Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дифференцированное понимание феномена толерантности↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Билет 1 1. Определение дефиниции толерантности; Дифференцированное понимание феномена толерантности Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение). Дефиниции толерантности рассматриваются в различных аспектах (этимологическом, социально-философском, религиозно-философском, этическом и психологическом) Спектр этимологических определений толерантности может быть достаточно широк — начиная от терпимости к чужим взглядам, убеждениям и поведению, способности нести какую-то нагрузку, быть при этом морально или психологически устойчивым и заканчивая умением терпеливо переносить (терпеть) чье-то воздействие. Дефиниции толерантности разнообразны. По мнению одних ученых, благодаря толерантности проявляется максимум уважения к общечеловеческим ценностям. Другие полагают, что она вообще не присуща человеку как homo sapiens. Обе эти точки зрения полярны. Между ними расположено множество других мнений о толерантности. Толерантность «должна быть разной, поскольку взаимодействуют различные культуры, а общим местом для них является взаимодействия». Ряд зарубежных и отечественных исследователей полностью отождествляют толерантность с терпимостью. Терпимость представляет собой терпимое отношение к ложным убеждениям, предрассудкам друг друга. Другие ученые еще больше конкретизируют степень тождественности толерантности и терпимости. Они считают, что толерантность не есть «все дозволяющая терпимость», сколько «индивидуальная мера терпимости и нетерпимости». По мнению Коноваловой, толерантное отношение к иному является не только моральным долгом, но также «политическим и правовым требованием». Представляют интерес и дефиниции толерантности, изложенные в концепции П. Николсона. Толерантность «добродетель воздержания от употребления силы для вмешательства в мнения или действия другого. Ключевым положением концепции П. Николсона является толерантность «есть благо, поскольку она — необходимое средство или условие внутренне благого, то есть слагаемое блага». И таким благом, по его мнению, могут быть свобода, справедливость, цивилизация, истина либо же некоторое их сочетание. Рассматривая толерантность в религиозно-философском аспекте, следует отметить, что ряд исследователей, в частности Дж. Ньюмен, формулируют ее дефиницию следующим образом: индивид должен толерантно относиться не столько к какому-то религиозному верованию, сколько в первую очередь принять возможность для другого человека иметь его инакость. Опасности толерантности, в определенном смысле «терпимость к чужому — дорога к утрате своего». А. В. Перцев определяет толерантность и как «позицию неустойчивого равновесия». Это, по его мнению, детерминировано тем, что «устойчивость в отношениях между людьми не может основываться на одной только доброй воле и рациональных этических соображениях. 3. Естественная (натуральная) толерантность Она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Они не определяются и не определяют качеств его «Я», поскольку процесс становления личности, еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д. Наличие естественной толерантности позволяет малышу принимать родителей в любом виде, вплоть до крайне жестокого обращении с ним. В последнем случае она, с одной стороны, создает психологическую защищенность и позволяет сохранить позитивные отношения с семьей, но с другой – неизбежно невротизирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний. Билет 2 1. Различные определения термина «толерантность» Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСК), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Толерантность - это готовность лояльно относиться и принимать чужой образ мыслей, чувства, вероисповедание, поведение и тому подобное, которые не совпадают с собственными, а также не разделяются и не поддерживаются человеком. Другими словами, признание за другими людьми права на собственное мировоззрение. Толерантность - это проявление людьми терпимости по отношению к представителям другой культуры и традиций. Толерантность - 1) терпимость, снисходительность к чему - либо; 2) принцип политического плюрализма. Моральная толерантность Этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит. Человек не проявляет нетерпимость, которая у него имеется, но остается внутри. Ситуационной моделью сути такого отношения являются варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…». Подобная схема, к сожалению, является основой современных реалий массовой культуры и семейного воспитания. И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками квази-терпимости по отношению к ценностным установкам друг друга. Нравственная толерантность В отличие от моральной, нравственная толерантность предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека. Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается. Собственно, это и есть истинная, зрелая толерантность. Билет 3 Понятия толерантности и его различные характеристики Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». У понятия толерантности и его различных характеристик есть свой круг понятий, составляющих понятийное поле толерантности. Важнейшие среди них: – компромисс; – ненасилие; –непротивление; - незлословие. – нейтралитет; – равнодушие; Обратные им понятия, как нетерпимость, одержимость, фанатизм. Проблемами толерантности являются также более широкие, общечеловеческие ценности, такие как мир и любовь, которые по содержанию связаны с толерантностью. Таким образом, можно сделать вывод, что толерантность в современной научной литературе понимается в нескольких аспектах: прежде всего, как терпимость к людям, отличающимся от нас, а также как отказ от права на абсолютную истину, на право быть судьей. А так же отказ от насилия как средства навязывания своей точки зрения Билет 4 Категории смежных областей знания Билет 5 Миробеспечивающая -- определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; Регулирующая - ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы. Психологическая - служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки); Воспитательная - обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; Коммуникативная - развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию; Культуросохраняющая - обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества. Креативная - обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; Фелицитологическая - позволяет получить счастье от общения с иными представителями и осознание своей индивидуальности, от признания группой и миром в целом. Группа • Приём «Эстафета». • Приём «Взаимопомощь». • Приём «Акцент на лучшее». Группа • Приём «Ролевая маска». • «Встречные вопросы • Приём «Импровизация на свободную тему». Группа • Приёмы: «Сочини конец истории», «Киностудия» и др. • Приём «Любимые книги товарища». Билет 6 Нравственная толерантность В отличие от моральной, нравственная толерантность предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека. Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается. Собственно, это и есть истинная, зрелая толерантность. Билет № 7 Научная толерантность Научная толерантность - терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ. Билет № 8 Этническая толерантность Этническая толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям идеям, верованиям и т. д. Воспитание толерантности воспитание толерантности это процесс воспитания терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям, религиозным взглядам. Сегодня толерантность выступает и как одна из целей образования, и как результат воспитания, и как критерий выбора методов педагогического взаимодействия, и как ориентир в образовательной деятельности. Ведущими педагогическими условиями формирования толерантности являются: • Позитивный эмоциональный фон всего образовательного учреждения как основа толерантного пространства. • Установка на толерантность, состоящая в готовности и способности понимать партнеров по общению. • Личностно-ориентированное обучение. • Взаимодействие педагога и учащихся. Группа • Приём «Эстафета». Приём «Взаимопомощь». Приём «Акцент на лучшее». Группа • Приём «Ролевая маска». «Встречные вопросы» и др. Приём «Импровизация на свободную тему». Группа • Приёмы: «Сочини конец истории», «Киностудия» и др., Приём «Любимые книги товарища».
3. Развитие толерантности как направленность личности в процессе образования В современном мире возникла потребность в формировании особого типа личности – личности толерантной. Данная потребность является отражением таких глобальных изменений, как экономическое и политическое сотрудничество, диалог различных культур, мульти-культурализм, плюрализм идеологий. Поскольку формирование такого типа личности происходит в системе образования и воспитания, то педагогическая толерантность является одной из форм социокультурного бытия толерантности. Для формирования толерантности следует определиться, что понимать под толерантностью, каким идеалом человека руководствоваться, от каких парадигм и принципов философии образования следует отказаться и на какие опереться. Выделяют две группы качеств толерантности: психические и духовно-нравственные. К группе психических толерантных качеств относятся: отсутствие равнодушия и безразличия к другим, эмпатия, соразделенность чувств и эмоций, позитивно-эмоциональное отношение к другим, отсутствие озлобленности и враждебности к другим, и т.д. К группе духовно-нравственных толерантных качеств относятся: открытость к другим, миролюбие, стремление к компромиссам, отсутствие судейской позиции по отношению к другим, признание многообразия интересов, идей, ценностей, мировоззренческих позиций, а также уважение к другим.
Билет № 9 Билет № 10 Билет № 11 Светская Культура - тип культуры, в которой священное не обладает свойствами сверхъестественного и не требует санкции сверхъестественного начала, базируясь на некоторой альтернативной (рациональной, этической, эстетической, эмпирической и т.д.) основе. Короче говоря, светская культура не опирается на сверхъестественное начало, религию и т.д., а опирается на научные данные, знания и т.д. Билет № 12 Антирелигия толерантности Билет № 19 Человек – человек Толерантную личность можно рассматривать с нескольких позиций. И одна из таких позиций Человек - человек. Принятие своего партнера по общению, определение тактики поведения и диалога с ним вне зависимости от его цвета кожи, религиозных взглядов, социального статуса. Здесь важно учесть, что толерантное общение не предполагает растворения в партнере и отсутствия собственных ценностных установок. Толерантное общение - это «быть с другими и сохранять свое «Я»! Билет № 20 1. Назарбаев Н.А. как выдающаяся толерантная личность современности. Казахстан является естественной границей между крупнейшими мировыми религиями – исламом, христианством и буддизмом. Веками на казахстанской земле вместе жили и трудились представители разных народов. Земля Казахстана издавна стала родным домом для представителей более 130 национальностей и различных вероисповеданий. Мир и согласие, общественная стабильность в Казахстане – важнейшие достижения политики Первого Президента Казахстана. Уже первые шаги суверенного Казахстана – закрытие Семипалатинского полигона и отказ от ядерного оружия – задали высокий «моральный стандарт» глобальной политике. Страна заявила мировому сообществу о формировании новой парадигмы в международных отношениях – политике доверия и мира. В соответствии с Указом Президента от 1 марта 1995 года была образована Ассамблея народа Казахстана как консультативно-совещательный орган. Н. А. Назарбаев сам возглавил этот общественный институт, что придало ему высочайший статус и общественное признание. Нурсултан Абишевич особо подчеркнул: «Не одно поколение казахстанцев создавало наше главное достояние – дружбу народов. Политика и деятельность АНК, Это казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия; межкультурный диалог – основа формирования новой казахстанской гражданственности; этноязыковой контекст; международно-региональный аспект и евразийская интеграция. Выработанная веками уникальная толерантность казахского народа позволила гармонично интегрировать этническое, культурное и языковое многообразие Великой степи. Она удивительно ярко проявилась в отношении репрессированных народов, с которыми казахи делили последний кусок хлеба из своего небогатого достатка. И была не просто сохранена, но и получила дальнейшее развитие в политике Главы нашего государства. Билет № 21 Первый Президент РК Апреля 1990 года, президентом Казахстана является Нурсултан Абишевич Назарбаев. В работах Президента нашло свое место теоретическое обоснование концептуальных принципов национальной политики страны – «Единство через многообразие». Характерной чертой политического почерка Назарбаева является умение быстро находить решения в непростых ситуациях, действовать смело и настойчиво, брать на себя всю ответственность. Одним из таких решений Президента создания особого социально-культурного и общественно-политического института. В соответствии с Указом Президента от 1 марта 1995 года была образована Ассамблея народа Казахстана как консультативно-совещательный орган. Н. А. Назарбаев сам возглавил этот общественный институт, что придало ему высочайший статус и общественное признание. Нурсултан Абишевич особо подчеркнул: «Не одно поколение казахстанцев создавало наше главное достояние – дружбу народов. Проявилась другая черта стиля Президента: решать проблемы фундаментально, посредством конкретных механизмов. Назарбаев развивает собственную стратегию единства, основанную на демократической модели межэтнической толерантности, стимулировании развития новой гражданской идентичности. Глава государства отмечает, что «единство национальных культур нашей страны является базой зарождения нового культурного феномена в пространстве срединной Азии. Это колоссальное богатство, которое мы должны сохранить и передать нашим потомкам». Мир и согласие, общественная стабильность в Казахстане – важнейшие достижения политики Первого Президента Казахстана, справедливо заслужившие благодарность не только нашего народа, но и широкое международное признание. Билет № 22 1. Историческая заслуга Н.А. Назарбаева в формировании казахстанской модели толерантности. Казахстан является естественной границей между крупнейшими мировыми религиями – исламом, христианством и буддизмом. Веками на казахстанской земле вместе жили и трудились представители разных народов. Земля Казахстана издавна стала родным домом для представителей более 130 национальностей и различных вероисповеданий. Мир и согласие, общественная стабильность в Казахстане – важнейшие достижения политики Первого Президента Казахстана. Уже первые шаги суверенного Казахстана – закрытие Семипалатинского полигона и отказ от ядерного оружия – задали высокий «моральный стандарт» глобальной политике, недостижимый для многих и сегодня. Страна заявила мировому сообществу о формировании новой парадигмы в международных отношениях – политике доверия и мира, которая на практике обернулась многомиллиардными инвестициями в республику. Характерной чертой политического почерка Нурсултана Назарбаева является умение быстро находить решения в непростых ситуациях, действовать смело и настойчиво, брать на себя всю ответственность. Одним из таких решений Президента в трудных условиях 90-х стала идея создания особого социально-культурного и общественно-политического института, о котором впервые было заявлено в 1992 году – на Первом форуме народов Казахстана. Н. А. Назарбаев отметил, – своей основной задачей считаю обеспечение общественной стабильности и межнационального согласия». В соответствии с Указом Президента от 1 марта 1995 года была образована Ассамблея народа Казахстана как консультативно-совещательный орган. А тот факт, что Н. А. Назарбаев сам возглавил этот общественный институт, изначально придал ему высочайший статус и общественное признание. Выработанная веками уникальная толерантность казахского народа позволила гармонично интегрировать этническое, культурное и языковое многообразие Великой степи. Она удивительно ярко проявилась в отношении репрессированных народов, с которыми казахи делили последний кусок хлеба из своего небогатого достатка. И была не просто сохранена, но и получила дальнейшее развитие в политике Главы нашего государства. Билет № 23 1. Взгляды Н.А. Назарбаева об уважении и развитии лучших традиций ислама, других мировых религий, построения светского государства Казахстан – уникальное многонациональное государство, находящееся в центре Евразийского континента. Выступая своеобразным мостом между Востоком и Западом, христианским и мусульманским миром, славянскими и тюркскими народами, Казахстан вобрал в свою культуру духовные ценности, гуманные идеи и лучшие традиции мировых культур и религий. Он стал родным домом для многих национальностей, по воле судьбы оказавшихся на нашей земле. Территория Казахстана объединяет более чем 130 этносов, представителей различных вероисповеданий. Мы смогли превратить в силу такие общечеловеческие ценности, как толерантность, миролюбие и взаимоуважение. Для многонационального Казахстана достижение и укрепление социальной стабильности, отрицание экстремизма и ксенофобии являются основой государственности и главным достоянием в политике сохранения мира, единства и согласия в обществе. Принцип толерантности стал нормой политической культуры и одним из ключевых принципов построения гражданского и демократического общества Казахстана. В Казахстане насчитывается более 600 этнокультурных и более 4 000 религиозных объединений. Выпускаются периодические издания на 11 языках, действуют несколько десятков школ, где обучение проводится на языках братских народов Казахстана, работают несколько национальных театров, в своем роде единственных на пространстве СНГ. Подтверждением серьезных намерений руководства страны в области укрепления межконфессионального согласия не только в Казахстане, но и во всем мире стали проведенные в Астане под председательством Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева I, II и III-й съезды лидеров мировых и традиционных религий в 2003, 2006 и 2009 годах. Эти форумы явились логическим продолжением взвешенной межконфессиональной политики Казахстана, экстраполированной на мировой уровень. В целом государственная политика Республики Казахстан в сфере религии базируется на следующих правовых принципах: Во-первых, все религии и религиозные объединения равны перед законом, законодательство закрепляет одинаковые права и обязанности для них. Во-вторых, религиозные объединения не выполняют каких-либо государственных функций, и государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если они не противоречат законодательству. В-третьих, религиозные объединения не участвуют в выборах органов государственной власти и управления. В-пятых, государство проводит активную политику по установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями. В-шестых, запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанных с насилием или призывами к насилию. Запрещаются пропаганда религиозного экстремизма, а также совершение действий, направленных на использование межконфессиональных различий в политических целях. Мировые и традиционные религии сыграли выдающуюся роль в социально-культурном прогрессе и в становлении человека как духовного существа, а не только как представителя одного из биологических видов. В Казахстане наиболее крупными конфессиями являются ислам и православие. Уже более тысячи лет наша страна считается частью исламского мира, а мусульманство суннитского толка – неотъемлемой частью идентичности его населения. Приобщение к культуре мусульманского Востока дало мощный толчок развитию науки и культуры в Казахстане. Уважая и поддерживая лучшие традиции мировых и традиционных религий, Казахстан строит современное светское государство. Религия не вторгается в политико-государственные процессы. В свою очередь, государство не вмешивается в жизнь религиозных общин, создавая либеральные условия для полноценной реализации ими своих социальных, ритуальных, просветительских и иных задач, глубокой интеграции в общественную жизнь. Придерживаясь политики невмешательства во внутреннюю жизнь конфессий, государство стимулирует развитие диалога между ними, способствуя полноценной реализации ими своих функций.
Билет № 24 Билет № 25 Учреждение постоянного Форума мира и стабильности для продвижения диалога Следующим этапом диалога стала прошедшая в той же Алма-Ате 13-14 февраля 2002 года первая Международная конференция "Мир и солидарность". В ней приняли участие главы государств и правительств, общественные и политические деятели, главы религиозных общин более чем из 20 стран, в их числе президенты Киргизии и Таджикистана, а также представители правительств и неправительственных организаций из Турции, Афганистана, Азербайджана, более 70 руководителей еврейских организаций из США, Израиля, России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе и представители практически всех крупнейших американских и российских еврейских организаций, которые обычно крайне трудно усадить за один стол. Приветствие участникам форума прислали президенты США, Украины, Турции, премьер-министр Израиля, группа сенаторов США. Еще одной функцией конференции стало "прощупывание" представителями транснациональных корпораций ситуации в Центральной Азии. В кулуарах еврейские и не только еврейские бизнесмены откровенно говорили, что большой бизнес устал от непредсказуемости стран Персидского залива и предпочел бы инвестировать средства в экономику Казахстана. Участники конференции приняли итоговую декларацию "К миру и стабильности". "Признавая право каждого свободно следовать своим религиозным убеждениям и высоко оценивая вклад, внесенный религиозными лидерами в дело поддержания мира и стабильности", участники конференции одновременно отвергают использование религии террористическими и сепаратистскими движениями и группами в качестве предлога для достижения своих целей и обязуются совместно работать во имя мира и безопасности. В качестве основы для диалога предлагается использовать общие для всех религий ценности, сходные взгляды на проблемы добра и зла, справедливости и равенства людей. Для продвижения диалога был учрежден постоянный Форум мира и стабильности. По единодушному мнению участников форума, ряда представителей СМИ и аналитиков, в мире появился новый авторитетный форум, который уже может рассматриваться в качестве инструмента в решении международных проблем не только в региональном, но и в глобальном масштабе. Форум отразил усилия мирового сообщества по преодолению кризиса цивилизаций и конфликтов на основе культурных и религиозных различий, и построению толерантного, стабильного мира, достижению устойчивого развития. Сенсацией стало подписание совместного меморандума ЕАЕК и Духовного Управления мусульман Казахстана, в котором осуждается терроризм и подчеркивается, что между иудаизмом и исламом нет принципиальных противоречий и приверженцы обеих религий рассматривают друг друга как партнеров по совместному поиску духовных начал в нашем мире. В меморандуме также выражается надежда, что начатый диалог продолжится и обретет новое качество в рамках единого авраамического мировосприятия.
Билет № 26 Цель и задачи АНК Цели и Задачи: · равенство прав и свобод граждан республики, независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам; · всестороннее развитие национальных культур, языков и традиций народов Казахстана; · расширения интеграционных связей с международными организациями; · формирование казахстанской идентичности путём консолидации этносов Казахстана; · формирование и распространение идей духовного единства, укрепление и сохранение дружбы народов и межнационального согласия; Деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач: - содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе; - выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия; - формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы; - обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике; - поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий. Билет № 27 Билет 28 Билет 29 Билет 30 Принципы толерантности Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО –толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В педагогической литературе – это решение проблемы развития культуры межнациональных отношений. Принцип отказа от насилия - как средства общения и убеждения. В общении, как и в споре, мы должны признавать: - добровольность выбора, - свободу совести - и верить в искренность убеждений собеседника, оппонента. Принцип не принуждения - быть требовательным к себе, а не к другим. Быть требовательным к себе, а не пытаться менять других людей. Мы можем повлиять на другого, только своим примером. Страх и принуждения не изменят человека. Важно самим следовать здоровым законам, традициям и обычаям, существующим в обществе. Но это не имеет ничего общего с потакание авторитаризму, деспотизму и не справедливости. Принцип принятия - человек имеет право быть другим. Толерантный человек умеет принимать другого человека, который может отличаться от него по разным признакам: - особенности характера - национальным, - расовым, - культурным, - религиозным и т.д. Толерантность в этом смысле способствует развитию гармоничного общества. 2. Обучение толерантности 3. Изучение и поддержка другой культуры.
Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования. Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения. Уроки эстетического цикла имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение. Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка. Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Необходимо проведение грамотной светской и религиозной политики в обществе, соответствующей направленности средств массовой информации, литературы, киноискусства. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель". Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Основная цель воспитания: • содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей; • способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания. Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов. Профессор Т.Д. Дмитриев в своей работе “Многокультурное образование” выделил следующие уровни развития толерантности в образовании. I. Обучение толерантности. · Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов. · Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов. Билет 1 1. Определение дефиниции толерантности; Дифференцированное понимание феномена толерантности Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение). Дефиниции толерантности рассматриваются в различных аспектах (этимологическом, социально-философском, религиозно-философском, этическом и психологическом) Спектр этимологических определений толерантности может быть достаточно широк — начиная от терпимости к чужим взглядам, убеждениям и поведению, способности нести какую-то нагрузку, быть при этом морально или психологически устойчивым и заканчивая умением терпеливо переносить (терпеть) чье-то воздействие. Дефиниции толерантности разнообразны. По мнению одних ученых, благодаря толерантности проявляется максимум уважения к общечеловеческим ценностям. Другие полагают, что она вообще не присуща человеку как homo sapiens. Обе эти точки зрения полярны. Между ними расположено множество других мнений о толерантности. Толерантность «должна быть разной, поскольку взаимодействуют различные культуры, а общим местом для них является взаимодействия». Ряд зарубежных и отечественных исследователей полностью отождествляют толерантность с терпимостью. Терпимость представляет собой терпимое отношение к ложным убеждениям, предрассудкам друг друга. Другие ученые еще больше конкретизируют степень тождественности толерантности и терпимости. Они считают, что толерантность не есть «все дозволяющая терпимость», сколько «индивидуальная мера терпимости и нетерпимости». По мнению Коноваловой, толерантное отношение к иному является не только моральным долгом, но также «политическим и правовым требованием». Представляют интерес и дефиниции толерантности, изложенные в концепции П. Николсона. Толерантность «добродетель воздержания от употребления силы для вмешательства в мнения или действия другого. Ключевым положением концепции П. Николсона является толерантность «есть благо, поскольку она — необходимое средство или
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.255 (0.014 с.) |