Педагогика творческого саморазвития личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогика творческого саморазвития личности.



Сущность и содержание творческого саморазвития личности

Рассмотрим, в чем же сущность творческого саморазвития личности? Говоря же о творческом саморазвитии, мы представляем количественные либо качественные изменения, происходящие на основе созидательной творческой деятельности, направленной на поиск оригинальных творческих идей и решений по преобразованию самого себя.

С учетом вышеизложенного мы выбираем следующее базисное определение понятия «творческое саморазвитие личности», данное В.И. Андреевым: «Творческое саморазвитие личности - это особый, вид творческой деятельности субъект - субъектной ориентации, направленной на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости» среди которых системообразующими являются самопознание, творческое, самоопределение самоуправление, творческая самореализация и самосовершенствование личности».

В работах В.И. Андреева представлено семь стадий саморазвития творческой личности. Рассмотрим их краткие характеристики:

Первая стадия саморазвития характеризуется устойчиво проявляющимся интересом, ясно выраженной мотивационной направленностью личности на определенный вид творческой деятельности.

Эта стадия может быть условно названа как стадия избирательной мотивационно - творческой направленности личности на определенный вид деятельности. На этой стадии личность как бы интуитивно чувствует, в какой сфере творческой деятельности она может проявить себя наилучшим образом.

Вторая стадия саморазвития характеризуется повышенной интеллектуальной чувствительностью личности к усмотрению противоречий и проблем в определенной сфере творческой деятельности.

Она может быть названа стадией изначального творческого самоопределения

Третья стадия саморазвития характеризуется повышенной профессионально - творческой активностью личности в определенном виде деятельности. Для этой стадии характерно интенсивное творческое овладение профессиональными приемами, методами, средствами соответствующего вида деятельности.

Эта стадия может быть названа как стадия профессионально- творческого становления.

Четвертая стадия саморазвития может быть охарактеризована как стадия первых значительных творческих достижений личности

Пятая стадия саморазвития характеризуется высокой продуктивностью личности. Для этой стадии характерно формирование индивидуального творческого стиля деятельности и мастерства.

Шестая стадия саморазвития творческой личности может быть охарактеризована как стадия расцвета таланта;

Седьмая стадия саморазвития творческой личности характеризуется как гениальность.

Мы считаем, что данная характеристика является неким эталоном, на который должны ориентироваться студенты в процессе своего творческого саморазвития: сначала в период обучения в ВУЗе, а затем в период их профессионально-творческой деятельности.

Заметим, что если в учебном процессе вуза будет определено место для стимулирующих условий творческого саморазвития личности студента, то проблемы его профессионального и перманентного образования могут быть решены за счет «процессов самости». А сегодня считается, что педагог-практик должен видеть и знать не только отдельные свойства личности, но и личность своего воспитанника в целом, от него не должны ускользать потенциальные возможности развития его творческих способностей. Известно, что разностороннее саморазвитие творческой личности педагога происходит в педагогической, психологической сферах деятельности во взаимосвязи с социальными условиями.

Говоря о механизме творческого саморазвития личности студента, следует заметить, что если даже каждый студент и имеет потенциальные творческие способности, его творческое саморазвитие может плодотворно происходить лишь тогда, когда он способен преодолевать трудности, возникающие на пути профессионально-педагогической деятельности и в социальной среде. Эти трудности являются одновременно сдерживающими и в то же время необходимыми условиями творческого саморазвития. В чем же главная особенность и сущность этого процесса?

Творческое саморазвитие, как процесс, характеризуется динамичностью и активностью происходящих при этом психических сторон деятельности. Это сопровождается возникновением нового творческого начала, которое при достаточной творческой активности укрепляется, влечет за собой формирование творческой личности, но уже на более высоком уровне творческого саморазвития.

Можно выделить следующие характерные черты творческого саморазвития:

1. Последовательность и непрерывность: процесс творческого саморазвития можно представить в виде спирали, каждый виток которой, устремляясь вверх, сначала представляет линию трудностей, преодоление которых позволяет закрепить достигнутое и перейти к новому восхождению по витку спирали - новообразованиям в творческом саморазвитии.

2. Как показал анализ и обобщение психолого-педагогической литературы (Е.А. Климов, Т.И. Артемьева и др.), высокого уровня творческого саморазвития педагог достигает при наличии сформированного индивидуального стиля деятельности. «Какими бы выдающимися творческими способностями он ни обладал, учитель имеет свои неповторимые индивидуальные особенности» (В.И. Андреев).

3. Творческое саморазвитие педагога всегда сопровождается свободным выбором, который проявляется в выборе и форм деятельности, и средств деятельности, и средств общения, и т.п.

Нельзя не согласиться с высказыванием Л.М. Попова, что самое важное заключается в возникновении «механизма саморазвития субъекта на абстрактно-аналитическом уровне его видения». При этом подчеркивается способность субъекта в рамках процессуальной составляющей не только производить действия с объектами во, вне и внутри субъектной зоны, но и (что «есть главное») расширить зоны этих действий, совершая постоянные взаимопереходы одних в другие. Идея взаимопереходов связывается с образом «психологического маятника», чьи более сложные, чем в механике, ритмические колебания обусловливают постоянное движение интеллектуально – деятельностного параметра личности и показывают глубинный источник развития человека.

Также важно выделить: анализ массовой практики со всей очевидностью подтверждает, что творческое саморазвитие включает разностороннее развитие психических процессов в профессионально-педагогической деятельности, охватывает при этом волю, чувства, интересы.

«Роль психических процессов в деятельности в том и состоит, что они, являясь процессами отражения действительности, обеспечивают её регуляцию: её адекватность предметам, средствам, условиям», - замечает Б.Ф. Ломов. Причем психические процессы рассматриваются не как самостоятельные виды деятельности, а как составляющие, обеспечивающие отражение условий, предмета и средств этой деятельности, формирование мотивов и целей, выделение проблем и решение задач». Итак, опираясь на утверждение Б.Ф. Ломова, необходимо дополнить, что психические процессы могут иметь как позитивный, так и негативный характер в процессе творческого саморазвития педагога. Назовем лишь некоторые из ограничений негативного действия, способные служить препятствиями для творческого саморазвития педагога: личностные черты характера, индивидуальные особенности мышления, наличие неадекватной самооценки, неуверенность в себе, недостаточное развитие памяти, способностей саморегуляции; отсутствие умений входить в новый коллектив и устанавливать контакты, склонностей к творческой деятельности, ценностного отношения к профессионально-педагогической деятельности; низкий уровень самоорганизации, развития психологической культуры

Необходимо отметить, что в содержание творческого саморазвития личности будущего педагога входят и личностные параметры творческой деятельности: яркая проявленность стремления к новому, педагогический поиск, свободный творческий выбор методов, приемов, средств деятельности, потребность, интересы, целеустремленность в достижении конечных результатов

Творческое саморазвитие проявляется в процессе активной творческой деятельности на уровне субъекта творчества - как сложной системы с многомерными компонентами, охватывающими: интеллектуальную, мотивационную, психологическую сферы деятельности.

Анализ психолого-педагогической, философской и науковедческой литературы позволяет выделить системообразующие компоненты творческой деятельности:

v способность критически мыслить;

v легкость генерирования идей, диалектичность и нестандартность мышления;

v способность к переносу знаний, умений и опыта в нестандартные ситуации;

v способность к анализу и самоанализу.

Здесь мы выделяем лишь основные стилеобразующие компоненты, проявляющиеся в интеллектуальной творческой деятельности составляющей «платформу» творческого саморазвития личности будущего педагога.

В вузе должны быть созданы такие условия, в которых студенты непрерывно стремились бы к самореализации собственных творческих возможностей. Это значит, что процесс вузовской подготовки мы рассматриваем как значимый этап, стимулирующий к саморазвитию и саморегуляции.

Полноценное развитие личности может быть осуществлено только при условии, если сама личность стремится к самосовершенствованию. Поэтому представляется необходимым выделение в творческом саморазвитие субъекта его мотивационной сферы. Насколько важным является присутствие этого компонента в исследовательской характеристике личности.

Творческое саморазвитие невозможно без активной деятельности самого студента. Мотив достижения выполняет ведущую роль в процессе саморазвития личности (Х. Хекхаузен). Постановка определенных целей, направленных на саморазвитие, стремление к их реализации, позволяет достичь того значимого результата, который отражает уровень активности субъекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 2091; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.33.254 (0.025 с.)