Понятие о личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности.



1. Человек как субъект социальных отношений, носитель социаль­но значимых качеств является личностью.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и веду­щий уровень психологической организации личности — ее потребностно-мотивационная сфера - направленность личности, ее отно­шение к обществу, отдельным людям, к себе и своим социальным обязанностям.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной при­родной основе.

2. Человек рождается с определенными наследственными задатка­ми. Большинство их них многозначны: на их основе могут быть сфор­мированы различные качества личности. При этом решающую роль играет процесс воспитания.

Однако возможности воспитания связаны и с наследственными осо­бенностями индивида. Наследственная основа человеческого организ­ма определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологи­ческой организации человека, его природе заложены возможности его будущего психического развития.

Проблема взаимодействия биологического и социального породи­ла в истории психологии различные теории психического развития. Одна из них — теория биологического созревания — утверждала, что психические функции человека наследственно определены, что они не зависят от внешней среды, развиваются по мере биологического созревания организма. Причем развитие индивида повторяет развитие всего человеческого рода (биогенетический закон).

Другая теория — теория ведущей роли среды — полагала, что среда — решающий фактор в психическом развитии человека. Последователи этой теории не усматривали качественных возрастных изменений в психическом развитии и сводили их к накоплению знаний, умении п навыков.

Современные научные данные свидетельствуют о том, что опреде­ленные биологические факторы могут выступать и качестве условий, затрудняющих или облегчающих формирование тех или иных психи­ческих качеств человека.

В то же время неоспоримым является тот факт, что человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры.

Становление индивида как личности — это процесс его социальной идентификации - формирования у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом.

Жизненный путь личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Но каждая личность формирует собствен­ную стратегию жизни — устойчивую систему обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций. Не формирование и вся ее жизнедеятельность неизбежно обусловлены биосоциальными факторами.

Социализация личности

1. Социализация личности — фор­мирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально по­ложительного поведения. В процессе социализации человек усваива­ет социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация — освое­ние личностью социальной действительности.

Социализация дает личности возможность функционировать в ка­честве полноправного члена общества.

2. Источниками социализации личности являются:

♦ опыт раннего детства — формирование психических функций и элементарных форм социально значимого поведения: отдельные упущения в формировании личности в раннем возрасте трудно-воснолнимы в более зрелом возрасте;

♦ социальные институты — системы воспитания, обучения и обра­зования;

♦ взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности. Педагогическая запущенность, невоспитанность, малокультурность,

психические аномалии, ригидность (негибкость) поведения, склон­ность к аффективным реакциям — предпосылки делинквентного по­ведения.

К отклоняющимся формам поведения прибегает отклоненная соци­умом личность.

3. Качество и характер социализации в значительной мере опреде­ляются и социальным устройством данного общества. Так, в условиях тоталитаризма между личным и общественным бытием человека возникают противоречия — происходит психическое раздвоение лич­ности. Чем больше личность подвержена казенно-казарменной идео­логии, тем меньше она индивидуализирована, тем больше вовлекается к общий поток массовых устремлений — формируется авторитарно-зависимый тип личности.

Основными качествами этого типа личности являются:

конвенционализм -- некритическое принятие догматических норм и правил;

тревожная озабоченность повсеместным исполнением догмати­ческих требований;

верноподданничество;

авторитарная зависимость — преклонение перед официальной властью;

некритическая идеализация политических лидеров, вера в их не­заменимость;

* авторитарная агрессивность — ненависть ко всем инакомыс­лящим;

этноцентризм — крайняя переоценка роли своей нации во все­мирно-историческом процессе, наделение других народов отри­цательными качествами;

ригидность, косность мышления, безапелляционность суждений, оценок, неспособность к диалогу, пониманию оппонентов;

уверенность в «моральной чистоте» только представителей своей группы, стремление к самоутверждению через принадлежность к корпоративным, кастовым объединениям, высокомерие и враж­дебное отношение к людям, не входящим в корпорацию;

депрофессионализация, утрата компетентности и социальной от­ветственности.

4. Различаются личности социализированные, десоциализирован-ные, психически аномальные.

Можно выделить ряд особенностей социализированной личности,

находящейся в пределах психической нормы.

♦ Наряду с социальной адаптироваш-юстыо развитая личность об­ладает личностной автономией, потребностью в утверждении своей индивидуальности.

♦ Нормой для личности является пребывание в состоянии непре­рывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянное открытие для себя новых горизонтов, познание «ра­дости завтрашнего дня», поиск возможностей актуализации сво­их способностей в трудных условиях, толерантность, способ­ность к адекватным действиям в ситуации противодействия.

♦ Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справед­ливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в дости­жении объективно значимых целей, по не ригидна — способна к коррекции поведения.

♦ Наряду с эмоциональной устойчивостью она постоянно сохра­няет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному, отвергая низменность и безнрав­ственность.

♦ Обладая развитым чувством самоуважения, личность самореф-лексивиа — она подвергает себя самоконтролю на основе своей «Я-концепции».

Структура психических свойств личности

Все регуляционные компоненты человеческой деятельности — познавательные, волевые и эмоциональные процессы — функциониру­ют в неразрывном единстве и составляют психическую деятельность человека, особенности которой выступают как психические свойства личности.

Выделяя структурные компоненты личности, необходимо рассмат­ривать их как комплексы психорегуляционных возможностей инди­вида. Личность — целостное психическое образование, отдельные эле­менты которого находятся в закономерных взаимосвязях. Когда же мы говорим о структуре психических свойств личности, мы интегрируем психические явления, личностно объединяем их.

Свойства личности — динамическая система ее функциональных возможностей. Психические свойства многосистемны: они по-разно­му проявляются в различных системах взаимосвязей. Можно выде­лить свойства личности как субъекта познания, трудовой деятельно­сти, общения.

Совокупность психических свойств образует психический склад лич­ности. Разрешая жизненные проблемы, человек исходит из своих пси­хических возможностей, применяет свои способы взаимодействия со средой, осуществляет индивидуальный стиль жизнедеятельности.

2. Отдельные психические свойства индивида, вступая в системное взаимодействие между собой, образуют качества личности. Эти пси­хические качества личности традиционно подразделяются на четыре группы:

♦ темперамент;

♦ направленность;

♦ способность;

♦ характер.

Система этих психических качеств и образует структуру личности.


36. Психология следователя и следственной деятельности.

Цель следственной деятельности — правовая охрана основных соци­альных ценностей общества, установление истины при расследова­нии правонарушений, предание виновных суду. Профессионально-психологические особенности личности следо­вателя обусловлены социально-политическими, нравственными и психологическими особенностями следственной деятельности.

Деятельность следователя характеризуется:

1) процессуальной регламентированностью средств и сроков след­ствия, высокой формализованностью социально-ролевой функции следователя;

2) познавательно-поисковой направленностью;

3) оперативностью (практические результаты одного действия пре­допределяют выбор другого действия);

4) направленностью на преодоление возможного противодействия заинтересованных лиц;

5) наличием властных полномочий, широкой социальной комму­никативностью, повышенной единоличной ответственностью за при­нимаемые решения.

Наличие властных полномочий является одним из самых суще­ственных психологических факторов. Эта функция следо­вателя не обвинение и не защита, а поиск истины в процессе рассле­дования посредством полного, объективного и всестороннего иссле­дования обстоятельств дела. Закон запрещает следователю применять психическое насилие, прямое и скрытое внушение, домогаться показаний (J) обвиняемого путем насилия, угроз, задавать наводящие вопросы, оглашать на очной ставке данные показания ее участников.

В тех случаях, когда законом предусматривается очередность прове­дения следственных действий, в этой пос­ледовательности отражается логика и психология познавательного процесса.

Справедливость, объективность, избежание обвинительного укло­на, неукоснительная реализация закона — основные требования к следственной деятельности.

Повышенная психическая напряженность работы следователя, не­обходимость постоянной оперативной реактивности предъявляют особые требования к нейрофизиологической организации психики следователя:

1) сензитивность — повышенную нервно-психическую чувствитель­ность к внешним воздействиям; 2) оптимальное соотношение реактивности (импульсивности) и ак­тивности; 3) эмоциональную устойчивость; 4) пластичность психических процессов; 5) пониженный уровень тревожности — умеренную эмоциональную возбудимость в опасных ситуациях; 6) резистентность — сопротивляемость внешним и внутренним ус­ловиям, препятствующим осущ-ю начатой деят-ти; 7) толерантность — устойчивость к нервно-псих-м перенапря­жениям.

Для деятельности следователя существенны также общие особен­ности организации его сознания, такие, как объем, устойчивость, переключаемость и распределенность внимания, уравновешенность ана­литической и синтетической сторон восприятия и мышления, высо­кий энергетический уровень активности.

По данным исследований, около 1/5 следователей не выдержива­ют ритма и нагрузки при работе в следственном аппарате.

Среди характерологических качеств следователя первостепенную значимость имеют интеллектуальные, волевые и коммуникативные качества.

Практическое мышление следователя подвержено постоянному испытанию практикой. Этим обусловлены повышенная ответствен­ность и напряженность, присущие работе следователя. Особенностью практического мышления следователя являются тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события, умение использовать для решения ча­стной задачи то особенное и единичное, что не входит полностью в теоретическое обобщение, умение быстро переходить от размышле­ния к действию.

Познавательно-поисковые, эвристические качества следователя — это его базовые качества. Однако они должны сочетаться с рядом дру­гих профессионально-характерологических качеств. Среди них пер­востепенную значимость имеют система ценностной ориентации сле­дователя, его социальная, нравственная позиция, высокоразвитое чувство гражданского и служебного долга.

Непримиримая борьба со злом, беззаконием и социальной неспра­ведливостью, решительность, гражданское мужество, стойкость и це­леустремленность — таковы важнейшие личностные качества следователя.

Процессуальная независимость следователя требует от него высо­кой инициативности, организованности и социальной ответственно­сти. Чтобы справиться с нервно-психическими перегрузками, он дол­жен обладать эмоционально-волевой выносливостью, выдержкой, хладнокровием, упорством, неиссякаемой верой в успех своего дела. Кроме того, физическая выносливость, развитые адаптационные воз­можности необходимы для работы в сложных, нередко полевых усло­виях, для проведения неотложных следственных действий в любой обстановке. Эти психические качества не являются, однако, исход­ными. Они формируются в процессе следственной деятельности.

С другой стороны, длительная профессиональная деятельность следователя при недостаточной самокритичности может привести к высо­комерию, чванливости, грубости, душевной черствости.

Постоянным подчинением деятельности процессуальной регла­ментации нередко обусловлены ригидность, негибкость, привержен­ность к шаблонным решениям, формализм; частым соприкосновени­ем с асоциальными проявляениями — устойчивая подозрительность, предвзятость, обвинительный уклон; часто возникающим дефицитом времени — торопливость, поверхностность, правовой нигилизм, про­являющийся в пренебрежении отдельными процессуальными требо­ваниями, в нарушении прав подследственных лиц; ложным чувством корпоративности, «чести мундира» — нежелание исправлять допущен­ные ошибки1.

Указанные проявления негативной личностно-профессиональной деформации могут быть сняты развитым устойчивым самоконтролем, социальным контролем и профессиональным отбором следователей.

Итак, профессионально направленная наблюдательность, способ­ность к систематизированному сопоставлению фактов, реконструкции явлений по их косвенным признакам, критичность и рефлексивность — таковы особенности мышления следователя.


Билет 7.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.019 с.)