Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социализация детей, подростков и юношества↑ Стр 1 из 19Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Б.А.Титов Социализация детей, подростков и юношества
СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ__________________________________________________________ ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________________ ГЛАВА I. ПРИРОДА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА._________________________________________________________ 1.1. СУЩНОСТЬ И ГЕНЕЗИС СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА. 1.2. РОЛЬ СРЕДЫ И НАСЛЕДСТВЕННОСТИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДА. 1.3. ПЕДАГОГИКА СОТВОРЧЕСТВА, КАК МЕХАНИЗМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ИНДИВИДОМ И ОБЩЕСТВОМ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА. 1.4. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА. ГЛАВА 2. ДОСУГ КАК СФЕРА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ. 2.1. КОНЦЕПЦИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ДОСУГА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДА.__________________________________________________________ 2.2. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ДОСУГОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА.________________________________ 2.3. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА В СФЕРЕ ДОСУГА.______________________________________ 2.2. ИГРА КАК МЕТОД СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА. ГЛАВА 3. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА В ДОСУГОВОЙ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ СРЕДЕ. 3.1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ПЕРИОДА ДЕТСТВА (3-5 ЛЕТ).__
ВВЕДЕНИЕ Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения, ибо именно в период детства, отрочества и юности, характеризующейся сензитивностью в освоении окружающего мира, выкристализовываются основные структуры личности, качественные характеристики которой, в существенной степени, зависят от степени педагогизации социальной среды. Социальное самоопределение человека одинаково актуально и для прошлого, и для настоящего столетия, и для россиянина и для жителя любой другой страны, но оно существенно зависит от социально-политической и экономической системы общества. Это процесс непрерывно меняющийся по своему характеру. Сегодня, когда общественно-политическая, а вслед за ней и экономическая ситуация кардинально меняются, необходимы принципиально новые подходы к решению проблемы социализации подрастающего поколения, ибо демократические процессы, происходящие в обществе, которые с трудом набирают силу, но судьба которых еще не определена, во многом зависят от социального самоосуществления детей, подростков и юношества, их возвышения до уровня понимания высших духовных достижений человечества. Социализация подрастающих поколений есть сложный непрерывный процесс, при котором» с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным, но эта адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, это активный творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей» когда индивид проявляет всю мощь своих сущностных сил, добровольно выстраивая свою роль в обществе, самоактуализируется. С другой, общество нормирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразных форм отношений между людьми в семье, в школе, в досуговых учреждениях, в иных окружающих человека социальных средах. Поистине могучий стимулом для творческого развития детей, подростков и юношества, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является досуг и, в частности, досуговое объединение, представляющее феноменальную педагогическую систему, где процесс Формирования и развития индивида не загоняется в "Прокрустово ложе" "социального заказа", а осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения. Социальная насыщенность детско-юношеского досуга могла бы превратить его в благоприятную среду "мягкого" вхождения ребенка в социум, однако командно-административный стиль, долгие годы существовавший в нашем обществе не мог не отразиться пагубно на сфере досуга. Кризис детско-юношеского досуга заключается в переадресовке деятельности досуговых учреждений с ребенка на государство. Огосударствление досуга (особенно в части массовее работы) трансформировало его и привело к недопустимой политизации. Тем самым система обеспечения досуга превратила не только самою себя, но и личность ребенка в элемент административно-командной системы, что объективно вело к обнищанию творческого потенциала, снижению социализирующих возможностей досуговых социальных институтов. Последствия длительного командно-административного стиля в системе детско-юношеского досуга привели его в несоответствие с новыми социально-экономическими и культурными потребностями общества. Тяжелое состояние экономики, политики, идеологии, образования и культуры порождает кризис гуманизма в обществе и, в особенности, в среде подрастающих поколений, так нуждающихся в поддержке, завито и внимании. Как показывает практика, досуг подрастающего поколения, при относительно низкой культуре его использования, не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, расцвета творческих способностей и т.п., а напротив, превращается в криминогенный фактор общества. Повсеместно наблюдается рост преступности, жестокости, вандализма, наркомании, алкоголизма, бездуховности среди детей, подростков и юношей (девушек). Политические силы экстремистского толка пытаются манипулировать подростками и юношами, используя их в своих дестабилизирующих общество целях. Коммерциализация. охватившая широкие слои детей, подростков и юношей (девушек), "вытирает" из их сознания интерес к театру, музыке, живописи. литературе, техническому творчеству, сужает возможности проведения разумного досуга. Таким образом, стоило ослабить тотальную контролирующую функцию в сфере детского досуга, как вся она рассыпалась и перед обществом встала дилемма: либо возвращаться к старым директивным формам управления детским досугом, при которых, наряду с массой достоинств все же преобладала муштра. либо создать такие условия, при которых бы, с одной стороны, ни одного ребенка не минула бы целенаправленная система социализирующего воздействия общества, с другой, каждый ребенок мог бы максимально раскрыть свой природный потенциал. Впрочем, есть и третий путь, наиболее неблагоприятный, но, увы, широко распространенный сегодня, когда пол личиной творчества и новаторства разрушаются десятилетиями отработанные формы, приемы и методы работы с детьми, но при этом не предлагается взамен ничего нового, конструктивного. В этой связи требует глубочайшего пересмотра политика тактики и стратегии детских досуговых учреждений. Острота проблемы заключается еще и в том, что в отечественной науке вопросам исследования социализации подрастающего поколения за ее ненужностью в условиях командно-административной системы уделялось незначительное внимание. Фрагментарность существующих теоретических разработок и ограниченность эмпирического материала по проблемам, связанным с социализирующим воздействием досуга и сведение его преимущественно к реализации воспитательной функции (без которой невозможно формирование и развитие индивида, но которая в силу своей заданности не может учесть всей его многогранности) существенно снижает эффективность практических мероприятий в сфере досуга, что также обуславливает необходимость и своевременность данной работы. Исследование проблемы социализации пестрит самыми разнообразными подходами. Г.Салливен, например, доказывает врожденную асоциальность человека, считая при этом процесс социализации внешним, насильственным, а Дж.Г.Нид связывает социализацию с личными достижениями и присвоением социальных ценностей. Т.Парсонс рассматривает общество как некий смягчающий адаптант индивида к социальной среде и заостряет внимание на том, что именно общество является носителем социального опыта прошлых и нынешних поколений, без освоения которого существование отдельного индивида немыслимо. По Б.Скиннеру и О.Бриму социальный механизм сводится к простейшим его проявлениям в детском возрасте, а Шомбар де Лов говорит о комплексе взаимоотношений между человеком и обществом на каждой из многих стадий социального созревания. Г.С.Батищев рассматривает социализацию как закономерность антропогенеза, а Г.Е.Глезерман отрицает научную значимость самого понятия "социализация". С введением термина "социализация" произошел выход за пределы исследования личности как психолого-педагогической проблемы. Постановка ее под общественным углом зрения связывает социальные аспекты личности с биологическими и психологическими. Исследование социализации детей, подростков и юношества на биологическом уровне в контексте данной работы зиждилось на идеях Б.Берксона, Х.Дженнигса, С.Крейна, Г.Уолтера, У.Р.Эшби и др., связанных с наследственностью и взаимодействием организма человека с окружающей средой. Следует отметить, что здесь существенной противоречивостью отличаются не только теории, но и результаты экспериментальных данных. Психологический уровень социализации разработан более детально, научные подходы не так противоречивы. Основу настоящего исследования составили разработки Р.Бернса, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, Б.Н.Дуковича. А.Р.Лурия, А.П.Леонтьева, Дж.Г.Иида, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейна, К.Хорни и др., отличающиеся оригинальными подходами к личности как субъекту и как объекту общественных отношений. Исследование проблемы на социальном уровне привлекло внимание к работам Г.Гибш, И.С.Кона, Б.Ф.Ломова, М.Нид, Т.Парсонса, Б.Д.Парыгина, М.Форберга, В.А.Ядова и др., в которых изучается связь человека с обществом в лице социальных институтов и отдельных групп. Педагогический аспект проблемы исследовался такими учеными как К.Джексен, М.Коплан, Д.Р.Келли, Р.Краус, А.С.Мпкаренко, А. В. Нудрик, Д.Нунди, В.А.Сухонлинский, Д.И.Фельдштейн, Г.И.Фролова, С.Т.Шацкий. Вместе с тем, несмотря на столь представительный круг ученых, исследовавших проблему социализации подрастающего поколения по настоящее время, периоды социализации детей, подростков и юношества либо рассматриваются разными авторами, либо объединяются в один период детства, нет четко очерченной типологизации и классификации социализации детей разного возраста. Существуют разногласия в использовании методов исследования проблемы социализации, недостаточно разработан понятийный аппарат, описывающий процесс социализации. Нерешенной остается проблема соотношения социального и биологического в ходе социализации индивида. Особенно много неясностей в вопросе о механизме социализации. Почти не исследованы проблемы социализации детей и подростков в сфере досуга. Именно этим, мало разработанным вопросам, и посвящена данная монография.
ЛИДЕР. Среди детей 6-7 летнего возраста встречаются такие, жизненное кредо которых быть первым (лидирующим). У них нет еще страстного желания, как у подростков, вести за собой, они удовлетворяются малым, быть на виду. Дети этого типа отличаются организаторскими способностями. Так они в состоянии организовать игру или другие совместные действия и довести их до конца, проявляя при этом доброжелательное отношение к партнерам по игре. Дети-лидеры обладают операционными навыками и умениями, их интеллектуальные качества проявляются в богатстве фантазии, запасе конкретных знаний, развитой речи и относительной информативности. В поведении стремление к лидерству проявляется в двух направлениях. Одно носит интеллектуально-творческий характер- увлеченность музыкой, рисованием, моделированием, животными и т.д. и яркая демонстрация своих увлечений; другое носит характер активного самовыражения и самоутверждения в лидирующей позиции в роли заводилы, помощника руководителя и т.п. Дети этого подтипа отличаются постоянными (подчас не обоснованными) претензиями на лидерство или на исключительное положение в группе. Обладая хорошим интуитивным чутьем настроения в группе сверстников, еще назревающих в ней желаний, стремлений, событий, могут становиться их первыми выразителями, зачинщиками, а если инициативу проявляет кто-то другой, они с легкостью ее перехватывают. Причем для этого им иной раз достаточно произнести “правильно!” и взоры сверстников уже прикованы к ним. Они признаны. В порыве, возбужденные обращенными на них взорами, часто проявляют отвагу. Иногда “пускают пыль в глаза” своими неправдоподобными историями. Чтобы удержаться на гребне волны, могут записаться в художественную самодеятельность, заняться спортом и т.п. если данный вид деятельности поможет им быть на виду. ОДАРЕННЫЕ. Одаренные дети отличаются индивидуальными особенностями, выражающимися как в проявлении тех или иных способностей, так и в своеобразии их общения со сверстниками. Для всех детей этого типа характерен повышенный умственный тонус, а для большинства из них и высокий уровень работоспособности. Согласно учению академика И.П. Павлова имеются два противоположных типа сигнальной системы и промежуточный между ними, а именно: с относительным преобладанием первой сигнальной системы- “художественный” тип, с относительным преобладанием второй сигнальной системы -“мыслительный” и с уравновешенностью сигнальных систем- “средний” тип. Детский возраст отличают свойства, которые во многих отношениях близки к особенностям “художественного” типа. У некоторой части детей обнаруживается одаренность к музыке, вокалу, рисованию и т.п. Для них характерны яркость восприятия, наглядная, образная память, богатство воображения, острота непосредственной впечатлитель ности. Вместе с тем одаренные дети существенно отличаются друг от друга по поведенческому аспекту, в частности, по особенностям самооценки, по самокритичности. Некоторые из них остро чувствуют неустойчивость своих позиций, им присуще стыдливое сознание чего-то ненастоящего в их достижениях, они лишены самодовольства и всегда приходят на помощь как в творческих, так и в бытовых вопросах к своим друзьям. Другие, наоборот, эгоистичны, самоуверены, самонадеянны, хвастливы, часто при полном отсутствии чувства меры в общении со сверстниками. И, как результат, неуживчивы и конфликтны. КОНФОРМНЫЙ ТИП. Есть дети, главная черта которых, -постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Их норма поведения- делать “как все”, поступать “как все”, стараться, чтобы все у них было “как у всех”. Причем это не позиция, это форма существования, обусловленная не выгодой, а неверием в себя, боязнью сделать все не так, что быстрее всего объясняется не только и не столько природной робостью, сколько неустойчивым, непоследовательным, не всегда справедливым, зависящим от настроения отношением к ним взрослых и, в особенности, родителей. Дети конформного типа стараются ни в чем не отставать, но и не любят выделяться, забегать вперед своего непосредственного окружения. Стиль конформного поведения проявляется также в негативных установках, боязни будущего, пессимизме, неопределенности и нереалистичности в суждениях. Если они попадают в благоприятную среду, о них можно не беспокоиться, их позитивное развитие обеспечено, но, попав в дурную среду, они со временем усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и правила поведения, как бы пагубно это на них не отражалось и как бы не противоречило их предыдущим нормам. Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Все, что говорит привычное для них окружение, все, что поступает к ним через привычные каналы информации - есть истина. Такой тип удобен в общении как для группы, так и для отдельного человека. (Говорить о том, что не интересен для этого возраста рано). Руководитель самодеятельного объединения может “лепить” из них что угодно. ТРЕВОЖНЫЙ ТИП. Среди 6—10 летних встречаются дети с повышенной тревожностью. Дети этого типа отличаются замкнутостью, сочетающейся с недостатком интуиции, неумением понять чужие переживания, почувствовать неприязненное отношение к себе или, наоборот, симпатию и расположение. К этому добавляется недостаток сопереживания — неумение откликнуться на радость или печаль сверстника, понять обиду, отозваться на чужое беспокойство и волнение. Такая неадекватность восприятия вызывает и неадекватную реакцию на себя и, как результат, опасение за свой покой- тревожность. Однако к родным у них сохраняется сильная привязанность, опеке ближних они охотно подчиняются. Упреки и наказания с их стороны вызывают слезы и отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высоких, порой чрезмерных моральных требований к себе и окружающим. Дети этого типа видят в себе множество недостатков, особенно в области морально—этических и волевых качеств. В общении со сверстниками они либо “забиваются в угол”, “уходя в себя”, либо, набравшись смелости, натягивают на себя личину искусственной веселости, развязности, даже заносчивости, но в неожиданной ситуации быстро пасуют, что травмирует их еще больше, чем сидение в углу. От сверстников не отгораживаются, стремятся к ним, но в выборе друзей разборчивы, а в дружбе привязчивы. Близость друга предпочитают шумной веселой группе сверстников. При доверительном контакте искренни и доброжелательны. ШАЛОВЛИВЫЙ ТИП. Дети этого типа отличаются большой шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым, любят командовать в играх и других делах. Несмотря на неплохие способности, живой ум, умение схватывать на лету, они малорезультативны из—за неусидчивости, недисциплинированности. Бросаются в глаза рискованные шутки над старшими и желание везде и всюду острить. С самого начала у них отсутствует желание к учебе, впрочем как и к любой другой деятельности, требующей трудовых затрат. Однако при постоянном и строгом контроле нехотя подчиняются, но при удобном случае стремятся отлынить от дела. Когда дело касается трудовых затрат у них обнаруживается полное безволие. Понятия долга, обязанности, достижения цели им чужды. Наряду с этим неожиданный прилив энергии появляется во время развлечений и проказ. Изобретательны на различного рола шалости, часто, над тем не задумываясь, могут обидеть и даже глубоко травмировать кого угодно, не исключая близких друзей. Охотно подражают тем, кто сулит наслаждение, развлечение, смену впечатлений. Ради компании могут закурить, выпить, убежать из дома, совершить мелкую кражу. В стабильной, скоординированной группе им тягостно, более всего их устраивают уличные компании, где нет никаких обязательств. СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УРОВНЯ СОЦИАЛИЗАИИ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ПЕРИОДА ДЕТСТВА (6-10 лет).
Б.А.Титов социализация детей, подростков и юношества
СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ__________________________________________________________ ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________________ ГЛАВА I. ПРИРОДА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА._________________________________________________________ 1.1. СУЩНОСТЬ И ГЕНЕЗИС СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА. 1.2. РОЛЬ СРЕДЫ И НАСЛЕДСТВЕННОСТИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДА. 1.3. ПЕДАГОГИКА СОТВОРЧЕСТВА, КАК МЕХАНИЗМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ИНДИВИДОМ И ОБЩЕСТВОМ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА. 1.4. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА. ГЛАВА 2. ДОСУГ КАК СФЕРА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ. 2.1. КОНЦЕПЦИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ДОСУГА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДА.__________________________________________________________ 2.2. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ДОСУГОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА.________________________________ 2.3. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА В СФЕРЕ ДОСУГА.______________________________________ 2.2. ИГРА КАК МЕТОД СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА. ГЛАВА 3. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА В ДОСУГОВОЙ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ СРЕДЕ. 3.1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ПЕРИОДА ДЕТСТВА (3-5 ЛЕТ).__
ВВЕДЕНИЕ Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения, ибо именно в период детства, отрочества и юности, характеризующейся сензитивностью в освоении окружающего мира, выкристализовываются основные структуры личности, качественные характеристики которой, в существенной степени, зависят от степени педагогизации социальной среды. Социальное самоопределение человека одинаково актуально и для прошлого, и для настоящего столетия, и для россиянина и для жителя любой другой страны, но оно существенно зависит от социально-политической и экономической системы общества. Это процесс непрерывно меняющийся по своему характеру. Сегодня, когда общественно-политическая, а вслед за ней и экономическая ситуация кардинально меняются, необходимы принципиально новые подходы к решению проблемы социализации подрастающего поколения, ибо демократические процессы, происходящие в обществе, которые с трудом набирают силу, но судьба которых еще не определена, во многом зависят от социального самоосуществления детей, подростков и юношества, их возвышения до уровня понимания высших духовных достижений человечества. Социализация подрастающих поколений есть сложный непрерывный процесс, при котором» с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным, но эта адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, это активный творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей» когда индивид проявляет всю мощь своих сущностных сил, добровольно выстраивая свою роль в обществе, самоактуализируется. С другой, общество нормирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразных форм отношений между людьми в семье, в школе, в досуговых учреждениях, в иных окружающих человека социальных средах. Поистине могучий стимулом для творческого развития детей, подростков и юношества, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является досуг и, в частности, досуговое объединение, представляющее феноменальную педагогическую систему, где процесс Формирования и развития индивида не загоняется в "Прокрустово ложе" "социального заказа", а осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения. Социальная насыщенность детско-юношеского досуга могла бы превратить его в благоприятную среду "мягкого" вхождения ребенка в социум, однако командно-административный стиль, долгие годы существовавший в нашем обществе не мог не отразиться пагубно на сфере досуга. Кризис детско-юношеского досуга заключается в переадресовке деятельности досуговых учреждений с ребенка на государство. Огосударствление досуга (особенно в части массовее работы) трансформировало его и привело к недопустимой политизации. Тем самым система обеспечения досуга превратила не только самою себя, но и личность ребенка в элемент административно-командной системы, что объективно вело к обнищанию творческого потенциала, снижению социализирующих возможностей досуговых социальных институтов. Последствия длительного командно-административного стиля в системе детско-юношеского досуга привели его в несоответствие с новыми социально-экономическими и культурными потребностями общества. Тяжелое состояние экономики, политики, идеологии, образования и культуры порождает кризис гуманизма в обществе и, в особенности, в среде подрастающих поколений, так нуждающихся в поддержке, завито и внимании. Как показывает практика, досуг подрастающего поколения, при относительно низкой культуре его использования, не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, расцвета творческих способностей и т.п., а напротив, превращается в криминогенный фактор общества. Повсеместно наблюдается рост преступности, жестокости, вандализма, наркомании, алкоголизма, бездуховности среди детей, подростков и юношей (девушек). Политические силы экстремистского толка пытаются манипулировать подростками и юношами, используя их в своих дестабилизирующих общество целях. Коммерциализация. охватившая широкие слои детей, подростков и юношей (девушек), "вытирает" из их сознания интерес к театру, музыке, живописи. литературе, техническому творчеству, сужает возможности проведения разумного досуга. Таким образом, стоило осла
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.248.140 (0.013 с.) |