиц 5-й Армии и Ярослава Гашека). Численность юнкеров постепенно росла, а значит и требовалось расширение материальной базы. Училище нуждалось в новых помещениях. На это обстоятельство обратил внимание военный министр генерал от инфантерии А.Н. Куропаткин. Во время поездки в 1903 г. на Дальний Восток он писал в своем отчете: «Требуется расход на расширение, но требования по нужде можно уложить не в 25 0000 руб., а в 60 000 руб. Эту сумму и придется ассигновать» (1, с. 450). Рассмотрение вопроса затянулось, и только спустя почти 10 лет военные и городские власти Иркутска выбрали место для новых зданий юнкерского училища. Выбирая место для этого военного учебного заведения учли мнение командиров: «Близость к казармам 28-го Сибирского стрелкового полка и 7-й Сибирской стрелковой артиллерийской бригады даст возможность юнкерам ближе ознакомиться с внутренней жизнью двух родов оружия». Само же строительство началось лишь в 1915 году. Подрядчики завезли свыше двухсот китайских рабочих и около сотни австро-германских военнопленных. За два с половиной года было возведено 13 зданий. Первоначально обучение в училище продолжалось два года, а с 1901 г. его увеличили до трех лет. Присягу юнкера училища принимали, в отличие от большинства военных училищ, не в октябре, а 6 декабря, в день Св. Николая Чудотворца, а после вступления на престол Николая II – в день его тезоименитства. В юнкерское училище допускались: 1) в старший или специальный класс: а) без экзамена – те из вольноопределяющихся и лиц, поступивших на службу по жребию, которые окончили курс учебных заведений 1-го и 2-го разрядов, или имели соответствующие удостоверения о знании полного курса этих учебных заведений; б) со сдачей экзамена по всем предметам, предусмотренным программой обучения в младшем классе (кроме топографии и воинских уставов), – все остальные вольноопределяющиеся и поступившие на службу по жребию; 2) в младший или общий класс: лица, которые выдержат проверочный экзамен по программам, установленным для испытания желающих поступить на службу вольноопределяющимися 2-го разряда. Учебный курс состоял из двух классов: младшего и старшего, но пройти вступительные испытания могли далеко не все. В первую очередь из-за низкого уровня образования среди казачьего населения Сибири. В связи с этим с 1878 г. по 1901г., при училище действовал приготовительный класс. В 1901 г. учебный курс был переформирован, и обучение стало трехклассным. Юнкера и кадеты изучали все необходимые фундаментальные и специальные науки. Много времени отводилось на обучение эстетическому и нравственному воспитанию, формированию навыков достойного поведения в обществе и беспрекословному следованию правилам. Как считало командование, офицер должен быть образцом благородства (2). В соответствии с приложением к приказу № 161 от 1872 г. был определен штат постоянного состава училища. В штате училища числилось 56 чел., из них 8 офицеров (начальник училища, сотенный командир, делопроизводитель по учебной части и 5 младших офицеров), один классный чиновник (ветеринарный врач), 20 нижних чинов (вахмистр, трубач, горнисты, барабанщики, писари, медицинский и ветеринарный фельдшеры, казаки для присмотра за лошадьми) и 27 вольнонаемных (портные, сапожники, кузнецы, конюхи, служители, седельник) (3). Такая штатная численность постоянного состава долгое время была практически неизменной, лишь незначительно увеличилась со временем. В последней четверти XIX в. количество обучавшихся было определено в 90 чел. Учебный год в юнкерском училище начинался в сентябре и заканчивался в мае. По окончанию каждого учебного года назначались переводные и выпускные экзамены. После экзаменов юнкера конного и пехотного взвода направлялись для полевых учений в лагерь, который располагался в 5 км. от города на р. Ушаковка. Жизнь в летних лагерях давала молодым людям некоторое раскрепощение и свободу, хотя режим дня был, как и в городе, очень строгим. В 7 ч. утра — подъем, молитва, утренняя гимнастика, чай, а с 8 до 12 ч. и с 15 до 18 ч. вечера — интенсивная строевая подготовка. После вечернего чая у юнкеров появлялось свободное время, которое они могли проводить по своему усмотрению до вечерней переклички в 8.45. В 11 ч вечера все должны были быть в бараках. После первого курса юнкера проводили летние маневры в районе Усолья, Иркутской области, а после второго курса – в районе Байкала (3, с. 21). Иркутское военное училище продолжало действовать в годы Гражданской войны, причем число обучавшихся в нем было значительным даже по меркам военного времени. По сведениям за 1918-1919 учебный год, выпускной класс насчитывал 217 юнкеров, а при решении педагогическим комитетом вопроса о переводе в старший класс успевающих юнкеров были проанализированы сведения о 216 обучавшихся. Следовательно, списочный состав юнкеров составлял не менее 433 человек. Очевидно, что существенное увеличение штатной численности переменного состава накануне первой мировой войны 1914-1918 гг. имело следствием увеличение штата постоянного состава, который на первое января 1914 г. составил 71 человек. Возрос статус начальника училища: если раньше он мог быть в звании подполковника или полковника, то теперь – генерал-майора. Если раньше в строевом отношении училище состояло из одной сотни во главе с сотенным командиром, то теперь имелось два учебно-строевых подразделения – роты, для командования которыми были введены две ставки ротных командиров. Подготовка, получаемая юнкерами в училище, была достаточно высокой и позволяла им служить не только в пехоте, но и в артиллерии, инженерных войсках. Выпускники училища служили в войсках, расположенных на всей территории Российского государства. Во время войны с Китаем, а также Русско-японской войны офицеры, получившие образование в Иркутском училище, проявили себя грамотными специалистами военного дела. Во время русско-японской войны юнкера обучали ратников государственного ополчения в различных гарнизонах Сибири, а выпуск 1905 г. был выпущен в 4-й Сибирский армейский корпус, действовавший на территории Маньчжурии. Авторитет училища формировался не только на полях сражений. Юнкера охраняли общественный порядок в городе, задействовались в различных общественных мероприятиях, проходивших в нем, а также в ликвидации последствий катастроф. Иркутское юнкерское училище было единственным учебным заведением в обширном регионе Сибири, в первую очередь готовившим офицерские кадры для расположенных здесь войск (4). Среди окончивших курс училища много георгиевских кавалеров и талантливых командиров. Так, оканчивали Иркутское военное училище генерал и георгиевский кавалер Лукьян Васильевич Афанасьев, будущий атаман иркутского казачества Прокопий Петрович Оглоблин, один из создателей иркутского шахматного общества подполковник Ксенофонт Михайлович Несытов (2). Список использованной литературы 1. Медведев С. Иркутск на почтовых открытках. 1899-1917: Ист.-библиогр. альбом-кат. М.: Галарт, 1999. 645 с. 2. http://irkipedia.ru/content/irkutskoe voennoe uchilishche 3. Воробьева А.Ю. Российские юнкера, 1864-1917. История военных училищ. Москва: Астрель: АСТ, 2002. 63 с. 4. http://mion.isu.ru/filearchive/mion publcations/rasp/3 1.html
Макаревич Валентина Васильевна, студентка ИГУ, исторический ф-т, 2 курс. Научный руководитель: д. ист. наук, профессор Петрушин Юрий Александрович
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.221.124 (0.007 с.) |