Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоции: классификации и функцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Определение эмоций. Леонтьев: широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности. Отражают смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта. Анохин: физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека. Рубинштейн: сферу чувств или эмоций составляет переживание особого отношения человека к тому, что его окружает. Вилюнас. Необходимость "сигнального" распознавания предметов в вещнооформленной среде обусловила возникновение в чреде эволюционных изменений способности ощущать; необходимость учета при действии с предметом именно тех условий, в которых он находится, обусловила возникновение именно комплексного, образного психического отражения, специфика которого заключается в способности животного выбирать именно те стимулы среди воспринимаемых, которые необходимы для действия; видеть, что с предметом или по отношению к нему, можно сделать. Отражать ситуацию - значит получать информацию о возможных в ней действиях. Для избирательной актуализации рефлекторных актов необходимо возникновение в эволюции субъективного психического переживания. Эмоция - особое переживание субъектом отдельных элементов образа, придающее им целевую характеристику и побуждающее субъекта к решению на уровне образа задачи о способе достижения этих целей, а в конечном итоге - к целенаправленной внешней деятельности. Сартр: Эмоция – форма редукции, перехода из рационального мира в мир магии, в мир, где отсутствуют какие-то важные различия, например, между самим объектом и тем, как этот объект представлен в заведомо субъективной фантазии Условия возникновения. Двойная обусловленность эмоций: потребностями (мотивацией); особенностями воздействий (ситуации). Спиноза: эмоции возникают в результате как фрустрации, нарушении жизненных констант, так и при ассоциации по сходству и времени, отражении причинных связей и т.д. Эмоции направляются процессами познания (ПП), и одновременно являются их (ПП) регуляторами. Плюс эмоции мотивируют поведение. Вопрос о классификации является важнейшим составным компонентом психологии тории эмоций, разработанность которого в той или иной концепции можно считать показателем и общей её разработанности. Выделяют классификации по разным основаниям:
1. По источнику происхождения (по Декарту): Телесные Духовные 2. По степени сложности: Низшие Высшие (наиболее высокое – любовь к Богу) 3. По влиянию на организм: Стенические (мобилизующие) Астенические (демобилизующие) 4. По формально-динамическому признаку (длительность, устойчивость) (по Леонтьеву): Аффекты (кратковременные, бурные) Эмоции Чувства (эмоциональные константы) 5. По врождённости: Первичные Вторичные Декарт – 6 первичных (радость, печаль, любовь, ненависть, желание, удивление); 6. По влиянию на деятельность (по Клапареду): Организующая Дезорганизующая
Ю.Б. Дормашев предлагает такую классификацию эмоций по трем критериям: I. Отражаемый предмет. Рубинштейн – три уровня эмоций: ▪ «беспредметные» – состояние субъекта. ▪ предметные – большинство эмоций. ▪ обобщенные эмоции, связанные с мышлением. II. Уровень развития Рубинштейн: Другая классификация: генетическое основание и уровень осознанности и обобщенности: ▪ уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности – неопредмеченный характер (беспредметная тоска); эмоционально окрашивают процесс ощущения a) отражающие острую потребность и ее удовлетворение (голод, сытость) b) локальные – окраска ощущений (ощущение от сникерса) c) генерализованные (общее самочувствие) ▪ уровень предметных чувств – осознанное переживание отношения человека к окружающей действительности): a) интеллектуальные b) моральные c) эстетические ▪ уровень обобщенных, мировоззренческих чувств (чувство юмора, иронии) – общие мировоззренческие установки личности III. Функция. Выделение эмоций, которые выполняют функцию приспособления в ситуации. Эмоции модифицируют ситуацию в соответствии с базовой потребностью, чтобы в ней можно было действовать. Эмоции – Базовые потребности. Чувства – Конкретные условия их удовлетворения. Критерий: первичная оценка ситуации. Леонтьев: по предметности, по функции, по развитию 1. Аффекты – кратковременные эмоциональные переживания (реакции на уже наступившие события, ф-я следообразования)
2. Собственно эмоции – выражают оценочное личностное отношение к складывающимся ситуациям (ситуационные характер). Могут предвосхищать ситуации, которые возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях (идеаторный характер) 3. Чувства – носят предметный характер, возникающий в рез-те специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте (предметность, обобщенность, устойчивость; их можно воспитывать (чувство Родины) Рубинштейн: ▪ аффекты – стремительно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера ▪ страсти – сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. Стремление преобладает над чувствованием ▪ настроения – общее эмоциональное состояние личности; не предметно, а личностно; бессознательная, эмоциональная оценка личностью обстоятельств, которые складываются вокруг нее. Макдауголл: ▪ собственно эмоции - отвечают потребностям (инстинкты, устремления); предшествуют успеху/неуспеху и не зависят от него; возникают вместе с побуждениями и окрашивают переживания ▪ сложные чувства - зависят от условий деятельности; первичные формы чувств – удовольствие(успех) и страдание(неуспех) - определяют все устремления организма. Зависят от развития познавательных функций, что свойственно только человеку (надежда, тревога, раскаяние); они не происходят из установок организма Задачу функционального значения эмоций поставил Э. Клапаред. Вопрос о функциях эмоций является ключевым в психологии эмоций. В норме эмоции выполняют адаптивную функцию внутренних регуляторов деятельности. Классификация по Ю.Б. Дормашеву.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.252.215 (0.011 с.) |