В истории Средневековья различают два периода, это период «патристики» и период «схоластики». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В истории Средневековья различают два периода, это период «патристики» и период «схоластики».



Название «патристика» (от латинского pater, «отец») связано с понятием «отцы церкви», которое обозначает лиц, приложивших свои усилия для разъяснения положений нарождавшейся христианской религии в такой период еѐ развити. «патристика» имеет ещѐ два смысла: а) познание божественных смыслов на основе мистической интуиции и сверхърационального созерцания; и б) совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей 2-8 вв. н.э., главная цель которых – защита и теоретическое обоснование христианской религии.

Период схоластики (от схола, «ученический или школьный») начинается с девятого века и характеризуется стремлением мыслителей рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение, в том числе бытие Бога. Наиболее полно специфику периода схоластики отражает философское учение Фомы Аквинского.

Теория римского ученого Августина Аврелия (354-430), который вошел в историю науки под именем Августина Блаженного, ознаменовала переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению. Считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (от лат. voluntas - воля). Индивидуальная воля, согласно Августину, зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет движением души и обращает ее к себе самой.

Авиценна- медицинская психология, в ней отводилась роль аффектов в регуляции и развитии поведения организма. Созданный им «Канон медицинской науки» обеспечил ему власть в медицинских школах.

В этой работе он описывал 2 психологии: естественнонаучную и метафизическую. Он разграничивает их говоря о двух точках зрения на душу: медицинской и философской.

Естественнонаучная психология строится на опытном знании, на медицинской практике, материалистическая по своей сути, опирается на идею связи мозга и психики. Обязательная для врача

Метафизическая психология базируется на исламской религии и является прослойкой между наукой и религией. Идеалистична по своей сути, обязательна для искателя истины, для врача необязательна.

Авиценна один из первых исследователей в области возрастной психофизиологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды придавая при этом важное значение воспитанию.

Аль Газен – занимался исследованием возникающих в организме продуктов деятельности глаза.

Принцип: изучая законы отражения и преломления света, орган зрения можно считать оптическим прибором.

В каждом зрительном акте он различал с одной стороны, непосредственный эффект запечатления внешнего воздействия, с другой- присоединяющуюся к этому эффекту работу ума.

Глаз - оптическая система:

1)Последствия для теории зрительного восприятия

– в наших органах зрения, строится образ внешнего предмета по законам оптики.

-изучено движение глаз и его роль для восприятия

-открыто бинокулярное зрение, смешение цветов при зрительном восприятии

-фактор времени, длительность восприятия взаимосвязана с его процессом и результатом

 

2)Последствия для психологической теории

-в акте восприятия 2 стороны: суждение и работа ума

-теория эманаций восходящая к Демокриту отвергнута как несостоятельная и неадекватная фактам.

Фома Аквинский:

Томизм - ортодоксальное учение католической церкви, призвано защитить веру от научных доказательств. Предпосылки создания: учение Сократа и Платона о «мире идей» и переработка учения Аристотеля о душе.

Основные положения: 1) душа одна и обладает отдельным от тела бытием, она индивидуальна и нематериальна. 2) душа- чистый субъект способный только сознавать. 3)Душе свойственны 3 функции: растительная, животная, разум и воля 4) вводится понятие о личности, самом благородном во всей разумной природе души. Главные выводы: 1)душа бессмертна 2)душа узловой пункт мироздания 3) источник знаний и поступков человека не сам человек, а Бог 4) интроспекция- главный метод познания души

Рожер Бэкон ( противник томизма) номинализм

Номинализм отстаивал идею о том, что объективные, чувственно воспринимаемые вещи предшествуют идеям, универсалии существуют только в мышлении, а не в действительности.

Уильям Оккам – в основе понятий лежат знаки вещей, т.е. общее это знак многих объектов, в реальности его не существует. Понятие не произвольно, оно рассматривается им как результат абстракции, причем эта логическая операция происходит на основании сходства между предметами. Оккам также писал о существовании понятий разного уровня- одни из них являются знаками вещей, а другие знаками понятий. Он известен своим афоризмом бритва Оккама: сущностей не следует умножать без необходимости.

Бернардино Телезио – борьба с теологией- пантеизм. Космос сливался с божеством, а человек с космосом.

разработал теорию познания, которое трактовалось как процесс запечатление и воспроизведения внешних воздействий. Распространил принцип самосохранения материи и на душу.

 

Развитие психологии в эпоху возрождения и нового времени.

Теории Ф. Бэкона, Р. Декарта, рационализм и сенсуализм в психологии (Спиноза Б., Лейбниц Г.В., Гоббс Т., Локк Д.). Возникновение и развитие ассоциативной психологии (Беркли Д., Юм Д., Гартли Д., Браун Т., Милль Дж., Милль Дж. Ст., Спенсер Г.).

Экспериментальный период становления психологической науки. Образование психологии в самостоятельную науку, характеристика предпосылок. Основные программы построения психологии: Вундт В., Брентано Ф., Сеченов.Основные направления: структурализм (Титченер Э.), Вюрцбургская школа (Кюльпе О., Бюлер К., Зельц О.), функционализм (Брентано Ф., Штумпф К., Джеймс У., Вудвортс Р.).

Теория Френсиса Бекона: Религия и наука образуют самостоятельные области, их смешение грозит опасностью появления еретической религии или фантастической философии. Бэкон развивает идею единой науки о человеке, которая состоит из двух частей. Одна рассматривает человека как такового, вторая по отношению к обществу. Выделяет учение о теле (медицина, косметика, атлетика и наука о наслаждениях) и учение о душе (учение о духе(божественной душе), учение о чувствующей душе, учение о способностях души). Учение о теле: учение о союзе души и тела (физиогномика, толкование снов, учение о влиянии тела на душу и наоборот). Учение о душе: учение о личности ( учение о выдающихся проявлениях возможностей человека(память, мудрость, моральная стойкость).

Знание нельзя получить в готовом виде, его необходимо добывать опытным путем. Чтобы построить новую науку необходимо очистить разум от идолов: идолы рода(недостатки связанные с особенностями строения и функционирования органов чувств), идолы пещеры (отражают субъективность познания), идолы рынка(использование слов), идолы театра (недостатки связанные с преклонением перед авторитетом)

Индуктивный метод: объективный метод получения знаний и проверки их истинности.

Теория Рене Декарта

Рене Декарт был приверженцем схоластического подхода, это было связано с тем, что для психологии и философии необходимо было преодолеть последствия схоластики.

В своих исследованиях Декарт говорил, что организм - механически работающая система. Тем самым тело не управлялось душой. Декарт показал, что работа внутренних органов и поведение не нуждается в душе.

1)у тела главный атрибут- протяженность, у души непротяженность(она является самостоятельной субстанцией и состоит из непротяженных явлений-мыслей)

2)устройство тела-движется по законам механики, как автомат(часы), душа мыслит и состоит из непротяженных явлений сознания- мыслей)

3)движения тела и поведение не нуждается в душе, душа не нуждается в теле для своего существования

У Декарта тело освобождалось от души, как и душа от тела. Тело может только двигаться, душа только мыслить. Декарт не только противопоставил их, но и создал новую форму дуализма.

Учение о рефлексах Также Рене Декарт вводит понятие о рефлексах т.е. он пытался объяснить рефлекторную природу поведения.

Декарт считается родоначальником рационалистической философии. Согласно его мнению, знание должно строится на очевидных данных, на интуиции т.е. по своим личным чувствам мыслям

Он говорил, чтобы 1)найти истину, надо все подвергнуть сомнению 2)если мы сомневаемся, значит мы мыслим 3)мышление-все что происходит в нас, все что мы воспринимаем 4)постулат психологии 19 века – первое что человек обнаруживает в себе – это его собственное сознание. Основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. 5) интроспекция это единственный метод изучения сознания

Дуализм и психофизическая проблема философии Декарта

Психофизическая и психофизиологическая проблема: как соотносятся физиологические и психические процессы? Он заранее сказал, что душа и тело могут существовать отдельно друг от друга как субстанции, и он захотел объяснить как же они сосуществует как взаимодействуют в человеке. Он предложил решение-психофизическое взаимодействие, которое говорит о том, что физио.процессы(телесные) влияют на психические(душевные), а психические –на физиологические.

Тело влияет на душу, и тем самым пробуждает в нем страсти(страдания) в виде эмоций, чувственных восприятий. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, побуждая эту машину работать.

Декарт искал в организме орган, с помощью которого тело и душа могли взаимодействовать. Таким образом он предложил считать шишковидную железу(эпифиз).

Как мы видим он совмещал материализм и идеализм.

Рационализм и сенсуализм в психологии (Спиноза Б., Лейбниц Г.В., Гоббс Т., Локк Д.)

Бенедикт Спиноза (1632-1677) – его известная книга «Этика». Спиноза был приверженцем монизма.

Он считал, что есть одна субстанция, он её называл богом или природой, она является абсолютно самостоятельной и ничем не обусловленной, не сотворенной и вечной. Он говорил что душа и тело не раздельны, они составляют мыслящее тело, единого мыслящего индивидуумов. Они представлялись в одном случае под атрибутом мышления, а под другим случаем протяжения. Протяженность и мышление неотделимы друг от друга и от субстанции. Оба атрибута действуют совместно.

Спиноза также решал проблему познания и свободы, он говорил что различаются 4 способа приобретения познания: 1) понаслышке 2)от случайного опыта 3)путем перехода от общего к частному 4)через познание сущности вещи

В «Этике» эти способы познания объединяются в три рода познания. 1) и 2) образуют познание первого рода, это когда мнение и воображение существуют в форме образа. Это смутное и искаженное познание. Познание второго рода - разум – дает общие идеи о существенных свойствах вещей. Познание третьего рода(интуиция) – дает знание сущности вещей. Он выделял также свободу как идеал человеческой жизни, является плодом познания, состоит в познании необходимости и подчинении этой необходимости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.016 с.)