Социализация детей, подростков и юношества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социализация детей, подростков и юношества



Б.А.Титов

Социализация детей, подростков и юношества

 

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ__________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________________

ГЛАВА I. ПРИРОДА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА._________________________________________________________

1.1. СУЩНОСТЬ И ГЕНЕЗИС СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА.

1.2. РОЛЬ СРЕДЫ И НАСЛЕДСТВЕННОСТИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДА.

1.3. ПЕДАГОГИКА СОТВОРЧЕСТВА, КАК МЕХАНИЗМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ИНДИВИДОМ И ОБЩЕСТВОМ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА.

1.4. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА.

ГЛАВА 2. ДОСУГ КАК СФЕРА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.

2.1. КОНЦЕПЦИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ДОСУГА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДА.__________________________________________________________

2.2. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ДОСУГОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА.________________________________

2.3. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА В СФЕРЕ ДОСУГА.______________________________________

2.2. ИГРА КАК МЕТОД СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА.

ГЛАВА 3. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА В ДОСУГОВОЙ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ СРЕДЕ.

3.1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ПЕРИОДА ДЕТСТВА (3-5 ЛЕТ).__

 


ВВЕДЕНИЕ

Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения, ибо именно в период детства, отрочества и юности, характеризующейся сензитивностью в освоении окружающего мира, выкристализовываются основные структуры личности, качественные характеристики которой, в существенной степени, зависят от степени педагогизации социальной среды.

Социальное самоопределение человека одинаково актуально и для прошлого, и для настоящего столетия, и для россиянина и для жителя любой другой страны, но оно существенно зависит от социально-политической и экономической системы общества. Это процесс непрерывно меняющийся по своему характеру.

Сегодня, когда общественно-политическая, а вслед за ней и экономическая ситуация кардинально меняются, необходимы принципиально новые подходы к решению проблемы социализации подрастающего поколения, ибо демократические процессы, происходящие в обществе, которые с трудом набирают силу, но судьба которых еще не определена, во многом зависят от социального самоосуществления детей, подростков и юношества, их возвышения до уровня понимания высших духовных достижений человечества.

Социализация подрастающих поколений есть сложный непрерывный процесс, при котором» с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным, но эта адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, это активный творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей» когда индивид проявляет всю мощь своих сущностных сил, добровольно выстраивая свою роль в обществе, самоактуализируется.

С другой, общество нормирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразных форм отношений между людьми в семье, в школе, в досуговых учреждениях, в иных окружающих человека социальных средах.

Поистине могучий стимулом для творческого развития детей, подростков и юношества, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является досуг и, в частности, досуговое объединение, представляющее феноменальную педагогическую систему, где процесс Формирования и развития индивида не загоняется в "Прокрустово ложе" "социального заказа", а осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения.

Социальная насыщенность детско-юношеского досуга могла бы превратить его в благоприятную среду "мягкого" вхождения ребенка в социум, однако командно-административный стиль, долгие годы существовавший в нашем обществе не мог не отразиться пагубно на сфере досуга. Кризис детско-юношеского досуга заключается в переадресовке деятельности досуговых учреждений с ребенка на государство. Огосударствление досуга (особенно в части массовее работы) трансформировало его и привело к недопустимой политизации. Тем самым система обеспечения досуга превратила не только самою себя, но и личность ребенка в элемент административно-командной системы, что объективно вело к обнищанию творческого потенциала, снижению социализирующих возможностей досуговых социальных институтов.

Последствия длительного командно-административного стиля в системе детско-юношеского досуга привели его в несоответствие с новыми социально-экономическими и культурными потребностями общества. Тяжелое состояние экономики, политики, идеологии, образования и культуры порождает кризис гуманизма в обществе и, в особенности, в среде подрастающих поколений, так нуждающихся в поддержке, завито и внимании. Как показывает практика, досуг подрастающего поколения, при относительно низкой культуре его использования, не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, расцвета творческих способностей и т.п., а напротив, превращается в криминогенный фактор общества. Повсеместно наблюдается рост преступности, жестокости, вандализма, наркомании, алкоголизма, бездуховности среди детей, подростков и юношей (девушек). Политические силы экстремистского толка пытаются манипулировать подростками и юношами, используя их в своих дестабилизирующих общество целях. Коммерциализация. охватившая широкие слои детей, подростков и юношей (девушек), "вытирает" из их сознания интерес к театру, музыке, живописи. литературе, техническому творчеству, сужает возможности проведения разумного досуга.

Таким образом, стоило ослабить тотальную контролирующую функцию в сфере детского досуга, как вся она рассыпалась и перед обществом встала дилемма: либо возвращаться к старым директивным формам управления детским досугом, при которых, наряду с массой достоинств все же преобладала муштра. либо создать такие условия, при которых бы, с одной стороны, ни одного ребенка не минула бы целенаправленная система социализирующего воздействия общества, с другой, каждый ребенок мог бы максимально раскрыть свой природный потенциал. Впрочем, есть и третий путь, наиболее неблагоприятный, но, увы, широко распространенный сегодня, когда пол личиной творчества и новаторства разрушаются десятилетиями отработанные формы, приемы и методы работы с детьми, но при этом не предлагается взамен ничего нового, конструктивного. В этой связи требует глубочайшего пересмотра политика тактики и стратегии детских досуговых учреждений.

Острота проблемы заключается еще и в том, что в отечественной науке вопросам исследования социализации подрастающего поколения за ее ненужностью в условиях командно-административной системы уделялось незначительное внимание. Фрагментарность существующих теоретических разработок и ограниченность эмпирического материала по проблемам, связанным с социализирующим воздействием досуга и сведение его преимущественно к реализации воспитательной функции (без которой невозможно формирование и развитие индивида, но которая в силу своей заданности не может учесть всей его многогранности) существенно снижает эффективность практических мероприятий в сфере досуга, что также обуславливает необходимость и своевременность данной работы.

Исследование проблемы социализации пестрит самыми разнообразными подходами. Г.Салливен, например, доказывает врожденную асоциальность человека, считая при этом процесс социализации внешним, насильственным, а Дж.Г.Нид связывает социализацию с личными достижениями и присвоением социальных ценностей. Т.Парсонс рассматривает общество как некий смягчающий адаптант индивида к социальной среде и заостряет внимание на том, что именно общество является носителем социального опыта прошлых и нынешних поколений, без освоения которого существование отдельного индивида немыслимо. По Б.Скиннеру и О.Бриму социальный механизм сводится к простейшим его проявлениям в детском возрасте, а Шомбар де Лов говорит о комплексе взаимоотношений между человеком и обществом на каждой из многих стадий социального созревания. Г.С.Батищев рассматривает социализацию как закономерность антропогенеза, а Г.Е.Глезерман отрицает научную значимость самого понятия "социализация".

С введением термина "социализация" произошел выход за пределы исследования личности как психолого-педагогической проблемы. Постановка ее под общественным углом зрения связывает социальные аспекты личности с биологическими и психологическими.

Исследование социализации детей, подростков и юношества на биологическом уровне в контексте данной работы зиждилось на идеях Б.Берксона, Х.Дженнигса, С.Крейна, Г.Уолтера, У.Р.Эшби и др., связанных с наследственностью и взаимодействием организма человека с окружающей средой. Следует отметить, что здесь существенной противоречивостью отличаются не только теории, но и результаты экспериментальных данных.

Психологический уровень социализации разработан более детально, научные подходы не так противоречивы. Основу настоящего исследования составили разработки Р.Бернса, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, Б.Н.Дуковича. А.Р.Лурия, А.П.Леонтьева, Дж.Г.Иида, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейна, К.Хорни и др., отличающиеся оригинальными подходами к личности как субъекту и как объекту общественных отношений.

Исследование проблемы на социальном уровне привлекло внимание к работам Г.Гибш, И.С.Кона, Б.Ф.Ломова, М.Нид, Т.Парсонса, Б.Д.Парыгина, М.Форберга, В.А.Ядова и др., в которых изучается связь человека с обществом в лице социальных институтов и отдельных групп.

Педагогический аспект проблемы исследовался такими учеными как К.Джексен, М.Коплан, Д.Р.Келли, Р.Краус, А.С.Мпкаренко, А. В. Нудрик, Д.Нунди, В.А.Сухонлинский, Д.И.Фельдштейн, Г.И.Фролова, С.Т.Шацкий.

Вместе с тем, несмотря на столь представительный круг ученых, исследовавших проблему социализации подрастающего поколения по настоящее время, периоды социализации детей, подростков и юношества либо рассматриваются разными авторами, либо объединяются в один период детства, нет четко очерченной типологизации и классификации социализации детей разного возраста. Существуют разногласия в использовании методов исследования проблемы социализации, недостаточно разработан понятийный аппарат, описывающий процесс социализации. Нерешенной остается проблема соотношения социального и биологического в ходе социализации индивида. Особенно много неясностей в вопросе о механизме социализации. Почти не исследованы проблемы социализации детей и подростков в сфере досуга. Именно этим, мало разработанным вопросам, и посвящена данная монография.

 

ЛИДЕР.

Среди детей 6-7 летнего возраста встречаются такие, жизненное кредо которых быть первым (лидирующим). У них нет еще страстного желания, как у подростков, вести за собой, они удовлетворяются малым, быть на виду.

Дети этого типа отличаются организаторскими способностями. Так они в состоянии организовать игру или другие совместные действия и довести их до конца, проявляя при этом доброжелательное отношение к партнерам по игре. Дети-лидеры обладают операционными навыками и умениями, их интеллектуальные качества проявляются в богатстве фантазии, запасе конкретных знаний, развитой речи и относительной информативности.

В поведении стремление к лидерству проявляется в двух направлениях. Одно носит интеллектуально-творческий характер- увлеченность музыкой, рисованием, моделированием, животными и т.д. и яркая демонстрация своих увлечений; другое носит характер активного самовыражения и самоутверждения в лидирующей позиции в роли заводилы, помощника руководителя и т.п. Дети этого подтипа отличаются постоянными (подчас не обоснованными) претензиями на лидерство или на исключительное положение в группе. Обладая хорошим интуитивным чутьем настроения в группе сверстников, еще назревающих в ней желаний, стремлений, событий, могут становиться их первыми выразителями, зачинщиками, а если инициативу проявляет кто-то другой, они с легкостью ее перехватывают. Причем для этого им иной раз достаточно произнести “правильно!” и взоры сверстников уже прикованы к ним. Они признаны. В порыве, возбужденные обращенными на них взорами, часто проявляют отвагу. Иногда “пускают пыль в глаза” своими неправдоподобными историями. Чтобы удержаться на гребне волны, могут записаться в художественную самодеятельность, заняться спортом и т.п. если данный вид деятельности поможет им быть на виду.

ОДАРЕННЫЕ.

Одаренные дети отличаются индивидуальными особенностями, выражающимися как в проявлении тех или иных способностей, так и в своеобразии их общения со сверстниками. Для всех детей этого типа характерен повышенный умственный тонус, а для большинства из них и высокий уровень работоспособности.

Согласно учению академика И.П. Павлова имеются два противоположных типа сигнальной системы и промежуточный между ними, а именно: с относительным преобладанием первой сигнальной системы- “художественный” тип, с относительным преобладанием второй сигнальной системы -“мыслительный” и с уравновешенностью сигнальных систем- “средний” тип.

Детский возраст отличают свойства, которые во многих отношениях близки к особенностям “художественного” типа. У некоторой части детей обнаруживается одаренность к музыке, вокалу, рисованию и т.п. Для них характерны яркость восприятия, наглядная, образная память, богатство воображения, острота непосредственной впечатлитель ности.

Вместе с тем одаренные дети существенно отличаются друг от друга по поведенческому аспекту, в частности, по особенностям самооценки, по самокритичности. Некоторые из них остро чувствуют неустойчивость своих позиций, им присуще стыдливое сознание чего-то ненастоящего в их достижениях, они лишены самодовольства и всегда приходят на помощь как в творческих, так и в бытовых вопросах к своим друзьям. Другие, наоборот, эгоистичны, самоуверены, самонадеянны, хвастливы, часто при полном отсутствии чувства меры в общении со сверстниками. И, как результат, неуживчивы и конфликтны.

КОНФОРМНЫЙ ТИП.

Есть дети, главная черта которых, -постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Их норма поведения- делать “как все”, поступать “как все”, стараться, чтобы все у них было “как у всех”. Причем это не позиция, это форма существования, обусловленная не выгодой, а неверием в себя, боязнью сделать все не так, что быстрее всего объясняется не только и не столько природной робостью, сколько неустойчивым, непоследовательным, не всегда справедливым, зависящим от настроения отношением к ним взрослых и, в особенности, родителей.

Дети конформного типа стараются ни в чем не отставать, но и не любят выделяться, забегать вперед своего непосредственного окружения.

Стиль конформного поведения проявляется также в негативных установках, боязни будущего, пессимизме, неопределенности и нереалистичности в суждениях.

Если они попадают в благоприятную среду, о них можно не беспокоиться, их позитивное развитие обеспечено, но, попав в дурную среду, они со временем усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и правила поведения, как бы пагубно это на них не отражалось и как бы не противоречило их предыдущим нормам. Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Все, что говорит привычное для них окружение, все, что поступает к ним через привычные каналы информации - есть истина.

Такой тип удобен в общении как для группы, так и для отдельного человека. (Говорить о том, что не интересен для этого возраста рано). Руководитель самодеятельного объединения может “лепить” из них что угодно.

ТРЕВОЖНЫЙ ТИП.

Среди 6—10 летних встречаются дети с повышенной тревожностью. Дети этого типа отличаются замкнутостью, сочетающейся с недостатком интуиции, неумением понять чужие переживания, почувствовать неприязненное отношение к себе или, наоборот, симпатию и расположение. К этому добавляется недостаток сопереживания — неумение откликнуться на радость или печаль сверстника, понять обиду, отозваться на чужое беспокойство и волнение. Такая неадекватность восприятия вызывает и неадекватную реакцию на себя и, как результат, опасение за свой покой- тревожность.

Однако к родным у них сохраняется сильная привязанность, опеке ближних они охотно подчиняются. Упреки и наказания с их стороны вызывают слезы и отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высоких, порой чрезмерных моральных требований к себе и окружающим. Дети этого типа видят в себе множество недостатков, особенно в области морально—этических и волевых качеств.

В общении со сверстниками они либо “забиваются в угол”, “уходя в себя”, либо, набравшись смелости, натягивают на себя личину искусственной веселости, развязности, даже заносчивости, но в неожиданной ситуации быстро пасуют, что травмирует их еще больше, чем сидение в углу.

От сверстников не отгораживаются, стремятся к ним, но в выборе друзей разборчивы, а в дружбе привязчивы. Близость друга предпочитают шумной веселой группе сверстников. При доверительном контакте искренни и доброжелательны.

ШАЛОВЛИВЫЙ ТИП.

Дети этого типа отличаются большой шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым, любят командовать в играх и других делах. Несмотря на неплохие способности, живой ум, умение схватывать на лету, они малорезультативны из—за неусидчивости, недисциплинированности.

Бросаются в глаза рискованные шутки над старшими и желание везде и всюду острить.

С самого начала у них отсутствует желание к учебе, впрочем как и к любой другой деятельности, требующей трудовых затрат. Однако при постоянном и строгом контроле нехотя подчиняются, но при удобном случае стремятся отлынить от дела. Когда дело касается трудовых затрат у них обнаруживается полное безволие. Понятия долга, обязанности, достижения цели им чужды.

Наряду с этим неожиданный прилив энергии появляется во время развлечений и проказ. Изобретательны на различного рола шалости, часто, над тем не задумываясь, могут обидеть и даже глубоко травмировать кого угодно, не исключая близких друзей. Охотно подражают тем, кто сулит наслаждение, развлечение, смену впечатлений. Ради компании могут закурить, выпить, убежать из дома, совершить мелкую кражу.

В стабильной, скоординированной группе им тягостно, более всего их устраивают уличные компании, где нет никаких обязательств.

СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УРОВНЯ СОЦИАЛИЗАИИ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ПЕРИОДА ДЕТСТВА (6-10 лет).

Направленность на... Критерии оценки уровня социализации Качественные показатели
1...осознание принадлежности к социально-исторической общности. Знает страну и город в котором живет. Интересуется прошлым и настоящим своей семьи. Проявляет интерес к традициям семьи, города, своего народа. Интересуется жизнью и деятельностью исторических личностей. Проявляет интерес к другим странам и народам. Активно распространяет имеющуюся по данному поводу информацию среди сверстников.     4осознанность,активность, устойчивость.
  Знает название своей страны и города, в котором живет, отдельных исторических личностей. Проявляет интерес к прошлому и настоящему своей семьи, родного края, Родины. Однако знания ограничиваются уровнем школьной программы. О других народах имеет поверхностное знание. 3активность, устойчивость, неосознанность
  Имеет слабое знание об истории своей Родины, родного края. Не осознает своей принадлежности к конкретной нации. Знание о семье ограничивается именами и местом работы родителей, бабушек, дедушек. Информация о других странах и народах фрагментарна и неточна. 2 слабая активность, неустойчивость, неосознанность
  Не проявляет интереса к истории своей семьи, города, страны. Владеет минимумом справочной информации по этому поводу. 1 индифферентность, граничащая с негативизмом
2...усвоение и соблюдение нравственных общечеловеческих ценностей Характеризуется знанием норм и правил общественного поведения, уважительным отношением к пожилым людям, чужому труду, собственности, и т.п. Осознает необходимость самому удержаться от плохих поступков. Ответственно относится к своим словам и обещаниям. Способен признать свою вину. Негативно относится к несправедливости и нечестности. Нетерпим к жестокому отношению к животным.  
  Знает основные правила общественного поведения и способен их соблюдать. Добросовестно выполняет возложенные на него обязанности. Стремится быть честным, искренним, смелым и настойчивым в отстаивании истины. Держит данное им слово. Под влиянием старших способен на любые позитивные поступки.  
  Понимает основные нравственные требования, но предпочитает уйти от их соблюдения и ответственности. Неустойчив в отношениях со сверстниками, родителями и другими взрослыми.  
  Отличается непониманием общественных норм, граничащим с сознательным нарушением норм человеческого общения.  
3...социальную инициативу Понимает политические основы общества, в котором живет. Интересуется политическими событиями в своей стране и за рубежом. Высказывает суждения по поводу тех или иных политических событий, пытаясь при этом аргументировать свою точку зрения.    
  Знает политических лидеров своей страны. Знает о существовании других стран. Интересуется общественно—политическими событиями, высказываясь при этом “за” или “против” тех или иных политических акций.  
    Знает страну в которой живет, имена отдельных политических лидеров, не пытаясь разобраться при этом в политическом устройстве своей страны. О сущестовании других государств имеет лишь самое общее представление.   С трудом может обозначить название страны, в которой живет, совершенно не ориентируется в ее политическом устройстве.    
4...природу Активно интересуется природным миром: различает породы деревьев, сорта цветов, знает основных представителей животного мира. Имеет представление о размножении растительного и животного мира, может объяснить такие явления природы как дождь, снег и др. Занимается природоохранной деятельностью. Участвует в кружках юннатов.    
  Любит животных и природу. Посещает лесопарковые зоны, зоопарки. Интересуется телепередачами о животном и растительном мире. Интересуется явлениями природы.  
  На природе бывает редко, предпочитая прогулке по лесу телепередачу. Животный и растительный мир для него далек, а познания ограничены лишь общими представлениями, полученными при пассивном изучении школьных дисциплин.      
  При соприкосновении с животным и растительным миром не испытывает никаких эмоциональных переживаний. Сам того не замечая, ломает деревья, обижает кошек и собак.  
5...искусство Знает различные жанры и виды искусства. Воспринимает вокруг себя прекрасное и пытается передать в рисунках, стихах, музыке и т.п. Элементы прекрасного вносит в свой быт. По собственной инициативе посещает музеи и выставки, занимается в художественных студиях. Выступает инициатором организации концертов и выставок дома, в школе, во дворе, в летнем лагере и т. п.    
  Посещает театры, музеи, участвует в самодеятельных объединениях художественной направленности. 0шущает прекрасное вокруг себя, ярко и образно выражает свои чувства, однако редко выступает инициатором художественных акций.  
  Не проявляет ярко выраженного интереса к художественным видам деятельности. Легко меняет свое мнение о произведениях искусства. Относительно редко посещает театры, музеи, выставки, причем не по собственной инициативе.    
  В общении с искусством, инициированном другими, выступает как пассивный зритель, не проявляя при этом никаких чувств.  
6...учение Проявляет активный интерес к новому знанию. Активен на уроках, постоянно задает уточняющие вопросы. Владеет навыками самостоятельной познавательной деятельности. Любознателен, посещает мероприятия познавательного характера, активно делится впечатлениями об увиденном, услышанном, прочитанном. Понимает огромную роль знаний в жизни людей.  
  Испытывает интерес к чтению, узнаванию нового через средства массовой информации, посредством межличностного общения. На уроках активен, но не столько ради интереса к учению, сколько ради самовыражения. Активен также в познавательных играх.    
  Интерес к учению, приобретению нового знания ситуативен, ограничен школьной программой. Добросовестно относится лишь к тем школьным предметам, к которым испытывает интерес. Может с легкостью не выполнить домашнее задание, активно избегает дополнительной познавательной деятельности.      
  Интерес к учению, приобретению знаний отсутствует. Постоянно ищет повод для пропуска школьных занятий.    
7...труд Осознает необходимость трудовой деятельности, понимает пользу труда. Охотно откликается на просьбы что-либо сделать, имеет постоянные трудовые обязанности в школе и дома. Отличается бескорыстностью, большую радость приносит его труд для всей семьи, класса. Проявляет стремление к овладеванию разнообразными трудовыми навыками. Интересуется трудовой деятельностью своих родителей и других взрослых.   Осознает необходимость трудовой деятельности, понимает пользу труда. Охотно откликается на просьбы что-либо сделать, имеет постоянные трудовые обязанности в школе и дома. Отличается бескорыстностью, большую радость приносит его труд для всей семьи, класса. Проявляет стремление к овладеванию разнообразными трудовыми навыками. Интересуется трудовой деятельностью своих родителей и других взрослых.      
  Любит трудиться, но как правило, включается по инициативе других. Добросовестно выполняет трудовые поручения, стремится помогать взрослым. Имеет общее представление о распространенных профессиях.  
  Не считает трудовую деятельность жизненной необходимостью. Трудовые поручения выполняет неохотно, требуя за это вознаграждения. При выполнении любой работы требует контроля, проявляет небрежность, несобранность и безответственность в трудовой деятельности.  
  Предпочитая ничегонеделанье вместо труда проявляет попытки уклониться от трудовой деятельности.  
8...других людей Понимает смысл и пользу общения с другими людьми. Участливо и доброжелательно относится к сверстникам, старается помочь им освоиться в незнакомой обстановке. Эмпатичен, склонен к взаимной поддержке. Предан друзьям, ценит достоинства других. Инициирует совместные дела и игры со сверстниками.  
  По отношению к окружающим преобладают одобрения и поддержка. Прислушивается к мнению товарищей. Участлив, охотно помогает другим, если подскажут, что и для кого надо сделать. Нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время.  
  В отношениях со сверстниками преобладает холодность. Суждения обвинительного свойства преобладают над дружеской одобрительной поддержкой. Критические замечания вызывают нескрываемое раздражение. Конфликтен.    
  Ярко выраженный интроверт с агрессивным началом. Успехи других вызывают у него зависть, а неудачи-злорадство. К совместной деятельности совершенно не приспособлен. Чрезвычайно конфликтен.  
9...на себя Осознает необходимость вырабатывать у себя положительные свойства и качества с ориентацией на идеал. Активно стремится выделиться из среды сверстников за счет хорошей учебы, занятий спортом, художественными или техническими видами деятельности, выразительной и опрятной внешности. Целенаправленно формирует в себе мужские (женские) качества. Отличается богатым воображением. Пытается анализировать свои поступки. Осознает необходимость вырабатывать у себя положительные свойства и качества с ориентацией на идеал. Активно стремится выделиться из среды сверстников за счет хорошей учебы, занятий спортом, художественными или техническими видами деятельности, выразительной и опрятной внешности. Целенаправленно формирует в себе мужские (женские) качества. Отличается богатым воображением. Пытается анализировать свои поступки.  
  Стремится походить на своих сверстников по уровню информированности, внешнему виду, досуговым занятиям. Некритичен и нетребователен к себе, преобладает одобрительное отношение ко всем своим поступкам. С легкостью переносит неудачи.  
  Слабо осознает свое “Я”, отличается ярко выраженной конформностью. В ситуациях риска труслив, не верит в свои силы, постоянно нуждается в поддержке извне. Не воспитывает в себе силу воли, не осознает необходимости своего физического развития.  
  Безразличен к своим поступкам и мыслям, внешнему виду и нравственным принципам. Живет без ориентации на идеал.  
     

 

Б.А.Титов

социализация детей, подростков и юношества

 

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ__________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________________

ГЛАВА I. ПРИРОДА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА._________________________________________________________

1.1. СУЩНОСТЬ И ГЕНЕЗИС СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА.

1.2. РОЛЬ СРЕДЫ И НАСЛЕДСТВЕННОСТИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДА.

1.3. ПЕДАГОГИКА СОТВОРЧЕСТВА, КАК МЕХАНИЗМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ИНДИВИДОМ И ОБЩЕСТВОМ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА.

1.4. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА.

ГЛАВА 2. ДОСУГ КАК СФЕРА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.

2.1. КОНЦЕПЦИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ДОСУГА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДА.__________________________________________________________

2.2. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ДОСУГОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА.________________________________

2.3. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА В СФЕРЕ ДОСУГА.______________________________________

2.2. ИГРА КАК МЕТОД СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА.

ГЛАВА 3. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА В ДОСУГОВОЙ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ СРЕДЕ.

3.1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ПЕРИОДА ДЕТСТВА (3-5 ЛЕТ).__

 


ВВЕДЕНИЕ

Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения, ибо именно в период детства, отрочества и юности, характеризующейся сензитивностью в освоении окружающего мира, выкристализовываются основные структуры личности, качественные характеристики которой, в существенной степени, зависят от степени педагогизации социальной среды.

Социальное самоопределение человека одинаково актуально и для прошлого, и для настоящего столетия, и для россиянина и для жителя любой другой страны, но оно существенно зависит от социально-политической и экономической системы общества. Это процесс непрерывно меняющийся по своему характеру.

Сегодня, когда общественно-политическая, а вслед за ней и экономическая ситуация кардинально меняются, необходимы принципиально новые подходы к решению проблемы социализации подрастающего поколения, ибо демократические процессы, происходящие в обществе, которые с трудом набирают силу, но судьба которых еще не определена, во многом зависят от социального самоосуществления детей, подростков и юношества, их возвышения до уровня понимания высших духовных достижений человечества.

Социализация подрастающих поколений есть сложный непрерывный процесс, при котором» с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным, но эта адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, это активный творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей» когда индивид проявляет всю мощь своих сущностных сил, добровольно выстраивая свою роль в обществе, самоактуализируется.

С другой, общество нормирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразных форм отношений между людьми в семье, в школе, в досуговых учреждениях, в иных окружающих человека социальных средах.

Поистине могучий стимулом для творческого развития детей, подростков и юношества, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является досуг и, в частности, досуговое объединение, представляющее феноменальную педагогическую систему, где процесс Формирования и развития индивида не загоняется в "Прокрустово ложе" "социального заказа", а осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения.

Социальная насыщенность детско-юношеского досуга могла бы превратить его в благоприятную среду "мягкого" вхождения ребенка в социум, однако командно-административный стиль, долгие годы существовавший в нашем обществе не мог не отразиться пагубно на сфере досуга. Кризис детско-юношеского досуга заключается в переадресовке деятельности досуговых учреждений с ребенка на государство. Огосударствление досуга (особенно в части массовее работы) трансформировало его и привело к недопустимой политизации. Тем самым система обеспечения досуга превратила не только самою себя, но и личность ребенка в элемент административно-командной системы, что объективно вело к обнищанию творческого потенциала, снижению социализирующих возможностей досуговых социальных институтов.

Последствия длительного командно-административного стиля в системе детско-юношеского досуга привели его в несоответствие с новыми социально-экономическими и культурными потребностями общества. Тяжелое состояние экономики, политики, идеологии, образования и культуры порождает кризис гуманизма в обществе и, в особенности, в среде подрастающих поколений, так нуждающихся в поддержке, завито и внимании. Как показывает практика, досуг подрастающего поколения, при относительно низкой культуре его использования, не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, расцвета творческих способностей и т.п., а напротив, превращается в криминогенный фактор общества. Повсеместно наблюдается рост преступности, жестокости, вандализма, наркомании, алкоголизма, бездуховности среди детей, подростков и юношей (девушек). Политические силы экстремистского толка пытаются манипулировать подростками и юношами, используя их в своих дестабилизирующих общество целях. Коммерциализация. охватившая широкие слои детей, подростков и юношей (девушек), "вытирает" из их сознания интерес к театру, музыке, живописи. литературе, техническому творчеству, сужает возможности проведения разумного досуга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.54.103.76 (0.086 с.)