Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Следственная диагностика. Типология следственных ситуаций.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Не нашел, что такое следственная диагностика, но складывается впечатление, что это связано с информационно-вероятностной моделью — специально создаваемая, мысленно представляемая система, отображающая элементы проблемной ситуации и позволяющая преобразовать эти элементы с целью нахождения информации для решения задач данного класса. Информационные модели могут быть вероятностными и достоверными. Вероятностные модели, как правило, динамичны. По мере накопления информации они преобразуются, их вариативность все более уменьшается —модель все более приближается к достоверной модели. Информационно-вероятностная модель — средство поиска. Вопросы, обусловленные структурой модели, направляют и систематизируют познавательный поиск. Вновь получаемая информация становится средством, условием поиска новой недостающей информации. Версия — концептуальное сопоставление исходных данных при невозможности непосредственного исследования причин явлений, но при возможности исследования их следствий. Определяя обстоятельства, подлежащие выявлению, версия придает общее направление расследованию. Так, способ совершения преступления объединяется в версии с предположением о субъекте преступления, предположение о субъекте преступления неизбежно связывается с предположением о мотиве преступления; версии о способе совершения преступления строятся с учетом обстоятельств, свидетельствующих о личности преступника и т. д. Только соответствие реальным фактам делает версию обоснованной. Версия ложна, если какие-либо реальные факты противоречат выводимым из нее следствиям. Различаются общие и частные, первоначальные и последующие, специфические и типовые версии. Типовые версии отражают наиболее типичную, высоковероятностную возможность обусловленности данного события определенной причиной. Так, исследования Л. Г. Видонова показали, что в случаях убийства лиц мужского пола в возрасте 5—17 лет убийцами в большинстве случаев (88,9%) были подростки в возрасте 10—16 лет, 75% из них были друзьями или приятелями потерпевших. Убийства лиц мужского пола в возрасте до 23 лет путем нанесения ранения в общественных местах (клуб, дом культуры, кинотеатр, парк культуры и отдыха) в 75% случаев совершали лица мужского пола в возрасте 17—22 лет, бывшие друзьями, приятелями, сослуживцами, односельчанами потерпевших. Виновные проживали на расстоянии до 300 до 1500 м от места преступления. По познавательной роли в раскрытии преступления версии можно подразделить на версии о сущности и механизме события и версии о субъекте преступления. Первоочередной проверке подлежатверсии о сущности и механизме происшествия. (Нельзя выдвигать версии о личности убийцы, если вначале не было выяснено, что произошло: убийство или самоубийство.) Версионное моделирование осуществляется определенной системой "шагов": шаг 1 — выдвинуть все возможные версии (первоначальное количество версий м.б. относительно большим — это уменьшает возможность упущения наиболее вероятностной версии); шаг 2 — четко определить обстоятельства, обосновывающие каждую версию; шаг 3 — исключить необоснованные версии; шаг 4 — ранжировать "вес" доказательств применительно к каждой версии (по трехбалльной системе); шаг 5 — определить все возможные следствия по каждой версии, наметить систему первоначальных следственных действий для проверки всех выдвинутых версий. Центральное звено следственного поиска — переход от версии к достоверным знаниям. Этот качественный скачок следственного познания осуществляется посредством проверки версий, т. е. всех выводимых из нее следствий. В расследовании необходимо выдвигать все возможные следствия из каждой версии. Достоверная информационная модель расследуемого события формируется в результате выдвижения и проверки такой версии, все следствия которой реально подтверждены и дают всем фактам единственно возможное объяснение. Проверка общей версии включает в себя систему частных версий и применение отдельных частных методов исследования. К ним относятся: методы интерполяции, экстраполяции, интерпретации и мысленного эксперимента. Метод интерполяции — нахождение по ряду значений промежуточных значений. (Так, если даны первые звенья и последний член числовой последовательности: 2, 4, 8, 16,?, 64, то для заполнения имеющегося пробела необходимо рассмотреть имеющиеся числа, найти устойчивую зависимость между ними, обобщить отношения между ними; на основе этого обобщения становится возможной ликвидация пробела.) Первоначальные подходы к расследованию происшествия обусловлены типом исходной следств-й ситуации. Типы проблемно-поисковых следственных ситуаций
I. Психолого-криминалистический анализ убийств 1. Анализ психологии допреступного поведения преступника: допреступные связи злоумышленника с будущей жертвой преступления, знание им поведенческих особенностей жертвы, развитие конфликтных отношений с жертвой, формирование психической модели преступления, ее ориентировочные основы, определение программы и условий ее реализации, приобретение или изготовление орудий и средств преступления (возможны консультации со специалистами, изучение литературы), создание условий для беспрепятственного и скрытного совершения убийства, обеспечение возможностей для его последующего сокрытия. 2. Анализ индивидуальных особенностей механизма совершения преступления: поведенческие особенности криминального контакта с жертвой (особенности начального этапа криминального взаимодействия), операциональные особенности (механизм) причинения телесных поражений при использовании различных способов убийства: выстрелы в упор, со среднего или дальнего расстояния, из засады, из помещения, удушение руками, удавкой, отравление различными веществами и способами, сбрасывание с высоты, наезд автотранспортом, выбрасывание из движущегося автотранспорта, приведение жертвы в беспомощное состояние и оставление ее в опасных для жизни условиях и др. 3. Анализ следов преступления: телесные повреждения на трупе, повреждения на одежде, признаки опаления на теле и одежде жертвы, следы ногтей и зубов на теле жертвы, другие следы биологического происхождения (слюна, кровь, сперма, волосы, биологические компоненты подногтевого содержания), следы борьбы на месте происшествия, следы различных частей тела преступника (колен, локтей, ладоней), следы обуви преступника, следы использованного преступниками транспорта, возможные следы на теле, обуви и одежде преступника, микроследы (волокна одежды, микрочастицы использованных орудий), микроследы преступления в жилище подозреваемого, признаки сокрытия преступления. 4. Анализ личностных особенностей преступника и мотивов совершения преступления: предположительные выводы об анатомо-физиологических и личностных особенностях преступника (уровень криминализированности, владение криминальными способами поведения, особенности криминального целеполагания и целедостижения, индивидуально-операциональные предпочтения и др.), возможные мотивы совершения преступления (корысть, месть, ревность, аффективная агрессивность и др.), личностные акцентуации и психические аномалии (спонтанно возникавшие, немотивированные и неадекватные данной ситуации действия, проявления бессмысленной жестокости, садизма, сексуальной патологии, узкоизбирательная направленность действий и др.).
II. Типовые следственные версии, обусловленные типичными следственными ситуациями:
Психология обыска и выемки. Обыск — следственное действие по отысканию и принудительному изъятию скрываемых предметов и документов, имеющих доказательственное значение для раскрытия преступления. Основной психологической особенностью данного следственного действия являются отыскание скрываемых объектов, совершение действий, принудительных по отношению к обыскиваемому лицу. Принудительный характер обыска, поисковые трудности, дефицит времени обусловливают повышенное психическое напряжение участников обыска, особую психологизированность данного следственного действия. В психической деятельности обыскиваемого интенсивно функционируют защитные механизмы. Обыскиваемый может проявлять общительность и замкнутость, сдержанность и показную откровенность, высокомерие и агрессивность, но во всех случаях он находится под давлением определенных персевирующих (навязчивых) образов. Скрываемое жизненно значимое событие, страх перед изобличением, возможностью ареста, суда, конфискации имущества создают в сознании обыскиваемого «очаг аффектации», функционально перестраивающий всю психическую деятельность обыскиваемого лица, дезорганизующий его психическую деятельность. Спонтанно формируются защитные механизмы. В проведении обыска выделяются четыре стадии: подготовительная, обзорная, детальная и заключительная. Успешная подготовка к обыску предполагает прежде всего получение максимальной информации (как из процессуальных, так и непроцессуальных источников) о предметах отыскания и возможных местах их сокрытия и об индивидуальных особенностях обыскиваемого лица. Нередко обыск проводится после допроса. Предполагая возможность обыска, следователь уже при допросе обращает особое внимание на все то, в чем «вязнет» допрашиваемое лицо, проявляет обостренные реакции. При обыске следует учитывать пол и возраст обыскиваемых лиц, их преступный опыт. Приступая к обыску, следователь должен иметь ориентировочные представления об искомых объектах и возможных способах их сокрытия. Психологически правильно должно совершаться уже прибытие следователя и понятых на место обыска и проникновение в обыскиваемое помещение. В целях обеспечения внезапности обыска средства транспорта должны оставляться на некотором удалении от места обыска. Далее следователь в соответствии с УПК сообщает обыскиваемому, с какой целью проводится обыск, и предлагает ему добровольно выдать искомые предметы и документы. Это предложение необходимо сделать не формально и не вскользь, а полностью овладев вниманием обыскиваемого, с использованием психологических средств внушения и убеждения. Обыскиваемому лицу необходимо разъяснить право следователя вскрывать закрытые помещения и хранилища. Недопустимы реплики обыскивающих; обмен информацией между ними должен осуществляться заранее оговоренными условными знаками. Действия, требующие специальных навыков, выполняют специалисты. Следователь должен проявлять полную уверенность в успешном осуществлении обыска, максимально сосредоточиться, иметь высокий уровень работоспособности. В целях обеспечения наивысшей направленности и сосредоточенности сознания на поисковой деятельности следователь: 1.не должен приступать к обыску в усталом или дискомфортном состоянии; 2) не должен вступать в конфликт с обыскиваемым лицом (если это не является тактическим приемом); 3) должен устранить все отвлекающие 4) не должен спешить и приступать к осмотру нового объекта до полного обследования предыдущего 5) должен делать перерывы для отдыха при появлении признаков усталости. При обыске следователь должен проявлять рефлексивность мышления — учитывать возможные рассуждения и действия прячущего лица. В ряде случаев прячущий рассчитывает на отталкивающий эффект мест сокрытия. При обыске следует учитывать и профессиональные предметные доминанты прячущего (книги — у научного работника, деревянные предметы — у столяра, кирпичная стена — у каменщика, приусадебный участок — у лица, постоянно работающего на нем, и т. п.). Следует обращать особое внимание и на предметы увлечения обыскиваемого (музыкальный инструмент, шахматная доска, швейная машина и т. п.). Уже при подготовке к обыску следователь должен знать профессию и занятия обыскиваемого лица, образ его жизни, любимые дела, наиболее развитые навыки. Необходимо обратить внимание на инструменты и материалы, принадлежащие обыскиваемому лицу. Особенно ценны сведения об изменении поведения обыскиваемого в последнее время, о его действиях по изменению обстановки, перестройке надворных построек. В процессе обыска следователь может получить важную информацию, наблюдая за поведением обыскиваемого лица, особенно за его сознательными уловками и непроизвольными реакциями. Этическая сторона обыска настолько значима, что ряд нравственных требований к этому следственному действию предусмотрен Уголовно-процессуальным кодексом. Выемка — изъятие у отдельных граждан, а также предприятий, учреждений и организаций заранее известных документов и предметов, имеющих значение для уголовного дела. Основной психологический фактор выемки — психическое воздействие на подозреваемого и обвиняемого, так как им становится известно, какие изобличающие их документы поступают в распоряжение следователя. Результаты выемки влияют на всю тактику предварительного следствия. В психологическом аспекте выемка по сравнению с обыском в меньшей мере носит поисковый характер. Иную психологическую окраску имеет и возможная при производстве выемки конфликтная ситуация. В случае, если подлежащие изъятию объекты добровольно не выдаются, следователю нужно приложить усилия, направленные на предотвращение развития конфликтной ситуации, и принять меры к дальнейшему производству указанного следственного действия. Для правильного применения методов психологического воздействия — внушения и убеждения — следователю необходимо выяснить истоки негативного отношения данного лица к требованию о добровольной выдаче объекта, подлежащего изъятию при выемке. Иногда отказ в добровольной выдаче объекта объясняется не «виновным» отношением лица к данному объекту, а боязнью разглашения обстоятельств его интимной жизни, нежеланием причинить неприятность родственнику, знакомому, соседу или сослуживцу. Для преодоления такого негативного отношения в подобных случаях следователь может обратить особое внимание данного лица на производимое предупреждение понятых, специалистов и других граждан, присутствующих при выемке, об ответственности за разглашение выявленных при выемке обстоятельств интимной жизни лица, занимающего данное помещение, или иных лиц.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.100 (0.01 с.) |