Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прикладные отрасли психологии

Поиск

(психология: спорта, рекламы, труда, религии)

Дильтей: в XIX разделил психлогию на объяснительную и описательную (предмет: душевная жизнь)

Виндельбанд: Идеографический (познание во взаимодействии - диалогически: взгляды Бахтина и Бубера на личность: Я-Ты) → понимание (гумм. пси) и Номотетический (от частного к общему: вещи: Я-Он) методы объяснение (когнит. пси) - в ДП это разделение снимается (естественно-научн. и гумм.): цели ч-ка и методы

Общая психология – теоретическая дисциплина, изучающая общие закономерности развития и функции психики.

Соотношение психологии и психопрактики (психотерапия и консультирование) психология наука или исскуство (ремесло)? Научная и практическая психлогия соотносятся как ориентировочная и исполнительная состовляющие человеческой деятельности. Наука (вооружает человека обоснованными результатами познания закономерностей мира – т.е. человеческой психики. Практика строит на этом основании систему воздействия на психику человека → методы.

В каждой практике заложено свое мировоззрение – «своя правда» - часто они не ориентируются на результаты, полученные другими специалистами.

Важна интерпретация фактов (шутка про сатану и атеиста- не атеиста) – на основе различных мировоззренческих концепций она м.б. разная.

И может так быть, что один и тот же результат исследования превращается в различные научные факты в разных мировоззренческих теориях.

Практика – критерий истинны!

Эт не надо Отрасли психологии:

Дифференциальная психология – наука, изучающая проблемы индивидуальных различий

Кроме того, можно выделить следующие отрасли по трем критериям:

1. Содержание выполняемой деятельности:

  • Трудовая деятельность – Психология труда – изучает психологические особенности и закономерности субъекта труда, с точки зрения его формирования и оптимизации функционирования. Занимается решением проблем, связанных с этапами развития человека как субъекта труда; выбором профессии, учебного заведения; поступлением на работу; психологическим обеспечением и оптимизацией работы кадров.
  • Учебно-педагогическая деятельность – Педагогическая психология – занимается разработкой наиболее эффективных методов обучения, созданием наиболее благоприятных условий в школе, классе.

2. Субъект выполняемой деятельности:

  • Возраст – Возрастная психология – занимается изучением основных закономерностей психического развития человека в онтогенезе и психологических особенностей сознания, личности и деятельности на каждой из возрастных стадий. (включает в себя разделы: детская психология, подростковая психология и психология зрелости).
  • Этнос – Этнопсихология – занимается установлением общих законов психической жизни на основе сравнения однородных явлений и продуктов духовной жизни у разных народов и у одного и того же народа в разные эпохи.
  • Личность – Психология личности – изучает закономерности возникновения, развития и функционирования личности человека в норме и патологи, в истории общества и в индивидуальной жизни.
  • Коллектив – Социальная психология – изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
  • Психические расстройства:

Клиническая психология – изучает особенности психической деятельности больных, с нарушениями, которые мешают адаптации; изучает факторы, влияющие на развитие болезни, их лечение и предупреждение.

Патопсихология – изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности, в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.

Психосоматика – занимается расстройствами, связанными с действием психических факторов.

  • Животное – Зоопсихология.

3. Конкретная научная или практическая проблема:

  • Нейропсихология – изучает особенности нарушения психических функций и личности в целом при локальных поражениях мозга.
  • Психофизиология – изучает физиологические и биохимические изменения, происходящие в нервной системе, в связи с различными видами человеческой активности.
  • Психология рекламы
  • Юридическая психология
  • Военная психология
  • Психология религии

Общая характеристика психологии как науки:

– донаучный этап – отражен в истории культуры: Феофраст, Цзацзуань, темперамент; философии: Аристотель «Трактат о душе»; педагогике, медицине, искусстве.

– научный этап – 1879 г., В.Вундт

Что же является предметом психологии?

Объект – то, что реально исследует наука, что реально существует

Предмет – те качества, те характеристики объекта, те методы исследования, которые относятся к данной науке. Объект исследования в психологии – человек и животные (+ искусственный интеллект)

Представления о предмете психологии претерпели серьезные изменения, сейчас можно сказать, что вопрос о предмете психологии частично потерял свою актуальность.

Сейчас на психологической арене находятся следующие психологические школы или направления и соответственно они по-своему определяют предмет психологии:

Ø Отечественная психологическая школа (Выготский, Леонтьев, Рубинштейн, Гальперин, Лурия и др.).

Психология – это наука о законах порождения, развития, функционирования и распада психического отражения в деятельности человека и поведении животных.

Ø Психоанализ (начиная с Фрейда, он жив до наших дней). Психология – это наука о бессознательных явлениях.

Ø Когнитивная психология (начиная с Миллера, Брунера и Найссера). Психология – это наука о человеческом познании, наука о приеме, хранении и переработке информации индивидом.

Ø Экзистенциально-гуманистический подход в психологии (начиная с Маслоу, Роджерса, Франкла и др.). Психология – это наука о целостном человеке в его высших проявлениях, таких как самоактуализация, ценности, смыслы, творчество, здоровье и т.д.

За всё это время было выделено три определения предмета психологии:

§ Психология как наука о душе. VI в до н.э. – сер. XVII в.н.э. (Демокрит, Платон, Аристотель и др.)

§ Психология как наука о явлениях сознания, где психика = сознание. XVII- конец XIX в. (Декарт, Спиноза, Локк, Лейбниц, ассоцианизм, Брентано, Вундт, Джемс, Титченер).

§ Психология как наука о… поведении, бессознательном и т.д. Кризис в начале ХХ и современный плюрализм.

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУШЕ

Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием «душа. Вопрос о природе души решался философами в за­висимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю.

Демокрит (460—370 гг. до н. э.): душа – это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все явления душевной жизни объяс­няются физическими и даже механическими причинами

Платон (427 – 347 гг. до н. э.), Сократ (470—399 гг. до н.э.) – идеалистическое понимание души. Душа как самостоятельная субстанция, существующая на­ряду с телом и независимо от него. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношенияхдруг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь че­ловека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями. Оно заботится о пропитании, подвержено недугам, стра­хам, соблазнам. Войны и ссоры происходят из-за по­требностей тела. Оно мешает также чистому познанию. Эйдосы: Благо, Круг, Красота. Части души: Вожделеющая, Яростный дух, Разум. Мнение, рассудок, разум → майевтика.

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.)трактат «О ду­ше». Материя и Форма (идея) + действующая причина и целевая = статуя. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество, но и не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел) – материалист.

Душа есть сущность живого тела, «осуществление» его бытия, так же как зрение – сущность и «осуществление» глаза как органа зрения. Душа:,части: Растительная: рост, питание, размножение, Животная душа: перемещение, восприятие, память, воображение, Чувства. Человеческая: Разум и Воля



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.72.229 (0.009 с.)