Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тренинг психофизиологической толерантности и стрессоустойчивости (коррекция сензитивности)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Низкая толерантность к психологическим стрессорам и психическим травмам - различные варианты психологической уязвимости и устойчивые стереотипы дезадаптивного поведения. Они являются основными причинами психогенных расстройств. Интолерантность такого рода связана со специфическими особенностями личности и ее истории. Жизнь в современном обществе изобилует негативными ситуациями, насыщена отрицательными эмоциями. В настоящее время практически невозможно найти место, в котором можно было бы избавиться от психологических перегрузок и психических травм. Развитие средств коммуникации и транспорта, миграция населения и рост его благосостояния сближают условия жизни в городе и сельской местности. Выравнивается и угроза для психического здоровья. В обоих случаях наблюдается тенденция к росту пограничных психических и аддиктивных расстройств - и тот и другой виды патологии являются индикаторами социально-психологического неблагополучия общества. В связи с этим задача формирования толерантности к психо-травмирующим факторам и повышения стрессоустойчивости является весьма актуальной - на ее решение и направлен тренинг психофизиологической толерантности и стрессоустойчивости, коррекции сензитивности. Методика включает в себя комплекс приемов, которые позволяют оказывать корректирующее влияние на основы эмоционально-поведенческих реакций, нейрофизиологические и глубинные личностные структуры, патогенетически связанные с риском нарушения процесса адаптации и являющиеся причинами интолерантности к психогенным факторам. На диагностическом этапе, помимо стандартного набора исследований, уделяется внимание изучению элементов личностной организации, которые имеют отношение к психологической уязвимости, повышенной восприимчивости к негативным психологическим воздействиям. На этой основе осуществляют рациональную психотерапию и суггестивное воздействие, разъясняя, убеждая и внушая концепцию о ведущей роли интолерантности к стрессам в возникновении и сохранении патологических отклонений. До сведения пациента доводят, что целью метода является дестабилизация и устранение негативных когнитивно-поведенческих стереотипов, являющихся помехой для гармоничной жизни, и усвоение нового когнитивно-поведенческого стиля, повышающего уровень адаптированности к социальной среде. Разрабатывают индивидуальную схему повышения психологической толерантности и стрессоустойчивости. Из лечебно-коррекцион-ного арсенала методики формируют набор доступных, индивидуально приемлемых действий и операций, оказывающих как ней-рокоррекционное, так и личностно-реконструирующее действие. Затем в соответствии с разработанной схемой осуществляют последовательное поэтапное лечебно-коррекционное воздействие, которое проводят преимущественно в состоянии бодрствования пациента, при необходимости для ускорения усвоения лечебной информации используют гипнотерапию. Методика повышения психологической толерантности и стрессоустойчивости включает в себя семь этапов, при реализации которых применяются многообразные психотерапевтические приемы. Первый этап Для ускоренного формирования способности к произвольному контролю над психоэмоциональным состоянием и повышения психологической толерантности и стрессоустойчивости пациента обучают психической саморегуляции. Вначале у всех занимающихся развивают способности к психосенсорной и ментальной саморегуляции. Это имеет как нейрофизиологический смысл - в виде реального повышения способностей к произвольному контролю над психосенсорной и ментальной сферами, так и скрытый, суггестивный, представляя собой метафору управления психоэмоциональным состоянием и первую ступень этой способности. Переживания человека являются сенсорно-зависимыми, с одной стороны, и когнитивно опосредованными, ментальными -с другой. Тренировка способностей к регуляции в пределах различных уровней психического является важным элементом повышения толерантности к стрессорам. Для этого в пределах каждой сенсорной системы проводят упражнения по ослаблению параметров сенсорно-определенных представлений, как положительных, приятных, так и отрицательных, неприятных. Все это позволяет одновременно уменьшать и психоэмоциональные эффекты восприятия. Для зрительной системы используется: представление ярких, крупных, близких, контрастных, цветных образов с уменьшением их яркости, размеров, расстояния до них, степени контраста и цветонасыщенности, а также «расфокусировка» - «всматривание» сквозь предметы и людей (представление прозрачности предметов или людей). Для слуховой системы: воспроизведение (реальное и по памяти) громких, быстрых, отчетливых звуков с уменьшением их громкости, скорости звучания и отчетливости. Для кинестетической системы: регуляция мышечного тонуса в диапазоне от напряжения тех или иных мышечных групп до релаксации. В тактильно-осязательной системе: вариации прикосновений, фиксаций, точечных воздействий от максимальных по интенсивности до минимальных. В ольфакторной и вкусовой системах используются соответствующие представления по памяти с их изменением от максимально воспроизводимых до устранения воспоминания. На уровне ментальности проводят обучение понижению степени отчетливости осознания мыслей - вытесняют, «гасят», «затуманивают» возникающие в сознании мысли и тренируют способность не задерживаться ни на одной из них, мгновенно пере- ходить к другой в виде «потока сознания», свободного, нефиксированного течения мыслей. Все эти упражнения проводят до 30-40 раз в день. В дальнейшем, на 6 этапе они используются для изменения, вплоть до нейтрализации, степени негативного воздействия психотравмирую-щих факторов. При этом негативные влияния модифицируются в пределах каждой сенсорной системы изолированно или комплексно, в процессе контакта с отрицательными факторами или постфактум, вплоть до полного устранения отрицательной эмоции. Далее пациента обучают последовательному систематическому самоконтролю. Овладение им начинают с наиболее простых, не проблемных поведенческих актов (удовлетворение чувства голода, чистка зубов, выбор одежды соответственно ситуации и погодным условиям и т. п.). Далее переходят к тренировке произвольного самовлияния при более сложных, но также не проблемных действиях и поступках, а в итоге используют натренированный стереотип последовательного систематического самоконтроля при взаимодействии с психотравмирующими факторами. Последнее отрабатывается уже на 6 этапе. Второй этап Степень психофизиологической и психологической уязвимости обратно пропорциональна степени толерантности к негативным психологическим воздействиям, поэтому развитие стрессоустойчивости включает в себя коррекцию различных уровней чувствительности. На втором этапе повышают адаптивные способности с помощью тренинга коррекции психофизиологической сензитивности. Это касается повышения порога чувствительности по отношению к соматовегетативным факторам, безвредным для здоровья состояниям физиологического дискомфорта, которые пациент постепенно обучается переносить. Тренинг имеет как очевидный, тренирующий соматовегетативную толерантность смысл, так и скрытый, являясь метафорой и предшествующей ступенью повышения психологической толерантности. Упражнения включают в себя адаптацию к различным негативным психофизиологическим состояниям, таким как: - дефицит ночного сна - уменьшение продолжительности ночного сна до безвредных пределов в ограниченные периоды времени, вплоть до эпизодов полного отказа от сна; - вынужденные неудобные позы - удержание любых физиологически безопасных вариантов неудобных положений тела, туловища и конечностей (асан из системы йогов или их модификаций) продолжительностью от нескольких минут до максимально возможного времени; - холодовые и тепловые закаливающие процедуры (с учетом принципа постепенности) - общие и местные ванны, растирания, обертывания, контакты со снегом, льдом или с горячей водой и разогретыми предметами; - отказ от излюбленных видов пищи в течение определенного времени; - чувство голода - увеличение промежутков в приеме пищи до максимально возможных, а при наличии квалифицированного медицинского наблюдения и отсутствии противопоказаний - лечебное голодание оптимальной продолжительности; - допустимые варианты адаптации к боли - упражнения с акупрессурой, увеличивающиеся по продолжительности, с использованием сензитивных точек: Хэ-Гу, козелков ушных раковин, локтевых мыщелков («точек Бехтерева») и др.; - отрицательные тактильные ощущения - контакты, прикосновения к горячим предметам и жидкостям, колкому, острому (с обязательным исключением какого-либо риска и вреда), нанесение и втирание мази «Финалгон» на различные по площади участки кожи; - сосудистые реакции - адаптация к перепадам сосудистого тонуса с помощью приема таблеток никотиновой кислоты или ксантинола никотината в нарастающих дозах (никотиновая кислота, витамин РР - таблетки 0,05 г в разовых дозах для детей -до 0,025-0,05 г, для взрослых - до 0,15-0,5 г, суточные дозы для детей - до 0,15 г, для взрослых - до 1 г; ксантинола никотинат -таблетки 0,15 г в разовых дозах для детей - 0,03-0,05 г, для взрослых - до 0,15 г, суточные дозы для детей - до 0,15 г, для взрослых - до 0,9 г), таблетки дают при отсутствии противопоказаний с 200 мл воды; - отрицательные вкусовые ощущения - толерантность тренируется с помощью приема горечей, кислых фруктов (долек лимонов), ксантинола никотината, последний принимается в дозах от 1/4 до 1 табл. по 0,15 для рассасывания в ротовой полости или беллал-гина аналогичным образом (при отсутствии противопоказаний); - отрицательные обонятельные ощущения - обоняние нашатырного спирта или других субъективно неприятных запахов. Третий этап На этом этапе для повышения потенциала стрессоустойчиво-сти переходят к личностно-ориентированным воздействиям. Первоначально используют способ актуализации ресурсов, направленный на использование естественных, уже имеющихся у пациента психологических или физических возможностей и резервов (см. метод «Актуализация ресурсов»). Эти «сильные стороны личности» могут быть как положительного, так и отрицательного, в т. ч. социально не одобряемого свойства. Последние по-новому интерпретируют и «канализируют» с целью повышения социальной конгруэнтности. Тренируют их «извлечение» и применение в соответствии с новым «адресным прикреплением». Далее используют технику апробации психологических защит. Этот метод направлен на расширение арсенала защитных психологических реакций пациента и одновременно на устранение тенденции к использованию патологических вариантов этих реакций. При апробации защит, которая представляет собой ролевой тренинг и самостоятельные упражнения пациент, предварительно ознакомленный с особенностями различных вариантов психологической защиты, пробует «вживаться» в каждый из них поочередно и соответствующим образом адаптироваться к актуальным для себя проблемам. Первоначально ему не объясняют, каковы достоинства или недостатки каждого стиля поведения, вводя лишь в содержательную сторону защиты и объясняя как пользоваться конкретной технологией. Благодаря этому больной без оценочных помех в процессе апробации узнает себя (процесс идентификации) в той или иной модели психологической защиты. Четвертый этап Содержанием этого этапа является когнитивно-ценностная коррекция личности (см. «Когнитивно-ценностная гармонизация личности»), направленная на формирование у пациента мотивации к личностному росту и развитие черт гармоничной личности. Для этого с использованием суггестии его информируют о проявлениях психологической дисгармонии и гармонии в рамках когнитивно-аналитической концепции личности. Первоначально дают клинико-психологическую характеристику дезадаптивных когнитипов личности, для того чтобы пациент узнал себя в одном из них. Данную информацию преподносят в виде аверсионного внушения для переориентации пациента, отказа от дезадаптирующих установок и принятия позитивных моделей поведения, характерных для адаптивных когнитипов. Далее пациенту раскрывают клинико-психологическую характеристику адаптивных когнитипов. Это проводят в виде симпатического внушения, больного настраивают на принятие, интериоризацию концептуально-поведенческого алгоритма адаптивной личности, адаптивного стиля мышления. Пятый этап На этом этапе внимание направляют на повышение неспецифической психологической толерантности и стрессоустойчи-вости. Здесь проводят когнитивные воздействия, обсуждение оптимальных моделей поведения в ситуациях, несущих в себе потенциальную опасность психологического срыва. Обычно их ядром является переживание той или иной утраты. Это не включает в себя актуальные для пациента психотравмирующие («специфические») события, которые прорабатываются на 6 этапе. Наиболее типичны следующие ситуации: - ущемленное самолюбие, - кризис самооценки, - несовпадение желаемого и действительного, - материальный крах, - проблемы с близкими, - проблемы со здоровьем, - проблемы с внешностью, - возрастные изменения, - конфликт с начальством (учителями, родителями), - конфликт с сотрудниками (одноклассниками), - одиночество, - невостребованность и т. д. « Рассматривают все ракурсы и аспекты этих стрессогенных ситуаций. Составляется индивидуальная иерархическая шкала утрат. Пациент получает суггестивные тексты относительно каждого неспецифического типа психотравмы и заучивает их (вер-бально-суггестивное самопрограммирование). Далее осуществляют визуально-вербальное самопрограммирование поведения - многократное зрительное диссоциированное и ассоциированное представление возможных стрессов и вариантов позитивного реагирования на них на фоне проговари-вания заученных аутосуггестивных текстов и выполнения психо-регулирующих упражнений седативного характера. Качество усвоения информации проверяется при повторных сеансах. Может применяться также и другой, несколько более сложный вариант повышения неспецифической психологической толерантности и стрессоустойчивое™, включающий в себя следующие психологические операции: 1. Осознание и/или визуализация шкалы жизненных ценностей с представлением на вершине этой шкалы ценности психологической гармонии с пониманием всесторонней выгодности такого типа личностной организации. 2. Осознание и/или визуализация минимального достаточного объема жизненных благ. В соответствии с обсужденными ранее (п. 1) позициями пациент вновь выделяет и принимает минимум («позитивно-ценностный минимум миниморум»), который был бы достаточным для сохранения субъективного состояния психологического комфорта, «даже если бы весь остальной мир рухнул». 3. Позитивная интерпретация психотравмирующего фактора и позитивное прогнозирование. 4. «Девальвация стресса» - понижение до максимально возможного уровня ценности негативного воздействия, осознание и/или визуализация этого. 5. Параллельное проведение упражнений седативного характера (того или иного варианта психической саморегуляции) и психосенсорных манипуляций с ослаблением параметров представляемых образов. В завершение 5 этапа проводятся тематические ролевые тренинги («Тренинги утрат»), в процессе которых разыгрываются различные ситуации, обладающие психотравмирующим потенциалом, позволяющие пациенту приближенно к жизни реализовать отработанные ранее модели адаптивного поведения. Тематика этих тренингов соответствует приведенному выше списку стрессогенных ситуаций. Каждый вид утраты «взвешивается» в соответствии со шкалой утрат. Шестой этап На шестом этапе у пациента развивают специфическую психологическую толерантность по отношению к индивидуальному, характерному для данной личности спектру психотрав-мирующих ситуаций. При этом используются когнитивные воздействия и самовоздействия, среди которых ведущее значение имеет когнитивно-векторный способ. Он реализуется путем осуществления мыслительных операций по когнитивно-векторной схеме, отраженной на рис. 6. В качестве триггера позитивной модели поведения может быть выбран любой значимый стимул, настраивающий пациента на адаптивное реагирование, - какой-либо образ, слово или фраза, варианты мимики и жестов и т. п. Важной является предварительная проработка проблемных тем пациента по векторной схеме с коррекцией негативных тенденций и составлением аутосуггестивных текстов, представляющих собой алгоритмы когнитивной регуляции поведения. Рис. 6. Когнитивно-векторная схема регуляции психологических реакций Помимо этого на данном этапе используются когнитивно-сенсорные манипуляции и тематические ролевые тренинги, ориентированные здесь на индивидуальные, специфические проблемы пациента, включающие также отработку навыка когнитивно-векторной регуляции. Их при необходимости подкрепляют любыми другими методами психической саморегуляции. Седьмой этап На этом этапе проводится проверка результатов лечения в реальных психотравмирующих условиях с соблюдением принципа постепенности и предварительной подготовленности. Реальный контакт с негативными факторами осуществляется по иерархической схеме - от минимального «объема» взаимодействия до максимального. Перед этим и параллельно развитию ситуации пациент выполняет освоенные ранее упражнения. Методика повышения психологической толерантности и стрессоустойчивости проводится в виде психотерапевтического марафона или отдельных сеансов, индивидуально, в группе или с вовлечением семьи. Продолжительность сеансов не лимитируется, их должно быть столько, сколько нужно, среднее количество колеблется в пределах от 7 до 10. Динамическое наблюдение, поддерживающие сеансы и коррекция состояния с учетом индивидуальной необходимости повышают степень устойчивости достигнутых результатов.
Глава 24
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.195 (0.011 с.) |