Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология и методы теоретических и прикладных педагогических исследованийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Любое научное исследование, в том числе и педагогическое, опирается на определенную совокупность теорий и концепций, составляющих методологическую основу исследования. Методология – это учение о научном методе познания, система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. В педагогике наиболее адекватным уровню ее теоретического развития является определение методологии как учения о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности (П. И. Пидкасистый). Методологическое знание может выступать в двух основных формах: дескриптивной (описательной) и прескриптивной (нормативной). Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе исследования, а прескриптивная методология направлена на регуляцию деятельности. Дескриптивный анализ представляет собой ретроспективное описание уже осуществленных процессов научного познания, прескриптивный – связан с конструированием и разработкой рекомендаций и правил осуществления научной деятельности Структура методологического знания может быть представлена четырьмя уровнями: философским, общенаучным, конкретно-научным и технологическим. Данная структура имеет иерархический характер, при этом философский уровень является определяющим в формировании научной позиции исследователя и создаваемых им теориях и концепциях. Философский уровень методологии педагогики представлен общими принципами познания и категориальным строем науки в целом. Среди философских направлений наибольшее влияние на развитие педагогических идей оказали неотомизм, позитивизм, прагматизм, материализм и экзистенциализм. Неотомисты утверждали, что наука не способна раскрыть сущность мира и высшая истина постигается только путем приближения к Богу, только «сверхразумом». Поэтому в воспитании подрастающего поколения ведущую роль они отводили религии, считая, что вся система образования должна быть направлена на развитие «досознательного» стремления приблизиться к Богу. Для позитивистов истинным является только то, что получено с помощью количественных методов. Абсолютизируя методы естественных наук, перенося их в область педагогики, неопозитивисты отдают приоритет в процессе обучения не его содержанию а методам познания, считая, что главное – «не знание, а методы их приобретения». В прагматизме, где познание действительности сводится к индивидуальному опыту человека и отрицается наличие объективного научного знания, утверждается, что всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека и полезно для него. Рассматривая вопросы нравственного воспитания, прагматисты утверждали, что человек не должен руководствоваться в своем поведении заранее сформулированными нормами и правилами, а должен вести себя так, как диктует ему данная ситуация и поставленная им цель. Нравственно все, что помогает достижению личного успеха. Педагогика, построенная на методологии диалектического материализма, считает личность объектом и субъектом общественных отношений, предполагает, что ее развитие определено внешними социальными обстоятельствами и природой человеческого организма. Воспитанию отводится решающая роль в развитии личности, а само воспитание рассматривается как сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Важным для этого подхода представляется необходимость рассматривать личность и деятельность в единстве. Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Окружающий мир таков, каким его воспринимает внутреннее я каждого человека. Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Считая, что ценность знаний определяется важностью их для конкретной личности, представители этого научного подхода предлагали учителю предоставлять ученикам полную свободу в освоении этих знаний. Ученик сам должен определять смысл вещей и явлений, при этом ведущую роль, с точки зрения экзистенциалистов, играет не разум, а чувства и вера. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения. Общенаучный уровень методологии педагогики содержит теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин. Универсальным направлением научного анализа является системный (или системно-структурный) подход, который отражает общую связь и взаимообусловленность процессов и явлений окружающей действительности. Согласно этому подходу все, что подлежит изучению, рассматривается как обособленная система, и в ее пределах проводится исследование интересующих качеств и характеристик. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи и развитии. Такой подход в педагогике требует реализации принципа единства педагогической теории и практики. Педагогическая практика является критерием истинности научных знаний и источником новых фундаментальных проблем, требующих теоретического исследования. Теория дает основы для выбора оптимальных и эффективных практических решений, а также разрабатывает новые концепции и модели, нуждающиеся в экспериментальной практической проверке. На основе системного подхода для всех педагогических систем установлены общие свойства: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность. Конкретно-методологический уровень педагогики представлен совокупностью методов и принципов исследования в конкретной специальной научной дисциплине. К числу основных подходов, составляющих этот уровень методологии в педагогике, относят: личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический и аксиологический. Личностный подход – ориентация при конструировании и реализации педагогического процесса на личность как цель, результат и главный критерий его эффективности. Предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития творческого потенциала и способностей человека, создание для этого соответствующих условий. Деятельностный подход – рассмотрение деятельности как основы, средства и решающего условия развития личности. Предполагает необходимость вовлечения детей в разнообразные виды деятельности (познание, труд, общение), организацию полноценной в социальном отношении жизнедеятельности детей в меру их возрастных особенностей и возможностей. Полисубъектный (диалогический) подход – ориентация на то, что сущность человека значительно сложнее и разностороннее, чем его деятельность. Активность личности, ее потребности в саморазвитии происходят в условиях взаимоотношений с другими людьми. Диалог с другим – реальное поле взаимодействия, где эти потребности удовлетворяются. Культурологический подход рассматривает культуру как универсальную характеристику деятельности, социальную среду и направленность ее ценностных типологических особенностей. Этнопедагогический подход проявляется в единстве интернационального, национального и индивидуального. Антропологический подход – системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. Аксиологический подход предполагает рассмотрение человека как высшей цели общества и самоцели общественного развития. С точки зрения аксиологического подхода одна из важнейших задач педагогики – изучение отношения к человеку как субъекту познания, общения и творчества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, рассматривается как основное средство гуманистической сущности человека. Все обозначенные подходы не противоречат друг другу, и для современных педагогических исследований характерно их комплексное использование при анализе существующей образовательной практики и моделировании новых технологий обучения. Технологический уровень методологии педагогики включает в себя методику и технологию педагогических исследований, обеспечивающих получение и анализ достоверного эмпирического материала. Различают фундаментальные и прикладные педагогические исследования. Фундаментальные исследования направлены на создание педагогических концепций и новых моделей развития образовательных систем, а прикладные исследования изучают элементы педагогических систем и содержат обоснование конкретных научно-практических рекомендаций. Каждое педагогическое исследование предполагает формулировку проблемы, объекта, предмета, цели, задач и гипотезы исследования. Актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов являются критериями качества исследования. Актуальность основана на своевременности и необходимости изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики образования. В общем виде актуальность обозначает область расхождения между спросом на научно-практические знания и теми предложениями, которые может предоставить педагогическая наука и практика в настоящее время. Это противоречие между возникшей новой потребностью и недостаточностью средств ее разрешения обычно формулируется как проблема исследования, а ее решение определяется как цель исследования. В качестве объекта исследования выступает то, что содержит в себе противоречие, приводящее к проблемной ситуации (педагогический процесс, область педагогической действительности). Предмет исследования – это часть объекта, наиболее значимые характеристики объекта, которые подлежат непосредственному изучению. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются задачи, которые, как правило, направлены на проверку гипотезы (теоретически обоснованные предположения, истинность которых подлежит проверке). Проведение исследования обычно включает в себя следующие этапы: эмпирический, гипотетический, теоретический (или экспериментально-теоретический) и прогностический. На этих этапах используется система методов научно-практического исследования, которая складывается из собственно педагогических и общенаучных, привлекаемых педагогикой из других наук.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.196 (0.011 с.) |