Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие психических состояний, основные свойства. Эмоции и чувства.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие об эмоциях, их значение в жизни человека С позиции научной психологии эмоция (лат. еmovere – волновать) – это процесс отражения человеком в форме непосредственного переживания отношений к предметам и явлениям действительности. Действительно, эмоции относятся к процессам отражения, но отражения специфического. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему миру. Субъективность – наиболее существенная черта эмоций. Субъективное отношение выражается в виде эмоциональных переживаний, которые сопровождают любое проявление активности человека. Глядя на закат, мы восторгаемся; читая книгу, испытываем волнение или радость, переживая за действия главного героя; слушая любимую музыку, испытываем удовольствие; нас огорчает плохо выполненная работа и т.д. Целостное определение эмоций принимает во внимание три аспекта: 1) внутреннее переживание; 2) физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма); 3) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении). Одним из важнейших условий для возникновения эмоций является наличие какой-то потребности, желания или интереса. Нас оставляют равнодушными предметы и ситуации, которые не выражают наших интересов и потребностей. Однако эмоции человека связаны не только с потребностями, интересами и желаниями, но и со многими другими его психологическими особенностями, в том числе – с познавательными процессами и некоторыми свойствами личности. Например, мы говорим обычно «приятные ощущения», «неприятные ощущения», имея в виду, что многие наши ощущения являются эмоционально окрашенными. По проявляемым человеком эмоциям мы можем судить о его характере, и наоборот, зная, каков характер данного человека, мы можем вполне определенно предположить, какие эмоции он чаще всего переживает. Наши мысли, представления, желания и опасения, которые сопровождаются эмоциями, оказывают самые глубокие воздействия на наш организм. Они превращаются в электрохимические импульсы, которые поступают во внутренние органы. Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека могут развиваться разнообразные болезни. И, наоборот, под влиянием положительного эмоционального состояния может значительно ускориться процесс выздоровления. Медицинские исследования показали, что у смеющегося человека в головном мозге выделяются два важных типа гормонов – энкефалины и эндорфины, которые способствуют снятию боли, напряжения и депрессии. Эмоции и чувства оказывают большое влияние на личность. Они делают человека духовно богатым и интересным. Человек, способный к эмоциональным переживаниям, может лучше понять других людей, откликнуться на их чувства, проявить сострадательность и отзывчивость. Классификация эмоций По знаку эмоционального переживания выделяют положительные и отрицательные, т.е. приятные и неприятные эмоции. В зависимости от общего уровня активности человека все эмоции подразделяются на следующие виды: – стенические эмоции – их переживание характеризуется повышением жизнедеятельности (возникает радостное волнение, подъём, бодрость); внешне они проявляются в глубоком и лёгком дыхании, энергичной работе сердца, блеске в глазах, общей энергии; – астенические эмоции – сопровождаются повышенной утомляемостью, ослаблением или утратой способности к продолжительному физическому или умственному напряжению; проявляются в виде раздражительности, слезливости, капризности, частой смене настроения, что приводит к резкому снижению работоспособности. Существует также обширная сфера амбивалентных (двойственных) эмоций, характеризующихся сочетанием отрицательных и положительных отношений к одному и тому же предмету. Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности их появления. В связи с этим выделяются собственно эмоции, настроения, чувства, аффекты и стресс. Собственно эмоции – это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т.п. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления. Американский психолог К. Изард предлагает считать основными, или фундаментальными эмоциями гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление. Настроение – это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе. Причиной настроения может быть положение человека в обществе, результаты деятельности, события в личной жизни, состояние здоровья и т.п. Настроение, переживаемое одним человеком, может передаваться другим людям. Аффект – быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия. При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Примерами аффекта могут служить ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Стресс – эмоциональное состояние, возникающее у человека под влиянием различных экстремальных ситуаций, связанных с опасностью для жизни или деятельности. Состояние стресса возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Физиологические стрессы могут быть вызваны чрезмерной физической нагрузкой, высокой или низкой температурой, болевыми стимулами, т.д. Психологические (эмоциональные) стрессы – угрозой, опасностью, обидой, информационными перегрузками и т.д. Чувства – более длительные, чем эмоции, состояния, имеющие чётко выраженный предметный характер. Чувства – выражение человеком своего положительного или отрицательного, т.е. оценочного отношения к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит. В отличие от эмоций, чувства долговременны и могут порой оставаться на всю жизнь. Особо выделяются так называемые высшие чувства, которые отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего. Они подразделяются на моральные, эстетические и интеллектуальные чувства. Моральные (нравственные) чувства представляют собой переживания человеком своего отношения к людям и к самому себе в зависимости от того, соответствует или не соответствует их поведение и собственные поступки тем нравственным принципам и этическим нормам, которые существуют в обществе. К моральным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и др. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость и др. Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей, в искусстве. Они проявляются при восприятии прекрасного, возвышенного, низменного, трагического и комического. Эстетические чувства человек испытывает, наблюдая окружающие предметы и явления действительности. Когда мы видим что-то красивое, мы им любуемся, восхищаемся, восторгаемся, а когда перед нами что-то безобразное, мы негодуем и возмущаемся. Интеллектуальными, или познавательными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. К интеллектуальным чувствам относят чувства любознательности, сомнения, уверенности, чувства сатиры, иронии и юмора, а также удивление, любопытство, заинтересованность, недоумение, торжество. Интеллектуальные чувства побуждают человека изучать окружающий мир, исследовать тайны природы и бытия, познавать истину, открывать новое, неизвестное. Эмоциональные явления многообразны и достаточно сложно взаимосвязаны. Например, мать может не на шутку рассердиться (эмоция) на напроказившего ребёнка, ни на минуту не переставая его любить (чувство); солдат перед боем боится (эмоция), что им овладеет страх (аффект). В заключение отметим, что невозможно представить жизнь человека без переживаний, многие чувства притягательны сами по себе, и если человек лишён возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональный голод», который он стремится удовлетворить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.д. Психические состояния Психические состояния – это временные состояния психики в целом (подъём, уверенность, готовность, удовлетворённость, сомнение, угнетённость, подавленность и т.д.), от которых зависят уровни функционирования познавательных процессов, успехи практических действий, а также результаты внешних воздействий на человека. Каждый человек ежедневно испытывает какие-либо психические состояния или находится в каком-либо психическом состоянии. По своей динамичности психические состояния занимают промежуточное место между психическими процессами, протекающими в конкретный момент времени, и психическими свойствами личности, являющимися стабильными и устойчивыми характеристиками человека. Как правило, чаще всего под психическим состоянием понимается некая энергетическая характеристика, влияющая на активность человека в процессе его деятельности – бодрость, усталость, апатия, эйфория, депрессия, агрессия, тревожность. Изучение психических состояний человека необходимо при постановке проблем всех основных разделов психологии. Особое место занимает исследование психических состояний в малых группах, объединённых общим трудом и целью (команды экипажей, рабочие бригады, спортивные группы и т.п.), а также изучение психических состояний у людей, действующих в ответственных ситуациях (предстартовые психические состояния в спорте, у участников конкурсных исполнений, у студентов перед экзаменами, у лётчиков, у операторов, несущих дежурства), требующих особой бдительности и т.п. Изучение психических состояний проводится путём наблюдения, опросов, анкет и методом тестирования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.250.187 (0.01 с.) |