Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие психических состояний, основные свойства. Эмоции и чувства.

Поиск

Понятие об эмоциях, их значение в жизни человека

С позиции научной психологии эмоция (лат. еmovere – волновать) – это процесс отражения человеком в форме непосредственного переживания отношений к предметам и явлениям действительности.

Действительно, эмоции относятся к процессам отражения, но отражения специфического. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему миру. Субъективность – наиболее существенная черта эмоций. Субъективное отношение выражается в виде эмоциональных переживаний, которые сопровождают любое проявление активности человека. Глядя на закат, мы восторгаемся; читая книгу, испытываем волнение или радость, переживая за действия главного героя; слушая любимую музыку, испытываем удовольствие; нас огорчает плохо выполненная работа и т.д. Целостное определение эмоций принимает во внимание три аспекта: 1) внутреннее переживание; 2) физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма); 3) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении).

Одним из важнейших условий для возникновения эмоций является наличие какой-то потребности, желания или интереса. Нас оставляют равнодушными предметы и ситуации, которые не выражают наших интересов и потребностей. Однако эмоции человека связаны не только с потребностями, интересами и желаниями, но и со многими другими его психологическими особенностями, в том числе – с познавательными процессами и некоторыми свойствами личности. Например, мы говорим обычно «приятные ощущения», «неприятные ощущения», имея в виду, что многие наши ощущения являются эмоционально окрашенными. По проявляемым человеком эмоциям мы можем судить о его характере, и наоборот, зная, каков характер данного человека, мы можем вполне определенно предположить, какие эмоции он чаще всего переживает.

Наши мысли, представления, желания и опасения, которые сопровождаются эмоциями, оказывают самые глубокие воздействия на наш организм. Они превращаются в электрохимические импульсы, которые поступают во внутренние органы. Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека могут развиваться разнообразные болезни. И, наоборот, под влиянием положительного эмоционального состояния может значительно ускориться процесс выздоровления. Медицинские исследования показали, что у смеющегося человека в головном мозге выделяются два важных типа гормонов – энкефалины и эндорфины, которые способствуют снятию боли, напряжения и депрессии.

Эмоции и чувства оказывают большое влияние на личность. Они делают человека духовно богатым и интересным. Человек, способный к эмоциональным переживаниям, может лучше понять других людей, откликнуться на их чувства, проявить сострадательность и отзывчивость.

Классификация эмоций

По знаку эмоционального переживания выделяют положительные и отрицательные, т.е. приятные и неприятные эмоции. В зависимости от общего уровня активности человека все эмоции подразделяются на следующие виды:

– стенические эмоции – их переживание характеризуется повышением жизнедеятельности (возникает радостное волнение, подъём, бодрость); внешне они проявляются в глубоком и лёгком дыхании, энергичной работе сердца, блеске в глазах, общей энергии;

– астенические эмоции – сопровождаются повышенной утомляемостью, ослаблением или утратой способности к продолжительному физическому или умственному напряжению; проявляются в виде раздражительности, слезливости, капризности, частой смене настроения, что приводит к резкому снижению работоспособности.

Существует также обширная сфера амбивалентных (двойственных) эмоций, характеризующихся сочетанием отрицательных и положительных отношений к одному и тому же предмету.

Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности их появления. В связи с этим выделяются собственно эмоции, настроения, чувства, аффекты и стресс.

Собственно эмоции – это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т.п. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления. Американский психолог К. Изард предлагает считать основными, или фундаментальными эмоциями гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление.

Настроение – это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе. Причиной настроения может быть положение человека в обществе, результаты деятельности, события в личной жизни, состояние здоровья и т.п. Настроение, переживаемое одним человеком, может передаваться другим людям.

Аффект – быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия. При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Примерами аффекта могут служить ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.

Стресс – эмоциональное состояние, возникающее у человека под влиянием различных экстремальных ситуаций, связанных с опасностью для жизни или деятельности. Состояние стресса возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Физиологические стрессы могут быть вызваны чрезмерной физической нагрузкой, высокой или низкой температурой, болевыми стимулами, т.д. Психологические (эмоциональные) стрессы – угрозой, опасностью, обидой, информационными перегрузками и т.д.

Чувства – более длительные, чем эмоции, состояния, имеющие чётко выраженный предметный характер. Чувства – выражение человеком своего положительного или отрицательного, т.е. оценочного отношения к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит. В отличие от эмоций, чувства долговременны и могут порой оставаться на всю жизнь. Особо выделяются так называемые высшие чувства, которые отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего. Они подразделяются на моральные, эстетические и интеллектуальные чувства.

Моральные (нравственные) чувства представляют собой переживания человеком своего отношения к людям и к самому себе в зависимости от того, соответствует или не соответствует их поведение и собственные поступки тем нравственным принципам и этическим нормам, которые существуют в обществе. К моральным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и др. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость и др.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей, в искусстве. Они проявляются при восприятии прекрасного, возвышенного, низменного, трагического и комического. Эстетические чувства человек испытывает, наблюдая окружающие предметы и явления действительности. Когда мы видим что-то красивое, мы им любуемся, восхищаемся, восторгаемся, а когда перед нами что-то безобразное, мы негодуем и возмущаемся.

Интеллектуальными, или познавательными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. К интеллектуальным чувствам относят чувства любознательности, сомнения, уверенности, чувства сатиры, иронии и юмора, а также удивление, любопытство, заинтересованность, недоумение, торжество. Интеллектуальные чувства побуждают человека изучать окружающий мир, исследовать тайны природы и бытия, познавать истину, открывать новое, неизвестное.

Эмоциональные явления многообразны и достаточно сложно взаимосвязаны. Например, мать может не на шутку рассердиться (эмоция) на напроказившего ребёнка, ни на минуту не переставая его любить (чувство); солдат перед боем боится (эмоция), что им овладеет страх (аффект).

В заключение отметим, что невозможно представить жизнь человека без переживаний, многие чувства притягательны сами по себе, и если человек лишён возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональный голод», который он стремится удовлетворить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.д.

Психические состояния

Психические состояния – это временные состояния психики в целом (подъём, уверенность, готовность, удовлетворённость, сомнение, угнетённость, подавленность и т.д.), от которых зависят уровни функционирования познавательных процессов, успехи практических действий, а также результаты внешних воздействий на человека.

Каждый человек ежедневно испытывает какие-либо психические состояния или находится в каком-либо психическом состоянии. По своей динамичности психические состояния занимают промежуточное место между психическими процессами, протекающими в конкретный момент времени, и психическими свойствами личности, являющимися стабильными и устойчивыми характеристиками человека. Как правило, чаще всего под психическим состоянием понимается некая энергетическая характеристика, влияющая на активность человека в процессе его деятельности – бодрость, усталость, апатия, эйфория, депрессия, агрессия, тревожность.

Изучение психических состояний человека необходимо при постановке проблем всех основных разделов психологии. Особое место занимает исследование психических состояний в малых группах, объединённых общим трудом и целью (команды экипажей, рабочие бригады, спортивные группы и т.п.), а также изучение психических состояний у людей, действующих в ответственных ситуациях (предстартовые психические состояния в спорте, у участников конкурсных исполнений, у студентов перед экзаменами, у лётчиков, у операторов, несущих дежурства), требующих особой бдительности и т.п. Изучение психических состояний проводится путём наблюдения, опросов, анкет и методом тестирования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.250.187 (0.01 с.)