Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прикладные отрасли психологии↑ Стр 1 из 67Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(психология: спорта, рекламы, труда, религии) Дильтей: в XIX разделил психлогию на объяснительную и описательную (предмет: душевная жизнь) Виндельбанд: Идеографический (познание во взаимодействии - диалогически: взгляды Бахтина и Бубера на личность: Я-Ты) → понимание (гумм. пси) и Номотетический (от частного к общему: вещи: Я-Он) методы объяснение (когнит. пси) - в ДП это разделение снимается (естественно-научн. и гумм.): цели ч-ка и методы – Общая психология – теоретическая дисциплина, изучающая общие закономерности развития и функции психики. Соотношение психологии и психопрактики (психотерапия и консультирование) → психология наука или исскуство (ремесло)? Научная и практическая психлогия соотносятся как ориентировочная и исполнительная состовляющие человеческой деятельности. Наука (вооружает человека обоснованными результатами познания закономерностей мира – т.е. человеческой психики. Практика строит на этом основании систему воздействия на психику человека → методы. В каждой практике заложено свое мировоззрение – «своя правда» - часто они не ориентируются на результаты, полученные другими специалистами. Важна интерпретация фактов (шутка про сатану и атеиста- не атеиста) – на основе различных мировоззренческих концепций она м.б. разная. И может так быть, что один и тот же результат исследования превращается в различные научные факты в разных мировоззренческих теориях. Практика – критерий истинны! Эт не надо Отрасли психологии: – Дифференциальная психология – наука, изучающая проблемы индивидуальных различий Кроме того, можно выделить следующие отрасли по трем критериям: 1. Содержание выполняемой деятельности:
2. Субъект выполняемой деятельности:
– Клиническая психология – изучает особенности психической деятельности больных, с нарушениями, которые мешают адаптации; изучает факторы, влияющие на развитие болезни, их лечение и предупреждение. – Патопсихология – изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности, в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. – Психосоматика – занимается расстройствами, связанными с действием психических факторов.
3. Конкретная научная или практическая проблема:
Общая характеристика психологии как науки: – донаучный этап – отражен в истории культуры: Феофраст, Цзацзуань, темперамент; философии: Аристотель «Трактат о душе»; педагогике, медицине, искусстве. – научный этап – 1879 г., В.Вундт Что же является предметом психологии? Объект – то, что реально исследует наука, что реально существует Предмет – те качества, те характеристики объекта, те методы исследования, которые относятся к данной науке. Объект исследования в психологии – человек и животные (+ искусственный интеллект) Представления о предмете психологии претерпели серьезные изменения, сейчас можно сказать, что вопрос о предмете психологии частично потерял свою актуальность. Сейчас на психологической арене находятся следующие психологические школы или направления и соответственно они по-своему определяют предмет психологии: Ø Отечественная психологическая школа (Выготский, Леонтьев, Рубинштейн, Гальперин, Лурия и др.).
Ø Психоанализ (начиная с Фрейда, он жив до наших дней). Психология – это наука о бессознательных явлениях. Ø Когнитивная психология (начиная с Миллера, Брунера и Найссера). Психология – это наука о человеческом познании, наука о приеме, хранении и переработке информации индивидом. Ø Экзистенциально-гуманистический подход в психологии (начиная с Маслоу, Роджерса, Франкла и др.). Психология – это наука о целостном человеке в его высших проявлениях, таких как самоактуализация, ценности, смыслы, творчество, здоровье и т.д. За всё это время было выделено три определения предмета психологии: § Психология как наука о душе. VI в до н.э. – сер. XVII в.н.э. (Демокрит, Платон, Аристотель и др.) § Психология как наука о явлениях сознания, где психика = сознание. XVII- конец XIX в. (Декарт, Спиноза, Локк, Лейбниц, ассоцианизм, Брентано, Вундт, Джемс, Титченер). § Психология как наука о… поведении, бессознательном и т.д. Кризис в начале ХХ и современный плюрализм. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУШЕ Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием «душа. Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю. Демокрит (460—370 гг. до н. э.): душа – это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все явления душевной жизни объясняются физическими и даже механическими причинами Платон (427 – 347 гг. до н. э.), Сократ (470—399 гг. до н.э.) – идеалистическое понимание души. Душа как самостоятельная субстанция, существующая наряду с телом и независимо от него. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношенияхдруг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями. Оно заботится о пропитании, подвержено недугам, страхам, соблазнам. Войны и ссоры происходят из-за потребностей тела. Оно мешает также чистому познанию. Эйдосы: Благо, Круг, Красота. Части души: Вожделеющая, Яростный дух, Разум. Мнение, рассудок, разум → майевтика. Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) – трактат «О душе». Материя и Форма (идея) + действующая причина и целевая = статуя. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество, но и не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел) – материалист. Душа есть сущность живого тела, «осуществление» его бытия, так же как зрение – сущность и «осуществление» глаза как органа зрения. Душа:,части: Растительная: рост, питание, размножение, Животная душа: перемещение, восприятие, память, воображение, Чувства. Человеческая: Разум и Воля
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.72.229 (0.009 с.) |