Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние потребностей человека на понимание смысла жизниСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Когда жизнь человека наполнена смыслом, все его поступки и действия согласованы с ним, подчиняются этому смыслу. Но как быть, если смысл жизни неясен, если попросту кажется, что его нет? А ведь уяснение ответа на этот вопрос необходимо для того, чтобы достойным образом строить свою жизнь. Здесь вспоминаются слова В. Франкла: «На самом деле имеет значение не то, что мы ждем от жизни, а то, что жизнь ожидает от нас» (1). Таким образом, он как бы переадресовывает этот вопрос – не мы должны спрашивать жизнь о ее смысле, а жизнь задает нам вопросы, которые требуют ответа. Иногда жизнь определяет человека в критические условия – в качестве примера снова обратимся к В. Франклу – узнику Освенцима, который, пребывая в концлагере, должен был найти для себя ответ на вопрос, для чего ему жить, и это осложнялось тем, что жить там означало страдать. Иногда человек, напротив, находится в завидных условиях, но вопросы смысла все равно начинают отравлять его жизнь. Об этом, в частности, писал Л.Н. Толстой: «И это сделалось со мной в то время, когда со всех сторон было у меня то, что считается совершенным счастьем: это было тогда, когда мне не было пятидесяти лет. У меня была добрая, любящая и любимая жена, хорошие дети, большое имение, которое без труда с моей стороны росло и увеличивалось. Я был уважаем близкими и знакомыми, больше чем когда-нибудь прежде, был восхваляем чужими и мог считать, что я имею известность, без особенного самообольщения. При этом я не только не был телесно или духовно нездоров, но, напротив, пользовался силой и духовной, и телесной, какую я редко встречал в своих сверстниках: телесно я мог работать на покосах, не отставая от мужиков; умственно я мог работать по восьми – десяти часов подряд, не испытывая от такого напряжения никаких последствий. И в таком положении я пришёл к тому, что не мог жить и, боясь смерти, должен был употреблять хитрости против себя, чтобы не лишить себя жизни» (2). Таким образом, независимо от того, в каких условиях находится человек – в благоприятных или крайне сложных, он задается вопросами смысла и бессмысленности жизни. На то, какой ответ человек найдет и примет для себя, оказывают влияния различные факторы. Одним из таких факторов выступают потребности человека. Чтобы ответить на вопрос, как потребности человека влияют на понимание смысла жизни, вновь обратимся к В. Франклу на примере лагерной жизни. Он отмечал, что некоторые люди успешнее выживали в лагерных условиях, чем другие. Это были люди, которые могли найти убежище от суровой реальности в богатой внутренней жизни. Такие люди мысленно общались с любимыми, погружались в мир прошлых событий, с остротой воспринимали красоту природы. «Люди с тонкой чувствительностью, которые привыкли к напряженной интеллектуальной жизни» (1), держались за жизнь и находили смысл своих страданий, смысл своей жизни. Они «поднимались до духовных высот» (1), «обратив лагерное существование во внутренний триумф» (1). Примечательно, что эти качества свойственны людям с развитыми духовными потребностями, которые понимаются как «необходимость деятельности по разрешению внутренних противоречий духовной сферы» (3). Рассматриваемый пример лагерной жизни иллюстрирует, что люди с развитыми духовными потребностями, в отличие от других, могут давать более глубокую оценку сложившимся жизненным ситуациям и жизни вообще, а также находить смысл происходящего. Это приводит к выводу о том, обогащение системы потребностей, обладание потребностями высокого уровня, влияет на понимание смысла жизни. В этом случае смысл жизни начинает видеться в разных аспектах, переоценивается смысл трудностей и страданий, а бессмысленность кажется не такой очевидной.
Литература: 1. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990. 2. Толстой Л. Н. Исповедь. О жизни. – М., 2014. 3. Туев В. А. Развитие человеческих потребностей в социальной деятельности (теоретико-методологический аспект). – Иркутск, 2009.
Авдеева Алена Владимировна, И журналистики ИГУ. Научный руководитель – профессор ИГУ Коноплёв Н.С.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.153 (0.006 с.) |