Понятие социального пространства. Группа и коллектив в социальном воспитательного процесса. Классификация групп. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие социального пространства. Группа и коллектив в социальном воспитательного процесса. Классификация групп.



Понятие «среда» многообразно. Есть географическая среда. Есть непосредственная среда обитания каждого человека – дом, семья, друзья, ближайшее бытовое окружение. Это также широкая социальная среда как фактор экономического, политического, культурного развития общества в целом и отдельных его социальных групп. Окружающая среда – мощный фактор развития и воспитания человека. Как известно, абстрактной среды не существует. Люди живут, развиваются, действуют в определенных группах, различающихся по масштабности (микрогруппы, обычно 2-3 человека, малые группы, большие группы, которые могут включать все общество), а также по другим признакам.

По законам функционирования систем психология группы обладает признаками целостности. Психология человека в группе – это уже не полностью независимое явление. Мысли, переживания, желания, поступки человека содержат признаки влияния на него группы. Хотя это влияние не столь прямолинейно, однозначно, как в химических, технических системах, т.к. психология человека – сложнейшая система с огромными возможностями сознательного регулирования. Человеку по силам избирать свою линию поведения и не оказаться захваченным настроением какой-либо группы, какого-либо общественного движения.

Следует отметить, что есть люди, склонные к коллективной деятельности, а есть те, кто склонен к индивидуальной деятельности. У некоторых людей происходит ухудшение продуктивности в работе в присутствии посторонних людей или наблюдателей. Это явление получило название «ингибиция». Противоположное свойство («фасилитация») связано с существенным повышением скорости и качества выполняемой деятельности в группе или в присутствии наблюдателей. То есть такие социально-психологические феномены, как общественное сознание, психология общества или групп людей – это реалии, не придуманные теоретиками, а существующие в действительности и влияющие на индивидуальную психологию каждого человека, на его развитие. Существует множество факторов социальной жизни, влияющих на человека. Сгруппируем их.

1 Глобальные (экологические катастрофы, информатизация общества, экономические кризисы, угроза ядерной войны и т. д.).

2 Социальные условия жизни общества (бедность, недоступность медицинских услуг, высокая зарплата при низком уровне культуры и др.).

3 Региональные (условия, влияющие на развитие города, поселка, деревни).

4 Конкретно-личностные, с которыми непосредственно сталкивается личность: семья, школа, университет и т.д.

Следует отметить, что факторы среды достаточно непредсказуемы. Например, Чернобыльская катастрофа или болезнь члена семьи. Но в любом случае ученые признают огромную важность среды, в которой человек развивается. Человек становится личностью только в процессе общения, взаимодействия с другими людьми. По своему эволюционному происхождению человек – стадное существо. Исторически сформировалась потребность человека в согласовании своих действий с действиями других людей. Современный уровень развития человеческих сообществ, разделение и кооперация труда в них расширили и упрочили зависимость каждого человека от способности и умения налаживать сотрудничество с другими. Достижение положительных характеристик отношений, взаимодействий – в интересах подавляющего большинства людей и развития общества.

Доказательством того, что человек – это социальное существо, служат те свойства личности, которые могли сформироваться только в социуме. Например, коллективизм, суггестия, конформизм, нонконформизм, контрсуггестивность.

Суггестия – слово латинского происхождения (от suggestio – внушение) и означает склонность к внушаемости. Обратное суггестии – контрсуггестивность.

Конформизм (от латинского слова conformis – единообразие, сглаживание различий) – это неосознанное подчинение личности влиянию группы, в которую она входит. Нонконформизм – противоположное конформизму, иными словами – это устойчивость к групповому воздействию.

Коллективизм (от латинского слова collectivus – собирательный) – товарищеское сотрудничество и взаимопомощь, основанные на сознательном подчинении личных интересов общественным, если это необходимо для достижения цели.

Законы жизни и развитие общества – не просто законы жизни отдельного человека. Социально-психологические феномены – это реальности общественного сознания, психологии общностей, групп людей.

Одним из основных предметов исследования психологии (а именно социальной) являются группы и процессы, происходящие в них. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Необходимо подчеркнуть, что психологи выделяют несколько видов групп. Группы различаются по многим критериям. Во-первых, по реальности существования выделяют условные и реальные группы. Условные группы – это объединения людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений, личных контактов друг с другом. Например, пенсионеры, подростки, алиментщики, нуждающиеся в жилье и т. д. Члены этих групп могут не только никогда не встречаться, но и не знать ничего друг о друге. Реальные группы объединяют людей, связанных определенными отношениями во имя достижения сознаваемой цели. Во-вторых, группы разделяются по способу возникновения: формальные и неформальные. Формальные группы обычно имеют юридический статус и нормативно закрепленную структуру. Лидер такой группы обычно назначается, все члены группы имеют фиксированные права и обязанности. Например, политическая партия, студенческая группа и т. д. Неформальная группа – это добровольное объединение людей, связанных между собой общими интересами, симпатиями либо деловыми соображениями. Ни лидер, ни члены такой группы не имеют фиксированных прав и обязанностей, членов группы связывает между собой взаимодействие, тесные дружеские контакты, готовность к содействию в трудной ситуации. Обычно каждый человек является членом как формальной, так и неформальной группы (землячество, клуб по интересам, компания друзей и т.д.).

В-третьих, группы делятся по длительности существования на временные и постоянные. Например, временной является группа в поддержку кандидата в депутаты, которая прекращает свое существование после избирательной кампании. К постоянным группам можно отнести студенческую группу, профсоюзную организацию университета и т.д. В-четвертых, группы делятся по такому критерию как род занятий членов группы. Есть учебные, производственные, управленческие, спортивные и другие группы. В-пятых, группы подразделяются на большие и малые. Малая группа – это небольшое по размеру объединение людей, связанное непосредственным взаимодействием. Нижняя граница малой группы – три человека, верхняя граница обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек. В меньших по размеру группах возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на микрогруппы. В малой группе присутствуют личные контакты, в большой они необязательны.

К большим группам можно отнести толпу. Толпа – это случайное множество людей, между которыми нет внутренних связей и которые становятся общностью при наличии одинаковой (чаще разрушительной) эмоции по отношению к лицам, событиям. Толпы бывают случайные (окказиальные), например, зеваки, наблюдающие за дракой. Есть толпы экспрессивные, формирующиеся для выражения горя, гнева и т.д. Есть толпы конвенциальные, в которых поведение людей укладывается в принятые для данной ситуации нормы, но выходят за рамки обычного поведения (болельщики на стадионе, фанаты эстрадного певца и т.д.). Есть также действующие толпы, в которых люди осуществляют активные действия относительно какого-либо объекта.

Существуют также паникующие толпы, в которых люди чаще всего не отдают себе отчета в действиях. Причины формирования паникующей толпы могут быть разные: физиологические (голод, потрясение, опьянение), психологические (сознание бессилия, беспомощности при катастрофах).

Существуют также объединения людей, которые принято характеризовать как коллектив. Коллектив – это организованные, занимающиеся единой деятельностью с высоким уровнем социально-психологического развития группы, оказывающие положительное влияние на членов данной группы. Нахождение человека в коллективе – это нахождение в максимально благоприятной для него социально-психологической среде. Признаки коллектива, отличающие его от просто группы – это общественно полезная деятельность, сплоченность, коллективизм, здоровая морально-психологическая атмосфера, реализация потенциала благоприятного влияния на своих членов. При этом недопустимо противопоставлять понятия «коллективизм» и «индивидуальность». Коллективизм – это умение человека понимать интересы других людей, согласовывать с ними свои действия, уважать их права и свободы. Противоположное коллективизму явление – не индивидуальность, а индивидуализм – забота только о себе, пренебрежение к интересам другого человека. Формировать индивидуалиста, человека, живущего только для себя, – это значит смотреть назад, а не вперед, вопреки исторической необходимости, т.к. партнерство, сотрудничество, взаимозависимость сегодня диктуются как условия успешной деятельности. Кроме того, формирование коллективизма соответствует менталитету белорусов, т. к. коллективизм – одно из характерных качеств нашего народа. Коллективы классифицируются по нескольким признакам:

– по основной цели (ради чего создан коллектив – производство чего-то, образование, спорт и т.д.);

– по размеру;

– по сложности (университетский многоуровневый коллектив).

Коллектив обычно выполняет несколько функций: целевую, интегративную, воспитательную, а также функцию удовлетворения материальных и духовных потребностей работника. В любом коллективе могут возникать споры, обострения взаимоотношений, не всегда полезны для коллектива неформальные группы (например, по национальным признакам). Негативные явления, разрастающиеся и углубляющиеся, крайне трудно устраняются. Ряд психологов считают, что коллектив с отрицательными традициями практически исправить невозможно, его лучше расформировать, а на его месте создать новый из других людей.

Относительная стабильность группы не бесконечна. Она может быть нарушена внешними и внутренними причинами. Организация управления группой, особенно если она недемократична, плюс к тому же реализуется руководителем с авторитарным стилем, содержит скрытое недовольство членов группы неравенством положения в группе, распределением прав, обязанностей, льгот, доходов.

Четкая структурная организация группы и доброжелательные отношения повышают групповую сплоченность, которая выражается в частоте контактов между членами группы и общности их ценностных установок. При этом сознательную сплоченность необходимо отличать от конформизма, т. е. податливости человека давлению группы. Конформизм проявляется в изменении поведения и взглядов людей, принимающих навязанные группой стереотипы.

При анализе групповой сплоченности, а также групповых конфликтов необходимо отличать единообразие внутригруппового поведения, связанного с конформизмом от единства, возникающего благодаря общности самостоятельно сформированных взглядов. Точно так же конфликты, возникающие от негативизма одного или нескольких членов группы, хотя и наносят урон ее целостности, не влияют в целом на сплочённость, в отличие от разногласий, связанных с разницей в убеждениях. Каждую группу можно охарактеризовать по разным критериям. Например, студенческая группа является одновременно реальной, формальной, учебной, малой, постоянной.

Таким образом, личностью не рождаются, ею становятся. И становятся под влиянием двух факторов – биологического и социального. Социальные условия, влияющие на формирование личности, многочисленны и разнообразны. Это состояние общества, уровень жизни людей в обществе, влияние семьи, школы, друзей и т. д. При этом человек находится в ряде самого разного вида групп, в социуме. Влияние социума на индивида обнаруживается в каждый момент его жизни, в каждой ситуации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.004 с.)