Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая социализация и десоциализация личности.

Поиск

Социализация — овладение личностью механизмом социальной само­регуляции, самоподчинение личности социальным требованиям, ее пере­ход от внешней детерминации (команд, приказов, инструкций) к внутрен­ней социально ориентированной самодетерминации.

При низком уровне нравственного и интеллектуального развития индивида в его поведении преобладают спонтанно возникающие вле­чения. Психические структуры такого индивида недостаточно интег­рированы, его низшие эмоции преобладают над высшими чувствами. Его социально обусловленные чувства не столь глубоки и интенсив­ны, чтобы обеспечивать устойчивый поведенческий самоконтроль.

В сложных социальных ситуациях, в условиях социально-идеоло­гической и экономической трансформации к социальной адаптации личности предъявляются повышенные требования. Кардинальные социальные преобразования порождают новые социальные функции и соответственно — социальные роли, изменяют статус социальных групп, обостряются различия в интересах, ценностных ориентациях, нормах поведения. Жизнедеятельность человека в этих условиях со­пряжена с усложнением его психической саморегуляции.

Правовую социализацию личности - формирование у личности потребности правоисполнительного поведения.

Для того, чтобы человек вел себя правомерно, он должен принять (интернализировать) правоохраняемые социальные ценности, усво­ить стереотипы правоисполнительного поведения.

Правовые представления, оценки и установки образуют правосо­знание личности. Правосознание — сфера сознания человека, связан­ная с правозначимыми явлениями.

Социализация личности — фор­мирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально по­ложительного поведения. В процессе социализации человек усваива­ет социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация — освое­ние личностью социальной действительности. Социализация дает личности возможность функционировать в ка­честве полноправного члена общества.

Источниками социализации личности являются:

♦ опыт раннего детства — формирование психических функций и элементарных форм социально значимого поведения: отдельные упущения в формировании личности в раннем возрасте трудно-восполнимы в более зрелом возрасте;

♦ социальные институты — системы воспитания, обучения и обра­зования;

♦ взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности.

Педагогическая запущенность, невоспитанность, малокультурность, психические аномалии, ригидность (негибкость) поведения, склон­ность к аффективным реакциям — предпосылки делинквентного по­ведения.

К отклоняющимся формам поведения прибегает отклоненная соци­умом личность.

Качество и характер социализации в значительной мере опреде­ляются и социальным устройством данного общества. Так, в условиях тоталитаризма между личным и общественным бытием человека возникают противоречия — происходит психическое раздвоение лич­ности. Чем больше личность подвержена казенно-казарменной идео­логии, тем меньше она индивидуализирована, тем больше вовлекается в общий поток массовых устремлений — формируется авторитарно-зависимый тип личности.

Основными качествами этого типа личности являются: конвенционализм — некритическое принятие догматических норм и правил; тревожная озабоченность повсеместным исполнением догмати­ческих требований; верноподданничество; авторитарная зависимость — преклонение перед официальной властью; некритическая идеализация политических лидеров, вера в их не­заменимость; авторитарная агрессивность — ненависть ко всем инакомыс­лящим; этноцентризм — крайняя переоценка роли своей нации во все­мирно-историческом процессе, наделение других народов отри­цательными качествами; ригидность, косность мышления, безапелляционность суждений, оценок, неспособность к диалогу, пониманию оппонентов; уверенность в «моральной чистоте» только представителей своей группы, стремление к самоутверждению через принадлежность к корпоративным, кастовым объединениям, высокомерие и враж­дебное отношение к людям, не входящим в корпорацию; депрофессионализация, утрата компетентности и социальной от­ветственности.

Различаются личности социализированные, десоциализированные, психически аномальные.

Можно выделить ряд особенностей социализированной личности,

находящейся в пределах психической нормы.

♦ Наряду с социальной адаптированностью развитая личность об­ладает личностной автономией, потребностью в утверждении своей индивидуальности.

♦ Нормой для личности является пребывание в состоянии непре­рывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянное открытие для себя новых горизонтов, познание «ра­дости завтрашнего дня», поиск возможностей актуализации сво­их способностей в трудных условиях, толерантность, способ­ность к адекватным действиям в ситуации противодействия.

♦ Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справед­ливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в дости­жении объективно значимых целей, но не ригидна — способна к коррекции поведения.

♦ Наряду с эмоциональной устойчивостью она постоянно сохра­няет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному, отвергая низменность и безнрав­ственность.

♦ Обладая развитым чувством самоуважения, личность саморефлексивна — она подвергает себя самоконтролю на основе своей «Я-концепции».

50. Психологические особенности отдельных категорий преступ­ников.

1. Насильственные, корыстные и корыстно-насильственные типы преступников

Это наиболее рас­пространенные типы преступников. Корыстно-насиль­ственные преступники вбирают в себя черты указанных двух типов (насильственных и корыстных).

Типичными чертами насильственных преступников являются эгоизм, примитивный анархизм, отсутствие чувства состра­дания, крайняя черствость и жестокость, эмоциональная тупость, им­пульсивность...

Общей особенностью насильников является отсутствие критичес­кой оценки своих поступков, бескультурье, десоциализированность. Большинство насильственных преступлений (хулиганство, изнасило­вание, убийство, драки, увечья) совершается в состоянии опьянения.

Особо тяжелым насильственным преступлением является убийство. Труднее всего выявить типы убийц. Побуждения убийц разнообразны: из хулиганских побуждений, из корысти и мести, ревности и зависти, страха и гнева. Наиболее опасными являются убийцы, проявляющие особую же­стокость и цинизм, обычно совершаемые при разбойном нападении, при осуществлении мести, при стремлении избавиться от ненавист­ных лиц (злостные убийцы). Другая группа убийц — так называемые «случайные» убийцы, совер­шающие преступление в состоянии аффекта и в связи с неправомерны­ми действиями пострадавших.

От такого рода преступников отличаются так называемые злостные преступники — злонамеренные бандиты, грабители, убийцы, насиль­ники, расхитители, особо опасные рецидивисты, в жизни которых преступная деятельность занимает центральное место. Отличаются крайней устойчивой антиобщественной ориентацией и конкретными ценностными дефектами. При неоднократном совершении преступлений формируется устойчивая антисоциальная направленность личности. Наряду со сферой сознания у них начинает функциониро­вать подсознательная направленность на совершение определенных преступлений, т.е. сфера соответствующих антисоциальных устано­вок. Эти установки облегчают совершение новых преступлений.

Установки, шаблоны, стереотипы легче формируются в молодом возрасте. Более половины обследованных особо опасных рецидивис­тов свое первое преступление совершили до 19 лет. Эта категория преступников отли­чается крайне низким уровнем образования (одна треть из них не имеет даже четырехлетнего образования), утратой социальных связей (не работают, не состоят в браке и т.п.), имеют извращенные потребнос­ти (алкоголизм, наркомания, извращенная сексуальность), извращен­ные представления о ценностях.

Корыстный тип личности преступника отличается гиперболизацией, непомерным разрастанием материальных потребностей, стремлением к накопительству, стяжательству. Эти потребности явля­ются извращенными, поскольку ни их возникновение, ни возможности их удовлетворения не обусловливаются объективной действительностью, т.е. большинство преступлений совершаются без крайней необходимости в средствах. Основа одна — скудность духовных потребностей.

Большинство сексуальных преступников имели раннюю сексуальную ини­циацию, как правило в извращенной форме. Подавляющее большинство преступников этой категории отличается асоциальным развитием лич­ности. Массовые обследования выявили широкое распространение в этой популяции семейных и супружеских психогений, последствий син­дрома «третированного ребенка», посттравматических состояний.

Специфика данного вида преступности содействует ее повышен­ной латентности. Основными причинами незаявления жертв насилия является боязнь мести преступника, стыдливость, нежелание подвер­гаться осмотру и неверие в возможности правоохранительных орга­нов. Половые преступления также обусловлены не «конституционной» и «эндокринной» структурой, а морально-психологическими особен­ностями: примитивность интересов, разнузданная чувственность, жестокость, цинизм, наглость, пьянство, неспособность устанавливать общепринятые контакты, готовность к преступному посягатель-ствуна половую свободу женщины в силу крайнего ее неуважения.

Корыстно-насильственные преступления — грабежи, разбои и др. совершаются преступниками, которым одинаково присущи и пренеб­режение к личности окружающих и стремление к наживе. Более по­ловины этой категории преступников при совершении преступления находилось в нетрезвом состоянии. В своей преступной среде они про­являют властность, жестокость, крайнюю грубость, насилие, шантаж и угрозы.

2. Психологические особенности несовершеннолетних преступников

Большинство преступлений, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения соверша­ются на почве озорства, ложно понятой романтики, страсти к путеше­ствиям, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам.

Несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих яв­лений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсив­ность — такова поведенческая основа подросткового возраста. 60% преступников-рециди­вистов свое первое преступление совершили в подростковом возрасте.

Поведение несовершеннолетних (подростков) отличается рядом особенностейнедостаточность жизненного опыта и связанный с этим низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенная эмоциональная воз­будимость, импульсивность, двигательная и вербальная активность, внушаемость, подражательность, обостренность чувства независимо­сти, стремление к престижу в референтной группе, негативизм, не­уравновешенность возбуждения и торможения.

Существует ряд поведенческих стереотипов, характерных для это­го возрастного периода.

1. Реакция оппозиции вызывается завышенными претензиями к деятельности и поведению подростка, излишними ограничениями, невниманием к его интересам окружающих его взрослых. Эти реак­ции проявляются в прогулах, в бравировании опьяненным состояни­ем, в побегах из дома, а иногда и в антисоциальных действиях.

2. Реакция имитации проявляется в подражании определенному лицу, образцу. Иногда образцом может стать и антисоциальный ге­рой.

3. Реакция отрицательной имитации — поведение, нарочито проти­вопоставленное навязываемой модели. (Если модель отрицательна, то эта реакция является положительной.)

4. Реакция компенсации — восполнение неудач в одной области подчеркнутым успехом в другой области. (Неуспехи в учебе могут ком­пенсироваться «смелым» поведением.)

5. Реакция гиперкомпенсации — настойчивое стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности, Присущая подрост­ку робость может побудить его к отчаянному поведению, к вызываю­щему поступку.

6. Реакция эмансипации — стремление высвободиться от навязчивой опеки старших, самоутвердиться. Крайнее проявление — отрицание стан­дартов, общепринятых ценностей, норм закона, бродяжничество.

7. Реакция группирования — объединение в группы сверстников. Подростковые группы отличаются одноплановостью, однородной направленностью, территориальной общностью, борьбой за господ­ство над своей территорией (во дворе, на своей улице), примитивной символикой (клички и т.п.).

8. Реакция увлечения проявляется в самых разнообразных подростко­вых хобби: поп-музыка, стиль в одежде, стремление к получению легкой информации, не требующей больших размышлений и используемой для самого процесса общения (пустые, многословные разговоры у подъез­да); увлечения, связанные с чувством азарта; увлечения, обеспечиваю­щие всеобщий успех, внимание (артист, гитарист, чемпион, модница,);...

И оттого, с какими социальными образцами, шаблонами, норма­ми, установками и ожиданиями сталкивается подросток, во многом зависит становление будущего члена общества.

Делинквентное поведение — система незначительных правонаруше­ний, провинностей, проступков (от лат. «delinguens» — совершающий проступок).

Эта разновидность девиантного (отклоняющегося) поведения мо­жет быть обусловлена как педагогической запущенностью, невоспи­танностью, малокультурностью, так и психическими аномалиями: не­адекватностью реакций, ригидностью, негибкостью поведения, склонностью к аффективным реакциям.

Делинквентное поведение в значительной мере обусловлено неблагополучением семейного воспитания, иногда «гиперопекой», или крайне жестким обращением, неблагоприятным влиянием микросре­ды, низкой педагогической квалификацией отдельных учителей.

3. Психология преступной группы

Совместное преступное действие нескольких лиц имеет ряд градаций в зависимости от уровня их социально-психологической организован­ности:

1) простое соучастие — соисполнительство при отсутствии распре­деления ролей в спонтанно возникшей группе;

2) сложное соучастие — выполнение определенной роли во вре­менно функционирующей преступной группе;

3) соучастие в стабильной преступной группе (членство в преступ­ной группе).

Наивысшей формой преступной группы является банда — хорошо организованная и вооруженная преступная группа, представляющая наибольшую общественную опасность. Банда характеризуется направ­ленностью на совершение тяжких преступлений, устойчивостью меж­личностных связей и отношений, сформированностью определенных способов преступной деятельности и способов сокрытия преступле­ний. Преступная группа отличается системой своих норм и шаблонов. Межличностные отношения в преступной группе основаны на соперничестве, эгоистическом расчете, на утверждении превосходства посредством грубой физической силы существу, преступная груп­па — это не социальная группа, а корпорация.

Чем более социально опасны цели и действия группы, тем более диф­ференцированы роли и функции членов группы. Действия всех участ­ников преступной группы всегда взаимообусловлены и функционально дифференцированы. Действия каждого члена группы находятся в опре­деленной причинной связи с общим преступным результатом; Деятель­ность всех членов преступной группы всегда побуждается общими инте­ресами и организуется в соответствии с общим умыслом.

При простом соучастии, при известных общих интересах еще нет единства целей. Взаимосвязь действий соучастников при простом со­участии возникает стихийно. Объективно эта взаимосвязь обуслов­лена частичным совпадением индивидуальных целей.

Организованная преступная группа отличается общностью пре­ступных интересов и умысла, устойчивыми внутригрупповыми свя­зями и ролевой дифференциацией. Этот специализированный соци­ально-психологический механизм направлен на систематическое осу­ществление преступной деятельности.

Преступная группировка, подчиняясь определенным социально-психологическим закономерностям, в то же время не представляет собой самостоятельного социального образования, так как она не включена в социальные связи общества. В силу этого внутренняя со­циальная организация преступной группировки примитивна. В боль­шинстве случаев взаимодействие ее членов регулируется грубым при­нуждением, физической силой, круговой порукой. Преступные группировки различаются по устойчивости и преступ­ной направленности.

В ряде случаев вначале формируется стихийная социально нейт­ральная группа, компания. Однако социальная нейтральность здесь только кажущаяся, ибо это уже группа, утрачивающая положитель­ные соц-е связи.

Постепенно такая группа под влиянием различных обстоятельств (влияние ранее судимых лиц, культивирование извращенных потреб­ностей и т.п.) социально деформируется, приобретает вначале пред-криминальный, а затем и криминальный характер, когда зарождают­ся антисоциальные намерения.

В большинстве случаев такие группы формируются по месту жи­тельства и имеют примерно одинаковый возрастной состав.

Общественная опасность группового преступления более высока по сравнению с индивидуальным преступлением, так как в условиях группы психически облегчается совершение преступления, усилива­ется решимость колеблющихся лиц под влиянием других членов груп­пы, повышается возможность вовлечения в преступную деятельность новых лиц. Немаловажное значение имеет и психическое антисоци­альное заражение, преступный ажиотаж.

52. Психологические аспекты вины и юридической ответственно­сти.

Ответственность — подчиненность человека социальным требованиям. Специфика юридической ответствен­ности состоит в том, что эти требования определены правовыми нормами и их исполнение обеспечивается прину­дительной силой государства

Основанием уголовной ответственности является на­личие в действиях лиц состава преступления, предусмот­ренного уголовным законом.

Во всех преступлениях выделяется, как известно, единая четырехкомпонентная структура признаков со­става преступления: объект, субъект, субъективная и объективная стороны преступления. Отсутствие хотя бы одной из сторон состава преступления не влечет юри­дической ответственности. Ограничение оснований от­ветственности составом преступления — важнейшее достижение правового общества: человеку может быть вменено, поставлено в вину лишь такое действие (или бездействие), система признаков которого точно описа­на в законе.

Юридическая ответственность — урегулированное правом отношение между нарушителем права и государ­ством в лице его правомочных органов. Целью юридичес­кой ответственности является не только охрана существу­ющего правопорядка, но и ресоциализирующее воздей­ствие на личность правонарушителя, его перевоспитание и исправление.

Принципы реализации юридической ответственнос­ти — законность, справедливость, целесообразность, не­отвратимость и быстрота реализации.

Справедливость юридической ответственности расчле­няется на ряд требований: нельзя использовать меры на­казания, унижающие человеческое достоинство; нельзя придавать закону обратную силу. При обратимом харак­тере причиненного правонарушителем вреда ответствен­ность состоит в его возмещении: если причиненный вред необратим, наказание виновного должно соответствовать тяжести совершенного правонарушения; за одно правона­рушение возможно лишь одно наказание.

Целесообразность юридической ответственности — соответствие избираемой меры воздействия целям юри­дической ответственности, строгая индивидуализация на­казания.

Справедливость и целесообразность обусловлены главенствующим принципом реализации юридической от­ветственности — законностью и обоснованностью. Закон­ным основанием возникновения юридической ответствен­ности является вина, виновность дееспособного правона­рушителя.

В праве и юридической доктрине принято следую­щее определение вины: "Вина — психическое отношение лица к своему противоправному поведению (действию или бездействию) и его последствиям. Означает осознание (по­нимание) лицом недопустимости (противоправности) свое­го поведения и связанных с ним результатов"1.

Понятие вины является базовой категорией уголов­ного права. Однако в вышеприведенном определении вины на передний план выдвигается понимание лицом проти­воправности своего поведения. И это имплицитно (скрыт­но) исключает из категории вины всю сферу подсозна­тельного, импульсивно совершаемых преступлений. В су­ществующем определении вины не просматривается лич­ностная причастность лица к совершенному социально вредному деянию. Непонимание лицом недопустимости, противоправности своего поведения как бы делает его невиновным.

Существующее аморфное определение вины требу­ет кардинального пересмотра.

В конструкцию понятия вины вместо терминов "осоз­нание", "понимание" следовало бы включить понятие "личностная причастность к противоправной сущности де­яния" — отношение всей личностной сферы (сознания и подсознания) к совершенному деянию. Формы вины долж­ны быть соотнесены со структурой противоправного де­яния.

Умышленная форма вины — вина, характеризующа­яся преступной целью, способами и результатом проти­воправного деяния.

Неосторожная форма вины — вина, характеризую­щаяся преступным способом и результатом противоправ­ного деяния.

Юридически и психологически корректным можно признать следующее определение вины:

Вина — личностная причастность дееспособного лица к совершенному им социально вредному, противоправно­му деянию и его последствиям.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 914; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.53.238 (0.035 с.)