Тема № 2 Античная психология (6в до н.э. – 5в н.э.)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 2 Античная психология (6в до н.э. – 5в н.э.)



Тема № 2 Античная психология (6в до н.э. – 5в н.э.)

План:

1. Психологическая мысль в странах Древнего Востока.

2. Общая характеристика античных учений о душе.

3. Материалистические представления о душе в античную эпоху (Демокрит, Стоики, Эпикур).

4. Достижения античных врачей (А.Кротонский, Гиппократ, Гален).

5. Идеалистические представления о душе (Сократ, Платон).

6. Учение Аристотеля о душе.

7. Итоги развития психологии в античную эпоху.

 

Литература:

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1997. С. 21-63.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1976. С. 18-82.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1966. С. 20-89.

Ждан А.Н. История психологии. – М., 1990. – С. 22-60.

Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. С. 23-68.

Аристотель. Сочинения. – Т. 1 – М., 1975.

Платон. Сочинения. – Т. 1 – М., 1970.

Материалисты Древней Греции/Под ред. Дынника М.А. – М.. 1955.

Лурье С.Я. Демокрит. – Л., 1970.

 

Психологическая мысль в странах Древнего Востока

За несколько тысячелетий до нашей эры на Востоке складываются великие цивилизации: египетская, индийская, китайская и др. В них господствовала религиозная идеология (в основе – миф о бессмертии души, способной покидать тело, странствовать, перемещаться в другие миры).

Однако, как доказывают источники, дошедшие до нас, в них содержатся не только религиозные, но и естественнонаучные знания о психике.

 

А) Психофизиологические представления.

Представления о том, что живое тело зависит от внешней природы, а душа от жизни тела.

Например, «Памятник мемфисской теологии» (Египет, 4 в до н.э.): Бог Птах повелевает миром посредством системы телесных органов (боги «создали зрение глаз, слух ушей, дыхание носа, дабы давали они сообщение сердцу»). Роль сердца: «оно всякому сознанию даёт восходить». Вывод о том, что условием «всякого сознания» является деятельность центрального телесного органа.

Естественнонаучные представления опирались на достижения древневосточной медицины. Препятствие для её развития – религиозные предрассудки, запрещавшие анатомировать тело.

Схема организма

Во всех странах Древнего Востока решающее значение признавалось за кровообращением.

В китайских медицинских источниках главным органом психической деятельности, «князем тела», считается сердце (8 в до н.э).

Учение о темпераментах. За основу темперамента индийские и китайские врачи принимали: воздухоподобное начало (у китайцев ци), желчь (иногда кровь) и слизь. Соответственно люди разделялись на несколько типов.

 

 

Китайские медики:

1. С преобладанием желчи (или крови) – отличительные особенности человека – сила и храбрость (тигр).

2. С преобладанием ци – неуравновешенность, подвижность, быстрый переход от смеха к плачу (обезьяна).

3. С преобладанием слизи – медлительность, малоподвижность.

Т.о., ростки естественнонаучных знаний пробивали себе дорогу.

 

Б) Возникновение филосовских школ этической направленности

Дайнизм, буддизм, позже Йога (Индия), Лао-цзы, Конфуций, Мо-цзы (Китай) и др.

Устремлённость на этико-психологические вопросы (вопросы человеческого существования и его отношения к миру) определила живой интерес к психологии индивида. Например, разработка специальных приёмов расчленения психических состояний и управления ими (Йога).

 

В) Психология познания

Изучение восприятия, памяти, речи. Например, в учениях индусов большое место занимал вопрос об иллюзиях восприятия, галлюцинациях, о возможностях сверхчувственного восприятия (Йога).

 

 

2. Общая характеристика античных учений о душе.

 

У1 в до н.э. – возникновение первых научных представлений о психике. Философы, натуралисты, медики рассматривали психические процессы как одну из составляющих мироздания. Психологические проблемы обсуждались в рамках философских изысканий. Предметом философских размышлений был мир в целом, включая вопросы человека, его души (=> психология исходно – часть философии).

В античной психологии были представлены все основные психологические проблемы и, так или иначе, решены. Начинает оформляться категориальный аппарат психологии. Первая научная категория – душа.

В античной психологии уже были предсталены два основных направления в понимании души:

Материалистическое направление

Основная характеристика – акцент на реальных механизмах жизнедеятельности человека, отказ от сверхестественных причин, объясняющих душевную жизнь.

Результат –первые описания фактов душевной жизни (чувств, воли и др.).

Идеалистическое направление

Основная характеристика – попытки выделить явления души как самостоятельные и противопоставить их материальным явлениям. Значение – стремление рассматривать психические явления как специфичные.

Общим для всех направлений является попытка выделить единое начало, которое бы объясняло все психические проявления человека. Это единое начало – душа.

Итак, учения о душе – первая форма научных знаний, внутри которых развивается понимание психических явлений.

Л.С.Выготский:

«...психология как наука должна была начаться с идеи души; она (идея) явилась первой научной гипотезой древнего человека, огромным завоеванием мысли, которому мы сейчас обязаны существованием нашей науки».

Материалистические представления о душе в античную эпоху

 

В основе - зависимость душевных проявлений от физической природы, т.е. представления о том, что содержание психических процессов черпается извне, путём проникновения в организм вещества физической среды.

За первооснову древними мыслителями брались раличные виды материи: вода (Фалес), воздух (Анаксимандр), огонь (Гераклит).

Вершиной античного материализма является учение о душе – атомистический материализм.

Основные положения:

1. Всё существующее состоит из 2-х начал:

- бытие или неделимые атомы

- небытие или пустота.

2. Все вещи образуются из атомов.

3. Атомы – мельчайшие субстанции, неделимые, недоступные чувственному восприятию, различаются по величине и подвижности.

4. Атомам присущ вес, т.к. необходимо, чтобы тела делились по силе тяжести.

Основные представители:

- Демокрит (5в до н э) – вершина античного материализма – атомистический материализм Демокрита.

- Эпикур (4-3 вв до н э, Афины) – развивал учение Демокрита.

- Стоики (3в до н э, Афины) – учёные, которые развивали атомистическое учение в первый период своей школы. Основатели – Хризипп и Зенон.

 

Учение античных философов-материалистов о познании

В античном материализме выделяют два вида познания:

1. Ощущения или восприятие

2. Мышление

Ощущения или восприятие

Демокрит

Ощущение и восприятие (синонимы). Ощущения – это тёмный род познания, т.к. они ограничены в возможностях и не могут проникнуть до атома. Теория познания Демокрита – теория идолов. Восприятие – начало любого познания, естественный физический процесс: от вещей отделяются, истекают тончайшие плёночки («идолы», «эйдолы») толщиной в один атом. По внешнему виду они подобны самим предметам. Они носятся в воздухе, в органах чувств встречаются с атомами души и возникает ощущение.

Например: из глаза идёт встречный поток атомов души, который улавливает образы. Большой образ ужимается до размеров, позволяющих войти в глаз. «Видим мы вследствие вхождения в нас идолов» (Демокрит).

Это научное объяснение процесса восприятия.

Эпикур

Развил учение Демокрита, распространил теорию идолов не только на процессы видения, но и на другие органы чувств. Указывал на целостную природу восприятия (в восприятии участвуют все органы чувств).

Стоики

Способность к ощущению не является врождённой, а приобретается при жизни («Когда человек рождается, его управляющая часть души подобна чистому листу папируса, готовая воспринимать и записывать»). Управляющая часть души, т.е. разум, участвует в восприятии, а именно, устанавливает соответствие между образом и предметом.

 

Мышление

Второй вид познания, который является продолжением ощущений.

 

Демокрит

Мышление – светлый род познания, с помощью мышления можно постичь атом, скрытый от ощущений. Мышление – это истинное познание, оно обладает «тонким познавательным органом». Но, каков этот орган, как он познаёт действительность? Демокрит объяснить не мог.

 

Эпикур

Ощущение даёт единичное представление, а мышление способно схватывать большое количество частных явлений – в этом его преимущество. В отличие от ощущений мышление даёт знание общего в виде понятий или общих представлений. Ступени познания (низшая и высшая) связаны между собой. Механизм ощущений и мышления единый – извне приходят образы – идолы, без кторых невозможно ни ощущение, ни мышление.

 

Стоики

Различали мышление внутреннее и внешнее.

Внутреннее – способность следить за соотношением вещей в ситуации и намечать соответствующее поведение.

Внешнее – внешняя речь, рассуждение, переход внутренней мысли в речевой план (сейчас экстериоризация).

 

Эпикур

Цель жизни – удовольствие, которое понимается как «свобода от телесных страданий и душевных тревог».

Позиции Демокрита и Эпикура по проблеме чувств совпадают.

Стоики

Рационалисты, т.е. считали, что чувства не должны управлять поведением человека, его главная ценность – умение руководствоваться разумом.

Проблема чувств рассматривалась как проблема аффекта.

Аффекты – это чрезмерные, противоразкмные, противоестественные движения души, связанные с неправильными представлениями о вещах.

Пример:

Желание – неразумное возбуждение

Скорбь – неразумное душевное сжатие и т.п.

Описали 26 аффектов, разделили их на 4 группы:

1. Удовольствие (радость, наслаждение, весёлость);

2. Неудовольствие, страдание (горе, обида, печаль, уныние);

3. Желание (любовь, гнев, злоба);

4. Страх (боязнь, нерешительность, испуг, беспокойство).

Каждый аффект понимался как процесс. Стадии:

1 – стадия телесных изменений (физиологические изменения в организме)

2 – стадия непроизвольной реакции (непроизвольно наступающее мнение о том, что произошло, о том, как себя вести)

3 – стадия включения разума. Возможны два варианта:

Первый – разум не даёт влечению превратиться в аффект, он оценивает присходящее с точки зрения блага, зла, безразличия, т.е. относит происходящее к какой-либо из этих ценностей.

Второй – если разум слаб или отягащён предрассудками, даёт неправильную оценку, то возникает аффект.

Т.о., согласно Стоикам аффект – это ошибка разума.

Поставлена проблема единства аффекта и интеллекта: разум определяет возникновение аффекта. Там, где нет разума, нет и аффекта. В разуме стоики отказывали детям, животным, слабоумным. Их влечения нельзя назвать аффектами, т.к. нет их осознания и оценки.

У стоиков прслеживается отрицательное отношение к аффектам. Но, в жизни каждого они встречаются. Стоики разрабатали руководство по борьбе с аффектами. Если аффект всё-таки натупил:

1) Не дать аффекту принять внешнее проявление, т.к. оно аффект усиливает;

2) Не преувеличивать аффект воображением;

3) Оттянуть последний этап нарастания аффективного состояния (например, сосчитать до 10-ти);

4) Отвлечься на воспоминания другого рода (при страхе вспомнить примеры мужества);

5) Подумать о последствиях, к которым может привести аффект.

Итак, разум – единственное орудие борьбы с аффектами.

Учение стоиков об аффектах имеет большое значение и занимает важное место в истории психологии, а также воспитательное значение.

 

Демокрит

Утерждает, что причиной всего является движение атомов, в том числе и причиной движения души. «Ничто не присходит случайно, но есть некоторая определённая причина для всего, о чём мы говорим, что оно призошло спонтанно, случайно». Т.о., случайность полностью исключена. Учение Демокрита, в основе которого жёсткий детерминизм, не может объяснить проблему свободы воли, выбора и т.п.

Эпикур

Отход от демокритовского жёсткого детерминизма. Ввёл положение о том, что атомы могут самопроизвольно отклоняться, в связи с этим человек обладает свободой воли, выбора.

Стоики

Всё в природе подчиняется законам необходимости, существуют неизбежные обстоятельства (рок, судьба), а свобода воли каждого человека заключается в том, чтобы принимать разумом те обстоятельства, которые складываются. Т.о., свобода воли состоит в добровольном следовании необходимости. Нужно осознать высшие законы и согласовать с ними своё поведение.

Стоики верили в силу души перед судьбой. Отсюда – их уважение к сильному характеру.

Характер – это некоторая определённость, своеобразие, то, что отличает поступки одного человека от поступков другого, он выражает специфическое отношение человека к миру, к себе, к другим людям.

Сильный характер - характер, который способен выносить удары судьбы. Мужество, самообладание, справедливость – основные черты.

Человек может выработать в себе лучшие черты характера. Например, можно упражняться в совершении хороших поступков или наблюдать за поступками других людей и размышлять.

Провозглашалась вера в возможности человека: «Если что-нибудь тебе не по силам, то не решай, что оно вообще невозможно для человека. Но, если что-нибудь возможно для человека и свойственно ему, то считай, что оно доступно и тебе».

 

Итак, в материалистической античной психологии мы видим зарождение всех проблем, которые актуальны и сегодня: предмет психологии, проблемы эмоций и чувств, познание, его уровни и механизмы, активность личности, характер и т.д.

 

Алкмеон

По вопросу об органе души издавна конкурировали две теории «сердцецентрическая» и «мозгоцентрическая». Врач и анатом Алкмеон из Кротоны (У1 в до н.э.) впервые выдвинул и опытным путем доказал, что головной мозг является органом психики. В основе этого вывода – наблюдения за расстройством поведения при мозговых травмах и хирургических операций. Алкмеон открыл, что из мозговых полушарий «идут к глазным впадинам две узкие дорожки» (связь органов чувств и мозга).

Гален

Выснил строение и функции головного и спинного мозга и нервов.

Нервная система – ветвистый ствол, каждая из ветвей которого живёт самостоятельной жизнью. Нервы построены из того же вещества, что и мозг. Различал:

- чувствительные, «мягкие» нервы, идущие к органам;

- «твёрдые» нервы, идущие к мышцам.

Гален описал зависимость поведения человека от организации нервной системы.

Гиппократ

Создал учение о четырёх жидкостях (кровь, слизь, желчь жёлтая, желчь чёрная). Нормальное их соотношение определяет здоровье организма, его конституциональные особенности и психические качества.

Создал первую классификацию человеческих типов на соматической основе, учение о темпераменте:

Преобладание: Крови – сангвинический тип

Слизи – флегматик

Желтой желчи – холерик

Чёрной желчи – меланхолик

Значение типологии Гиппократа для научной психологии:

1) Гипотеза о том, что все многообразие человеческих типов можно сгруппировать по нескольким общим признакам поведения (начала научной типологии, лежащие в основе и современных учений об индивидуальных различиях).

2) Причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимость от физических, телесных.

 

Т.о., античные врачи укрепили позиции материализма в античной психологии.

 

 

Процесс познания

Процесс падения души с небес на Землю сопровождается забыванием душой всего того, что она знала и видела. Но она может вспомнить об утраченных идеях. В целом, процесс познания – это процесс припоминания, познать = вспомнить => мышление, которое Платон считал главным когнитивным процессом, является репродуктивным, а не творческим.

 

Уровни познания

1 – подлинное познание – направлено на мир идей, высший вид знания, существует в 2-х формах:

Рассудок– использование в процессе познания опоры на образы.

Разум (ум) – оперирует понятиями, знание даётся путём сопоставления различных мнений.

Платон: «Мысль, душа делает не что иное, как рассуждает, сама себя спрашивая и отвечая, утверждая и отрицая».

Этот процесс рассуждения Платон назвал внутренним диалогом с самим собой. Т.о., мышление понимается как внутренний диалог с незримым собеседником (в современной психологии – внутреняя речь). Это следующий шаг в понимании мышления, у Сократа – внешний диалог.

2 – мнимое знание – направлено на мир чувственных вещей. Это низший уровень познания, когда мы получаем представление лишь об образах вещей, но ни об их сущности. Познание вещей не даёт истинного знания.

 

Итак, мы рассмотрели материалистический (природный) и идиалистический (культурный) подходы к пониманию души. Общим является то, что душа выступает как внешнее, попадающее в организм извне, со стороны: атомы (Демокрит), идеальные формы (Платон).

Аристотель преодолел эти взгляды и предложил новое понимание души.

 

Учение Аристотеля о душе.

Аристотель (384-322 гг.до н.э.) ученик Платона. Аристотель впервые отграничил психологию от других областей знания – трактат «О душе» – историко-психологический обзор, систематическое исследование по проблеме души.

Душа – несамостоятельная сущность, а форма организации живого тела. Душа – это операции, деятельность, управление, а не самостоятельное тело среди других.

Аристотель: «Сказать, что душа гневается, равносильно тому, как если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома. Именно лучше, по-видимому, не говорить, что душа сожалеет, или учится, или размышляет, но человек благодаря душе сожалеет, учится или размышляет».

Вывод Аристотеля о том, что «души от тела отделить нельзя», делал бессмысленным все вопросы, стоявшие в центре учения Платона: о прошлом и будущем души, о способах её соединения с телом и т.п.

Душа не может делиться на части, но она проявляется в различных деятельностях (функции единой души): питающая, чувствующая, движущая, разумная.

- первая функция души (вегетативная) рассматривалась как специфическая для растений;

- вторая и третья (сенсомоторная) – для животных;

- четвёртая (разумная) – для человека.

Об отдельных частях души можно говорить только в том смысле, что могут существовать организмы наделённые одной функцией (растения), несколькими (животные) или всеми (человек). Высшие функции предполагают низшие, возникают на их основе. Т.о., в этой классификации мы видим развитие души, т.е. в ней заложен генетический принцип.

Среди функций души Аритотель выделяет стремление «к чему-либо» или «от чего-либо». Определяется стремление двумя факторами: а) объектом, о котором сообщают органы чувств; б) чувством удовольствия или неудовольствия. Стремление – единственная движущая сила поведения живого организма, имеющая естественные причины.

При анализе разумной части (функции) души Аристотель переходит на идеалистические позиции. Разум (нус) отделим от тела, имеет божественную сущность и в момент смерти покидает тело, соединяясь со всеобщим разумом. Здесь дуализм в учении Аристотеля: с одной стороны душа не существует вне тела, она его форма, с другой, разум не связан с телом (противоречие).

 

Процесс познания

Аристотель выделял познавательные процессы: ощущение, память, воображение, мышление.

Ощущение – начальный этап познания, вызывается воздействием внешних предметов. Ощущение – это перенос формы предмета без его материи на воспринимающий орган. Важное место при этом отводится промежуточным средам (воздух, вода, «мясо» организма), которые осуществляют перенос формы (преобразуются по образу и подобию переносимого свойства).

Ощущения происходят благодаря 5-ти органам чувств. Но существует ещё «общее чувствилище», которое отвечает за восприятие общих качеств – движение, покой, величина, число, фигура. Благодаря общему чувству человек осознаёт то, что воспринимает, оно помогает сравнивать и объединять ощущения в образы.

«Невозможно различить посредством отдельных чувств, что сладкое есть нечто отличное от белого».

Память – помогает сохранять и воспроиводить ощущения. Три вида:

- низшая память – способность сохранять ощущения (обладают все животные);

- собственно память – к образу предмета присоединяется временная оценка (образ в прошлом), это пямять – воспоминание ( обладают не все животные);

- высшая память – воспоминание с участием суждений (обладает только человек).

Воображение (фантазия) – берёт начало в ощущениях, заключается в образовании представлений, в них происходит закрепление первоначальных образов, создаются обобщенные образы, которые являются базой для мышления.

Раскрыл способы соединения представлений: по сходству, временной последовательности и контрасту (начала ассоциативной теории).

 

Мышление– высшая, познавательная способность, результатом, которой является суждение, органом – нус.

Классификация

1 – по уровням:

- низшее мышление – процесс составления мнений, ограничивается констатацией фактов, не содержит рассуждений, без попыток ответить на вопрос – почему?

- высшее мышление – направлено на выяснение истины – а) логическое – помогает из наличного знания сделать правильный вывод по законам логики; б) интуитивное – помогает определить предпосылки для дальнейшего мышления; в) мудрость – способность открывать высшие истины, не поддаётся объяснению, даётся свыше (следствие божественного вмешательства).

2 – по направленности мышления на те или иные объекты:

- теоретический ум – это наука, не решает практических вопросов для чего? с какой целью? т.д.

- практический ум – решает практические задачи, ставит цели и определяет пути их достижения.

Каждой форме мышления находится своё место в жизни, у каждого есть своя функция. В учении Аристотеля все познавательные способности существуют в единстве и берут начало от ощущений, «существо, не имеющее ощущений, ничему не научается и ничего не поймёт, душа новорождённого представляет чистую дощечку, на которой ещё ничего не написано».

 

Учение о чувствах

Относился к чувствам положительно, не считал помехой в жизни, различал два вида чувств: удовольствие и неудовольствие. Чувства рассматривал как показатели благоприятного или неблагоприятного протекания деятельности.

Высшие чувства – связаны с умственной работой и наиболее ценны. Но Аристотель призывал не ограничиваться только ими.

Аффекты – это выход за пределы нормального течения чувств: влечение, гнев, страх, отвага, злоба, радость, любовь, тоска, ненависть, зависть. Их роль велика, без них невозможно совершение героических поступков, адекватное восприятие художественных произведений.

Основные признаки аффекта:

1. Возникает непроизвольно, без намерения или обдумывания.

2. Окрашен удовольствием-неудовольствием.

3. Под его влиянием человек меняет прежние решения.

4. Сопровождается телесными изменениями.

Пример: описание страха

«Страх –некоторого рода неприятное ощущение или смущение, возникающее из представления о предстоящем зле, которое может погубить нас или причинить нам неприятность; люди ведь не боятся всех зол; например, не боятся быть несправедливыми или лживыми, но лишь тех, которые могут причинить страдание, сильно огорчить или погубить, и притом в тех случаях, когда эти бедствия не угрожают издали, а находятся так близко, что кажутся неизбежными».

Аристотель не считал возможным подавление аффекта, разделил сам аффект и манеру поведения в аффекте. Именно 2-е надо воспитывать. Как составляющее учения о чувствах – учение о катарсисе. Заимствовал это понятие у Гиппократа (катарсис – очищение путём выделения излишних соков при болезни). У Аристотеля катарсис – очищение от страданий. Например, искусство помогает очищению от неприятных переживаний: «Трагедия при помощи сострадания и страха достигает очищения аффектов».

Современные авторы называют воздействие театра на человека социальной терапией.

 

 

Учение о характере и воле

 

Харктер – некоторая определённость, устойчивое качество, приобретается при жизни (неразумные дети выдающихся людей). Дал описание характера людей в зависимости от профессии, возраста, социального положения.

 

Понятие о воле развивает в рамках учения о действиях. В зависимости от причины возникновения действия делит на непроизвольные и произвольные.

 

Непроизвольные – причина вне человека: случайные (споткнулся), в силу требований природы тела (обжег руку, отдёрнул), действия по необходимости, принуждению (действия раба). За непроизвольные действия человек ответственности не несёт.

 

Произвольные – причина внутри, «по собственной воле»: действия по привычке, под влиянием стремлений, без учёта последствий; действия по намерению, волевые действия возникают благодаря разуму – выбирается цель, средства её достижения, просчитываются последствия. Там, где нет разума (животные, дети, умалишенные), там нет и воли.

«В нашей власти как действия прекрасные, так и действия постыдные».

 

Итак, с 4 в до н.э по 17 в учение Аристотеля оставалось наиболее влиятельным в психологии и практически без изменений.

 

 

Тема № 2 Античная психология (6в до н.э. – 5в н.э.)

План:

1. Психологическая мысль в странах Древнего Востока.

2. Общая характеристика античных учений о душе.

3. Материалистические представления о душе в античную эпоху (Демокрит, Стоики, Эпикур).

4. Достижения античных врачей (А.Кротонский, Гиппократ, Гален).

5. Идеалистические представления о душе (Сократ, Платон).

6. Учение Аристотеля о душе.

7. Итоги развития психологии в античную эпоху.

 

Литература:

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1997. С. 21-63.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1976. С. 18-82.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1966. С. 20-89.

Ждан А.Н. История психологии. – М., 1990. – С. 22-60.

Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. С. 23-68.

Аристотель. Сочинения. – Т. 1 – М., 1975.

Платон. Сочинения. – Т. 1 – М., 1970.

Материалисты Древней Греции/Под ред. Дынника М.А. – М.. 1955.

Лурье С.Я. Демокрит. – Л., 1970.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.33.139 (0.032 с.)