ТОП 10:

Проблема толерантности в современном мире



Современные глобальные изменения в культуре, экономике и политике предельно обостряют вопросы, связанные с отношением к «другому», «иному», «чужому». Сосуществование государств с разными политическими системами, с разной верой, с разным уровнем экономического развития и с разными национально-культурными традициями приводят к обострению нетерпимости на религиозно-культурной почве. В ходе этого формируется проблема толерантности, которую нередко выдвигают как центральную проблему современности.

До недавнего времени сам по себе термин «толерантность» оговаривался в биологических энциклопедиях. Толерантность значила (от лат. tolerantia – терпение) отсутствие или ослабление иммунологического ответа на данный антиген при сохранении иммунореактивности организма ко всем прочим антигенам [1]. Но с 16 ноября 1995 года понятие «толерантность» приобрело социальный оттенок.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности, которая была подписана в Париже 185 государствами – членами ЮНЕСКО, включая и Россию, толерантность стала означать «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».

На русский язык с английского Декларация была переведена как «Декларация принципов терпимости». Но понятие «терпимость» не только не отражает полноты «толерантности», но и может быть прямо противоположно ему. Русский глагол «терпеть» имеет негативную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения, никак не меняющее самой позиции нетерпимости. Например, «Я его еле терплю». Напротив, «толерантность» толкуется в Декларации как «активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека». Одновременно признание толерантности является условием эффективной борьбы с расизмом, так как гражданские, политические и экономические права человека тесно связаны с социальными и культурными правами.

История понятия «Толерантность». Несмотря на то, что толерантность получила официальное определение только в 1995 году, но первые её проявления возникли ещё много веков назад. Появление этого понятия связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность как принцип согласия возникла в либеральном сознании эпохи Просвещения.

Выдающиеся ученые XVII-XVIII вв., такие как Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо, выступали против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Известный французский философ-просветитель XVIII века Вольтер утверждал в своих сочинениях («Философские письма» 1733 года и «Трактат о веротерпимости» 1763 года), что верхом безумия следует считать убеждение, будто все люди должны думать одинаково. Любое верование, считал ученый, имеет право на существование [2].

Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами. В 1789 году во Франции была принятаДекларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами [2].

В России понятие толерантности связано с именем Л.Н. Толстого, который сформулировал основанную на примере ненасилия программу духовного обновления человечества. Анализ основных теоретических произведений мыслителя и научных положений, содержащихся в работах современных исследователей его творчества, таких как Б.С. Братусь, Т.Т. Бурлакова, В.И. Слободчиков и др., позволяет выделить следующие основные философско-педагогические идеи Л.Н. Толстого, значимые для воспитания толерантности: духовность, любовь, непротивление злу насилием, свобода, самосовершенствование и движение.

В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво, различно его понимание разными народами в зависимости от их исторического опыта. По этой причине понятие толерантность имеет довольно широкий диапазон интерпретаций. Так, в английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском языке этот термин понимается как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов».

В китайском языке проявлять толерантность – значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». На этом фоне наиболее широкую гамму чувств и отношений понятие «толерантность» выражает в арабском языке, где оно может употребляться в значении «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим людям».

В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является термин «терпимость», что в обыденном употреблении означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей» [3].

Толерантность в современном мире.Проблема толерантности сейчас является одной из наиболее обсуждаемых тем, что объясняется озабоченностью современного мира ситуацией с беженцами с Востока в Европе. В последнее время из Старого Света все чаще приходят тревожные новости, связанные с волнениями и стычками на религиозной и национальной почве, прежде всего спровоцированные мигрантами-мусульманами. Массовые изнасилования женщин в Германии выходцами с Ближнего Востока, нападения на других беженцев-христиан, осквернение католических святынь и так далее. Все это не могло не вызвать волнений коренных европейцев, которые объединяясь в коалиции и, создавая радикальные союзы, выступают против исламизации своих стран и требуют остановки потока мигрантов.

Поддерживая идеи веротерпимости, мирного сосуществования людей разных национальностей и традиций, Европа раскололась надвое. Движение «Европейцы-патриоты против исламизации Старого Света», возникшее в Германии, сегодня находит огромное количество сторонников и за пределами страны. На территории многих европейских стран проходят митинги против радикальных исламистских организаций.

Не так давно активисты крайне правой партии Britain First организовали «христианский патруль», курсируя с деревянными крестами в руках по Хай Стрит, в районе «Бьюри Парк», где наблюдается самая большая концентрация исламистов в Британии. Естественно, представители партии столкнулись с крайней враждебностью со стороны местных мусульман. На активистов нападали, швырялись яйцами, оскорбляли [4]. Происшедшее — шокирующий пример исламизации государства.

Очень ярким примером является сложившаяся ситуация в Германии за последнее время. Все началось в январе. Тогда немецкий интернет обсуждал заявление своего правительства о необходимости привоза в страну мигрантов из всех горячих точек планеты. Но стоило только задать вопрос: «Где все эти малообразованные, не владеющие немецким языком мужчины будут работать?», — на тебя тотчас же вешают ярлык «расист» и «исламофоб». Заголовки газетных изданий кричали: «Жители Мюнхена собираются провести демонстрацию в поддержку миграционной политики правительства», «Германия должна быть цветной!» [5].

Для беженцев, приехавших с Востока, создавались комфортные для них условия: во многих школьных столовых запретили подавать свиные сосиски, колбасу и паштет, запретили даже приносить такие бутерброды из дома; в классах отменили уроки религии, со стен сняли распятия; рождественские каникулы переназвали, это теперь «зимний перерыв»; в бассейнах открыли специальные отделения для купания в одежде, в школах мусульманам разрешили не ходить на уроки плавания, так как голые ноги и купальники их оскорбляли; во многих компаниях сотрудникам предлагают не есть и не пить, чтобы не смущать мусульман.

Но на свое гостеприимство и толерантность немецкий народ получил совершенно иной ответ. Например, 17-летней девушке подожгли волосы за то, что она шла без платка, стремительно начал повышаться уровень криминала в городах.

В России бытуют рассказы о богатой Германии, но это всего лишь миф. Люди стоят в очереди за просроченными продуктами, получают их по спискам. Бедным человек считается, если его доход ниже или равен 60% от средней зарплаты, таких в Германии 12,5 миллионов. Несмотря на это Германия призывает всех беженцев к себе. Каждому беженцу предоставляется единовременное пособие в 2800 евро в год (в Германии стипендия у студента – около 1000 евро год), обставленная мебелью и бытовой техникой комната (семейным парам), пособие в 399 евро в месяц, оплата любого врача, оплата языковой школы на неопределенный срок, то есть пока человек не будет знать язык, он будет учиться [6].

Исходя из такой сложной ситуации, сложившейся между населением Европы и беженцами, СМИ и европейские эксперты утверждают, что Европе нужно привыкать к мусульманам. По их мнению, представителям различных религий необходимо научиться жить вместе и уважать взгляды друг друга. Ведь находиться и жить вместе христиане и мусульмане обречены историей, демографией. Также эксперты отметили, что вражда и провокации со стороны одних и других никогда не приводили ни к чему хорошему [5].

Заключение. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного исполнения. В связи с этим необходимо поощрять методы обучения толерантности, раскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

Главное, чтобы это исходило от обеих сторон. Если же только одна сторона будет проявлять уважение и терпимость, то не имеет смысла говорить о толерантности – это должно быть взаимно. Воспитание должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Список литературы:

1) http://enc-dic.com/biology/Tolerantnost-5824.html

2) Губогло М. Н. Толерантность сознания молодежи: состояние и особенности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С.106-133.

3) Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. ст. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 368 с.

4) http://x-true.info/32060-evropa-na-poroge-voyny-provokacii-bezhencev-i-ultrapravyh.html

5) http://inosmi.ru/world/20150930/230557022.html

6) http://news-front.info/2015/09/02/xronika-gibeli-germanii-ulyana-skojbeda/

 

 

Рыцева Татьяна Олеговна,

студентка ИГУ, институт социальных наук, 4 курс.

Научный руководтель:

Полюшкевич Оксана Александровна, к.ф.н., доцент,







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.007 с.)