Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последовательный систематический самоконтроль

Поиск

Основой последовательного систематического самоконтроля является функционально-динамическая (психофизиологическая) схема организации поведения (см. метод «Когнитивно-ценност­ная гармонизация»). Ее содержание, механизмы организации по­ведения и особенности структур, управляющих этим процессом, в более или менее популярной форме разъясняют пациенту с уче­том его возрастных и интеллектуальных особенностей.

Согласно этой схеме, поведенческие реакции инициирует психофизиологический дисбаланс, возникающий в процессе взаимодействия с внешней средой или вследствие внутренних метаморфоз. При этом образуется доминанта, связанная с веду­щей мотивацией, и формируется модель результата.

Далее происходит поиск оптимального способа действий с учетом опыта, возможностей реальной ситуации и прогноза по­следствий. Осуществляется выбор стратегии и принимается санкция о начале деятельности, при осуществлении которой кон­троль и коррекция, сравнение достижений и прогнозов осуществ­ляет акцептор результатов действия.

На завершающем этапе производится оценка результата и принятие решения о прекращении или возобновлении деятельно­сти на основе повторного изучения внутреннего состояния и оп­ределения степени компенсации психофизиологического дисба­ланса. Заключительный процесс - архивирование в памяти ин­формации о полученном позитивном или негативном опыте. На всех этапах от психофизиологического дисбаланса до результи­рующего поведения этот процесс сопровождают соответствую­щие эмоции. Скорость его протекания может быть различной, от секунд до нескольких лет.

На основе этой схемы больному объясняют, что именно он, он сам решает, как отреагировать на внешнее событие. Именно он, он сам дает санкции, разрешающие или запрещающие те или иные действия. Сообщают, что это может в различной степени осознаваться человеком или иметь вид санкций-клише, когни­тивно-поведенческих стереотипов, но действует всегда. Внушают также, что обоснованное, грамотное внедрение в непроизвольный процесс, который ранее приводил к нежелательным результатам, позволяет избежать осложнений и достичь большей внутренней гармонии, эмоционального комфорта и гармонии в отношениях с окружающими.

Отработка навыка самоконтроля начинается с овладения сте­реотипом поэтапного отслеживания и прогнозирования действий и поступков. Пациенту дают инструкцию пролонгировать процесс совершения действий и поступков, начиная с самого раннего этапа' -этапа инициации поведенческого акта. Этот этап получает отсрочку на 15 символических секунд соответственно количеству ступеней метода последовательного систематического самоконтроля.

Такая отсрочка позволяет снизить эмоциональную напря­женность и сразу демонстрирует приоритет самоконтроля над непроизвольным течением поступков. Кроме того, эти 15 секунд становятся триггером оптимального поведения, который пациент произвольно «включает» в нужный момент и вслед за которым разворачивается привычная организация адаптивной реакции. К ним могут быть добавлены любые другие триггеры - слова, фразы, визуализируемые образы, мимика, жесты и т. п.

Для удобства овладения всей совокупностью оптимальных действий пациент получает карточки с описанием последова­тельности принимаемых санкций в процессе совершения поступ­ков. Согласно этим карточкам он последовательно спрашивает себя, отвечает сам себе и инструктирует себя:

1. «Что сейчас со мной происходит? -...».

2. «Чего я действительно хочу сейчас? -...».

3. «Что я раньше делал, чтобы достичь того, что действительно хочу сейчас?-...».

4. «Что сейчас позволяют мне внешние условия и мои ресурсы? -...».

5. «Как соотносится опыт и реальность? -...».

6. «Мой выбор, мой план -...».

7. «Прогноз-...».

8. «Я разрешаю себе -...».

9. «Я действую и полностью контролирую свои мысли, слова, интонации, состояние тела, дыхание, мимику, мышечный то­нус, движения».

10. «Я полностью контролирую процесс достижения цели и ре­гулирую свое состояние».

11. «Результат-...».

12. «Оценка результата -...».

13. «Вывод-...».

14. «Решение о прекращении или возобновлении деятельности по достижению цели -...».

15. «Информация в архив памяти -...».

Детям, подросткам или недостаточно интеллектуальным ли­цам может быть дана упрощенная схема организации поведения, в которой важно сохранить основные этапы полной последова­тельности - включение триггера оптимального поведения (счет, соответственно количеству этапов), определение цели поступка и его плана, выбор и санкционирование деятельности, самовнуше­ние контроля над деятельностью в соответствии с развитием си­туации и критическая оценка результата. В необходимых случаях для помощи в освоении метода привлекаются близкие родствен­ники или другие лица.

На каждой ступени важно осознавать свое эмоциональное со­стояние. Овладение последовательным систематическим самокон­тролем начинают с наиболее простых, не проблемных поведенче­ских актов (удовлетворение чувства голода, чистка зубов, выбор одежды соответственно ситуации и погодным условиям и т. п.).

Далее переходят к тренировке самоконтроля при совершении более сложных, но также не проблемных последовательностей действий и поступков.

В процессе работы с проблемными ситуациями и отклоняю­щимся от нормы поведением первоначально достигают положи­тельного эффекта в реализации последовательного систематиче­ского контроля при визуализации контакта с негативными факто­рами или при размышлениях на психотравмирующие темы.

На следующем этапе совершенствуют и закрепляют полу­ченный навык в ролевых тренингах с персоналом, родственника­ми или другими пациентами.

В итоге используют натренированный стереотип последо­вательного систематического самоконтроля при непосредствен­ном взаимодействии с проблемными или психотравмирующими факторами.

Глава 17

ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛОАССОЦИИРУЕМЫХ АУДИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ (МАС-МЕТОД)

Метод психической саморегуляции с использованием мало-ассоциируемых аудиальных стереотипов отличается интегратив-ной структурой психологических самовоздействий, в которую входят малоассоциируемые аудиальные стереотипы (стереотип­ные звукосочетания, не вызывающие осознаваемых ассоциаций), оказывающие концентрирующее, аутогипнотическое и условно-рефлекторное действие. Эти стереотипы сочетаются с системой позитивного поэтапного самопрограммирования, ускоренной техникой самогипноза и визуализации проблемных или жела­тельных психологических состояний.

Предварительно устанавливают внутреннюю задачу больно­го и формулируют цель МАС-психотерапии - достижение же­лаемого психоэмоционального состояния или соматовегетатив-ных эффектов. Рассматривают пути преодоления проблемного или патологического состояния. Указывают на те психологиче­ские и психопатологические особенности, которые привели к де­задаптации и которые целесообразно нивелировать с акцентом на коррекцию глубоких когнитивных структур. Выделяют личност­ные особенности, требующие стимуляции, развития.

При этом достигают такого понимания пациентом своего со­стояния и путей выхода из него, чтобы он безоговорочно и ис­кренне принимал предлагаемый метод, в т. ч. тексты позитивного программирования. Эти тексты должны иметь патогенетический характер. Например, при тревожности самовнушение спокойствия в виде фраз «Я спокоен... я спокоен... Я абсолютно спокоен и рав­нодушен к...» не принесет эффекта, так как воздействует лишь на

поверхностный уровень переживаний. В отличие от этого, после психотерапевтической проработки, слова, адресованные к «когни­тивному ядру», основе психогенных отклонений или психотрав-мирующим воспоминаниям, нейтрализующие логически или дру­гим образом основания для беспокойства, дадут хороший резуль­тат, после них уверенно можно говорить «Я спокоен».

Далее разъясняют особенности метода, называя его по-разному для разных пациентов в зависимости от их «менталите­та» и отношения к подобным манипуляциям: МАС-методом, МАС-тренингом, МАС-регуляцией, самогипнозом, позитивным самопрограмированием, психологическим тренингом, медитацией, психологической йогой и т. д.

Для усиления мотивации внушают высокую необходимость овладения им, его широкие возможности и большую эффектив­ность. Дают доступное объяснение гипнозу, самогипнозу, его фе­номенам и индивидуальным различиям в возникающих пережи­ваниях и ощущениях во время сеансов. Объясняют седативную роль миорелаксации и ангиорелаксации, прямые и обратные взаимоотношения эмоционального и телесного планов, психиче­ского и физического, описывают мышечные и другого рода те­лесные, органные эквиваленты психоэмоциональных состояний.

Затем сообщают пациенту о большом значении слухового восприятия в жизни человека, особенностях влияния различных акустических воздействий на психологическое, нейрофизиологи­ческое и вегетативно-соматическое состояние. Иллюстрируют положительное и отрицательное влияние различных типов музы­ки, шумов и звуков природы, оттенков речи человека и т. п. - их способность вызывать радость, экстаз, или вызвать чувство по­коя, сон, грусть, повышать тонус, или провоцировать агрессию.

После этого в виде псевдонаучной лекции в традициях пла-цеботерапии информируют (дезинформируют) о том, что в ходе многочисленных научных экспериментов и с учетом многовеко­вой практики гипноза и самогипноза были выделены определен­ные звуки и звукосочетания, оказывающие мощное оздоравли-вающее и гармонизирующее воздействие на психику и организм человека. Эти звуковые стимулы в разных научных и эзотериче­ских школах называют по-разному: «малоассоциируемыми ау-

диальными стереотипами», «мантрами», «акустическими кода­ми», «ключами или шифрами» и т. д. - и соответственно наделяют разным смыслом.

Метафизически настроенным пациентам они могут быть преподнесены в соответствующих традициях древних школ «тайного знания» как магические слова, мантры (аналогичные мантрам ОМ или АУМ), произнесение которых про себя или вслух соединяет с «высшей субстанцией», способной помочь, защитить и создать гармоничное душевное состояние, привести в порядок здоровье.

Для детей эти звукосочетания могут быть названы «волшеб­ными ключиками к здоровью» (или смелости, спокойствию и т. п.).

Лицам с «академическим» мировоззрением объясняют их с точки зрения «нейрофизиологии», называя малоассоциируемыми аудиальными стереотипами (однотипными звуками и звукосоче­таниями, не создающими значимых ассоциаций). Сообщают, что эти монотонные аудиальные стимулы «реально изменяют, гармо­низируют активность мозга, что подтверждено серьезными лабо­раторными исследованиями».

Действительная сущность малоассоциируемых аудиальных стереотипов заключается в их способности концентрировать внимание, вытеснять отвлекающие мысли и внешние помехи, гипнотизировать за счет монотонно-утомляющего эффекта, бы­стро формировать (в большинстве случаев с первого сеанса) ус­ловно-рефлекторные связи с желаемым состоянием. На основе этих связей удается в нужный момент осуществлять психическую саморегуляцию с помощью повторения выбранного стереотипа -быстро воссоздавать психоэмоциональные эффекты, которые ра­нее совпадали с его повторением. Наличие веры в «мантру», «акустический код» или «аудиальный стереотип» и ожидание (самовнушение) определенного эффекта значительно повышает их эффективность.

Пациенту с учетом его особенностей внушают какую-либо одну из вышеописанных концепций или, после информирования о различных взглядах, предлагают самостоятельно выбрать ту теорию, которая ему ближе.

Далее предоставляется перечень малоассоциируемых аудиаль-ных стереотипов: АМА, АИМА, ЙМА, ШАЙМ, ШАЙМА, ШИАМ, ШИАМА, ШИМ, ШИЛЙМ. Ударение в этих псевдомантрах по же­ланию пациента может быть изменено. Дают инструкцию некото­рое время проговаривать их на разные лады про себя или шепотом (растягивая их звучание, например: ШШШШИ...ММММ... или компактно: ШИМ) для того, чтобы наиболее полно понять их осо­бенности. Могут быть предложены также и традиционные мантры ОМ или АУМ.

Затем пациент выбирает одно или несколько звукосочетаний, не ассоциирующихся ни с чем (или лишь с чем-либо позитив­ным) и наиболее соответствующих его индивидуальным особен­ностям и задачам.

Для усиления суггестивного действия аудиального стереоти­па или их комбинации пациенту сообщают, что его выбор должен быть тайной для других (может быть, лишь за исключением вра­ча), так как это «ключ к тайникам души и здоровья», акустиче­ский код душевной гармонии», «индивидуальная, сугубо личная комбинация звуковых сигналов, влияющая на душевное состоя­ние» и т. д.

Дают рекомендации по применению лечебных звукосочета­ний: объясняют, что во время сеанса необходимо монотонно, рефреном, молча или шепотом произносить аудиальный стерео­тип в том темпе и с такими вариациями, которые кажутся наибо­лее адекватными для достижения необходимых ощущений, же­лаемого состояния. Можно назначить определенное количество повторений - 50, 100, 200 и более. Для этого необходимо исполь­зовать какой-либо способ фиксации счета - например, легкое сгибание пальцев рук или четки. Можно повторять «мантру» оп­ределенное время, ориентируясь тем или иным образом на пока­зания часов, метронома. Важно, чтобы, используя малоассоции-руемый стереотип, пациент различными способами представлял его лечебное действие, с каждым повторением внушая себе при­ближение запланированного эффекта.

Далее осуществляют подбор максимально индивидуализиро­ванных образов и символов, демонстрирующих желаемые ощу­щения и состояния: расслабления, тяжести, тепла, невесомости,

прохлады, погружения в состояние транса, покоя, радости и т. п. С другой стороны, подбирают образы, характеризующие пробле­мы больного: конфликтную ситуацию, болезнь, боль, спазм и т. п.

С этими образами при необходимости могут быть проведены десенсибилизирующие, ослабляющие их действие манипуляции: диссоциирование (просмотр со стороны, визуализация своего двойника в определенных ситуациях), изменение визуальных ха­рактеристик (уменьшение размеров, цветонасыщенности, контра­ста, увеличение расстояния до объекта или привнесение в образ комических элементов).

Для усиления действия образов проводят манипуляции про­тивоположного характера (увеличение размеров образа, его цве­тонасыщенности, контрастности, уменьшение расстояния до не­го), ассоциирование (инкорпорирование образа, идентификацию с ним), визуализируют ситуацию «как в жизни». Возможно ис­пользование символических зрительных «операций»: распро­странения, поглощения или, наоборот, отделения, разрушения, деформации, нейтрализации символической связи и т. п.

Все эти образы могут быть впервые сконструированы или исходить из личного прошлого пациента, а также опосредованно­го опыта других. Кроме зрительных, могут быть использованы представления из слуховой, ольфакторной и других сенсорных систем, а также комплексные представления. Постепенно они должны становиться все более стереотипными, компактными и концентрированными (стандартизация образов). Может быть ис­пользован лишь один многофункциональный, емкий образ.

Пациенты, испытывающие затруднения в сенсорной репро­дукции, могут постепенно развить эту способность или использо­вать только вербальное самопрограммирование.

Затем пациенту объясняют специфическую технику погру­жения в аутогипнотическое состояние с помощью телесных экви­валентов и модуляторов гипнотического транса, включающую в себя мышечную релаксацию, вызывание ощущений расслабле­ния, тяжести, тепла и невесомости, а также использование мало-ассоциируемых аудиальных стереотипов, приемов образного представления, счета и регуляцию ритма дыхания.

Сообщают информацию о подобии мозга человека биоком­пьютеру, работающему в соответствии с позитивными или нега­тивными программами, которые человек задает себе сам или по­лучает от окружающих. В связи с этим существует возможность целевого поэтапного позитивного самопрограммирования и пе­репрограммирования для достижения желаемого состояния.

Пациенту предлагают сформулировать четыре последователь­ных программы - позитивных, утвердительных, без частицы «не» в тексте, конкретно и без противоречий описывающих планируе­мое состояние. Это могут быть наборы из 3-5 и более фраз. Их со­четают с адекватными сенсорно-образными представлениями.

Первая программа включает в себя формулы самовнуше­ния, содержащие утвердительную информацию о том, что же­лаемое психологическое состояние или соматовегетативные эф­фекты будут достигнуты в результате проведения сеанса. На­пример: «Я хочу стать совершенно спокойным. Сейчас я начну заниматься МАС-тренингом (или самогипнозом, медитацией, самопрограммированием и т. п. - в зависимости от ранее вы­бранной терминологии) и через... минут (или без определения времени, например: «...к концу сеанса...») я стану абсолютно спокойным». Текст первой программы проговаривают до сеанса самогипноза. При наличии хороших способностей к визуализа­ции он может быть заменен образом, адекватно отражающим намерение пациента.

Вторая программа содержит самовнушение, в котором вер-бально связывают наступление гипнотического состояния и же­лаемых эффектов в процессе погружения в него с повторением малоассоциируемых аудиальных стереотипов и релаксацией, на­пример: «Сейчас я начну повторять свой код (мантру, стереотип или др., в зависимости от индивидуальных особенностей зани­мающегося), и постепенно у меня возникнет состояние покоя и расслабления. С каждым повторением кода, с каждым своим сло­вом я буду погружаться все глубже и глубже в целебное состоя­ние до той степени, которая будет нужна мне именно сегодня, сейчас, здесь». Если стереотип повторяют неопределенное коли­чество раз, можно включить в структуру текста планирование погружения к подсчету определенного количества цифр, напри-

мер: «...параллельно я буду считать, и к цифре 20 возникнет нуж­ное мне состояние». Счет производят с паузами, во время кото­рых повторяют малоассоциируемые звукосочетания.

Текст второй программы пациент проговаривает непосредст­венно перед сеансом самогипноза, после первой программы и далее в процессе выполнения процедуры релаксации и самогип­нотизации.

На этом этапе производят самовнушение ощущений рас­слабления, тяжести, тепла, невесомости, подкрепляя их соответ­ствующим набором сенсорно-символических представлений.

Третья программа содержит в себе наиболее значимые элементы и заключается в самовнушении и укреплении желае­мого состояния на этапе состоявшегося погружения в аутогип-нотический транс, который обеспечивает эффективное усвоение информации. Например: «Моя радость все больше заполняет ме­ня...», а через некоторое время: «Радость, устойчивая радость! Устойчивое хорошее настроение! Выдержу любые стрессы! За­щита радостью! Защита оптимизмом!» и т. п. Или: «Чувство страха исчезает, оставляет меня навсегда...», затем: «Спокоен! Уверен в себе! Равнодушен, безразличен к...» и т. д. Особенно важно провести аутосуггестию адаптивных когнитивно-поведен­ческих стратегий. Здесь также периодически повторяют свою «мантру», репродуцируют соответствующие образы.

После реализации третьей программы выдерживают не­большую паузу (1-5 минут) с пассивной концентрацией внима­ния и повторением малоассоциируемого аудиального стереотипа, которое может иметь характер слаборазличимого звукового фона.

Четвертая программа представляет собой постгипнотиче­ское самовнушение, содержащее фразы и усиливающие их сен­сорно-символические компоненты, утверждающие, что желаемое состояние достигнуто и всегда будет легко достигаться в нужное время в нужном месте, об усилении и ускорении с каждым сеан­сом гипнотического и лечебного эффекта и о возможности само­регуляции в проблемных ситуациях.

Таким образом, первая программа постулирует достижение желаемого состояния за счет МАС-регуляции и произносится пе-

ред сеансом, вторая следует за ней, охватывает начало сеанса щ процесс погружения в транс, утверждает и усиливает действие применяемых манипуляций. Третья, наиболее важная, патогене­тически значимая программа, применяется в состоянии глубокого самогипноза, фиксирует и усиливает лечебный эффект. Четвертая является постгипнотическим самовнушением и распространяет свое влияние на будущее. С учетом индивидуальных особенно­стей каждая из этих программ может быть исключительно вер­бальной или сочетаться с доступным объемом сенсорно-образной репродукции.

После формулировки совместно с пациентом вербальных и сенсорно-образных аутосуггестивных программ приступают не­посредственно к МАС-регуляции. Первые обучающие сеансы (от одного до трех) проводят под руководством психотерапевта лежа или сидя в удобной позе на стуле или в кресле в помещении с от­носительной звукоизоляцией, с закрытыми глазами, на фоне по­вторения пациентом выбранного малоассоциируемого аудиаль-ного стереотипа и с использованием приемов образного пред­ставления и/или счета. Психотерапевт при этом дает инструкции, проговаривает подготовленные тексты (гетеросуггестия), давая пациенту возможность повторять их про себя, наблюдает за ди­намикой состояния пациента и т. д., осуществляя по сути гипно­тизацию, которая значительно ускоряет овладение методом.

Для убеждения занимающегося в том, что процесс идет «как надо», и для создания индивидуального стиля целесообразно предлагать многовариативность возможных ощущений, выделяя интонацией, с помощью пауз или пассов наиболее выгодные из них для погружения в транс, а также называя лишь варианты усиления ощущений, например: «Расслабление может быть... разным у разных людей...», «Каждый погружается в самогип­ноз... по-своему...», «Определенные... части тела могут рассла­биться... другие... могут расслабиться еще больше...». Может быть использован стиль креативного гипноза (см. метод «Креа­тивный гипноз»).

Перед проведением сеанса пациент проговаривает первую программу, затем вторую, продолжая повторять ее в процессе самогипнотизации, и визуализирует адекватные образы, символы.

Погружение в гипнотический транс начинают с внушения ощущения расслабления лица путем прямых указаний («Рассла­бить мышцы головы: лица, лба, глаз, щек, расслабить губы, язык»). Затем расслабляют последовательно сверху вниз мышцы шеи, плечи, руки, туловище, мышцы тазовой зоны, бедра, колен­ные суставы, голени, стопы. Использование направления сверху вниз при релаксации ускоряет ее, так как верхние части тела бо­лее иннервированы по сравнению с нижними и имеют большую площадь корковых представительств. Расслабление их дает больший седативный эффект. В конце расслабления после лока­лизованных, детализирующих формул дают генерализованное внушение: «Все тело расслабленное, мягкое, спокойное».

Далее внушают появление ощущения тяжести сразу в двух руках, потом в туловище, ногах («руки тяжелые», «туловище тя­желое», «ноги тяжелые»). Тяжесть может быть названа «свинцо­вой», «непреодолимой» и т. п. После локализованных внушений, вызывают ощущение тяжести во всем теле: «Все тело тяжелое, свинцовое, своим весом давит на все, с чем соприкасается». Здесь также эффективна многовариативность формулировок с выделе­нием более выгодных для создания транса ощущений, фиксация внимания на ощущениях, связанных с осознанием собственного веса, ощущением соприкосновения, давления тяжелеющих частей тела в зонах их контакта с креслом, стулом, диваном, полом и др. Для ускорения реализации ощущений расслабления и тяже­сти их связывают с ритмом дыхания, в данном случае с выдохом: «С каждым выдохом расслабление (тяжесть) усиливается, тело оседает, расслабляется (тяжелеет) все больше и больше...», «С каждым выдохом погружаюсь все дальше и дальше в целебное состояние...».

Далее внушают появление ощущения тепла сразу в двух кис­тях рук, затем в руках, спине, животе, обеих стопах, ногах: «Кис­ти рук (руки, спина, живот стопы, ноги) согреваются...», «Кисти рук (руки, живот, стопы, ноги) теплые», «Тепло струится, щеко­чет, пульсирует, распирает» и т. п. Дают аналогии с распариванием конечностей в горячей воде, ощущением согревания после моро­за в теплом помещении, действием теплой грелки, теплого (горя­чего) песка на летнем пляже и т. п.

В конце этого этапа внушают «генерализованное» тепло - во всем теле: «Все тело теплое, согрета каждая клеточка, тело теп­лое, тяжелое, мягкое...». Здесь, как и на предыдущих этапах, ис­пользование многовариативности формулировок с выделением более значимых является целесообразным.

Затем внушают ощущение невесомости, легкости: «На этом этапе легко... можно пофантазировать об облаках - легких... свет­лых... чистых... парящих в высоте... свободных от суеты... Или подумать о птицах, летящих в высоте... там, где облака... о парящих, легких птицах... Или представить перышко - легкое перышко... или паутинку... пылинку... или воздушный шарик... их легко переносит ветер... и поднимает вверх... Это легко может получиться... И тело легко... может стать легким... воздушным... парящим... свободным... Легко стать легким... Легко стать лег­ким... Легкость... может появиться сразу во всем теле или в ка­кой-то части его... Тело легкое... воздушное... парящее... невесо­мое... Легкое, как облако... чистое, светлое облако... парящее в высоте... свободное, как птица... Легкое, как перышко... как пау­тинка... как пылинка... Легкое... как воздушный шарик... подни­мающийся все выше и выше... вверх... в высоту... Легко стать легким... Легко стать легким... И сейчас можно... не чувствовать в теле ничего... как будто тело растворилось... в тумане и покое... растворилось полностью... или какая-то часть его растворилась в тумане... покое... Невесомое... воздушное... легкое... свободное тело... И можно задуматься, где находятся руки или ноги... И можно не чувствовать ничего... И наслаждаться этим покоем... этой свободой... легкостью... этим светлым покоем...».

Для стимуляции возникновения ощущения легкости изме­няют фиксацию на ритме дыхания - концентрируют внимание на фазе вдоха, удлиняя его. Могут быть также использованы пред­ставления исчезновения опоры, замещения опоры светом, паре­ния в его лучах, прозрачность тела (см. «Креативный гипноз»).

На каждом этапе пациенту дают инструкции и время для представления субъективно значимых образов.

Процедуру аутогипнотизации проводят в дальнейшем с ус­корением и укорочением времени погружения за счет проговари-вания все меньшего количества слов, использования все более

коротких, обобщающих, емких фраз и образов и достижения ге­нерализованных ощущений сразу во всем теле.

После погружения пациента в гипнотическое состояние дос­таточной глубины вербализуют (в дальнейшем это самостоятель­но делает пациент) наиболее значимые формулы лечебного само­внушения третьей программы. В паузах повторяют малоассоции-руемый аудиальный стереотип, визуализируют образы и симво­лы, которые связывают с желаемым состоянием. Затем выдержи­вают паузу, в течение которой занимающийся отдыхает, находясь в состоянии пассивной концентрации, наблюдая за спонтанными образами и телесными ощущениями. Аутогипнотическое состоя­ние удерживают запланированное время. Перед выходом из него проговаривается постгипнотическое самовнушение (четвертая программа).

Для выхода из состояния транса внушают себе появление бодрости, свежести, прохлады в голове, прохлады и свежести в ротовой и носовой полости при соответственно ротовом и носо­вом дыхании и удлинении вдоха. Однако если необходимо со­хранить состояние покоя, расслабления и т. п., то тонизирующие самовнушения не проводят, занятие в этом случае заканчивают тождественным самовнушением: «Сохраню спокойствие и рас­слабление, через... секунд (минут) открою глаза». Может быть использован также счет в обратном порядке (для исключения па­раллели с прямой последовательностью цифр при погружении), например, от 10 до 1. Цифру «0» лучше не использовать в связи с ее символическим «обнуляющим» эффектом, на который может «откликнуться» подсознание.

Продолжительность первых сеансов составляет 30-40 минут, рекомендуемая частота - 2-3 раза в неделю. Под руководством врача проводят 1-3 обучающих сеанса, в процессе которых практи­чески все занимающиеся осваивают МАС-метод психической са­морегуляции. Пациенту не навязывают жесткого содержания гип­нотизирующих текстов. Нет также необходимости добиваться реа­лизации промежуточных самовнушений (например, тяжести), если легко возникают более глубокие ощущения и стадии аутотранса.

Постепенно сокращая время погружения, переходя к обоб­щающим формулам начинают занятия с открытыми глазами, в

условиях помех, во время ходьбы, при занятиях чем-либо, в про­цессе общения с окружающими. В ходе освоения МАС-метода больного постоянно настраивают на применение полученных на­выков в реальной жизни, в т. ч. в проблемных ситуациях, при непо­средственном воздействии психотравмирующих факторов, неза­метно для окружающих, без прекращения основной деятельности или общения.

Для этих целей проводят «тренинг адаптации» - моделируют сложные ситуации при визуализации, а затем в ролевом тренинге с участием психотерапевтической группы или без таковой (в послед­нем случае развитию проблемного сюжета помогает психотера­певт). В процессе имитации контакта с психотравмирующими фак­торами совершенствуют полученные навыки управления собой.

В итоге пациент развивает в себе способность достигать в любых условиях нужного состояния за весьма короткий срок -от 1-5 минут до нескольких секунд. Однако при желании в це­лебном состоянии самогипноза он может находиться более дли­тельное время.

Для успешной адаптации к сложным микросоциальным, со­циальным и профессиональным условиям очень важными момен­тами являются:

- опережающий характер психической саморегуляции на ос­нове прогноза развития событий и отношений - подготовка себя к сложным ситуациям, заблаговременное самовнушение жела­тельного состояния;

- синхронные психологические самовоздействия параллель­но развитию ситуации.

Одним из примеров применения МАС-метода может слу­жить опыт лечения пациента А., 32 лет, с тревожно-фобическим расстройством: лиссофобией, суицидофобией (дезадаптивно-ин-тегрированный гиперактуализирующий, малодифференцирован-ный антагонистический, негативно-интерпретирующий когни-тип). Среди характерологических особенностей пациента выде­лялись: склонность к сомнениям и колебаниям, черты тревожной мнительности, застенчивости, педантизма.

Состояние резко ухудшилось в последние два месяца, вскоре после того, как узнал, что бывшая хозяйка купленной им кварти­ры покончила с собой - выбросилась с балкона. Наутро после алкогольного эксцесса, на фоне типичных соматопсихических последствий алкогольной интоксикации пациент вдруг по-новому осознал историю приобретенной квартиры. Появились опасения: не может ли и он покончить с собой аналогичным образом. По­дошел к балкону - возникло сильное чувство страха, сердцебие­ние, потливость, тремор конечностей. В панике быстро собрался и убежал на работу.

Мысль о возможности самоубийства стала преследовать его, приобрела навязчивый характер, состояние обострялось к вечеру, когда необходимо было после работы идти домой. Снизилось на­строение, стал раздражительным, понимал всю абсурдность сво­его страха, пытался бороться с ним, но безуспешно, периодиче­ски думал, что уж лучше действительно покончить с собой, чем так мучиться. Переехал жить к родственникам.

При обсуждении ряда тем, касающихся межличностных от­ношений, психологии поведения, психической саморегуляции и психического здоровья, высказал ряд мыслей, в основе которых были идентифицированы следующие дезадаптивные концепции:

1. «Дурной пример заразителен».

2. «Потерять контроль над собой - значит сойти с ума».

3. «Сумасшедшие могут покончить с собой».

4. «Сумасшествие само по себе - смерть, психическая смерть».

5. «Чувство страха, сомнения и тревожность - это и есть при­знаки потери контроля над собой, это и есть признаки начала су­масшествия, предвестники физической или психической смерти».

6. «Психика человека способна выкинуть любую штуку, ра­зум держится на волоске, значит, и моя психика способна выки­нуть любую штуку и мой разум держится на волоске. Сойти с ума - пара пустяков».

Интегративным выражением этих концептуальных построе­ний была ядерная дезадаптивная концепция:

7. «Никому нельзя доверять до конца, и себе нельзя дове­рять».

Патогенетическое соотношение симптомов и особенностей личности было представлено следующим образом.

1. Неадекватные, дезадаптирующие концепции касающиеся психологии человека, психического здоровья, межличностных отношений.

2. Мнительность, тревожность, неуверенность в себе, чувст­во собственной уязвимости, глобальная боязнь и жизни и смерти.

3. Ложная идентификация себя - хозяина квартиры - с быв­шей хозяйкой на фоне функционального ослабления ЦНС из-за последствий алкогольной интоксикации.

5. Мысли о возможности покончить с собой.

6. Актуализация дезадаптивных концепций.

7. Усиление неуверенности в своих способностях контроли­ровать собственное поведение.

8. Узконаправленные, ситуационно и тематически опреде­ленные тревожность, страх, панические состояния.

9. Фиксация отклонений, формирование навязчивости на фо­не характерологической инертности.

10. Возврат к уровню 1, формирование «замкнутого круга».

С пациентом был проведен ряд когнитивно-ориентиро­ванных дискуссий, в процессе которых демонстрировалась пол­ная безосновательность его страхов и были объяснены механиз­мы формирования заболевания с учетом описанной выше патоге­нетической иерархии симптомов и особенностей личности. Было отмечено отсутствие у него наследственной отягощенное™ и признаков органического поражения ЦНС как факторов, благо­приятных для быстрого избавления от заболевания. Указывалось на роль концептуально ориентированного мышления, самосозна­ния, самовнушения и санкционирования деятельности как основы нормальных и психогенно измененных эмоций. Основной объем когнитивных воздействий направлялся на коррекцию дезадапти­рующих концепций.

Были сформулированы альтернативные концепции, включая ядерную, которые больной достаточно быстро принял:

1. «Дурной пример относителен. Поведение, жизнь и смерть других людей влияют на нас в ограниченных пределах - лишь в той степени, в которой мы этого хотим, настолько, насколько мы это разрешаем. Человек не песок и не глина, чтобы на нем слепо, напрямую отпечатывались следы других людей. Мы можем, что-то запомнить, но для того чтобы копировать это, повторять глу­пости других людей необходимо наше собственное разрешение самому себе. Таким образом, мы сильнее других».

2. «Потерять контроль над собой невозможно. Всегда остает­ся внутренний контролер, внутренние саморазрешения, санкции, программирование поведения. Даже при самых тяжелых психо­зах, даже при галлюцинаторно-бредовых состояниях, даже при слабоумии человек сохраняет контроль над собой. В каждом слу­чае есть внутренние саморазрешения, санкции, программирова­ние поведения. Сойти с ума - это значит принять для себя другую точку отсчета, другие программы и другие критерии оценки сво­его поведения. Поэтому нет смысла бояться потери самоконтро­ля, его потерять невозможно, пока человек жив.

Более того, наличие страха потерять контроль над собой ха­рактерно для невротических расстройств, невротической навязчи­вости, этого не наблюдается при психозах. Неврозы - это неврозы. Психозы - это психозы. Между ними непреодолимая граница. У Вас невроз, он может протекать волнообразно, но всегда останет­ся ли



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.156.91 (0.013 с.)