Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По изучению истории психологии и
А.Б. ВАНЬКОВ
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ Рабочая тетрадь Тула 2014 ББК 88.1я73 И90 Рецензенты - Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент, Т.И. Лях; доктор педагогических наук, профессор ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» Л.И. Луценко; кафедра психологии и педагогики ТГПУ им. Л. Н. Толстого Ваньков, А.Б. ИСТОРИЯ ПсихологиИ: рабочая тетрадь: Метод.пособие /Авт.-сост. А.Б. Ваньков. - Тула: изд-во …, 3-е издание, переработанное и дополненное. 2014. – 84 с. Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование профиль ″Психология образования″ в соответствии с ФГОС ВПО, а также, для студентов, обучающихся по профилю профиль "Психология и педагогика дошкольного образования "Психология и педагогика дошкольного образования". Методическое пособие включает три составляющие: теоретическую, практическую и рефлексивную. По каждой теме представлена система практических и проверочных заданий. Главное внимание уделено указаниям по самостоятельной подготовке студентов к реализации различных методов освоения учебного материала в ходе аудиторной работы в группе. Рекомендовано к изданию советом по редакционно-издательской деятельности ФГБОУ ВПО ТГПУ им.Л.Н. Толстого. ББК 88.1я73 А.Б. Ваньков, 2014
СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 7 ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ И РАБОТЕ С ПОСОБИЕМ... 8 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ “ История психологии”. 10 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ________ 58 СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ.. 59 СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ.. 68 ПРИМЕРНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ 77 ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ". 79 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данное издание разработано в целях повышения эффективности работы студентов на семинарских занятиях и предполагает три основных направления работы: - практическую (планы и задания к семинарским занятиям; специальные методические указания и рекомендации, включающие список литературы, задания практического характера); - диагностическую (вопросы и задания для оперативного самоконтроля и контроля со стороны преподавателя); - рефлексивную (балльно-рейтинговая ведомость по дисциплине). Современная история психологии является базой для подготовки к полноценному восприятию достижений различных отраслей психологической науки. Изучение развития представлений о психической реальности на разных этапах поступательного развития науки имеет важное значение для дальнейшего освоения теоретических и прикладных областей психологии. Именно поэтому данная дисциплина является необходимой для психологического образования будущих педагогов-психологов. Целями освоения дисциплины «История психологии» являетсяглубокое и всестороннее изучение процесса развития представлений о психической реальности в философских трудах мыслителей древности, естественнонаучных знаниях и современных научных школах. Ввиду специфики подготовки специалиста в педагогическом вузе, особое внимание уделяется современным проблемам и направлениям развития психологической науки, связанным с изучением закономерностей развития детской психики. Осознание студентами перспектив развития науки, возможных плюсов и минусов производимых преобразований и приобретение ими возможности сопоставления наработок различных исторически сложившихся направлений психологической науки необходимо для формирования у них профессионально важных умений и навыков. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «История психологии» относится к дисциплинам вариативной части профессионального цикла дисциплин направления. Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами истории, биологии и обществознания в школе. Изучение развития представлений о психической реальности на разных этапах поступательного развития науки имеет важное значение для дальнейшего освоения теоретических и прикладных областей психологии. В результате образовательной деятельности студент: способен применять в профессиональной деятельности знания по истории психологии и истории педагогики и образования (ДСК-4). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: · типы и виды образовательных систем в их историческом развитии и в контексте государственной политики школьных реформ и развития психологических методов, применяемых в образовании (ДСК-4); · основные факты, события и явления из истории психологии, их связь с развитием практики образования (ДСК-4); уметь: · на основе анализа исторических фактов развития психологии воссоздавать процессы и закономерности формирования актуальных ныне направлений направлений науки (ДСК-4); · основываясь на изучении фактов истории развития психологической науки, применять результаты теоретических исследований в конкретных социокультурных ситуациях (ДСК-4); владеть: · навыками историко-педагогического и историко-психологического анализа: раскрытие причинно-следственных связей между теорией и практикой, социокультурной средой и деятельностью педагогов и психологов, функционированием образовательных учреждений, выделение основных положений, сравнение педагогических идей, взглядов, теорий выдающихся педагогов и психологов определение их качественного своеобразия, наличия преемственности в их развитии(ДСК-4); · способами соотнесения исторического процесса развития психологии и современных условий ее применения в образовательной практике (ДСК-4). УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Семестр изучения: 1 Всего часов: 214 аудиторных: 76 часов, из них лекции – 16 часов, семинарские занятия – 36 часов, контрольные работы – 4 часа самостоятельная работа студентов – 102 часа Отчетность: в конце 1 семестра – экзамен
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ И РАБОТЕ С ПОСОБИЕМ Приступая к изучению дисциплины “История психологии”, студенты должны ознакомиться с учебно-тематическим планом, подобрать рекомендуемую основную и дополнительную литературу. При изучении литературы особе внимание обращается на тот факт, что в отличие от предмета и методов психологии, в истории психологии изучается не сама психическая реальность, а представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки. Задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. При изучении дисциплины “История психологии” студенты должны овладеть системой знаний о развитии науки на различных этапах, а также умением видеть и использовать важнейший принцип истории психологии – связь с современностью. В процессе изучения дисциплины студентам рекомендуется: · систематически вести записи лекций; · готовиться к семинарским занятиям по предлагаемым темам, активно участвовать в их обсуждении; · пользоваться услугами читального зала, абонемента учебной литературы, кабинета самостоятельной работы при организации самостоятельной работы; · знакомиться с новинками литературы и периодических изданий по истории психологии; · вести словарь по основным понятиям и терминам, изучаемым в рамках дисциплины; · вести словарь персоналий, с чьим научным творчеством студент ознакомится в ходе изучения «Истории психологии»; · овладевать основными формами самостоятельной работы в процессе изучения дисциплины: · изучать и конспектировать научную и учебно-методическую литературу; · составлять словарь специальных терминов. В процессе изучения данной дисциплины студенту необходимо научиться выделять закономерности, связывающие между собой отдельные научные системы и компоненты внутри них. На семинарских занятиях следует обращать внимание на рассмотрение существующих точек зрения на природу психического в разные времена, изучать структуру научного знания, устанавливать общее и особенное в разных позициях. При изучении структуры психологической науки надо постоянно иметь в виду важность раскрытия самой деятельности по производству знаний в контексте отдельных научных биографий, межличностных отношений, столкновения различных мнений, взаимной критики и т. п. При подготовке к семинарскому занятию студенту следует заполнить таблицу для домашней подготовки по плану: · внести во второй столбец краткую характеристику изученного им материала по каждому пункту плана, а в третий – соответствующий временной интервал; · дать краткие письменные ответы на контрольные вопросы и (в карандаше), на тестовые задания, данные в тетради. Обсуждение контрольных вопросов проводится в начальной части занятия, а тестовых заданий – при подведении итогов работы. Контрольное тестирование по прохождении каждого раздела программы проводится на основании проработанного указанным образом материала. Получаемые студентом результаты служат одним из основных критериев успешности работы в ходе семестра. Тетрадь необходимо иметь при себе на каждом семинарском занятии и сдавать на проверку по требованию преподавателя. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ “ История психологии” ЗАНЯТИЕ №1 План занятия 1. Общая характеристика психологии в период античности. 2. Первые психологические теории античности. 3. Натурфилософская психологическая мысль. Достижения античных врачей в исследовании мозга, органов чувств. 4. Учение о темпераментах. Таблица для домашней подготовки по плану
Темы докладов и сообщений 1. Монистическое понимание соотношения души и тела в биопсихологии Аристотеля, функции души, проблемы психологии познания. 2. Платон и Аристотель - истоки двух традиций в европейской психологической мысли. 3. История эллинистической психологии – стоики. 4. История эллинистической психологии – платонизм. 5. Психологические взгляды Галена. 6. Эпикур – теория гедонизма. 7. Лукреций Кар о строении души, дифференциации души и духа. 8. Истоки интроспекционизма и проблемы рефлексии в трудах Плотина. Контрольные вопросы 1. Что характеризует Милетскую философскую школу? ________________________________________________________________________________________________________ 2. Каковы причины зарождения рациональной картины мира? ________________________________________________________________________________________________________ 3. Укажите основные позиции учения Демокрита. ________________________________________________________________________________________________________ 4. Чем творчество Сократа важно для психологического знания? ________________________________________________________________________________________________________ 5. Чем характеризуются "идеи" Платона? ________________________________________________________________________________________________________ 6. Как Платон доказывал бессмертие души? ________________________________________________________________________________________________________ 7. Что привнес в развитие психологического знания Аристотель? ________________________________________________________________________________________________________ 8. Что доказывал Плотин (в области психологических идей)? ________________________________________________________________________________________________________ Работа со словарями 1. В Словарь психологических терминов запишите определения следующих понятий: анимизм, антропоморфизм, душа, мифологическое мышление, натурфилософия, рационализм. 2. Словарь персоналий запишите краткие биографические данные о следующих ученых:Гиппократ, Демокрит, Аристотель, Платон, Плотин, Эпикур, Лукреций Кар. 3. Проведите сопоставление представлений о душе в трудах Платона и Аристотеля. Тестовые задания по теме для самопроверки 1. Кто является автором выражения: 'Если бы глаз был живым существом, его душой было бы зрение? а) Демокрит б) Аристотель в) Фалес г) Алкмеон. 2. Кто является создателем гуморальной концепции темперамента? а) Гераклит б) Аристотель в) Гиппократ г) Эпикур. 3. Впервые положение о неотделимости души от тела выдвинул: а) Демокрит; б) Платон; в) Сократ; г)Аристотель. 4. Впервые представления об ассоциациях были сформулированы: а) Лукрецием; б) Аристотелем; в) Демокритом; г) Фалесом. 5. Автором трактата «О душе» является: а) Платон; б) Демокрит; в) Аристотель; г) Эпикур. 6. Душу как нечто божественное, отличающееся от тела, существующее у человека прежде, чем вступить в соединение с его телом, представлял: а) Платон; б) Демокрит; в) Аристотель; г) Б.Спиноза 7. Как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами, душа понималась: а) представителями анимизма; б) Эпикуром; в) Лукрецием; г) Б. Спинозой. 8. Душа представляет собой форму и способ организации живого тела, утверждал… а) Марк Аврелий; б) Аристотель; в) Лукреций Кар; г) Плотин; 9. Древнегреческим философом, наследие которого сохранилось в виде диалогов, записанных его знаменитым учеником, был… а) Платон; б) Эмпедоклом; в) Сократ; г) Фалес. 10. В период античности душа как смешение четырех элементов определялась… а) Гиппократом; б) Эмпедоклом; в) Аристотелем; г) Демокритом. ЗАНЯТИЕ №2 Зарождение психологических знаний в рамках науки о душе (проблемы и развитие психологической мысли в Средние века) План занятия 1. Характеристика психологических воззрений в средние века в связи с социальными и идеологическими условиями эпохи. 2. Психологические проблемы познания в рамках схоластической философии. 3. Психологические исследования на арабском Востоке. 4. Биография и психологическое наследие Ибн Сины. 5. Ибн Рушд как основоположник аверроизма. 6. Психология Фомы Аквинского. Таблица для домашней подготовки по плану
Темы докладов и сообщений 1. Фома Аквинский: жизнь и учение. 2. Роджер Бэкон как основатель опытной науки. Контрольные вопросы 1. Дайте общую характеристику средневекового мышления. ________________________________________________________________________________________________________ 2. Как описывается путь духовного совершенствования в Средние века? ________________________________________________________________________________________________________ 3. Что выступает идеалом познания в Средневековье? ________________________________________________________________________________________________________ 4. Чем отличаются два основных течения схоластики? ________________________________________________________________________________________________________ 5. Укажите основные взгляды Фомы Аквинского на природу души. ________________________________________________________________________________________________________ 6. Чем характеризуются взгляды В.Оккама и Д.Скотта? ________________________________________________________________________________________________________ ЗАНЯТИЕ № 3 План занятия 1. Исторические, социально-культурные предпосылки появления новых взглядов на человека в период Возрождения. 2. Основные направления развития антропологических и психологический идей в культуре Возрождения. Таблица для домашней подготовки по плану
Темы докладов и сообщений 1. Развитие знания о душе в русле схоластики. Психологические взгляды Пьетро Помпонацци. 2. Испанские врачи против схоластики (Вивес, Уарте). 3. Немецкие мыслители эпохи Возрождения (Меланхтон, Гоклениус). Контрольные вопросы 1. Укажите основные черты культуры Возрождения. ________________________________________________________________________________________________________ 2. В чем состоял новый взгляд на человека в трудах мыслителей Возрождения? ________________________________________________________________________________________________________ 3. Какая проблема была основной в творчестве Помпонацци? ________________________________________________________________________________________________________ 4. О каких трех видах разума говорил Помпонацци? ________________________________________________________________________________________________________ 5. Что является высшей ценностью у Леонардо да Винчи? ________________________________________________________________________________________________________ 6. Как рассматривал соотношение теории и практики Леонардо да Винчи? ________________________________________________________________________________________________________ 7. В чем состояла попытка Меланхтона модернизировать учение Аристотеля? ________________________________________________________________________________________________________ ЗАНЯТИЕ № 4 План занятия 1. Предмет психологии в Новое время. 2. Эмпиризм как один из подходов в теории познания. 3. Соотношение эмпирических и рационалистических подходов в науке XVII века. Таблица для домашней подготовки по плану
Темы докладов и сообщений 1. Материалистическая концепция Т. Гоббса. Развитие ассоциативных идей. 2. Учение Спинозы о психике. 3. Сенсуализм Дж. Локка. 4. Идеалистическая традиция в немецкой философии и психологии – Г. Лейбниц. Контрольные вопросы 1. В чем суть взглядов на науку Галилея? ________________________________________________________________________________________________________ 2. Какие два направления в методологии науки противостояли друг другу в исследуемый период? ________________________________________________________________________________________________________ 3. Какому методу познания отдавал предпочтение Бэкон? _______________________________________________________________________________________________________ 4. Какие правила, которыми должен руководствоваться исследователь, чтобы достичь объективности, выделяет Декарт? ________________________________________________________________________________________________________ 5. Кто обосновал психологию как науку о сознании? ________________________________________________________________________________________________________ 6. Какие уровни познания выделяет Локк? ________________________________________________________________________________________________________ 7. В чем суть монадологии Лейбница? ________________________________________________________________________________________________________ ЗАНЯТИЕ № 5 План занятия 1. Развитие психологической мысли в Европе в ХVIII веке 2. Развитие психологии в романтический период (первая половина XIX в.) Таблица для домашней подготовки по плану
Темы докладов и сообщений 1. Психологическое наследие французских энциклопедистов. Дени Дидро: жизнь, идеи, учение. 2. Вклад Гельвеция в развитие психологического знания. 3. Учение И.Ф. Гербарта о порогах сознания. 4. Ассоцианизм Т. Брауна. 5. Ассоцианизм Дж. Милля и Д. Ст. Милля. Контрольные вопросы 1. В чем состоял основной идеал эпохи Просвещения? ________________________________________________________________________________________________________ 2. Какую классификацию идей, исходя из прагматического критерия, предлагает Гельвеций? ________________________________________________________________________________________________________ 3. Чем характеризуется "естественный человек" Руссо? ________________________________________________________________________________________________________ 4. Кто из представителей эпохи Просвещения обосновал идею о том, что мышление есть функция мозга? ________________________________________________________________________________________________________ 5. В чем заключаются изменения в научном познании в начале XIX в.? _______________________________________________________________________________________________________ 6. Какие изменения отмечаются в ассоцианизме в начале XIX в.? ________________________________________________________________________________________________________ 7. В чем суть положений Гербарта о представлениях? ________________________________________________________________________________________________________ 8. Какие психологические идеи содержатся в трудах немецких философов в исследуемый период? ________________________________________________________________________________________________________ ЗАНЯТИЕ № 6 Развитие естествознания и выделение психологии в самостоятельную науку (предпосылки формирования и оформления психологии как самостоятельной науки) План занятия 1. Физиология органов чувств и мозга. 2. Накопление психологических идей в различных философских учениях XIX века. 3. Предпосылки оформления психологии как самостоятельной науки в анатомо-физиологических, медицинских науках и биологии. Таблица для домашней подготовки по плану
Темы докладов и сообщений 1. Концепция Ч. Дарвина и ее влияние на становление научных представлений о психике. 2. Экспериментальная психофизиология органов чувств Г. Гельмгольца. 3. Френология Ф. Галля. 4. Психофизика (Э. Вебер и Г. Фехнер). 5. Психометрия (Ф. Дондерс). Контрольные вопросы 1. Какие задачи в области психологии позволяли решать достижения естественных наук второй половины XIX в.? ________________________________________________________________________________________________________ 2. Кто, по мнению Конта, должен разрабатывать психологические проблемы? ________________________________________________________________________________________________________ 3. В чем состоит значение для психологической науки работ Поля Брока? ________________________________________________________________________________________________________ 4. В чем суть локализационного подхода к психическим функциям? ________________________________________________________________________________________________________ 5. В чем значение учения Дарвина для психологии? ________________________________________________________________________________________________________ 6. Какие достижения физиологии первой половины XIX в. повлияли на развитие психологии? ________________________________________________________________________________________________________ 7. В чем состоит значение идей И. Мюллера для психологии? ________________________________________________________________________________________________________ 8. Каковы достоинства и недостатки френологии Галля? ________________________________________________________________________________________________________ 9. В чем состояли выводы Ч. Белла, Ф. Мажанди? ________________________________________________________________________________________________________ ЗАНЯТИЕ № 7 Развитие естествознания и выделение психологии в самостоятельную науку (первые программы развития психологии как самостоятельной научной дисциплины) План занятия 1. Начало экспериментального этапа в развитии психологии. 2. Развитие экспериментальной психологии в на западе в конце ХIХ - начале XX в. 3. Развитие экспериментальной психологии в России. Таблица для домашней подготовки по плану
Темы докладов и сообщений 1. Творчество В. Вундта и его значение для психологии. 2. Программа психологии как учения о совершении психических деятельностей на рефлекторной основе И.М. Сеченова. 3. Программа психологии как учения об интенциональных актах сознания Ф. Брентано. 4. Программа психологии как науки об эволюционных связях между сознанием и внешней средой Г. Спенсера. Контрольные вопросы 1. Назовите авторов программ развития психологии как самостоятельной науки. ________________________________________________________________________________________________________ 2. Что выступало предметом психологии в "физиологической психологии" В.Вундта? ________________________________________________________________________________________________________ 3. Чем обосновывалась В.Вундтом самостоятельность психологии? ________________________________________________________________________________________________________ 4. Как понимал свою задачу в области психологии И.М.Сеченов? ________________________________________________________________________________________________________ 5. Почему, по мнению И.М.Сеченова, психологию должны разрабатывать физиологи? ________________________________________________________________________________________________________ 6. Как И.М. Сеченов понимал сущность психического акта? ________________________________________________________________________________________________________ 7. Какими методами предлагал изучать духовную стороны психики К.Д. Кавелин? ________________________________________________________________________________________________________ 8. К какому из направлений функционализму или структурализму можно отнести взгляды Брентано? ________________________________________________________________________________________________________ ЗАНЯТИЕ № 8 Развитие естествознания и выделение психологии в самостоятельную науку (развитие экспериментальной психологии и ее прикладных областей) План занятия 1. Развитие эксперимента в предкризисный период. 2. Приложение экспериментальной психологии к различным прикладным областям. 3. Развитие экспериментальной психологии в России. Таблица для домашней подготовки по плану
Темы докладов и сообщений 1. Приложение экспериментальной психологии к педагогике (Э. Мейман, Р. Лай и др.). 2. Экспериментальное изучение интеллектуального развития. (А. Бине, В. Штерн). 3. Создание первой лаборатории экспериментальной психологии в России В.М. Бехтеревым (1885) и других экспериментальных лабораторий. 4. Развитие экспериментальных исследований в России во второй половине ХIХ - начале XX в. Особенности экспериментального подхода в русской психологии. Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте распространение эксперимента на исследование высших психических функций. ________________________________________________________________________________________________________ 2. В чем заключался собственно психологический эксперимент, осуществляемый в работах Г. Эббингауза? ________________________________________________________________________________________________________ 3. Какие ограничения эксперимента были предусмотрены В. Вундтом? ________________________________________________________________________________________________________ 4. Приведите классификацию психологических методов А.Ф. Лазурского. ________________________________________________________________________________________________________ 5. Что характеризовало эмпирическую психологию в России? ________________________________________________________________________________________________________ ЗАНЯТИЕ № 9 Кризис в зарубежной психологии (создание кризисной ситуации в психологии на рубеже XIX-XX веков) План занятия 1. Развитие психологического познания – причины последующего кризиса. 2. Развитие возрастной психологии на рубеже веков (Ст. Холл, К. Гетчинсон, Э. Мейман, В. Штерн). 3. Возникновение и развитие новых психологических школ. Таблица для домашней подготовки по плану
Темы докладов и сообщений 1. Теория рекапитуляции (Ст. Холл, Гетчинсон). 2. Развитие структурализма (Э. Титченер). 3. Развитие функционализма. 4. Вюрцбургская школа. 5. Французская социологическая школа. Контрольные вопросы 1. В чем состояли основные причины кризиса в психологии конца XIX - начала XX в.? ________________________________________________________________________________________________________ 2. Чем характеризовался период "открытого кризиса" в психологии? ________________________________________________________________________________________________________ 3. Какие характерные черты традиционной психологии XVII-XIX вв. выделяет А.Н. Ждан? ________________________________________________________________________________________________________ 4. Каковы ключевые идеи описательной (понимающей) психологии? ________________________________________________________________________________________________________ 5. Охарактеризуйте новое видение и использование интроспекции Вюрцбургской школой. ________________________________________________________________________________________________________ 6. Как изменил представление о сознании Э. Титченер? ________________________________________________________________________________________________________ 7. Какие изменения внес Титченер в использование интроспективного метода? ________________________________________________________________________________________________________ 8. Чем характеризуется пралогическое мышление в рассуждениях Л. Леви-Брюля? Как оно соотносится с логическим? ________________________________________________________________________________________________________ 9. Какие психические процессы исследовались представителями Вюрцбургской школы? ________________________________________________________________________________________________________ ЗАНЯТИЕ № 10 План занятия 1. Новые подходы к определению сознания. 2. Целостность восприятия. Разработка нового стиля психологического мышления. 3. Конкретно-психологические исследования в русле развития гештальтизма. Таблица для домашней подготовки по плану
Темы докладов и сообщений 1. Работы Э. Рубина: феномен «фигуры и фона». 2. Понятие гештальта. Теория поля К. Левина. 3. Значение работ М. Вертгеймера. Контрольные вопросы 1. Какие качественные изменения в представления о сознании внесло развитие гештальт-психологических взглядов? ________________________________________________________________________________________________________ 2. Назовите основных представителей гештальт-психологической школы. ________________________________________________________________________________________________________ 3. Каковы принципы организации гештальта при решении творческих задач? ________________________________________________________________________________________________________ 4. В чем заключались эксперименты К. Левина и его учеников по изучению динамики мотивов? ________________________________________________________________________________________________________ Работа со словарями и конспектирование 1. В Словарь психологических терминов запишите определения следующих понятий: гештальт, инсайт, эмерджентность. 2. Проведите анализ противоречий между позицией гештальтистов и бихевиористским пониманием психологии. ЗАНЯТИЕ № 11 План занятия 1. Трехслойная структура психики по З. Фрейду. 2. Этапы развития психоанализа. 3. Создание психоаналитического кружка в начале XX в. 4. Столкновение мнений, развитие новых подходов в рамках психоанализа. Таблица для домашней подготовки по плану
Темы докладов и сообщений 1. Этапы развития психоанализа, их характеристика. 2. Развитие психоаналитических теорий представителями глубинной психологии, отошедшими от теоретических взглядов З. Фрейда (К.Г. Юнгом, А. Адлером). Контрольные вопросы 1. Какой слой психики человека З. Фрейд полагал основным? ________________________________________________________________________________________________________ 2. Какие три сферы психики выделял Фрейд и как они соотносились между собой? ________________________________________________________________________________________________________ 3. Представьте графически трехслойную структуру психики, предложенную З. Фрейдом. ________________________________________________________________________________________________________ 4. Какие условия, способствующие появлению чувства неполноценности, выделяет Адлер? ________________________________________________________________________________________________________ 5. Что послужило причиной (ами) создания психоаналитического кружка? ________________________________________________________________________________________________________ 6. Какие механизмы психологической защиты выделял З. Фрейд и чем они характеризуются? ________________________________________________________________________________________________________ 7. В чем заключались основные разногласия между З. Фрейдом и К. Юнгом? ________________________________________________________________________________________________________ 8. Какое направление развивал А. Адлер после разрыва с Фрейдом? ________________________________________________________________________________________________________ ЗАНЯТИЕ № 12 План занятия 1. Теоретические основы бихевиоризма. 2. Экспериментальные работы и законы научения. 3. Критика бихевиоризма.
Темы докладов и сообщений 1. Объективная психологическая наука в трудах Дж.Уотсона. 2. Кривая научения Э. Торндайка. 3. Критика бихевиоризма. Контрольные вопросы 1. Как и почему представители бихевиоризма понимали предмет психологии? __________________________________________________________________________
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.39 (0.011 с.) |