Конфигурация, проблема исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конфигурация, проблема исследования



Воспринимают ли новорожденные животные и люди окружающий мир в виде образов, состоящих только из совокупности сенсорных качеств (в виде первичных образов, как говорил Гельмгольц) или окружающий мир уже первоначально воспринимается ими в виде дискретных фигур, расположенных на фоне, которые имеют определенные формы и пространственную локализацию?

Точки зрения на эту проблему обозначаются как нативизм и эмпиризм.

Нативизм – Рене Декарт, Кант, гештальтпсихологи. По их мнению, восприятие формы и пространства является врожденным.

Эмпиризм – Д. Уок, Беркли, Г. Гельмгольц. По их мнению, восприятие формы и пространства не дано от рождения, а является формой научения.

Исследования, проведенные с новорожденными цыплятами:

Р.Фанц. Новорожденным цыплятам, сразу после появления на свет предъявлялся корм: квадратный, цилиндрический, круглый и т.д. Цыплята в 10 раз чаще клевали корм в виде шариков, а не пирамид. Если корм был плоский, предпочитали клевать круглые формы, а не треугольные. Если предлагали корм разных размеров, предпочитали корм диаметром 3 мм.

Вывод: новорожденные цыплята способны воспринимать и различать формы сразу после рождения.

Е.Хесс. Новорожденным цыплятам сразу после рождения на глаза надевали специальные призмы, которые искажали расстояния, воспринимаемые ими. Например, расстояние до ближайшего корма воспринималось в 2 раза ближе, чем на самом деле. Цыплята клевали воздух, пытаясь достать корм, т.е. то место, где оптически они воспринимали корм.

Вывод: цыплята способны воспринимать и удаленность сразу после рождения.

Исследования, проведенные с новорожденными младенцам, посвященное восприятию формы.

Т.Бауэр. Проверялась конкретная гипотеза о врожденности одного из известных законов перцептивной организации – закона хорошего продолжения.

Младенцы 6 недель

 
 


 

– стимул, который предъявлялся младенцам

 

Взрослые воспринимают этот стимул, как r, на который положена какая-то полоса благодаря закону хорошего продолжения. А как 6-недельные младенцы воспринимают эту фигуру? Если как и взрослые, то закон хорошего продолжения следует считать врожденным.

Бауэр разработала специальную методическую процедуру, которая известна и используется в подобных исследованиях.

1 этап – младенцам предъявлялся данный стимул, и с помощью процедуры оперантного научения вырабатывалась реакция поворота головы, например, направо. Бауэр сидела под столом, и как только ребенок случайно поворачивал голову направо, она с радостным лицом выскакивала из-под стола и говорила: «Ку-ку!» Это вызывало бурную эмоциональную реакцию у ребенка и после нескольких проб ребенок ждал, когда выскочит экспериментатор и как только предъявлялся этот стимул поворачивал голову направо, ожидая положительного подкрепления.

2 этап – контрольный. Младенцам по отдельности предъявлялись 4 других стимула:

 

Ребенок значительно чаще поворачивал голову направо, когда ему предъявлялся r.

Вывод: 6-недельные младенцы способны уже воспринимать формы.

Восприятие удаленности

Младенцы 2-недельные. Стимульный материал – техника теневых проекций (прием, который использовал Гибсон для доказательства существования инвариантных структур).

Младенца сажают перед экраном, за которым есть источник света. Между экраном и источником ставят предмет, который отбрасывает тень на экран.

Затем объект смещается по направлению

к источнику света Þ на экране происходит

расширение теневого пятна, а значит

расширение телесного угла, который

образован теневым пятном до размеров границ поля зрения.

 

По Гибсону, сложная оптическая структура является инвариантной и содержит информацию о том, что на тебя движется объект, но он еще и содержит информацию об угрозе столкновения.

Результаты: Действительно появляется защитная форма поведения: широко раскрываются веки, ребенок откидывает голову назад и поднимает руки, ставя их между собой и пятном.

Вывод: 2-недельные младенцы уже могут воспринимать удаленность некоторых объектов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.78.150 (0.006 с.)