Механизмы и факторы социализации. Современное понимание сущности воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизмы и факторы социализации. Современное понимание сущности воспитания.



Существует несколько механизмов социализации. Для начала давайте рассмотрим те, которые относятся к социально-психологическим механизмам социализации:

– идентификация – это механизм отождествления индивида с некоторыми людьми или же группами, позволяющий усваивать разнообразные социально принятые и одобренные образцы и нормы поведения человека в обществе, которые свойственны окружающим.

Примером идентификации является полоролевая типизация – процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;

– подражание – это механизм сознательного или бессознательного воспроизведения индивидом модели поведения, опыта других людей, в частности, манер, движений, поступков и тому подобное;

– внушение – это механизм воздействия на поведение и психику человека, предполагающий некритическое восприятие им особенностей и специфики воспринимаемой информации. Внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

– фасилитация – это механизм, который оказывает стимулирующее влияние в поведении одних людей на деятельность других, в результате чего совместная человеческая деятельность протекает свободнее и интенсивнее (в упрощенном описании понятие “фасилитация” можно понимать как “облегчение”);

– конформность – это механизм осознания наличия расхождений во мнениях определенного индивида с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, которое реализуется и проявляется в поведении.

В данном случае мнение классика психоанализа Зигмунда Фрейда на механизмы социализации личности частично совпадает, но и частично отличается. Давайте разберемся. Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы социализации, а точнее – имитацию, идентификацию, чувство стыда и чувство вины.

Он считал, что имитация – это осознания попытка ребенка копировать модель поведения, а идентификация – это способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные механизмы социализации, так как они нацелены на усвоение определенного типа поведения. В отличие от двух предыдущих механизмов социализации, чувство стыда и чувство вины, по мнению Фрейда, являются негативными механизмами социализации, так как они подавляют и запрещают определенные образцы и формы поведения.

Великий американский социолог, один из создателей экономической социологии Нейл Смелзер в свою очередь акцентировал внимание больше на трех механизмах социализации, а точнее:

– стадия подражания и копирования, на протяжении которой дети неосознанно проявляют формы поведения родителей или других окружающих взрослых;

– игровая стадия, на протяжении которой дети не только подражают и копируют, но и осознают свое поведение как исполнение определенной значимой роли;

– стадия игровых игр, на протяжении которой дети учатся понимать и распознавать, чего же именно ждет от них тот или иной человек, или даже целая группа людей.

На последок давайте рассмотрим более универсальную классификацию механизмов социализации, а точнее – традиционный механизм, институциональный механизм, стилизованный механизм, межличностный механизм, рефлексивный механизм.

Традиционный механизм социализации – это усвоение индивидом норм поведения, взглядов и убеждений, которые свойственны его семье и его ближайшему окружению.

Институциональный механизм социализации – проявляется в процессе взаимодействия индивида с разнообразнейшими организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов создавались специально для осуществления функции социализации личности, поэтому их классифицируют как специализированные. Это могут быть, например, институты системы образования. Другие же институты выполняют функцию социализации лично параллельно со своими основными обязанностями, поэтому их классифицируют как неспециализированные. Это может быть, например, армия.

Стилизованный механизм социализации проявляется в рамках субкультуры, где субкультура представляет собой совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для конкретно взятой группы людей, что обусловливает соответствующий, разительно отличающийся от других, стиль жизни данной группы.

Межличностный механизм социализации проявляется в социализирующем влиянии на индивида значимых для него людей в процессе их совместного взаимодействия. Значимыми лицами могут выступать в данном случае родители, учители, друзья и т. д.

Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников и т. д.

Факторы социализации — это обстоятельства, которые побуждают человека к активному действию. Факторов социализации всего три – это макрофакторы (космос, планета, страна, общество, государство), мезофакторы (этнос, тип поселения, СМИ) и микрофакторы (семья, группы сверстников, организации). Давайте рассмотрим каждый из них по подробнее.

Макрофакторы социализации

Макрофакторы влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах. Современный мир насыщен глобальными проблемами, которые затрагивают жизненные интересы всего человечества: экологическими (загрязнение окружающей среды), экономическими (увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов), демографическими (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политическими (рост числа региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность). Эти проблемы определяют условия жизни, прямо или косвенно влияют на социализацию подрастающих поколений.

На развитие человека оказывает влияние географический фактор (природная среда). В 30-е годы XX века В. И. Вернадский констатировал начало нового этапа развития природы как биосферы, который получил название современного экологического кризиса (изменения в динамическом равновесии, опасные для существования всего живого на земле, включая человека). В настоящее время экологический кризис приобретает глобальный и общепланетарный характер, прогнозируется наступление следующего этапа: либо человечество активизирует взаимодействие с природой и сможет преодолеть экологический кризис, либо погибнет. Чтобы выйти из экологического кризиса, необходимо изменить отношение каждого человека к окружающей среде.

На социализацию подрастающего поколения влияют качественные характеристики полоролевой структуры общества, которые определяют усвоение представлений о статусном положении того или другого пола. Например, равенство полов в Европе и патриархат в ряде обществ Азии и Африки.

Различные социальные слои и профессиональные группы имеют разные представления о том, какой человек должен вырасти из их детей, то есть вырабатывают специфический стиль жизни. Верхний слой — политические и экономические элиты; верхний средний — собственники и менеджеры крупных предприятий; средний — предприниматели, администраторы социальной сферы и пр.; базовый — интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики; низший — неквалифицированные работники государственных предприятий, пенсионеры; социальное дно. Ценности и стиль жизни тех или иных слоев, в том числе и криминальных, могут становиться для детей, чьи родители к ним не принадлежат, своеобразными эталонами, которые могут влиять на них даже больше, чем ценности того слоя, к которому принадлежит их семья.

Государство можно рассматривать с трех сторон: как фактор стихийной социализации, так как характерные для государства политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан; как фактор относительно направляемой социализации, так как государство определяет обязательный минимум образования, возраст его начала, возраст вступления в брак, сроки службы в армии и т. д.; как фактор социально контролируемой социализации, так как государство создает воспитательные организации: детские сады, общеобразовательные школы, колледжи, учреждения для детей, подростков и юношей с существенно ослабленным здоровьем и др.

Мезофакторы социализации

Это условия социализации больших групп людей, выделяемых: по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, компьютеры и др.).

Этническая или национальная принадлежность человека определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком. У каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, культуру.

Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные, то есть жизненно важные (способы физического развития детей — вскармливание ребенка, характер питания, охрана здоровья детей и др.) и ментальные, то есть духовные (менталитет — совокупность установок людей к определенному типу мышления и действия).

Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни: в жизненном укладе сел силен социальный контроль за поведением человека, характерна открытость в общении; город предоставляет личности возможность широкого выбора групп общения, системы ценностей, стиля жизни, многообразные возможности для самореализации; результатом социализации подрастающего поколения в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни.

Основные функции средств массовой коммуникации: поддержание и укрепление общественных отношений, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры и т. д. СМИ выполняют социально-психологические функции, удовлетворяя потребность человека в информации для ориентировки в социуме, потребность в связях с другими людьми, в получении человеком информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгляды.

Микрофакторы социализации

Это социальные группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, организации, в которых осуществляется воспитание (учебные, профессиональные, общественные и др.).

Общество всегда обеспокоено тем, чтобы темпы социализации подрастающего поколения не отставали от темпов и уровня развития самого общества, осуществляет социализацию через институты социализации и агентов социализации (общепринятые социальные нормы, семья, а также государственные и общественные учреждения и организации).

Ведущая роль в процессе социализации наряду с семьей принадлежит образовательным учреждениям — детским садам, школам, средним и высшим учебным заведениям. Непременным условием социализации ребенка является его общение со сверстниками, которое складывается в группах детского сада, школьных классах, различных детских и подростковых объединениях. Учителя являются агентами социализации, ответственными за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.

Современное понимание сущности воспитания характеризуется переходом от взгляда на воспитание как внешнее, однонаправленное воздействие на ребенка к пониманию двусторонней сути процесса его воспитания как глубинного межчеловеческого взаимодействия, сотрудничества, со-бытия взрослых и детей в сфере совместной жизнедеятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 839; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.012 с.)