Толерантность в системе знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Толерантность в системе знания



Сегодня толерантность выступает и как одна из целей образования, и как результат воспитания, и как критерий выбора методов педагогического взаимодействия, и как ориентир в образовательной деятельности.

Ведущими педагогическими условиями формирования толерантности являются:

• Позитивный эмоциональный фон всего образовательного учреждения как основа толерантного пространства.

• Установка на толерантность, состоящая в готовности и способности понимать партнеров по общению.

• Личностно-ориентированное обучение.

• Взаимодействие педагога и учащихся.

 

 

Билет 6

Понимание феномена толерантности в современной науке

В современном мире возникла потребность в формировании особого типа личности – личности толерантной.

Данная потребность является отражением таких глобальных изменений, как экономическое и политическое сотрудничество, диалог различных культур, мульти-культурализм, плюрализм идеологий. Поскольку формирование такого типа личности происходит в системе образования и воспитания, то педагогическая толерантность является одной из форм социокультурного бытия толерантности.

Для формирования толерантности следует определиться, что понимать под толерантностью, каким идеалом человека руководствоваться, от каких парадигм и принципов философии образования следует отказаться и на какие опереться. Выделяют две группы качеств толерантности: психические и духовно-нравственные.

К группе психических толерантных качеств относятся: отсутствие равнодушия и безразличия к другим, эмпатия, соразделенность чувств и эмоций, позитивно-эмоциональное отношение к другим, отсутствие озлобленности и враждебности к другим, и т.д.

К группе духовно-нравственных толерантных качеств относятся: открытость к другим, миролюбие, стремление к компромиссам, отсутствие судейской позиции по отношению к другим, признание многообразия интересов, идей, ценностей, мировоззренческих позиций, а также уважение к другим.

У понятия толерантности и его различных характеристик есть свой круг понятий, составляющих понятийное поле толерантности. Важнейшие среди них:

– компромисс;

– ненасилие;

– непротивление

– неосуждение; незлословие.

– нейтралитет;

– равнодушие

Таким образом, можно сделать вывод, что толерантность в современной научной литературе понимается в нескольких аспектах: прежде всего, как терпимость к людям, отличающимся от нас, а также, как отказ от права на абсолютную истину, на право быть судьей. отказ от насилия как средства навязывания своей точки зрения.

Положение толерантности в СНГ и на Западе

Нравственная толерантность

В отличие от моральной, нравственная толерантность предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека.

Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается.

Собственно, это и есть истинная, зрелая толерантность.

Билет № 7

Научная толерантность

Научная толерантность - терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.

Педагогическая толерантность

Педагогическая толерантность - терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства.

Сегодня толерантность выступает и как одна из целей образования, и как результат воспитания, и как критерий выбора методов педагогического взаимодействия, и как ориентир в образовательной деятельности.

Ведущими педагогическими условиями формирования толерантности являются:

• Позитивный эмоциональный фон всего образовательного учреждения как основа толерантного пространства.

• Установка на толерантность, состоящая в готовности и способности понимать партнеров по общению.

• Личностно-ориентированное обучение.

• Взаимодействие педагога и учащихся.

Административная толерантность

Административная толерантность - умение руководить без нажима и агрессии.

 

Билет № 8

Этническая толерантность

Этническая толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям идеям, верованиям и т. д.

Воспитание толерантности

воспитание толерантности это процесс воспитания терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям, религиозным взглядам.

Сегодня толерантность выступает и как одна из целей образования, и как результат воспитания, и как критерий выбора методов педагогического взаимодействия, и как ориентир в образовательной деятельности.

Ведущими педагогическими условиями формирования толерантности являются:

• Позитивный эмоциональный фон всего образовательного учреждения как основа толерантного пространства.

• Установка на толерантность, состоящая в готовности и способности понимать партнеров по общению.

• Личностно-ориентированное обучение.

• Взаимодействие педагога и учащихся.

Методы и приемы воспитания толерантности.

• метод убеждения;

• метод внушения;

• метод стимулирование;

• метод коррекции поведения;

• методы воспитывающих ситуаций;

• метод дилемм;

Три группы приёмов воспитания толерантности.

Группа

• Приём «Эстафета». Приём «Взаимопомощь». Приём «Акцент на лучшее».

Группа

• Приём «Ролевая маска». «Встречные вопросы» и др. Приём «Импровизация на свободную тему».

Группа

• Приёмы: «Сочини конец истории», «Киностудия» и др., Приём «Любимые книги товарища».

 

3. Развитие толерантности как направленность личности в процессе образования

В современном мире возникла потребность в формировании особого типа личности – личности толерантной.

Данная потребность является отражением таких глобальных изменений, как экономическое и политическое сотрудничество, диалог различных культур, мульти-культурализм, плюрализм идеологий. Поскольку формирование такого типа личности происходит в системе образования и воспитания, то педагогическая толерантность является одной из форм социокультурного бытия толерантности.

Для формирования толерантности следует определиться, что понимать под толерантностью, каким идеалом человека руководствоваться, от каких парадигм и принципов философии образования следует отказаться и на какие опереться. Выделяют две группы качеств толерантности: психические и духовно-нравственные.

К группе психических толерантных качеств относятся: отсутствие равнодушия и безразличия к другим, эмпатия, соразделенность чувств и эмоций, позитивно-эмоциональное отношение к другим, отсутствие озлобленности и враждебности к другим, и т.д.

К группе духовно-нравственных толерантных качеств относятся: открытость к другим, миролюбие, стремление к компромиссам, отсутствие судейской позиции по отношению к другим, признание многообразия интересов, идей, ценностей, мировоззренческих позиций, а также уважение к другим.

 

Билет № 9

Этимология термина «толерантность»

Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение). Дефиниции толерантности рассматриваются в различных аспектах (этимологическом, социально-философском, религиозно-философском, этическом и психологическом)

Спектр этимологических определений толерантности может быть достаточно широк — начиная от терпимости к чужим взглядам, убеждениям и поведению, способности нести какую-то нагрузку, быть при этом морально или психологически устойчивым и заканчивая умением терпеливо переносить (терпеть) чье-то воздействие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.009 с.)