Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция Психологические особенности личности в юношеском возрастеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задачи развития в юношеском возрасте могут быть сгруппированы вокруг двух векторов: формирования социальной зрелости и самосознания. Достижение социальной зрелости – это, с одной стороны, возможность выполнения социальных обязанностей, с другой – принятие ответственности за собственную жизнь, решения и поступки. В период молодости человек впервые вступает в контакт с обществом непосредственно, и его главной задачей становится решение социальных задач: приобретение профессии, определенного социального статуса, создание семьи, т.е. достигается реальное участие в социальной жизни. Для достижения социальной зрелости необходимо первоначально разрешить проблему личностного самоопределения как основную задачу развития данного возраста [7, 61 – 63]. Становление самосознания разворачивается по нескольким направлениям, связанным с этапами построения любовных, дружеских отношений, когда ценность человеческой близости является первостепенной: - открытие собственного внутреннего мира, восприятие своих эмоций не в качестве производных от внешних событий, а как состояния своего Я, индивидуальности, сопровождаемого чувством одиночества; - осознание необратимости времени и конечности своего существования, что заставляет задуматься о смысле жизни, перспективах, целях, реалистичности планов деятельности. Жизненный план охватывает сферу определения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и собственного места в жизни, осознание которого есть важный элемент самосознания; - формирование целостного представления о себе и самоотношения, которое вырабатывается на основе оценки собственного тела, привлекательности, впоследствии дополняясь морально-психологическими, интеллектуальными и волевыми качествами. Самооценки обычно отличаются противоречивостью, и самоуважение формируется постепенно как обобщенное отношение к себе по достигаемым в разных видах деятельности результатам. - осознание и формирование отношения к сексуальности, сопровождаемое потребностью в духовной близости и взаимопонимании. Особенности эмоциональной сферы в юношеском возрасте характеризуются достаточной устойчивостью и осознанностью, дифференцированностью эмоциональных состояний и способов их выражения, повышением самоконтроля и саморегуляции. Общая эмоциональная направленность личности отражает закрепление в иерархии ценностей определенных переживаний. Так, отмечается достаточно точное выражение чувств и настроений, равно, как и их сокрытие, и регулирование, маскируемые противоположными по содержанию эмоциональными проявлениями. Желательно стимулировать в данном возрастном периоде все эмоциональные возможности человека, поскольку происходит закладка фундамента эмоциональной жизни человека в последующие годы жизни – юношеская горячность как выразительная характеристика эмоциональности является нормой. К особенностям юношеских эмоций можно отнести не только переживание предметных чувств, направленных на определенное событие, лицо, явление, но и формирование обобщенных чувств – чувства прекрасного, чувства трагического, чувства юмора, отражающих мировоззренческие личностные установки. В свою очередь, развитие предметных чувств способствует формированию устойчивых эмоциональных отношений как эмоциональных констант (по [7, 71]). В ранней юности отмечается идеализация дружбы и друзей, поскольку потребность в самораскрытии перевешивает интерес к раскрытию внутреннего мира другого человека, поэтому друг часто не выбирается, а придумывается. Так как эмоциональное голодание весьма реально в данном возрасте, то оно часто выражается в форме скуки и тоски, потребность же в эмоциональном насыщении главным образом удовлетворяется в процессе достижения разнообразных целей. Мечта о любви выражает потребность в глубоком эмоциональном контакте, душевной близости и интимности, понимании и самораскрытии, также любовь в юности подразумевает большую степень интимности и включает в себя дружбу. Структура самосознания включает умение выбора профессии, общего стиля жизни, конкретных задач на перспективу, создания семьи, коррекции ценностных ориентаций в связи с новым возрастным статусом и жизненными планами [7, 81 – 86]. Наиболее сильно в юности меняется отношение к своей фамилии как общесемейному имени – она становится знаком принадлежности к роду, связующим звеном с живущими или уже ушедшими из жизни родственниками: она становится объектом оценивания независимо от имеющихся знаний об обстоятельствах ее получения и толкования. Так, называние по фамилии употребляется не только в официальных ситуациях, но и в дружеских компаниях как знак особой близости. Ситуации смены фамилии, связанные с браком, иногда переживаются болезненно, т.к. символически воспринимаются как смена семейного рода. Уязвимым и важным становятся притязание на профессиональный успех, способность к созданию значимого, поэтому для многих молодых людей особый характер приобретает возможность самопредъявления с помощью успеваемости, участия в конкурсах, олимпиадах, чемпионатах и т.д. При оценивании других людей на первый план чаще выступают человеческие качества, а не внешние данные. Кроме того, остается важным признание в сфере межличностных отношений, в особенности признание индивидуальности другими людьми. Поскольку активен процесс формирования новой, взрослой идентичности, необходимым становится ее признание значимыми взрослыми, и большая часть межличностных конфликтов происходит в случаях, когда взрослые не принимают во внимание новую, взрослую идентичность молодых людей. Наиболее важная особенность восприятия времени в юности есть изменение отношения к настоящему и будущему. Юность – это последний возраст, когда у части молодых людей остается желание стать старше, остальные хотели бы подольше побыть в настоящем, или с некоторой ностальгией думают о прошлом. В юности впервые происходит осмысление собственного возраста, появляются вопросы к самому себе, касающиеся времени прожитой жизни. В отличие от подростков и их устремленности в будущее особую значимость приобретает настоящее. Сохраняется и становится особой формой жизни в настоящем потребность обращаться к будущему. Размышления о будущем, его идеальный образ во многом определяют основные формы активности в настоящем, направленные на обеспечение жизненного успеха. Для части молодых людей это обучение в вузе, работа по специальности как создание предпосылок профессионального успеха. У тех молодых людей, для которых жизненный успех связывается с семейной жизнью, происходит активный поиск семейного партнера. Для многих молодых людей переход к указанному восприятию взаимосвязи между настоящим и будущим сопровождается внутренним конфликтом, содержание которого определяет необходимость выбора между желанием жить настоящим, получением удовольствия от богатых возможностей юности и мыслями о построении карьеры, профессиональном росте, создании семьи. Данный внутренний конфликт усиливают принятые в обществе представления о юности и студенческих годах как о самом счастливом жизненном этапе, с одной стороны, и самом важном для будущего профессионального роста – с другой. Представляется, что молодой человек в это время должен одновременно получить удовольствия вперед и обеспечить предпосылки будущего благосостояния и профессионального успеха [7, 83]. Если молодой человек оказывается не в состоянии осуществить выбор между жизнью в настоящем и направленностью в будущее, возможно либо полное пренебрежение интересами будущего в различных формах (вплоть до ухода в наркотическую и другие жизнеопасные формы аддикций), либо – абсолютное лишение радостей в настоящем (уход в учебу и построение карьеры). Достижение гармонии между ориентацией на будущее и умением жить в настоящем, однако, необходимо и на протяжении последующей жизни, поэтому осмыслению этого важного вопроса педагогам высшей школы следует уделить особое внимание. Отношение к прошлому также подлежит трансформации: проявляется интерес к собственному детству со стремлением к его анализу: вместо подросткового отрицания в себе детских черт из-за стремления казаться взрослее, появляется их принятие. Полная уверенность во взрослости, формирование взрослой идентичности дают возможность открытого проявления «внутреннего ребенка». Другой особенностью юношества, помимо изменения отношения ко времени, является реальное осознание конечности бытия, смерть для подростков существует преимущественно в воображении, окончательное понимание неизбежности собственной смерти появляется именно в юношеские годы. Кроме того, молодые люди сразу после окончания школы получают множество прав, которые не возможно реально использовать. Субъективно кажется, что обязанности вообще перестали существовать, хотя объективно происходит снижение количества, выполнение которых строго контролируется авторитетными взрослыми. Поэтому проявляется выраженное переживание чувства свободы и стремление различным образом экспериментировать со своими правами [7, 84]. Важная задача и сложность данного периода состоит в научении действовать в соответствии с интериоризированными обязанностями, что выглядит как возможность выполнять необходимое с опорой на внутренний, а не на внешний контроль. Данная возможность появляется на основе понимания приоритета обязанностей человека перед его правами. Также для юности важным является осознание и принятие обязанностей перед самим собой как принятие ответственности за собственную жизнь – осознания факта, что личный выбор является предпосылкой тех или иных жизненных событий, понимания причинно-следственной связи. Появление ответственности за свою жизнь есть необходимая предпосылка и одновременно возможность принятия ответственности за другого человека. По мнению Э. Фромма, умение принять ответственность за другого – необходимая составляющая любви. Быть ответственным – это добровольная потребность отвечать и заботиться о другом на основе достижения собственной независимости и возможности «стоять на ногах» без посторонней помощи (по [7, 85]). Однако при принятии ответственности за другого может появиться искушение переделать, переучить его в соответствии с собственными желаниями и требованиями, поэтому необходимо научиться позволять человеку быть таким, каким хочет он. Самый сложный и многоаспектный формирующийся в юности структурный компонент самосознания – половая идентификация. Половое созревание у женщин завершается примерно к 20, у мужчин – к 25 годам. К этому времени окончательно закрепляются физиологические преобразования, начавшиеся в пубертатном периоде, а сексологическое созревание частично продолжается всю жизнь по мере накопления опыта межполовых отношений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.34.237 (0.007 с.) |