Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этап. Тренинг пластичности, коррекция психофизиологической ригидности с целью повышения готовности пациента к освобождению от дезадаптивных стратегий поведения и усвоению новых, адаптивныхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Психологическая ригидность является одной из причин дис-конгруэнтности личности и среды. Личность может не успевать за динамикой жизни, переменами социальных условий и индивидуальных особенностей окружающих людей, сохранять неадекватные, консервативные, не раз доказавшие свою вредоносность когнитивно-поведенческие стратегии. Отсюда необходимость развития психологической пластичности как таковой или доведение до различных уровней личности идеи целесообразности перемен и их принятия. Задачи этого этапа решаются с помощью метода «Тренинг пластичности (коррекция психофизиологической ригидности)» на инициирующем этапе ФПРЛ. Этап. Когнитивно-ценностная гармонизация личности Этот этап реализуется путем применения метода «Когнитивно-ценностная гармонизация личности», которая является центральным звеном ФПРЛ. Именно здесь решается задача личностного роста пациента, переформирование глубоких структур когнитивного типа, изменения характерной для него, не адекватной условиям реальной жизни системы ценностей и отношений, коррекция когнитивных искажений, устранение психологической дисгармонии. 6 этап. Устранение негативных, дезадаптирующих когнитивно-поведенческих стереотипов с нейтрализацией нежелательных реакций на патогенные триггеры - стимулы, запускающие аномальные реакции Задачи 6 этапа также относятся к весьма важным и решаются с помощью адекватного объема консолидирующих методов ФПРЛ. Устранение дезадаптирующих стереотипов мышления и поведения является неполным, если не проводится нейтрализация действия патогенных триггеров (внутренних или внешних), инициирующих аномальные реакции. Это позволяет наиболее глубоко оздоровить поведенческие системы личности, так как оказывает влияние на самые ранние этапы организации поведения. Этап. Фиксация позитивных, адаптирующих когнитивно-поведенческих стереотипов Лишение больного привычных патологических стереотипов, осуществляемое на предыдущем этапе, создает внутрипсихологи-ческий «вакуум», исчезновение устоявшейся системы мировосприятия может восприниматься как кризис. Поэтому вместо дезадаптирующих концепций и моделей поведения фиксируют их альтернативные, позитивные варианты, повышающие адаптационный потенциал личности и устраняющие основы для новых психологических кризисов. Эта важная задача осуществляется с помощью применения индивидуального набора методов консолидирующего этапа ФПРЛ. Этап. Обучение пациентов психической саморегуляции Освобождение пациента от помощи и опеки со стороны психотерапевта или других лиц является следующей важной целью ФПРЛ. Данное направление позволяет достичь необходимого уровня психологической грамотности для успешной социальной адаптации. Обучение пациентов психической саморегуляции проводится с помощью соответствующих методов на завершающем этапе. Эти методы нацелены на своевременное применение как в специальных благоприятных условиях, при изоляции от внешних помех, так и в ситуациях непосредственного общения, незаметно для окружающих, тогда когда они особенно нужны. Этап. Последовательная тренировка адаптивных навыков в условиях визуализации проблемных ситуаций, ролевого тренинга и в реальных психотравмирующих условиях На этом этапе ставится задача подготовить пациента к реальной жизни. Временное отстранение от проблемных ситуаций, тем более полное, например, при лечении в стационаре, само по себе облегчает состояние пограничных больных. Вдалеке от психотравм легко «быть здоровым». На определенном этапе лечения при отсутствии контакта с негативными стимулами пациенты часто перестают предъявлять жалобы на свое самочувствие, однако «правда жизни» может легко лишить их душевного равновесия. Для профилактики рецидивов при завершении методов консолидирующего и заключительного этапов ФПРЛ проводится постепенная подготовка пациента к встрече с острыми проблемами, последовательная тренировка адаптивных навыков. Первоначально это проводится в условиях визуализации проблемных ситуаций, затем ролевого тренинга и после закрепления навыков на этих этапах - в реальных психотравмирующих условиях. Этап. Коррекция сензитивности (повышение психофизиологической толерантности и стрессоустоичивости) Подготовка к трудностям жизни при ФПРЛ затрагивает не только специфические проблемы пациента и его «локальную» уязвимость, но и предполагает всестороннее повышение сопротивляемости к негативным психологическим факторам вообще. С этой целью на завершающем этапе проводится тренинг психофизиологической толерантности и стрессоустоичивости (коррекция сензитивности). Этап. Динамическое наблюдение, контроль и поддерживающие сеансы ФПРЛ ориентируется на достижение долгосрочных результатов, эту задачу помогает осуществить динамическое наблюдение, контроль и поддерживающие сеансы. Для этого с пациентом выбирают индивидуальное расписание контрольных коррекционно-диагностических встреч, которые проводятся с разной частотой -от 1-й в месяц до 1-й в полгода, год, 3 года или еще реже. Кроме личных встреч практикуются телефонные беседы, а также почтовая вязь или контакты через Интернет с использованием тестов.
Часть II МЕТОДЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПОЗИТИВНОЙ РЕИНТЕГРАЦИИ ЛИЧНОСТИ Глава 1 АВЕРСИОННЫЙ ТРЕНИНГ Метод используется для отторжения ранее предпочитаемой патологической модели поведения и устранения зависимости от психоактивных веществ, объектов или отдельных лиц и представляет собой аверсионный лечебно-коррекционный комплекс. Его основное содержание составляют модифицированные приемы условно-рефлекторной психотерапии и якорной техники ней-ролингвистического программирования, которые включают в себя тематически ориентированную аверсионную суггестию и аутосуггестию, подкрепляемую специальными манипуляциями, облегчающими вызывание нужных реакций. Проработка проблемных тем пациента на фоне повторяющейся аверсионно ориентированной стимуляции эмоции неприятия, тошнотно-рвотных, болевых и других отрицательных реакций формирует негативизм по отношению к нежелательному поведению или объектам зависимости. Первоначально создают «аверсионный потенциал личности» - набор отрицательных реакций, впечатлений, воспоминаний, ожиданий и прогнозов. Данный потенциал по своей эмоциональной и интеллектуально опосредованной силе должен быть конкурентоспособным по отношению к интеллектуальной и эмоциональной заряженно-сти негативного состояния, которое предполагается корректировать или нейтрализовать. Для этого используют информацию, полученную на диагностическом этапе, - шкалу аверсии, выбирая из нее наиболее неприятные факторы. Они относятся к разряду первично-аверсионных условно-рефлекторных стимулов - воздействий, вызывающих реакцию неприятия и отвращения, уже сформированных ранее естественным образом. Это могут быть тошнотно-рвотные, тревожные, устрашающие, депрессогенные и другие неприятные реакции, связанные с определенными впечатлениями из собственно пережитого или увиденного со стороны (несчастными случаями, травмами, оперативными вмешательствами, воспоминаниями о перенесенной боли, образами рвотных масс, фекалий, червей, слизней, гнилостного процесса и т. п.). Они могут включать в себя собственно вербальную информацию об этом событии, образы из тех или иных сенсорных систем (зрительной, слуховой, ольфакторной, вкусовой, тактильной, кинестетической) и их мимико-пантомимическое сопровождение. В их структуре важно выделить ядерные сегменты - наиболее эмоционально насыщенные компоненты, которые далее при воспроизведении целенаправленно пролонгируются и «периферию» (второстепенные элементы). После подробного обсуждения с пациентом деталей этих воспоминаний осуществляют их пробное воспроизведение, оценивают степень выраженности неприятных эмоций, после чего останавливаются на окончательном варианте набора этих впечатлений. Если первично-аверсионных стимулов не обнаруживается или имеющиеся реакции не обладают нужным аффективным зарядом, то для их формирования или усиления на следующем этапе используют вторично-аверсионные условно-рефлекторные стимулы - аверсионные когенераторы. Они представляют собой специальные манипуляции (изолированные, отдельные или комплексные) в пределах когнитивной сферы, одной или нескольких сенсорных систем и на телесно-фиксированном уровне. На следующем, втором этапе целенаправленное переживание первично-аверсионных стимулов (если они имеются) сочетают с включением аверсионных когенераторов для обеспечения быстрого и яркого оживления отрицательных состояний и их усиления. В когнитивно-вербальной сфере используют «ключевые» умозаключения, ассоциации, фразы или слова, в виде внутренней или экспрессивной речи, среди которых выбирают ведущий аверсионный вербальный маркер, емко определяющий отно- шение пациента к воспроизводимым переживаниям («бессмысленно», «отвратительно», «гадко», «боль», «глупо» и т. п.). Таких маркеров может быть несколько. В зрительной сфере могут использоваться визуализации этих когнитивно-вербальных построений (умозаключений, ассоциаций, фраз или слов), которые представляют в виде букв, образов или символов. Создаются также самостоятельные новые, вторично-аверсионные образы, которыми дополняют образы первоначальные. Например, при целесообразных грубых воздействиях при лечении наркотической аддикции используется представление грязных тел наркоманов, копошащихся в месиве шприцев, таблеток, порошка, слизи, мусора и нечистот среди уже умерших собратьев, на телах которых видны проявления гнилостного процесса и т. д. В системе слухового восприятия в качестве дополнений могут быть те или иные звуковые ритмы, музыка или звуки неприятного, фрустрирующего характера (например, фонограммы голосов дельфинов, звуков металлического скрежета, царапания пенопластом по стеклу). В пределах ольфакторной системы применяются неприятные запахи раствора аммиака, жженой ваты и др. Когнитивно-вербальные и сенсорно-определенные когенераторы сочетают с телесно-фиксированными когенераторами: • мимическими и пантомимическими стереотипами, отражающими негативные эмоции, реакции отвращения и отказа (отрицательными движениями головой, жестом отказа рукой); • необычными жестами (соединением пальцев рук или ног непривычным образом и т. п.); • псевдоакупрессурой (плацебопрессурой) - умеренно болезненным массажем сензитивных точек Хэ-Гу, козелков ушных раковин, точки Бехтерева (места прохождения локтевого нерва в области локтевого мыщелка), давлением указательным пальцем на область солнечного сплетения, фиксацией зубами кончика языка и др. Кроме этого, телеснофиксированные манипуляции включают в себя «фармакотерапию» (плацебофармакотерапию) с использо- ванием никотиновой кислоты внутрь, ксантинола никотината и беллалгина, которые имеют неприятный вкус, для рассасывания во рту. Помимо этого применяется мазь «Финалгон», которую точечно или захватывая участки большей площади, втирают в «проблемные зоны» - например, области желудка при алкоголизме. Средства плацебопрессуры и плацебофармакотерапии опосредуют внушением как «точечно-рефлексогенные акупрессурные воздействия», «аминокислоты» и «биогенные стимуляторы», необходимые для «активации ресурсов, преодоления заболевания». Истинная сущность этих средств должна быть скрыта от больного, в противном случае их эффект значительно снижается. О применении данного рода воздействий, в частности о дозировках препаратов, см. «Метод телеснофиксированной и фармакологической имитации, негативного подкрепления и моделирования». Когенераторами могут быть также фразы, жесты и все оттенки вербального или невербального поведения психотерапевта, совпадающие по времени и эмоциональной направленности с неприятными переживаниями пациента. После обсуждения с больным структуры аверсионного потенциала (первично-аверсионных условно-рефлекторных стимулов, аверсионных когенераторов и маркеров), приступают к формированию эффективного доступа к нему для успешной «реанимации» аверсионных эмоций и ощущений. Для этого действуют по следующим правилам: 1. Аверсионные условно-рефлекторные когенераторы успешно фиксируются в момент максимально яркого представления первично-аверсионных стимулов (особенно их ядерных сегментов) и выраженного сопутствующего эмоционального переживания. Это отражает рис. 1. 2. Подкрепляющие манипуляции должны быть легко воспроизводимыми, удобными в использовании, сверхсложные действия нежелательны. Необходимо, чтобы они могли незаметно применяться в среде общения, не вызывая у окружающих недоумения или протеста. Рис. 1. Последовательность фиксации когенераторов аверсионных реакций: тах - максимальная интенсивность воспроизведения первично-аверсионных стимулов; inin - минимальная интенсивность воспроизведения первично-аверсионных стимулов; opt - оптимальное время фиксации когенераторов 3. Важна специфичность подкрепляющих манипуляций - желательно использовать те, которые не применяются в других случаях для того, чтобы исключить ослабление или нейтрализацию их действия и обеспечить строгую однозначность эффекта. 4. Необходимым условием для успешности метода является стандартизация и точность повторного воспроизведения аверсионного комплекса - и когнитивно-вербальных построений, и образов, и жестов, и поз, и плацебовоздействий -необходим жесткий стереотип, который вызывает жестко-тождественные реакции. 5. Для фиксации аверсионного стереотипа целесообразно провести адекватное количество повторений. Это определяется возникающим эффектом - успешностью «реанимации» нужных переживаний. Обычно требуется около 10 повторений по нескольку минут каждое. 6. Желательно «поддержание формы», периодическое повторение тренировок с самого начала. 7. Со временем, если стандартный образ становится привычным и теряет совою эмоциональную заряженность, его модифицируют. Таким образом, формируется первая часть аверсионного лечебно-коррекционного комплекса - аверсионная: аверсионный потенциал, включающий в себя первичные аверсионные стимулы (воспоминания) и вторичные аверсионные стимулы - когенераторы, манипуляции в пределах различных систем, облегчающие доступ к первым и усиливающие их. Далее формируют вторую часть лечебно-коррекционного комплекса - акцепторную, которая будет далее соединена с аверсионной. Первоначально на этом этапе создают стандарт воспроизведения образа негативной модели поведения, людей и объектов, по отношению к которым возникают патологические реакции (патогенный акцептор). Аналогично структуризации первично-аверсионных стимулов выделяют стандартизованные когнитивные, вербальные, сенсорно-определенные, телеснофик-сированные компоненты, которые играют роль патогенных условно-рефлекторных кооператоров. Однако при этом не требуется выполнения всех правил воспроизведения, которые применяются для «реанимации» аверсионного потенциала. Здесь также важным является вычленение «ядра» переживаний - наиболее значимого компонента, который обозначается ведущим тематическим патогенным маркером - наиболее характерным словом, фразой, образом, жестом или их комбинацией, обозначающим переживание или его причину (например, «тоска», «гнев», «бывший муж», «игра», «алкоголь», «выпивка», «табак» и т. п.). Выделяется и «периферия» (второстепенные элементы), предвестники (самые ранние эмоциональные состояния) и инициирующие стимулы (факторы-триггеры, запускающие процесс аномального реагирования - определенные мысли, образы, люди, объекты, места, зоны и т. д.). Кроме этого варианта воспроизведения акцепторной части аверсионного лечебно-коррекционного комплекса может использоваться несколько более сложный, при котором патогенные условно-рефлекторные когенераторы (когнитивно-вербальные, сенсорно-фиксированные, мимические и пантомимические), облегчающие доступ к самим негативным переживаниям и стереотипам поведения, требующим коррекции или полного устранения, фиксируют, руководствуясь теми же принципами, что и вторич-но-аверсионные когенераторы. После формирования акцепторной части аверсионного лечебно-коррекционного комплекса его интегрируют с аверсион-ным потенциалом - «наслаивают» заряд аверсии на негативные поведенческие стереотипы, соединяя ведущие маркеры и фиксируя интегративный лечебно-коррекционный вербальный маркер. На эту процедуру, как и на предыдущую, в среднем требуется около 10 сеансов. Критерий успешности - яркость аверсии и невозможность прежнего эмоционального отреагирования при моделировании взаимодействия, а затем и реальных контактах, отрицательными факторами. Таблица 1 схематически отражает результат интеграции аверсионного потенциала и акцепторной части - структуру лечебно-коррекционного комплекса. В процессе интеграции воспроизведение негативных стереотипов сопровождают синхронным или периодическим включением соответствующих аверсионных переживаний и когенерато-ров. Для получения надежного результата важно создать устойчивый стереотип своевременной активации аверсионного потенциала, начиная с самых ранних этапов воображаемого взаимодействия с патогенными триггерами и предвестниками отрицательной эмоции или побуждения. В то же время негативный стимул должен быть распознан. Таблица 1. Структура аверсионного лечебно-коррекционного комплекса
Это отличает данную процедуру от предшествующего этапа. Здесь необходимо не допустить развития негативной реакции по ее привычному пути, заблокировать его, провести аверсию, «перевернуть», перевести реакцию в другую полярность - из прежней, предпочитаемой - в новую, отвращающую, дать патологическим стереотипам другой оттенок - отталкивающий вместо притягательного. Необходимо заблокировать даже тенденции, «намеки» на прежний путь реагирования. Если аверсионный потенциал наслаивать в период максимального проявления патологической реакции, то конкуренция между этими двумя частями лечебно-коррекционного комплекса будет сильнее, аверсия может быть приглушена эмоциональной силой патологической реакции, кроме того, часть нежелательного пути остается «нетронутой», т. е. как бы разрешаемой. Особенности процесса интеграции лечебно-коррекционного комплекса отражены на рис. 2. Аверсионные манипуляции должны охватывать не только настоящее, но и прошлое и будущее пациента с обозначением всех вариантов контакта с патогенными факторами (воспоминаний, прогностических представлений, мыслей, образов, рассказов кому-либо, зрительного или слухового восприятия сходных тем, непосредственного контакта и т. д.) и всего спектра проявлений негативных стереотипов. Рис. 2. Последовательность нейтрализации патологических когнитивно-поведенческих стереотипов с помощью аверсионного потенциала: max - максимальная интенсивность воспроизведения патологических когнитивно-поведенческих стереотипов; min - этап предвестников, минимальная интенсивность воспроизведения патологических когнитивно-поведенческих стереотипов; opt - оптимальное время фиксации когенераторов Процесс интеграции лечебно-коррекционного аверсионного комплекса может сопровождаться ауто- и гстсросуггестией неприятия аномальных когнитивно-поведенческих стереотипов, вплоть до стимуляции возникновения выраженных реакций отвращения. После создания эффективно функционирующих навыков аверсионного переключения эмоций пациенту предъявляют таблички с названием проблемных тем и стимулов, провоцирующих негативные когнитивно-поведенческие стереотипы, которые перемежаются с табличками, обозначающими нешральные темы (темы приятные рекомендуется не затрагивать во избежание наслоений на них аверсионных следов). Получая табличку за табличкой, пациент реагирует на них соответствующим образом (аверсией или нейтрально). Упражнения с этими табличками проводятся и в домашних условиях. По окончании занятий на уровне ментальное™ приступают к ролевым тренингам, в которых могут участвовать другие пациенты, персонал или родственники пациента. После успешного их выполнения переходят к тренировкам «in vivo», в реальной жизни, при действительном контакте с психотравмирующими факторами. Этот процесс при необходимости сопровождается дополнительными корригирующими воздействиями. Затруднения в получении устойчиво хорошего эффекта авер-сионной психодрамы могут быть связаны с недостаточной когнитивной подготовкой пациента или слабостью аффективного заряда аверсионного потенциала по сравнению с основным патологическим. В первом случае можно направить аверсионный вектор на глубинные образования, имеющие отношение к этиологии и патогенезу имеющихся отклонений, - концепты или фактографию психогенеза (значимые впечатления прошлого). При возникновении проблем второго рода активнее используют аверси-онную суггестию и гипносуггестию, фармакологические и аку-прессурные плацебо-воздействия, описанные выше. Кроме этого может быть подвергнуто коррекции время интеграции аверсионного потенциала с акцепторной частью лечебно-коррекционного комплекса. В качестве иллюстрации можно привести пример применения аверсионного тренинга у больной Ш. (дезаптивно-интегриро-ванный идеалистический моноцентрированный когнитип), в 35 лет заболевшей депрессивным неврозом после ухода мужа. Разрыв отношений произошел неожиданно, на фоне внешне благополучных отношений. Ш. была во всех отношениях образцовой женой, воспитанной в патриархальных традициях, она оставила карьеру и работу, целиком посвятив себя мужу и дочери. Позиция мужа, несмотря на уход из семьи, оставалась неясной, на разводе он не настаивал, хотя жил отдельно и встречался с другой женщиной. Состояние пациентки утяжелялось, она была целиком поглощена постигшим ее несчастьем, усиливались суицидальные тенденции. В течение 4 месяцев безуспешно лечилась средствами психофармакотерапии.
Первоначально была проведена коррекция выявленных глубоких дезадаптивных идеалистических концепций: «Брак до гроба. Только смерть может разлучить супругов», «Быть брошенной - все равно, что умереть, т. к. одиночество - это не жизнь», «Развод -это позор для женщины, потому, что нормальных женщин не бросают», «В теперешнее время одной мне не вытянуть дочь, не создать для нее нормальные условия жизни». Это осуществлялось с помощью методов позитивной интерпретации, контрастных переживаний, гротеска, релаксацией и гипнотерапией с использованием прямой суггестии и метафор. Однако состояние пациентки существенно не изменилось. Решено было использовать аверсионный тренинг, направленный на устранение притягательности мужа, достигшей степени патологической зависимости. В аверсионный потенциал вошли первично-аверсионные стимулы - отрицательные впечатления, связанные с беременностью больной, перенесшей тяжелый токсикоз, пищевыми и алкогольными отравлениями, сопровождавшимися тошнотой и рвотой, с видом слизней и мокриц, а также запахом горелой ваты, который был очень неприятен Ш. Другим элементом потенциала аверсии стали вторично-аверсионные стимулы, условно-рефлекторные аверсионные когенераторы, которые были сформированы с выполнением соответствующих требований: 1. когнитивно-вербальный с аверсионными когенераторами: «нет гадости, хуже этой», «тошнота и рвота» и «это выглядит рвотно и звучит рвотно» (последнее выступало как ведущий аверсионный вербальный маркер); 2. сенсорно-определенные, отражавшие максимально точное воспроизведение ядерных сегментов этих образов и телесно-фиксированные - стандартизованные мимика и пантомимика реакций отвращения. Далее была сформирована акцепторная часть лечебно-коррекционного комплекса - стандартизованное многокомпонентное воспроизведение личности мужа с фиксацией ведущего тематического патогенного вербального маркера «муж Денис». Все манипуляции сопровождались суггестивным, эмоциональным, интонационным вербальным и невербальным подкреплением со стороны психотерапевта. На заключительном этапе была осуществлена интеграция аверсионного потенциала и его ведущего аверсионно-вербаль-ного маркера «это выглядит рвотно и звучит рвотно!» с патогенным акцептором - стандартизованным образом мужа и его патогенно-вербальным маркером «муж Денис». В итоге в течение одного сеанса произошло бурное отрсагирование и смена полярности отношения к мужу «под вывеской» (интегративно-вср-бальным маркером) «Денис - это выглядит рвотно, это звучит рвотно!». В течение суток исчезли и симптомы депрессии, что больная назвала «каким-то волшебством». При дальнейшем наблюдении помощи не требовала, сделала успешные шаги в бизнесе, самостоятельно подала на развод с мужем и была разведена. Успех аверсионного тренинга был обеспечен предшествующей когнитивной подготовкой.
Глава 2 АКТУАЛИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ Метод направлен на использование естественных, уже имеющихся у пациента возможностей, ресурсов, резервов - как психологических (идей, ценностей, характера, темперамента и т. п.), так и физических, например, внешних данных или состояния здоровья. Каждое психологическое качество, особенно акцентуированное, может приносить и пользу, и вред человеку, его окружению или обеим сторонам. Так, например, боязливость способна изба- вить от травм или ситуаций насилия и в то же время быть основой фобии. Чувство собственного достоинства может помочь человеку пережить одну группу проблем, но будучи ущемленным, служит основой для других. Педантизм в некоторых случаях необходим, например, в фармации, в других вреден и т. д. Точно так же физические данные, независимо от радикала своего качества могут позитивно или негативно сказываться на судьбе индивидуума. При актуализации ресурсов на первом этапе проводят диагностику индивидуальных ресурсов. Они могут быть как положительного, так и отрицательного свойства, в т. ч. социально не одобряемого (например, жадность или внешние дефекты). Факт наличия и компенсирующая роль ресурсов прямо или косвенно внушаются психотерапевтом (это внушение может иметь оттенок скрытого от больного преувеличения) - формируется компенсирующая концепция ресурса. На втором этапе производится подбор модели актуализации ресурса, его экстраполяция и переориентация - «адресное прикрепление» к тематике проблемного состояния в качестве оптимального способа адаптации. Примером здесь может служить прикрепление сверхтщательности к совершенному овладению навыками психической саморегуляции. При использовании ресурсов с негативным радикалом важно найти альтернативу потребности, с которой связан этот ресурс, -найти способ мышления и поведения, который будет давать пациенту то, что давал негативный стереотип. Например, экспло-зивность чаще всего основывается на концепции: «Для того чтобы поставить кого-то на место - того, кто делает мне больно, или не так как я хочу, или вредит обществу - можно и нужно не только кричать, но таких можно и нужно бить, а некоторых и прибить. Для достижения цели нужны энергичные, радикальные средства». Выбрав цель - состояние психологической удовлетворенности, эксплозивность направляют против эксплозивное™, ее «яростно атакуют» привычным способом, добиваясь устранения. Это становится возможным, если в качестве ведущей принята ценность собственной духовно-психологической гармонии. Точно так же истерическая дсмонстративность вполне может рассматриваться как ресурс, если «прикрепляется» к демонстрации достижений в области управления собой и движения в направлении личностной гармонизации, которые отмечаются и подчеркиваются психотерапевтом. При наличии нескольких ресурсов или нескольких проблемных кластеров составляется своеобразный «банк ресурсов». Например, при лечении ожирения могут актуализироваться такие ресурсы, как чувство стыда, ипохондричность, боязливость и даже патриотизм («не позорить нацию своей фигурой»). В то же время избыточный вес как ресурс может способствовать преодолению идей собственной малоценности - «избыточный вес придает человеку солидность, полные люди окружающими воспринимаются с большим уважением, их обычно положительно оценивают с точки зрения человечности и доброты». При лечении гневливости, взрывчатости, возбудимости «эксплуатируют» чувства стыда, долга, совесть наряду с уже имеющимся ресурсом быть спокойным в тех или иных (не проблемных) ситуациях. Во всех случаях у каждого человека можно обнаружить достаточный внутренний потенциал. В качестве эффективных ресурсов могут выступать также экстернальные качества - достоинства других людей, героев кино и книг, их привлекательные для пациента особенности. Экс-тернальным ресурсным потенциалом обладают также предметы (имеющие статус амулетов, символов, фетишей или тс, что связаны с подходящими воспоминаниями), технические объекты (например, автомобиль, езда или нахождение в котором приносят положительные эмоции), любимые животные и т. д. Предпочтительнее опираться на ресурсы «интернальные», те, что находятся «внутри» пациента, а не вне его, - это позволяет быть более свободным, исключает риск формирования психологической зависимости. Внешние ресурсы интериоризируют. При использовании нескольких ресурсов учитывают их баланс, соотношение, особенности синергического или антагонистического взаимодействия. В качестве базисного, первоначально апробируется когнитивный вариант актуализации: позитивная интерпретация, многократное осознание и логическое обоснование определенного качества как ресурса, вербальная суггестия или гипносугге-стия, аутосуггестия. Наиболее простым суггестивным вариантом является прямое внушение и самовнушение о наличии и значении того или иного ресурса, его целесообразности, выгодности с утверждением уверенного выполнения определенного варианта поведения. При этом желательно подготовить для пациента компактные карточки с соответствующими индивидуализированными текстами для самовнушения. Далее апробируют сенсорно-фиксированную (главным образом, визуальную или аудиальную) и телесно-фиксированную (ми-мико-пантомимическую) модели актуализации ресурса. При визуализации эффективен путь от диссоциированного варианта (представления своей копии, обладающей желательным ресурсом) к ассоциированному (пациент «видит» ситуацию «как в жизни», «изнутри себя»). Аудиальное подкрепление включает в себя воспоминания и представления, сопряженные с системой слухового восприятия. Телесно-фиксированная модель основана на воспроизведении телесных (мимико-пантомимических) эквивалентов ресурсных состояний - например, уверенности, радости - или копинге стереотипа поведения личности, у которой «заимствуют» ресурс. Для облегчения доступа к нужному ресурсу может быть использована якорная техника нейролингвистического программирования. Важной является активация эмоций при извлечении и эксплуатации ресурса. Использование ресурсов облегчается при стандартизации тренирующих процедур с одновременным подключением и закреплением на высоте переживаний субъективно приемлемых вербальных, слуховых, двигательных или других стереотипов, хорошо доступных для повторного воспроизведения, играющих далее роль условно-рефлекторных когенера-торов (якорей) позитивного поведения. На третьем этапе, после построения моделей актуализации ресурса проводят тренинги с эксплуатацией ресурса. Первоначально это могут быть проблемно-тематические когнитивные или сенсорно акцентированные построения (визуализации и др.), затем организуют ролевые тренинги и, наконец, сформированный навык используют в условиях реальных стрессогснных ситуаций. Количество упражнений и тренингов определяется их качественным критерием - появлением устойчивой способности создавать желаемое психологическое состояние. Четвертый этап - поддержание и коррекция стереотипа актуализации ресурса. Его реализация осуществляется пациентом самостоятельно, в соответствии с полученными рекомендациями или может быть связана с повторными психотерапевтическими сессиями по индивидуальному графику. Глава 3 АЛЬТЕРНИРУЮЩАЯ СУГГЕСТИЯ И ГИПНОСУГГЕСТИЯ Одной из главных особенностей метода альтернирующей суггестии и гипносуггестии является применение контрастных внушений, которые попеременно (маятникообразно) преподносятся больному и сопровождаются комплексным воздействием на ряд анализаторов, формирующим условно-рефлекторные связи лечебного характера (аверсионные - отталкивающие, отвращающие - или симпатические - привлекательные, притягательные). При проведении метода после анализа жалоб, анамнеза и структуры личности внимание направляют на изучение субъективных психофизиологических реакций, ощущений и переживаний пациента, сопровождающих здоровое и патологическое поведение, с разделением их на положительные и отрицательные, приятные и неприятные. При этом используют максимальный набор ценностных, духовных, нравственных, когнитивных, эмоциональных, физиологических, визуальных, аудиальных и кинестетических характеристик обоих полюсов поведения. В итоге выстраиваются полярные, диаметрально противоположные позитивные и негативные суггестивные комплексы, включающие в себя субъективный опыт больного. Важна когнитивная подготовка с обсуждением проблем пациента, механизмов развития заболевания и путей его преодоления. Необходимо рассмотреть закономерности организации поведения согласно прикладным психотерапевтическим моделям: ин-тегративно-онтогенетической и функционально-динамической (см. «Когнитивно-ценностная гарионизация»). При этом с учетом уровня возрастного и интеллектуального развития больного осуществляют внушение о зависимости характера поступков и качества жизни человека от сделанного им предшествующего выбора, от сознательного или подсознательного прогнозирования опреде- ленного варианта поведения. Проводят аналогии с управлением транспортными средствами, работой компьютера. Мозг может быть назван биокомпьютером, функционирующим согласно позитивной или негативной программе, алгоритму, который человек задает себе сам или получаст от окружающих. Создают емкую формулу о связи выбора, программы и судьбы. Кроме этого, пациенту объясняют закономерности развития его заболевания в аспекте выбора и аутопрограммирования, описывают прогноз, который может быть намеренно утяжелен при зависимости от психоактивных веществ и психопатиях возбудимого круга (прием «иатро-генизации-ипохондризации»), а
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.41.80 (0.014 с.) |