Основные направления: структурализм (Титченер Э.), Вюрцбургская школа (Кюльпе О., Бюлер К., Зельц О.), функционализм (Брентано Ф., Штумпф К., Джеймс У., Вудвортс Р.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления: структурализм (Титченер Э.), Вюрцбургская школа (Кюльпе О., Бюлер К., Зельц О.), функционализм (Брентано Ф., Штумпф К., Джеймс У., Вудвортс Р.).



Структурализм Эдуарда Титченера.

Структурная школа – наследница направления основанного Вундтом. Главная задача психологии экспериментальное исследование структуры сознания. Структура – элементы и их связь, поэтому усилия школы были направлены на поиск исходных ингредиентов психики и способов их структурирования.

Эдуард Титченер – основатель школы. Он полагал что перед психологией стоят три вопроса: что? Как? почему?

Предмет исследования он считал- элементы сознания которые состояли из 3 категорий: ощущения, образ, чувство.

Метод исследования – интроспекция

Задачи исследования: 1) что? Из каких элементов построено сознание 2) как? как эти элементы комбинируются 3) почему? почему возникает именно такая комбинация, а не иная

 

Вюрцбургская школа Кюльпе, Бюлер, Зельц

Вюрцбургская школа была основана Освальдом Кюльпе и известна тем что в ней впервые было начато экспериментальное изучение мышления. Они хотели усовершенствовать метод интроспекции- систематическая экспериментальная интроспекция. Изменение инструкции которую давали испытуемому перед началом эксперимента, привело к тому, что главное внимание было сконцентрировано не на результатах деятельности, а на ее процессе. Эксперименты Вюрцбургской школы показали, что испытуемый при выполнении заданий совершает умственные операции, которые он обычно не осознает. Из этого следовало, во-первых, что наряду с сенсорным «материалом» в «ткань» психологической жизни человека включены элементы, несводимые к ощущениям, во-вторых, что эти элементы сопряжены с действиями субъекта, его умственной деятельностью и, наконец, в-третьих, что неосознанность этих актов в момент их совершения требует внести коррективы в метод интроспекции.

Особенности сознания: 1)интенциональность мышления 2)безобразный характер 3)несводимость к ассоциации представлений

Отто Зельц изучал зависимость процесса мышления от структуры задачи. Он ввел в психологию понятие “антиципаторной схемы”.

 

 

Функционализм (Брентано Ф., Штумпф К., Джеймс У., Вудвортс Р.).

Развитие функционализма связано с именем Ульяма Джемса.

Философия функционализма и прагматизма как основа психологии. Сознание соотносится с телесным действием и особенностями целостной личности. Необходимо изучать работу сознания, а не его структуру(в противоположность Э.Титченеру):

-поток сознания

-селективность сознания

-исследования «работы сознания», а не его структуры

Джемс также уделял внимание проблеме личности, понимая его как интегративное целое. Он выделял в структуре личности: 1)физическое я 2)духовное я 3)социальное я

Франц Брентано: Главной для новой психологии он считал проблему сознания. Чем отличается сознание от всех других явлений бытия? - В его активности и постоянной направленности на объект. Для обозначения этого непременного признака сознания Брентано предложил термин “интенция ”.

Новая психология, по мнению Брентано, должна стать наукой об актах сознания. Описывая и классифицируя формы этих актов, Брентано приходил к выводу о том, что существует три основных формы: акты представливания чего-либо, акты суждения о чем-либо как истинном или ложном и акты эмоциональной оценки чего-либо в качестве желаемого или отвергаемого. Вне акта объект не существует, но и акт, в свою очередь, возникает только при направленности на объект.

Карл Штумпф: К. Штумпф (1848-1936) считал предметом психологии исследование психологических функций, или актов (воспринимания, понимания, хотения), отличая их от феноменов (сенсорных или представляемых в виде форм, ценностей, понятий и им подобных содержаний сознания). Изучение феноменов Штумпф относил к особой предметной области — феноменологии, связывая ее с философией, а не с психологией.

Предметом психологии Штумпф считал функции (или акты) сознания. Среди функций Штумпф различал две категории: интеллектуальные и эмотивные (или аффективные). Эмотивные функции состоят из противоположных пар: радость и печаль, желание и отвержение, стремление и избегание.

Роберт Вудвордс: Он говорил, что психологическое знание начинается с исследования характера раздражителя и реакции - то есть, по сути, внешних событий. Предметом психологии являются и сознание, и поведение (эту позицию позже восприняли представители гуманистической психологии и теоретики социального научения). С помощью объективного наблюдения можно изучать воздействие внешнего раздражителя и ответную внешнюю реакцию, но то, что происходит внутри организма, доступно изучению только методом интроспекции. Вудворт полагал, что наряду с наблюдением и экспериментом психология должна пользоваться и интроспективным методом.Основываясь на учениях Дьюи и Джемса, Вудвортс в рамках функционализма разработал динамическую психологию (слово «динамический» Дьюи использовал в своих работах с 1884 года, а Джемс - с 1908-го). Динамическая психология исследует мотивацию. Сам Вудвортс говорил, что его задачей было развитие «мотивологии ».

 

19.Развитие психологической науки в XX веке

Методологический кризис как этап развития психологии. Причины развития психологического кризиса, Основные школы психологии (общая характеристика) бихевиоризм (Уотсон Д., Холт Э.Б., Лэшли К.), гештальтпсихология (Вертгеймер М., Коффка К., Келер В., Левин К.), психоанализ (Фрейд З., Фрейд А.).

Методологический кризис в начале 20 века связан с трудностями, возникавшими при поиске объективных методов исследования психики. Предложенные функционализмом, структурализмом или вюрцбургской школой методы исследования психики оказались далекими от объективности.

На методологический кризис также повлияли другие факторы:

-Первая мировая война (агрессия, жестокость, иррационализм) которые нуждались в психологическом объяснении.

-открытия в биологии, физике, генетике способствовали становлению новых психологических направлений

К 20ым годам 20 века психология разделилась на отдельные школы, которые по-разному выстраивали свои концепции о содержании и структуре психики. 3 ведущих направления: бихевиоризм, гештальтпсихология, глубинная психология.

Причины методологического кризиса:

Несостоятельность психологической теории

-крах представлений о сознании как предмете психологии

-ограниченность метода интроспекции для исследования психики

-ложность идеи о разложении психики на простейшие элементы

Все они привели к открытому методол. кризису в психологии. Изменения, происходившие в психологии, требовали адекватного теоретического отображения и обусловили необходимость смены старых теоретических представлений о предмете и методе психологии новыми.

В этот период происходило развитие представлений о предмете психологии, разработка объективного метода исследования психики и исследование психики как целостного развивающегося явления.

Возникли основные психологические школы 20 века.

Основные школы психологии (общая характеристика) бихевиоризм (Уотсон Д., Холт Э.Б., Лэшли К.)

Джон Уотсон основоположник бихевиоризма, американский психолог

Предмет бихевиоризма – изучение поведения объективным путем с целью служить практике. Философская основа бихевиоризма- сплав позитивизма и прагматизма. Предпосылки: исследования по психологии животных и объективная психология.

Поведение человека- все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные. Поведение это всякая реакция R в ответ на внешний стимул S, посредством которого индивид приспосабливается.

Поведение: - мышечная реакция

-выделение секрета железой

-сосудистая реакция

Задача психологии – выявление и описание типов типов реакций, исследование процессов их образования и изучение законов комбинирования реакций.

Типы реакций: - наследственные и приобретенные

-внутренние и внешние

-инстинктивные и эмоциональные

Бихевиоризм это наука, способная контролировать и предсказывать поведение.

Навык и научение становятся главной проблемой бихевиоризма.

 

Эдвин Холт – не соглашался с уотсоновским отрицанием сознания и психических явлений и полагал что возможно связать мыслительные процессы с физическими точками отсчета. Эдвин Холт был убежден в преобладающем значении факторов окружающей среды над силами инстинктов. Научение может происходить в ответ на внутреннюю мотивацию(внутренние потребности и побуждения такие как: голод и жажда. Равно как и в ответ на внешнюю мотивацию(внешние стимулы). Он один из первых предположил существование внутренних побуждений.

 

Лэшли Карл -американский психолог. Основной труд «механизмы мозга и интеллекта»

Разрабатывал проблему локализации психических функций, используя метод удаления у животных различных частей головного мозга.

Основные принципы:

-закон воздействия массы- эффективность научения является функцией неповрежденной части коры головного мозга, чем больше имеется вещества коры головного мозга, тем лучше происходит научение

-принцип равных возможностей – одна часть к.г.м. в большинстве случаев равноценна другой ее части в деле вклада в процесс научения

 

Гештальтпсихология (Вертгеймер М., Коффка К., Келер В., Левин К.),

В составе сознания обнаруживались целостные образы, неразложимые на первичные элементы.

Метод исследования- феноменологический вариант интроспекции.

Результаты исследований Вергеймера были изложены в статье «Экспериментальные исследования видимого движения», от которого принято вести родословную гештальтизма.

Основные постулаты:

-Первичные данные психологии – целостные структуры, невыводимые из компонентов сознания (гештальты)

-Гештальтам присущи собственные характеристики и законы

-Свойства частей определяются структурой, в которую они входят

На этой основе Вертгеймер выступил с идеей реформирования психологии в плане изменения ее предмета, проблематики и объяснительных принципов. По его мнению структурность присуща сознанию изначально, поэтому не требуется никаких дополнительных актов.

Главная задача по его мнению это дать новую интерпретацию фактам сознания как единственной психической реальности.

Гештальтисты хотели трансформировать психологию в точную науку, строго следующим общим стандартам естествознания.

 

В. Келер осуществлял исследования интеллекта шимпанзе.

ИНСАЙТ- центральное место в его опытах при решении интеллектуальных задач. Н-р: обезьяны должны были решить задачи типа подтягивания банана с помощью палки. Иногда для этого требовалось составить длинную палку из двух коротких. Успех решения ставился в зависимость от видения ситуации в целом, от гештальтирования поля восприятия.

ИНСАЙТ означал для гештальт-ов переход к новой, познавательной, образной структуре.

Первично-понимание (сдвиг в образном «поле»)

Вторично-двигательное приспособление (перестройка в исполнительских звеньях действия)

ИЗОМОРФИЗМ – физиологические и психологические системы однозначно соответствуют друг другу.

 

К.Коффка – Процесс психического развития, с точки зрения гештальтпсихологии, делится на 2 независимых процесса: созревание и обучение.

Коффка считал что в процессе развития:

-обучение может опережать созревание, а может отставать от него.

-Обучение и созревание идут параллельно

-Обучение и созревание протекают независимо

Уровень психического развития определяется развитием

-Основные свойства восприятия проявляются с созреванием гештальтов: константность, правильность и осмысленность КПО

-У ребенка имеется набор смутных и не очень адекватных образов внешнего мира. Постепенно в процессе жизни эти образы дифференцируются и становятся все более точными: в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона и трансдукция(закон когда дети воспринимают не сами цвета а их отношения)

 

Курт Левин – сосредоточился на изучении личности, а не исследованию когнитивных процессов как делали это Коффка, Келер и Вертгеймер.

Свою теорию личности развивал в русле гештальтпсихологии, дав ей название «теория психологического поля». Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Его эксперименты показали что для каждого человека эта валентность имеет свой знак: положительный или отрицательный. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке т.е. к удовлетворению потребности.

Курт Левин различал 2 рода потребностей: биологические и социальные (квазипотребности, могут обмениваться находящейся в ней энергией – происходит процесс коммуникации заряженных систем) она делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать различные барьеры и находить выход из сложных ситуаций.

Также он ввел понятие временная перспектива которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего.

 

Психоанализ (Фрейд З., Фрейд А.).

Зигмунд Фрейд- назвал свое учение психоанализом. Глубинная психология-направление получило по своему предмету исследования, так как концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики.

Методы психологии: методы толкования сновидений, психоанализ, аналих оговорок и запинаний, анализ шуток, анализ ошибочных действий и гипноз.

Он выделял 3 положения:

- поведением человека правят иррациональные психические силы

-интеллект – аппарат для маскировки этих сил

-индивид и среда находятся в состоянии постоянной вражды

Предмет психологии - бессознательное.

Ключевые понятия бессознательного:

-защитный механизм

-фрустрация

-идентификация

-вытеснение

-фиксация

-регрессия

-свободные ассоциации

-сила я

Приоритетные проблемы: -сложность внутреннего мира человека

-душевные конфликты

-последствия неудовлетворенных влечений

-противоречие между желаемым и должным

Теория личности Зигмунда Фрейда

Психика состоит из 3ех слоев – сознательного,предсознательного и бессознательного.

В бессознательном слое располагается –ИД( оно) – энергетическая основа личности. В нем содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремясь к своему удовлетворению, детерминируют деятельность субъекта.

2 основных врожденных бессознательных инстинкта – инстинкт жизни и инстинкт смерти. ЛИБИДО- специфическая энергия, которая связана с инстинктом жизни.

ЭГО(Я) – является врожденной и располагается в сознательном слое и в пресознании.

Супер ЭГО(Сверх-я) – формируется в процессе жизни. Механизм формирования – идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого становятся содержанием супер-эго.

В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или косплекс Электры(у девочек).

Между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие. Инстинкты содержащиеся в ИД, стремятся к удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически невыполнимы ни в одном обществе. Супер-эго в содержание которого входят совесть, самонаблюдение и идеалы, предупреждает человека о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в обществе. ЭГО- арена борьбы противоречивых тенденций ИД и Супер-ЭГО. Такое состояние внутреннего конфликта делает человека невротиком. Предотвратить или смягчить конфликт между ИД и Супер-ЭГО помогают механизмы психологической защиты.

Они дают возможность достичь удовлетворения потребностей путем отрицания или искажения действительности или же отрицания представлений и побуждений.

-ПОДАВЛЕНИЕ – вытеснение желания или конфликтной ситуации в область подсознательного. Это активное забывание психического материала, который сохраняет свой динамический потенциал в виде подавленного влечения.

-ОТРИЦАНИЕ И ОТВЕРГАНИЕ- бессознательный отказ допустить существование определенных фактов или трансформирование реальности с целью приспособить ее к своему поведению.

-ВЫТЕСНЕНИЕ – замена недостижимой цели другой целью, вполне достижимой. Н-р: домашний тиран который возвращяется домой и устраивает скандал семье а не своему начальнику

-СУБЛИМАЦИЯ – разновидность вытеснения, приносящая человеку реальное удовлетворение. Человек ориентирует свое поведение на достижение цели более высокой, чем та, которая была поставлена первоначально.

-ПРОЕКЦИЯ- наделение других людей собственными чувствами, неприемлемыми с точки зрения СУПЕР-ЭГО.

-Рационализация – поиск удобных причин для оправдания невозможности совершить тот или иной поступок, в поиске убедительного обоснования неприемлемого поведения.

ПОВСПР



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.224.103 (0.043 с.)