Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема толерантности в современном миреСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Современные глобальные изменения в культуре, экономике и политике предельно обостряют вопросы, связанные с отношением к «другому», «иному», «чужому». Сосуществование государств с разными политическими системами, с разной верой, с разным уровнем экономического развития и с разными национально-культурными традициями приводят к обострению нетерпимости на религиозно-культурной почве. В ходе этого формируется проблема толерантности, которую нередко выдвигают как центральную проблему современности. До недавнего времени сам по себе термин «толерантность» оговаривался в биологических энциклопедиях. Толерантность значила (от лат. tolerantia – терпение) отсутствие или ослабление иммунологического ответа на данный антиген при сохранении иммунореактивности организма ко всем прочим антигенам [1]. Но с 16 ноября 1995 года понятие «толерантность» приобрело социальный оттенок. Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности, которая была подписана в Париже 185 государствами – членами ЮНЕСКО, включая и Россию, толерантность стала означать «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». На русский язык с английского Декларация была переведена как «Декларация принципов терпимости». Но понятие «терпимость» не только не отражает полноты «толерантности», но и может быть прямо противоположно ему. Русский глагол «терпеть» имеет негативную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения, никак не меняющее самой позиции нетерпимости. Например, «Я его еле терплю». Напротив, «толерантность» толкуется в Декларации как «активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека». Одновременно признание толерантности является условием эффективной борьбы с расизмом, так как гражданские, политические и экономические права человека тесно связаны с социальными и культурными правами. История понятия «Толерантность». Несмотря на то, что толерантность получила официальное определение только в 1995 году, но первые её проявления возникли ещё много веков назад. Появление этого понятия связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность как принцип согласия возникла в либеральном сознании эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые XVII-XVIII вв., такие как Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо, выступали против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Известный французский философ-просветитель XVIII века Вольтер утверждал в своих сочинениях («Философские письма» 1733 года и «Трактат о веротерпимости» 1763 года), что верхом безумия следует считать убеждение, будто все люди должны думать одинаково. Любое верование, считал ученый, имеет право на существование [2]. Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами. В 1789 году во Франции была принятаДекларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами [2]. В России понятие толерантности связано с именем Л.Н. Толстого, который сформулировал основанную на примере ненасилия программу духовного обновления человечества. Анализ основных теоретических произведений мыслителя и научных положений, содержащихся в работах современных исследователей его творчества, таких как Б.С. Братусь, Т.Т. Бурлакова, В.И. Слободчиков и др., позволяет выделить следующие основные философско-педагогические идеи Л.Н. Толстого, значимые для воспитания толерантности: духовность, любовь, непротивление злу насилием, свобода, самосовершенствование и движение. В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво, различно его понимание разными народами в зависимости от их исторического опыта. По этой причине понятие толерантность имеет довольно широкий диапазон интерпретаций. Так, в английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском языке этот термин понимается как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов». В китайском языке проявлять толерантность – значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». На этом фоне наиболее широкую гамму чувств и отношений понятие «толерантность» выражает в арабском языке, где оно может употребляться в значении «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим людям». В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является термин «терпимость», что в обыденном употреблении означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей» [3]. Толерантность в современном мире. Проблема толерантности сейчас является одной из наиболее обсуждаемых тем, что объясняется озабоченностью современного мира ситуацией с беженцами с Востока в Европе. В последнее время из Старого Света все чаще приходят тревожные новости, связанные с волнениями и стычками на религиозной и национальной почве, прежде всего спровоцированные мигрантами-мусульманами. Массовые изнасилования женщин в Германии выходцами с Ближнего Востока, нападения на других беженцев-христиан, осквернение католических святынь и так далее. Все это не могло не вызвать волнений коренных европейцев, которые объединяясь в коалиции и, создавая радикальные союзы, выступают против исламизации своих стран и требуют остановки потока мигрантов. Поддерживая идеи веротерпимости, мирного сосуществования людей разных национальностей и традиций, Европа раскололась надвое. Движение «Европейцы-патриоты против исламизации Старого Света», возникшее в Германии, сегодня находит огромное количество сторонников и за пределами страны. На территории многих европейских стран проходят митинги против радикальных исламистских организаций. Не так давно активисты крайне правой партии Britain First организовали «христианский патруль», курсируя с деревянными крестами в руках по Хай Стрит, в районе «Бьюри Парк», где наблюдается самая большая концентрация исламистов в Британии. Естественно, представители партии столкнулись с крайней враждебностью со стороны местных мусульман. На активистов нападали, швырялись яйцами, оскорбляли [4]. Происшедшее — шокирующий пример исламизации государства. Очень ярким примером является сложившаяся ситуация в Германии за последнее время. Все началось в январе. Тогда немецкий интернет обсуждал заявление своего правительства о необходимости привоза в страну мигрантов из всех горячих точек планеты. Но стоило только задать вопрос: «Где все эти малообразованные, не владеющие немецким языком мужчины будут работать?», — на тебя тотчас же вешают ярлык «расист» и «исламофоб». Заголовки газетных изданий кричали: «Жители Мюнхена собираются провести демонстрацию в поддержку миграционной политики правительства», «Германия должна быть цветной!» [5]. Для беженцев, приехавших с Востока, создавались комфортные для них условия: во многих школьных столовых запретили подавать свиные сосиски, колбасу и паштет, запретили даже приносить такие бутерброды из дома; в классах отменили уроки религии, со стен сняли распятия; рождественские каникулы переназвали, это теперь «зимний перерыв»; в бассейнах открыли специальные отделения для купания в одежде, в школах мусульманам разрешили не ходить на уроки плавания, так как голые ноги и купальники их оскорбляли; во многих компаниях сотрудникам предлагают не есть и не пить, чтобы не смущать мусульман. Но на свое гостеприимство и толерантность немецкий народ получил совершенно иной ответ. Например, 17-летней девушке подожгли волосы за то, что она шла без платка, стремительно начал повышаться уровень криминала в городах. В России бытуют рассказы о богатой Германии, но это всего лишь миф. Люди стоят в очереди за просроченными продуктами, получают их по спискам. Бедным человек считается, если его доход ниже или равен 60% от средней зарплаты, таких в Германии 12,5 миллионов. Несмотря на это Германия призывает всех беженцев к себе. Каждому беженцу предоставляется единовременное пособие в 2800 евро в год (в Германии стипендия у студента – около 1000 евро год), обставленная мебелью и бытовой техникой комната (семейным парам), пособие в 399 евро в месяц, оплата любого врача, оплата языковой школы на неопределенный срок, то есть пока человек не будет знать язык, он будет учиться [6]. Исходя из такой сложной ситуации, сложившейся между населением Европы и беженцами, СМИ и европейские эксперты утверждают, что Европе нужно привыкать к мусульманам. По их мнению, представителям различных религий необходимо научиться жить вместе и уважать взгляды друг друга. Ведь находиться и жить вместе христиане и мусульмане обречены историей, демографией. Также эксперты отметили, что вражда и провокации со стороны одних и других никогда не приводили ни к чему хорошему [5]. Заключение. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного исполнения. В связи с этим необходимо поощрять методы обучения толерантности, раскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. Главное, чтобы это исходило от обеих сторон. Если же только одна сторона будет проявлять уважение и терпимость, то не имеет смысла говорить о толерантности – это должно быть взаимно. Воспитание должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Список литературы: 1) http://enc-dic.com/biology/Tolerantnost-5824.html 2) Губогло М. Н. Толерантность сознания молодежи: состояние и особенности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С.106-133. 3) Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. ст. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 368 с. 4) http://x-true.info/32060-evropa-na-poroge-voyny-provokacii-bezhencev-i-ultrapravyh.html 5) http://inosmi.ru/world/20150930/230557022.html 6) http://news-front.info/2015/09/02/xronika-gibeli-germanii-ulyana-skojbeda/
Рыцева Татьяна Олеговна, студентка ИГУ, институт социальных наук, 4 курс. Научный руководтель: Полюшкевич Оксана Александровна, к.ф.н., доцент,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 4869; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.4 (0.013 с.) |