С ограниченными возможностями здоровья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С ограниченными возможностями здоровья



 

 

Анапа 2013


 

 

 

Рекомендации включают методические и информационные материалы, которые могут быть использованы педагогами в подготовке и проведении внеурочных мероприятий по формированию толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации адресованы заместителям руководителей образовательных учреждений по воспитательной и учебно-воспитательной работе, классным руководителям, старшим вожатым, педагогам-психологам, социальным педагогам.


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка. 3

Классный час по толерантности в начальной школе (1 – 4 классы) 8

Классный час «Люди с ограниченными возможностями и

здоровые люди» (5 – 7класс) 17

Классный час «Не зовите меня Франкенштейном» (8 класс) 19

Классный час «Сострадание. Право на лучшую жизнь» (8–9-е классы) 23

Уроки доброты.. 27

Урок 1. Удобная школа. 27

Урок 2. Я и мое здоровье. 29

Урок 3. Кто же все-таки инвалиды?. 31

Урок 4. Город - удобный для всех. 34

Урок 5. Экскурсия «Мой город - удобный для всех?». 36

Урок 6. Викторина. 37

Рекомендации родителям детей с ограниченными

возможностями здоровья. 40

Анкета для родителей. 41

Анкета для учащихся. 45

Тест коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) 49

Приемы психокоррекционной работы с родителями. 52

Конспекты групповых психокоррекционных занятий с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. 53

Занятие № 1. 53

Занятие № 2. 55

Занятие № 3. 57

Конспекты психокоррекционных занятий с детьми младшего

школьного возраста. 59

Занятие № 1. 59

Занятие № 2. 59

Занятие № 3. 60

Занятия по программе тренинга толерантности. Конспект классного часа, проведенного в 7 классе в рамках недели толерантности. 62

Классный час «Толерантность и интолерантность» (8 – 9 класс) 69

Классный час «Формирование толерантности» (5 – 7 класс) 73

Литература. 80

Интернет – ресурсы.. 82


Пояснительная записка

 

 

Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всех детей), причем 700 тысяч из них – инвалиды[1]. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан. Несмотря на уменьшение числа детей до 14 лет с 2005 по 2009 год более чем на 14 тысяч человек, в крае не снижается количество школьников, обучаемых в специальных (коррекционных) школах-интернатах для слепых и слабовидящих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другими диагнозами. Увеличилось число учащихся, не способных осваивать программу общеобразовательных школ.

Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки.

В школе, как и в обществе в целом, существует ряд серьёзных проблем:

· отсутствие достаточной информированности школьников об инвалидах (в том числе их возраста) и трудностях, с которыми они сталкиваются;

· отсутствие у них навыков общения с детьми-инвалидами;

· отсутствие в школьной программе занятий, помогающих детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность и научиться общению с ними;

· дефицит методических разработок в этой области.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Для того, чтобы сформировать в детях толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, педагог сам должен быть готов к проявлениям толерантности.

Можно выделить четыре уровня толерантности педагога к детям с ограниченными возможностям здоровья:

1. Высокий уровень – устойчивое позитивное отношение, активная позиция по отношению к детям с ограниченными возможностями, выражающаяся в высокой готовности, знаниях об инвалидности и сущности толерантности, умениях и навыках взаимодействия с данной категорией детей, отсутствие социальной дистанции.

2. Средний уровень преимущественно позитивное отношение и активная позиция, выражающаяся в достаточной профессиональной готовности, знаниях о толерантности и инвалидности, теории, методики и практики педагогического взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности.

3. Уровень ниже среднего – неустойчивая, малоактивная позиция по отношению к педагогической деятельности связанной с детьми инвалидами, выражающаяся в слабо сформированной профессиональной готовности, недостаточных знаниях о толерантности и особенностях инвалидности.

4. Низкий уровень негативное отношение, к детям, имеющим ограниченные возможности, незначительные знания об инвалидности и толерантности к детям с ограниченными возможностями.

Интегрированное (совместное) обучение детей с отклонениями в развитии позволяет повысить уровень их социокультурной адаптации: сформировать положительное отношение к сверстникам, выработать навыки адекватного социального поведения, более полно реализовать потенциал развития и обучения. По отношению же к нормально развивающимся детям и подросткам интеграция способствует их гуманистическому воспитанию (терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувству взаимопомощи и стремлению к сотрудничеству).

С психолого-педагогической точки зрения совместное обучение с нормально развивающимися сверстниками позволяет решить следующие задачи:

1. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья осваивает определенные нормы поведения, которые в будущем (при условии дальнейшей психолого-педагогической и физической реабилитации) позволят ему стать равноправным членом общества. С другой стороны, нормально развивающиеся сверстники учатся адекватно реагировать на проблемы «особых» детей.

2. В общении с другими детьми у ребенка развиваются внимание, память, воображение, мышление и речь.

3. В интегрированных группах, классах существует так называемая обратная связь, ребенок получает информацию о том, как он оценивается товарищами. Это важно для того, чтобы он научился правильно воспринимать и оценивать самого себя. В группах начинает формироваться адекватная самооценка, которая окажет влияние на процесс приобретения социального опыта.

4. В смешанных интегрированных группах ребенок получает именно ту поддержку со стороны окружающих его людей, которая необходима для развития самосознания и стимулирования его успехов во всех видах деятельности.

5. В таких группах ребенок осваивает определенные социальные роли и соответствующие им формы поведения, благодаря чему обретает способность согласовывать свои действия, а также брать на себя различные обязанности и выполнять их.

Эффективными формами социальной интеграции являются секции, разнообразные объединения, фестивали, конкурсы; организация экскурсий, походов, концертов и т. п., где дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свои способности в кругу сверстников и завоевать их симпатии и уважение.

Проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья может выступать в качестве одного направлений воспитательной работы классного руководителя

Воспитание толерантности как личного качества в обучающихся возможно осуществлять через создание социально-психолого-педагогических условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении:

· вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;

· создание активной поведенческой установки у детей с ограниченными возможностями на уверенное позиционирование себя в современном обществе;

· умение превращать свои недостатки в достоинства;

· изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через вышеуказанное вовлечение детей с ограниченными возможностями в наше общество.

Цель проведения работы по формированию толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья – сформировать у учащихся основные черты толерантной личности: уважение человеческого достоинства и индивидуальности.

Предлагаемые рекомендации призваны оказать методическую помощь в организации и проведении внеурочных мероприятиях по указанной тематике с учетом профессиональной компетентности педагогов, уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей и специфике обучения в начальной, основной и старшей школе.

В начальной школе (1-4 классы) важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности младшего школьника. В этом возрасте происходит развитие познавательных интересов и самой личности ребенка, сохраняется тесная связь ребенка со своими близкими. Поэтому основой организации внеурочного мероприятия должен стать системно-деятельностный подход. Ребенок учится анализировать собственное поведение, толерантно воспринимать мнение другого человека, учится работать в команде, быть лидером.

В этом возрасте доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру и к окружающим. Через слово, образ (инсценировки, сказки), рисунки, игру (отгадывание ребусов, загадок) в детском сознании формируются и закрепляется важные ценностные ориентиры. Учитывая эти обстоятельства, учителю важно в процессе подготовки и проведения внеурочных мероприятий создать комфортные условия для эмоционального переживания школьника.

Главными формами проведения могут быть: познавательные и этические беседы, рассказы, тематические диспуты, сочинения, защита исследовательских работ, конкурсы рисунков, стихов, спортивные игры, социальные акции, концерты, праздники.

Цели внеурочных мероприятий в начальной школе:

· приобретение обучающимися социальных знаний об одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни;

· формирование чувства милосердия к окружающим людям;

· воспитание доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Цели внеурочных мероприятий в основной школе:

· понимание выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения;

· формирование толерантного отношения к себе и другим;

· развитие готовности к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми.

При проведении внеурочного мероприятия целесообразно использовать технологии деятельностного и интерактивного обучения: панельные дискуссии, моделирование воспитывающих ситуаций и т.п.

Выбор указанных форм внеурочных мероприятий определяется поставленными целями, возрастом учащихся, уровнем их способностей, профессиональной компетентностью классного руководителя.

Для достижения данных целей особое значение имеет взаимодействие обучающихся в просоциальной среде: на уровне класса, образовательного учреждения.

В старших классах (10-11 кл.) методика работы педагога имеет свою специфику: участие педагога и учащихся в проектной и учебно-исследовательской деятельности, социально моделирующей деятельности, организация проблемно-ценностных дискуссий с участием внешних экспертов, досугово-развлекательные акции обучающихся в окружающем школу социуме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.012 с.)