Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прикладное применение когнитивно-аналитической концепции личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные положения когнитивно-аналитической суггестивно-бихевиоральной психотерапии (фундаментальной позитивной реинтеграции личности) Когнитивно-аналитическая суггестивно-бихевиоральная психотерапия имеет своей целью переформирование когнитивного типа личности и опирается на ряд принципов, включающих в себя идентификационно-диагностическую и собственно психотерапевтическую части. Последняя представляет собой совокупность методов, инициирующих, активирующих начало позитивной реинтеграции личности, консолидирующих этот процесс (фиксирующих позитивные когнитивно-поведенческие изменения) и завершающих его (подготавливающих пациента к самостоятельной жизни). Часть методов ФПРЛ имеет характер преимущественного гетеровоздействия, при котором ведущая роль отводится психотерапевту, в другой части доминируют аутовоздействия, при которых пациент после обучения осуществляет самостоятельные, аутопсихотерапевтические манипуляции. Соблюдение принципов данной методики и адекватное содержание ее составных частей обеспечивает высокий эффект психотерапевтической, психокоррекционной и профилактической помощи. Принципы ФПРЛ 1. Патогенетический характер помощи. 2. Интсгративность, тотальность психотерапевтического воздействия. 3. Интенсивность лечебно-коррекционной помощи. 4. Активация психологических ресурсов пациента. 5. Сочетание гетеровоздействий с аутовоздействиями. 6. Последовательное овладение пациентом адаптивными когнитивно-поведенческими стереотипами с использованием механизмов десенсибилизации по отношению к психотрав-мирующим факторам. 7. Динамическое наблюдение с контролем отдаленных результатов и проведением своевременной коррекции отклонений от состояния психического благополучия. Эти принципы находятся в синергической взаимосвязи друг с другом. Ниже каждый из них рассматривается более подробно. 1. Патогенетический характер помощи - воздействие на глубокие мнестичсскис, концептуальные и когнитивно-ценностные структуры, определяющие поведение личности. Этот принцип является наиболее важным. Симптоматическая помощь, ориентированная на снятие внешних проявлений психогенного заболевания (депрессивных, тревожных, эксплозивных, психосоматических или иных) без нейтрализации вышеуказанных образований, приносит лишь временный эффект или не дает никакого результата. При патогенетических психотерапевтических воздействиях вектор коррекции направлен к эмоционально-поведенческому потенциалу, как к основе поведения. Влияния в пределах функционально-динамической системы, «обслуживающей» этот потенциал и являющейся вторичной, малоперспективны. Эмоционально-поведенческие и мыслительные стереотипы меняются лишь при изменении их концептуально-ценностных основ. Помимо коррекции концепций и ценностей важно изменить стереотип непосредственного поведенческого aicia - последовательность от побудительного психоэмоционального дисбаланса, оценки опыта и актуальной ситуации, планирования, санкционирования и контроля над действиями по достижению цели до результирующей оценки деятельности и архивирования полученного опыта. В части случаев, таких как возрастные кризисы, психоорганические расстройства или абстинентные состояния патогенетический подход предполагает и биологически ориентированную помощь, например, психофармакотерапию. Вопросы выбора психотерапевтических стратегий, мише* (локусов) и рычагов воздействия рассматриваются в главе «К иитивно-ценностная гармонизация личности». Их основой являь ся прикладные психотерапевтические модели организации э» ционально-поведенческих реакций - интегративно-онтогенетич кая (рис. 3, часть 2) и функционально-динамическая - адапти] ванные варианты когнитивно-аналитической структуры личное и поведенческого цикла. 2. Интегративность, тотальность психотерапевтического в действия: охват когнитивной и психосенсорной сфер, осознав мых и подсознательных уровней личности с их вербальной и вербальной представленностью, абстрактно-логического, нагл но-образного, наглядно-действенного мышления, прошлого oi та, настоящего и экспектаций, прогнозов на будущее, а также лесного, в широком смысле психосоматического уровня. Этот принцип адекватным образом отвечает интегратив! основе организации психической деятельности, вооружая паци та широким арсеналом воздействий на собственные проблем* психологические состояния. Графически это отражает рис. 3. Рис. 3. Интегративный характер воздействия ФПРЛ 3. Интенсивность лечебно-коррекционного воздействия - адекватные частота и продолжительность сеансов, позволяющие достичь эффекта суммации, благодаря которому возникает лавинообразное нарастание позитивных изменений в состоянии пациента. Для этого проводятся 2-3-х часовые сеансы 2-3 раза в неделю или ежедневный многочасовой психотерапевтический марафон в течение 7-10 дней. Однако в тех случаях, когда целесообразным является постепенное, не ограниченное во времени переформирование личности пациента, выбирается другой режим сеансов. 4. Активация психологических ресурсов пациента. Лечение ускоряется при использовании сильных сторон личности, уже имеющихся качеств, способных при должной стимуляции или при переориентации, изменении зоны их использования вытеснить патологические когнитивно-поведенческие стереотипы. Подходящие ресурсы можно найти в любом случае, даже у тяжело больных лиц. Кроме психологических могут быть использованы и любые другие ресурсы, например, физические - сила или красота, преподносимые адекватным образом. 5. Сочетание гетеровоздействий (помощи со стороны психотерапевта) с аутовоздеиствиями (обучением пациента психической саморегуляции) позволяет достичь главной цели патогенетической психотерапии - освобождения пациента от внешнего контроля и коррекции, формирования самостоятельной личности с высоким коэффициентом адаптивности. Многолетнее, иногда пожизненное, активное сопровождение пациента может отражать некомпетентность специалиста или ошибочность позиций школы, которой он придерживается. Обычно при ФПРЛ больные овладевают сразу несколькими методами психической саморегуляции, которые позволяют эффективно осуществлять самопрограммирование оптимального поведения и контролировать его реализацию. 6. Последовательное овладение адаптивными когнитивно-поведенческими стереотипами с использованием механизмов десенсибилизации по отношению к психотравмирующим факторам. Это реализуется в процессе постепенного перехода от этапа визуализации негативных воздействий к моделированию взаимодействия с ними в ролевом тренинге, после успешного выполнения ко- торого переходят к реальному контакту с проблемными ситуациями, используя сформированные на предыдущих этапах навыки. 7. Динамическое наблюдение с контролем отдаленных результатов и проведением своевременной коррекции отклонений от состояния психического благополучия. При этом используют график «затухающих», все более редких психотерапевтических контактов. Выполнение этого принципа позволяет исключить рецидивы заболевания. Составные части ФПРЛ ФПРЛ включает в себя 2 составные части: идентификационно-диагностическую и собственно психотерапевтическую, позитивно реинтегрирующую, которые последовательно используются в процессе работы с пациентом. Первая, идентификационно-диагностическая часть построена на исследовательской мысли психотерапевта, нацеленной на изучение психологической и патопсихологической феноменологии, ЭТИОЛОГИИ и патогенеза беспокоящих пациента расстройств. Вектор движения этого когнитивного процесса направлен от феномена к феноменогенезу, от внешних проявлений к их основе, от функционально-динамической системы к эмоционально-поведенческому потенциалу. Диагностический процесс сопровождается идентификацией, соотнесением выявленных отклонений с определенными когнитивными базисами, когнитипами личности и факторами нейрогенеза и психогенеза. Его результатом является когнитивно-аналитический диагноз. Вектор второй, психотерапевтической, позитивно реинтег-рирующей части имеет обратную направленность - от основы к феномену, от переформирования ядерных концепций к переформированию когнитивно-поведенческого стиля, когнитивного типа личности, от эмоционально-поведенческого потенциала к функционально-динамической системе. При этом психотерапевт информирует пациента о содержании когнитивно-аналитической концепции личности, раскрывает перед ним найденные отклонения и концепцию его заболевания, осуществляя далее в адекватном объеме необходимую помощь. Выбор комбинации и последовательности применения методов ФПРЛ зависит от особенностей этиологии, патогенеза и клиники в каждом конкретном случае. В комплекс лечения могут входить также любые другие варианты психотерапии, психокоррекции или психофармакотерапия. Продолжительность сеансов и лечения в целом не лимитируется, средние временные параметры, использованные нами, рассмотрены во введении. Предлагаемые методы оказывают влияние на личностный уровень. Воздействия на биологический уровень при необходимости проводятся предварительно или параллельно психотерапевтическим воздействиям с помощью психофармакотерапии согласно имеющимся показаниям. Вспомогательную роль при коррекции отклонений на этом уровне могут играть приемы психической саморегуляции, влияющие на степень психической активности (например, психомышечная релаксация или активация, дыхательные техники). Методы ФПРЛ представлены ниже в таблицах 4-9. Таблица 4. Методы психотерапии и психокоррекции ФПРЛ
Таблица 5. Методы, инициирующие позитивную реинтеграцию личности
Таблица 6. Методы, консолидирующие позитивную реинтеграцию личности
Таблица7. Методы, завершающие позитивную реинтеграции личности
Таблица 8. Методы преимущественного гетеровоздепствия
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.146.180 (0.009 с.) |