Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внимание: явления, функции, виды и свойства. Основные подходы к изучению внимания. Теории внимания.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наиболее известные определения внимания различаются между собой по двум вопросам. 1. Какие феномены авторы связывают с вниманием.
2. Вопрос о существовании внимания. Считают, что внимание существует как особый самостоятельный психический процесс (Вундт и Джеймс).
· Вундт определяет внимание, как особый психический процесс, благодаря которому некоторые содержания сознания воспринимаются более ясно и отчетливо по сравнению с другими, входящими в поле сознания. Этот процесс назывался апперцепцией – в нем проявляется внутренняя активность субъекта. Продуктом процесса апперцепции – повышение ясности, отчетливости восприятия отдельных содержаний сознания по сравнению с другими. · Джеймс, внимание – особый психический процесс, продуктом которого является отбор содержаний сознания. Указывает на его важнейшую составляющую, преперцепция. Преперцепция – мысленная антиципация (предвосхищение) объекта в виде слабого и неясного его представления (его идеи), на который человек хотел бы обратить свое внимание. Джеймс, как и Вундт, рассматривает этот процесс как внутреннюю активность субъекта. Воздействие на органы чувств со стороны объектов внешнего мира приводит к возбуждению кортикальных нервных центров. Однако, Джеймс говорит, что не все эти объекты, вызывающие кортикальное возбуждение, будут обязательно сознательно восприняты. Дополнительное условие – преперцепируемая идея объекта, на который человек хотел бы обратить свое внимание, что приводит к дополнительному возбуждению кортикальных нервных центров (идеационное возбуждение), объект окажется в сознании человека. Эта идея получила дальнейшую разработку – теории восприятия и внимания. Аналоги преперцепции - Дж. Брунер (перцептивная готовность), Найсер (предвосхищающая когнитивная схема, функция которой отбор нужной субъекту информации), современная когнитивная психология. Рисунок внимания. Метафора прожектора. Луч прожектора – внутренняя активность субъекта. Н.Ф. Добрынин (1890-1981). Внимание – особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности. Этот выбор сопровождается сосредоточением внимания, делающим ясной и отчетливой избранную деятельность. Во внимании проявляется активность личности. Другая точка зрения. Внимание как особый психический процесс не существует, а является одной из характеристик либо содержаний сознания, либо какой-то другой психической функции (избирательность восприятия, например), либо деятельности в целом. Э. Титчнер. Внимание – сенсорная ясность. Т.е. внимание, это всего лишь одно из свойств элементов сознания – ощущений, которые могут размножаться по степени их ясности. В результате, одни содержания мы воспринимаем ясно, а другие – более смутно.
Другой пример – определение С.Л. Рубинштейна: «Внимание – это в первую очередь, динамическая характеристика протекания познавательной деятельности. Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность». Таким образом, внимание – это всего лишь характеристика познавательной деятельности с такими свойствами, как: - направленность; - сосредоточенность; - углубленность. Основные виды внимания Классификация В. Джеймса. Разделяет виды внимания по трем различным основаниям. Критерий – отсутствие или наличие усилий воли 1. Произвольное – человеку необходимо совершить определенное усилие для удержания внимания, т.к. объект не обладает сам по себе достаточной привлекательностью для человека 2. Непроизвольное – сам объект в силу его определенных свойств становится интересным человеку. Критерий различения – характер связи объектов с интересами человека. 3. Непосредственное – объекты прямо и непосредственно связаны с интересами человека. Например, интенсивные стимулы, внезапно возникающие (входящий человек), связанные с врожденными потребностями человека (пищевые объекты). 4. Опосредственное – привлекающие объекты интересны потому, что по его прошлому опыту (в результате научения или воспитания), оказались связанные с объектами его непосредственных интересов. Критерий различения – объекты внимания 5. Чувственное – объекты внешнего мира. 6. Интеллектуальное – объекты внутреннего мира человека.
Кла
Классификация Добрынина. (Капустин – самая лучшая, что есть в данной предметной области, т.к. включает в себя максимум известных феноменов). Основные критерии различения видов внимания – степень и источники активности личности. Выделяет 5 видов внимания:
Все эти воздействия следует рассматривать как относительные, по отношению к постоянно существующему фоновому уровню. Все эти свойства можно свести к одному общему – степень контраста воздействия по сравнению с существующим, общим, исходным фоновым уровнем. Вынужденное внимание – к резким, контрастным изменениям, происходящим в окружении человека.
Все эти три вида внимания обладают одной общей характеристикой – непроизвольностью. По степени активности, проявляемой человеком они все одинаковые. Привычное внимание является более активным (незначительно). Следующие виды отличаются не только источниками, но и степенью активности человека, проявляемых им в этих видах внимания.
По имеющимся в литературе сведениям о развитии в онтогенезе внимания человека, эта классификация может рассматриваться как генетическая, как уровни развития внимания человека в онтогенезе. Низший – вынужденное внимание, высший – после произвольное внимание.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.7.151 (0.008 с.) |