Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внимание: явления, функции, виды и свойства. Основные подходы к изучению внимания. Теории внимания.

Поиск

 

Наиболее известные определения внимания различаются между собой по двум вопросам.

1. Какие феномены авторы связывают с вниманием.

    • Ясность и отчетливость одних содержаний сознания по сравнению с другими (Вундт)
    • Избирательность сознания – в сознании человека присутствуют не все возможные содержания, а только те, в которых он заинтересован (Джеймс)
    • (Т. Рибо) С вниманием очень тесно связан феномен возможности удержания человеком в своем сознании в течение определенного времени определенных содержаний.
    • С вниманием связано направленность и сосредоточенность человека на каких-то объектах.

2. Вопрос о существовании внимания.

Считают, что внимание существует как особый самостоятельный психический процесс (Вундт и Джеймс).

 

· Вундт определяет внимание, как особый психический процесс, благодаря которому некоторые содержания сознания воспринимаются более ясно и отчетливо по сравнению с другими, входящими в поле сознания. Этот процесс назывался апперцепцией – в нем проявляется внутренняя активность субъекта. Продуктом процесса апперцепции – повышение ясности, отчетливости восприятия отдельных содержаний сознания по сравнению с другими.

· Джеймс, внимание – особый психический процесс, продуктом которого является отбор содержаний сознания. Указывает на его важнейшую составляющую, преперцепция.

Преперцепция – мысленная антиципация (предвосхищение) объекта в виде слабого и неясного его представления (его идеи), на который человек хотел бы обратить свое внимание.

Джеймс, как и Вундт, рассматривает этот процесс как внутреннюю активность субъекта.

Воздействие на органы чувств со стороны объектов внешнего мира приводит к возбуждению кортикальных нервных центров. Однако, Джеймс говорит, что не все эти объекты, вызывающие кортикальное возбуждение, будут обязательно сознательно восприняты. Дополнительное условие – преперцепируемая идея объекта, на который человек хотел бы обратить свое внимание, что приводит к дополнительному возбуждению кортикальных нервных центров (идеационное возбуждение), объект окажется в сознании человека. Эта идея получила дальнейшую разработку – теории восприятия и внимания. Аналоги преперцепции - Дж. Брунер (перцептивная готовность), Найсер (предвосхищающая когнитивная схема, функция которой отбор нужной субъекту информации), современная когнитивная психология.

Рисунок внимания. Метафора прожектора. Луч прожектора – внутренняя активность субъекта.

Н.Ф. Добрынин (1890-1981). Внимание – особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности. Этот выбор сопровождается сосредоточением внимания, делающим ясной и отчетливой избранную деятельность. Во внимании проявляется активность личности.

Другая точка зрения.

Внимание как особый психический процесс не существует, а является одной из характеристик либо содержаний сознания, либо какой-то другой психической функции (избирательность восприятия, например), либо деятельности в целом.

Э. Титчнер. Внимание – сенсорная ясность. Т.е. внимание, это всего лишь одно из свойств элементов сознания – ощущений, которые могут размножаться по степени их ясности. В результате, одни содержания мы воспринимаем ясно, а другие – более смутно.

 

 

 
 

 

 


Другой пример – определение С.Л. Рубинштейна: «Внимание – это в первую очередь, динамическая характеристика протекания познавательной деятельности.

Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность».

Таким образом, внимание – это всего лишь характеристика познавательной деятельности с такими свойствами, как:

- направленность;

- сосредоточенность;

- углубленность.

Основные виды внимания

Классификация В. Джеймса. Разделяет виды внимания по трем различным основаниям.

Критерий – отсутствие или наличие усилий воли

1. Произвольное – человеку необходимо совершить определенное усилие для удержания внимания, т.к. объект не обладает сам по себе достаточной привлекательностью для человека

2. Непроизвольное – сам объект в силу его определенных свойств становится интересным человеку.

Критерий различения – характер связи объектов с интересами человека.

3. Непосредственное – объекты прямо и непосредственно связаны с интересами человека. Например, интенсивные стимулы, внезапно возникающие (входящий человек), связанные с врожденными потребностями человека (пищевые объекты).

4. Опосредственное – привлекающие объекты интересны потому, что по его прошлому опыту (в результате научения или воспитания), оказались связанные с объектами его непосредственных интересов.

Критерий различения – объекты внимания

5. Чувственное – объекты внешнего мира.

6. Интеллектуальное – объекты внутреннего мира человека.

 

 


Кла

 

Классификация Добрынина. (Капустин – самая лучшая, что есть в данной предметной области, т.к. включает в себя максимум известных феноменов). Основные критерии различения видов внимания – степень и источники активности личности. Выделяет 5 видов внимания:

  1. Вынужденное внимание – наименее активный вид внимания, поскольку причины, по которым человек обращает свое внимание на объекты в большей степени определяются свойствами самих объектов:
    • Интенсивность
    • Длительность
    • Прерывистость
    • Движение объекта
    • Экстенсивность (большие пространственные характеристики)

Все эти воздействия следует рассматривать как относительные, по отношению к постоянно существующему фоновому уровню. Все эти свойства можно свести к одному общему – степень контраста воздействия по сравнению с существующим, общим, исходным фоновым уровнем. Вынужденное внимание – к резким, контрастным изменениям, происходящим в окружении человека.

  1. Аффективное внимание – основным источником активности, направляющим и сосредотачивающим внимание человека является его потребностно-мотивационная сфера (эмоции, чувства, интересы).
  2. Привычное внимание – основной источник активности – прошлый опыт человека. Приобретается человеком вместе с приобретением определенных знаний, умений и навыков. Например, вместе с формированием у человека навыка письма, формируется привычка обращать внимания на те аспекты, которые являются важными для этого навыка. Научный психолог, знающий что такое научные знания, может приобрести привычку обращать внимание на аспекты, говорящие о научности данного знания.

Все эти три вида внимания обладают одной общей характеристикой – непроизвольностью. По степени активности, проявляемой человеком они все одинаковые. Привычное внимание является более активным (незначительно).

Следующие виды отличаются не только источниками, но и степенью активности человека, проявляемых им в этих видах внимания.

  1. Произвольное внимание - основной источник – воля человека, необходимость участия волевого усилия во внимании возникает тогда, когда объекты сами по себе не привлекают внимание человека, но он сознает необходимость направить и сосредоточить внимание именно на этих объектах. Хорошо знаком студентам, когда слушают непривычный и малоинтересный материал, излагаемый монотонно и без контрастов (испытание на прочность).
  2. После произвольное внимание – начало выполнения деятельности требует от человека произвольного внимания, т.е. совершения определенных волевых усилий. Однако, в процессе выполнения деятельности, человек начинает испытывать к ней интерес, поэтому его внимание к этой деятельности становится похожим на непроизвольное. Основной источник активности – интерес. Но интерес возникает в процессе выполнения деятельности, требующих изначально каких – то усилий, назвать этот вид непроизвольным вниманием нельзя.

По имеющимся в литературе сведениям о развитии в онтогенезе внимания человека, эта классификация может рассматриваться как генетическая, как уровни развития внимания человека в онтогенезе.

Низший – вынужденное внимание, высший – после произвольное внимание.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.7.151 (0.008 с.)