Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классный час «Формирование толерантности»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(5 – 7 класс)
Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», стимулировать их воображение в поисках собственного понимания толерантности; дать возможность старшеклассникам оценить степень своей толерантности. Задачи: дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности; развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся; воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися. Необходимое время: 20 минут Ход классного часа: Вступление (учитель) - Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом (таблица чертится на доске и заполняется с учениками). Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению Сострадание Принятие другого таким, какой он есть Прощение Толерантность Принятие другого таким, какой он есть Уважение прав других Сотрудничество, дух партнерства Милосердие, Уважение человеческого достоинства Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. I-часть Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному: (учащиеся находят самостоятельно в подготовленной литературе) Определение слова «толерантность» В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; В английском – готовность быть терпимым, снисходительным; В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). Вопросы к учащимся: - Какое из определений вам импонирует более всего? - Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны? - А что же объединяет эти определения? - Почему так актуальна толерантность в настоящее время? Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия… В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот… «Перед вами две дороги, выбирайте» (читает по желанию любой ученик) «Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы. - Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка. - Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку. - Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине. - А нам-то что? Он сам виноват. - Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь. - Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать? - Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку. - Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее. - Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку. - Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой. - Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно. - Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую». - Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»? Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню. - Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу. - Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом. Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь. - У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату. - Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдете себе счастье. Вопросы к учащимся: ¾ Почему молодой человек отказался помочь? ¾ Как бы вы поступили в этом случае? ¾ Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь? ¾ Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню? Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты. Есть два пути развития личности: Толерантный Интолерантный II-часть Работа учащихся по группам Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.
Толерантная личность уважение мнения других доброжелательность желание что-либо делать вместе понимание и принятие чуткость любознательность снисходительность доверие гуманизм Интолерантная личность непонимание игнорирование эгоизм нетерпимость выражение пренебрежения раздражительность равнодушие цинизм немотивированная агрессивность Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Сказочка о счастье
На свете жил один король, Богатый и могучий. Всегда грустил он. И порой Бывал мрачнее тучи. Гулял он, спал, обедал, А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить Бедняге надоело. Вскричал король: «Нельзя так жить!» - И с трона спрыгнул смело. Да вмиг порушить свой удел Не в королевской власти?
И вот король в карету сел – И покатил за счастьем. Король в окошечко глядит, Карета быстро катится. Постой-ка, кто там на пути? Девчонка в драном платьице.
- О, всемогущий мой король, Подать хоть грошик мне изволь. - Эй, попрошайка, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил. А в синем небе месяц стыл… Карета мчится наугад Бог весть в какую сторону. Вдруг на пути стоит солдат, Израненный, оборванный.
- О, мой король, - вскричал солдат, - Тебя я видеть очень рад! Прошу покорнейше: устрой Меня ты в услужение, Я за тебя стоял горой, Я, право, бился, как герой, Я выиграл сражение. - А ну, служивый, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! – Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл… Карета мчит во весь опор, Конь скачет, что есть духу. Вдруг на дорогу вышла с гор Сутулая старуха.
- Прости, любезный мой король, Старуху одинокую. Мой дом – вон, видишь, за горой, С утра ушла далеко я. Ношу из леса я дрова – Тяжелая работа. Гляжу вокруг, едва жива: А вдруг поможет кто-то…
- А ну, старуха, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! – Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара Сменяется ненастьем. Король торопит: - В путь пора, Еще немного – и ура! Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой – Сомнений в этом нету. Да старец с белой бородой Остановил карету. Перекрестившись, не спеша, Торжественно и строго Сказал: «Заблудшая душа, Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя, Ты странствуешь по свету. Но, только ближнего любя, Найдешь ты счастье это. Скорей послушайся меня: Обратно разверни коня, Дитя согрей и накорми, Солдата в сторожа найми, Все это сделай, но сперва Старушке ты поможешь: Из дома довезешь дрова, Распилишь и уложишь…»
Тут вышла полная луна. И осветила путь она. Нелегкий путь, обратный путь. Путь к счастью, не куда-нибудь. Король поныне во дворце Всем людям помогает. И счастье на его лице, Как ясный день, сияет!
Вопросы к учащимся: Как бы вы назвали поведение короля в начале истории? Как вы думаете, почему изменился король? Всегда ли в жизни происходят такие изменения? Чему нас учит эта сказка? Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Составить с учащимися правила толерантного общения. Например: Уважай собеседника. Старайся понять то, о чем говорят другие. Отстаивай свое мнение тактично. Ищи лучшие аргументы. Будь справедливым, готовым принять правоту другого. Стремись учитывать интересы других. Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Китайская притча «Ладная семья» (читает другой ученик) Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; Терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже. III часть Заключительное задание «Дерево толерантности» - Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными (ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе). Литература
1. Абозина, Г. А. Классный час для старшеклассников «Толерантность» / Г А. Абозина // М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – №4. 2. Асмолов, А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. 3. Асмолов, А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998. 4. Бессонов, А. Б. Классный час для учащихся старших классов «Толерантная личность»– / А.Б. Бессонов, И. В. Иванов // М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. 5. Бондырева, С. К., Колесов, Д. В. Толерантность. Введение в проблему. – М., 2003. 6. Булгакова, М. Н. Воспитание толерантности / М. Н. Булгакова // Справочник заместителя директора школы. – ЗАО «МЦФЭР», 2008. – №8. 7. Валкер, Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы), – С–П.: Речь, 2001. 8. Гревцева, И. В. Классный час «Что такое толерантность?» / И. В. Гревцева // М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – №4, 9. Громова, Е. Развитие этнической толерантности в школе / Е. Хромова // Воспитание школьников. – 2006. – №1. 10. Дьячкова, С. А., Луховицкий, В. В. Изучение темы «Нации и национальные отношения» в интегрированном школьном курсе «Обществознание»/ С. А. Дьячкова, В. В. Луховицкий // Рязань: РИРО, 2008. 11. Зайцева, М. И. Проект «Подросток и толерантность» / М. И. Зайцева // Справочник классного руководителя. – ЗАО «МЦФЭР», 2007. – №1. 12. Иванова, Т. А. Классный час для учащихся средних классов «Все мы разные» / Т. А. Иванова, Е. В. Борисоглебская // М.; Центр «Педагогический поиск», 2006. – №4. 13. Ивонина, А. И. Школа гражданина. / А. И. Ивонина // Рязань: РИРО, 2007. 14. Ивонина, А. И., Мостяева, Л. В. Правовое образование в современной школе: вариативные модели и практика их реализации / А. И. Ивонина, Л. В. Мостяева// Рязань: РИРО, 2008. 15. Иоффе, А. Н., Крицкая, Н. Ф., Мостяева, Л. В. Я - гражданин России. Книга для учащихся. 5–7 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009. 16. Иоффе, А. Н.. Многообразие понимания толерантности. – М.: ИД «Камерон», 2004. 17. Катаева, Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.: Книголюб, 2005. 18. Летяга, Д. С. Воспитание толерантности / Д. С. Летяга, Т. А. Панова //Справочник классного руководителя. – ЗАО «МЦФЭР», 2008. – №3. 19. Мостяева, Л. В. Мы – граждане России/ Л. В. Мостяева// Рязань: РИРО, 2007. 20. Мостяева, Л. В. Технология организации деятельности учащихся в группах на уроках истории, обществознания и права / Л. В. Мостяева // Рязань: РИРО, 2006. 21. На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А. Г. Асмолов. – М., 2000. 22. Нетерпимость в России / под ред. Г. Витковской, А. Малашенко. – М., 1999. 23. Нетерпимость и враждебность в российском обществе. Рабочие материалы для учителя. Вып. 1 – 5. – М., 2000 – 2001. 24. Никулина, О. Б. Формирование основ толерантного сознания / О. Б. Никулина // Справочник классного руководителя. – ЗАО «МЦФЭР», 2008, – №10. 25. Преподавание прав человека в 6 – 8 классах средней школы: Книга для учителя. Т. 1. – М., 2000. 26. Солдатова, Г. У., Шалгерова, Л. А., Шарова, О. Д. Жить в мире собой и другими. Тренинг толерантности для подростков, – М: Генезис, 2001. 27. Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998. 28. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. – С–П: Речь, 2001. 29. Уолцер, М. О терпимости. – М., 2000. 30. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4 частях, – М: Генезис, 2001. 31. Щеколдина, С. Д. Тренинг толерантности. – М.: «Ось–89», 2004.
Интернет – ресурсы
1. Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. - М.: Республика, 2004. - 416 с. ISBN 5-250-01874-2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/toler/index.php –Дата обращения: 19.02.2012 2. «Толерантность»: Программа Правительства С.-Петербурга. Толерантность. Исторические и психологические аспекты понятия «толерантность» в энциклопедии «Кругосвет» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.spbtolerance.ru –Дата обращения:20.02.2012 3. Буклет «Толерантность» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./11848/12428/131026/131045/135331/135335 –Дата обращения: 18.02.2012 4. Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://21205s14.edusite.ru/p17aa1.html – Дата обращения: 20.02.2012 5. Всероссийская школа по защите прав инвалидов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sputnik.web.ur.ru/shkola.htm –Дата обращения: 19.02.2012 6. Екатеринбургская общественная организация инвалидов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sputnikinv.narod.ru -Дата обращения:21.02.2012 7. Интерактивный тест на терпимость [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iqtest.kulichki.net/terpi/index.php –Дата обращения: 19.02.2012 8. Как воспитать толерантность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ypk.yspu.yar.ru/tolerance/3.htm – Дата обращения: 19.02.2012 9. Классный час «Другие люди среди нас» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ososh2.admsurgut.ru/news/109 –Дата обращения:20.02.2012 10. Классный час «Формирование толерантности» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://school66.tyumen-city.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=250:--l-r&catid=65 – Дата обращения: 18.02.2012 11. Классный час. Не зовите меня Франкенштейном [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nojournal.ru/content/urok-ne-zovite-menya-frankenshteinom – Дата обращения: 19.02.2012 12. Методическое сообщество по воспитанию толерантности на проекте «Сетевые образовательные сообщества» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/50859 – Дата обращения: 21.02.2012 13. Общественная организация инвалидов «Спутник» г. Екатеринбург [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sputnik.web.ur.ru -Дата обращения: 19.02.2012 14. Стихи о толерантности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lik-kuzbassa.narod.ru/Stihi.htm –Дата обращения: 19.02.2012 15. Тест на толерантность[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ezoterik.org/tests/tolerance.php – Дата обращения: 19.02.2012 16. Толерантность как проблема воспитания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rl-online.ru/info/authors/91.html – Дата обращения:20.02.2012 17. Толерантность. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность – Дата обращения: 19.02.2012 18. Толерантность. Проект Ставропольского Центра образования (методические материалы, сценарии уроков, внеклассных мероприятий, проекты) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://centrobr.stavedu.ru/norma/norma.htm – Дата обращения: 19.02.2012 19. Толерантность: декларация принципов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tolerance.ru – Дата обращения: 19.02.2012 20. Тренинг толерантности для подростков [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tolerantnost.narod.ru/practic.html – Дата обращения: 19.02.2012 21. Формирование толерантности у подростков в рамках классного руководства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ypk.yspu.org/tolerance/3-7.htm – Дата обращения: 22.02.2012
[1] Работа психолога с детьми инвалидами. 22.09.2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psy.5igorsk.ru/raznoe/rabota-psixologa-s-detmi-invalidami.html –Дата обращения: 19.02.2012 [2] Дегтярева, О. В. Сострадание. Право на лучшую жизнь. Презентация. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/576952 – Дата обращения: 20.02.2012
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.158 (0.01 с.) |