Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Воспитание и возрастные особенности детей
Похожие статьи вашей тематики
Понятие о возрастных особенностях. Педагогика сравнительно давно указывала на необходимость учета возрастных особенностей детей в воспитании. Педагоги прошлого (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо и др.) призывали учитывать в воспитании природу ребенка, особенности его восприятия, мышления.
Современная буржуазная педагогика и психология преувеличивают значение биологического фактора в развитии детей и подростков. Советская психология и педагогика подходит к определению возрастных особенностей с позиций марксистско-ленинского учения о развитии. Рассматривая развитие ребенка как процесс постоянного движения, педагогика выделяет в нем периоды количественных накоплений и заметных качественных перестроек. Такой подход позволяет наметить ряд этапов в физическом и психическом развитии детей.
В последние годы проведена большая работа по изучению особенностей развития организма человека в различные возрастные периоды. На основе этого принята следующая периодизация развития детей и юношества: 1) младенческий возраст — от рождения до 1 года (причем в нем выделяется специально первый месяц — период новорожденности); 2) период преддошкольного детства — от 1 до 3 лет; 3) период дошкольного детства — от 3 до 7 лет; 4) период младшего школьного возраста от 7 до 11 лет; 5) период среднего школьного возраста (подростковый) — от 12 до 15 лет; 6) период старшего школьного возраста (юношеский) — от 15 до 18 лет. Характерные для того или иного возрастного периода анатомо-физиологические и психологические особенности принято называть возрастными особенностями.
Педагогика и психология подчеркивают подвижность, изменчивость возрастных особенностей детей, их зависимость от системы деятельности и взаимоотношений воспитанника с окружающими людьми.
Долгое время психология и педагогика считали важнейшим показателем готовности ребенка к школьному обучению запас его представлений. Однако дальнейшие исследования показали, что быть готовым к школьному обучению — значит уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное, уметь рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Если ребенок не способен следить за рассуждением учителя и приходить к простейшим выводам, его нельзя считать готовым к обучению. Не менее важным показателем готовности к обучению является наличие у детей определенного уровня развития познавательных интересов.
Развитие познавательных интересов протекает у детей неодинаково. У одних интерес имеет теоретическое направление (учиться, чтобы много знать), у других он связан с практической активностью. Это различие обусловлено воспитанием.
Исследованиями также установлено, что интеллектуальная и личностная готовность далеко не всегда совпадают. Изучение отношения старших дошкольников к школьному обучению показало, что большинство детей привлекает учение как серьезная, содержательная деятельность, но отдельных из них привлекают чисто внешние атрибуты: хождение в школу, ранцы, учебники, новая форма и др. Таких детей нельзя считать в полной мере подготовленными к школьному обучению.
Программа воспитательной работы дошкольных учреждений построена так, чтобы в течение всего периода пребывания детей в дошкольном учреждении осуществлялась их подготовка к школьному обучению. Но особенно интенсивно она проводится в последний год пребывания детей в детском саду и связана непосредственно с некоторыми сторонами их будущей учебной деятельности. Поэтому элементы учебного труда в этот год включаются в содержание жизни дошкольников. Есть много свидетельств тому, что дети, пришедшие из детских садов, лучше подготовлены к школьному обучению. Но и они не все развиты в одинаковой мере. Поэтому учителю важно знать, как в условиях школьного обучения с учетом особенностей ребенка преодолеть неравномерность развития детей. Одним детям в начале обучения он дает дополнительные задания, другим, наоборот, облегченные, третьим советует немного отдохнуть после выполнения задания. Так постепенно школьники вовлекаются в учебную деятельность, в многообразную жизнь школы, пополняют словарный запас, учатся читать, писать, считать.
Младшие школьники испытывают огромную потребность в общении со взрослыми (учителями, родителями), своими товарищами-одноклассниками. Наиболее авторитетной фигурой для них становится учитель. Это открывает почти безграничные возможности для влияния на детей и в то же время налагает на учителя огромную ответственность. Он должен продумывать каждый свой шаг, взвешивать каждое слово, глубоко осознавать и правильно строить свои взаимоотношения с детьми и таким путем добиваться правильного их воспитания. Младшие школьники испытывают большую потребность в совместной деятельности: играх, трудовых занятиях, коллективном проведении досуга. Все это создает благоприятные возможности для формирования коллектива, создания системы коллективных взаимоотношений и формирования лучших нравственных качеств: дружбы, взаимопомощи в совместных делах. Дети этого возраста отличаются легкой внушаемостью, они быстрее идут навстречу воспитательному влиянию взрослых, в особенности учителя. Разработка учителем системы разнообразного влияния на учащихся и последовательное осуществление этой системы приводят к положительным изменениям в формировании их личности.
Младшие школьники, как правило, добросовестно выполняют различные поручения, проявляют большую настойчивость в делах. Эту особенность важно постоянно развивать путем разработки системы поручений, контроля за качеством их выполнения, поощрения детей за достигнутые успехи. При этом важно иметь в виду, что младшие школьники становятся чувствительными к одобрению не только учителей, но и своих сверстников. Особенно эффективны различные формы одобрения, принятые в пионерской организации, в октябрятских группах.
Особенности развития и воспитания подростка. Подростковый возраст охватывает период развития детей от 11 до 14—15 лет и примерно совпадает с их обучением в V — VIII классах. В этот период происходят быстрые количественные изменения и качественные перестройки в развитии организма подростка и в его личности.
Подросток буквально на глазах вырастает на 5—6 см, а иногда даже до 10 см в год. Почти также быстро идет и повзросление подростка, его умственное и нравственное созревание.
Быстрый физический и нравственный рост приводит к постоянным перестройкам отношений подростка к окружающим: младшим, сверстникам и особенно к старшим, в том числе к родителям и учителям. Не потому ли взрослые обозначают этот возраст различными эпитетами: «переходный», «трудный» и даже «критический». Рождение гражданина — так метко и емко определил В. А. Сухомлинский подростковый возраст и в интересной книге под тем же названием нарисовал яркую картину развития подростка под воздействием системы воспитательной работы педагогического коллектива. Почему же чаще всего именно в подростковом возрасте развитие личности не всегда идет по восходящей, а искривляется, уходит в сторону так, что иногда приходится применять те или иные чрезвычайные меры? Почему далеко не все воспитатели могут успешно справиться с воспитанием растущего человека именно в этом возрасте? Однозначно ответить на эти вопросы трудно. Необходим более детальный анализ некоторых особенностей развития и воспитания подростка. Важнейшим условием успеха в работе с подростками является глубокое понимание своеобразия этого возраста, сложности его, противоречивости. В подростковом возрасте начинается и интенсивно протекает половое созревание. Оно наступает у девочек в одиннадцать — тринадцать лет, у мальчиков — в тринадцать — пятнадцать. Появление вторичных половых признаков, быстрый рост детей, возникновение новых чувств приводят к формированию чувства взрослости. Все эти изменения по-разному проявляются в личности подростка, в его поведении. Многое зависит и от предшествующего воспитания, и от тех условий, в которых находится подросток. Если родители и учителя смогут пробудить у подростка социально значимые интересы и стремления, вовлекут его в разнообразную полезную деятельность, будут стремиться к созданию благоприятной атмосферы жизни подростка, то физиологические процессы не будут иметь решающего влияния на его личность, не приведут к каким-то обязательным критическим ситуациям и потрясениям в развитии, которые с точки зрения буржуазной науки являются якобы роковыми и неизбежными. В связи с интенсивным ростом скелета и мышц в подростковом возрасте происходит перестройка моторного аппарата, которая также может по-разному проявляться в поведении подростка. Она может привести к некоторой неупорядоченности движений и действий, к большей подвижности и в конечном счете к снижению общей организованности и дисциплинированности. Однако при правильной организации физического воспитания, включении подростка в учебную и трудовую деятельность, организации четкого режима его жизни эта перестройка может пройти для подростка безболезненно. В подростковом возрасте происходит переход от характерного для детства типа отношений взрослого и ребенка к качественно новому, специфическому для общения взрослых людей. В зарубежной литературе о подростковом возрасте много пишется о якобы неизбежном кризисе взаимоотношений подростка и взрослых. Действительно, у подростка как-то сразу меняются взаимоотношения со взрослыми: он может сопротивляться категорическим требованиям, часто протестует против ограничения его самостоятельности, мелочной опеки. Но всего этого может и не быть, если взрослые хорошо знают тенденции развития подростка и своевременно вносят коррективы в свои взаимоотношения с ним, налаживают с подростками отношения содержательного сотрудничества. Такие взаимоотношения часто возникают между учителем и увлеченным его предметом учеником, руководителем кружка и его участниками, тренером и членами спортивной секции. Огромное значение для развития подростка имеет его общение со сверстниками. В практике этих отношений подросток усваивает мораль взрослых. Характер взаимоотношений подростка со сверстниками, их влияние на развитие его личности во многом зависят оттого, как влияют взрослые на отношения в коллективе подростков. Практика советской школы, в особенности такие примеры, как система воспитательной работы А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, свидетельствует о том, что использование воспитателями норм отношений социалистического общества, основанных па принципах демократического общества, основанных на принципах демократического централизма, способствует созданию микроклимата в детских коллективах, благоприятного для всестороннего нравственного роста личности подростка. Всякие попытки взрослых насаждать взаимоотношения послушания могут привести к замыканию коллективов школьников в своем кругу, обособлению их от взрослых. Все это показывает, что особенности «протекания подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростка, его общественным положением в мире взрослых, а не внутренними, якобы роковыми условиями возраста, как это пытается доказать буржуазная наука. Реализация этих возможностей во многом зависит от педагогической зоркости воспитателя, умения ставить своевременный и правильный диагноз развития, оперативно менять средства и приемы воспитания, а также свои взаимоотношения с подростками.
Вопросы и задания
1. Раскройте понятие личность и охарактеризуйте факторы ее развития. 2. Как подходит к решению вопроса о развитии личности ребенка марксистско-ленинская наука?
3. Каково основное отличие подхода советской и буржуазной педагогики в оценке роли наследственности и среды в развитии личности? 4. При каких условиях воспитание будет играть ведущую роль в развитии детей? 5. После беседы с родителями мать одного ученика подошла к учительнице и сказала: «У меня двое сыновей, воспитываем мы их одинаково, но они такие разные!» В чем заблуждается эта мама? Как вы объясните ей различие и развитии ее сыновей? 6. Под руководством преподавателя посетите школу, начните изучение одного учащегося путем специально подготовленной беседы с ним, наблюдения его в условиях школы, ознакомления с тетрадями, читательским дневником и другими документами. Заведите дневник наблюдений. Напишите первичную характеристику на ученика и наиболее удачные характеристики вместе с дневниками обсудите на практическом занятии. 7. Составьте перечень признаков готовности ученика к обучению и проведите изучение уровня развития одного из них (умение сравнивать объекты, проводить простейший анализ и др.) или нескольких школьников, а также развития одного признака у различных учащихся. Понаблюдайте, как учитель учитывает уровень готовности различных школьников к обучению, внесите свои предложения о дополнительных мерах. 8. Понаблюдайте за подростками, отметьте противоречия в их поведении, обратите особое внимание на изучение характера взаимоотношений учителя и подростков. Дайте оценку взаимоотношений учителя и учащихся в знакомых коллективах, определите их влияние на развитие подростков.
Содержание образования в советской школе
Исторически сложилось так, что наряду с термином педагогика долгое время в том же значении использовался и термин дидактика (didaktikos — поучающий). В первых трудах по дидактике рассматривались все вопросы образования и воспитания человека.
«Великая дидактика» Яна Амоса Коменского также включала и вопросы воспитания. По мере развития педагогики дидактика начинает концентрировать свое внимание на вопросах образования и обучения.
Значительный вклад в развитие дидактики за рубежом вслед за Коменским внес великий швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827), посвятивший всю свою жизнь воспитанию детей из народа и разработке дидактики и методики начального образования. Песталоцци первым пытался соединить обучение в начальной школе с трудом и дать научное обоснование путей такого обучения.
Выдающийся немецкий педагог-демократ Адольф Дистервег (1790—1866) создал дидактику развивающего обучения, разработал и претворил в жизнь систему подготовки учителя, способного к творческой деятельности. Глубокое психологическое обоснование многих вопросов обучения дал К. Д. Ушинский. Он основательно разработал дидактику русской народной школы, воплотил свои дидактические взгляды в учебных книгах для начальной школы. Можно без преувеличения сказать, что вся дидактика второй половины XIX и начала XX столетия развивалась под влиянием идей К. Д. Ушинского. Велико было значение его взглядов для школьной практики.
С первых лет организации советской школы начинает складываться новая, советская дидактика. Она была призвана определить содержание образования, его методы и организацию с учетом целей коммунистического воспитания. Эту работу возглавила Н. К. Крупская. Ею разработаны вопросы построения школьных программ и рекомендации о направлении преподавания всех без исключения учебных предметов. Особенно глубоко и основательно Н. К. Крупская изучала вопросы политехнического обучения и связи обучения с трудом в советской школе. Она много сделала для того, чтобы советская школа стала трудовой и политехнической. Под непосредственным руководством Н. К. Крупской проводили научно-экспериментальную работу по созданию новой системы обучения С. Т. Шацкий, M. M. Пистрак и другие педагоги. Современная советская дидактика рассматривается как часть педагогики, изучающая образование и обучение. Она концентрирует свое внимание на исследовании процесса обучения. Он рассматривается дидактикой как обусловленное целью воспитания единство следующих компонентов:
содержания образования;
методов и организационных форм обучения;
деятельности учителя, или преподавания;
деятельности учащихся, или учения;
материальных средств обучения (учебники, учебные пособия, технические приспособления и др.).
Своей главной задачей дидактика считает вскрытие общих закономерностей процесса обучения и их проявления, а также нахождение общих и частных путей сознательного управления учебным процессом. Дидактика учитывает не только общие, но и специфические для каждого предмета особенности обучения. Они изучаются частными дидактиками, или методиками обучения.
Современная советская дидактика развивается интенсивно, ведутся широкие дидактические эксперименты, всемерно поощряется творчество учителей и педагогических коллективов. Единство научного поиска и массового творчества учителей — залог успешного развития дидактики, решения задач, выдвигаемых жизнью.
ПОНЯТИЕ О СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
«Век живи — век учись» — гласит народная пословица. Она зовет человека к постоянному совершенствованию своих знаний, своего образования. Образованный человек всегда вызывает восхищение окружающих. А. В. Луначарский сравнивал образованного человека с хорошим знатоком музыки. Такой человек, говорил он, слышит весь концерт, который играют вокруг него, все звуки для него доступны, все они сливаются в одну общую гармонию, которую мы называем человеческой культурой. И в то же время сам он играет на определенном инструменте, играет хорошо и делает свой ценный вклад в общее богатство. Луначарский настойчиво подчеркивал, что подлинное образование возможно лишь тогда, когда человек многое знает в общем, суммарно, но имеет свою специальность, в которой бы он углубленно работал, с творческим напряжением индивидуальных сил и кровью своего сердца, соком своего мозга создавал действительно важные приобретения для человечества. Но такое образование — дело всей жизни человека. Школа дает ключи к этому образованию.
Что же принято понимать под содержанием образования в советской школе? Содержание образования — это точно очерченный объем знаний, умений, навыков, являющихся основой для всестороннего развития учащихся и формирования у них диалектико-материалистического мировоззрения. Под термином знания понимается целостная система научных понятий о законах развития природы, общества и мышления, накопленная человечеством в процессе активной преобразующей деятельности и направленная на дальнейшее познание и изменение объективного мира. Основы знаний, необходимые молодому поколению для приобщения к жизни общества и дальнейшего совершенствования знаний в жизни, составляют фундамент содержания образования.
Умения — способность человека выполнять какие-либо действия (деятельность) на основе ранее полученного опыта. Умения тесно связаны с навыками.
Навыки — это упрочившиеся способы выполнения действий. Человек, овладевший тем или иным навыком, работает как бы автоматически и контроль сознания в ходе выполнения им действия очень трудно заметить. Знания, умения и навыки составляют опыт личности и своеобразно в нем сочетаются. Большинство умений включает в себя знания, формируется на их основе, обогащается и за счет использования разнообразных навыков. Поэтому всякое противопоставление важнейших компонентов опыта, преувеличение или преуменьшение значения отдельных из них наносит ущерб нормальному разиитию личности. Различают общие и профессиональные знания, умения и навыки. Первые составляют общую культуру человека, вторые — его профессиональную готовность. Человек приобретает знания, умения и навыки в процессе образования.
Важнейшей составной частью образования является общее образование. Оно обеспечивает учащимся знания основ наук о природе, обществе и человеческом мышлении. Неизмеримо возрастает роль глубоких знаний в период строительства коммунизма. На базе этих знаний осуществляется формирование диалектико-материалистического мировоззрения, а также развитие познавательных сил учащихся.
«Безграмотный человек стоит вне политики»,— писал В. И. Ленин. Он говорил о постоянном повышении уровня общего образования как об основе всестороннего развития человека. Линия повышения уровня общего образования является ведущей на всех этапах развития советской образовательной системы.
В условиях научно-технической революции меняется значение науки для развития промышленности. Уровень и глубина научных знаний — важнейшее условие активного участия молодежи в жизни и труде нашего общества. Общее образование, которое обеспечивает своим питомцам наша советская школа, обладает рядом существенных особенностей. Прежде всего оно наиболее полно и точно отражает научное и практическое знание человечества, является действительно всесторонним. В нем органически сочетаются знания о природе, обществе и человеческом мышлении, достигается гармония между гуманитарным и естественным образованием, в одинаковой мере необходимым для выполнения человеком профессиональных и других социальных функций. Общее образование в советской школе отличается и тем, что составляет неразрывное единство с политехническим. Единство общего и политехнического образования обеспечивает учащимся знания об основах современного производства, его экономике и организации, преимуществах нашей социалистической системы хозяйства перед капиталистической. Политехнизация обеспечивает связь всего образования с трудом и позволяет дать подрастающему человеку не только широкие, действительно универсальные знания, но и разносторонние умения и навыки. Общее и политехническое образование является основой для получения профессионального образования, оно включает в себя систему знаний, умений и навыков в определенной области трудовой деятельности. Это его важнейший аспект. Однако успешная работа в той или иной сфере деятельности требует определенных склонностей, качеств личности, которые нужно формировать. Так, издавна считалось, что для успеха в педагогической деятельности, кроме четкой идеологической позиции и широкой эрудиции, нужно любить детей, самому быть любознательным и обладать целым рядом других качеств.
Обладая широкой общеобразовательной и политехнической подготовкой, молодой человек получает возможность лучше определить свое место в жизни, выбрать профессию, полнее и глубже овладеть ею. В условиях научно-технической революции общее образование приобретает все большее значение для успешного овладения профессией. Последние исследования показывают, что если в начале XX столетия для успешного освоения специальности станочника было достаточно элементарной грамотности (II—IV класса), а в 20-х гг. уровня IV—VI классов, то сегодня необходимо образование в объеме VIII—X классов. Это показывает, что в наши дни всеобщее среднее образование является необходимым условием успешного выполнения молодым человеком его социальных функций.
Но профессиональное образование не только основывается на базе общего и политехнического, оно, в свою очередь, обогащает их. Элементы профессиональной подготовки входят в политехническое образование, они обеспечивают жизненность политехнических знаний, связь политехнического образования с производительным трудом. С переходом ко всеобщему среднему образованию в нашей стране создаются все более благоприятные условия для тесной связи общего, политехнического и профессионального образования в различных типах школ. Общее и политехническое образование, осуществляемое в СССР и других социалистических странах, и его теория представляют собой качественно новую ступень в развитии народного образования и мировой педагогической мысли.
Его качественное своеобразие состоит в том, что оно является: важнейшим орудием создания нового общественного строя, свободного от эксплуатации человека человеком; одним из средств устранения противоположности между умственным и физическим трудом; средством вооружения учащихся подлинно научными знаниями, формирующими научную картину мира и научное мировоззрение; основой воспитания всего подрастающего поколения в духе новой, коммунистической нравственности. Общее и политехническое образование позволяет преодолеть свойственные буржуазной школе отрыв знаний от жизни и труда, упрощенчество и обеспечить сознательное усвоение учащимися советской школы систематических знаний на основе тесной связи с жизнью, активизации их познавательных способностей и творческих потенций.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН, УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ, УЧЕБНИКИ
Содержание школьного образования находит свое выражение в учебных планах, учебных программах и учебниках. Учебный план советской школы — это государственный документ, определяющий состав учебных предметов, порядок и последовательность их изучения по годам обучения, количество уроков, отводимых на каждый предмет (за год и учебную неделю), а также устанавливающий структуру учебного года.
В разных странах сложились различные принципы построения учебных планов. Советская школа и школы социалистических стран работают по предметному учебному плану, в ряда других стран, например в США, наряду с предметными используются комплексные планы. В соответствии с учебным планом разрабатываются учебные программы. Учебная программа — это государственный документ, в котором определены содержание учебного предмета, система и объем знаний, умений и навыков для каждого года обучения, порядок и последовательность изучения данного учебного предмета.
Учебный план и программа советской школы разрабатываются и утверждаются Министерством просвещения СССР и союзных республик и являются обязательными для школы. Они не могут быть изменены ни учителем, ни руководителями школы или местными органами народного образования.
Известны дна способа построения программы: концентрический и линейный. При концентрическом построении учебного предмета материал, подлежащий усвоению, повторяется на более высоком теоретическом уровне. Такое расположение учебного материала противопоставляется линейному (радиальному), при котором каждый раздел учебного курса излагается с той степенью подробности и глубины, которая диктуется задачами преподавания без возвращения к нему на следующих этапах обучения. Концентрический способ положен и основу построения начального обучения. В начальных классах детям даются знания, умения и навыки, подготавливающие их к систематическому и более глубокому обучению основам наук. Одной из ближайших задач дальнейшего совершенствования содержания образования явится разработка программ, построенных по линейному способу. Такая программа позволила бы компактнее расположить учебный материал и сэкономить время, затрачиваемое на периодическое возвращение к изучаемому материалу. Последовательное осуществление всеобщего среднего образования в нашей стране явится важной предпосылкой успешного решения этой задачи. На основе учебного плана и программы по каждому предмету составляются учебники, в которых в определенной системе излагается содержание учебного предмета. С учетом передовых традиций русской педагогики в советской педагогике сложилась стройная теория построения учебника, были сформулированы основные дидактические требования к нему. 1. Материал учебника должен соответствовать современному уровню науки и способствовать формированию коммунистического мировоззрения учащихся. 2. Содержание учебника, расположение глав строится с учетом программы по данному предмету. Большое значение имеет внутренняя цельность глав, каждая из них должна представлять собой законченную ступень в системе знаний по предмету. 3. Изложение материала в учебнике отличается логичностью, стройностью. Каждый наиболее значительный раздел или глава учебника заканчивается вопросами или заданиями. 4. Важным требованием к учебнику является точное следование принципу связи теории с практикой. Такое построение учебника позволяет преодолеть формализм в обучении, наталкивает учащихся на сознательное овладение учебным материалом. При изложении учебного материала полезно применять разнообразные приемы, заставляющие учащихся сравнивать, прослеживать развитие того или иного явления, т. е. активно мыслить. 5. Все определения, выводы, формулировки, подлежащие запоминанию, в учебниках выделяются. В учебниках для начальной школы содержатся и прямые указания учащимся, например такого типа: прочти и запомни, перепиши в тетрадь, прочти и расскажи товарищам на сборе и т. д. 6. Не менее важное значение имеет оформление. Учебники должны быть хорошо оформлены, снабжены продуманными и тщательно подобранными иллюстрациями. Хорошо подобранные выразительные иллюстрации усиливают познавательные и воспитательные функции текста. Большое значение имеет и система гигиенических требований к учебникам: правильная дозировка учебного материала, четкость печати, размеры шрифта и др. Под влиянием все более усложняющейся системы обучения, отказа от догматических методов обучения, повышения развивающего и воспитывающего значения учебного процесса происходят существенные изменения как в построении учебников, так и в самой теории учебника. Лучшие современные учебники органически сочетают в себе тесно взаимосвязанные элементы собственно учебника (систематическое изложение основ наук), рабочей книги, тетради (вопросы, задания), сборника учебных материалов (документы, литературные тексты) и, наконец, справочника (терминологические словари, таблицы и др.). Издательство «Просвещение» осуществляет одновременную разработку и издание учебно-методических комплексов, состоящих из учебника, разнообразных средств к нему (пластинки, карты и др.), пособий для учителя, в которых изложены методические основы и рекомендации об организации учебного процесса по ныне действующим программам и учебникам. Наличие учебно-методических комплексов позволяет донести до каждого учителя современные идеи в области психологии и педагогики и реализовать их в учебно-воспитательном процессе школы. В соответствии с новой Конституцией СССР ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О переходе на бесплатное пользование учебниками учащихся общеобразовательных школ». Предусматривается осуществить переход на бесплатное пользование учебниками в течение 1978—1983 гг. Полным тиражом учебники будут издаваться один раз в 4 года с последующей допечаткой необходимого количества учебников. Букварь решено выпускать ежегодно и оставлять его первоклассникам как память о первых шагах их учебы. Этому решению предшествовал многолетний опыт бесплатного пользования учебниками в ряде республик и областей нашей страны. В школах Эстонской ССР, например, в каждом учебнике есть вклейка с обращением, призывающим школьников бережно относиться к учебнику, там же указаны фамилии тех, кто пользовался учебником, и выставлены оценки за сохранность книги. Такие обращения есть сейчас во всех выходящих учебниках и в РСФСР. Постановление о бесплатном пользовании учебниками является важным шагом на пути осуществления всеобщего среднего образования. Оно будет способствовать дальнейшему повышению уровня учебно-воспитательной работы школы, воспитанию бережного отношения к книге.
КРИТЕРИИ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Чем же рукоиодстиоппться при определении содержания образования? Можно ли его устанавливать произвольно? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к теории построения содержания образования. Содержание школьного образования в любом обществе целиком зависит oт цели воспитания и является конкретным выражением этой цели. Изменение цели воспитания влечет за собой перестройку содержания образования. В буржуазной педагогике сложились два направления в теории образования, на основе которых формулировались принципы отбора учебных предметов. Первое направление рекомендовало обращать внимание не на получение знаний, а на развитие способностей учащихся, мышления, воображения, памяти. Оно получило в истории педагогики название теории формального образования. Представители этой теории делили предметы на две группы: к первой группе относились языки, особенно древние, литература, математика, грамматика новых языков; ко второй — биология, география, физика, химия и др. Предпочтение отдавалось первой группе предметов. В соответствии с теорией формального образования строились учебные планы классических гимназий в России, Германии и ряде других стран. Однако такая школа не могла удовлетворить потребности развивающегося капитализма. Поэтому в конце XVIII в. формируется теория материального образования, которая в качестве основного критерия отбора содержания образования выдвигала степень его полезности, пригодности для жизни капиталистического общества. Теория материального образования легла в основу построения учебных планов реальных училищ и других учебных заведений подобного типа. В учебных планах большое место отводилось математике, физике, химии, новым иностранным языкам, коммерческому делу. Принципиальной разницы между этими теориями не было, обе они отражали интересы господствующих классов, а учебные заведения, созданные на их основе, обслуживали, как правило, детей дворянства и буржуазии. Обе теории за односторонность были подвергнуты обоснованной критике К. Д. Ушинским, Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым. Они считали, что школа должна обогащать молодого человека знаниями и содействовать его разностороннему развитию. Несмотря на расширение масштабов образования в конце XIX и начале XX в., буржуазия стремится ограничить уровень знаний для большей части подростков. Школа не была заинтересована в том, чтобы дать учащимся широкий круг знаний. Возникшие в США комплексные учебные планы и программы строились вокруг отдельных тем-комплексов. На первых шагах обучения подбираются темы, близкие опыту ребенка (например, «Труд», «Природа»). Затем круг этих тем постепенно расширяется и усложняется. В связи с работой над темой дети учатся писать, читать, считать. Некоторые темы для изучения предлагают и сами дети. Комплексные учебные планы и программы дают детям отрывочные, несистематические знания. Их цель — приспособить знания детей к различным жизненным ситуациям. Такие знания не могут содействовать разностороннему развитию личности. В последнее время в ряде капиталистических стран получили широкое распространение теории, ратующие за исключение гуманитарных дисциплин из учебных планов школы и расширение объема естественных и технических предметов. Такая перестройка обосновывается ее сторонниками необходимостью подготовки подрастающих поколений к жизни в условиях научно-технической революции. Не менее распространены в странах Запада анархистские требования чрезмерной гуманитаризации образования. Эти требования обосновываются заботой о мнимой «свободе личности» растущего человека. На деле и те и другие подходы отрицают идею всестороннего развития и льют воду на мельницу буржуазии, стремящейся всеми силами ограничить содержание образования трудящихся, сузить его рамки. В советской школе существует полная гармония между целью коммунистического воспитания и содержанием образования. С первых шагов учения создаются условия для овладения системой знаний, выработки начал коммунистического мировоззрения. Учебный план создает предпосылки для нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания учащихся. Не менее важным критерием, определяющим содержание образования, является его соответствие современному уровню развития науки. Каким должно быть содержание школьного образования, чтобы оно давало молодому поколению возможность разбираться в современной науке? Этот вопрос всегда привлекал к себе внимание ученых и учителей. В связи с научно-техническим прогрессом он приобретает еще большую остроту. Советское государство глубоко заинтересовано в том, чтобы школа как можно успешнее готовила подрастающие поколения к овладению высотами научных знаний. Научные идеи, теории, методы не просто механически включают
|