ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории



 

Педагогика – наука о воспитании, о воспитательных отношениях, возникающих в процессе воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

Объект педагогики– человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.

Педагогическая система – это совокупность взаимодействующих и взаимозависимых компонентов, образующих устойчивую структуру, которая включает в себя:

­ цель, задачи и результаты функционирования системы;

­ содержание воспитания;

­ средства, формы и методы воспитательного воздействия;

­ субъект и объект воспитания;

­ условия воспитания.

Каждая страна имеет разветвленную систему воспитания, в которую входят:

­ учебные заведения (дошкольные, школьные, средние специальные, высшие);

­ внешкольные и общественные учреждения;

­ трудовые коллективы;

­ неформальные объединения;

­ религиозные объединения;

­ специальные учреждения.

Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Педагогика исследует следующие проблемы:

­ изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание;

­ определение целей воспитания;

­ разработка содержания воспитания;

­ исследование и разработка методов воспитания.

Чтобы понимать язык науки необходимо знать ее категории.

Категория (от греч. – высказывание, признак) – научное понятие, выражающее наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности.

Основные категории педагогики:

Воспитание – 1) в широком социальном это функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей и школой; 2) в узком, педагогическом смысле специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности; 3) передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производственному труду.

Обучение – это специально организованный, целенапрвленный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на усвоение знаний, навыков, умений, формирование мировоззрения.

Образование – это объем систематизированных знаний, навыков, умений, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Это результат обучения и воспитания, отражающий уровень общей подготовки человека, итог усвоения им определенной суммы знаний.

Самовоспитание – это процесс работы над собой. Возможности самовоспитания зависят от возраста человека, типа общественных отношений, уровня развития общества, уровня воспитанности человека.

Формирование– это процесс становления человека как социального существа под воздействием различных факторов.

Развитие– это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека.

Педагогический процесс – это учебно-воспитательный процесс, организованный в целом в соответствии с требованиями педагогической науки учебно-воспитательный процесс в целом (деятельность педагогов и воспитанников – воспитание, деятельность преподавателей и учащихся – обучение и образование).

Отрасли педагогической науки:

1. История педагогики (рассматривает исторический аспект процесса воспитания).

2. Общая педагогика: общие основы, дидактика, теория воспитания, школоведение (базовая научная дисциплина, изучающая закономерности воспитания человека).

3. Возрастная педагогика: дошкольная, школьная, педагогика высшей школы (изучает закономерности воспитания подрастающего человека с учетом возраста).

4. Прикладные отрасли: военная педагогика, спортивная педагогика, семейная педагогика, пенитенциарная педагогика (исследует закономерности воспитания людей, совершивших преступление) и т.д.

5. Коррекционная (специальная) педагогика (изучает людей с отклонениями, задержками развития). Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых - тифлопедагогика, умственно-отсталых – олигофренопедагогика.

6. Частные и предметные методики рассматривают закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.

Связь педагогики с другими науками

 

Педагогика, как и любая паука, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками.

Фундамент педагогики – философия. Философия позволяет определить критерии и разработать принципы, позволяющие выявить суть предмета и методов воспитания. Философские науки (социология, этика и др.) помогают педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учесть действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, а также снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым, помогая корректировать направленность воспитания.

Наиболее тесные и непосредственные связи у педагогики с физиологией и психологией.

Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека, развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Психологию главным образом интересует само развитие психики, а педагогику – эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к изменениям во внутреннем мире и поведении человека.

Очевидны связи педагогики с историей и литературой, географией, астрономией, медициной и экологией, экономикой и т.д. Человек, сфера его обитания, его жизнь, условия развития интересуют педагогов профессионально, помогая постичь предмет педагогики во всех его связях.

В последние десятилетия достигнуты ощутимые успехи в ряде областей педагогики, прежде всего в разработке новых технологий обучения. Но развитие педагогической науки не обеспечивает автоматически качество воспитания. Слишком неоднозначными оказываются реальные достижения воспитателей: в одном случае они обусловлены глубокими знаниями и умением применять педагогическую теорию, в другом – высоким мастерством воспитателя, искусством педагогического воздействия, чутьем и интуицией.

Педагогика не только наука, но и целое искусство. Как искусство, она кроме знаний требует желания, способностей и наклонностей. Главное – подлинная увлеченность, человечность, высокий уровень профессионализма и мастерства, заинтересованность воспитателей в судьбах своих воспитанников.

Исправительная (пенитенциарная) педагогика как отрасль

Педагогической науки

 

Специфика осуществления воспитательного воздействия в условиях отбывания наказания (особенно лишения свободы) и исключительно высокая степень социально-нравственной деформации личности осужденных обусловили необходимость выделения из общей педагогики самостоятельной отрасли - исправительной (пенитенциарной) педагогики. Она возникла в 60-е годы XX в., так как встала задача не только карать и изолировать преступников, но и добиваться в процессе исполнения наказания их нравственной переориентации.

Объект пенитенциарной педагогики – педагогическая система исправительных учреждений (исправительные колонии, колонии-поселения, воспитательные колонии, тюрьмы, СИЗО).

В педагогическую систему исправительных учреждений (далее – ИУ) входят следующие элементы: режим, обучение осужденных, воспитательная работа, общественно-полезный труд, общественное воздействие.

Предмет пенитенциарной педагогики - закономерности воспитания и особенности их проявления в рамках исполнения уголовного наказания как меры государственного принуждения.

Задачи пенитенциарной педагогики:

1. Изучать все элементы педагогической системы в их взаимосвязи и взаимозависимости.

2. Вскрывать и объяснять закономерности воспитательного процесса в ИУ.

3. Описывать педагогические явления в местах лишения свободы или ограничения свободы.

4. Прогнозировать развитие педагогической системы в органах, исполняющих наказание.

5. Исследовать воспитательный процесс, его содержание, средства, формы и методы воздействия, условия его протекания, объект и субъект воспитания в многообразной системе отношений, возникающих в процессе жизни и деятельности осужденных, в профессиональной деятельности руководителей, воспитателей.

Основные категории пенитенциарной педагогики:

1. Исправление – это формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, стимулирование правопослушного поведения.

2. Воспитательная работа. Понятие «воспитательная работа с осужденными» раскрывается в ст. 109 УИК РФ. Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности, характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений.

В ст. 110 УИК РФ определены формы и направления воспитательной работы.

Понятие «формы воспитания» используется для определения характера воспитательного взаимодействия, обусловленного числом участников. Выделяют массовую, групповую и индивидуальную формы воспитания.

 

 

массовая наименее персонифицирована, объектом воздействия является масса людей, которые могут быть и не объединены непосредственными формами общения коллективные трудовые дела, праздники, вечера, собрания, диспуты, олимпиады, смотры художественного творчества, выставки, спортивные и трудовые соревнования и др.
групповая частично персонифицирована, объектом является группа осужденных и личность в группе трудовые объединения, художественно-творческие объединения, клубы по интересам, общественные объединения и организации и др.
индивидуальная Составляет основу индивидуально-воспитательной работы, применяется на всех этапах педагогического процесса в ИУ общественные поручения, индивидуальная творческая и трудовая деятельность, индивидуальная программа самовоспитания и др.

 

Направления воспитательной работы: нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное.

3. Исправительно-воспитательный процесс – это деятельность воспитателей и осужденных, вся система внешних воздействий, ими применяемая.

Педагогический процесс организуется в различных учреждениях общества, к которым относятся и исправительные учреждения.

Объектами воспитательной системы органов, исполняющих наказания, являются осужденные, группы осужденных. Субъектами – воспитатели, коллективы сотрудников, администрация, представители общественности.

Цель исправительного учреждения – формирование социально одобряемого поведения у осужденных, т.е. воспитание правопослушного гражданина.

Связь пенитенциарной педагогики с другими науками: философией, общей педагогикой, психологией, физиологией, социологией и др.

Воспитатель не может успешно воздействовать на воспитуемого без учета особенностей его внутреннего мира, специфики влияния на него среды, поскольку каждое психическое явление может в той или иной мере выступать в качестве регулятора поведения человека.

Пенитенциарная педагогика использует данные уголовно-правовой социологии, позволяющие прослеживать динамику преступности в стране, своевременно замечать изменения в контингенте осужденных, видеть тенденции в таких изменениях и своевременно вносить коррективы в организацию и содержание воспитательной работы в ИУ.

Применение основных положений науки управления позволяет рассматривать исправление осужденных как управляемый процесс и выявлять основные условия повышения его эффективности.

Пенитенциарная педагогика в свою очередь поставляет полученные ею результаты педагогических исследований и обобщения практики деятельности ИУ по исправлению осужденных, данные конкретной экономики уголовно-исправительному праву и другим наукам.

Таким образом, связи пенитенциарной педагогики с другими пауками многочисленны и носят двусторонний характер. От интенсивности этих связей, творческого и системного использования достижений других наук зависит успех развития исправительной педагогики.

Пенитенциарная педагогика является наукой, интегрирующей знания об осужденном в процессе его изменения в местах лишения свободы.

В задачу курса "Пенитенциарная педагогика" входит изучение не самих этих отношении, а их педагогического, воспитательного потенциала, их проявления на уровне межличностных отношении, основу которых, их материальную субстанцию, как раз и составляют экономические, идеологические, правовые, этнические отношения. Посредством данных отношений и реализуются ценностные ориентиры, традиции и нормы поведения личности в действительности, в окружающей микро- и макросреде.

Литература:

1. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996.

2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: – Учеб. пособие. – М.: "Школа - Пресс", 1998.

3. Константинов Н.А. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.

4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогике. – М., 1981.

5. Психолого-педагогический словарь / Сост. В.А. Мижериков, Ред. П.И. Пидкасистый. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

 
 


ЛЕКЦИЯ 2 ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

  Педагогика одновременно является и прикладной, и теоретической наукой. Как теоретическая наука педагогика устанавливает определенные законы воспитания, образования и обучения. Как прикладная наука она использует закономерности в повседневной практической работе. Н.К. Гончаров

Одна из главных задач педагогики – открытие и исследование закономерностей педагогического процесса, которые выполняют логическую функцию в познании, обеспечивая систематизацию научных знаний, превращение их в педагогическую теорию. Изучение закономерностей педагогического процесса необходимо для более глубокого проникновения в сущность воспитания, обеспечения научных основ управления педагогическим процессом.

Изучение исправления осужденных предполагает определение системы закономерностей, вскрывающих его существенные связи и отношения. Эти закономерности являются методологической основой при определении системы принципов, средств, направлений, форм и методов организации педагогического процесса в ИУ. При изучении системы закономерностей и принципов исправления осужденных следует исходить из логики процесса воспитания, определяемого как взаимодействие внешних и внутренних факторов развития личности.

Объективные закономерности педагогического процесса реализуются через сознательную деятельность субъекта и объекта воспитания, но это не лишает их объективного характера. Именно с этих позиций следует рассматривать и систему принципов исправления осужденных, в основе которых лежат объективные связи и зависимости, определенные на уровне их субъективного осознания и определяющие деятельность воспитателей.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.013 с.)