Трудовое воспитание и развитие личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудовое воспитание и развитие личности



Труд и человек неотделимы друг от друга. Труд возвысил человека над животным миром, способствовал его физическому и духовному развитию. От первых каменных орудий, орудий из дерева и кости до космических кораблей — таков гигантский путь развития человека. Труд создал самого человека.
С победой Великой Октябрьской социалистической революции и возникновением социалистического общества сформировался новый взгляд на труд. Труд стал превращаться из зазорного бремени в жизненную потребность людей, в источник благосостояния общества и каждого отдельного его члена.
Трудовая деятельность требует от каждого человека целеустремленного, обдуманного подхода к выполнению того или иного задания. Поэтому труд является важным фактором умственного развития человека. Особенно большое влияние оказывает трудовая деятельность на детей, открывая им все новые и новые свойства предметов, материалов и обогащая их представления о реальном мире.
Трудовая деятельность является надежным средством познания ребенком окружающего мира, реальных вещей, дает ему возможность применять теоретические знания, обогащает его сознание чувственными представлениями, уточняет их, делает более конкретными. Участие школьников в трудовой деятельности и прежде всего в производительном труде рассматривается советской педагогикой в качестве главного средства введения детей и подростков в систему социалистических общественных отношений и ничем не заменимой основой нравственного воспитания и становления всесторонне развитой личности.
Поэтому педагогика считает трудовое обучение и воспитание важнейшей составной частью образования и воспитания подрастающих поколений.

СИСТЕМА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Социалистическое общество, основанное на коллективном труде людей, на их сотрудничестве и взаимопомощи, требует от школы постоянного совершенствования системы трудового воспитания детей.
Важнейшими звеньями этой системы являются:
1. Формирование сознания того, что труд — источник благосостояния человека, что каждый человек должен трудиться и любить труд. К. Д. Ушинский призывал воспитателей зажечь у детей жажду серьезного труда. В условиях социалистического общества недостаточно одного сознания необходимости труда. Нужно приучить детей трудиться не только для себя, но и для общей пользы, глубоко уважать людей труда, бережно относиться к вещам, которые созданы трудом взрослых.
2. Формирование сознания необходимости трудиться дополняется пыработкой привычки к труду. Если у детей не будет этой привычки, они оставят начатое дело при первых же затруднениях. Строителям социалистического общества нужно обладать большой настойчивостью, чтобы при всех условиях доводить начатое дело до конца.
3. Всякий труд возможен лишь при наличии у детей трудовых умений и навыков. Поэтому в систему трудового воспитания входит формирование и закрепление таких умений и навыков. Большое значение в труде имеют такие качества, как сноровка, трудовая смекалка. Развитие этих качеств у учащихся крайне необходимо для каждого человека, а тем более для труженика социалистического общества.
4. Труд в нашем обществе требует от каждого глубоких знаний и высокой культуры его организации. Надо приобретать необходимые знания и навыки соблюдения культуры труда: содержать в порядке рабочее место, инструменты, уметь правильно расположить все необходимое для работы.
5. В социалистическом обществе инструменты, машины, оборудование являются общенародной собственностью. Бережное отношение к этой собственности является необходимым качеством советского человека и должно стать важным звеном трудового воспитания подрастающего поколения.
6. Большое значение имеет также воспитание у учащихся творческого отношения к труду. Если дети будут бояться работы, будут стремиться как можно скорее отделаться от нее, то в этом случае не может быть и речи о формировании у них творческого отношения к своему труду. Поэтому воспитание любви к труду — одна из важнейших задач трудового воспитания детей.
7. В процессе трудового воспитания необходимо добиваться формирования навыков коллективизма у детей. Совместное трудовое усилие, работа в коллективе могут создать правильное отношение людей друг к другу, писал А. С. Макаренко. В воспитании учащихся следует поощрять различные коллективные формы труда, развивать чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи между учащимися. В результате такой постановки трудового воспитания и может быть создано правильное отношение к товарищу. Если ученик сам будет отдавать все силы обществу, он не будет терпеть рядом с собой тунеядца, он решительно выступит против лентяев и бездельников.
8. Исключительно велика роль трудового воспитания в профессиональной ориентации молодого поколения. В соответствии с правом на выбор профессии, предоставленным советским гражданам новой Конституцией СССР, советская средняя школа призвана создавать учащимся условия для выбора профессии к моменту окончания обучения. В процессе трудового воспитания необходимо шире знакомить молодежь с различными видами труда и формировать склонности к определенным видам знаний и практической деятельности. Эта система трудового воспитания постоянно совершенствуется с учетом развития нашего государства.
Важные меры намечены в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду». Постановлением предусмотрено разработать новые программы по труду для всех классов школы с учетом повышения уровня трудового воспитания и подготовки учащихся к труду в сфере материального производства. Трудовое обучение и профессиональная ориентация должны быть построены так, чтобы к моменту окончания учащимися VIII класса школьники могли сознательно выбрать дальнейший путь получения среднего образования с учетом нужд народного хозяйства и их личной склонности. Органы народного образования обязаны планировать направление молодежи в девятые классы, средние профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения.
Система трудового обучения и воспитания учащихся с младших классов школы должна быть построена так, чтобы вплотную подвести выпускников школы к овладению определенной профессией, к социальному выбору специальности преимущественно в сфере материального производства.
В постановлении намечена широкая программа укрепления материальной базы трудового обучения и воспитания: развертывание сети учебно-производственных комбинатов, учебных цехов, участков, использование производственных мастерских профессионально-технических училищ.
В соответствии с постановлением в стране создается служба профориентации: школьные кабинеты профориентации, комиссии содействия трудовому обучению и профориентации учащихся при исполкомах районных, городских Советов народных депутатов. В масштабе страны эту работу будет направлять межведомственный методический совет при Министерстве просвещения СССР.
Вполне понятно, что с учетом возраста детей в первые годы их обучения в школе в этой системе выделяются те первоначальные элементы, которые станут основой формирования их коммунистического отношения к труду.
В программе «Примерное содержание воспитания школьников» сформулированы задачи трудового воспитания учащихся начальных классов. Она концентрирует главное внимание на формировании у детей представлений о роли труда в жизни людей, о коренном различии труда до и после Великой Октябрьской социалистической революции, о героическом труде строителей коммунизма, о профессиях тружеников своего района. Трудовое воспитание направлено на овладение детьми трудовыми умениями и навыками, элементами культуры труда и техники безопасности, стремлениями к коллективному труду и готовностью устанавливать и регулировать отношения в трудовом коллективе. Важное значение имеет формирование бережного отношения к инструментам, материалу, личным вещам и школьному имуществу, а также отрицательного отношения к попыткам уклониться от труда, небрежного отношения к инструментам, материалам, личным вещам и школьному имуществу.
Если внимательно посмотреть перечень и характер задач трудового воспитания, станет ясно, что они могут быть успешно решены лишь всей системой средств воспитания, включающей учебный процесс, уроки труда, разнообразную внеклассную работу, самостоятельный труд детей.
В современной советской школе складывается система широкого привлечения школьной молодежи к труду производственных коллективов. Школьники изучают трактор и автомобиль, работают в ученических производственных бригадах, межшкольных цехах, лагерях труда и отдыха.
Многие передовые педагоги прошлого, придавая большое значение вовлечению детей в трудовую деятельность, призывали бережно относиться к детскому организму, не перегружать детей трудовыми заданиями, советовали использовать в трудовом воспитании такие виды труда, которые могли бы содействовать расширению кругозора детей, помогали бы им лучше, успешнее овладевать научными знаниями. Постепенно в педагогике на основе практики трудового воспитания детей были сформулированы законы и правила организации детского труда. Их содержание было значительно обогащено практикой трудового воспитания нашей советской школы. Рассмотрим некоторые законы и правила организации труда детей, разработанные советской педагогикой.
Труд, как правило, завершается вещественным результатом; однако в одном случае создаются необходимые продукты или предметы, в другом — безделушки. Учителю важно это иметь в виду и строить свою работу так, чтобы каждое трудовое задание завершалось полезным и возможно более осязаемым результатом для общества и самого работающего.
Именно поэтому многие школы в своих мастерских производят несложные, но необходимые для школы, семьи, шефов вещи. Такой серьезный труд увлекает ребят, организует и дисциплинирует их.
Ведущее значение в системе трудового воспитания в советской школе имеет коллективный труд. В организации коллективного труда детей решаются многие задачи коммунистического воспитания. Только в совместном, педагогически правильно организованном труде может сложиться настоящий коллектив. Дети любят работать сообща. Коллективный труд создает дополнительные мощные стимулы к повышению прилежания и изобретательности. В коллективном труде дети очень быстро усваивают ряд важных норм:
работа начинается в определенный час, и опаздывать к началу работы нельзя;
плохая работа не будет принята;
старательность и изобретательность будут поощрены;
тому, чего не умеешь сам, научит товарищ, что не осилишь один, легко сделать вместе.
Но коллективность труда не означает его обезличенности. Правильно организованный коллективный труд требует максимальной четкости и определенности трудового задания каждому трудовому коллективу (звену, бригаде, группе) и отдельному воспитаннику. При такой организации труда ученик лучше осознает свою связь с коллективом через его собственный труд. Поэтому трудовая деятельность детей должна носить преимущественно коллективный характер. В коллективном труде ребенок приобретает многие полезные навыки общественной жизни.
Всякий труд требует от человека затраты определенной энергии и усилий. Детский организм находится в стадии постоянного развития, мускульная и нервная система ребенка еще не вполне развита и склонна к быстрому утомлению. Получив непосильное трудовое задание, ребенок даже при максимальной затрате сил оказывается не в состоянии его выполнить и не испытывает удовлетворения от труда. Иногда ему удается достичь результата ценой огромной перегрузки. Ни в том, ни в другом случае у детей не появляется стремление приниматься за работу вновь. Ясно, что перегрузка детей в трудовой деятельности не только не содействует развитию трудолюбия у ребенка, а наоборот, вызывает отвращение к труду.
Однако это не значит, что как только ребенок заявит о своей усталости, нужно освобождать его от работы. Легкая усталость от труда не вредна, а полезна. Она заставляет с уважением относиться к труду других людей.
Приступая к работе, человек стремится узнать, чем закончится его труд. Знание цели предстоящей работы в большей степени необходимо при организации детского труда. Поэтому нужно поручать детям такую работу, цель которой понятна, доступна и желанна.
Трудовое воспитание учащихся в процессе обучения. Учебный труд занимает большую часть времени детей, поэтому оказывает огромное влияние на их воспитание. Роль обучения в трудовом воспитании детей надо рассматривать как источник приобретения определенных знаний о значении труда в жизни человека, о характере труда в нашем обществе, о нравственном облике тружеников советского общества и формирования определенных черт характера, трудовых умений и навыков в самом процессе организации учебного труда.
Школьные учебники знакомят детей с различными видами труда людей. Учащиеся получают представление о характере труда в различные времена года, о труде пионеров, школьников, о том, как они участвуют в общем деле строительства нового общества. Школьники получают представление о характере труда в условиях крепостнического и буржуазного общества, а также о свободном и героическом труде советского народа. Правильная постановка преподавания является важной предпосылкой формирования твердых убеждений в том, что наша Родина стала ведущей индустриальной державой, добилась огромных научно-технических достижений благодаря самоотверженному труду миллионов советских людей.
Таким образом, содержание учебников дает богатый материал для формирования первоначальных убеждений о роли труда, его характере в нашем обществе, о значении труда советских людей в преобразовании природы и условий жизни. Задача учителя — правильно использовать этот материал.
Еще большее значение имеет педагогически продуманная организация учебного труда. К. Д. Ушинский считал учение трудом, полным мысли. На этом основании можно утверждать, что законы и правила организации детского труда в одинаковой степени относятся и к учебному труду. Как и любой вид труда, учение сопровождается затратой физических сил и утомлением. Если утомление вовремя не будет снято, оно приведет к расстройству здоровья и вызовет у ученика отвращение к умственной работе. Для успеха учения одинаково важно, насколько понятна и желанна для детей цель учения. Бессмысленным и бесполезным является учение ради самого процесса учения.
Однако учение как вид деятельности имеет некоторые особенности, из которых вытекает ряд специфических правил организации учебного труда.
Результаты учебного труда не всегда осознаются школьниками. Часто дети ошибочно считают, что они все знают, а учитель ставит им плохую оценку. Это обязывает учителя показывать детям, каких результатов они должны добиваться в той или иной работе. Если ученикам дается задание выучить стихотворение, учителю приходится не только рассказывать, но и показывать, на каком уровне должно быть выполнено это задание (беглость и выразительность чтения, художественность, точное понимание смысла). Если ученик получил задание решить задачу, важно дать ему средства проверить правильность решения.
Так как умственный труд тяжел, то ребенок стремится завершить данную работу как можно быстрее. Учет этой особенности требует от учителя необходимости точнее определять характер задания и приучать ребенка к самоконтролю.
Большое значение имеет правильный режим умственного труда школьников. Учение должно быть ритмическим, без значительных перерывов, возобновляться после некоторого отдыха или других занятий.
Организация и результативность учебного труда во многом зависят от того, насколько хорошо учащиеся владеют умениями и навыками учебного труда. С первых шагов обучения нужно учить детей учиться, воспитывать мотивы учения.
Воспитание на уроках труда. Разнообразные задачи трудового воспитания осуществляются на уроках труда. Учебным планом предусмотрены два урока труда в неделю, и если они будут заполнены интересными и полезными делами, правильно организованы, то их роль в трудовом воспитании школьников будет велика.
Прежде всего необходимо правильно определить содержание этих уроков. Исходным документом при планировании является программа. Однако она дает лишь направление. Конкретные виды деятельности детей определяются с учетом производственного окружения, направления работы школы, наличия условий для вовлечения детей в тот или иной вид работы.
И еще одно положение важно иметь в виду: уроки труда должны быть своеобразным связующим звеном между научными знаниями и окружающей детей жизнью.
Сама организация уроков — важное средство трудового воспитания учащихся. Лучшие учителя добиваются этого различными путями. Одним из них является организованное начало урока. У некоторых учителей и до сих пор бытует представление, что урок труда какой-то особенный и дети могут нарушать дисциплину. Поэтому часто в начале урока учащиеся долго не приступают к работе, переходят с места на место, громко разговаривают и смеются. Такое поведение детей и является как раз следствием неверного понимания учителем специфики уроков труда. Особенность этих уроков состоит не в характере поведения учащихся, а в характере их деятельности. В остальном урок труда сохраняет все признаки обычного школьного урока, поэтому и начинается он у лучших учителей при абсолютном внимании и организованности детей. Учитель ставит цель предстоящей работы, дает необходимые разъяснения и инструктаж и после этого разрешает детям приступить к работе.
Сама работа в зависимости от подхода учителя к урокам труда может быть организована по-разному. Этот урок может стать школой воспитания коллективизма, если учитель будет чаще практиковать изготовление коллективных изделий. При такой организации работы дети сообща обсуждают план изготовления вещи, во время ее выполнения они вступают в отношения взаимозависимости, накапливают опыт правильных отношений с товарищами, совместного труда по общему плану.
Практика трудового воспитания последних лет убедительно показала возможность использования элементов соревнования на уроках труда.
Учитель не может упускать из виду и задачи воспитания культуры труда на уроках. «Каждой вещи свое место» — это правило может стать ведущим в начале урока, в процессе выполнения намеченной работы и при подведении итогов ее выполнения.

ЗНАКОМСТВО УЧАЩИХСЯ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

Воспитание глубокого уважения к труду немыслимо без специальной работы по ознакомлению детей с трудовой деятельностью взрослых. Школа накопила большой опыт этой работы.
Содержание и объем знаний о труде определяется учебными программами, а также примерной программой воспитания учащихся восьмилетней и средней школы.
Источники получения этих знаний разнообразны. Основные знания дети получают в процессе учения и трудовой деятельности (в школе и дома). Книги, радио, телепередачи, наблюдения за трудом взрослых в процессе повседневной жизни являются очень важными источниками пополнения и углубления разнообразных знаний о труде.
Однако эти знания отрывочные, неполные. Задача школы состоит в том, чтобы привести их в систему, помочь школьникам сформировать определенные взгляды и убеждения. Наряду с учебными занятиями школа использует в этих целях рассказ, беседу, просмотр диафильмов и кинофильмов, обсуждение книг, экскурсии на производство, встречи с героями труда.
Большое значение в накоплении знаний о труде имеет тематическое внеклассное чтение. Выбор книг и последующая работа с учащимися определяются задачами, которые решает учитель в данный момент. В зависимости от поставленной задачи книги можно подобрать так, чтобы их содержание убедило детей в том, что для изготовления любой вещи взрослые должны много трудиться. Можно рекомендовать детям книги «Откуда стол пришел» С. Маршака, «Как город хлеб печет» М. Ильина и Е. Сегал, «Сказка о пшеничке» М. Соловьевой и ряд других.
Чтобы повысить эмоциональность восприятия детьми прочитанного, надо широко использовать выразительное чтение отдельных отрывков, привлекать различные средства наглядности, сосредоточивать их внимание на описании мотивов поведения людей. Важным источником накопления знаний о людях труда являются экскурсии на производство. На экскурсиях дети наблюдают за тем, как трудятся люди, знакомятся с организацией труда и трудовой обстановкой, видят результаты труда взрослых. Во время экскурсии важно показать нравственную сторону труда взрослых: их отношение к труду, коллективный характер труда.
Учитель во время экскурсии обращает внимание также на эстетическую сторону труда, знакомит детей с результатами работы, показывает образцы мастерства. Большое значение имеет правильный выбор объекта экскурсии. В первую очередь следует познакомить детей с видами труда, близкими их опыту: школой, предприятиями обслуживания населения (почтой, магазином, аптекой, ателье и др.). В дальнейшем детей можно познакомить с предприятиями промышленности и сельского хозяйства. Знания, полученные о труде взрослых, дети могут воплотить в своих творческих работах: рисунках, сочинениях, альбомах.

ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Значительное место в трудовом воспитании младших школьников занимают такие виды общественно полезной деятельности, как бытовой труд, организаторская деятельность в школе. Особенно широкое применение в начальных классах находит бытовой труд: уход за одеждой, поддержание порядка и чистоты в классной комнате, коридорах и других помещениях.
Учитель учит детей, как выполняется та или иная работа. Надо найти время, чтобы познакомить детей с тем, как ухаживать за своим костюмом. Поучившись в классе, как нужно чистить и гладить костюм, дети получают задание дома почистить и отутюжить свою одежду. На другой день работу принимает комиссия из числа учащихся. Можно не сомневаться, что большинство детей с исключительной добросовестностью отнесется к работе. С успехом можно привлечь учащихся младших классов к ремонту и изготовлению простейших учебных пособий, уборке помещения.
Только в процессе такой работы можно приучить детей соблюдать порядок и чистоту в классе и школе, а также воспитать у них бережное отношение к учебным пособиям и инвентарю. Приходится начинать работу с обучения детей приемам уборки. В дальнейшем в самообслуживание можно вводить элементы соревнования и игры. При организации самообслуживания в начальных классах учителю не следует забывать о возможностях детей этого возраста, не нужно поручать им таких дел, которые они не могут выполнить.
Труд на общую пользу в большей степени, чем все другие, проводится по инициативе октябрят и пионеров. В практике воспитательной работы используются следующие его виды: труд в помощь народному хозяйству (сбор металлолома и макулатуры, участие в уборке урожая), труд по охране природы и озеленению города или села, труд по оказанию помощи инвалидам и престарелым (тимуровская работа).
Воспитательное значение общественно полезного труда состоит в том, что он выводит учеников из стен школы и дает им возможность почувствовать себя юными гражданами своей Родины, которые вносят свой посильный вклад в общее дело коммунистического строительства. Специфика этого труда налагает свой отпечаток и на его организацию. Во многих пионерских дружинах создаются отряды разведчиков полезных дел. Данные разведки заслушиваются на советах отрядов, и по результатам разведки принимаются коллективные решения. Дети сами распределяют свои силы: одних направляют для работы в библиотеки, другим поручают изготовить игрушки для детского сада.
С воспитательной точки зрения очень важно также, чтобы учащиеся получали трудовые задания не от учителя, а непосредственно от председателя колхоза, депутата сельского или городского Совета, руководителя предприятия. Поручения лучше дать на специальной линейке, объявить соревнование отрядов на лучшее выполнение поручения, в конце работы подвести итоги и отметить отличившиеся коллективы, а также отдельных пионеров и октябрят. Не все взрослые доглдыиаютоя о необходимости такой организации работы детей. Об этом надо позаботиться учителю. Успех работы школы по трудовому воспитанию детей во многом зависит от согласованности се с родителями школьников. В ходе работы с родителями необходимо убедить их в важности трудового начала в общей системе коммунистического воспитания детей, познакомить родителей с программой и средствами трудового воспитания на той или иной ступени обучения, чтобы согласовать усилия школы и семьи. На родительских собраниях, конференциях целесообразно познакомить родителей с характером и организацией труда детей в семье.
Многие школы привлекают родителей для организации различных видов труда детей как внутри школы, так и за ее пределами. В такой работе родители становятся верными союзниками школы и помогают учителям лучше согласовывать усилия школы и семьи в воспитании детей.
Всесоюзный съезд учителей (1978 г.) наметил систему мер по дальнейшему совершенствованию трудового воспитания учащихся. Тема труда, величие людей труда должны звучать на уроках по всем без исключения учебным предметам, начиная с первого и до выпускного класса. Внесены существенные изменения в содержание и организацию уроков труда, чтобы обеспечить учащимся условия овладения трудовыми умениями и навыками для работы в народном хозяйстве, вплотную подвести их к овладению определенной профессией. В этом же направлении осуществляется совершенствование трудового обучения в старших классах.
Важнейшее значение имеет перевод трудового обучения на производственную базу: создание учебно-производственных комбинатов в городе и на селе. Признано необходимым сделать все для повышения престижа учителя труда в школьном коллективе. Более широкий размах и разностороннюю поддержку получит внеучебная работа по трудовому воспитанию: лагеря труда и отдыха, работа в ученических производственных бригадах, на учебно-опытных участках.
Вся эта многогранная работа будет проводиться школой в тесном контакте е производственными коллективами, широкой общественностью.

Вопросы и задания

1. Почему правильное воспитание — это воспитание в труде?
2. Какие задачи призвана решать советская школа в трудовом воспитании учащихся?
3. Дайте характеристику системе трудового воспитания в современной советской школе. Какие изменения вносит в систему трудового воспитания постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду»?
4. Какие законы и правила необходимо учитывать в организации труда детей?
5. Как должен быть организован учебный труд, чтобы он лучше содействовал воспитанию личности школьника?
6. Какие требования предъявляются к организации уроков труда? Посетите урок учителя и проанализируйте его с учетом педагогических требований.
7. Как ведется работа по ознакомлению детей с трудом взрослых? Разработайте и проведите экскурсию на производство. Обсудите на практическом занятии ход и результаты экскурсии.
8. Разработайте план проведения воскресника с детьми. Расскажите, какие еще формы общественно полезной деятельности можно использовать в воспитании младших школьников.
9. Какие меры в осуществлении трудового воспитания учащихся наметил Всесоюзный съезд учителей (1978 г.)? Как они осуществляются в базовой школе?

 

Воспитание сознательной дисциплины и дисциплинированности

Поведение людей в обществе регламентируется определенными правилами. Подчинение членов общества установленному порядку называется дисциплиной.
Школьная дисциплина отражает отношения между людьми данного общества. Школьная дисциплина в условиях нашего общества не является чем-то обособленным от складывающихся в обществе отношений. Основные черты социалистической дисциплины: нравственный и политический характер, сознательность — определяют направление, содержание и методику воспитательной работы школы. С учетом этих черт учитель стремится не к выработке простого послушания, а к развитию активности и самостоятельности учащихся. Он добивается также, чтобы дисциплинированность учащихся была составной частью их характера, а не просто чисто внешней привычкой к соблюдению некоторых правил.
Школа стремится к тому, чтобы учащиеся глубоко осознали суть дисциплинарных требований советского общества, и поэтому ведет систематическую работу по разъяснению сущности дисциплины.
Для ориентировки в воспитательной работе учителю полезно не только знать особенности школьной дисциплины, но и иметь определенное представление о том, какого человека в нашем обществе мы можем назвать в полном смысле слова дисциплинированным. Такое представление было сформулировано А. С. Макаренко. Он писал, что в советском обществе дисциплинированным человеком называют такого, который всегда сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества.
Жизнь оказалась самым строгим и беспристрастным судьей в оценке результатов советской системы воспитания. Советские люди, оказавшись лицом к лицу с огромной, хорошо подготовленной и вооруженной фашистской армией в годы Великой Отечественной войны, показали высокую дисциплинированность и организованность. Они в самых, казалось бы, невероятных условиях (в глубоком тылу противника, в мрачных гитлеровских концентрационных лагерях) умели выбирать правильную линию поведения, наиболее полезную для общества.
Дисциплинированность является сложной чертой личности. Процесс ее формирования является комплексным, он требует длительной работы, воли и настойчивости со стороны воспитателей, определенных усилий со стороны воспитанников. В детском возрасте дисциплинированность может иметь разные уровни в своем становлении: от временного проявления до устойчивого качества личности. Школьник может проявлять дисциплинированность под влиянием временных мотивов: интереса к деятельности, авторитета взрослого, боязни наказания. В данном и аналогичных случаях ребенок проявляет дисциплинированность до тех пор, пока действует тот или иной мотив. Устойчивое дисциплинированное поведение регулируется действием воли. Сильное влияние на формирование дисциплинированности как устойчивой черты личности оказывают такие волевые черты, как настойчивость, инициатива и самостоятельность, сдержанность, организованность. Наоборот, леность, лживость, нерешительность и неуверенность как показатели слабого волевого развития препятствуют формированию дисциплинированности. Советская педагогика рассматривает воспитание дисциплинированности и волевое развитие в качестве единого процесса становления дисциплинированного человека.

ОСНОВЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 790; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.183.14 (0.013 с.)