Сравнительная характеристика традиционной и инновационной педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительная характеристика традиционной и инновационной педагогики



Особенности

1. Традиционная «знаниевая» педагогика

2. Инновационная «способностная» педагогика

Цель

1. Формирование знаний, умений, навыков

2. Развитие личности

Интегральная характеристика

1. «Школа памяти»

2. «Школа развития»

Преобладающий тип и характеристика взаимоотношений

1. Субъект- Объект

2. Субъект- Субъект

Девиз педагога

1. «Делай как я»

2. «Не навреди»

Характер и стиль взаимодействия

1. Авторитарность, монологичность, закрытость

2. Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность

Формы организации

1. Фронтальная, индивидуальная

2. Групповая, коллективная

Формы обучения

v Иллюстративно-объяснительные

1) информационные

v Проблемные:

1) проблемного изложения

2) частично-поисковый, эвристический

3) исследовательский

Ведущий принцип

1. «продавливания»

2. «выращивания»

Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником

1. Репродуктивный, воспроизводящий

2. Продуктивный, творческий, проблемный

«формула обучения»

1. Знания - репродуктивная деятельность

2. Проблемная деятельность - рефлексия - знания

Способ усвоения

1. Заучивание, деятельность по алгоритму

2. Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия

Функция учителя

1. Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно - дисциплинарных знаний

2. Организатор сотрудничества, Консультант, Управляющий поисковой работой учащихся, консультант

Позиция ученика

1. Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту

2. Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

26. Диалоговая концепция личностно-ориентированного образования.

Технологии личностно-ориентированного образования

Принципиально важным моментом для понимания сущности педагогической технологии является определение позиции ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процес о, а ученик есть лишь "объект", "винтик". Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические тех ое й ия в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Сразу отметим неточность термина "личностно-ориентированное образование". Правильнее говорить "индивидуально-ориентированное образование", потому что все педагогические технологии являются личностно-ориентированными, так как задаются целью развития и совершенствования личности ребенка. Однако, следуя сложившейся традиции, впредь индивидуально-ориентированные тех ое й ия мы будем тоже называть личностно-ориентированными.

Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.

Личностно-ориентированные технологии характеризуются:

v антропоцентричностью;

v гуманистической сущностью;

v психотерапевтической направленностью;

v ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

v гуманно-личностные технологии;

v технологии сотрудничества;

v технологии свободного воспитания;

v эзотерические технологии.

 

Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом ("неосознаваемом", подсознательном) зна ое - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.

Истоки развития личностно-ориентированной педагогической технологии содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина- Библера, где обоснованно ею идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. "Диалогические отношения… это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение … Где начинается сознание, там начинается и диалог" (В. С. Библер).

В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании - понимание и взаимопонимание. В. С. Библер объясняет отличие этих двух феноменов следующим образом: при объяснении - только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании - два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение - всегда взгляд "сверху вниз", всегда назидание. Понимание- это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании.

Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления -~ к самоуправлению. Основная установка педагога ~ не на познание "предмета", а на общение, взаимопонимание с учениками, на их "освобождение" (К. Н. Вентцель) для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка.

Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.

Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности, и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Поддержка основывается на трех принципах деятельности Ш. Амонашвили:

v любить ребенка;

v очеловечить среду, в которой он живет;

v прожить в ребенке свое детство.

Чтобы поддерживать ребенка, считал В. А. Сухомлинский, педагог должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит; мудро относиться к поступкам детей; верить, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом; защищать ребенка; не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное, не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие, памятуя о том, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.

 

 

27. Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования.

Концепция личностно ориентированного образования культурологического типа Е.В. Бондаревской.

 

Общая картина внеличностного развития академического педагогического знания в ХХ веке привела в нашей стране к известному кризису педагогики, обострившемуся во второй половине 80-х годов и до сих пор не завершившемуся. Его причины известны и главная из них была связана с неспособностью педагогической науки удовлетворить запросы школьной практики, осуществить прогноз ее развития и разработать необходимые для его осуществления средства.

К концу 80-х годов педагогика, полностью подчиненная выполнению государственных установок, практически перестала быть опытно-экспериментальной наукой и, как следствие этого, утратила свои прогностические функции. Лишь в научных школах Л.В. Занкова, Б.Д. Эльконина и В.В.Давыдова разрабатывались и экспериментальным путем проверялись прогностические образовательные системы, основанные на идеях развивающего обучения и предназначенные для освоения в массовой общеобразовательной школе. Однако, теория развивающего обучения не стала достоянием массовой педагогической практики, ею пользуются лишь отдельные, специально подготовленные учителя.

Такое положение дел можно объяснить, во-первых, особенностями самой теории развивающего обучения, которая обращена в основном к интеллекту, познавательной сфере учащихся, а не к личности в целом, а во-вторых, тем, что в содержании педагогического образования учителей по-прежнему преобладает абстрактная, оторванная от реальных потребностей практики педагогика.

Поворот российского образования к человеку, его обращение на новом витке истории к гуманистическим идеям вызвало повышенный интерес педагогов к концепциям личностно ориентированного образования, которые являются прообразом педагогических теорий и систем ХХ1 века.

Начинается новый этап развития мировой педагогической мысли, особенности которого состоят в следующем:

- меняется общий взгляд на образование в направлении более глубокого понимания его как культурного процесса, суть которого проявляется в гуманистических и творческих способах взаимодействия его участников;

- изменяется представление о личности, которая, кроме социальных качеств, наделяется различными субъективными свойствами, характеризующими ее автономию, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и т.п., в связи с чем меняется и ее роль в педагогическом процессе, она становится его системообразующим началом;

- подвергается пересмотру отношение к ученику как объекту педагогических воздействий и за ним окончательно закрепляется статус субъекта образования и собственной жизни, обладающего уникальной индивидуальностью. Создание условий для развития и осознания им субъектного опыта, индивидуально-личностных способностей, свойств, педагогическая поддержка детской индивидуальности рассматриваются как главные цели образования;

- в педагогику активно проникают и становятся востребованными результаты новейших исследований о психологических механизмах развития личности. Наряду с интеоризацией (переводом внешних воздействий во внутренний план личности), которая прежде рассматривалась как главный механизм личностного развития (социализации), важное значение придается персонализации, самоидентификации, стремлению к самоактуализации, самореализации и другим внутренним механизмам индивидуального саморазвития.

Теоретические предпосылки личностно ориентированного образования созданы русской классической педагогикой, которая стремилась привнести идеалы и ценности национальной культуры в образование. Российские педагоги полагали, что главная общественная потребность, удовлетворить которую призвано образование, есть потребность в "истинных людях". Высшими ценностями образования были обоснованы целостность личности, ее внутренний мир, свобода, индивидуальность, творчество (В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др).

В русской постклассической педагогике были сформулированы принципы связи образования и культуры (С.И. Гессен), целости образовательного процесса, единства типа культурных впечатлений, поддержки индивидуальности (В.В. Розанов), свободы (Н.И. Бердяев), приоритета воспитания перед обучением (В.В. Зеньковский) и другие положения, вытекающие из понимания образования как культуросообразного процесса. Основываясь на этих положениях, мы рассматриваем образование как часть культуры, которая, с одной стороны, питается ею, а с другой - влияет на сохранение и развитие через человека. Чтобы обеспечить восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным. Это означает, что основным методом его проектирования и развития должен стать культурологический подход, который предписывает поворот всх компонентов образования к культуре и человеку как ее творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию.

В свете этого компонентами культурологического подхода в личностно ориентированном образовании выступают:

- отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;

- отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;

- отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достиженнии целей культурного саморазвития;

- отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.

По отношению к ученику культурологическое личностно ориентированное образование выполняет следующие функции: помогает обрести ценности и смыслы жизни; осуществляет его развитие как человека культуры и целостной личности; поддерживает его индивидуальность и творческую самобытность.

Личностная направленность образовательного процесса определяющим способом влияет на ценности гуманистической педагогической культуры, в качестве которых выступают: не знания, а личностные смыслы учения в жизни ребенка; не отдельные (предметные) умения и навыки, а индивидуальные особенности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности; не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог ученика и учителя; не объем знаний, не количество усвоенной информации, а целостное развитие, саморазвитие и личностный рост ученика.

В личностно ориентированной системе основными образовательными процессами становятся: образование личностных смыслов учения и жизни; развивающее обучение; педагогическая поддержка становления детской индивидуальности; воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ребенка.

Эти процессы характеризуют ценностное отношение к ученику как субъекту жизни и требуют соответствующего содержательного наполнения и методического оснащения.

Из ценностного отношения к ребенку вырастает понимание цели личностно ориентированного образования - не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного взаимолействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Это значит, что содержание личностно ориентированного образования должно включать все, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности, и иметь, по крайней мере, следующие обязательные компоненты: аксиологический, когнитивный, деятельно-творческий и личностный.

Аксиологический компонент имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов.

Когнитивный компонент содержания обеспечивает их научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития.

Деятельностно-творческий компонент способствует формированию и развитию у учащихся разноообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в познании, труде, научной, художественной и других видах деятельности.

Личностный компонент обеспечивает познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, формирует личностную позицию. Личностный компонент является системообразующим в содержании личностно-ориентированного образования, и при этом существенно отличается от традиционного содержания, системообразующим компонентом которого признается когнитивный.

Из этого следует, что основные усилия педагогов по обновлению содержания должны быть направлены на усиление его личностно-смысловой направленности. Содержание образования необходимо наполнить культурными, т.е. человеческими смыслами. Возможные средства этого - гуманитаризация, экологизация, эстетизация содержания. Перспективные пути обновления содержания - интеграция в целях создания единого поля смыслов, регионализация, включение в содержание индивидуального опыта и др.

Личностно-ориентированное содержание требует для своей релизации адекватных педагогических технологий. Это авторские технологии, они выращиваются в опыте. Их характерные черты: сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения, сотворчества учителя и учащихся. Эти требования обладают свойством универсальности. Любая педагогическая технология может стать личностно ориентированной, если будет отвечать указанным требованиям.

Направленность личностно ориентированных технологий на организацию смыспопоисковой деятельности, личностное развитие и индивидуальную поддержку учащихся дает основание для их классификации. Нами выделены три основные группы педагогических технологий: смысло-поис-ковые, личностно-развивающие, технологии педагогической поддержки.

Переход к личностно ориентированному образованию зависит от учителя - его желания, общей и педагогической культуры, личностных качеств.

Требования к учителю: имеет ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству; проявляет гуманную педагогическую позицию; заботится об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей; умеет создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; умеет работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность; владеет разнообразными педагогическими технологиями, умеет придать им личностно-развивающую направленность; проявляет заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка.

Общими принципами организации среды учения и жизнедеятельности детей в личностно-ориентированной школе являются:

- природосообразность: учет закономерностей природного развития детей, укрепление их физического и психического здоровья;

- культуросообразность: обучение, воспитание и организация жизни детей в контексте культуры;

- индивидуально-творческий подход: удовлетворение интересов и потребностей каждого ребенка в разнообразных видах творческой деятельности;

- жизнетворчество: включение детей в решение реальных проблем их коллективной и личной жизни, обучение технологиям построения собственной жизни в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;

- сотрудничество: объединение целей детей и взрослых, общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание, общая устремленность в будущее и взаимная поддержка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 3070; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.034 с.)