Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Совесть на разных уровнях сознательности и самопостиженияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Совесть как изначальное нравственное побуждение является врожденной, но соответственно внешнему воздействию она может и развиться, и заглохнуть. Ее необходимо воспитывать, она может (и должна!) воспитываться, потому что все присущее человеку поддается воспитанию. Человек — система открытая и креативная. Воспитание совестливости — это воспитание нравственное. Нравственность — термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину мораль, реже — термину этика. Так же как понятия «этика» в греческом, «мораль» в латинском, русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер) (см.: [6. С. 171]). Это первостепенная задача образования — воспитание нравственности как характера молодого поколения. Обратимся с этих позиций к гуманистической педагогике (в основе которой лежит гуманистическая психология), главной целью которой является самоактуализация личности. Суть актуализации человека — в выявлении своего «идеального Я» и последующем воссоединении своих конкретных чувств, мыслей и поступков с ним. «Идеальное Я» — это тот внутренне-личностный образ, каким человек может стать в результате реализации своих природных и других потенциальных возможностей, но который не всегда известен самому индивиду. В основном все знакомы со своим «реальным Я» — системой представлений о себе, которая формируется у человека в процессе жизнедеятельности и общения. Это «знакомое Я» вполне может идеализироваться, но далеко не быть тем идеальным (в смысле терминально-духовной ценности), каким является не познанное индивидом «Я идеальное». «Я реальное» стремится приблизиться к «Я идеальному», но социум диктует свои условия, и часто человек живет и поступает по правилам не своей сущности, чтобы получить одобрение тех, от кого он зависим. Образование молодой формирующейся личности как процесс становления психических свойств и функций обусловлено взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. По мнению С. Л. Рубинштейна, в процессе взаимодействия человека с миром возникает целый ряд психических явлений, включающихся в это взаимодействие как необходимый компонент, без которого оно в высших формах у человека совершаться не может. Какая-то часть личности подавляется, и зачастую это именно «Я идеальное» как непознанное и непонятое. Возникает гнетущий разлад между внутренними потребностями и внешними поступками человека. Личность становится ущербна и невротична. Стремление к самоактуализации, к саморазвитию, к пониманию и реализации смысла жизни является высшей духовной потребностью, потенциально присущей каждому человеку, но часто не реализованной в действительной жизни человека. Суть гуманистической педагогики — помочь человеку в этом. Невозможно не заметить, как это перекликается с пониманием совести в философии (философии морали): и в том и в другом случае перед нами разновидности человеческого Я и его голос. Однако психотерапевт-практик Р. Ассаджоли, не только признавая двойственность Я, но и считая ее центральной проблемой человеческой жизни, фундаментальным недугом человека, его рабством, утверждал, что «в действительности нет двух "я", двух независимых и обособленных существ. Есть только Я, которое проявляется на разных уровнях сознательности и самопостижения» (курсив Т.Д.) [1.С. 14]. Обратимся к знаменитой «карте внутреннего мира» Р. Ассаджоли.
Карта внутреннего мира человека по Ассаджоли: 1 – низшее бессознательное; 2 – среднее бессознательное; 3 – высшее бессознательное, или сверхсознательное; 4 – поле сознания; 5 – сознательное Я; 6 – высшее Я; 7 – коллективное бессознательное Не будем описывать низшее и среднее бессознательное, а обратимся сразу к тому, что интересует нас в данной теме — двойственности человеческого Я в соотношении с категорией «совесть». Как видим, сознательное Я, то, которое мы в себе осознаем, находится в поле нашего сознания как «непосредственно сознаваемая нами часть нашей личности» (Р. Ассаджоли). А высшее Я находится в области сверхсознания. Сверхсознание — это область, из которой человеку являются «высшие формы интуиции и вдохновения — художественного, философского и научного, – этические "императивы", стремление к человечным и героическим поступкам. Это источник таких высших чувств, как альтруистическая любовь; это источник таланта, а также состояний созерцания, просветления и экстаза. Здесь таятся высшие парапсихические функции и духовные энергии» [1. С. 4]. Получается, что именно здесь базируется человеческая совесть как сердце духа, она есть его высшее Я. И это четко перекликается с позицией А. А. Ухтомского, введшего термин «интуиция совести». Интуиция совести предстоит как «таинственный судящий голос внутри нас, собирающий в себе все источники и порядки ведения, все унаследованные впечатления от жизни рода и предупреждающий особыми волнениями и эмоциями высшего порядка о том, что сейчас делается перед нами» [9. С. 458]. Значит, главная цель гуманной педагогики — самоактуализация личности, являющаяся одновременно и ее практической проблемой — проблемой сознательного воспитания у детей феномена «совесть». Она является не чем иным, как пробуждением природного духа и полагает объективно актуализацию Я человека, вписанного в «карту (его) внутреннего мира». Постоянно заглушая свою совесть, человек самоуничтожается, превращаясь с каждым разом во все более примитивное существо. Воспитание со вести убирает раздвоенность личности, а уничтожение совести порождает деструктивность личности. Исходя из проверенной на практике теории психосинтеза Р. Ассаджоли совесть можно воспитывать вполне сознательно. «Но для того, чтобы это стало возможным, мы должны начинать с центра; мы должны утвердить и наделить силой объединяющий и руководящий Принцип нашей жизни» [1. С. 18]. Таким принципом, «синтезирующим центром» должна стать совесть, вокруг которой (или на основе которой) начнется формирование личности педагога, а вслед за ним и личности им обучаемого. Можно заниматься этим целенаправленно. Это психосинтез, т. е. формирование или перестройка личности вокруг нового центра. Это напряжение внутренних сил, готовность к самоактуализации. Совесть как новообразование будет расти и заполнять все темные уголки сомнений и разочарований, она переструктурирует сознание в духе высокой нравственности, а нравственность переструктурирует окружающую человека среду, а значит, и систему (общество, группу и т. д.), потому что коллективное бессознательное — это действие между человеком и другими людьми, а также окружающей человека психической средой, между которыми постоянно протекают процессы «психического осмоса» (осмос — проникновение раствора через полупроницаемую перегородку, разделяющую растворы разной концентрации). Можно воспитывать силу воли упражнениями и закаливанием и при этом сломаться в критический момент. А можно от раза к разу поступать в согласии со своей совестью и стать сильным как кремень. Следовательно, изо дня в день поступать по совести — это путь от душевного кризиса к высшему Я и, следовательно, самоактуализация личности. Воспитание совестливости — это формирование психического новообразования, которое дает человеку силу и уверенность, чувства радости и свободы. Происходит это от того, что совесть есть свобода от ощущения преодоления земного притяжения самости. В качестве вывода можно сказать: совесть есть системное образование, обладающее многокритериальностью и многофакторностью, это ценность, присущая человеку изначально, которую надо беречь и воспитывать; внутренняя свобода и победа духа над телом; сердце человеческой духовной силы; внутренний камертон, указывающий, где правда, где ложь, где добро, а где зло; демаркационное качество, разделяющее добро и зло. Победа совести — это победа добра в сознательном постижении мира. Живя временными категориями, человек более всего боится времени. Отсюда и разлад с собой. Античное понимание совести, инфантилизм, постмодернизм преходящи, а совесть вечна. И, как все вечное, она постоянно будет «стучаться», пробиваясь к разуму человека, будить его сознание, ибо человек жаждет вечности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.107 (0.009 с.) |