Теория личности Зигмунда Фрейда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория личности Зигмунда Фрейда



Психика состоит из 3ех слоев – сознательного,предсознательного и бессознательного.

В бессознательном слое располагается –ИД(оно) – энергетическая основа личности. В нем содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремясь к своему удовлетворению, детерминируют деятельность субъекта.

2 основных врожденных бессознательных инстинкта – инстинкт жизни и инстинкт смерти. ЛИБИДО- специфическая энергия, которая связана с инстинктом жизни.

ЭГО(Я) – является врожденной и располагается в сознательном слое и в пресознании.

Супер ЭГО(Сверх-я) – формируется в процессе жизни. Механизм формирования – идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого становятся содержанием супер-эго.

В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или косплекс Электры(у девочек).

Между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие. Инстинкты содержащиеся в ИД, стремятся к удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически невыполнимы ни в одном обществе. Супер-эго в содержание которого входят совесть, самонаблюдение и идеалы, предупреждает человека о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в обществе. ЭГО- арена борьбы противоречивых тенденций ИД и Супер-ЭГО. Такое состояние внутреннего конфликта делает человека невротиком. Предотвратить или смягчить конфликт между ИД и Супер-ЭГО помогают механизмы психологической защиты.

Они дают возможность достичь удовлетворения потребностей путем отрицания или искажения действительности или же отрицания представлений и побуждений.

-ПОДАВЛЕНИЕ – вытеснение желания или конфликтной ситуации в область подсознательного. Это активное забывание психического материала, который сохраняет свой динамический потенциал в виде подавленного влечения.

-ОТРИЦАНИЕ И ОТВЕРГАНИЕ- бессознательный отказ допустить существование определенных фактов или трансформирование реальности с целью приспособить ее к своему поведению.

-ВЫТЕСНЕНИЕ – замена недостижимой цели другой целью, вполне достижимой. Н-р: домашний тиран который возвращяется домой и устраивает скандал семье а не своему начальнику

-СУБЛИМАЦИЯ – разновидность вытеснения, приносящая человеку реальное удовлетворение. Человек ориентирует свое поведение на достижение цели более высокой, чем та, которая была поставлена первоначально.

-ПРОЕКЦИЯ- наделение других людей собственными чувствами, неприемлемыми с точки зрения СУПЕР-ЭГО.

-Рационализация – поиск удобных причин для оправдания невозможности совершить тот или иной поступок, в поиске убедительного обоснования неприемлемого поведения.

ПОВСПР

Основные этапы развития личности и становление характера в психоанализе

Либидо связанная с инстинктом жизни, является также основой развития личности и характера.

1)От рождения до года-оральная стадия. Инфантильность

2)От года до трех лет- анальная стадия. Чувство собственности

3)От трех до 6ти лет – фаллическая стадия.

4)от 6ти до подросткового периода- латентный период

5)подростковый период генитальная стадия

 

Неофрейдизм: Аналитическая психология К.Г. Юнга.

У него были большие разногласия с Фрейдом. Он не соглашался с его:

-анализом бессознательного

-ролью секса в жизни человека

-толковании сновидений и ассоциаций- символ ничего не замещает

-психокоррекции – Фрейд считал что зависимость пациента от психотерапевта постоянна и не может быть уменьшена, а Юнг считал что зависимость пациента от врача должна уменьшаться со временем

Юнг пришел к мысли что интерпретация символов дает ему ключ к анализу не только сновидений, но и мифов, сказок, религии и искусства.

Новый подход Юнга к структуре личности:

Структура личности состоит из 3ех частей:

1)Коллективное бессознательное – архетипы, своего рода память поколений. Архетипы лежат в основе мифологии народа, его религии.

2)Индивидуальное бессознательное

3)Сознание

 

Основные архетипы в индивидуальном бессознательном:

Сознание:

- ЭГО – центральный элемент сознания. Стремится противостоять всему, что угрожает связности нашего сознания

- ПЕРСОНА - та часть нашей личности которую мы показываем миру. Включает в себя: типичные для нас роли, стиль поведения и одежды, способы самовыражения. Может иметь позитивное и негативное влияние на нашу жизнь. Доминирующая персона: подавляет индивидуальность человека, развивает в нем конформизм, стремление слиться с ролью которую навязывает человеку среда. В то же время Персона защищает нас от давления среды.

Бессознательное:

- ТЕНЬ – центр личного бессознательного. Тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания.

- АНИМА или АНИМУС – те части, души которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители противоположного пола.

- САМОСТЬ- центральный архетип всей личности, а не только ее сознательной или бессознательной части.

Это архетип порядка и целостности личности.

 

Типы личности по Карлу Юнгу:

Он выделял 2 типа личности: экстраверты и интроверты

Интроверты - в процессе индивидуализации обращают больше внимания на внутреннюю часть своей души (Эго) строят свое поведение исходя из собственных идей, норм и убеждений.

Экстраверты – больше ориентированы на ПЕРСОНУ. Они прекрасно ориентируются во внешнем мире и в своей деятельности исходят главным образом из его норм и правил.

Самость, стремление к целостности личности, как правило, не дает возможности одной из ее сторон полностью подчинить другую. Как правило, экстраверты хорошо строят отношения с большим кругом людей а в узком кругу близких людей они открываются с другой стороны- интровертной.

Развитие самости связано с развитием 4ех основных психических процессов:

-мышление

-чувствования

-интуиции

-ощущения

 

Индивидуальная психология А. Адлера.

В 1910 году по предложению Фрейда он стал первым президентом Венского психоаналитического общества, но вскоре Адлер начал развивать идеи противоречащие основным положениям Фрейда.

Его теория представляет целостную систему психологии личности.

- Чувство общности с людьми – определяет поведение и жизнь человека

1)стимулирует социальные контакты

2)стимулирует ориентацию на других людей

- Стремление сохранить в целостности свою индивидуальность и развивать ее

Фрейд отвергал идею уникальности каждой человеческой личности.

- Идея о творческом Я –

1)меняет направление развития

2)интерпретирует жизненный опыт

3)придает опыту новый смысл

4)побуждает приобретать опыт

Развитие личности по Адлеру

- Фиктивный финализм – люди ориентируются в жизни посредством фикций, которые организуют и систематизируют реальность, детерминируя поведение.

- Стремление к превосходству -

- Чувство неполноценности и компенсация

- Общественный интерес -система представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком.

- Стиль жизни – определяет и систематизирует опыт человека

- Творческое я -

 

Психосоциальное развитие в теории Э. Эриксона.

В ЭГО психологии Эрика Эриксона пересматривается иерархия структур личности З.Фрейда

Эриксон считал что развитие личности продолжается всю жизнь и называл этот процесс формированием идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания личности, цельности Эго.

Он выделил 8 стадий в развитии идентичности:

1 стадия – до 1 года, развитие детерминируется близкими людьми, родителями которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия.

2 стадия – от 1 года до 3ех лет. Развивается чувство автономности или чувство зависимости от окружающих

3 стадия – от 3 до 6 лет – чувство инициативы либо чувство вины

4 стадия – от 6 до 14 лет. Трудолюбие или чувство неполноценности, в этот период школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль.

5 стадия – от 14 до 20 лет. Она связана с формированием у подростка чувства ролевой инициативы или неопределенности. На этой стадии главным является общение со сверстниками, выбор профессии, способа достижения карьеры.

6 стадия – от 20 до 35 лет. Связана с развитием близких, интимных отношений с окружающими, особенно противоположного пола. При их отсутствии развивается чувство изоляции.

7 стадия – от 35 лет до 60-65 – стремление к развитию либо желание стабильности

8 стадия – после 60-65 лет – чувство удовлетворенности, целостности жизни либо отчаяние.

 

Гуманистическая теория личности Э. Фромма.

Для Эриха Фромма важнейшей детерминантой личности было социальное окружение. На него повлияли идеи Карла Маркса и Зигмунда Фрейда (доминирующая роль бессознательного в психике)

Движущими силами развития личности являются 2 врожденные бессознательные потребности:

 

1) потребность в укоренении – заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, стремиться к общей с ними системе идеалов.

2) потребность в индивидуализации – толкает к изоляции от других, к свободе от давления общества. Эти 2 потребности являются причиной внутренних противоречий и конфликта мотивов.

Стремление примирить эти потребности является двигателем не только развития личности, но и общества в целом.

-свобода для

-бегство от свободы

-свобода от

-любовь

В работе «Быть или иметь» Фромм приходит к выводу, что есть 2 способа реализации человеком своей внутренней природы: способ «быть» и способ «иметь»

Люди которые живут, чтобы иметь: ориентированы на внешнюю сторону, на укорененность в обществе. Для них главное-продемонстрировать свое значение, придать вес в глазах других. Главное показать всем, что это их собственность. Отсюда их догматизм, нетерпимость, их агрессивность и неуверенность.

Люди которые живут, чтобы быть: характеризуются внутренней свободой и уверенностью в себе. Таким людям все равно что о них думают другие, так как главное для них – не демонстрировать обладание знанием, религиозностью, властью или любовью.

 

Социокультурная теория личности К. Хорни

Она считала, что на развитие личности играет большую роль общество и социальное окружение. В структуре личности доминирует бессознательное чувство беспокойства. Которое она называла чувством коренной тревоги. Причины этой тревоги: отчуждение родителей, чрезмерная опека, враждебная атмосфера и дискриминация и т.д.

Существуют 2 вида тревоги:

- физиологическая – связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности- в еде, питье, комфорте. Ребенок боится что его вовремя не пеленают, не покормят.

- психологическая – связана с развитием адекватного «образа Я» - одно из ее открытий

Образ Я состоит из 2 ух частей:

-знание о себе

-отношения к себе

Существуют несколько ОБРАЗОВ Я:

-Я реальное

-Я идеальное

-Я в глазах других людей

В идеале все эти 3 образа должны совпадать между собой тогда будет нормальное развитие личности

Если я-идеальное отличается от я-реального то человек не может к себе хорошо относиться, напряжение, тревога и неувереннность в себе.

Если я-реальное и я в глазах других людей не совпадает то появляется тревога.

 

По ее мнению для того, чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите. Он направлена, на преодоление конфликта между обществом и человеком.

Хорни выделяет 3 основных вида защиты:

- Стремление к людям (уступчивый тип) появляются такие потребности как: потребность в привязанности, в партнере, быть предметом восхищения других людей, потребность в престиже

- Стремление против людей (агрессивный тип) потребность в эксплуатации, к достижениям и к власти

- Стремление от людей (устраненный тип) игнорирование мнения окружающих, потребность в самостоятельности и независимости, быть совершенным и неуязвимым. Приводит к одиночеству, изоляции

 

22.Гештальт психология как ведущая школа психологии XX века

Становление гештальтпсихологии (М. Вертгеймер), исследование инсайта и принцип изоморфизма В. Келер, проблема развития психики К. Коффка, теория психологического поля и теория групповой динамики К. Левин.

В составе сознания обнаруживались целостные образы, неразложимые на первичные элементы.

Метод исследования- феноменологический вариант интроспекции.

Результаты исследований Вергеймера были изложены в статье «Экспериментальные исследования видимого движения», от которого принято вести родословную гештальтизма.

Основные постулаты:

-Первичные данные психологии – целостные структуры, невыводимые из компонентов сознания (гештальты)

-Гештальтам присущи собственные характеристики и законы

-Свойства частей определяются структурой, в которую они входят

На этой основе Вертгеймер выступил с идеей реформирования психологии в плане изменения ее предмета, проблематики и объяснительных принципов. По его мнению структурность присуща сознанию изначально, поэтому не требуется никаких дополнительных актов.

Главная задача по его мнению это дать новую интерпретацию фактам сознания как единственной психической реальности.

Гештальтисты хотели трансформировать психологию в точную науку, строго следующим общим стандартам естествознания.

 

В. Келер осуществлял исследования интеллекта шимпанзе.

ИНСАЙТ- центральное место в его опытах при решении интеллектуальных задач. Н-р: обезьяны должны были решить задачи типа подтягивания банана с помощью палки. Иногда для этого требовалось составить длинную палку из двух коротких. Успех решения ставился в зависимость от видения ситуации в целом, от гештальтирования поля восприятия. Обезяньяны представляли каким способом они достанут банан

ИНСАЙТ означал для гештальт-ов переход к новой, познавательной, образной структуре.

Первично-понимание (сдвиг в образном «поле»)

Вторично-двигательное приспособление (перестройка в исполнительских звеньях действия)

ИЗОМОРФИЗМ – физиологические и психологические системы однозначно соответствуют друг другу.

 

К.Коффка – Процесс психического развития, с точки зрения гештальтпсихологии, делится на 2 независимых процесса: созревание и обучение.

Коффка считал что в процессе развития:

-обучение может опережать созревание, а может отставать от него.

-Обучение и созревание идут параллельно

-Обучение и созревание протекают независимо

Уровень психического развития определяется развитием

-Основные свойства восприятия проявляются с созреванием гештальтов: константность, правильность и осмысленность КПО

-У ребенка имеется набор смутных и не очень адекватных образов внешнего мира. Постепенно в процессе жизни эти образы дифференцируются и становятся все более точными: в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона и трансдукция(закон когда дети воспринимают не сами цвета а их отношения)

 

Курт Левин – сосредоточился на изучении личности, а не исследованию когнитивных процессов как делали это Коффка, Келер и Вертгеймер.

Свою теорию личности развивал в русле гештальтпсихологии, дав ей название «теория психологического поля». Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Его эксперименты показали что для каждого человека эта валентность имеет свой знак: положительный или отрицательный. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке т.е. к удовлетворению потребности.

Курт Левин различал 2 рода потребностей: биологические и социальные (квазипотребности, могут обмениваться находящейся в ней энергией – происходит процесс коммуникации заряженных систем) она делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать различные барьеры и находить выход из сложных ситуаций.

Также он ввел понятие временная перспектива которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.35.62 (0.064 с.)