Предпосылки когнитивной психологии (дж. Брунер, Ж. Пиаже). Когнитивная психология как новое течение в развитии науки: Д. Миллер, У. Найсер, когнитивная теория личности Г. Келли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки когнитивной психологии (дж. Брунер, Ж. Пиаже). Когнитивная психология как новое течение в развитии науки: Д. Миллер, У. Найсер, когнитивная теория личности Г. Келли



Предпосылки когнитивной психологии (Дж. Брунер, Ж. Пиаже).

Работы Жана Пиаже и Джерома Брунера во многом способствовали появлению- когнитивной психологии.

В этом направлении психика рассматривается как система когнитивных реакций и постулируется связь этих реакций не только с внешними стимулами, но и с внутренними переменными: самосознание, когнитивные стратегии, селективность внимания.

Методический принцип: аналогия с компьютером, психика трактуется как система предназначенная для переработки информации.

Метод анализа: микроструктурный анализ психических процессов.

Главное достоинство: точность и конкретность полученных данных, что частично приближает психологию к идеалу объективной науки.

Предмет исследования: познавательные процессы психики

Когнитивная психология это последняя школа в 20 веке.

 

Джером Брунер – он изучал влияние ценностных ориентаций и потребностей на процессы восприятия у детей.

Полученные материалы позволили сделать вывод что ВОСПРИЯТИЕ СЕЛЕКТИВНО. Чем большую ценность приписывают дети определенным предметам, тем большими кажутся их размеры. В состоянии фрустрации даже нейтральные слова часто воспринимаются детьми как угрожающие, отсюда их неадекватное поведение. На основе этих исследований Брунер ввел термин «социальная перцепция» -зависимость восприятия от социального опыта детей.

Социальная перцепция включает в себя:

- Структуру восприятия

1)представления об окружающем мире в форме действий,

2)в форме образов

3)в форме слов(языковая форма)

 

-Теория перцептивных гипотез

Все познавательные процессы – процессы категоризации, т.е. предметы окружающего мира объединяются друг с другом на основе усвоенных детьми правил объединения.

В процессе объединения последовательно возникают гипотезы о том, какие качества являются основой для объединения данных предметов.

 

-Интеллект

Интеллект- результат усвоения ребенком выработанных в данной культуре «усилителей»: знаков, способов, операций которые помогают ребенку справиться с решением возникающих перед ним задач.

 

Жан Пиаже – основатель генетической психологии, швейцарский психолог

Он построил на основе логики и биологии теорию развития детского мышления. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. Он пришел к выводу, что этапы психического развития – этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Логическое мышление - основа этой схемы.

В процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде.

Активность есть необходимое условие развития. Схема не дается при рождении, она вырабатывается только в процессе активного взаимодействия человека со средой.

Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации происходит постепенно. Ребенок использует 2 механизма построения схемы:

1)ассимиляция- построенная схема жесткая, она не изменяется при изменении ситуации. Пример: игра, в рамках которой ребенок познает окружающей среды

2)аккомодация – связана с изменением готовой схемы при изменении ситуации

Развитие по Пиаже это чередование процессов ассимиляции и аккомодации, ребенок старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную схему.

 

Детский эгоцентризм Пиаже

В 20ые годы 20 века он пришел к выводу что развитие мышления – процесс экстериоризации.

Мышление сначала 1)аутестическое-внутреннее 2)стадия эгоцентризма 3)становится внешним, реалистическим. Такой же процесс речи

Особенности детского эгоцентризма:

1) Эгоцентризм (неумение вставать на чужую точку зрения)

2) Синкретизм (нерасчлененность детского мышления)

3) Трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее)

4) Артифициализм (искусственность, созданность мира)

5) Анимизм (одушевленность)

6) Нечувствительность к протиоречиям

Его эксперименты по эгоцентризму: Пиаже спрашивал у ребенка, вопросы, в которых надо было посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека. Н-р: он спрашивал у ребенка сколько у него братьев? Ответ: у меня 2 брата. Следующий вопрос: а сколько братьев у твоего старшего брата? Дети терялись и не могли правильно ответить на вопрос, отвечая что у брата только один брат, при этом забывая себя.

Стадии развития интеллекта:

В 30ые годы Пиаже изучал операциональную сторону мышления. Он пришел к выводу что развитие мышления тесно связано не с речью, а с развитием мыслительных операций, и разработал эксперименты для их изучения.

Он пришел к выводу что психическое развитие связано с интериоризацией.

1) Стадия сенсомоторного интеллекта

2) Стадия конкретных операций

3) Стадия формальных операций

В каждой стадии Пиаже выделял: 2 этапа: появление необратимой операции данного уровня

-развитие ее обратимости, а сама периодизация отражает процесс сложного становления адекватной интеллектуальной схемы.

 

Когнитивная психология как новое течение в развитии науки: Д. Миллер, У. Найсер,

Научные интересы Н.Миллера (р. 1909) - разработка проблем мотивации, влечений и природы подкрепления. В его экспериментах, направленных на исследование мотивации, были изучены различные виды инструментального научения, связанные с удовлетворением основных человеческих потребностей. Разработанные им принципы обучения социально-адаптивному поведению легли в основу его концепции психотерапии, рассматриваемой как процесс приобретения более адаптивных социальных и личных навыков. Работы Миллера лишили психотерапию сугубо медицинской ауры и обеспечили ей рациональное обоснование, базирующееся на принципах бихевиорального научения.

В своих совместных книгах «Социальное научение и имитация» (1941), «Личность и психотерапия» Доллард и Миллер предприняли попытку интерпретации основных понятий Фрейда (зависимость, агрессия, идентификация, совесть) в терминах теории научения. Доллард и Миллер стремились создать психотерапию, основанную на принципах теории социального научения; этому предмету была посвящена большая часть исследований Долларда в 50-х годах XX в. В их работах впервые были разработаны основы концепции социального научения, включающей понятие навыка, заложившей фундамент для теории социального научения 60-х годов.

В 1960 г. при Гарвардском университете Миллер и Брунер создали Центр когнитивных исследований. Противопоставляя свои работы все еще превалировавшим в тот период бихевиоральным исследованиям, в Центре изучали разнообразные познавательные процессы - восприятие, память, мышление, речь, в том числе проводили анализ их генезиса. Именно генетический аспект познания, как было показано выше, и стал ведущим для Брунера.

Для Миллера и других когнитивистов приоритетной оставалась ориентация на анализ функционирования уже сформированных процессов и их структурный анализ. Параллельно начались работы по изучению искусственного интеллекта, причем в некоторых случаях упрощение моделей шло в ущерб анализу когнитивной системы человека.

 

Улрик Найсер тоже как и Жан Пиаже доказывал решающую роль познавательного компонента в структуре психики.

Познание по его мнению это- процесс, при помощи которого входящие сенсорные данные подвергаются различным видам трансформации для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего использования.

Он предположил что когнитивные процессы лучше всего изучать, моделируя информационный поток, проходящий через различные стадии трансформации.

Метафора компьютера- компьютерные программы служат моделью для понимания процессов обработки информации человеком. Интеллект в данном подходе рассматривается как комплексная система, имеющая сложную структуру, а иерархия построена на типах переработки информации и зависит от стоящих задач.

 

 

Когнитивная теория личности Г. Келли

С точки зрения Келли, человек-исследователь, стремящийся понять, интерпретировать и контролировать себя и окружающий мир.

В основе его теории лежит понятие конструктивного альтернативизма, исходя из которого Келли доказывал что каждое событие осмысливается и интерпретируется разными людьми по разному, так как каждый человек обладает уникальной системой конструктов (схем). Н-р: Выход Леди Гага в мясном платье вызвал бурную реакцию, одни восхищались а другие считали что это омерзительным.

 

Свойства конструктов:

1)диапазон применимости

2)фокус применимости

3)проницаемость непроницаемость

На основании сочетаний которых Келли выделил разные типы личностных конструктов. Разница во мнениях объясняется разными схемами(конструктами) которыми оперирует человек.

Люди постоянно строят свой образ реальности при помощи индивидуальной системы категориальных шкал-личностных конструктов. На основании этого образа строятся гипотезы о будущих событиях. В том, случае если гипотеза не подтверждается, человек в большей или меньшей степени перестраивает свою систему конструктов.

Основной постулат теории Келли: психическая деятельность определяется тем, что человек прогнозирует будущие события, т.е. его мысли и поступки направлены на прогноз ситуации.

 

Гуманистическая психология.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.018 с.)