Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовая социализация и десоциализация личности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социализация — овладение личностью механизмом социальной саморегуляции, самоподчинение личности социальным требованиям, ее переход от внешней детерминации (команд, приказов, инструкций) к внутренней социально ориентированной самодетерминации. При низком уровне нравственного и интеллектуального развития индивида в его поведении преобладают спонтанно возникающие влечения. Психические структуры такого индивида недостаточно интегрированы, его низшие эмоции преобладают над высшими чувствами. Его социально обусловленные чувства не столь глубоки и интенсивны, чтобы обеспечивать устойчивый поведенческий самоконтроль. В сложных социальных ситуациях, в условиях социально-идеологической и экономической трансформации к социальной адаптации личности предъявляются повышенные требования. Кардинальные социальные преобразования порождают новые социальные функции и соответственно — социальные роли, изменяют статус социальных групп, обостряются различия в интересах, ценностных ориентациях, нормах поведения. Жизнедеятельность человека в этих условиях сопряжена с усложнением его психической саморегуляции. Правовую социализацию личности - формирование у личности потребности правоисполнительного поведения. Для того, чтобы человек вел себя правомерно, он должен принять (интернализировать) правоохраняемые социальные ценности, усвоить стереотипы правоисполнительного поведения. Правовые представления, оценки и установки образуют правосознание личности. Правосознание — сфера сознания человека, связанная с правозначимыми явлениями. Социализация личности — формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально положительного поведения. В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация — освоение личностью социальной действительности. Социализация дает личности возможность функционировать в качестве полноправного члена общества. Источниками социализации личности являются: ♦ опыт раннего детства — формирование психических функций и элементарных форм социально значимого поведения: отдельные упущения в формировании личности в раннем возрасте трудно-восполнимы в более зрелом возрасте; ♦ социальные институты — системы воспитания, обучения и образования; ♦ взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности. Педагогическая запущенность, невоспитанность, малокультурность, психические аномалии, ригидность (негибкость) поведения, склонность к аффективным реакциям — предпосылки делинквентного поведения. К отклоняющимся формам поведения прибегает отклоненная социумом личность. Качество и характер социализации в значительной мере определяются и социальным устройством данного общества. Так, в условиях тоталитаризма между личным и общественным бытием человека возникают противоречия — происходит психическое раздвоение личности. Чем больше личность подвержена казенно-казарменной идеологии, тем меньше она индивидуализирована, тем больше вовлекается в общий поток массовых устремлений — формируется авторитарно-зависимый тип личности. Основными качествами этого типа личности являются: конвенционализм — некритическое принятие догматических норм и правил; тревожная озабоченность повсеместным исполнением догматических требований; верноподданничество; авторитарная зависимость — преклонение перед официальной властью; некритическая идеализация политических лидеров, вера в их незаменимость; авторитарная агрессивность — ненависть ко всем инакомыслящим; этноцентризм — крайняя переоценка роли своей нации во всемирно-историческом процессе, наделение других народов отрицательными качествами; ригидность, косность мышления, безапелляционность суждений, оценок, неспособность к диалогу, пониманию оппонентов; уверенность в «моральной чистоте» только представителей своей группы, стремление к самоутверждению через принадлежность к корпоративным, кастовым объединениям, высокомерие и враждебное отношение к людям, не входящим в корпорацию; депрофессионализация, утрата компетентности и социальной ответственности. Различаются личности социализированные, десоциализированные, психически аномальные. Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы. ♦ Наряду с социальной адаптированностью развитая личность обладает личностной автономией, потребностью в утверждении своей индивидуальности. ♦ Нормой для личности является пребывание в состоянии непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянное открытие для себя новых горизонтов, познание «радости завтрашнего дня», поиск возможностей актуализации своих способностей в трудных условиях, толерантность, способность к адекватным действиям в ситуации противодействия. ♦ Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна — способна к коррекции поведения. ♦ Наряду с эмоциональной устойчивостью она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному, отвергая низменность и безнравственность. ♦ Обладая развитым чувством самоуважения, личность саморефлексивна — она подвергает себя самоконтролю на основе своей «Я-концепции». 50. Психологические особенности отдельных категорий преступников. 1. Насильственные, корыстные и корыстно-насильственные типы преступников Это наиболее распространенные типы преступников. Корыстно-насильственные преступники вбирают в себя черты указанных двух типов (насильственных и корыстных). Типичными чертами насильственных преступников являются эгоизм, примитивный анархизм, отсутствие чувства сострадания, крайняя черствость и жестокость, эмоциональная тупость, импульсивность... Общей особенностью насильников является отсутствие критической оценки своих поступков, бескультурье, десоциализированность. Большинство насильственных преступлений (хулиганство, изнасилование, убийство, драки, увечья) совершается в состоянии опьянения. Особо тяжелым насильственным преступлением является убийство. Труднее всего выявить типы убийц. Побуждения убийц разнообразны: из хулиганских побуждений, из корысти и мести, ревности и зависти, страха и гнева. Наиболее опасными являются убийцы, проявляющие особую жестокость и цинизм, обычно совершаемые при разбойном нападении, при осуществлении мести, при стремлении избавиться от ненавистных лиц (злостные убийцы). Другая группа убийц — так называемые «случайные» убийцы, совершающие преступление в состоянии аффекта и в связи с неправомерными действиями пострадавших. От такого рода преступников отличаются так называемые злостные преступники — злонамеренные бандиты, грабители, убийцы, насильники, расхитители, особо опасные рецидивисты, в жизни которых преступная деятельность занимает центральное место. Отличаются крайней устойчивой антиобщественной ориентацией и конкретными ценностными дефектами. При неоднократном совершении преступлений формируется устойчивая антисоциальная направленность личности. Наряду со сферой сознания у них начинает функционировать подсознательная направленность на совершение определенных преступлений, т.е. сфера соответствующих антисоциальных установок. Эти установки облегчают совершение новых преступлений. Установки, шаблоны, стереотипы легче формируются в молодом возрасте. Более половины обследованных особо опасных рецидивистов свое первое преступление совершили до 19 лет. Эта категория преступников отличается крайне низким уровнем образования (одна треть из них не имеет даже четырехлетнего образования), утратой социальных связей (не работают, не состоят в браке и т.п.), имеют извращенные потребности (алкоголизм, наркомания, извращенная сексуальность), извращенные представления о ценностях. Корыстный тип личности преступника отличается гиперболизацией, непомерным разрастанием материальных потребностей, стремлением к накопительству, стяжательству. Эти потребности являются извращенными, поскольку ни их возникновение, ни возможности их удовлетворения не обусловливаются объективной действительностью, т.е. большинство преступлений совершаются без крайней необходимости в средствах. Основа одна — скудность духовных потребностей. Большинство сексуальных преступников имели раннюю сексуальную инициацию, как правило в извращенной форме. Подавляющее большинство преступников этой категории отличается асоциальным развитием личности. Массовые обследования выявили широкое распространение в этой популяции семейных и супружеских психогений, последствий синдрома «третированного ребенка», посттравматических состояний. Специфика данного вида преступности содействует ее повышенной латентности. Основными причинами незаявления жертв насилия является боязнь мести преступника, стыдливость, нежелание подвергаться осмотру и неверие в возможности правоохранительных органов. Половые преступления также обусловлены не «конституционной» и «эндокринной» структурой, а морально-психологическими особенностями: примитивность интересов, разнузданная чувственность, жестокость, цинизм, наглость, пьянство, неспособность устанавливать общепринятые контакты, готовность к преступному посягатель-ствуна половую свободу женщины в силу крайнего ее неуважения. Корыстно-насильственные преступления — грабежи, разбои и др. совершаются преступниками, которым одинаково присущи и пренебрежение к личности окружающих и стремление к наживе. Более половины этой категории преступников при совершении преступления находилось в нетрезвом состоянии. В своей преступной среде они проявляют властность, жестокость, крайнюю грубость, насилие, шантаж и угрозы. 2. Психологические особенности несовершеннолетних преступников Большинство преступлений, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, страсти к путешествиям, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам. Несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность — такова поведенческая основа подросткового возраста. 60% преступников-рецидивистов свое первое преступление совершили в подростковом возрасте. Поведение несовершеннолетних (подростков) отличается рядом особенностей — недостаточность жизненного опыта и связанный с этим низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, двигательная и вербальная активность, внушаемость, подражательность, обостренность чувства независимости, стремление к престижу в референтной группе, негативизм, неуравновешенность возбуждения и торможения. Существует ряд поведенческих стереотипов, характерных для этого возрастного периода. 1. Реакция оппозиции вызывается завышенными претензиями к деятельности и поведению подростка, излишними ограничениями, невниманием к его интересам окружающих его взрослых. Эти реакции проявляются в прогулах, в бравировании опьяненным состоянием, в побегах из дома, а иногда и в антисоциальных действиях. 2. Реакция имитации проявляется в подражании определенному лицу, образцу. Иногда образцом может стать и антисоциальный герой. 3. Реакция отрицательной имитации — поведение, нарочито противопоставленное навязываемой модели. (Если модель отрицательна, то эта реакция является положительной.) 4. Реакция компенсации — восполнение неудач в одной области подчеркнутым успехом в другой области. (Неуспехи в учебе могут компенсироваться «смелым» поведением.) 5. Реакция гиперкомпенсации — настойчивое стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности, Присущая подростку робость может побудить его к отчаянному поведению, к вызывающему поступку. 6. Реакция эмансипации — стремление высвободиться от навязчивой опеки старших, самоутвердиться. Крайнее проявление — отрицание стандартов, общепринятых ценностей, норм закона, бродяжничество. 7. Реакция группирования — объединение в группы сверстников. Подростковые группы отличаются одноплановостью, однородной направленностью, территориальной общностью, борьбой за господство над своей территорией (во дворе, на своей улице), примитивной символикой (клички и т.п.). 8. Реакция увлечения проявляется в самых разнообразных подростковых хобби: поп-музыка, стиль в одежде, стремление к получению легкой информации, не требующей больших размышлений и используемой для самого процесса общения (пустые, многословные разговоры у подъезда); увлечения, связанные с чувством азарта; увлечения, обеспечивающие всеобщий успех, внимание (артист, гитарист, чемпион, модница,);... И оттого, с какими социальными образцами, шаблонами, нормами, установками и ожиданиями сталкивается подросток, во многом зависит становление будущего члена общества. Делинквентное поведение — система незначительных правонарушений, провинностей, проступков (от лат. «delinguens» — совершающий проступок). Эта разновидность девиантного (отклоняющегося) поведения может быть обусловлена как педагогической запущенностью, невоспитанностью, малокультурностью, так и психическими аномалиями: неадекватностью реакций, ригидностью, негибкостью поведения, склонностью к аффективным реакциям. Делинквентное поведение в значительной мере обусловлено неблагополучением семейного воспитания, иногда «гиперопекой», или крайне жестким обращением, неблагоприятным влиянием микросреды, низкой педагогической квалификацией отдельных учителей. 3. Психология преступной группы Совместное преступное действие нескольких лиц имеет ряд градаций в зависимости от уровня их социально-психологической организованности: 1) простое соучастие — соисполнительство при отсутствии распределения ролей в спонтанно возникшей группе; 2) сложное соучастие — выполнение определенной роли во временно функционирующей преступной группе; 3) соучастие в стабильной преступной группе (членство в преступной группе). Наивысшей формой преступной группы является банда — хорошо организованная и вооруженная преступная группа, представляющая наибольшую общественную опасность. Банда характеризуется направленностью на совершение тяжких преступлений, устойчивостью межличностных связей и отношений, сформированностью определенных способов преступной деятельности и способов сокрытия преступлений. Преступная группа отличается системой своих норм и шаблонов. Межличностные отношения в преступной группе основаны на соперничестве, эгоистическом расчете, на утверждении превосходства посредством грубой физической силы существу, преступная группа — это не социальная группа, а корпорация. Чем более социально опасны цели и действия группы, тем более дифференцированы роли и функции членов группы. Действия всех участников преступной группы всегда взаимообусловлены и функционально дифференцированы. Действия каждого члена группы находятся в определенной причинной связи с общим преступным результатом; Деятельность всех членов преступной группы всегда побуждается общими интересами и организуется в соответствии с общим умыслом. При простом соучастии, при известных общих интересах еще нет единства целей. Взаимосвязь действий соучастников при простом соучастии возникает стихийно. Объективно эта взаимосвязь обусловлена частичным совпадением индивидуальных целей. Организованная преступная группа отличается общностью преступных интересов и умысла, устойчивыми внутригрупповыми связями и ролевой дифференциацией. Этот специализированный социально-психологический механизм направлен на систематическое осуществление преступной деятельности. Преступная группировка, подчиняясь определенным социально-психологическим закономерностям, в то же время не представляет собой самостоятельного социального образования, так как она не включена в социальные связи общества. В силу этого внутренняя социальная организация преступной группировки примитивна. В большинстве случаев взаимодействие ее членов регулируется грубым принуждением, физической силой, круговой порукой. Преступные группировки различаются по устойчивости и преступной направленности. В ряде случаев вначале формируется стихийная социально нейтральная группа, компания. Однако социальная нейтральность здесь только кажущаяся, ибо это уже группа, утрачивающая положительные соц-е связи. Постепенно такая группа под влиянием различных обстоятельств (влияние ранее судимых лиц, культивирование извращенных потребностей и т.п.) социально деформируется, приобретает вначале пред-криминальный, а затем и криминальный характер, когда зарождаются антисоциальные намерения. В большинстве случаев такие группы формируются по месту жительства и имеют примерно одинаковый возрастной состав. Общественная опасность группового преступления более высока по сравнению с индивидуальным преступлением, так как в условиях группы психически облегчается совершение преступления, усиливается решимость колеблющихся лиц под влиянием других членов группы, повышается возможность вовлечения в преступную деятельность новых лиц. Немаловажное значение имеет и психическое антисоциальное заражение, преступный ажиотаж. 52. Психологические аспекты вины и юридической ответственности. Ответственность — подчиненность человека социальным требованиям. Специфика юридической ответственности состоит в том, что эти требования определены правовыми нормами и их исполнение обеспечивается принудительной силой государства Основанием уголовной ответственности является наличие в действиях лиц состава преступления, предусмотренного уголовным законом. Во всех преступлениях выделяется, как известно, единая четырехкомпонентная структура признаков состава преступления: объект, субъект, субъективная и объективная стороны преступления. Отсутствие хотя бы одной из сторон состава преступления не влечет юридической ответственности. Ограничение оснований ответственности составом преступления — важнейшее достижение правового общества: человеку может быть вменено, поставлено в вину лишь такое действие (или бездействие), система признаков которого точно описана в законе. Юридическая ответственность — урегулированное правом отношение между нарушителем права и государством в лице его правомочных органов. Целью юридической ответственности является не только охрана существующего правопорядка, но и ресоциализирующее воздействие на личность правонарушителя, его перевоспитание и исправление. Принципы реализации юридической ответственности — законность, справедливость, целесообразность, неотвратимость и быстрота реализации. Справедливость юридической ответственности расчленяется на ряд требований: нельзя использовать меры наказания, унижающие человеческое достоинство; нельзя придавать закону обратную силу. При обратимом характере причиненного правонарушителем вреда ответственность состоит в его возмещении: если причиненный вред необратим, наказание виновного должно соответствовать тяжести совершенного правонарушения; за одно правонарушение возможно лишь одно наказание. Целесообразность юридической ответственности — соответствие избираемой меры воздействия целям юридической ответственности, строгая индивидуализация наказания. Справедливость и целесообразность обусловлены главенствующим принципом реализации юридической ответственности — законностью и обоснованностью. Законным основанием возникновения юридической ответственности является вина, виновность дееспособного правонарушителя. В праве и юридической доктрине принято следующее определение вины: "Вина — психическое отношение лица к своему противоправному поведению (действию или бездействию) и его последствиям. Означает осознание (понимание) лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и связанных с ним результатов"1. Понятие вины является базовой категорией уголовного права. Однако в вышеприведенном определении вины на передний план выдвигается понимание лицом противоправности своего поведения. И это имплицитно (скрытно) исключает из категории вины всю сферу подсознательного, импульсивно совершаемых преступлений. В существующем определении вины не просматривается личностная причастность лица к совершенному социально вредному деянию. Непонимание лицом недопустимости, противоправности своего поведения как бы делает его невиновным. Существующее аморфное определение вины требует кардинального пересмотра. В конструкцию понятия вины вместо терминов "осознание", "понимание" следовало бы включить понятие "личностная причастность к противоправной сущности деяния" — отношение всей личностной сферы (сознания и подсознания) к совершенному деянию. Формы вины должны быть соотнесены со структурой противоправного деяния. Умышленная форма вины — вина, характеризующаяся преступной целью, способами и результатом противоправного деяния. Неосторожная форма вины — вина, характеризующаяся преступным способом и результатом противоправного деяния. Юридически и психологически корректным можно признать следующее определение вины: Вина — личностная причастность дееспособного лица к совершенному им социально вредному, противоправному деянию и его последствиям.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 914; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.53.238 (0.035 с.) |