Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Последовательный систематический самоконтрольСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основой последовательного систематического самоконтроля является функционально-динамическая (психофизиологическая) схема организации поведения (см. метод «Когнитивно-ценностная гармонизация»). Ее содержание, механизмы организации поведения и особенности структур, управляющих этим процессом, в более или менее популярной форме разъясняют пациенту с учетом его возрастных и интеллектуальных особенностей. Согласно этой схеме, поведенческие реакции инициирует психофизиологический дисбаланс, возникающий в процессе взаимодействия с внешней средой или вследствие внутренних метаморфоз. При этом образуется доминанта, связанная с ведущей мотивацией, и формируется модель результата. Далее происходит поиск оптимального способа действий с учетом опыта, возможностей реальной ситуации и прогноза последствий. Осуществляется выбор стратегии и принимается санкция о начале деятельности, при осуществлении которой контроль и коррекция, сравнение достижений и прогнозов осуществляет акцептор результатов действия. На завершающем этапе производится оценка результата и принятие решения о прекращении или возобновлении деятельности на основе повторного изучения внутреннего состояния и определения степени компенсации психофизиологического дисбаланса. Заключительный процесс - архивирование в памяти информации о полученном позитивном или негативном опыте. На всех этапах от психофизиологического дисбаланса до результирующего поведения этот процесс сопровождают соответствующие эмоции. Скорость его протекания может быть различной, от секунд до нескольких лет. На основе этой схемы больному объясняют, что именно он, он сам решает, как отреагировать на внешнее событие. Именно он, он сам дает санкции, разрешающие или запрещающие те или иные действия. Сообщают, что это может в различной степени осознаваться человеком или иметь вид санкций-клише, когнитивно-поведенческих стереотипов, но действует всегда. Внушают также, что обоснованное, грамотное внедрение в непроизвольный процесс, который ранее приводил к нежелательным результатам, позволяет избежать осложнений и достичь большей внутренней гармонии, эмоционального комфорта и гармонии в отношениях с окружающими. Отработка навыка самоконтроля начинается с овладения стереотипом поэтапного отслеживания и прогнозирования действий и поступков. Пациенту дают инструкцию пролонгировать процесс совершения действий и поступков, начиная с самого раннего этапа' -этапа инициации поведенческого акта. Этот этап получает отсрочку на 15 символических секунд соответственно количеству ступеней метода последовательного систематического самоконтроля. Такая отсрочка позволяет снизить эмоциональную напряженность и сразу демонстрирует приоритет самоконтроля над непроизвольным течением поступков. Кроме того, эти 15 секунд становятся триггером оптимального поведения, который пациент произвольно «включает» в нужный момент и вслед за которым разворачивается привычная организация адаптивной реакции. К ним могут быть добавлены любые другие триггеры - слова, фразы, визуализируемые образы, мимика, жесты и т. п. Для удобства овладения всей совокупностью оптимальных действий пациент получает карточки с описанием последовательности принимаемых санкций в процессе совершения поступков. Согласно этим карточкам он последовательно спрашивает себя, отвечает сам себе и инструктирует себя: 1. «Что сейчас со мной происходит? -...». 2. «Чего я действительно хочу сейчас? -...». 3. «Что я раньше делал, чтобы достичь того, что действительно хочу сейчас?-...». 4. «Что сейчас позволяют мне внешние условия и мои ресурсы? -...». 5. «Как соотносится опыт и реальность? -...». 6. «Мой выбор, мой план -...». 7. «Прогноз-...». 8. «Я разрешаю себе -...». 9. «Я действую и полностью контролирую свои мысли, слова, интонации, состояние тела, дыхание, мимику, мышечный тонус, движения». 10. «Я полностью контролирую процесс достижения цели и регулирую свое состояние». 11. «Результат-...». 12. «Оценка результата -...». 13. «Вывод-...». 14. «Решение о прекращении или возобновлении деятельности по достижению цели -...». 15. «Информация в архив памяти -...». Детям, подросткам или недостаточно интеллектуальным лицам может быть дана упрощенная схема организации поведения, в которой важно сохранить основные этапы полной последовательности - включение триггера оптимального поведения (счет, соответственно количеству этапов), определение цели поступка и его плана, выбор и санкционирование деятельности, самовнушение контроля над деятельностью в соответствии с развитием ситуации и критическая оценка результата. В необходимых случаях для помощи в освоении метода привлекаются близкие родственники или другие лица. На каждой ступени важно осознавать свое эмоциональное состояние. Овладение последовательным систематическим самоконтролем начинают с наиболее простых, не проблемных поведенческих актов (удовлетворение чувства голода, чистка зубов, выбор одежды соответственно ситуации и погодным условиям и т. п.). Далее переходят к тренировке самоконтроля при совершении более сложных, но также не проблемных последовательностей действий и поступков. В процессе работы с проблемными ситуациями и отклоняющимся от нормы поведением первоначально достигают положительного эффекта в реализации последовательного систематического контроля при визуализации контакта с негативными факторами или при размышлениях на психотравмирующие темы. На следующем этапе совершенствуют и закрепляют полученный навык в ролевых тренингах с персоналом, родственниками или другими пациентами. В итоге используют натренированный стереотип последовательного систематического самоконтроля при непосредственном взаимодействии с проблемными или психотравмирующими факторами. Глава 17 ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛОАССОЦИИРУЕМЫХ АУДИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ (МАС-МЕТОД) Метод психической саморегуляции с использованием мало-ассоциируемых аудиальных стереотипов отличается интегратив-ной структурой психологических самовоздействий, в которую входят малоассоциируемые аудиальные стереотипы (стереотипные звукосочетания, не вызывающие осознаваемых ассоциаций), оказывающие концентрирующее, аутогипнотическое и условно-рефлекторное действие. Эти стереотипы сочетаются с системой позитивного поэтапного самопрограммирования, ускоренной техникой самогипноза и визуализации проблемных или желательных психологических состояний. Предварительно устанавливают внутреннюю задачу больного и формулируют цель МАС-психотерапии - достижение желаемого психоэмоционального состояния или соматовегетатив-ных эффектов. Рассматривают пути преодоления проблемного или патологического состояния. Указывают на те психологические и психопатологические особенности, которые привели к дезадаптации и которые целесообразно нивелировать с акцентом на коррекцию глубоких когнитивных структур. Выделяют личностные особенности, требующие стимуляции, развития. При этом достигают такого понимания пациентом своего состояния и путей выхода из него, чтобы он безоговорочно и искренне принимал предлагаемый метод, в т. ч. тексты позитивного программирования. Эти тексты должны иметь патогенетический характер. Например, при тревожности самовнушение спокойствия в виде фраз «Я спокоен... я спокоен... Я абсолютно спокоен и равнодушен к...» не принесет эффекта, так как воздействует лишь на поверхностный уровень переживаний. В отличие от этого, после психотерапевтической проработки, слова, адресованные к «когнитивному ядру», основе психогенных отклонений или психотрав-мирующим воспоминаниям, нейтрализующие логически или другим образом основания для беспокойства, дадут хороший результат, после них уверенно можно говорить «Я спокоен». Далее разъясняют особенности метода, называя его по-разному для разных пациентов в зависимости от их «менталитета» и отношения к подобным манипуляциям: МАС-методом, МАС-тренингом, МАС-регуляцией, самогипнозом, позитивным самопрограмированием, психологическим тренингом, медитацией, психологической йогой и т. д. Для усиления мотивации внушают высокую необходимость овладения им, его широкие возможности и большую эффективность. Дают доступное объяснение гипнозу, самогипнозу, его феноменам и индивидуальным различиям в возникающих переживаниях и ощущениях во время сеансов. Объясняют седативную роль миорелаксации и ангиорелаксации, прямые и обратные взаимоотношения эмоционального и телесного планов, психического и физического, описывают мышечные и другого рода телесные, органные эквиваленты психоэмоциональных состояний. Затем сообщают пациенту о большом значении слухового восприятия в жизни человека, особенностях влияния различных акустических воздействий на психологическое, нейрофизиологическое и вегетативно-соматическое состояние. Иллюстрируют положительное и отрицательное влияние различных типов музыки, шумов и звуков природы, оттенков речи человека и т. п. - их способность вызывать радость, экстаз, или вызвать чувство покоя, сон, грусть, повышать тонус, или провоцировать агрессию. После этого в виде псевдонаучной лекции в традициях пла-цеботерапии информируют (дезинформируют) о том, что в ходе многочисленных научных экспериментов и с учетом многовековой практики гипноза и самогипноза были выделены определенные звуки и звукосочетания, оказывающие мощное оздоравли-вающее и гармонизирующее воздействие на психику и организм человека. Эти звуковые стимулы в разных научных и эзотерических школах называют по-разному: «малоассоциируемыми ау- диальными стереотипами», «мантрами», «акустическими кодами», «ключами или шифрами» и т. д. - и соответственно наделяют разным смыслом. Метафизически настроенным пациентам они могут быть преподнесены в соответствующих традициях древних школ «тайного знания» как магические слова, мантры (аналогичные мантрам ОМ или АУМ), произнесение которых про себя или вслух соединяет с «высшей субстанцией», способной помочь, защитить и создать гармоничное душевное состояние, привести в порядок здоровье. Для детей эти звукосочетания могут быть названы «волшебными ключиками к здоровью» (или смелости, спокойствию и т. п.). Лицам с «академическим» мировоззрением объясняют их с точки зрения «нейрофизиологии», называя малоассоциируемыми аудиальными стереотипами (однотипными звуками и звукосочетаниями, не создающими значимых ассоциаций). Сообщают, что эти монотонные аудиальные стимулы «реально изменяют, гармонизируют активность мозга, что подтверждено серьезными лабораторными исследованиями». Действительная сущность малоассоциируемых аудиальных стереотипов заключается в их способности концентрировать внимание, вытеснять отвлекающие мысли и внешние помехи, гипнотизировать за счет монотонно-утомляющего эффекта, быстро формировать (в большинстве случаев с первого сеанса) условно-рефлекторные связи с желаемым состоянием. На основе этих связей удается в нужный момент осуществлять психическую саморегуляцию с помощью повторения выбранного стереотипа -быстро воссоздавать психоэмоциональные эффекты, которые ранее совпадали с его повторением. Наличие веры в «мантру», «акустический код» или «аудиальный стереотип» и ожидание (самовнушение) определенного эффекта значительно повышает их эффективность. Пациенту с учетом его особенностей внушают какую-либо одну из вышеописанных концепций или, после информирования о различных взглядах, предлагают самостоятельно выбрать ту теорию, которая ему ближе. Далее предоставляется перечень малоассоциируемых аудиаль-ных стереотипов: АМА, АИМА, ЙМА, ШАЙМ, ШАЙМА, ШИАМ, ШИАМА, ШИМ, ШИЛЙМ. Ударение в этих псевдомантрах по желанию пациента может быть изменено. Дают инструкцию некоторое время проговаривать их на разные лады про себя или шепотом (растягивая их звучание, например: ШШШШИ...ММММ... или компактно: ШИМ) для того, чтобы наиболее полно понять их особенности. Могут быть предложены также и традиционные мантры ОМ или АУМ. Затем пациент выбирает одно или несколько звукосочетаний, не ассоциирующихся ни с чем (или лишь с чем-либо позитивным) и наиболее соответствующих его индивидуальным особенностям и задачам. Для усиления суггестивного действия аудиального стереотипа или их комбинации пациенту сообщают, что его выбор должен быть тайной для других (может быть, лишь за исключением врача), так как это «ключ к тайникам души и здоровья», акустический код душевной гармонии», «индивидуальная, сугубо личная комбинация звуковых сигналов, влияющая на душевное состояние» и т. д. Дают рекомендации по применению лечебных звукосочетаний: объясняют, что во время сеанса необходимо монотонно, рефреном, молча или шепотом произносить аудиальный стереотип в том темпе и с такими вариациями, которые кажутся наиболее адекватными для достижения необходимых ощущений, желаемого состояния. Можно назначить определенное количество повторений - 50, 100, 200 и более. Для этого необходимо использовать какой-либо способ фиксации счета - например, легкое сгибание пальцев рук или четки. Можно повторять «мантру» определенное время, ориентируясь тем или иным образом на показания часов, метронома. Важно, чтобы, используя малоассоции-руемый стереотип, пациент различными способами представлял его лечебное действие, с каждым повторением внушая себе приближение запланированного эффекта. Далее осуществляют подбор максимально индивидуализированных образов и символов, демонстрирующих желаемые ощущения и состояния: расслабления, тяжести, тепла, невесомости, прохлады, погружения в состояние транса, покоя, радости и т. п. С другой стороны, подбирают образы, характеризующие проблемы больного: конфликтную ситуацию, болезнь, боль, спазм и т. п. С этими образами при необходимости могут быть проведены десенсибилизирующие, ослабляющие их действие манипуляции: диссоциирование (просмотр со стороны, визуализация своего двойника в определенных ситуациях), изменение визуальных характеристик (уменьшение размеров, цветонасыщенности, контраста, увеличение расстояния до объекта или привнесение в образ комических элементов). Для усиления действия образов проводят манипуляции противоположного характера (увеличение размеров образа, его цветонасыщенности, контрастности, уменьшение расстояния до него), ассоциирование (инкорпорирование образа, идентификацию с ним), визуализируют ситуацию «как в жизни». Возможно использование символических зрительных «операций»: распространения, поглощения или, наоборот, отделения, разрушения, деформации, нейтрализации символической связи и т. п. Все эти образы могут быть впервые сконструированы или исходить из личного прошлого пациента, а также опосредованного опыта других. Кроме зрительных, могут быть использованы представления из слуховой, ольфакторной и других сенсорных систем, а также комплексные представления. Постепенно они должны становиться все более стереотипными, компактными и концентрированными (стандартизация образов). Может быть использован лишь один многофункциональный, емкий образ. Пациенты, испытывающие затруднения в сенсорной репродукции, могут постепенно развить эту способность или использовать только вербальное самопрограммирование. Затем пациенту объясняют специфическую технику погружения в аутогипнотическое состояние с помощью телесных эквивалентов и модуляторов гипнотического транса, включающую в себя мышечную релаксацию, вызывание ощущений расслабления, тяжести, тепла и невесомости, а также использование мало-ассоциируемых аудиальных стереотипов, приемов образного представления, счета и регуляцию ритма дыхания. Сообщают информацию о подобии мозга человека биокомпьютеру, работающему в соответствии с позитивными или негативными программами, которые человек задает себе сам или получает от окружающих. В связи с этим существует возможность целевого поэтапного позитивного самопрограммирования и перепрограммирования для достижения желаемого состояния. Пациенту предлагают сформулировать четыре последовательных программы - позитивных, утвердительных, без частицы «не» в тексте, конкретно и без противоречий описывающих планируемое состояние. Это могут быть наборы из 3-5 и более фраз. Их сочетают с адекватными сенсорно-образными представлениями. Первая программа включает в себя формулы самовнушения, содержащие утвердительную информацию о том, что желаемое психологическое состояние или соматовегетативные эффекты будут достигнуты в результате проведения сеанса. Например: «Я хочу стать совершенно спокойным. Сейчас я начну заниматься МАС-тренингом (или самогипнозом, медитацией, самопрограммированием и т. п. - в зависимости от ранее выбранной терминологии) и через... минут (или без определения времени, например: «...к концу сеанса...») я стану абсолютно спокойным». Текст первой программы проговаривают до сеанса самогипноза. При наличии хороших способностей к визуализации он может быть заменен образом, адекватно отражающим намерение пациента. Вторая программа содержит самовнушение, в котором вер-бально связывают наступление гипнотического состояния и желаемых эффектов в процессе погружения в него с повторением малоассоциируемых аудиальных стереотипов и релаксацией, например: «Сейчас я начну повторять свой код (мантру, стереотип или др., в зависимости от индивидуальных особенностей занимающегося), и постепенно у меня возникнет состояние покоя и расслабления. С каждым повторением кода, с каждым своим словом я буду погружаться все глубже и глубже в целебное состояние до той степени, которая будет нужна мне именно сегодня, сейчас, здесь». Если стереотип повторяют неопределенное количество раз, можно включить в структуру текста планирование погружения к подсчету определенного количества цифр, напри- мер: «...параллельно я буду считать, и к цифре 20 возникнет нужное мне состояние». Счет производят с паузами, во время которых повторяют малоассоциируемые звукосочетания. Текст второй программы пациент проговаривает непосредственно перед сеансом самогипноза, после первой программы и далее в процессе выполнения процедуры релаксации и самогипнотизации. На этом этапе производят самовнушение ощущений расслабления, тяжести, тепла, невесомости, подкрепляя их соответствующим набором сенсорно-символических представлений. Третья программа содержит в себе наиболее значимые элементы и заключается в самовнушении и укреплении желаемого состояния на этапе состоявшегося погружения в аутогип-нотический транс, который обеспечивает эффективное усвоение информации. Например: «Моя радость все больше заполняет меня...», а через некоторое время: «Радость, устойчивая радость! Устойчивое хорошее настроение! Выдержу любые стрессы! Защита радостью! Защита оптимизмом!» и т. п. Или: «Чувство страха исчезает, оставляет меня навсегда...», затем: «Спокоен! Уверен в себе! Равнодушен, безразличен к...» и т. д. Особенно важно провести аутосуггестию адаптивных когнитивно-поведенческих стратегий. Здесь также периодически повторяют свою «мантру», репродуцируют соответствующие образы. После реализации третьей программы выдерживают небольшую паузу (1-5 минут) с пассивной концентрацией внимания и повторением малоассоциируемого аудиального стереотипа, которое может иметь характер слаборазличимого звукового фона. Четвертая программа представляет собой постгипнотическое самовнушение, содержащее фразы и усиливающие их сенсорно-символические компоненты, утверждающие, что желаемое состояние достигнуто и всегда будет легко достигаться в нужное время в нужном месте, об усилении и ускорении с каждым сеансом гипнотического и лечебного эффекта и о возможности саморегуляции в проблемных ситуациях. Таким образом, первая программа постулирует достижение желаемого состояния за счет МАС-регуляции и произносится пе- ред сеансом, вторая следует за ней, охватывает начало сеанса щ процесс погружения в транс, утверждает и усиливает действие применяемых манипуляций. Третья, наиболее важная, патогенетически значимая программа, применяется в состоянии глубокого самогипноза, фиксирует и усиливает лечебный эффект. Четвертая является постгипнотическим самовнушением и распространяет свое влияние на будущее. С учетом индивидуальных особенностей каждая из этих программ может быть исключительно вербальной или сочетаться с доступным объемом сенсорно-образной репродукции. После формулировки совместно с пациентом вербальных и сенсорно-образных аутосуггестивных программ приступают непосредственно к МАС-регуляции. Первые обучающие сеансы (от одного до трех) проводят под руководством психотерапевта лежа или сидя в удобной позе на стуле или в кресле в помещении с относительной звукоизоляцией, с закрытыми глазами, на фоне повторения пациентом выбранного малоассоциируемого аудиаль-ного стереотипа и с использованием приемов образного представления и/или счета. Психотерапевт при этом дает инструкции, проговаривает подготовленные тексты (гетеросуггестия), давая пациенту возможность повторять их про себя, наблюдает за динамикой состояния пациента и т. д., осуществляя по сути гипнотизацию, которая значительно ускоряет овладение методом. Для убеждения занимающегося в том, что процесс идет «как надо», и для создания индивидуального стиля целесообразно предлагать многовариативность возможных ощущений, выделяя интонацией, с помощью пауз или пассов наиболее выгодные из них для погружения в транс, а также называя лишь варианты усиления ощущений, например: «Расслабление может быть... разным у разных людей...», «Каждый погружается в самогипноз... по-своему...», «Определенные... части тела могут расслабиться... другие... могут расслабиться еще больше...». Может быть использован стиль креативного гипноза (см. метод «Креативный гипноз»). Перед проведением сеанса пациент проговаривает первую программу, затем вторую, продолжая повторять ее в процессе самогипнотизации, и визуализирует адекватные образы, символы. Погружение в гипнотический транс начинают с внушения ощущения расслабления лица путем прямых указаний («Расслабить мышцы головы: лица, лба, глаз, щек, расслабить губы, язык»). Затем расслабляют последовательно сверху вниз мышцы шеи, плечи, руки, туловище, мышцы тазовой зоны, бедра, коленные суставы, голени, стопы. Использование направления сверху вниз при релаксации ускоряет ее, так как верхние части тела более иннервированы по сравнению с нижними и имеют большую площадь корковых представительств. Расслабление их дает больший седативный эффект. В конце расслабления после локализованных, детализирующих формул дают генерализованное внушение: «Все тело расслабленное, мягкое, спокойное». Далее внушают появление ощущения тяжести сразу в двух руках, потом в туловище, ногах («руки тяжелые», «туловище тяжелое», «ноги тяжелые»). Тяжесть может быть названа «свинцовой», «непреодолимой» и т. п. После локализованных внушений, вызывают ощущение тяжести во всем теле: «Все тело тяжелое, свинцовое, своим весом давит на все, с чем соприкасается». Здесь также эффективна многовариативность формулировок с выделением более выгодных для создания транса ощущений, фиксация внимания на ощущениях, связанных с осознанием собственного веса, ощущением соприкосновения, давления тяжелеющих частей тела в зонах их контакта с креслом, стулом, диваном, полом и др. Для ускорения реализации ощущений расслабления и тяжести их связывают с ритмом дыхания, в данном случае с выдохом: «С каждым выдохом расслабление (тяжесть) усиливается, тело оседает, расслабляется (тяжелеет) все больше и больше...», «С каждым выдохом погружаюсь все дальше и дальше в целебное состояние...». Далее внушают появление ощущения тепла сразу в двух кистях рук, затем в руках, спине, животе, обеих стопах, ногах: «Кисти рук (руки, спина, живот стопы, ноги) согреваются...», «Кисти рук (руки, живот, стопы, ноги) теплые», «Тепло струится, щекочет, пульсирует, распирает» и т. п. Дают аналогии с распариванием конечностей в горячей воде, ощущением согревания после мороза в теплом помещении, действием теплой грелки, теплого (горячего) песка на летнем пляже и т. п. В конце этого этапа внушают «генерализованное» тепло - во всем теле: «Все тело теплое, согрета каждая клеточка, тело теплое, тяжелое, мягкое...». Здесь, как и на предыдущих этапах, использование многовариативности формулировок с выделением более значимых является целесообразным. Затем внушают ощущение невесомости, легкости: «На этом этапе легко... можно пофантазировать об облаках - легких... светлых... чистых... парящих в высоте... свободных от суеты... Или подумать о птицах, летящих в высоте... там, где облака... о парящих, легких птицах... Или представить перышко - легкое перышко... или паутинку... пылинку... или воздушный шарик... их легко переносит ветер... и поднимает вверх... Это легко может получиться... И тело легко... может стать легким... воздушным... парящим... свободным... Легко стать легким... Легко стать легким... Легкость... может появиться сразу во всем теле или в какой-то части его... Тело легкое... воздушное... парящее... невесомое... Легкое, как облако... чистое, светлое облако... парящее в высоте... свободное, как птица... Легкое, как перышко... как паутинка... как пылинка... Легкое... как воздушный шарик... поднимающийся все выше и выше... вверх... в высоту... Легко стать легким... Легко стать легким... И сейчас можно... не чувствовать в теле ничего... как будто тело растворилось... в тумане и покое... растворилось полностью... или какая-то часть его растворилась в тумане... покое... Невесомое... воздушное... легкое... свободное тело... И можно задуматься, где находятся руки или ноги... И можно не чувствовать ничего... И наслаждаться этим покоем... этой свободой... легкостью... этим светлым покоем...». Для стимуляции возникновения ощущения легкости изменяют фиксацию на ритме дыхания - концентрируют внимание на фазе вдоха, удлиняя его. Могут быть также использованы представления исчезновения опоры, замещения опоры светом, парения в его лучах, прозрачность тела (см. «Креативный гипноз»). На каждом этапе пациенту дают инструкции и время для представления субъективно значимых образов. Процедуру аутогипнотизации проводят в дальнейшем с ускорением и укорочением времени погружения за счет проговари-вания все меньшего количества слов, использования все более коротких, обобщающих, емких фраз и образов и достижения генерализованных ощущений сразу во всем теле. После погружения пациента в гипнотическое состояние достаточной глубины вербализуют (в дальнейшем это самостоятельно делает пациент) наиболее значимые формулы лечебного самовнушения третьей программы. В паузах повторяют малоассоции-руемый аудиальный стереотип, визуализируют образы и символы, которые связывают с желаемым состоянием. Затем выдерживают паузу, в течение которой занимающийся отдыхает, находясь в состоянии пассивной концентрации, наблюдая за спонтанными образами и телесными ощущениями. Аутогипнотическое состояние удерживают запланированное время. Перед выходом из него проговаривается постгипнотическое самовнушение (четвертая программа). Для выхода из состояния транса внушают себе появление бодрости, свежести, прохлады в голове, прохлады и свежести в ротовой и носовой полости при соответственно ротовом и носовом дыхании и удлинении вдоха. Однако если необходимо сохранить состояние покоя, расслабления и т. п., то тонизирующие самовнушения не проводят, занятие в этом случае заканчивают тождественным самовнушением: «Сохраню спокойствие и расслабление, через... секунд (минут) открою глаза». Может быть использован также счет в обратном порядке (для исключения параллели с прямой последовательностью цифр при погружении), например, от 10 до 1. Цифру «0» лучше не использовать в связи с ее символическим «обнуляющим» эффектом, на который может «откликнуться» подсознание. Продолжительность первых сеансов составляет 30-40 минут, рекомендуемая частота - 2-3 раза в неделю. Под руководством врача проводят 1-3 обучающих сеанса, в процессе которых практически все занимающиеся осваивают МАС-метод психической саморегуляции. Пациенту не навязывают жесткого содержания гипнотизирующих текстов. Нет также необходимости добиваться реализации промежуточных самовнушений (например, тяжести), если легко возникают более глубокие ощущения и стадии аутотранса. Постепенно сокращая время погружения, переходя к обобщающим формулам начинают занятия с открытыми глазами, в условиях помех, во время ходьбы, при занятиях чем-либо, в процессе общения с окружающими. В ходе освоения МАС-метода больного постоянно настраивают на применение полученных навыков в реальной жизни, в т. ч. в проблемных ситуациях, при непосредственном воздействии психотравмирующих факторов, незаметно для окружающих, без прекращения основной деятельности или общения. Для этих целей проводят «тренинг адаптации» - моделируют сложные ситуации при визуализации, а затем в ролевом тренинге с участием психотерапевтической группы или без таковой (в последнем случае развитию проблемного сюжета помогает психотерапевт). В процессе имитации контакта с психотравмирующими факторами совершенствуют полученные навыки управления собой. В итоге пациент развивает в себе способность достигать в любых условиях нужного состояния за весьма короткий срок -от 1-5 минут до нескольких секунд. Однако при желании в целебном состоянии самогипноза он может находиться более длительное время. Для успешной адаптации к сложным микросоциальным, социальным и профессиональным условиям очень важными моментами являются: - опережающий характер психической саморегуляции на основе прогноза развития событий и отношений - подготовка себя к сложным ситуациям, заблаговременное самовнушение желательного состояния; - синхронные психологические самовоздействия параллельно развитию ситуации. Одним из примеров применения МАС-метода может служить опыт лечения пациента А., 32 лет, с тревожно-фобическим расстройством: лиссофобией, суицидофобией (дезадаптивно-ин-тегрированный гиперактуализирующий, малодифференцирован-ный антагонистический, негативно-интерпретирующий когни-тип). Среди характерологических особенностей пациента выделялись: склонность к сомнениям и колебаниям, черты тревожной мнительности, застенчивости, педантизма. Состояние резко ухудшилось в последние два месяца, вскоре после того, как узнал, что бывшая хозяйка купленной им квартиры покончила с собой - выбросилась с балкона. Наутро после алкогольного эксцесса, на фоне типичных соматопсихических последствий алкогольной интоксикации пациент вдруг по-новому осознал историю приобретенной квартиры. Появились опасения: не может ли и он покончить с собой аналогичным образом. Подошел к балкону - возникло сильное чувство страха, сердцебиение, потливость, тремор конечностей. В панике быстро собрался и убежал на работу. Мысль о возможности самоубийства стала преследовать его, приобрела навязчивый характер, состояние обострялось к вечеру, когда необходимо было после работы идти домой. Снизилось настроение, стал раздражительным, понимал всю абсурдность своего страха, пытался бороться с ним, но безуспешно, периодически думал, что уж лучше действительно покончить с собой, чем так мучиться. Переехал жить к родственникам. При обсуждении ряда тем, касающихся межличностных отношений, психологии поведения, психической саморегуляции и психического здоровья, высказал ряд мыслей, в основе которых были идентифицированы следующие дезадаптивные концепции: 1. «Дурной пример заразителен». 2. «Потерять контроль над собой - значит сойти с ума». 3. «Сумасшедшие могут покончить с собой». 4. «Сумасшествие само по себе - смерть, психическая смерть». 5. «Чувство страха, сомнения и тревожность - это и есть признаки потери контроля над собой, это и есть признаки начала сумасшествия, предвестники физической или психической смерти». 6. «Психика человека способна выкинуть любую штуку, разум держится на волоске, значит, и моя психика способна выкинуть любую штуку и мой разум держится на волоске. Сойти с ума - пара пустяков». Интегративным выражением этих концептуальных построений была ядерная дезадаптивная концепция: 7. «Никому нельзя доверять до конца, и себе нельзя доверять». Патогенетическое соотношение симптомов и особенностей личности было представлено следующим образом. 1. Неадекватные, дезадаптирующие концепции касающиеся психологии человека, психического здоровья, межличностных отношений. 2. Мнительность, тревожность, неуверенность в себе, чувство собственной уязвимости, глобальная боязнь и жизни и смерти. 3. Ложная идентификация себя - хозяина квартиры - с бывшей хозяйкой на фоне функционального ослабления ЦНС из-за последствий алкогольной интоксикации. 5. Мысли о возможности покончить с собой. 6. Актуализация дезадаптивных концепций. 7. Усиление неуверенности в своих способностях контролировать собственное поведение. 8. Узконаправленные, ситуационно и тематически определенные тревожность, страх, панические состояния. 9. Фиксация отклонений, формирование навязчивости на фоне характерологической инертности. 10. Возврат к уровню 1, формирование «замкнутого круга». С пациентом был проведен ряд когнитивно-ориентированных дискуссий, в процессе которых демонстрировалась полная безосновательность его страхов и были объяснены механизмы формирования заболевания с учетом описанной выше патогенетической иерархии симптомов и особенностей личности. Было отмечено отсутствие у него наследственной отягощенное™ и признаков органического поражения ЦНС как факторов, благоприятных для быстрого избавления от заболевания. Указывалось на роль концептуально ориентированного мышления, самосознания, самовнушения и санкционирования деятельности как основы нормальных и психогенно измененных эмоций. Основной объем когнитивных воздействий направлялся на коррекцию дезадаптирующих концепций. Были сформулированы альтернативные концепции, включая ядерную, которые больной достаточно быстро принял: 1. «Дурной пример относителен. Поведение, жизнь и смерть других людей влияют на нас в ограниченных пределах - лишь в той степени, в которой мы этого хотим, настолько, насколько мы это разрешаем. Человек не песок и не глина, чтобы на нем слепо, напрямую отпечатывались следы других людей. Мы можем, что-то запомнить, но для того чтобы копировать это, повторять глупости других людей необходимо наше собственное разрешение самому себе. Таким образом, мы сильнее других». 2. «Потерять контроль над собой невозможно. Всегда остается внутренний контролер, внутренние саморазрешения, санкции, программирование поведения. Даже при самых тяжелых психозах, даже при галлюцинаторно-бредовых состояниях, даже при слабоумии человек сохраняет контроль над собой. В каждом случае есть внутренние саморазрешения, санкции, программирование поведения. Сойти с ума - это значит принять для себя другую точку отсчета, другие программы и другие критерии оценки своего поведения. Поэтому нет смысла бояться потери самоконтроля, его потерять невозможно, пока человек жив. Более того, наличие страха потерять контроль над собой характерно для невротических расстройств, невротической навязчивости, этого не наблюдается при психозах. Неврозы - это неврозы. Психозы - это психозы. Между ними непреодолимая граница. У Вас невроз, он может протекать волнообразно, но всегда останется ли
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.156.91 (0.013 с.) |