Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнительная характеристика традиционной и инновационной педагогикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особенности 1. Традиционная «знаниевая» педагогика 2. Инновационная «способностная» педагогика Цель 1. Формирование знаний, умений, навыков 2. Развитие личности Интегральная характеристика 1. «Школа памяти» 2. «Школа развития» Преобладающий тип и характеристика взаимоотношений 1. Субъект- Объект 2. Субъект- Субъект Девиз педагога 1. «Делай как я» 2. «Не навреди» Характер и стиль взаимодействия 1. Авторитарность, монологичность, закрытость 2. Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность Формы организации 1. Фронтальная, индивидуальная 2. Групповая, коллективная Формы обучения v Иллюстративно-объяснительные 1) информационные v Проблемные: 1) проблемного изложения 2) частично-поисковый, эвристический 3) исследовательский Ведущий принцип 1. «продавливания» 2. «выращивания» Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником 1. Репродуктивный, воспроизводящий 2. Продуктивный, творческий, проблемный «формула обучения» 1. Знания - репродуктивная деятельность 2. Проблемная деятельность - рефлексия - знания Способ усвоения 1. Заучивание, деятельность по алгоритму 2. Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия Функция учителя 1. Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно - дисциплинарных знаний 2. Организатор сотрудничества, Консультант, Управляющий поисковой работой учащихся, консультант Позиция ученика 1. Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту 2. Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности. 26. Диалоговая концепция личностно-ориентированного образования. Технологии личностно-ориентированного образования Принципиально важным моментом для понимания сущности педагогической технологии является определение позиции ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий. Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процес о, а ученик есть лишь "объект", "винтик". Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения. Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические тех ое й ия в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений. Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими. Сразу отметим неточность термина "личностно-ориентированное образование". Правильнее говорить "индивидуально-ориентированное образование", потому что все педагогические технологии являются личностно-ориентированными, так как задаются целью развития и совершенствования личности ребенка. Однако, следуя сложившейся традиции, впредь индивидуально-ориентированные тех ое й ия мы будем тоже называть личностно-ориентированными. Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания. Личностно-ориентированные технологии характеризуются: v антропоцентричностью; v гуманистической сущностью; v психотерапевтической направленностью; v ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются: v гуманно-личностные технологии; v технологии сотрудничества; v технологии свободного воспитания; v эзотерические технологии.
Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение. Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом ("неосознаваемом", подсознательном) зна ое - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной. Истоки развития личностно-ориентированной педагогической технологии содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина- Библера, где обоснованно ею идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. "Диалогические отношения… это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение … Где начинается сознание, там начинается и диалог" (В. С. Библер). В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании - понимание и взаимопонимание. В. С. Библер объясняет отличие этих двух феноменов следующим образом: при объяснении - только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании - два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение - всегда взгляд "сверху вниз", всегда назидание. Понимание- это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления -~ к самоуправлению. Основная установка педагога ~ не на познание "предмета", а на общение, взаимопонимание с учениками, на их "освобождение" (К. Н. Вентцель) для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования. Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности, и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Поддержка основывается на трех принципах деятельности Ш. Амонашвили: v любить ребенка; v очеловечить среду, в которой он живет; v прожить в ребенке свое детство. Чтобы поддерживать ребенка, считал В. А. Сухомлинский, педагог должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит; мудро относиться к поступкам детей; верить, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом; защищать ребенка; не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное, не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие, памятуя о том, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания. Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.
27. Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования. Концепция личностно ориентированного образования культурологического типа Е.В. Бондаревской.
Общая картина внеличностного развития академического педагогического знания в ХХ веке привела в нашей стране к известному кризису педагогики, обострившемуся во второй половине 80-х годов и до сих пор не завершившемуся. Его причины известны и главная из них была связана с неспособностью педагогической науки удовлетворить запросы школьной практики, осуществить прогноз ее развития и разработать необходимые для его осуществления средства. К концу 80-х годов педагогика, полностью подчиненная выполнению государственных установок, практически перестала быть опытно-экспериментальной наукой и, как следствие этого, утратила свои прогностические функции. Лишь в научных школах Л.В. Занкова, Б.Д. Эльконина и В.В.Давыдова разрабатывались и экспериментальным путем проверялись прогностические образовательные системы, основанные на идеях развивающего обучения и предназначенные для освоения в массовой общеобразовательной школе. Однако, теория развивающего обучения не стала достоянием массовой педагогической практики, ею пользуются лишь отдельные, специально подготовленные учителя. Такое положение дел можно объяснить, во-первых, особенностями самой теории развивающего обучения, которая обращена в основном к интеллекту, познавательной сфере учащихся, а не к личности в целом, а во-вторых, тем, что в содержании педагогического образования учителей по-прежнему преобладает абстрактная, оторванная от реальных потребностей практики педагогика. Поворот российского образования к человеку, его обращение на новом витке истории к гуманистическим идеям вызвало повышенный интерес педагогов к концепциям личностно ориентированного образования, которые являются прообразом педагогических теорий и систем ХХ1 века. Начинается новый этап развития мировой педагогической мысли, особенности которого состоят в следующем: - меняется общий взгляд на образование в направлении более глубокого понимания его как культурного процесса, суть которого проявляется в гуманистических и творческих способах взаимодействия его участников; - изменяется представление о личности, которая, кроме социальных качеств, наделяется различными субъективными свойствами, характеризующими ее автономию, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и т.п., в связи с чем меняется и ее роль в педагогическом процессе, она становится его системообразующим началом; - подвергается пересмотру отношение к ученику как объекту педагогических воздействий и за ним окончательно закрепляется статус субъекта образования и собственной жизни, обладающего уникальной индивидуальностью. Создание условий для развития и осознания им субъектного опыта, индивидуально-личностных способностей, свойств, педагогическая поддержка детской индивидуальности рассматриваются как главные цели образования; - в педагогику активно проникают и становятся востребованными результаты новейших исследований о психологических механизмах развития личности. Наряду с интеоризацией (переводом внешних воздействий во внутренний план личности), которая прежде рассматривалась как главный механизм личностного развития (социализации), важное значение придается персонализации, самоидентификации, стремлению к самоактуализации, самореализации и другим внутренним механизмам индивидуального саморазвития. Теоретические предпосылки личностно ориентированного образования созданы русской классической педагогикой, которая стремилась привнести идеалы и ценности национальной культуры в образование. Российские педагоги полагали, что главная общественная потребность, удовлетворить которую призвано образование, есть потребность в "истинных людях". Высшими ценностями образования были обоснованы целостность личности, ее внутренний мир, свобода, индивидуальность, творчество (В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др). В русской постклассической педагогике были сформулированы принципы связи образования и культуры (С.И. Гессен), целости образовательного процесса, единства типа культурных впечатлений, поддержки индивидуальности (В.В. Розанов), свободы (Н.И. Бердяев), приоритета воспитания перед обучением (В.В. Зеньковский) и другие положения, вытекающие из понимания образования как культуросообразного процесса. Основываясь на этих положениях, мы рассматриваем образование как часть культуры, которая, с одной стороны, питается ею, а с другой - влияет на сохранение и развитие через человека. Чтобы обеспечить восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным. Это означает, что основным методом его проектирования и развития должен стать культурологический подход, который предписывает поворот всх компонентов образования к культуре и человеку как ее творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию. В свете этого компонентами культурологического подхода в личностно ориентированном образовании выступают: - отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; - отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей; - отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достиженнии целей культурного саморазвития; - отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры. По отношению к ученику культурологическое личностно ориентированное образование выполняет следующие функции: помогает обрести ценности и смыслы жизни; осуществляет его развитие как человека культуры и целостной личности; поддерживает его индивидуальность и творческую самобытность. Личностная направленность образовательного процесса определяющим способом влияет на ценности гуманистической педагогической культуры, в качестве которых выступают: не знания, а личностные смыслы учения в жизни ребенка; не отдельные (предметные) умения и навыки, а индивидуальные особенности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности; не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог ученика и учителя; не объем знаний, не количество усвоенной информации, а целостное развитие, саморазвитие и личностный рост ученика. В личностно ориентированной системе основными образовательными процессами становятся: образование личностных смыслов учения и жизни; развивающее обучение; педагогическая поддержка становления детской индивидуальности; воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ребенка. Эти процессы характеризуют ценностное отношение к ученику как субъекту жизни и требуют соответствующего содержательного наполнения и методического оснащения. Из ценностного отношения к ребенку вырастает понимание цели личностно ориентированного образования - не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного взаимолействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Это значит, что содержание личностно ориентированного образования должно включать все, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности, и иметь, по крайней мере, следующие обязательные компоненты: аксиологический, когнитивный, деятельно-творческий и личностный. Аксиологический компонент имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов. Когнитивный компонент содержания обеспечивает их научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития. Деятельностно-творческий компонент способствует формированию и развитию у учащихся разноообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в познании, труде, научной, художественной и других видах деятельности. Личностный компонент обеспечивает познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, формирует личностную позицию. Личностный компонент является системообразующим в содержании личностно-ориентированного образования, и при этом существенно отличается от традиционного содержания, системообразующим компонентом которого признается когнитивный. Из этого следует, что основные усилия педагогов по обновлению содержания должны быть направлены на усиление его личностно-смысловой направленности. Содержание образования необходимо наполнить культурными, т.е. человеческими смыслами. Возможные средства этого - гуманитаризация, экологизация, эстетизация содержания. Перспективные пути обновления содержания - интеграция в целях создания единого поля смыслов, регионализация, включение в содержание индивидуального опыта и др. Личностно-ориентированное содержание требует для своей релизации адекватных педагогических технологий. Это авторские технологии, они выращиваются в опыте. Их характерные черты: сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения, сотворчества учителя и учащихся. Эти требования обладают свойством универсальности. Любая педагогическая технология может стать личностно ориентированной, если будет отвечать указанным требованиям. Направленность личностно ориентированных технологий на организацию смыспопоисковой деятельности, личностное развитие и индивидуальную поддержку учащихся дает основание для их классификации. Нами выделены три основные группы педагогических технологий: смысло-поис-ковые, личностно-развивающие, технологии педагогической поддержки. Переход к личностно ориентированному образованию зависит от учителя - его желания, общей и педагогической культуры, личностных качеств. Требования к учителю: имеет ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству; проявляет гуманную педагогическую позицию; заботится об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей; умеет создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; умеет работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность; владеет разнообразными педагогическими технологиями, умеет придать им личностно-развивающую направленность; проявляет заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка. Общими принципами организации среды учения и жизнедеятельности детей в личностно-ориентированной школе являются: - природосообразность: учет закономерностей природного развития детей, укрепление их физического и психического здоровья; - культуросообразность: обучение, воспитание и организация жизни детей в контексте культуры; - индивидуально-творческий подход: удовлетворение интересов и потребностей каждого ребенка в разнообразных видах творческой деятельности; - жизнетворчество: включение детей в решение реальных проблем их коллективной и личной жизни, обучение технологиям построения собственной жизни в изменяющихся экономических и социокультурных условиях; - сотрудничество: объединение целей детей и взрослых, общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание, общая устремленность в будущее и взаимная поддержка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 3211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.101 (0.013 с.) |