Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Совместная работа школы, семьи и общественности в воспитании подрастающего поколения
Похожие статьи вашей тематики
С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании детей. Родителей издавна считают первыми воспитателями своих детей. Однако характер их влияния во многом зависит от экономических условий жизни общества, общественных отношений. В классовом эксплуататорском обществе в семье складывались неравноправные взаимоотношения. Общество в своих интересах насаждало, как правило, деспотию отца и мужа, превращая женщину в его собственность. Главной целью семьи в этих условиях становится накопление богатства, жажда наживы, которая порождает соперничество между членами семьи и не создает необходимых условий для правильного воспитания детей. В этих условиях не могло быть и речи о содружестве между семьей и школой. На пути этого содружества возникали и продолжают и сейчас существовать противоречия социального, национального и религиозного порядка. Социалистический строй оказал огромное влияние на семью. Постепенно в семье сложились новые отношения, основанные на полном равноправии, ликвидировано бесправное положение женщины. Изменилось экономическое положение семьи. Ее благосостояние зависит теперь не только от личного труда ее членов, но и от благосостояния общества в целом. Эти изменения создали необходимые условия для установления тесного сотрудничества семьи и школы в воспитании детей. Советское государство всемерно развивает и поддерживает общественную инициативу в воспитании подрастающих поколений. Совершенствование общественного и семейного воспитания не может осуществляться без развития семейной педагогики. Она имеет давние положительные традиции. Первым руководством по вопросам семейного воспитания детей-дошкольников была книга Я. А. Коменского «Материнская школа», получившая всемирную известность. Разработке этих вопросов уделяли большое внимание И. Г. Песталоцни и Ж. Ж. Руссо, а также К. Д. Ушинский и революционеры-демократы В. Г. Белинский и А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский. Однако многие руководства по семейному воспитанию были недоступны огромной массе родителей. Используя передовые традиции дореволюционной педагогики, советская педагогика с новых позиций подходит к разработке проблем семейного воспитания. Большой вклад в развитие семейной педагогики внесла Н. К. Крупская. Она дала марксистское обоснование воспитательного значения семьи при социализме, связала семейное воспитание с задачей повышения общей культуры рабочей и крестьянской семьи, особенно повышения уровня сознательности женщины. Н. К. Крупская поставила вопрос о создании правильных отношений между членами семьи, рассматривая советскую семью как дружный коллектив, в котором органически сочетаются личные и общественные интересы. Научная разработка важных вопросов теории семейного воспитания дана также в трудах А. С. Макаренко. Он глубоко обосновал связь воспитания детей в семье с общим направлением нашего советского воспитания и его целями, выступил инициатором широкого педагогического просвещения родителей. Его «Книга для родителей» и лекции о воспитании детей вошли в золотой фонд советской семейной педагогики. В этих работах поставлены многие коренные вопросы, например о принципах семейного воспитания, о воспитании дисциплины, культуры поведения, половом воспитании. Но жизнь идет вперед. Быстрыми темпами развивается и совершенствуется советское общество. Возникают новые формы сотрудничества между школой и семьей, возникают и новые общественные организации. В этих условиях перед педагогикой возникают проблемы, связанные с ролью и функциями современной советской семьи, ее взаимодействиями с общественными организациями и школой. К разработке вопросов семейного воспитания привлечны партийные, профсоюзные и комсомольские работники, широкий актив родителей. Трибуной всех заинтересованных в воспитании детей организаций и лиц является журнал «Семья и школа».
УСЛОВИЯ ПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
Весь уклад нашей жизни оказал влияние на формирование новой семейной педагогики. Она охватывает различные области воспитания детей в семье, начиная с раннего детства и до совершеннолетия. В семейной педагогике детально разработаны и общие пути формирования всесторонне развитого человека, которого растит семья вместе с дошкольными учреждениями, школой, и многие частные вопросы семейного воспитания. Учителю придется постоянно изучать семейную педагогику. Но особенно необходимо знать и глубоко понимать некоторые общие условия правильного воспитания детей в семье. Воспитывая детей, родители должны помнить, что в их семье растет будущий советский гражданин, они отвечают перед обществом и государством за воспитание детей. Обязанности семьи законодательно закреплены в новой Конституции СССР: граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Это приведет к дальнейшему совершенствованию системы семейного воспитания. В семье каждый имеет свои обязанности. Эти обязанности возлагаются и на детей, которые выполняют посильную работу и вносят свой вклад в общее дело. В такой семье дети уважают труд родителей и старших, вырастают трудолюбивыми, внимательными и отзывчивыми, организованными и инициативными. Родители успешно справятся со своими обязанностями, если будут помнить о цели воспитания. Пока еще далеко не все родители понимают важность постановки цели и точного ее выполнения. Более того, многие считают, что цели воспитания должны ставиться в школе, а семья обойдется и без этого. Такое убеждение глубоко ошибочно. Оно отрицательно сказывается на воспитании детей. Поставив перед собой определенную цель, родители найдут и правильные средства воспитания. Намечая цель и средства воспитания, родителям важно помнить, что в их семье растет гражданин, деятель, борец за общее счастье. Родители не должны забывать и о том, что они смогут воспитать гражданина в том случае, если они сами будут настоящими гражданами. Дети должны видеть общественное лицо родителей. Поэтому поведение родителей, их пример оказывают огромное воспитательное влияние на детей. Прав был А. С. Макаренко, который отмечал, что родители воспитыпают детей не только в процессе бесед с ними, но и тогда, когда их нет дома, они воспитывают их своим примером. Поэтому для правильного воспитания детей важно, чтобы пример родителей был пригоден для подражания. Родительское требование к себе, писал А. С. Макаренко, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот главный метод воспитания. Родителям не следует опекать детей. Надо, чтобы они общались с другими детьми, но взрослые должны хорошо знать, где бывает ребенок. Детям нужно вовремя помочь, направить их, а часто и проконтролировать, как они выполняют указания родителей. Не менее важное значение имеет правильная организация жизни семьи. В этом, как подчеркивал А. С. Макаренко, не может быть мелочей. Здесь все оказывает влияние на детей: распорядок жизни и отношение к вещам, чистота обуви, платья и квартиры и многие другие вопросы. Под влиянием жизненного уклада формируются положительные или отрицательные привычки. Большое формирующее влияние на детей оказывает характер взаимоотношений между родителями, а также между родителями и детьми. Взаимоотношения создают своеобразную атмосферу в семье, а она, в свою очередь, определяет характер детей, их взаимоотношения с другими людьми. Если в семье господствует дух сотрудничества, взаимопомощи, доверия друг к другу, взаимного уважения, такая атмосфера содействует формированию человека прямого, открытого, отзывчивого, всегда готового прийти на помощь своим товарищам. И наоборот, подозрительность, недоверие, неуважительное отношение друг к другу влекут за собой проявление недоверчивости, грубости, эгоизма и других отрицательных черт в характере и поведении детей. Школе трудно противостоять такому влиянию семьи. Не следует думать, что эти важные положения будут усвоены родителями без активного участия учителей. Последовательное разъяснение учителем этих важнейших условий правильного воспитания детей в семье явится предпосылкой для согласованной работы школы и семьи.
ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ И СЕМЬИ, РАБОТА УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ
За годы Советской власти в нашей стране создан новый опыт сотрудничества школы, семьи и общественности. Воспитание детей перестало быть частным делом семьи, оно глубоко интересует все наше общество. Общество и школа оказывают огромное влияние на формирование у родителей правильных взглядов на воспитание детей, благодаря чему семья становится верным союзником школы в воспитании детей. Это единение не явилось результатом какого-то давления на семью, оно сложилось в ходе большой совместной работы школы, семьи и общественности. Анализ работы школы с родителями позволяет сделать вывод, что тесный контакт между школой и семьей устанавливается при условии органического сочетания педагогического просвещения с привлечением родителей к активному участию в разносторонней деятельности школы. Важной формой совместной работы школы и семьи является родительское собрание (классное и общешкольное). Общешкольные собрания созываются, как правило, три-четыре раза в год по наиболее актуальным вопросам жизни школы. Классные родительские собрания созываются один-два раза в четверть. Обычно на классном собрании учитель решает две задачи: знакомит родителей с успехами детей в учебе, их поведением и пропагандирует педагогические знания. Провести родительское собрание особенно трудно начинающему учителю. Как подвести итоги работы учащихся на собрании? Ведь почти всегда в классе есть недисциплинированные и неуспевающие ученики. Главное — не изливать всю досаду, скопившуюся от плохого поведения детей, и не подвергать родителей грубой и бестактной проработке. Если учитель не сможет удержаться от этого, он почувствует результаты такого собрания сразу же. Родители неуспевающих учеников иногда перестают посещать школу и отказываются от контроля за учебой и поведением своих детей. Опытные учителя при подведении итогов успеваемости и поведения школьников стремятся дать объективную характеристику класса, называют и неуспевающих, но при этом вселяют в родителей уверенность в том, что если они нозьмутся за дело сообща, то быстро смогут исправить положение. Намечается программа совместных действии. Родителям должны быть ясны не только недостатки, но и сильные стороны личности их ребенка. Значит ли, что учитель не может критиковать родителей за неправильное воспитание детей? Конечно, не значит. Но и в работе с родителями необходимо глубокое знание и учет их индивидуальных особенностей. Одних родителей надо учить воспитывать детей, других критиковать, а если критика на родительском собрании не помогает, учителю приходится обращаться за помощью в общественные и государственные организации. Педагогическое просвещение родителей также является важной и не менее сложной частью работы учителя. Необходимо сделать его одним из звеньев системы воспитательной работы, согласовать тематику лекций и бесед для родителей с задачами воспитания, возникающими перед школой при переходе детей из класса в класс. При поступлении детей в школу важно разъяснить родителям, как подготовить детей к школе, как помочь им в учебе в первые месяцы учебного года, как нужно постепенно изменять формы помощи детям со стороны родителей. Учителя начинают большую работу по внедрению в жизнь детей режима дня. Надо сразу ознакомить родителей с самим режимом и с тем, как добиться его выполнения детьми дома и в школе. Школа решила вести работу по привитию детям навыков и привычек культурного поведения — об этом же должны быть осведомлены и родители. Большое значение имеет и сама организация собрания: послать родителям повестки или записать в дневнике, привлечь членов родительского актива, выбрать время, удобное для всех. Эти вопросы приходится учителю решать с учетом занятости родителей, характера его контакта с ними и других условий. Важным и очень эффективным средством педагогического просвещения родителей являются индивидуальные беседы, во время которых учитель может наиболее ясно и четко определить задачи родителей в воспитании, вскрыть недостатки, наметить эффективные средства воздействия на ученика с учетом его особенностей и условий жизни семьи. В индивидуальных беседах, как и во всей работе с родителями, учителю важно показать свою заинтересованность в том, чтобы дети успевали, были хорошо воспитаны и выросли настоящими советскими людьми. С целью педагогического просвещения во многих школах с большим успехом проводятся родительские конференции, посвященные разным темам, обмену опытом воспитания в семье, обсуждению определенных вопросов воспитания (дисциплина, дружба старших и младших детей и т. д.). Конференция дает возможность активизировать самих родителей, они рассказывают о своем опыте воспитания, пытаются его анализировать, а главное, убеждают своим примером всех остальных. Этого не удастся на лекции. Дело в том, что иногда родители, несмотря на доступность советов лектора, сомневаются в том, что они смогут выполнить хотя бы часть из них. Но когда о своем опыте воспитания детей на конференции рассказывают сами родители, это действует очень убедительно. Иногда учителя умело сочетают свои беседы с выступлениями одного-двух родителей, имеющих положительный опыт воспитания детей. Такое сочетание доклада учителя с выступлениями родителей является также действенным и очень убедительным средством педагогической пропаганды. Педагогическое просвещение родителей строится с учетом возраста детей. Тематика лекций, бесед, конференций разрабатывается отдельно для родителей дошкольников, младших школьников, учащихся старшего школьного возраста. Это позволяет поставить перед родителями ряд вопросов, специфических для воспитания детей того или иного возраста. Беседы и лекции, в которых освещаются задачи воспитания подрастающего поколения на современном этапе, проводятся для всех родителей. Большое значение имеет и формулировка темы, которая должна привлекать внимание родителей к обсуждаемому вопросу. При проведении бесед, лекций используется наглядность, особенно кинофильмы на темы воспитания. В педагогическом просвещении все большее распространение получают диспуты по вопросам воспитания. В качестве отправного материала используются статьи журнала «Семья и школа». В настоящее время многие школы переходят от эпизодических бесед к проведению педагогического всеобуча родителей. Широкое распространение в нашей стране получили такие формы педагогического обучения родителей, как родительские лектории, университет родителей, школы матерей, отцов. Работа с родителями организуется не только в школе, но и по месту жительства, на предприятиях. Школы вместе с профсоюзными организациями предприятий создают советы содействия семье и школе. Эти советы проводят беседы с родителями, организуют школьные уголки в цехах, выпускают вместе с учителями стенгазеты. Вопросы воспитания обсуждаются на страницах многотиражных газет. В них печатаются статьи учителей, руководителей школ, лучших родителей. Каковы же требования к организации педагогической пропаганды? Использование многообразия форм и методов — важное требование к педагогической пропаганде. Здесь важно использовать знание и опыт родителей, опираться на их активность. Действенность педагогического просвещения зависит от того, насколько учтены особенности воспитания детей определенного возраста и задачи учебно-воспитательной работы школы. Школа устанавливает тесный контакт с семьей не только по линии педагогического просвещения родителей, но и путем привлечения их к активной работе в помощь школе. Такой формой организации работы являются родительские комитеты в школе, родительский актив в классе. Родительский комитет избирается, как правило, на общешкольном собрании и работает под руководством директора. Функции и содержание его работы определены в Положении о родительском комитете. Он проводит большую работу по осуществлению Закона о всеобуче, привлекает родителей для организации бесплатного питания, обеспечения нуждающихся детей, распределения средств шефствующих предприятий. Родительский комитет воздействует на родителей, не уделяющих внимания детям, привлекает родителей для руководства разнообразными кружками, оказывает помощь в проведении педагогической пропаганды. В каждом классе в помощь учителю избирается родительский актив. Он состоит из трех-пяти человек. Во многих школах эти группы актива получили наименование родительских комитетов класса. Члены родительского актива работают под руководством родительского комитета школы в тесном контакте с учителем. Учитель направляет деятельность родительского актива на решение учебно-воспитательных задач, стоящих перед классом. Члены родительского актива обследуют условия жизни учащихся дома, посещают отдельные семьи, беседуют с родителями, плохо выполняющими свои родительские обязанности, устанавливают контакт с общественными организациями, участвуют в организации досуга детей (прогулок, экскурсий, походов в театры и кино), помогают учителю проводить педагогическую пропаганду. Вся эта работа оказывает на родителей благотворное влияние. Они обогащаются педагогическими знаниями и опытом, проявляют большую заинтересованность в работе, становятся верными помощниками школы и увлекают своим примером других родителей. Практика показывает, что особенно помогают школе родители учащихся начальных классов. При наличии тесного контакта учителя начальных классов с родителями их помощь школе может быть очень разносторонней. Без активной помощи родителей учителю трудно знакомить детей с трудом взрослых. Однако учителю приходится постоянно направлять работу родителей с учащимися, тщательно инструктировать их, как руководить pазличными занятиями детей, как подойти к ним, с тем чтобы проводимая работа дала максимальный воспитательный результат. Таким путем родители приобретают разнообразные знания об организации работы с детьми и становятся верными помощниками учителя в воспитании учащихся и в проведении педагогической пропаганды. Педагогическое просвещение родителей младших школьников по мере перехода детей из класса в класс должно меняться как по содержанию, так и по формам работы. В начале работы с детьми активная роль в педагогическом просвещении родителей будет принадлежать учителю. Он проводит с ними беседы и консультации. С родителями первоклассников учитель может провести следующие беседы: «Ваши дети — школьники», «Как помогать детям хорошо учиться», «О режиме дня детей», «Ваши дети — октябрята», «Что такое дисциплина и как ее воспитывать», «О детском чтении». По мере роста детей и усложнения задач воспитания будет меняться тематика бесед с родителями. Значительное место в беседах должны занять вопросы развития внимания, памяти, мышления, речи, а также вопросы формирования черт характера: настойчивости, организованности, дисциплинированности. Учителю важно познакомить детей с психологической сущностью этих процессов, рассказать, как ведется работа по развитию учащихся на уроках, что могут сделать родители. Значительное место в педагогической пропаганде займут вопросы нравственного, эстетического и физического воспитания. Школа, учитель постоянно руководят самообразованием: разрабатываются списки рекомендательной литературы, оформляются стенды, выставки. Школа осуществляет в различных формах контроль за ходом самообразования, проводит обсуждения педагогической литературы, читательские конференции, диспуты.
ФОРМЫ ПОМОЩИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ШКОЛЕ И СЕМЬЕ
В настоящее время в пашей стране накоплен интересный опыт участия производственных коллективов и общественных организаций в воспитании детей. На IV Всесоюзных Педагогических чтениях, проведенных Академией педагогических наук СССР в 1976 г., приводился опыт сотрудничества школы № 48 г. Томска и манометрового завода. Совет содействия семье и школе этого завода направил свои усилия на систематическую профессиональную ориентацию учащихся, на формирование их мировоззрения, гражданского долга. В одном из цехов завода оборудован специальный конвейер для школьников, выделены станки для приобретении рабочих профессий. За успехи в труде и учебе лучшие учащиеся заносятся на заводскую доску Почета, награждаются грамотами наравне с передовыми рабочими. Вместе с аттестатом о среднем образовании выпускники получают удостоверение о присвоении разряда по профессии. В результате этой работы многие выпускники школы навсегда связывают свою судьбу с заводом. И подобных примеров сейчас очень много. Они говорят о том, что сотрудничество трудовых коллективов и школ претерпевает существенные изменения. Если в недалеком прошлом оно носило характер эпизодической материальной помощи, то сейчас сотрудничество охватывает буквально все стороны учебно-воспитательной деятельности школы. Связь школы и общественности приобретает характер постоянного разностороннего воздействия коллективов взрослых на всю деятельность учителей по воспитанию учащихся. Большое значение в современных условиях приобретает и непосредственное влияние коллективов взрослых на воспитание детей путем установления непосредственных контактов трудовых коллективов с коллективами школьников (цех — класс, бригада — класс, комсомольская организация цеха — комсомольская организация школы и др.). Опыт показывает, что помощь общественности семье и школе более всего ощутима в формировании гражданской зрелости молодежи, психологической и практической подготовки к труду на благо Родины. Благодаря тесному контакту с общественностью школа получает возможность включить в арсенал своего воспитательного влияния ряд новых средств, таких, как пример передового рабочего, выдающегося инженера, ученого. Разнообразная общественная помощь школе осуществляется в современных условиях в основном по двум направлениям: организации учебной, внеклассной, пионерской и комсомольской работы, а также разнообразной работы с родителями. Широкое включение в процесс воспитания сил общественности не отменяет и не заменяет ни семьи, ни школы. Семейное воспитание и в современных условиях сохраняет свои независимые преимущества. В дружных, счастливых семьях, строящихся на взаимном уважении и любви, на общности интересов, духовных и нравственных ценностей. Опыт таких семей имеет огромное значение, он тщательно изучается и пропагандируется. В новых условиях претерпевает существенные изменения и роль школы. Она не может ограничивать свою деятельность только заботами о воспитании детей. Проявляя заботу о воспитании детей, она выступает в роли организующей, объединяющей силы, которая обеспечивает целенаправленность всего процесса воспитания в своих стенах, в семье, в окружающей ее микросреде, на предприятиях. Стать не просто географическим центром, а подлинным центром воспитания — в этом новое назначение современной школы. Это ее назначение вытекает из того, что она состоит из педагогов-профессионалов, подлинных знатоков сложного искусства воспитания человека, облеченных доверием государства.
Вопросы и задания
1. Расскажите о роли семьи в воспитании детей. 2. Какие формы содружества семьи, школы и общественности являются наиболее распространенными? 3. Как связана базовая школа с предприятиями? Какие общественные организации оказывают ей помощь в воспитании детей? 4. Перечислите общие условия правильного семейного воспитания. Докажите, что нарушение этих условий наносит ущерб воспитанию детей. 5. Какие формы и методы педагогической пропаганды используются в современной школе? 6. Подготовьте развернутый план беседы для родителей и обсудите разработку на практическом занятии. 7. Познакомьтесь с Положением о родительском комитете, изучите опыт работы родительского комитета базовой школы и дайте анализ его работы в соответствии с требованиями Положения. 8. Побеседуйте с учителем и выясните, какие особенности он видит в организации работы с родителями младших школьников.
|