Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности. Типы и виды семей.

Поиск

Семья - это важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает свой первый опыт социального взаимодействия. На первых порах семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включается детский сад, школа, улица и т.д. Социализация в семье происходит по двум параллельным направлениям: в процессе целенаправленного воспитания (семейное воспитание); в ходе социального научения, то есть непроизвольного (стихийного) усвоения социального опыта в условиях семьи. С одной стороны, социальное научение в семье происходит в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками; с другой — оно осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия членов семьи между собой. Семейное воспитание — это сложная система, складывающаяся в условиях конкретной семьи и осуществляемая силами родителей и родственников. На характер семейного воспитания влияют следующие факторы: наследственность, а также состояние здоровья детей и родителей; материально-экономическая обеспеченность семьи; социальное положение и уклад жизни в семье; структура семьи и ее количественный состав; место проживания и жилищные условия семьи; отношения в семье к ребенку и другие факторы. Задачи семейного воспитания: создать благоприятные условия для развития ребенка; стать социально-экономической и психологической защитой для развития ребенка; передать опыт создания и сохранения семьи, воспи­тания в ней детей и отношения к старшим; научить детей полезным прикладным навыкам и уме­ниям, направленным на самообслуживание и помощь близким; воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я». Принципы семейного воспитания: гуманность и внимание к растущему человеку; вовлечение детей в жизнедеятельность семьи на ус­ловиях «равноправных» участников; открытость и доверительность отношений с детьми; оптимистичность, жизнерадостность взаимоотношений в семье; последовательность в своих требованиях и справедливость; оказание помощи ребенку, отзывчивость. Основные направления семейного воспитания: Физическое воспитание — основано на здоровом образе жизни в семье и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физкультурой и спортом, закаливание организма и т.д. Интеллектуальное воспитание — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, в развитии их познавательных интересов, склонностей, способностей. Нравственное воспитание — где на первый план вы ступает воспитание непреходящих моральных ценностей: любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства и долга. Эстетическое воспитание — призвано развивать художественные таланты и дарования детей или, как минимум, формировать представления о прекрасном. Трудовое воспитание — закладывает основу будущей праведной и достойной жизни детей, ибо жизненный путь человека, не приученного трудиться, заканчивается, как правило, плохо. Типы семей и особенности их влияния на детей В зависимости от состава родственников выделяют следующие типы семей: простая семья — супружеская пара с детьми, не состоящими в браке; расширенная, или сложная семья — если некоторые из детей состоят в браке; может включать в себя три и более поколений, живущих вместе и связанных общим хозяйством; полная семья — в состав которой входят оба супруга; неполная семья — в которой один из супругов отсутствует. Какая из названных семей лучше всего подходит для воспитания, однозначно ответить невозможно. В любой из них имеются свои достоинства и недостатки. Например, в простой семье дети привыкают к большей самостоятельности, однако здесь быстрее нарушаются традиции поколений по сравнению с расширенной семьей. По сравнению с полной семьей, в неполной семье воспитание усложняется за счет снижения материального уровня семьи и перегрузки родителя, с которым остались дети. Однако, дети в таких семьях проникаются сочувствием к оставшемуся родителю, становятся эмоционально более близ­кими и ответственными. Разнообразие семей подразделяют также по типу отношений в них между взрослыми и детьми, а также по степени их напряженности и последствиям влияния на детей: Семьи, уважающие детей. В таких семьях отношения между родителями и детьми характеризуются порядочностью, открытостью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит, уважают их мнение, стараются тактично помочь. Дети в таких семьях растут счастливыми, инициативными, не зависимыми, дружелюбными. Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не переступать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но не достаточно инициативными. Материально-ориентированные семьи, где главное внимание уделяются материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но часто с единственной целью — поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Дети рано как бы взрослеют, но отношения с родителями, лишенные духовной основы, могут развиваться непредсказуемо. Враждебные семьи. Детям здесь плохо, т.к. присутствует неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьях растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временное пристанище для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни, конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное, ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства. Условия успешного воспитания в семье Выдающийся русский педагог XIX—XX века П.Ф. Лесгафт определил условия, при которых каждый ребенок может стать «предельно нормальной личностью», следую­щим образом: • Атмосфера любви и взаимного уважения. Человек, лишенный такой атмосферы не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Вместе с тем, педагог предупреждает, что слепая, неразумная материнская любовь делает человека безнравственным потребителем или честолюбивым карьеристом. Наличие высоконравственного воспитателя, который учит ребенка быть правдивым, стремиться к тому, чтобы слово не расходилось с делом. Лучше, если эту роль выполняет мать, но это может быть и неродной воспитатель. Регулярный и радостный общественно-полезный труд. Наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает сам ими тировать ее в игре, затем включается в процесс труда как помощник и, наконец, как самостоятельный исполнитель. Исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр и т.д. У ребенка, привыкшего испытывать такие раздражители, не вырабатывается способность к целе­устремленной деятельности. Гармоническое развитие всех способностей ребенка: слушание сказок, музыки и песен должно сменяться физическими упражнениями, подвижными играми, работой в саду. Игры со сборными игрушками — чтением стихов, игра в шахматы — рисованием, лепкой и т.д. Это объясняется тем, что никто не знает, в какой области деятельности может проявиться особый талант ребенка. Соблюдение принципа постепенности и последовательности. По мере роста и развития ребенка задания должны становиться все более сложными и трудными. Но они должны быть посильными, иначе ребенок потеряет к ним интерес, появится лень. Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми. Взрослые, которые любят ребенка и желают ему до бра, должны строго контролировать каждый свой шаг, что бы не послужить примером безнравственного поведения. С точки зрения современной педагогики, для успешного воспитания в семье необходимо обратить также внимание на следующие моменты: Взаимоотношения между супругами, культура их общения - определяют общий психологический климат семьи. Взаимодействия супругов — это модели поведения, которые осознанно или неосознанно перенимаются детьми. Контакт глаз между родителями и детьми — очень важен не только для установления хорошего взаимопонимания, но и для удовлетворения эмоциональной потребности ребенка. Было бы большой ошибкой использовать лишь только строгий взгляд. Физический контакт (поцелуи, объятия, прикосновения, поглаживания и пр.) - является эффективным способом укрепления психологического и физического здоровья ребенка, способ передачи ему родительской любви, установления взаимоотношений. Пристальное внимание, позволяющее ребенку чувствовать себя значимой личностью. Это возможно, когда его не только замечают, но и вникают в его проблемы, страхи и опасения, разделяют с ним радость, занимаются совместными делами, играми. Дисциплина - последовательность требований, соответствие требований возрасту, соответствие наказаний проступку 6А. Причины неправильного воспитания в семье Неправильное воспитание в семье уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими. Причины такого воспитания в семье различны: Безнадзорность, или бесконтрольность, когда родители не уделяют должного внимания детям. В итоге, предоставленные сами себе, дети попадают под негативное влияние уличных компаний. Гиперопека, когда жизнь ребенка находится под бдительным надзором. Когда он постоянно слышит указания, предупреждения, запреты. В результате такого «воспитания» становится нерешительным, боязливым, неуверенным в своих силах. Воспитание по типу «Золушки», то есть в обстановке безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности или озлоблению детей. «Жесткое» воспитание, когда за малейшую провинность ребенка сурово наказывают и держат в постоянном страхе. Ушинский К.Д. указывал, что страх — самый сильный источник таких пороков, как жестокость, озлобленность, приспособленчество и угодничество. Физическое наказание — которое педагоги-ученые называют синдромом опасного обращения с детьми. Оно может наносить ребенку не только физические, но и психические, нравственные травмы. Наказываемые таким образом подростки впоследствии сами нередко становятся жестокими, плохо контактируют с окружающими и адаптируются в трудовых коллективах. Причиной неправильного воспитания в семье является также ложный авторитет родителей: Авторитет подавления, когда родители по любому поводу раздражаются, на каждый вопрос ребенка отвечают грубостью, любую его вину сопровождают наказанием. Такой авторитет вызывает детскую ложь, трусость, одновременно воспитывает в ребенке жестокость. Авторитет тщеславия, который строится на высокомерном стремлении к славе, почитанию и превосходству, на кичливом демонстрировании своих достоинств в том числе и своим детям. Все это формирует у ребенка аналогичный стиль поведения. Авторитет педантизма, когда родители ведут себя с детьми, как бюрократы, настаивают на своем даже в мелочах и даже если неправы. Такой авторитет убивает детскую инициативу и самостоятельность. Авторитет морализирования, когда родители буквально заедают ребенка длинными нравоучительными рассуждениями, назидательными разговорами. В такой семье мало радости и оптимизма. Авторитет сентиментальности, когда слащавые признания в любви сыплются на детей в избыточном количестве. Того же родители требуют и от детей, которые учатся подыгрывать, извлекая для себя выгоду. Так воспитываются интриганы - люди, склонные к неблаговидным, скрытным действиям против кого-нибудь. Авторитет добродушия, когда детям разрешается все за счет уступчивости и мягкости родителей. Очень скоро в такой семье ребенок начинает командовать, добиваясь капризами исполнения любых своих желаний. Авторитет панибратства, когда родители переступают необходимую дистанцию и их дружба с детьми переходит в панибратские отношения. Дети начинают потешаться над родителями и считать необязательным выполнение их требований. •Авторитет подкупа, когда послушание покупается подарками или обещаниями, что делает детей меркантильными и лицемерными. Чтобы получить плату за хорошие поступки, ребенок рассказывает о своих делах только в выгодном для него свете. Все негативное он утаивает, становясь расчетливым и неискренним.

СТИЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ Т12

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми

АВТОРИТЕТНЫЙ Признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах; дети превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ КОНТРОЛЯ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ КОНТРОЛЯ ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям. Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению

АВТОРИТАРНЫЙ Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них; их дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными

Типы семей и особенности их влияния на детей

В зависимости от состава родственников выделяют следующие типы семей:

- простая семья — супружеская пара с детьми, не состоящими в браке;

- расширенная, или сложная семья — если некоторые из детей состоят в браке; может включать в себя три и более поколений, живущих вместе и связанных общим хозяйством;

- полная семья — в состав которой входят оба супруга;

- неполная семья — в которой один из супругов отсутствует.

Какая из названных семей лучше всего подходит для воспитания, однозначно ответить невозможно. В любой из них имеются свои достоинства и недостатки. Например, в простой семье дети привыкают к большей самостоятельности, однако здесь быстрее нарушаются традиции поколений по сравнению с расширенной семьей. По сравнению с полной семьей, в неполной семье воспитание усложняется за счет снижения материального уровня семьи и перегрузки родителя, с которым остались дети. Однако, дети в таких семьях проникаются сочувствием к оставшемуся родителю, становятся эмоционально более близкими и ответственными.

Разнообразие семей подразделяют также по типу отношений в них между взрослыми и детьми, а также по степени их напряженности и последствиям влияния на детей:

Семьи, уважающие детей. В таких семьях отношения между родителями и детьми характеризуются порядочностью, открытостью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит, уважают их мнение, стараются тактично помочь. Дети в таких семьях растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными.

Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не переступать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными.

Материально-ориентированные семьи, где главное внимание уделяются материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но часто с единственной целью — поступить в вуз или поехать изучать английский за границей. Духовный мир родителей и детей обеднен. Дети рано как бы взрослеют, но отношения с родителями, лишенные духовной основы, могут развиваться непредсказуемо.

Враждебные семьи. Детям здесь плохо, т.к. присутствует неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьях растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи.

Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временное пристанище для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни, конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное, ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.67.228 (0.01 с.)