Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью. Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности — ее потребностно-мотивационная сфера - направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим социальным обязанностям. Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. 2. Человек рождается с определенными наследственными задатками. Большинство их них многозначны: на их основе могут быть сформированы различные качества личности. При этом решающую роль играет процесс воспитания. Однако возможности воспитания связаны и с наследственными особенностями индивида. Наследственная основа человеческого организма определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности его будущего психического развития. Проблема взаимодействия биологического и социального породила в истории психологии различные теории психического развития. Одна из них — теория биологического созревания — утверждала, что психические функции человека наследственно определены, что они не зависят от внешней среды, развиваются по мере биологического созревания организма. Причем развитие индивида повторяет развитие всего человеческого рода (биогенетический закон). Другая теория — теория ведущей роли среды — полагала, что среда — решающий фактор в психическом развитии человека. Последователи этой теории не усматривали качественных возрастных изменений в психическом развитии и сводили их к накоплению знаний, умении п навыков. Современные научные данные свидетельствуют о том, что определенные биологические факторы могут выступать и качестве условий, затрудняющих или облегчающих формирование тех или иных психических качеств человека. В то же время неоспоримым является тот факт, что человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры. Становление индивида как личности — это процесс его социальной идентификации - формирования у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом. Жизненный путь личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Но каждая личность формирует собственную стратегию жизни — устойчивую систему обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций. Не формирование и вся ее жизнедеятельность неизбежно обусловлены биосоциальными факторами. Социализация личности 1. Социализация личности — формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально положительного поведения. В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация — освоение личностью социальной действительности. Социализация дает личности возможность функционировать в качестве полноправного члена общества. 2. Источниками социализации личности являются: ♦ опыт раннего детства — формирование психических функций и элементарных форм социально значимого поведения: отдельные упущения в формировании личности в раннем возрасте трудно-воснолнимы в более зрелом возрасте; ♦ социальные институты — системы воспитания, обучения и образования; ♦ взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности. Педагогическая запущенность, невоспитанность, малокультурность, психические аномалии, ригидность (негибкость) поведения, склонность к аффективным реакциям — предпосылки делинквентного поведения. К отклоняющимся формам поведения прибегает отклоненная социумом личность. 3. Качество и характер социализации в значительной мере определяются и социальным устройством данного общества. Так, в условиях тоталитаризма между личным и общественным бытием человека возникают противоречия — происходит психическое раздвоение личности. Чем больше личность подвержена казенно-казарменной идеологии, тем меньше она индивидуализирована, тем больше вовлекается к общий поток массовых устремлений — формируется авторитарно-зависимый тип личности. Основными качествами этого типа личности являются: ♦ конвенционализм -- некритическое принятие догматических норм и правил; ♦ тревожная озабоченность повсеместным исполнением догматических требований; ♦ верноподданничество; ♦ авторитарная зависимость — преклонение перед официальной властью; ♦ некритическая идеализация политических лидеров, вера в их незаменимость; * авторитарная агрессивность — ненависть ко всем инакомыслящим; ♦ этноцентризм — крайняя переоценка роли своей нации во всемирно-историческом процессе, наделение других народов отрицательными качествами; ♦ ригидность, косность мышления, безапелляционность суждений, оценок, неспособность к диалогу, пониманию оппонентов; ♦ уверенность в «моральной чистоте» только представителей своей группы, стремление к самоутверждению через принадлежность к корпоративным, кастовым объединениям, высокомерие и враждебное отношение к людям, не входящим в корпорацию; ♦ депрофессионализация, утрата компетентности и социальной ответственности. 4. Различаются личности социализированные, десоциализирован-ные, психически аномальные. Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы. ♦ Наряду с социальной адаптироваш-юстыо развитая личность обладает личностной автономией, потребностью в утверждении своей индивидуальности. ♦ Нормой для личности является пребывание в состоянии непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянное открытие для себя новых горизонтов, познание «радости завтрашнего дня», поиск возможностей актуализации своих способностей в трудных условиях, толерантность, способность к адекватным действиям в ситуации противодействия. ♦ Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, по не ригидна — способна к коррекции поведения. ♦ Наряду с эмоциональной устойчивостью она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному, отвергая низменность и безнравственность. ♦ Обладая развитым чувством самоуважения, личность самореф-лексивиа — она подвергает себя самоконтролю на основе своей «Я-концепции». Структура психических свойств личности Все регуляционные компоненты человеческой деятельности — познавательные, волевые и эмоциональные процессы — функционируют в неразрывном единстве и составляют психическую деятельность человека, особенности которой выступают как психические свойства личности. Выделяя структурные компоненты личности, необходимо рассматривать их как комплексы психорегуляционных возможностей индивида. Личность — целостное психическое образование, отдельные элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях. Когда же мы говорим о структуре психических свойств личности, мы интегрируем психические явления, личностно объединяем их. Свойства личности — динамическая система ее функциональных возможностей. Психические свойства многосистемны: они по-разному проявляются в различных системах взаимосвязей. Можно выделить свойства личности как субъекта познания, трудовой деятельности, общения. Совокупность психических свойств образует психический склад личности. Разрешая жизненные проблемы, человек исходит из своих психических возможностей, применяет свои способы взаимодействия со средой, осуществляет индивидуальный стиль жизнедеятельности. 2. Отдельные психические свойства индивида, вступая в системное взаимодействие между собой, образуют качества личности. Эти психические качества личности традиционно подразделяются на четыре группы: ♦ темперамент; ♦ направленность; ♦ способность; ♦ характер. Система этих психических качеств и образует структуру личности. 36. Психология следователя и следственной деятельности. Цель следственной деятельности — правовая охрана основных социальных ценностей общества, установление истины при расследовании правонарушений, предание виновных суду. Профессионально-психологические особенности личности следователя обусловлены социально-политическими, нравственными и психологическими особенностями следственной деятельности. Деятельность следователя характеризуется: 1) процессуальной регламентированностью средств и сроков следствия, высокой формализованностью социально-ролевой функции следователя; 2) познавательно-поисковой направленностью; 3) оперативностью (практические результаты одного действия предопределяют выбор другого действия); 4) направленностью на преодоление возможного противодействия заинтересованных лиц; 5) наличием властных полномочий, широкой социальной коммуникативностью, повышенной единоличной ответственностью за принимаемые решения. Наличие властных полномочий является одним из самых существенных психологических факторов. Эта функция следователя не обвинение и не защита, а поиск истины в процессе расследования посредством полного, объективного и всестороннего исследования обстоятельств дела. Закон запрещает следователю применять психическое насилие, прямое и скрытое внушение, домогаться показаний (J) обвиняемого путем насилия, угроз, задавать наводящие вопросы, оглашать на очной ставке данные показания ее участников. В тех случаях, когда законом предусматривается очередность проведения следственных действий, в этой последовательности отражается логика и психология познавательного процесса. Справедливость, объективность, избежание обвинительного уклона, неукоснительная реализация закона — основные требования к следственной деятельности. Повышенная психическая напряженность работы следователя, необходимость постоянной оперативной реактивности предъявляют особые требования к нейрофизиологической организации психики следователя: 1) сензитивность — повышенную нервно-психическую чувствительность к внешним воздействиям; 2) оптимальное соотношение реактивности (импульсивности) и активности; 3) эмоциональную устойчивость; 4) пластичность психических процессов; 5) пониженный уровень тревожности — умеренную эмоциональную возбудимость в опасных ситуациях; 6) резистентность — сопротивляемость внешним и внутренним условиям, препятствующим осущ-ю начатой деят-ти; 7) толерантность — устойчивость к нервно-псих-м перенапряжениям. Для деятельности следователя существенны также общие особенности организации его сознания, такие, как объем, устойчивость, переключаемость и распределенность внимания, уравновешенность аналитической и синтетической сторон восприятия и мышления, высокий энергетический уровень активности. По данным исследований, около 1/5 следователей не выдерживают ритма и нагрузки при работе в следственном аппарате. Среди характерологических качеств следователя первостепенную значимость имеют интеллектуальные, волевые и коммуникативные качества. Практическое мышление следователя подвержено постоянному испытанию практикой. Этим обусловлены повышенная ответственность и напряженность, присущие работе следователя. Особенностью практического мышления следователя являются тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события, умение использовать для решения частной задачи то особенное и единичное, что не входит полностью в теоретическое обобщение, умение быстро переходить от размышления к действию. Познавательно-поисковые, эвристические качества следователя — это его базовые качества. Однако они должны сочетаться с рядом других профессионально-характерологических качеств. Среди них первостепенную значимость имеют система ценностной ориентации следователя, его социальная, нравственная позиция, высокоразвитое чувство гражданского и служебного долга. Непримиримая борьба со злом, беззаконием и социальной несправедливостью, решительность, гражданское мужество, стойкость и целеустремленность — таковы важнейшие личностные качества следователя. Процессуальная независимость следователя требует от него высокой инициативности, организованности и социальной ответственности. Чтобы справиться с нервно-психическими перегрузками, он должен обладать эмоционально-волевой выносливостью, выдержкой, хладнокровием, упорством, неиссякаемой верой в успех своего дела. Кроме того, физическая выносливость, развитые адаптационные возможности необходимы для работы в сложных, нередко полевых условиях, для проведения неотложных следственных действий в любой обстановке. Эти психические качества не являются, однако, исходными. Они формируются в процессе следственной деятельности. С другой стороны, длительная профессиональная деятельность следователя при недостаточной самокритичности может привести к высокомерию, чванливости, грубости, душевной черствости. Постоянным подчинением деятельности процессуальной регламентации нередко обусловлены ригидность, негибкость, приверженность к шаблонным решениям, формализм; частым соприкосновением с асоциальными проявляениями — устойчивая подозрительность, предвзятость, обвинительный уклон; часто возникающим дефицитом времени — торопливость, поверхностность, правовой нигилизм, проявляющийся в пренебрежении отдельными процессуальными требованиями, в нарушении прав подследственных лиц; ложным чувством корпоративности, «чести мундира» — нежелание исправлять допущенные ошибки1. Указанные проявления негативной личностно-профессиональной деформации могут быть сняты развитым устойчивым самоконтролем, социальным контролем и профессиональным отбором следователей. Итак, профессионально направленная наблюдательность, способность к систематизированному сопоставлению фактов, реконструкции явлений по их косвенным признакам, критичность и рефлексивность — таковы особенности мышления следователя. Билет 7.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.252 (0.014 с.) |