Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тренинг психофизиологической толерантности и стрессоустойчивости (коррекция сензитивности)

Поиск

Низкая толерантность к психологическим стрессорам и пси­хическим травмам - различные варианты психологической уяз­вимости и устойчивые стереотипы дезадаптивного поведения. Они являются основными причинами психогенных расстройств. Интолерантность такого рода связана со специфическими осо­бенностями личности и ее истории.

Жизнь в современном обществе изобилует негативными си­туациями, насыщена отрицательными эмоциями. В настоящее время практически невозможно найти место, в котором можно было бы избавиться от психологических перегрузок и психиче­ских травм. Развитие средств коммуникации и транспорта, ми­грация населения и рост его благосостояния сближают условия жизни в городе и сельской местности. Выравнивается и угроза для психического здоровья. В обоих случаях наблюдается тен­денция к росту пограничных психических и аддиктивных рас­стройств - и тот и другой виды патологии являются индикатора­ми социально-психологического неблагополучия общества.

В связи с этим задача формирования толерантности к психо-травмирующим факторам и повышения стрессоустойчивости яв­ляется весьма актуальной - на ее решение и направлен тренинг психофизиологической толерантности и стрессоустойчивости, коррекции сензитивности.

Методика включает в себя комплекс приемов, которые по­зволяют оказывать корректирующее влияние на основы эмоцио­нально-поведенческих реакций, нейрофизиологические и глу­бинные личностные структуры, патогенетически связанные с

риском нарушения процесса адаптации и являющиеся причинами интолерантности к психогенным факторам.

На диагностическом этапе, помимо стандартного набора ис­следований, уделяется внимание изучению элементов личностной организации, которые имеют отношение к психологической уязви­мости, повышенной восприимчивости к негативным психологиче­ским воздействиям. На этой основе осуществляют рациональную психотерапию и суггестивное воздействие, разъясняя, убеждая и внушая концепцию о ведущей роли интолерантности к стрессам в возникновении и сохранении патологических отклонений.

До сведения пациента доводят, что целью метода является дестабилизация и устранение негативных когнитивно-поведен­ческих стереотипов, являющихся помехой для гармоничной жиз­ни, и усвоение нового когнитивно-поведенческого стиля, повы­шающего уровень адаптированности к социальной среде. Разра­батывают индивидуальную схему повышения психологической толерантности и стрессоустойчивости. Из лечебно-коррекцион-ного арсенала методики формируют набор доступных, индиви­дуально приемлемых действий и операций, оказывающих как ней-рокоррекционное, так и личностно-реконструирующее действие.

Затем в соответствии с разработанной схемой осуществляют последовательное поэтапное лечебно-коррекционное воздейст­вие, которое проводят преимущественно в состоянии бодрство­вания пациента, при необходимости для ускорения усвоения ле­чебной информации используют гипнотерапию.

Методика повышения психологической толерантности и стрес­соустойчивости включает в себя семь этапов, при реализации кото­рых применяются многообразные психотерапевтические приемы.

Первый этап

Для ускоренного формирования способности к произволь­ному контролю над психоэмоциональным состоянием и повыше­ния психологической толерантности и стрессоустойчивости па­циента обучают психической саморегуляции.

Вначале у всех занимающихся развивают способности к психосенсорной и ментальной саморегуляции. Это имеет как нейрофизиологический смысл - в виде реального повышения

способностей к произвольному контролю над психосенсорной и ментальной сферами, так и скрытый, суггестивный, представляя собой метафору управления психоэмоциональным состоянием и первую ступень этой способности.

Переживания человека являются сенсорно-зависимыми, с одной стороны, и когнитивно опосредованными, ментальными -с другой. Тренировка способностей к регуляции в пределах раз­личных уровней психического является важным элементом по­вышения толерантности к стрессорам.

Для этого в пределах каждой сенсорной системы проводят упражнения по ослаблению параметров сенсорно-определенных представлений, как положительных, приятных, так и отрицатель­ных, неприятных. Все это позволяет одновременно уменьшать и психоэмоциональные эффекты восприятия.

Для зрительной системы используется: представление ярких, крупных, близких, контрастных, цветных образов с уменьшением их яркости, размеров, расстояния до них, степени контраста и цветонасыщенности, а также «расфокусировка» - «всматривание» сквозь предметы и людей (представление прозрачности предме­тов или людей).

Для слуховой системы: воспроизведение (реальное и по па­мяти) громких, быстрых, отчетливых звуков с уменьшением их громкости, скорости звучания и отчетливости.

Для кинестетической системы: регуляция мышечного тонуса в диапазоне от напряжения тех или иных мышечных групп до релаксации.

В тактильно-осязательной системе: вариации прикоснове­ний, фиксаций, точечных воздействий от максимальных по ин­тенсивности до минимальных.

В ольфакторной и вкусовой системах используются соответ­ствующие представления по памяти с их изменением от макси­мально воспроизводимых до устранения воспоминания.

На уровне ментальности проводят обучение понижению сте­пени отчетливости осознания мыслей - вытесняют, «гасят», «за­туманивают» возникающие в сознании мысли и тренируют спо­собность не задерживаться ни на одной из них, мгновенно пере-

ходить к другой в виде «потока сознания», свободного, нефикси­рованного течения мыслей.

Все эти упражнения проводят до 30-40 раз в день. В дальней­шем, на 6 этапе они используются для изменения, вплоть до ней­трализации, степени негативного воздействия психотравмирую-щих факторов. При этом негативные влияния модифицируются в пределах каждой сенсорной системы изолированно или комплекс­но, в процессе контакта с отрицательными факторами или пост­фактум, вплоть до полного устранения отрицательной эмоции.

Далее пациента обучают последовательному систематиче­скому самоконтролю. Овладение им начинают с наиболее про­стых, не проблемных поведенческих актов (удовлетворение чув­ства голода, чистка зубов, выбор одежды соответственно ситуа­ции и погодным условиям и т. п.).

Далее переходят к тренировке произвольного самовлияния при более сложных, но также не проблемных действиях и по­ступках, а в итоге используют натренированный стереотип по­следовательного систематического самоконтроля при взаимодей­ствии с психотравмирующими факторами. Последнее отрабаты­вается уже на 6 этапе.

Второй этап

Степень психофизиологической и психологической уязвимо­сти обратно пропорциональна степени толерантности к негатив­ным психологическим воздействиям, поэтому развитие стрессоустойчивости включает в себя коррекцию различных уровней чувствительности.

На втором этапе повышают адаптивные способности с по­мощью тренинга коррекции психофизиологической сензитивности. Это касается повышения порога чувствительности по отношению к соматовегетативным факторам, безвредным для здоровья состояниям физиологического дискомфорта, которые пациент постепенно обучается переносить. Тренинг имеет как очевидный, тренирующий соматовегетативную толерантность смысл, так и скрытый, являясь метафорой и предшествующей ступенью повышения психологической толерантности.

Упражнения включают в себя адаптацию к различным нега­тивным психофизиологическим состояниям, таким как:

- дефицит ночного сна - уменьшение продолжительности ночного сна до безвредных пределов в ограниченные периоды времени, вплоть до эпизодов полного отказа от сна;

- вынужденные неудобные позы - удержание любых физио­логически безопасных вариантов неудобных положений тела, ту­ловища и конечностей (асан из системы йогов или их модифика­ций) продолжительностью от нескольких минут до максимально возможного времени;

- холодовые и тепловые закаливающие процедуры (с учетом принципа постепенности) - общие и местные ванны, растирания, обертывания, контакты со снегом, льдом или с горячей водой и разогретыми предметами;

- отказ от излюбленных видов пищи в течение определенно­го времени;

- чувство голода - увеличение промежутков в приеме пищи до максимально возможных, а при наличии квалифицированного медицинского наблюдения и отсутствии противопоказаний - ле­чебное голодание оптимальной продолжительности;

- допустимые варианты адаптации к боли - упражнения с акупрессурой, увеличивающиеся по продолжительности, с ис­пользованием сензитивных точек: Хэ-Гу, козелков ушных рако­вин, локтевых мыщелков («точек Бехтерева») и др.;

- отрицательные тактильные ощущения - контакты, прикосновения к горячим предметам и жидкостям, колкому, острому (с обязательным исключением какого-либо риска и вреда), нанесение и втирание мази «Финалгон» на различные по площади участки кожи;

- сосудистые реакции - адаптация к перепадам сосудистого тонуса с помощью приема таблеток никотиновой кислоты или ксантинола никотината в нарастающих дозах (никотиновая ки­слота, витамин РР - таблетки 0,05 г в разовых дозах для детей -до 0,025-0,05 г, для взрослых - до 0,15-0,5 г, суточные дозы для детей - до 0,15 г, для взрослых - до 1 г; ксантинола никотинат -таблетки 0,15 г в разовых дозах для детей - 0,03-0,05 г, для

взрослых - до 0,15 г, суточные дозы для детей - до 0,15 г, для взрослых - до 0,9 г), таблетки дают при отсутствии противопока­заний с 200 мл воды;

- отрицательные вкусовые ощущения - толерантность трени­руется с помощью приема горечей, кислых фруктов (долек лимо­нов), ксантинола никотината, последний принимается в дозах от 1/4 до 1 табл. по 0,15 для рассасывания в ротовой полости или беллал-гина аналогичным образом (при отсутствии противопоказаний);

- отрицательные обонятельные ощущения - обоняние наша­тырного спирта или других субъективно неприятных запахов.

Третий этап

На этом этапе для повышения потенциала стрессоустойчиво-сти переходят к личностно-ориентированным воздействиям. Пер­воначально используют способ актуализации ресурсов, направ­ленный на использование естественных, уже имеющихся у пациен­та психологических или физических возможностей и резервов (см. метод «Актуализация ресурсов»). Эти «сильные стороны лично­сти» могут быть как положительного, так и отрицательного, в т. ч. социально не одобряемого свойства. Последние по-новому интер­претируют и «канализируют» с целью повышения социальной конгруэнтности. Тренируют их «извлечение» и применение в со­ответствии с новым «адресным прикреплением».

Далее используют технику апробации психологических защит. Этот метод направлен на расширение арсенала защитных психологических реакций пациента и одновременно на устране­ние тенденции к использованию патологических вариантов этих реакций. При апробации защит, которая представляет собой роле­вой тренинг и самостоятельные упражнения пациент, предвари­тельно ознакомленный с особенностями различных вариантов психологической защиты, пробует «вживаться» в каждый из них поочередно и соответствующим образом адаптироваться к акту­альным для себя проблемам. Первоначально ему не объясняют, каковы достоинства или недостатки каждого стиля поведения, вводя лишь в содержательную сторону защиты и объясняя как пользоваться конкретной технологией. Благодаря этому больной

без оценочных помех в процессе апробации узнает себя (процесс идентификации) в той или иной модели психологической защиты.

Четвертый этап

Содержанием этого этапа является когнитивно-ценностная коррекция личности (см. «Когнитивно-ценностная гармониза­ция личности»), направленная на формирование у пациента мо­тивации к личностному росту и развитие черт гармоничной лич­ности. Для этого с использованием суггестии его информируют о проявлениях психологической дисгармонии и гармонии в рамках когнитивно-аналитической концепции личности.

Первоначально дают клинико-психологическую характери­стику дезадаптивных когнитипов личности, для того чтобы па­циент узнал себя в одном из них. Данную информацию преподно­сят в виде аверсионного внушения для переориентации пациента, отказа от дезадаптирующих установок и принятия позитивных моделей поведения, характерных для адаптивных когнитипов.

Далее пациенту раскрывают клинико-психологическую ха­рактеристику адаптивных когнитипов. Это проводят в виде сим­патического внушения, больного настраивают на принятие, интериоризацию концептуально-поведенческого алгоритма адаптив­ной личности, адаптивного стиля мышления.

Пятый этап

На этом этапе внимание направляют на повышение неспеци­фической психологической толерантности и стрессоустойчи-вости. Здесь проводят когнитивные воздействия, обсуждение оп­тимальных моделей поведения в ситуациях, несущих в себе по­тенциальную опасность психологического срыва. Обычно их ядром является переживание той или иной утраты. Это не вклю­чает в себя актуальные для пациента психотравмирующие («спе­цифические») события, которые прорабатываются на 6 этапе. Наиболее типичны следующие ситуации:

- ущемленное самолюбие,

- кризис самооценки,

- несовпадение желаемого и действительного,

- материальный крах,

- проблемы с близкими,

- проблемы со здоровьем,

- проблемы с внешностью,

- возрастные изменения,

- конфликт с начальством (учителями, родителями),

- конфликт с сотрудниками (одноклассниками),

- одиночество,

- невостребованность и т. д.

«

Рассматривают все ракурсы и аспекты этих стрессогенных ситуаций. Составляется индивидуальная иерархическая шкала утрат. Пациент получает суггестивные тексты относительно каж­дого неспецифического типа психотравмы и заучивает их (вер-бально-суггестивное самопрограммирование).

Далее осуществляют визуально-вербальное самопрограм­мирование поведения - многократное зрительное диссоцииро­ванное и ассоциированное представление возможных стрессов и вариантов позитивного реагирования на них на фоне проговари-вания заученных аутосуггестивных текстов и выполнения психо-регулирующих упражнений седативного характера. Качество ус­воения информации проверяется при повторных сеансах.

Может применяться также и другой, несколько более слож­ный вариант повышения неспецифической психологической то­лерантности и стрессоустойчивое™, включающий в себя сле­дующие психологические операции:

1. Осознание и/или визуализация шкалы жизненных цен­ностей с представлением на вершине этой шкалы ценности пси­хологической гармонии с пониманием всесторонней выгодности такого типа личностной организации.

2. Осознание и/или визуализация минимального достаточного объема жизненных благ. В соответствии с обсужденными ранее (п. 1) позициями пациент вновь выделяет и принимает минимум («позитивно-ценностный минимум миниморум»), который был бы достаточным для сохранения субъективного состояния психологи­ческого комфорта, «даже если бы весь остальной мир рухнул».

3. Позитивная интерпретация психотравмирующего фак­тора и позитивное прогнозирование.

4. «Девальвация стресса» - понижение до максимально воз­можного уровня ценности негативного воздействия, осознание и/или визуализация этого.

5. Параллельное проведение упражнений седативного ха­рактера (того или иного варианта психической саморегуляции) и психосенсорных манипуляций с ослаблением параметров представ­ляемых образов.

В завершение 5 этапа проводятся тематические ролевые тре­нинги («Тренинги утрат»), в процессе которых разыгрываются различные ситуации, обладающие психотравмирующим потен­циалом, позволяющие пациенту приближенно к жизни реализо­вать отработанные ранее модели адаптивного поведения. Темати­ка этих тренингов соответствует приведенному выше списку стрессогенных ситуаций. Каждый вид утраты «взвешивается» в соответствии со шкалой утрат.

Шестой этап

На шестом этапе у пациента развивают специфическую психологическую толерантность по отношению к индивиду­альному, характерному для данной личности спектру психотрав-мирующих ситуаций. При этом используются когнитивные воз­действия и самовоздействия, среди которых ведущее значение имеет когнитивно-векторный способ. Он реализуется путем осу­ществления мыслительных операций по когнитивно-векторной схеме, отраженной на рис. 6.

В качестве триггера позитивной модели поведения может быть выбран любой значимый стимул, настраивающий пациента на адаптивное реагирование, - какой-либо образ, слово или фра­за, варианты мимики и жестов и т. п. Важной является предвари­тельная проработка проблемных тем пациента по векторной схе­ме с коррекцией негативных тенденций и составлением аутосуггестивных текстов, представляющих собой алгоритмы когнитив­ной регуляции поведения.

Рис. 6. Когнитивно-векторная схема регуляции психологических реакций

Помимо этого на данном этапе используются когнитивно-сенсорные манипуляции и тематические ролевые тренинги,

ориентированные здесь на индивидуальные, специфические про­блемы пациента, включающие также отработку навыка когни­тивно-векторной регуляции. Их при необходимости подкрепляют любыми другими методами психической саморегуляции.

Седьмой этап

На этом этапе проводится проверка результатов лечения в реальных психотравмирующих условиях с соблюдением принци­па постепенности и предварительной подготовленности. Реаль­ный контакт с негативными факторами осуществляется по иерар­хической схеме - от минимального «объема» взаимодействия до максимального. Перед этим и параллельно развитию ситуации пациент выполняет освоенные ранее упражнения.

Методика повышения психологической толерантности и стрессоустойчивости проводится в виде психотерапевтического марафона или отдельных сеансов, индивидуально, в группе или с вовлечением семьи. Продолжительность сеансов не лимитирует­ся, их должно быть столько, сколько нужно, среднее количество колеблется в пределах от 7 до 10.

Динамическое наблюдение, поддерживающие сеансы и кор­рекция состояния с учетом индивидуальной необходимости по­вышают степень устойчивости достигнутых результатов.

 

 

Глава 24



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.195 (0.011 с.)