![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоции: классификации и функции
Определение эмоций. Леонтьев: широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности. Отражают смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта. Анохин: физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека. Рубинштейн: сферу чувств или эмоций составляет переживание особого отношения человека к тому, что его окружает. Вилюнас. Необходимость "сигнального" распознавания предметов в вещнооформленной среде обусловила возникновение в чреде эволюционных изменений способности ощущать; необходимость учета при действии с предметом именно тех условий, в которых он находится, обусловила возникновение именно комплексного, образного психического отражения, специфика которого заключается в способности животного выбирать именно те стимулы среди воспринимаемых, которые необходимы для действия; видеть, что с предметом или по отношению к нему, можно сделать. Отражать ситуацию - значит получать информацию о возможных в ней действиях. Для избирательной актуализации рефлекторных актов необходимо возникновение в эволюции субъективного психического переживания. Эмоция- особое переживание субъектом отдельных элементов образа, придающее им целевую характеристику и побуждающее субъекта к решению на уровне образа задачи о способе достижения этих целей, а в конечном итоге - к целенаправленной внешней деятельности. Сартр: Эмоция – форма редукции, перехода из рационального мира в мир магии, в мир, где отсутствуют какие-то важные различия, например, между самим объектом и тем, как этот объект представлен в заведомо субъективной фантазии Условия возникновения. Двойная обусловленность эмоций: потребностями (мотивацией); особенностями воздействий (ситуации). Спиноза: эмоции возникают в результате как фрустрации, нарушении жизненных констант, так и при ассоциации по сходству и времени, отражении причинных связей и т.д. Эмоции направляются процессами познания (ПП), и одновременно являются их (ПП) регуляторами. Плюс эмоции мотивируют поведение. Вопрос о классификации является важнейшим составным компонентом психологии тории эмоций, разработанность которого в той или иной концепции можно считать показателем и общей её разработанности. Выделяют классификации по разным основаниям: 1. По источнику происхождения (по Декарту):
2. По степени сложности:
3. По влиянию на организм:
4. По формально-динамическому признаку (длительность, устойчивость) (по Леонтьеву):
5. По врождённости:
Декарт – 6 первичных (радость, печаль, любовь, ненависть, желание, удивление); 6. По влиянию на деятельность (по Клапареду):
Ю.Б. Дормашев предлагает такую классификацию эмоций по трем критериям: I. Отражаемый предмет. Рубинштейн – три уровня эмоций: ▪ «беспредметные» – состояние субъекта. ▪ предметные – большинство эмоций. ▪ обобщенные эмоции, связанные с мышлением. II. Уровень развития Рубинштейн: Другая классификация: генетическое основание и уровень осознанности и обобщенности: ▪ уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности – неопредмеченный характер (беспредметная тоска); эмоционально окрашивают процесс ощущения a) отражающие острую потребность и ее удовлетворение (голод, сытость) b) локальные – окраска ощущений (ощущение от сникерса) c) генерализованные (общее самочувствие) ▪ уровень предметных чувств – осознанное переживание отношения человека к окружающей действительности): a) интеллектуальные b) моральные c) эстетические ▪ уровень обобщенных, мировоззренческих чувств (чувство юмора, иронии) – общие мировоззренческие установки личности III. Функция. Выделение эмоций, которые выполняют функцию приспособления в ситуации. Эмоции модифицируют ситуацию в соответствии с базовой потребностью, чтобы в ней можно было действовать. Эмоции – Базовые потребности. Чувства – Конкретные условия их удовлетворения. Критерий: первичная оценка ситуации. Леонтьев:по предметности, по функции, по развитию 1. Аффекты– кратковременные эмоциональные переживания (реакции на уже наступившие события, ф-я следообразования) 2. Собственно эмоции – выражают оценочное личностное отношение к складывающимся ситуациям (ситуационные характер). Могут предвосхищать ситуации, которые возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях (идеаторный характер) 3. Чувства– носят предметный характер, возникающий в рез-те специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте (предметность, обобщенность, устойчивость; их можно воспитывать (чувство Родины) Рубинштейн: ▪ аффекты – стремительно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера ▪ страсти– сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. Стремление преобладает над чувствованием ▪ настроения– общее эмоциональное состояние личности; не предметно, а личностно; бессознательная, эмоциональная оценка личностью обстоятельств, которые складываются вокруг нее. Макдауголл: ▪ собственно эмоции - отвечают потребностям (инстинкты, устремления); предшествуют успеху/неуспеху и не зависят от него; возникают вместе с побуждениями и окрашивают переживания ▪ сложные чувства - зависят от условий деятельности; первичные формы чувств – удовольствие(успех) и страдание(неуспех) - определяют все устремления организма. Зависят от развития познавательных функций, что свойственно только человеку (надежда, тревога, раскаяние); они не происходят из установок организма Задачу функционального значения эмоций поставил Э. Клапаред. Вопрос о функциях эмоций является ключевым в психологии эмоций. В норме эмоции выполняют адаптивную функцию внутренних регуляторов деятельности. Классификация по Ю.Б. Дормашеву. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.008 с.) |