Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По формированию толерантного отношения общества к детям↑ Стр 1 из 17Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Анапа 2013
Рекомендации включают методические и информационные материалы, которые могут быть использованы педагогами в подготовке и проведении внеурочных мероприятий по формированию толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации адресованы заместителям руководителей образовательных учреждений по воспитательной и учебно-воспитательной работе, классным руководителям, старшим вожатым, педагогам-психологам, социальным педагогам. СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка. 3 Классный час по толерантности в начальной школе (1 – 4 классы) 8 Классный час «Люди с ограниченными возможностями и здоровые люди» (5 – 7класс) 17 Классный час «Не зовите меня Франкенштейном» (8 класс) 19 Классный час «Сострадание. Право на лучшую жизнь» (8–9-е классы) 23 Уроки доброты.. 27 Урок 1. Удобная школа. 27 Урок 2. Я и мое здоровье. 29 Урок 3. Кто же все-таки инвалиды?. 31 Урок 4. Город - удобный для всех. 34 Урок 5. Экскурсия «Мой город - удобный для всех?». 36 Урок 6. Викторина. 37 Рекомендации родителям детей с ограниченными возможностями здоровья. 40 Анкета для родителей. 41 Анкета для учащихся. 45 Тест коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) 49 Приемы психокоррекционной работы с родителями. 52 Конспекты групповых психокоррекционных занятий с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. 53 Занятие № 1. 53 Занятие № 2. 55 Занятие № 3. 57 Конспекты психокоррекционных занятий с детьми младшего школьного возраста. 59 Занятие № 1. 59 Занятие № 2. 59 Занятие № 3. 60 Занятия по программе тренинга толерантности. Конспект классного часа, проведенного в 7 классе в рамках недели толерантности. 62 Классный час «Толерантность и интолерантность» (8 – 9 класс) 69 Классный час «Формирование толерантности» (5 – 7 класс) 73 Литература. 80 Интернет – ресурсы.. 82 Пояснительная записка
Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всех детей), причем 700 тысяч из них – инвалиды[1]. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан. Несмотря на уменьшение числа детей до 14 лет с 2005 по 2009 год более чем на 14 тысяч человек, в крае не снижается количество школьников, обучаемых в специальных (коррекционных) школах-интернатах для слепых и слабовидящих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другими диагнозами. Увеличилось число учащихся, не способных осваивать программу общеобразовательных школ. Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки. В школе, как и в обществе в целом, существует ряд серьёзных проблем: · отсутствие достаточной информированности школьников об инвалидах (в том числе их возраста) и трудностях, с которыми они сталкиваются; · отсутствие у них навыков общения с детьми-инвалидами; · отсутствие в школьной программе занятий, помогающих детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность и научиться общению с ними; · дефицит методических разработок в этой области. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Для того, чтобы сформировать в детях толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, педагог сам должен быть готов к проявлениям толерантности. Можно выделить четыре уровня толерантности педагога к детям с ограниченными возможностям здоровья: 1. Высокий уровень – устойчивое позитивное отношение, активная позиция по отношению к детям с ограниченными возможностями, выражающаяся в высокой готовности, знаниях об инвалидности и сущности толерантности, умениях и навыках взаимодействия с данной категорией детей, отсутствие социальной дистанции. 2. Средний уровень – преимущественно позитивное отношение и активная позиция, выражающаяся в достаточной профессиональной готовности, знаниях о толерантности и инвалидности, теории, методики и практики педагогического взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности. 3. Уровень ниже среднего – неустойчивая, малоактивная позиция по отношению к педагогической деятельности связанной с детьми инвалидами, выражающаяся в слабо сформированной профессиональной готовности, недостаточных знаниях о толерантности и особенностях инвалидности. 4. Низкий уровень – негативное отношение, к детям, имеющим ограниченные возможности, незначительные знания об инвалидности и толерантности к детям с ограниченными возможностями. Интегрированное (совместное) обучение детей с отклонениями в развитии позволяет повысить уровень их социокультурной адаптации: сформировать положительное отношение к сверстникам, выработать навыки адекватного социального поведения, более полно реализовать потенциал развития и обучения. По отношению же к нормально развивающимся детям и подросткам интеграция способствует их гуманистическому воспитанию (терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувству взаимопомощи и стремлению к сотрудничеству). С психолого-педагогической точки зрения совместное обучение с нормально развивающимися сверстниками позволяет решить следующие задачи: 1. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья осваивает определенные нормы поведения, которые в будущем (при условии дальнейшей психолого-педагогической и физической реабилитации) позволят ему стать равноправным членом общества. С другой стороны, нормально развивающиеся сверстники учатся адекватно реагировать на проблемы «особых» детей. 2. В общении с другими детьми у ребенка развиваются внимание, память, воображение, мышление и речь. 3. В интегрированных группах, классах существует так называемая обратная связь, ребенок получает информацию о том, как он оценивается товарищами. Это важно для того, чтобы он научился правильно воспринимать и оценивать самого себя. В группах начинает формироваться адекватная самооценка, которая окажет влияние на процесс приобретения социального опыта. 4. В смешанных интегрированных группах ребенок получает именно ту поддержку со стороны окружающих его людей, которая необходима для развития самосознания и стимулирования его успехов во всех видах деятельности. 5. В таких группах ребенок осваивает определенные социальные роли и соответствующие им формы поведения, благодаря чему обретает способность согласовывать свои действия, а также брать на себя различные обязанности и выполнять их. Эффективными формами социальной интеграции являются секции, разнообразные объединения, фестивали, конкурсы; организация экскурсий, походов, концертов и т. п., где дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свои способности в кругу сверстников и завоевать их симпатии и уважение. Проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья может выступать в качестве одного направлений воспитательной работы классного руководителя Воспитание толерантности как личного качества в обучающихся возможно осуществлять через создание социально-психолого-педагогических условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении: · вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс; · создание активной поведенческой установки у детей с ограниченными возможностями на уверенное позиционирование себя в современном обществе; · умение превращать свои недостатки в достоинства; · изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через вышеуказанное вовлечение детей с ограниченными возможностями в наше общество. Цель проведения работы по формированию толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья – сформировать у учащихся основные черты толерантной личности: уважение человеческого достоинства и индивидуальности. Предлагаемые рекомендации призваны оказать методическую помощь в организации и проведении внеурочных мероприятиях по указанной тематике с учетом профессиональной компетентности педагогов, уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей и специфике обучения в начальной, основной и старшей школе. В начальной школе (1-4 классы) важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности младшего школьника. В этом возрасте происходит развитие познавательных интересов и самой личности ребенка, сохраняется тесная связь ребенка со своими близкими. Поэтому основой организации внеурочного мероприятия должен стать системно-деятельностный подход. Ребенок учится анализировать собственное поведение, толерантно воспринимать мнение другого человека, учится работать в команде, быть лидером. В этом возрасте доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру и к окружающим. Через слово, образ (инсценировки, сказки), рисунки, игру (отгадывание ребусов, загадок) в детском сознании формируются и закрепляется важные ценностные ориентиры. Учитывая эти обстоятельства, учителю важно в процессе подготовки и проведения внеурочных мероприятий создать комфортные условия для эмоционального переживания школьника. Главными формами проведения могут быть: познавательные и этические беседы, рассказы, тематические диспуты, сочинения, защита исследовательских работ, конкурсы рисунков, стихов, спортивные игры, социальные акции, концерты, праздники. Цели внеурочных мероприятий в начальной школе: · приобретение обучающимися социальных знаний об одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни; · формирование чувства милосердия к окружающим людям; · воспитание доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Цели внеурочных мероприятий в основной школе: · понимание выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения; · формирование толерантного отношения к себе и другим; · развитие готовности к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми. При проведении внеурочного мероприятия целесообразно использовать технологии деятельностного и интерактивного обучения: панельные дискуссии, моделирование воспитывающих ситуаций и т.п. Выбор указанных форм внеурочных мероприятий определяется поставленными целями, возрастом учащихся, уровнем их способностей, профессиональной компетентностью классного руководителя. Для достижения данных целей особое значение имеет взаимодействие обучающихся в просоциальной среде: на уровне класса, образовательного учреждения. В старших классах (10-11 кл.) методика работы педагога имеет свою специфику: участие педагога и учащихся в проектной и учебно-исследовательской деятельности, социально моделирующей деятельности, организация проблемно-ценностных дискуссий с участием внешних экспертов, досугово-развлекательные акции обучающихся в окружающем школу социуме. Ход занятия I. Организационный момент. II. Сообщение темы занятия. «Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности». Ромен Ролан Я – человек. Каждый ли человек на Земле может так сказать про себя? Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем кроме внешних признаков должен обладать человек? Человек должен иметь добрые и чистые мысли, позитивные качества характера, доброе и любящее сердце. Человек должен быть человечным. Мудрые мысли, которые только что прозвучали можно выразить словами М. Пришвина «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека». (Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на земле, создано хорошими людьми). III. Работа над содержанием слова «толерантность» Я попрошу вас назвать ещё одно очень важное качество, которым должен обладать каждый человек, а помогут вам в этом буквы, из которых следует составить слово. Т О С Т Ь Л Е Н О Р А Н Т (ТОЛЕРАНТНОСТЬ) А кто из вас может объяснить значение этого слова? Толерантность - (от лат. слова tolerantia– терпение), это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, готовность к взаимодействию с людьми иной культуры, национальности, религии или социальной среды, это возможность услышать другого, понять иного. - Какие качества толерантного человека вы можете назвать? · терпимость (умение спокойно и без вражды относиться к словам, мыслям и поступкам других людей) · справедливость · совесть (чувство ответственности за своё поведение; оценка своих поступков) · сострадание · уважение себя, мнений и поступков других людей · сдержанность (отсутствие агрессии) · прощение · принятие другого (не отталкивать от себя людей, а помогать им по необходимости) · милосердие (учитывать настроение окружающих) · уважение прав своих и другого человека · великодушие · примирение со сложившимися ситуациями · отсутствие оскорблений и не унижений по отношению к другим · негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме · отсутствие ненависти, зависти и призрения Приобретая все эти качества, человек становится миролюбивым и доброжелательным (желающим добра другому) по отношению к любому человеку, который встречается ему на пути. Мир создал людей разных внешне и внутренне, разных по состоянию души, по физическому и умственному развитию. Классный час «Люди с ограниченными возможностями и здоровые люди» (5 – 7класс) Цели: - создание условий для формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями; - развитие чувства общности, толерантности к людям не похожим на нас внешне; - развитие коммуникативных навыков. Предварительная подготовка: Изготовить повязки на глаза, подготовить листы бумаги по количеству участников, фломастеры, плеер.
Ход занятия: Вводная беседа «Люди с ограниченными возможностями или инвалиды?» Основные вопросы: - Кого мы можем назвать человеком с ограниченными возможностями? - Что вы о них знаете? - Каково их положение в современном российском обществе? Упражнение «Эмпатия». В ходе беседы будут названы различные виды инвалидности: слепота, отсутствие конечностей, отсутствие слуха и т.д. Ученикам предлагается упражнения, связанные с некоторыми из них. 1) «Слепой и поводырь». Добровольцы делятся на пары. Одному человеку из каждой пары предлагается надеть повязку (он будет «слепой»); второй будет «поводырем». Задание для поводыря: провести слепого по отведенному участку класса на скорость, обходя предметы, расположенные на пути. Условие: слепого не трогать, а направлять словами. Затем в парах «слепой» и «поводырь» меняются ролями. После проведения упражнения проводится беседа, в ходе которой можно задать следующие вопросы. - Какие у вас были ощущения? - Что было легче: направлять товарища или двигаться самому? - Не было ли у вас желания взять «слепого» под руку и бежать рядом? - Что вы чувствовали, когда не ничего видели и пр. Язык». 2-3 добровольцам просят выйти из класса. В это время оставшимся предлагается договориться говорить на одну тему, заменяя слова символами (например, все рассказывают одно стихотворение). После возвращения добровольцев им предлагается отгадать, что происходит в классе. После выполнения упражнения проводится беседа, выясняется следующее. - Как добровольцы догадались о том, что происходит в классе? - Не возникло ли у тех учеников, которые выходили из класса, мысли, что вы попали в то место, где вас не смогут понять, и где вы никого не понимаете? - Хотели ли ученики класса, чтобы добровольцы поняли быстрее, что происходит? Какие средства они использовали для этого? - Легко ли было, рассказывая стихотворение, не говорить? - Как вы считаете, кто лучше и оригинальнее всех сумел рассказать стихотворение? 3) «Имя». Учащиеся разбиваются на пары. В парах каждый по очереди должен написать своё имя на листе бумаги, не используя рук. После выполнения упражнения ведущий задает вопросы. - Получилось или нет? - Как решили проблему? - Догадался ли кто-то попросить товарища написать свое имя (условие, что он тоже без рук, не вводилось)? 5 17 242 476 НЕ ЗОВИТЕ МЕНЯ ФРАНКЕНШТЕЙНОМ …
Ход работы:
Учитель просит учащихся разделиться на 4 группы. (1-2 минуты) Детям предлагается ответить на вопрос: «Как вы думаете, ребята, чья просьба вынесена в название нашего классного часа?». Если дети не могут ответить на вопрос, то учитель приходит им на помощь и объясняет историю возникновения и современное значение слова «Франкенштейн» («Франкенштейн» - известный на весь мир роман Мери Шелли об ученом, по воле случая создавшем монстра, который своим внешним видом наводил ужас на каждого, кто его видел. В современном русском языке словом «Франкенштейн» называют уродливого, безобразного человека). Таким образом, можно предположить, что просьба, записанная на доске, – это просьба человека, которого оскорбляют, унижают, травят окружающие его люди. (3-4 минуты) Затем каждой группе выдается текст, который нужно внимательно прочитать. (Приложение №2) (1-2 минуты) Далее учитель объясняет, что разбираться в этой сложной ситуации ребята будут с помощью стратегии «ПРИМА». Итак, этап первый – поколдуем. Представьте, что вы в силах изменить ситуацию, в силах помочь Никите. Что именно вы сделаете и что произойдет в результате ваших действий? Спрогнозируйте ситуацию и запишите ее в таблицу группы. (3 минуты) Ученики заслушивают идеи каждой группы, учитель записывает их в таблицу на доске в графу «Комментарии». (4 минуты) Этап второй – решим проблемы. Предположите, с какими проблемами вы столкнетесь, реализуя свой план помощи Никите. Как вы будете разрешать возникшие проблемы? (3 минуты) Ученики заслушивают идеи каждой группы, учитель делает записи в графе «Комментарии». (4 минуты) Этап третий – иной взгляд. Расскажите историю Никиты от лица самого Никиты. Каждая группа составляет историю, которая озвучивается для всего класса. (Истории записывать на доске не нужно, достаточно проследить, насколько эмоциональны будут истории от 1-го лица, придуманные ребятами). (7-8 минут) Этап четвертый – может случиться. Представьте, что ситуацию в классе не удалось исправить, и Никита… Допишите возможный финал этой истории. Что вы чувствуете? Насколько ваше благополучие зависит от присутствия Никиты в этом классе? (Все члены группы выполняют эту работу индивидуально). (3-4 минуты) Ребята зачитывают друг другу свои тексты, один-два текста от группы слушаем всем классом. Учитель записывает их в таблицу на доске в графу «Комментарии». (2 минуты) Этап пятый – а дальше что? А что дальше вы лично сделаете после нашего разговора? (Все члены группы работают индивидуально.) (1-2 минуты) Ребята делятся своими записями в группе, одно-два выступления предоставляют для всего класса. Учитель делает записи в колонке «Комментарии». (2 минуты) В конце классного часа учитель просит ребят поделиться впечатлениями. Классный час завершается расшифровкой цифр, которые записаны рядом с названием занятия: В нашей стране около 5% детей в возрасте до 17 лет с ограниченными возможностями здоровья. 5% - это 242 тысячи 476 детей. Умственно отсталые, незрячие и слабовидящие, неслышащие и слабослышащие, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития… Приложение №1
Приложение №2 В 8 «г» класс пришел новый мальчик – Никита. Полгода назад в его квартире от короткого замыкания случился пожар. Никиту чудом спасли, но мальчик получил страшные ожоги лица и шеи. Лучшие пластические хирурги города и республики пытались помочь Никите, но… Когда люди видят страшные шрамы, рубцы багрового цвета на лице ребенка, то морщатся от отвращения и поскорее отводят глаза. Все одноклассники Никиты отказываются сидеть с ним за одной партой, ходить в бассейн, говорят, что, возможно, это заразно. Парень не питается в столовой, на переменах не выходит в коридор. В школе ребята называют его не Никитой, а Франкенштейном. Учителя хвалят мальчика за отличную учебу, но от этого Никите не становится легче. Вчера он долго стоял в аптеке у витрины со снотворным… Ход занятия
1. Начало классного часа. «Коммуникативная атака». Слайд №1[2] (Презентация) Учитель читает стихотворение «Ступени», автор мальчик Антон, 12 лет. Ступени, ступени, ступени. Они повсюду. Ступени в магазине, ступени в школе, ступени в метро, Ступени в автобусе, ступени на входе в кухню. Ступени у моей кровати, ступени в моем доме. Ступени мешают мне делать то, что я хотел бы сделать. Ступени на моем пути в библиотеку, И я не могу прочесть книгу. Ступени делают меня печальным, злым и угнетенным, Обеспокоенным и болезненным, Испуганным и нервным. Ступени – это мрачный сумрак. О, если бы было можно словно бульдозером убрать все эти ступени, Все эти ступеньки! Учитель: Какое странное стихотворение написал 12-летний мальчик! Почему Антон так не любит ступени? (Он инвалид-колясочник). Мы с вами каждый день преодолеваем сотни ступеней и не замечаем этого. А для многих людей-инвалидов ступени становятся непреодолимым препятствием. Слайд № 2 День 3 декабря объявлен международным Днем инвалидов. Ежегодно в нашем районе в начале декабря проходит декада инвалидов. Это возможность еще раз обратить наше внимание на тех людей, которые живут рядом с нами и нуждаются в сострадании и милосердии.
2. Практические упражнения. Поднимите руку те, кто продал бы за миллион долларов свою ногу, руку, глаза? За какую сумму вы согласились бы потерять свой слух? Проведем небольшой эксперимент. Приглашается 2-3 ученика. Без помощи рук развяжите шнурки на обуви. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом. Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания? Слайд № 3 На слайде слова. Выберите из них те, которые на ваш взгляд характеризуют людей – инвалидов.
3. Истории о людях-инвалидах. Рассказ учителя или подготовленных учащихся. Слайды № 4-5 Николай Петрович Караченцов. Родился в 1944 г., актер театра и кино. Народный артист РСФСР. С 1967 г. Снимается в кино в фильмах различных жанров – музыкальных, детских, приключенческих, драматических. Какие фильмы с его участием вы смотрели? («Приключения электроника», «Белые росы», «Человек с бульвара Капуцинов»). Спортивный, импульсивный, энергичный. 40 лет он был любимцем театральной Москвы. В ночь на 28 февраля 2005 г. На обледенелой дороге в Москве автомобиль Караченцова попал в аварию. Он получил тяжелейшую травму головы. 26 дней пролежал в коме. Процесс выздоровления затянулся. Речь артиста не восстановилась, он вяло реагирует на окружающую обстановку и продолжить профессиональную карьеру не сможет. Он стал инвалидом. Несмотря ни на что в апреле 2007 г. Николай Петрович принял участие в работе по подготовке к изданию второй части книги серии «Автограф века». За несколько часов он подписал 250 листов с его обращением к будущим поколениям. Нина Малер – психолог из Швейцарии. Слайд № 6. Родилась в 1944 г. Русские корни (бабушка из России). До 16 лет обычная девочка. Любила спорт: легкая атлетика, катание на коньках, прыжки в воду. Много друзей. В 16 лет тяжело заболела – полиомиелит. Нарушена дыхательная функция, парализованы руки и ноги. Она могла дышать только с помощью аппарата искусственной вентиляции легких. Поддержка родных и близких помогла ей выстоять и найти смысл жизни в этом тяжелом состоянии. В 1968 г. Нина вышла замуж за Урса Дорица. В их доме временно проживали другие инвалиды – друзья и знакомые. Нина старалась научить их распоряжаться деньгами, быть независимыми, преодолевать разочарование. Позже она создала фонд помощи инвалидам России. Нина была депутатом городского совета. Умерла 6 ноября 2008 г. Слайд № 7. Мэри Верди – девочка на инвалидной коляске очень захотела танцевать. Она училась грациозно вращаться и делать изящные движения. Однажды Мэри решила принять участие в конкурсе танцев, но не предупредила организаторов о том, что она инвалид. Онемевшая публика следила за ее выступлением. Мэри создала группу «Танцующие колеса». -Я научилась не просто существовать, но и творить свою жизнь. Через танец мы можем показать, что человеческие возможности безграничны. Если захотеть можно всего достигнуть.
4. Ролевая игра «Письмо правительству». Слайды № 8–10. Класс делиться на четыре группы: 1 и 2 группы – «общественность», 3 группа – «журналисты», 4 группа – «правительство». Ситуация. 19 октября 1991 года в Киргизии родились девочки сиамские близнецы Зита и Гита Резахановы. Они были соединены в районе копчика и крестца. На двоих три ноги, общий таз, один на двоих мочевой пузырь. После рождения детей родители решили показать их журналистам в надежде, что кто-нибудь сможет помочь. Журналисты одной немецкой компании сразу откликнулись, предложив организовать операцию в обмен на съемку фильма. В итоге фильм был снят, а операция не состоялась. В прессе часто стали появляться фотографии сиамских близнецов. Журналисты таким образом повышают рейтинг своих изданий. Однако у многих людей эти фотографии вызывают сердечные приступы, нервные срывы, особенно у пожилых людей и детей. Общественность активно включилась в обсуждение этой проблемы. Правительство стало получать множество писем. В одних высказывались требования запретить публикацию подобных фотографий, в других, наоборот, предлагалось чаще показывать такие фотографии, как предупреждение обществу. Правительство должно решить, что рекомендовать журналистам.
Задания для групп. 1 группа пишет письмо в поддержку СМИ. 2 группа пишет письмо против публикации таких фотографий. 3 группа защищает право СМИ на распространение объективной информации. 4 группа задает вопросы представителям общественности и СМИ и выносит решение.
Обсуждение. По окончании игры школьники должны ответить на вопрос: Публиковать или не публиковать подобные фотографии? История Зиты и Гиты. Завершение. Слайд № 11 В России на беду девочек откликнулась ведущая программы «Здоровье» Елена Малышева. Она помогла организовать операцию, хотя до последнего момента сомневалась в ее необходимости. 6 марта 2003 года девочек успешно разделили в Московской Филатовской больнице. Операция была уникальной, и никто не мог спрогнозировать ее результат. Об операции рассказали многие телеканалы и газеты страны. Прошло 6 лет. Зита и Гита растут, учатся. Но они остаются инвалидами. Много средств требуется на их лечение. Только ремонт корсета ежегодно обходиться в 2,5 тысяч евро. Единственным и постоянным плательщиком по расходам на лечение девочек является телепередача «Здоровье». В Киргизии организовали сбор средств для сестер Резахановых. Девочки решили не тратить всю сумму на себя, и создали Международный фонд помощи детям инвалидам, который они назвали «Сострадание. Право на лучшую жизнь». Несмотря на все трудности, инвалиды подают нам здоровым людям пример сострадания и мужества, милосердия и доброты. Слайд № 12.
5. Итог занятия. Стихотворение инвалида Сергея Ольгина. Уроки доброты
От автора Уроки доброты были разработаны и опробованы молодыми инвалидами в школах г. Екатеринбурга. Были получены положительные отзывы руководителей школ. На уроках дети серьезно и по-взрослому отнеслись к проблемам инвалидности. Каждый пытался хоть чем-нибудь помочь людям, попавшим в беду. Надеемся, что эти занятия запомнятся детям и, может быть, через 10-15 лет, когда они будут принимать важные решения в области управления государством, бизнеса, они обязательно вспомнят о людях с ограниченными возможностями и построят свой город удобным для всех. Не относитесь к нашей работе строго, потому что Уроки доброты это наша первая попытка воспитать в молодом поколении должное отношение к инвалидам и пожилым людям.
Рекомендации Урок 1. Удобная школа Цель урока: научить детей создавать жилую доступную среду для человека. Материалы: картон, ножницы, линейка, фломастер (карандаш или ручка), куколка (можно вырезать из картона).
Ребята, послушайте, пожалуйста, письмо, которое пришло в школу от нашей бывшей ученицы Машеньки. Дорогие мои друзья! Я совсем недавно училась вместе с вами. Однажды в яркий солнечный день я залезла на высокое дерево. Ведь так здорово и интересно смотреть сверху вниз. Но вдруг ветка обломилась, и я упала с дерева на землю. Врачи спасли мне жизнь, но сказали, что я уже больше никогда не буду ходить. Сейчас я передвигаюсь на инвалидной коляске. Я очень соскучилась по своей любимой школе, учителям, друзьям. Как-то раз, набравшись мужества, я взяла свой портфель и поехала на коляске в школу. Меня встретили недоступные школьные лестницы. Я поняла, что двери моей школы для меня закрыты навсегда! Горько заплакав от своей беспомощности, я поехала домой. Я постоянно смотрю в окно и вижу вас, своих друзей, веселыми и счастливыми. Дорогие ребята, помогите мне учиться в школе, помогите мне быть счастливым человеком. Ведь в моем незавидном положении может оказаться любой человек. Жизнь полна неожиданностей. Ребята, попытаемся все вместе помочь Машеньке учиться в нашей школе. А сначала ответьте на следующие вопросы: - По какой причине Маша села на инвалидную коляску? - Почему Маша не может учиться в школе? - Как в нашем обществе называют человека, потерявшего возможность ходить, видеть или слышать? (Ответ. Инвалид. За рубежом инвалида принято называть «человек с ограниченными возможностями»). - Есть ли у вас друзья, которые хотят учиться в школе, но не могут из-за болезни, травм и т.п.? - А сейчас мы, все вместе, своими руками построим школу, удобную для Маши. Учитель рисует на доске эскиз школы и лестницы. Макет можно сделать один, или сделать его каждому из ребят, по вашему желанию и возможностям. Мы думаем, что детям будет очень интересно непосредственно принять участие в создании удобной школы для Маши. Учитель демонстрирует макет школы с лестницей на столе (ребята же на своих столах) и задает детям вопрос: Как можно помочь Маше на коляске подняться по лестнице в школу? (Ответ: построить пандус). Не забывайте благодарить детей. Давайте более подробно поговорим о пандусе. ПАНДУС – это французское слово, в переводе на русский язык означает наклонная площадка. В нашем случае, это наклонная площадка, по которой Маша может легко подняться в школу, минуя лестницу. - Давайте, ребята, изготовим для Маши пандус. Учитель рисует на доске эскиз пандуса с перилами. Учитель демонстрирует на своем столе пандус, устанавливая его рядом с лестницей А сейчас сделаем для Маши коляску, в которой она приедет в школу, чтобы учиться вместе с вами. Учитель рисует эскиз коляски и куколку Машу. (Можно использовать настоящую куколку). Собрать коляску, например, из картона. Посадить в коляску куколку. Ребята, а сейчас поможем Машеньке подняться по пандусу в школу. За лучшую работу поблагодарить! А теперь, представим, что наш пандус оказался перед больницей. Кому же он поможет? (Ответ. Инвалидам, бабушкам, дедушкам, детям, больным людям, мамам с колясками). Пандус оказался в супермаркете. Кому он поможет? (Ответ. Людям, везущим тележки с продуктами, мамам с колясками, инвалидам, пенсионерам) Пандус оказался на съезде с высокого бордюра. Кому он поможет? (Ответ. Ребятам на роликах, велосипедистам, людям, везущим коляски и т.д.) Эти примеры показали вам, что пандус нужен не только для нашей Маши, он нужен каждому из вас, нужен вашим бабушкам и дедушкам, нужен мамам с колясками, чтобы легко преодолеть высокие бордюры и лестницы. Итак, Маша поднялась по пандусу в нашу школу. А что ей делать дальше? Ведь в школе есть лестницы на 2 -3 этаж, есть узкие двери в классы, в столовую, в туалет, небольшие проходы между партами и т.д. Как можно помочь Маше учиться в школе? (Ответ. Сделать для Маши удобную школу). Домашнее задание для детей Нарисовать школу, удобную для Маши, чтобы она могла так же, как вы учиться в школе.
Урок 2. Я и мое здоровье
Цель урока: показать детям, что здоровье в их руках и его надо беречь. Материал: 3 повязки или 3 шарфа. Проверить домашнее задание. Дети должны рассказать о своих рисунках «Удобная школа». Самый лучший рисунок можно повесить на стене. На прошлом занятии мы услышали грустную историю о Маше, которая упала с дерева, и потеряла возможность ходить. Ведь многие дети падают, но быстро соскакивают
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 859; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.95.170 (0.022 с.) |