Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие социального пространства. Группа и коллектив в социальном воспитательного процесса. Классификация групп.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие «среда» многообразно. Есть географическая среда. Есть непосредственная среда обитания каждого человека – дом, семья, друзья, ближайшее бытовое окружение. Это также широкая социальная среда как фактор экономического, политического, культурного развития общества в целом и отдельных его социальных групп. Окружающая среда – мощный фактор развития и воспитания человека. Как известно, абстрактной среды не существует. Люди живут, развиваются, действуют в определенных группах, различающихся по масштабности (микрогруппы, обычно 2-3 человека, малые группы, большие группы, которые могут включать все общество), а также по другим признакам. По законам функционирования систем психология группы обладает признаками целостности. Психология человека в группе – это уже не полностью независимое явление. Мысли, переживания, желания, поступки человека содержат признаки влияния на него группы. Хотя это влияние не столь прямолинейно, однозначно, как в химических, технических системах, т.к. психология человека – сложнейшая система с огромными возможностями сознательного регулирования. Человеку по силам избирать свою линию поведения и не оказаться захваченным настроением какой-либо группы, какого-либо общественного движения. Следует отметить, что есть люди, склонные к коллективной деятельности, а есть те, кто склонен к индивидуальной деятельности. У некоторых людей происходит ухудшение продуктивности в работе в присутствии посторонних людей или наблюдателей. Это явление получило название «ингибиция». Противоположное свойство («фасилитация») связано с существенным повышением скорости и качества выполняемой деятельности в группе или в присутствии наблюдателей. То есть такие социально-психологические феномены, как общественное сознание, психология общества или групп людей – это реалии, не придуманные теоретиками, а существующие в действительности и влияющие на индивидуальную психологию каждого человека, на его развитие. Существует множество факторов социальной жизни, влияющих на человека. Сгруппируем их. 1 Глобальные (экологические катастрофы, информатизация общества, экономические кризисы, угроза ядерной войны и т. д.). 2 Социальные условия жизни общества (бедность, недоступность медицинских услуг, высокая зарплата при низком уровне культуры и др.). 3 Региональные (условия, влияющие на развитие города, поселка, деревни). 4 Конкретно-личностные, с которыми непосредственно сталкивается личность: семья, школа, университет и т.д. Следует отметить, что факторы среды достаточно непредсказуемы. Например, Чернобыльская катастрофа или болезнь члена семьи. Но в любом случае ученые признают огромную важность среды, в которой человек развивается. Человек становится личностью только в процессе общения, взаимодействия с другими людьми. По своему эволюционному происхождению человек – стадное существо. Исторически сформировалась потребность человека в согласовании своих действий с действиями других людей. Современный уровень развития человеческих сообществ, разделение и кооперация труда в них расширили и упрочили зависимость каждого человека от способности и умения налаживать сотрудничество с другими. Достижение положительных характеристик отношений, взаимодействий – в интересах подавляющего большинства людей и развития общества. Доказательством того, что человек – это социальное существо, служат те свойства личности, которые могли сформироваться только в социуме. Например, коллективизм, суггестия, конформизм, нонконформизм, контрсуггестивность. Суггестия – слово латинского происхождения (от suggestio – внушение) и означает склонность к внушаемости. Обратное суггестии – контрсуггестивность. Конформизм (от латинского слова conformis – единообразие, сглаживание различий) – это неосознанное подчинение личности влиянию группы, в которую она входит. Нонконформизм – противоположное конформизму, иными словами – это устойчивость к групповому воздействию. Коллективизм (от латинского слова collectivus – собирательный) – товарищеское сотрудничество и взаимопомощь, основанные на сознательном подчинении личных интересов общественным, если это необходимо для достижения цели. Законы жизни и развитие общества – не просто законы жизни отдельного человека. Социально-психологические феномены – это реальности общественного сознания, психологии общностей, групп людей. Одним из основных предметов исследования психологии (а именно социальной) являются группы и процессы, происходящие в них. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Необходимо подчеркнуть, что психологи выделяют несколько видов групп. Группы различаются по многим критериям. Во-первых, по реальности существования выделяют условные и реальные группы. Условные группы – это объединения людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений, личных контактов друг с другом. Например, пенсионеры, подростки, алиментщики, нуждающиеся в жилье и т. д. Члены этих групп могут не только никогда не встречаться, но и не знать ничего друг о друге. Реальные группы объединяют людей, связанных определенными отношениями во имя достижения сознаваемой цели. Во-вторых, группы разделяются по способу возникновения: формальные и неформальные. Формальные группы обычно имеют юридический статус и нормативно закрепленную структуру. Лидер такой группы обычно назначается, все члены группы имеют фиксированные права и обязанности. Например, политическая партия, студенческая группа и т. д. Неформальная группа – это добровольное объединение людей, связанных между собой общими интересами, симпатиями либо деловыми соображениями. Ни лидер, ни члены такой группы не имеют фиксированных прав и обязанностей, членов группы связывает между собой взаимодействие, тесные дружеские контакты, готовность к содействию в трудной ситуации. Обычно каждый человек является членом как формальной, так и неформальной группы (землячество, клуб по интересам, компания друзей и т.д.). В-третьих, группы делятся по длительности существования на временные и постоянные. Например, временной является группа в поддержку кандидата в депутаты, которая прекращает свое существование после избирательной кампании. К постоянным группам можно отнести студенческую группу, профсоюзную организацию университета и т.д. В-четвертых, группы делятся по такому критерию как род занятий членов группы. Есть учебные, производственные, управленческие, спортивные и другие группы. В-пятых, группы подразделяются на большие и малые. Малая группа – это небольшое по размеру объединение людей, связанное непосредственным взаимодействием. Нижняя граница малой группы – три человека, верхняя граница обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек. В меньших по размеру группах возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на микрогруппы. В малой группе присутствуют личные контакты, в большой они необязательны. К большим группам можно отнести толпу. Толпа – это случайное множество людей, между которыми нет внутренних связей и которые становятся общностью при наличии одинаковой (чаще разрушительной) эмоции по отношению к лицам, событиям. Толпы бывают случайные (окказиальные), например, зеваки, наблюдающие за дракой. Есть толпы экспрессивные, формирующиеся для выражения горя, гнева и т.д. Есть толпы конвенциальные, в которых поведение людей укладывается в принятые для данной ситуации нормы, но выходят за рамки обычного поведения (болельщики на стадионе, фанаты эстрадного певца и т.д.). Есть также действующие толпы, в которых люди осуществляют активные действия относительно какого-либо объекта. Существуют также паникующие толпы, в которых люди чаще всего не отдают себе отчета в действиях. Причины формирования паникующей толпы могут быть разные: физиологические (голод, потрясение, опьянение), психологические (сознание бессилия, беспомощности при катастрофах). Существуют также объединения людей, которые принято характеризовать как коллектив. Коллектив – это организованные, занимающиеся единой деятельностью с высоким уровнем социально-психологического развития группы, оказывающие положительное влияние на членов данной группы. Нахождение человека в коллективе – это нахождение в максимально благоприятной для него социально-психологической среде. Признаки коллектива, отличающие его от просто группы – это общественно полезная деятельность, сплоченность, коллективизм, здоровая морально-психологическая атмосфера, реализация потенциала благоприятного влияния на своих членов. При этом недопустимо противопоставлять понятия «коллективизм» и «индивидуальность». Коллективизм – это умение человека понимать интересы других людей, согласовывать с ними свои действия, уважать их права и свободы. Противоположное коллективизму явление – не индивидуальность, а индивидуализм – забота только о себе, пренебрежение к интересам другого человека. Формировать индивидуалиста, человека, живущего только для себя, – это значит смотреть назад, а не вперед, вопреки исторической необходимости, т.к. партнерство, сотрудничество, взаимозависимость сегодня диктуются как условия успешной деятельности. Кроме того, формирование коллективизма соответствует менталитету белорусов, т. к. коллективизм – одно из характерных качеств нашего народа. Коллективы классифицируются по нескольким признакам: – по основной цели (ради чего создан коллектив – производство чего-то, образование, спорт и т.д.); – по размеру; – по сложности (университетский многоуровневый коллектив). Коллектив обычно выполняет несколько функций: целевую, интегративную, воспитательную, а также функцию удовлетворения материальных и духовных потребностей работника. В любом коллективе могут возникать споры, обострения взаимоотношений, не всегда полезны для коллектива неформальные группы (например, по национальным признакам). Негативные явления, разрастающиеся и углубляющиеся, крайне трудно устраняются. Ряд психологов считают, что коллектив с отрицательными традициями практически исправить невозможно, его лучше расформировать, а на его месте создать новый из других людей. Относительная стабильность группы не бесконечна. Она может быть нарушена внешними и внутренними причинами. Организация управления группой, особенно если она недемократична, плюс к тому же реализуется руководителем с авторитарным стилем, содержит скрытое недовольство членов группы неравенством положения в группе, распределением прав, обязанностей, льгот, доходов. Четкая структурная организация группы и доброжелательные отношения повышают групповую сплоченность, которая выражается в частоте контактов между членами группы и общности их ценностных установок. При этом сознательную сплоченность необходимо отличать от конформизма, т. е. податливости человека давлению группы. Конформизм проявляется в изменении поведения и взглядов людей, принимающих навязанные группой стереотипы. При анализе групповой сплоченности, а также групповых конфликтов необходимо отличать единообразие внутригруппового поведения, связанного с конформизмом от единства, возникающего благодаря общности самостоятельно сформированных взглядов. Точно так же конфликты, возникающие от негативизма одного или нескольких членов группы, хотя и наносят урон ее целостности, не влияют в целом на сплочённость, в отличие от разногласий, связанных с разницей в убеждениях. Каждую группу можно охарактеризовать по разным критериям. Например, студенческая группа является одновременно реальной, формальной, учебной, малой, постоянной. Таким образом, личностью не рождаются, ею становятся. И становятся под влиянием двух факторов – биологического и социального. Социальные условия, влияющие на формирование личности, многочисленны и разнообразны. Это состояние общества, уровень жизни людей в обществе, влияние семьи, школы, друзей и т. д. При этом человек находится в ряде самого разного вида групп, в социуме. Влияние социума на индивида обнаруживается в каждый момент его жизни, в каждой ситуации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.144 (0.01 с.) |