Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современная структура педагогикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Педагогика по мере своего становления, накопив большое количество эмпирического и теоретического материала, превратилась в самостоятельную область научного познания. На определенном этапе развития в педагогической науке стали происходить процессы ее дифференцирования. Появившаяся специализация в области научно-практических исследований позволяет более качественно изучать отдельные аспекты целостного предмета педагогической науки. К основным структурным направлениям научных педагогических исследований относятся: Общая педагогика, являющаяся фундаментом системы педагогических наук. К проблемам теории и методологии, которые являются центральными для общей педагогики, относят в первую очередь: определение соотношения обучения и развития; изучение общего влияния целенаправленного педагогического воздействия на формирующуюся личность; определение основных закономерностей процесса передачи и активного усвоения социокультурного опыта; описание структуры учебной деятельности; выработка общедидактических принципов, методов и средств; конструирование новых моделей образовательных систем; анализ общих тенденций образовательного процесса и обобщение передового педагогического опыта. История педагогики, которая изучает развитие педагогических идей и практики образования на разных этапах культурно-исторического, общественного развития. Историко-педагогические исследования, опираясь на исторический, этнографический, этнологический, археологический материал, выявляют закономерности функционирования и развития воспитания, образования, обучения в прошлом. История педагогики пользуется общей периодизацией развития человечества, где выделяются эпохи первобытного, рабовладельческого, феодального, капиталистического, социалистического, постсоциалистического развития общества. В истории педагогики условно выделяют периоды древней, средневековой, новой и новейшей истории образования. Соблюдая идеологическую независимость, исследователи истории педагогики пытаются беспристрастно, объективно дать оценку образовательных парадигм прошлого. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходства и различий. Поиски общего и специфического в образовательных системах у различных народов позволяют находить, давать научное толкование образовательным традициям, системам, обогащать национальную педагогическую культуру за счет международного опыта. Возрастная педагогика изучает возрастные аспекты обучения и воспитания. Отрасли, относящиеся к возрастной педагогике (ясельная, дошкольная, школьная), в системе наук о воспитании занимают особое место. Они заняты изучением закономерностей воспитания и обучения детей в соответствии с особенностями возрастного развития на всех этапах детства: от рождения до перехода к состоянию взрослости. Объектом возрастной педагогики является ребенок, а предметом изучения – закономерности, методы, средства и технологии организации учебно-воспитательной работы на различных ступенях детства (ранний возраст, дошкольный возраст, школьный возраст). Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей раннего возраста. Это отрасль педагогической науки развивается в тесном сотрудничестве и взаимодействии с психологией, физиологией, медициной, гигиеной. Дошкольная педагогика – отрасль педагогической науки, которая изучает процесс воспитания и образования (цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления), влияние этого процесса на развитие дошкольника, формирование его личности. Дошкольная педагогика изучает тенденции и перспективы развития системы дошкольного образования; разрабатывает отечественные стандарты образования, изучает международные стандарты предшкольного развития ребенка; обогащает теорию и практику профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию; изучает и разрабатывает теоретические основы и технологии обучения детей в дошкольных учебно-воспитательных учреждениях и в условиях семьи, а также исследует особенности образовательного процесса в дошкольных учреждениях разного типа. Школьная педагогика – старейшая, наиболее развитая отрасль науки о воспитании. Накопив богатый ценный опыт руководства развитием, формированием подрастающих поколений, научные данные о закономерностях воспитания и образования детей школьного возраста в разных учебных заведениях (начальная и средняя школа, лицеи, гимназии и др.), педагогика школы является базой для построения вузовской педагогики. Педагогика третьего возраста разрабатывает систему образования, развития, воспитания людей пенсионного возраста. Эта отрасль возрастной педагогики находится в стадии становления. Мировая практика работы с людьми послепроизводственного возраста показывает необходимость и важность этого направления педагогической деятельности для создания оптимальных условий реализации опыта пожилых людей, их нормальной полноценной жизнедеятельности. Решение этих задач возможно в тесном сотрудничестве с медиками и специалистами в области геронтологии. Актуальность развития этой отрасли в предупреждении потери огромного интеллектуального потенциала людей пожилого возраста, создание более комфортных психологических условий для них при частичной или полной утрате активной роли в обществе. Коррекционная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания, образования и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в физическом развитии. Специальные педагогические науки занимаются вопросами обучения и воспитания глухих и слабослышащих (сурдопедагогика), слепых и слабовидящих (тифлопедагогика), людей с речевыми нарушениями (логопедия), умственно отсталых и детей с задержкой умственного развития (олигофренопедагогика). В тесном единстве с глубокими и всесторонними исследованиями физиологических, психологических механизмов связи таких детей и взрослых с окружающим миром, с социальной средой складывается система воспитания и образования лиц с аномальным развитием. Частные методики (предметные дидактики) исследуют специфику применения общих закономерностей обучения в области преподавания отдельных учебных предметов. Это многочисленные методики обучения дошкольников, школьников, студентов различным дисциплинам: методики преподавания родного и иностранных языков, истории, литературы, физики, математики, химии, биологии и всех иных учебных предметов. Исследователи методик преподавания, учитывая специфические частные закономерности управления развитием мышления учащихся, разрабатывают новые методы, средства, технологии обучения конкретным дисциплинам; обогащают науку надпредметными знаниями и увеличивают арсенал общей теории образования – дидактики. Военная педагогика раскрывает закономерности, осуществляет теоретические обоснования, разрабатывает принципы, методы и формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов. Основные педагогические разработки в этой области используются в военных частях, учебных военных заведениях в освоении военных специальностей. Элементы военной педагогики встречаются в школьной и вузовской системе образования. Педагогика высшей школы изучает закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высших учебных заведений, занимается специфическими проблемами получения высшего образования. Научный потенциал в лице специалистов высшей категории, их учительский и преподавательский профессионализм позволяет создавать новые дидактические конструкции в образовании, разрабатывать оригинальные методики обучения студентов, привлекая нередко к инновационным разработкам и самих учащихся. При этом особую актуальность приобретает преемственность вузовской педагогики с педагогикой школьной. Этнопедагогика – отрасль педагогической науки, изучающая народное воспитание, педагогику в различных этносах. Эта область знания имеет непосредственное отношение к традиционной культуре воспитания, фольклорной, обыденной педагогике. Она тесно связана с общей, социальной педагогикой, психологией, этнопсихологией, археологией, фольклористикой и широко использует данные всех общественных и гуманитарных наук. Предметом этнопедагогики является педагогическая культура рода, племени, народности, нации. Национальные особенности характера – результат этнического воспитания и влияния соответствующей среды, поэтому особую актуальность приобретает исследование традиционной педагогической культуры субэтнических образований (поморов, сибиряков и др.). В этнопедагогике объект изучения принадлежат области собственно педагогики. Метод же может быть частично заимствован из этнологии, этнографии, антропологии и социологии, но при этом должен быть наполнен педагогическим содержанием и применяться вместе с чисто педагогическим методами. Сказанное справедливо и для этнопедагогического тезауруса: основными являются понятия педагогические, а этнологические и антропологические термины играют вспомогательную роль. Достижением этнопедагогики является рассмотрение педагогических закономерностей как естественноисторических процессов. При этом воспитание выступает как естественная форма деятельности и поведения. В полиэтнической России педагогика может эффективно функционировать только в качестве этнопедагогики. Социальная педагогика – наука и практика создания системы воспитательных мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды. Социальная педагогика как наука появилась во второй половине XX века в связи с развертыванием научно-технической революции и современной урбанизацией. Социальная педагогика интегрирует в себе достижения традиционной и нетрадиционной педагогики, а также социологии, социальной психологии, биологических и антропологических наук, их основные идеи и принципы. Социальная педагогика раскрывает значение конкретных социально-культурных условий среды, их влияние на педагогический процесс. Главные функции социальной педагогики – обобщение накопленного обществом социального опыта, исследование проблемы подготовки человека к жизни в реальных исторических условиях с учетом интересов существования общественных групп. При этом принимаются во внимание ценностные ориентации ребенка, которые формируют семья, школа, среда, а также позиции самой личности как субъекта самосовершенствования и изменения среды. Лечебная педагогика – относительно новая отрасль педагогики, предметом которой является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с недомогающими и больными школьниками. Развиваясь наравне с медициной, эта отрасль педагогики занимается проблемами обучения и лечения в их оптимальном сочетании детей, межнаучными теоретическими обоснованиями, методическими разработками в этой области. Педагогика среднего специального образования. Эта отрасль находится в стадии становления. Она изучает содержание, формы образования и проблемы профессионального воспитания в средних учебных заведениях. Ее теоретические основы развиваются за счет адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики. В виду усиления связей «школа – вуз», «колледж – вуз» интегрируются силы специалистов, разрабатывающих теорию и практику профессиональной подготовки кадров на границе среднего и высшего уровней специального образования. Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы появились такие отрасли, как тендерная педагогика, пренатальная педагогика и др. Все отрасли педагогической науки тесно связаны и направлены на решение общепедагогических и частноотраслевых задач. Иллюстрация связи таких задач представлена в таблице 1.2. Таблица 1.2.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.131.115 (0.007 с.) |