Психология общения. Речевая деятельность. Виды и функции речи. Психология речи в гражданском и уголовном процессе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология общения. Речевая деятельность. Виды и функции речи. Психология речи в гражданском и уголовном процессе.



Одной из основных сфер формирования и проявления психиче­ских свойств личности является общение. Общение — социальное вза­имодействие между людьми посредством знаковых систем.

Различаются содержание, функции и средства общения.

Содержание общения многопредметно. Функции общения:

1) информационно-коммуникативная (прием и передача инфор­мации);

2) регулятивно-коммуникативная (организация взаимодействия людей в их совместной деятельности);

3) воздействие на эмоциональную сферу партнера;

4) аффективно-экспрессивная (эмоциональное самовыражение че­ловека).

В зависимости от используемых средств общение может быть пря­мым и косвенным, вербальным (словесным) и невербальным (паравербальным).

Различается также техника общения — установление психическо­го контакта, использование различных приемов психического воздей­ствия на партнера по общению, выбор средств общения в зависимости от формы общения.

Формы общения: деловое, профессиональное, бытовое, частное и публичное, межперсональное, внутригрупповое и массовое. В рам­ках этих форм общения реализуются различные способы психическо­го взаимодействия людей, проявляются их коммуникативные свой­ства.

Основным средством общения людей является язык, благодаря ко­торому человек приобретает, наряду с инстинктами и индивидуаль­ным опытом, третью основную форму ориентации своего поведения — знания, систему понятий, ограждающих существенные стороны и вза­имосвязи в окружающем мире. Язык и развитие сознания, психики человека неразрывно взаимосвязаны.

Язык — система словесно-знаковых обозначений, принятая в дан­ном обществе.

Индивидуальное использование языка — речь. В речевом общении различаются предмет информации (то, о чем говорится) и ее модаль­ность (то, как говорится). Модальность речевого общения — интона­ция речи: изменения в ее тоне, тембре звучания, силе и высоте звуков.

Интонация имеет следующие функции:

выражение смыслового содержания предложения;

выражение отношения говорящего к предмету высказывания;

выражение стремления к определенному воздействию на лицо, вос­принимающее речь (внушение, убеждение, побуждение к действию);

выражение отношения к партнеру по общению (мягкость, задушевность, уважительность, пренебрежение, отчужденность и т. п.)

Речь содержит информацию о личности говорящего. Содержание речи свидетельствует об интеллектуальных особенностях личности направленности ее психики. Темп, ритм, плавность, громкость, эмоциональность, лаконичность связаны в известной мере с темперамен­том человека.

Продуктивность речевой деятельности определяется ее реактивным или активным характером. Активная речь всегда оригинальна, она творчески программируется говорящим лицом. В ней используется богатство языка и интонационные возможности речи. Активная речь больше связана с монологическим видом речи. Реактивная же, ситуа­тивная речь больше связана с диалогическим видом речи.

Наряду со смысловым значением слова для людей большое значение имеет его эмоциональное воздействие. Наиболее эмоционально воздействующими словами являются:

слова, связанные с предметами первичной социализации инди­вида, с воспоминаниями его раннего детства, все, что связано с образами родителей, родного края и т. п.;

слова, связанные с базовыми ценностями данной личности, до­минирующими мотивами ее поведения;

слова, коррелирующие с семантическим полем данной личности.

Внеречевые (паравербальные) средства общения (мимика, жесты и пантомимика (позы)).

Речь, произносимая в суде, — средство судопроизводства, орудие про­фессиональной деятельности юриста.И это орудие должно быть про­фессионально эффективным. Развернутые речи произносятся в суде прокурором и адвокатом. Но и все участники судопроизводства реа­лизуют свое коммуникативное взаимодействие посредством речи.

Речь включает процесс порождения и восприятия сообщений. Струк­тура речевой деятельности состоит из стадии ориентировки, целеполагания, программирования, реализации, текущей корректировки и контроля.

Общие требования, предъявляемые к речи, подразделяются на культурологические и психологические. Все они имеют существенное значение в судебной речи. Но судебная речь должна быть еще и дока­зательственной.

Как доказательственная, судебная речь должна отличаться стро­гой логичностью, соответствием требованиям формальной логики, достаточностью и непротиворечивостью. Недопустимо смешение по­нятий, их многозначное толкование. Значительный порок судебной речи — избыточность, велеречивость.

Культура речи юриста должна быть безукоризненной. В психо­логическом отношении речь юриста должна быть простой, понятной присутствующим и достаточно экспрессивной, убедительной. От­дельные фразы должны быть не слишком сложными и длинными (5-7 слов), легко воспринимаемыми на слух, терминологически рас­крытыми.

Судебная речь должна быть структурно организованной. Вводная часть призвана стимулировать повышенную ориентировочную реак­цию слушателей. В основной части корректно формулируются основные тезисы, приводятся аргументы. В заключительной части делают­ся четкие выводы.

Речь юриста должна быть этически сдержанной. В гражданском процессе речь прокурора (его заключение) и речь адвокатов (представителя истца и представителя ответчика) имеют ряд особенностей, обусловленных предметной направленностью на разрешение гражданского спора. Прокурор не обвиняет, а дает заклю­чение по делу, адвокаты не защищают, а в качестве представителей сторон оказывают им юридическую помощь.

В отличие от речей в уголовном процессе речи юриста в граждан­ском суде более лаконичны. В них, как правило, отсутствуют развер­нутые личностные характеристики, подробный анализ причин и усло­вий возникновения деликта. Обыденность анализируемых явлений обязывает ораторов в гражданском суде к использованию речевых приемов, направленных на поддержание устойчивого внимания ауди­тории. Однако эти речевые приемы не могут быть искусственными, они должны органически вытекать из цели судебной речи.

К речам, произносимым в судебных прениях гражданского про­цесса, предъявляются следующие основные требования:

♦ изложение фактов должно быть объективным и соответствовать истине;

♦ закон должен толковаться в точном соответствии с его содержа­нием и смыслом;

♦ речи судебных ораторов должны отличаться простотой, ясностью, деловитостью, отсутствием излишних ораторских приемов;

♦ характеристики истца и ответчика должны быть сведены к мини­муму.

41. Большие социальные группы. Психология массовидных явле­ний, массовой коммуникации.

Массовая коммуникация — это социальное взаимодействие в больших социальных группах, основанное на циркуляции социальной информации.

Социальная информация — это сообщения, содержащие такие значения, которые воздействуют на психику людей, на их поведение и деятельность.

Социальная информация обеспечивает взаимодействие социаль­ной среды и личности. В социальной информации отражается обще­ственно-исторический опыт общества и освещаются его актуальные проблемы.

Массовая информация — это специально организуемые и распро­страняемые средствами массовой информации сообщения, утвержда­ющие социальные ценности и нормы, принятые в данной социальной общности.

Массовые коммуникативные воздействия осуществляются комму­никатором (источником сообщения), который сам является организо­ванной социальной группой, осуществляющей интересы определен­ных социальных слоев.

Массовая коммуникация является средством социального управ­ления, идеологического воздействия на массы.

Эффективность массовой коммуникации определяется прежде всего ее прогрессивностью, демократизмом, соответствием социаль­ным потребностям масс. При этом существенное значение имеет учет социально-психологических особенностей той массовой аудитории, на которую рассчитана социальная информация.

При массовом коммуникационном воздействии преодолеваются идеологические, гносеологические и психологические препятствия и трудности. Идеологическим барьером могут быть мировоззренческие стереотипы чуждой распространяемой идеологии, гносеологическим — недостаток или отсутствие соответствующего опыта и знаний, пси­хические препятствия могут заключаться в нежелательных социаль­ных установках, предрассудках, отсутствии интереса, неразвитости определенных качеств интеллекта, воображения и т. п.

Массовые информационные процессы могут производить также скрытые желательные и нежелательные эффекты.

Социальная информация формирует общественные чувства, об­щественное сознание и мнение.

Общественные чувства — это общесоциальные эмоциональные реакции на социально значимые явления. В условиях неорганизован­ных общностей эти чувства могут снижать уровень саморегуляции лю­дей, в условиях же социальной организованности — значительно по­вышать их жизнедеятельность.

Общественное мнение — это проявление общественного сознания в форме неофициального сознания социальных групп, в котором вы­ражается их отношение к определенным событиям и явлениям обще­ственной жизни.

В формировании общественного мнения решающую роль играют психологические средства воздействия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.011 с.)