Психологические аспекты наказания и исправления осужденных. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические аспекты наказания и исправления осужденных.



Проблема справедливой, адекватной кары за совершенное преступ­ление, ее эффективности для преодоления преступности — одна из древнейших проблем человечества.

Справедливое воздаяние за содеянное — мера социальной реакции за выход индивида из социально допустимых границ поведения. Ци­вилизованное общество отвергает бытовавший в прошлом талион («зло за зло»).

Все негативные характерологические качества индивида, обусловившие преступное деяние, должны быть проанализи­рованы и учтены судом.

Для квалифицированного определения наказания необходим пси­хологический анализ типологических особенностей поведения преступ­ника и прежде всего те его психические качества, которые определяют социально значимые осо­бенности его поведения.

К таким социально значимым негативным качествам подсудимого относится, прежде всего, аморальность — система взглядов и поведен­ческих стереотипов индивида, основанная на непринятии им норм нравственности, нигилистическом отношении к социальным требова­ниям.

Назначая наказание, суды призваны учитывать характер и тяжесть преступления, личность виновного, обстоятельства, предусмотренные законом в качестве смягчающих или отягчающих ответственность.

Обстоятельством, смягчающим юридическую ответственность, яв­ляется чистосердечное, искреннее раскаяние — публичное признание своей виновности, самоосуждение преступного поведения, глубокое сожаление о случившемся, готовность нести заслуженное наказание.

Раскаяние — критический момент пробуждения совести человека, основа его дальнейшего исправления, восстановления морального са­моконтроля личности. Раскаяние, готовность искупить свою вину по­зволяют человеку построить новую жизненную перспективу, возвра­титься к достойной жизни.

Исправительная (пенитенциарная) психология изучает психологические основы ресо­циализации — восстановления ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обще­стве. Исходя из этого пенитенциарная психология исследует пробле­мы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения ма­лой группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления осужденных.

Ресоциализация личности осужденных связана прежде всего с их ценностной переориентацией, с формированием у них механизма со­циально-положительного целеполагания, с отработкой у личности прочных стереотипов социально-положительного поведения.

На вопрос: что такое исправление — словари не дают ответа. На наш взгляд, исправить преступника — это значит видоизменить те его психические качества, которые детерминировали его преступное поведение. В основе исправления провинившейся личности лежит искупление — самоснятие вины преступником посредством ее признания, чистосердечного самоосуждения, раскаяния, понесения принятого им наказания и совершени­ем реабилитирующих его социально положительных деяний, вызывающих прощение виновного. Искупление — психологическое усло­вие возвращения человека к людям. Предпосылкой искупления являются раскаяние и покаяние. Раскаяние — психический акт са­мооценки индивидом своего поведения, основа его исправления в буду­щем, проявление совести и стыда.

Целевые задачи перевоспитания состоят в формировании:

способности осуществлять нравственный самоконтроль; самооп­ределять свои социальные обязанности.

Исправить провинившуюся личность — это значит осуществить ее ценностную переориентацию, включить в сферу ее стыда и совести нарушаемую до этого социальную ценность.

Покаяние, понимаемое как обретение личностью обновленно­го нравственного качества, — основная сверхзадача исправительно-воспитательной деятельности.

Стратегическая задача ИТУ — оторвать преступника от условий его кринимализации, разрушить его преступные связи и установки.

И для того чтобы современные ИТУ стали учреждениями ресоциа­лизации осужденных, они сами должны быть ресоциализированы.

В качестве общих направлений ресоциализирующей деятельнос­ти ИТУ можно указать следующие:

психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов ее общей социализа­ции, правовой социализации, а также дефектов ее психической само­регуляции;

разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации;

осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации, ни­велирование личностных акцентуаций, психопатических проявлений, снятие всевозможных психологических барьеров, проявлений психо­логической защиты;

разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация;

всемерное восстановление нарушенных социальных связей личнос­ти, мобилизация ее психической активности, формирование социально положительной сферы ее текущего и перспективного целеполагания на основе социально положительных ценностных ориентации.

69. Психологические аспекты гражданско-правового регулирования (честно- суть вопроса не ясна!)

Особенностями гражданских правоотношений является то, что они проявляются как разные варианты трех правомочий:

правомочия требования (возможность требовать от обязанного
субъекта исполнения им своих обязанностей);

правомочия на собственные действия;

правомочия на защиту (возможность требовать использования
государственно-принудительных мер в случаях нарушения субъектив­ного права).

 

Объектом гражданского правоотношения является предмет дея­тельности его участников (существующие материальные и идеальные блага и процесс их создания).

В гражданском судопроизводстве часто используются термины, имеющие социально-психологическое содержание: человек, люди, лица, граждане, личность. Говоря о таких понятиях как воля, эмоции, поведение, деятельность, субъектами гражданско-правовых отноше­ний в первую очередь выступают люди — все члены данного обще­ства. В международных правовых документах широко используется понятие человек — высший представитель живых организмов, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Гражданское право в качестве субъекта гражданского права пользуется термином гражданин, понимая его как лицо, находящееся в определенных от­ношениях с государством. Из всех вышеназванных терминов только термин гражданин может выступать в качестве юридического поня­тия. Употребление же понятия личность в качестве субъекта права неточно, т.к. личность — это индивид, достигший такого уровня пси­хического и социального развития, который позволяет ему выступить в качестве субъекта общественных отношений, иметь свою социальную позицию и нести социальную ответственность за свое пове­дение.

Ряд гражданско-правовых норм имеет нравственно-психологичес­кое содержание (оспаривание сделок, совершенных под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя стороны с другой стороной, совершения сделки на крайне невыгод­ных условиях под влиянием стечения тяжелых обстоятельств). Толь­ко с учетом психологических обстоятельств может быть решен воп­рос, допущена ли лицом простая или грубая неосторожность.

Свои психологические аспекты имеет проблема вины и ответствен­ности в гражданском праве, проблема соответствия наказания соде­янному. Такого психологического анализа требует невиновное про­тивоправное поведение, значение которого не осознавалось субъек­том, а последствия не предвиделись и не могли быть предвидены.

Воля, намерения, интересы, цели, честь, достоинство — эти и другие психологические понятия широко представлены в гражданском праве.

Способность быть сознательным участником гражданских право­отношений в ряде случаев становится предметом судебно-психологической экспертизы.

Состояние гражданско-правового нормотворчества, практика ре­ализации принципа законности и справедливости оказывают реша­ющее влияние на правосознание членов общества. Интересы право­вого общества требуют четкой правовой регламентации основных сфер жизнедеятельности общества, избежания конфликта правовых норм, реализации права гражданина на судебную защиту своих законных интересов, всемерного повышения культуры судопроизводства.

Возрождение гражданского общества предполагает возрождение гражданских прав, развития публичного и частного права, глубинной теоретико-правовой и психологической перестройки работников су­допроизводства. Осуществлять судебную защиту прав граждан от вме­шательства государственных органов — это и значит осуществлять за­щиту частных и публичных интересов. Никакой государственный ин­терес не может быть противопоставлен правам и интересам гражда­нина. Интерес государства — это интерес его граждан. (Конечно, если это государство правовое). Публичный интерес — это интерес социума или социальных групп. Честное ведение бизнеса, содействие экономическому развитию об­щества — это и есть публичный интерес.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.167.52.238 (0.049 с.)