Влияние потребностей человека на понимание смысла жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние потребностей человека на понимание смысла жизни



Когда жизнь человека наполнена смыслом, все его поступки и действия согласованы с ним, подчиняются этому смыслу. Но как быть, если смысл жизни неясен, если попросту кажется, что его нет? А ведь уяснение ответа на этот вопрос необходимо для того, чтобы достойным образом строить свою жизнь. Здесь вспоминаются слова В. Франкла: «На самом деле имеет значение не то, что мы ждем от жизни, а то, что жизнь ожидает от нас» (1). Таким образом, он как бы переадресовывает этот вопрос – не мы должны спрашивать жизнь о ее смысле, а жизнь задает нам вопросы, которые требуют ответа.

Иногда жизнь определяет человека в критические условия – в качестве примера снова обратимся к В. Франклу – узнику Освенцима, который, пребывая в концлагере, должен был найти для себя ответ на вопрос, для чего ему жить, и это осложнялось тем, что жить там означало страдать.

Иногда человек, напротив, находится в завидных условиях, но вопросы смысла все равно начинают отравлять его жизнь. Об этом, в частности, писал Л.Н. Толстой: «И это сделалось со мной в то время, когда со всех сторон было у меня то, что считается совершенным счастьем: это было тогда, когда мне не было пятидесяти лет. У меня была добрая, любящая и любимая жена, хорошие дети, большое имение, которое без труда с моей стороны росло и увеличивалось. Я был уважаем близкими и знакомыми, больше чем когда-нибудь прежде, был восхваляем чужими и мог считать, что я имею известность, без особенного самообольщения. При этом я не только не был телесно или духовно нездоров, но, напротив, пользовался силой и духовной, и телесной, какую я редко встречал в своих сверстниках: телесно я мог работать на покосах, не отставая от мужиков; умственно я мог работать по восьми – десяти часов подряд, не испытывая от такого напряжения никаких последствий. И в таком положении я пришёл к тому, что не мог жить и, боясь смерти, должен был употреблять хитрости против себя, чтобы не лишить себя жизни» (2).

Таким образом, независимо от того, в каких условиях находится человек – в благоприятных или крайне сложных, он задается вопросами смысла и бессмысленности жизни. На то, какой ответ человек найдет и примет для себя, оказывают влияния различные факторы. Одним из таких факторов выступают потребности человека.

Чтобы ответить на вопрос, как потребности человека влияют на понимание смысла жизни, вновь обратимся к В. Франклу на примере лагерной жизни. Он отмечал, что некоторые люди успешнее выживали в лагерных условиях, чем другие. Это были люди, которые могли найти убежище от суровой реальности в богатой внутренней жизни. Такие люди мысленно общались с любимыми, погружались в мир прошлых событий, с остротой воспринимали красоту природы. «Люди с тонкой чувствительностью, которые привыкли к напряженной интеллектуальной жизни» (1), держались за жизнь и находили смысл своих страданий, смысл своей жизни. Они «поднимались до духовных высот» (1), «обратив лагерное существование во внутренний триумф» (1).

Примечательно, что эти качества свойственны людям с развитыми духовными потребностями, которые понимаются как «необходимость деятельности по разрешению внутренних противоречий духовной сферы» (3).

Рассматриваемый пример лагерной жизни иллюстрирует, что люди с развитыми духовными потребностями, в отличие от других, могут давать более глубокую оценку сложившимся жизненным ситуациям и жизни вообще, а также находить смысл происходящего.

Это приводит к выводу о том, обогащение системы потребностей, обладание потребностями высокого уровня, влияет на понимание смысла жизни. В этом случае смысл жизни начинает видеться в разных аспектах, переоценивается смысл трудностей и страданий, а бессмысленность кажется не такой очевидной.

 

Литература:

1. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

2. Толстой Л. Н. Исповедь. О жизни. – М., 2014.

3. Туев В. А. Развитие человеческих потребностей в социальной деятельности (теоретико-методологический аспект). – Иркутск, 2009.

 

 

Авдеева Алена Владимировна,
студентка ф-та филологии

И журналистики ИГУ.

Научный руководитель –

профессор ИГУ Коноплёв Н.С.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.004 с.)