Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Донаучный этап психологической науки↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В истории Средневековья различают два периода, это период «патристики» и период «схоластики». Название «патристика» (от латинского pater, «отец») связано с понятием «отцы церкви», которое обозначает лиц, приложивших свои усилия для разъяснения положений нарождавшейся христианской религии в такой период еѐ развити. «патристика» имеет ещѐ два смысла: а) познание божественных смыслов на основе мистической интуиции и сверхърационального созерцания; и б) совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей 2-8 вв. н.э., главная цель которых – защита и теоретическое обоснование христианской религии. Период схоластики (от схола, «ученический или школьный») начинается с девятого века и характеризуется стремлением мыслителей рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение, в том числе бытие Бога. Наиболее полно специфику периода схоластики отражает философское учение Фомы Аквинского. Теория римского ученого Августина Аврелия (354-430), который вошел в историю науки под именем Августина Блаженного, ознаменовала переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению. Считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (от лат. voluntas - воля). Индивидуальная воля, согласно Августину, зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет движением души и обращает ее к себе самой. Авиценна- медицинская психология, в ней отводилась роль аффектов в регуляции и развитии поведения организма. Созданный им «Канон медицинской науки» обеспечил ему власть в медицинских школах. В этой работе он описывал 2 психологии: естественнонаучную и метафизическую. Он разграничивает их говоря о двух точках зрения на душу: медицинской и философской. Естественнонаучная психология строится на опытном знании, на медицинской практике, материалистическая по своей сути, опирается на идею связи мозга и психики. Обязательная для врача Метафизическая психология базируется на исламской религии и является прослойкой между наукой и религией. Идеалистична по своей сути, обязательна для искателя истины, для врача необязательна. Авиценна один из первых исследователей в области возрастной психофизиологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды придавая при этом важное значение воспитанию. Аль Газен – занимался исследованием возникающих в организме продуктов деятельности глаза. Принцип: изучая законы отражения и преломления света, орган зрения можно считать оптическим прибором. В каждом зрительном акте он различал с одной стороны, непосредственный эффект запечатления внешнего воздействия, с другой- присоединяющуюся к этому эффекту работу ума. Глаз - оптическая система: 1)Последствия для теории зрительного восприятия – в наших органах зрения, строится образ внешнего предмета по законам оптики. -изучено движение глаз и его роль для восприятия -открыто бинокулярное зрение, смешение цветов при зрительном восприятии -фактор времени, длительность восприятия взаимосвязана с его процессом и результатом
2)Последствия для психологической теории -в акте восприятия 2 стороны: суждение и работа ума -теория эманаций восходящая к Демокриту отвергнута как несостоятельная и неадекватная фактам. Фома Аквинский: Томизм - ортодоксальное учение католической церкви, призвано защитить веру от научных доказательств. Предпосылки создания: учение Сократа и Платона о «мире идей» и переработка учения Аристотеля о душе. Основные положения: 1) душа одна и обладает отдельным от тела бытием, она индивидуальна и нематериальна. 2) душа- чистый субъект способный только сознавать. 3)Душе свойственны 3 функции: растительная, животная, разум и воля 4) вводится понятие о личности, самом благородном во всей разумной природе души. Главные выводы: 1)душа бессмертна 2)душа узловой пункт мироздания 3) источник знаний и поступков человека не сам человек, а Бог 4) интроспекция- главный метод познания души Рожер Бэкон ( противник томизма) номинализм Номинализм отстаивал идею о том, что объективные, чувственно воспринимаемые вещи предшествуют идеям, универсалии существуют только в мышлении, а не в действительности. Уильям Оккам – в основе понятий лежат знаки вещей, т.е. общее это знак многих объектов, в реальности его не существует. Понятие не произвольно, оно рассматривается им как результат абстракции, причем эта логическая операция происходит на основании сходства между предметами. Оккам также писал о существовании понятий разного уровня- одни из них являются знаками вещей, а другие знаками понятий. Он известен своим афоризмом бритва Оккама: сущностей не следует умножать без необходимости. Бернардино Телезио – борьба с теологией- пантеизм. Космос сливался с божеством, а человек с космосом. разработал теорию познания, которое трактовалось как процесс запечатление и воспроизведения внешних воздействий. Распространил принцип самосохранения материи и на душу.
Развитие психологии в эпоху возрождения и нового времени. Теории Ф. Бэкона, Р. Декарта, рационализм и сенсуализм в психологии (Спиноза Б., Лейбниц Г.В., Гоббс Т., Локк Д.). Возникновение и развитие ассоциативной психологии (Беркли Д., Юм Д., Гартли Д., Браун Т., Милль Дж., Милль Дж. Ст., Спенсер Г.). Экспериментальный период становления психологической науки. Образование психологии в самостоятельную науку, характеристика предпосылок. Основные программы построения психологии: Вундт В., Брентано Ф., Сеченов.Основные направления: структурализм (Титченер Э.), Вюрцбургская школа (Кюльпе О., Бюлер К., Зельц О.), функционализм (Брентано Ф., Штумпф К., Джеймс У., Вудвортс Р.). Теория Френсиса Бекона: Религия и наука образуют самостоятельные области, их смешение грозит опасностью появления еретической религии или фантастической философии. Бэкон развивает идею единой науки о человеке, которая состоит из двух частей. Одна рассматривает человека как такового, вторая по отношению к обществу. Выделяет учение о теле (медицина, косметика, атлетика и наука о наслаждениях) и учение о душе (учение о духе(божественной душе), учение о чувствующей душе, учение о способностях души). Учение о теле: учение о союзе души и тела (физиогномика, толкование снов, учение о влиянии тела на душу и наоборот). Учение о душе: учение о личности ( учение о выдающихся проявлениях возможностей человека(память, мудрость, моральная стойкость). Знание нельзя получить в готовом виде, его необходимо добывать опытным путем. Чтобы построить новую науку необходимо очистить разум от идолов: идолы рода(недостатки связанные с особенностями строения и функционирования органов чувств), идолы пещеры (отражают субъективность познания), идолы рынка(использование слов), идолы театра (недостатки связанные с преклонением перед авторитетом) Индуктивный метод: объективный метод получения знаний и проверки их истинности. Теория Рене Декарта Рене Декарт был приверженцем схоластического подхода, это было связано с тем, что для психологии и философии необходимо было преодолеть последствия схоластики. В своих исследованиях Декарт говорил, что организм - механически работающая система. Тем самым тело не управлялось душой. Декарт показал, что работа внутренних органов и поведение не нуждается в душе. 1)у тела главный атрибут- протяженность, у души непротяженность(она является самостоятельной субстанцией и состоит из непротяженных явлений-мыслей) 2)устройство тела-движется по законам механики, как автомат(часы), душа мыслит и состоит из непротяженных явлений сознания- мыслей) 3)движения тела и поведение не нуждается в душе, душа не нуждается в теле для своего существования У Декарта тело освобождалось от души, как и душа от тела. Тело может только двигаться, душа только мыслить. Декарт не только противопоставил их, но и создал новую форму дуализма. Учение о рефлексах Также Рене Декарт вводит понятие о рефлексах т.е. он пытался объяснить рефлекторную природу поведения. Декарт считается родоначальником рационалистической философии. Согласно его мнению, знание должно строится на очевидных данных, на интуиции т.е. по своим личным чувствам мыслям Он говорил, чтобы 1)найти истину, надо все подвергнуть сомнению 2)если мы сомневаемся, значит мы мыслим 3)мышление-все что происходит в нас, все что мы воспринимаем 4)постулат психологии 19 века – первое что человек обнаруживает в себе – это его собственное сознание. Основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. 5) интроспекция это единственный метод изучения сознания Дуализм и психофизическая проблема философии Декарта Психофизическая и психофизиологическая проблема: как соотносятся физиологические и психические процессы? Он заранее сказал, что душа и тело могут существовать отдельно друг от друга как субстанции, и он захотел объяснить как же они сосуществует как взаимодействуют в человеке. Он предложил решение-психофизическое взаимодействие, которое говорит о том, что физио.процессы(телесные) влияют на психические(душевные), а психические –на физиологические. Тело влияет на душу, и тем самым пробуждает в нем страсти(страдания) в виде эмоций, чувственных восприятий. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, побуждая эту машину работать. Декарт искал в организме орган, с помощью которого тело и душа могли взаимодействовать. Таким образом он предложил считать шишковидную железу(эпифиз). Как мы видим он совмещал материализм и идеализм. Рационализм и сенсуализм в психологии (Спиноза Б., Лейбниц Г.В., Гоббс Т., Локк Д.) Бенедикт Спиноза (1632-1677) – его известная книга «Этика». Спиноза был приверженцем монизма. Он считал, что есть одна субстанция, он её называл богом или природой, она является абсолютно самостоятельной и ничем не обусловленной, не сотворенной и вечной. Он говорил что душа и тело не раздельны, они составляют мыслящее тело, единого мыслящего индивидуумов. Они представлялись в одном случае под атрибутом мышления, а под другим случаем протяжения. Протяженность и мышление неотделимы друг от друга и от субстанции. Оба атрибута действуют совместно. Спиноза также решал проблему познания и свободы, он говорил что различаются 4 способа приобретения познания: 1) понаслышке 2)от случайного опыта 3)путем перехода от общего к частному 4)через познание сущности вещи В «Этике» эти способы познания объединяются в три рода познания. 1) и 2) образуют познание первого рода, это когда мнение и воображение существуют в форме образа. Это смутное и искаженное познание. Познание второго рода - разум – дает общие идеи о существенных свойствах вещей. Познание третьего рода(интуиция) – дает знание сущности вещей. Он выделял также свободу как идеал человеческой жизни, является плодом познания, состоит в познании необходимости и подчинении этой необходимости. Неофрейдизм: Аналитическая психология К.Г. Юнга. Индивидуальная психология А. Адлера. Психосоциальное развитие в теории Э. Эриксона. Гуманистическая теория личности Э. Фромма. Социокультурная теория личности К. Хорни. Психоанализ: Предмет психологии в психоанализе, теория личности З. Фрейда, исследование детской психики и механизмов психологической защиты в теории А. Фрейд. Зигмунд Фрейд- назвал свое учение психоанализом. Глубинная психология-направление получило по своему предмету исследования, так как концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики. Методы психологии: методы толкования сновидений, психоанализ, аналих оговорок и запинаний, анализ шуток, анализ ошибочных действий и гипноз. Он выделял 3 положения: - поведением человека правят иррациональные психические силы -интеллект – аппарат для маскировки этих сил -индивид и среда находятся в состоянии постоянной вражды Предмет психологии - бессознательное. Ключевые понятия бессознательного: -защитный механизм -фрустрация -идентификация -вытеснение -фиксация -регрессия -свободные ассоциации -сила я Приоритетные проблемы: -сложность внутреннего мира человека -душевные конфликты -последствия неудовлетворенных влечений -противоречие между желаемым и должным Когнитивная психология Гуманистическая психология. А.Н.Леонтьев Он рассматривает деятельность как 1)главную образующую психики, 2)движущую силу ее развития и как 3)метод позволяющий диагностировать появление психики, ее развитие и качественные изменения. Таким образом, он поставил во главу проблему деятельности. Структура деятельности: --связь--- Структура сознания: 1)особенная деятельность - мотив 2)действие - цель 3)операции - задачи и условия выполнения 4)психофизиолог. функции Они образуют систему функционирующую как целое. В работе «деят-ть, сознание и личность» особое внимание уделил системному хар-ру деятельности с ее внутренними переходами и превращениями, которые не являются спонтанными, а включены в систему общества. Леонтьев доказал ведущее значение культуры, межличностного общения для сложного процесса восхождения от индивида к личности.
Комплексный и системный подходы в отечественной психологии, психология установки Узнадзе, Теория установки, по собственной оценке Узнадзе, является попыткой объяснить активность живого организма как целого, его взаимоотношения с действительностью с помощью введения особого внутреннего образования, обозначенного понятием «установка». Установка возникает при наличии одновременно двух условий: потребности, актуально действующей в данный момент, и объективной ситуации удовлетворения этой потребности. Таким образом, в ее формировании учитываются внутренние и внешние факторы. Установка представляет собой первичное целостное недифференцированное состояние, которое предшествует сознательной психической деятельности и лежит в основе поведения. «Отдельные акты поведения, вся психическая деятельность представляют собой явления вторичного происхождения». Был разработан метод экспериментального исследования установки, изучены виды установок, процесс их •формирования, описаны их свойства. С позиции установки даны характеристики психических процессов, произведена оригинальная классификация форм поведения и деятельности человека, выявлены иерархические уровни психической активности — индивида, субъекта, личности. Установка описывалась как то опосредствующее образование между влиянием среды и психическими процессами, которое объясняет поведение человека, его эмоциональные и волевые процессы, т. е. выступает детерминантой любой активности организма. Так, мышление (а также творческая фантазия, труд и др.) возникает в ситуации затруднения актов поведения, вызванных определенной установкой, когда усложнение ситуации вызывает необходимость сделать специальным объектом исследования это затруднение. «Этот специфический акт, обращающий включенный в цепь деятельности человека предмет или явление в специальный самостоятельный объект его наблюдения, можно было назвать актом объективации». Выделение объективации приводит Узнадзе к выводу о существовании двух уровней психической жизни — уровня установки, свойственного для всякого живого существа (и лишь в частности для человека), и уровня объективации, который представляет собой «специальное достояние лишь для человека как существа мыслящего, строящего основы культурной жизни как творца культурных ценностей». Направленность на выявление внутренней детерминации активности составляет сущность и пафос подхода Д. Н. Узнадзе, нацеленного на преодоление постулата непосредственности в психологии. Поскольку установка (и потребность) находятся в «пространстве субъекта» и, следовательно, являются внутренними образованиями, остается неясной роль поведения и деятельности в психологии. теория планомерного формирования умственных действий (Гальперин П.Я., Давыдов В.В.) Гальперин Поэтапное формирование новых действий зависит от ориентировки. Правильно заданная ориентировочная основа позволяет с первого раза выполнить действие безошибочно. Ориентировочный рефлекс - система физиологических компонентов ориентировки. А ориентир. деятельность - обследование обстановки, которое не ограничивается только интеллектуальными ф-циями Процесс усвоения знаний: 1)Этап мотивации 2)этап усвоения ориентировочной основы действия 3)этап усвоения действия в материализованной форме 4)этап выполнения действия в громкой речи 5)этап выполнения действия в речи про себя 6)этап выполнения действия в умственной форме
Давыдов Обучение обобщающим способом связано с абстракцией, с содержательным обобщением, с усвоением теоретических понятий. Теоретическое мышление-отражает внутренние связи объектов, законы развития этих связей, используется в науке. Главный способ-дедукция Эмпирическое мышление – отражает поверхностные связи объектов, используется в обыденной жизни. Главный способ: индукция Стадии усвоения опыта: 1)учащиеся знакомятся с предполагаемой учителем учебной ситуацией задачи (матем-ой, лингви-ой) и ориентируется в ней. 2)они овладевают образцом такого преобразования материала, который выявляет существенные отношения, служащие для решения задач 3)отношения фиксируется в форме предметной или знаковой модели 4)выявляются те свойства благодаря которым можно вывести условия и способы решения задачи
В первую очередь учащимися должна быть усвоена система теоретических понятий, выражающих собой наиболее общие и существенные знания предмета. Усвоение понятий должно предшествовать знакомству с конкретными фактами.
Донаучный этап психологической науки Развитие психологии в период античности. Мифические и религиозные представления о душе, первые психологические теории античности (Пифагор, Гераклит, Гиппократ), классические теории античности (Сократ, Платон, Аристотель), эпоха эллинизма (киники, стоики, эпикурейцы), Древний Рим (Лукреций Кар, Марк Аврелий, Плотин). Развитие психологии в эпоху средневековья: период апологетики, патристики, схоластики (Августин Аврелий, Авиценна, Авероес, Альгазен, Ф. Аквинский, Р. Бэкон, У. Оккама, Б. Телезио). Донаучные представление о душе в античном мире 1)Мифологические и религиозные представление: душа –нематериальный двойник тела Душа придает активность телу 2)Панпсихизм – направление которое считает весь мир одушевленным и наделенным душой 3)Анимизм – вера в скрытый за видимыми вещами сонм духов(душ) как особых агентов или призраков, которые покидают человеческое тело с последним дыханием и будучи бессмертными вечно странствует по телам животных и расстений. 4)Гилоизм - учение о всеобщей одушевленности мира, природа осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью 5)Стихийный материализм – душа частица материальной стихии, естественное природное явление, часть мироздания, опирающегося на один из видов материи (вода, огонь, воздух, апейрон) Психологические теории античности (Пифагор, Гераклит, Гиппократ) Школа Пифагора: (идеализм)была религиозно-мистическим союзом,проповедовавшим учение о вечном круговороте душ, о том, что душа прикреплена к телу в порядке наказания. Мироздание имеет не вещественную а арифметически-геометрическую структуру, во всем (от грамматики до небесных сфер) царит числовая гармония. Душа это гармония противоречий тела, имеющая численную природу. В душе выделяли 3 части: разумную, мужественную и алчущую часть Гераклит: (материализм): космос представлялся в виде «вечно живого огня», а душа в виде его искорки. Огонь- первооснова сущего. Все вещи- модификации огня, в том числе и душа. В душе воплощается огненное начало нашего организма. Подобно тому как огонь непрерывно движется, непрерывно изменяется и душа человека. Изменения огня, а значит и души подчинены всеобщему закону Логосу. Человек способен постичь Логос в состоянии бодрствования. Душа делится на 2 части: чувственную и мысленную Гиппократ: гуморальная теория темперамента. Школа Гиппократа рассматривала жизнь как изменяющийся процесс. Воздух – сила, которая поддерживает неразрывную связь организма с миром, приносит извне разум, а в мозгу выполняет психические функции. Учение о единой стихии, лежащей в основе многообразия вещей, Гиппократ заменял учением о 4ех жидкостях (кровь, слизь, желчь, черная желчь). Отсюда в зависимости от того, какая жидкость преобладает, - версия о четырех темпераментах, названные в дальнейшем: сагвиник(кровь), флегматик(слизь), холерик(желтая желчь), меланхолик(черная желчь) Классические теории античности (Сократ, Платон, Аристотель) Сократ учитель Платона. Сократ – существует абсолютное знание, абсолютная истина, которую человек в своем размышлении о природе вещей может познать и передать другим. По его мнению, истина существует в душе человека с самого рождения, хотя разум и не осознает этого. Причем развивать это существующее в душе знание должен сам человек, а собеседник только помогает ему в этом процессе. Он первым поднял вопрос о необходимости разработать метод, при помощи которого можно помочь актуализации тех знаний, которые уже заложены в душе человека. Он считал что такой метод основывается на диалоге учителя и ученика. Платон (идеалист) – Душа как самостоятельная субстанция, она существует наряду с телом и независимо от него. Душа- начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело- начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. Душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Аристотель – Душа форма реализации способного к жизни тела, то что делает тело живым. Она внутренняя и не может быть внешней, она ни материальна и не идеальна. Он – автор первого сочинения «О душе». В своем произведении он выделял процесс познания. Начало познания – чувственная способность души. Он выделял в душе: растительную, чувствующую, двигательная, разумная Эпоха эллинизма (киники, стоики, эпикурейцы) Ваще эпоха эллинизма отличалась тем что на первый план выходит человеческая личность. Киники -основатель Антисфен. Он провозгласил тезис о полной автономии человека(он не должен ни от кого зависеть и ни ни от чего)Реальность общего не существует, а существует только единичные вещи, понятие есть только слово объясняющее то, чем вещь бывает или она есть. Стоики - Стоики считали, что законы бытия неподвластны человеку, что бороться с судьбой бессмысленно, поэтому следует закалять волю, чтобы противостоять невзгодам, не теряя достоинства. Счастье зависит от самосовершенствования. Интересно, что стоики никогда не встречались, но знали учения друг друга. Общими были положения о том, что Космос – единый огненный организм со своими законами – Логосом и текучестью. Главный вопрос, занимавший стоиков – место человека в Космосе. Эпикурейцы - теория гедонизма (наслаждения), согласно которой поведение человека побуждается и направляется предметами окружающего мира, вызывающими у него определенные эмоциональные переживания. По Эпикуру чувства есть некоторая помеха и для удовлетворенного состояния необходимо избегать душевных тревог. Цель жизни- удовольствие и свобода от телесных страданий и душевных тревог. Поскольку смерть есть лишение ощущения, то не надо бояться смерти. Древний Рим (Лукреций Кар, Марк Аврелий, Плотин). Лукреций: Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э.) предположительно, принадлежал к римской аристократии, известен как автор поэтического труда «О природе вещей», в котором изложил атомистическое учение. Лукреций Кар утверждал, что мир бесконечен, материя (понимаемая как «мельчайшие частички, летящие в пустоте») вечна и состоит из атомов и пустоты, находясь в постоянном движении, «превращаясь в другое». полагал, что люди верят в Бога из-за страха будущих страданий за совершаемые грехи. Человек познаѐт благодаря «умственному взору», специфическому усилию своей мысли и воображения. Собственными усилиями люди продвигаются в своѐм историческом развитии от состояния первобытности к цивилизации. Марк Аврелий: был императором, умер от чумы; жил в период кризиса рабовладельческой системы Рима, падения торговли, недостатка рабов. Сохранились дневниковые записки философа с рассуждениями под условным названием «Наедине с собой». В них говорится о бренности и испорченности мира, о том, что всѐ исчезает во времени. Бог – первооснова всего существующего, мир – совершенен, зло – входит в мировой замысел Бога; положительный идеал связан с самосознанием человека. Добро – это гармония с божественной волей, природой и с собой. Плотин: Он считал, что центральная фигура триады Платона – душа; тело – еѐ предел; ум не есть тело, он есть смысловое тело; без ума не существует тела. Мировая душа действует по всему Космосу. В философии Плотина рассматриваются также: переселение и перевоплощение душ; проблемы логики; классификация и определение понятий; учение о первой ипостаси (Едином, вечном, неизменном, совершенном, трансцендентном начале, которое выше всех категорий; Единое понимается как нераздельно и неразличимо присутствующее во всѐм сущем и мыслимом, порождающее мир идей и мир вещей; данному пониманию Единого соответствует Свет; душа представляет собой Единое и неделимое, она объемлется Мировой душой, т.е. Софией, которая ближе к вещам, правит миром и есть реальность); душа восходит от чувственного к сверхчувственному. Философское учение Плотина считается одним из самых сложных. Развитие психологии в эпоху средневековья: период апологетики, патристики, схоластики (Августин Аврелий, Авиценна, Авероес, Альгазен, Ф. Аквинский, Р. Бэкон, У. Оккама, Б. Телезио).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.52 (0.013 с.) |