Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории



 

Педагогика – наука о воспитании, о воспитательных отношениях, возникающих в процессе воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

Объект педагогики – человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.

Педагогическая система – это совокупность взаимодействующих и взаимозависимых компонентов, образующих устойчивую структуру, которая включает в себя:

­ цель, задачи и результаты функционирования системы;

­ содержание воспитания;

­ средства, формы и методы воспитательного воздействия;

­ субъект и объект воспитания;

­ условия воспитания.

Каждая страна имеет разветвленную систему воспитания, в которую входят:

­ учебные заведения (дошкольные, школьные, средние специальные, высшие);

­ внешкольные и общественные учреждения;

­ трудовые коллективы;

­ неформальные объединения;

­ религиозные объединения;

­ специальные учреждения.

Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Педагогика исследует следующие проблемы:

­ изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание;

­ определение целей воспитания;

­ разработка содержания воспитания;

­ исследование и разработка методов воспитания.

Чтобы понимать язык науки необходимо знать ее категории.

Категория (от греч. – высказывание, признак) – научное понятие, выражающее наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности.

Основные категории педагогики:

Воспитание – 1) в широком социальном это функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей и школой; 2) в узком, педагогическом смысле специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности; 3) передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производственному труду.

Обучение – это специально организованный, целенапрвленный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на усвоение знаний, навыков, умений, формирование мировоззрения.

Образование – это объем систематизированных знаний, навыков, умений, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Это результат обучения и воспитания, отражающий уровень общей подготовки человека, итог усвоения им определенной суммы знаний.

Самовоспитание – это процесс работы над собой. Возможности самовоспитания зависят от возраста человека, типа общественных отношений, уровня развития общества, уровня воспитанности человека.

Формирование – это процесс становления человека как социального существа под воздействием различных факторов.

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека.

Педагогический процесс – это учебно-воспитательный процесс, организованный в целом в соответствии с требованиями педагогической науки учебно-воспитательный процесс в целом (деятельность педагогов и воспитанников – воспитание, деятельность преподавателей и учащихся – обучение и образование).

Отрасли педагогической науки:

1. История педагогики (рассматривает исторический аспект процесса воспитания).

2. Общая педагогика: общие основы, дидактика, теория воспитания, школоведение (базовая научная дисциплина, изучающая закономерности воспитания человека).

3. Возрастная педагогика: дошкольная, школьная, педагогика высшей школы (изучает закономерности воспитания подрастающего человека с учетом возраста).

4. Прикладные отрасли: военная педагогика, спортивная педагогика, семейная педагогика, пенитенциарная педагогика (исследует закономерности воспитания людей, совершивших преступление) и т.д.

5. Коррекционная (специальная) педагогика (изучает людей с отклонениями, задержками развития). Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых - тифлопедагогика, умственно-отсталых – олигофренопедагогика.

6. Частные и предметные методики рассматривают закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.

Связь педагогики с другими науками

 

Педагогика, как и любая паука, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками.

Фундамент педагогики – философия. Философия позволяет определить критерии и разработать принципы, позволяющие выявить суть предмета и методов воспитания. Философские науки (социология, этика и др.) помогают педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учесть действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, а также снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым, помогая корректировать направленность воспитания.

Наиболее тесные и непосредственные связи у педагогики с физиологией и психологией.

Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека, развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Психологию главным образом интересует само развитие психики, а педагогику – эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к изменениям во внутреннем мире и поведении человека.

Очевидны связи педагогики с историей и литературой, географией, астрономией, медициной и экологией, экономикой и т.д. Человек, сфера его обитания, его жизнь, условия развития интересуют педагогов профессионально, помогая постичь предмет педагогики во всех его связях.

В последние десятилетия достигнуты ощутимые успехи в ряде областей педагогики, прежде всего в разработке новых технологий обучения. Но развитие педагогической науки не обеспечивает автоматически качество воспитания. Слишком неоднозначными оказываются реальные достижения воспитателей: в одном случае они обусловлены глубокими знаниями и умением применять педагогическую теорию, в другом – высоким мастерством воспитателя, искусством педагогического воздействия, чутьем и интуицией.

Педагогика не только наука, но и целое искусство. Как искусство, она кроме знаний требует желания, способностей и наклонностей. Главное – подлинная увлеченность, человечность, высокий уровень профессионализма и мастерства, заинтересованность воспитателей в судьбах своих воспитанников.

Исправительная (пенитенциарная) педагогика как отрасль

Педагогической науки

 

Специфика осуществления воспитательного воздействия в условиях отбывания наказания (особенно лишения свободы) и исключительно высокая степень социально-нравственной деформации личности осужденных обусловили необходимость выделения из общей педагогики самостоятельной отрасли - исправительной (пенитенциарной) педагогики. Она возникла в 60-е годы XX в., так как встала задача не только карать и изолировать преступников, но и добиваться в процессе исполнения наказания их нравственной переориентации.

Объект пенитенциарной педагогики – педагогическая система исправительных учреждений (исправительные колонии, колонии-поселения, воспитательные колонии, тюрьмы, СИЗО).

В педагогическую систему исправительных учреждений (далее – ИУ) входят следующие элементы: режим, обучение осужденных, воспитательная работа, общественно-полезный труд, общественное воздействие.

Предмет пенитенциарной педагогики - закономерности воспитания и особенности их проявления в рамках исполнения уголовного наказания как меры государственного принуждения.

Задачи пенитенциарной педагогики:

1. Изучать все элементы педагогической системы в их взаимосвязи и взаимозависимости.

2. Вскрывать и объяснять закономерности воспитательного процесса в ИУ.

3. Описывать педагогические явления в местах лишения свободы или ограничения свободы.

4. Прогнозировать развитие педагогической системы в органах, исполняющих наказание.

5. Исследовать воспитательный процесс, его содержание, средства, формы и методы воздействия, условия его протекания, объект и субъект воспитания в многообразной системе отношений, возникающих в процессе жизни и деятельности осужденных, в профессиональной деятельности руководителей, воспитателей.

Основные категории пенитенциарной педагогики:

1. Исправление – это формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, стимулирование правопослушного поведения.

2. Воспитательная работа. Понятие «воспитательная работа с осужденными» раскрывается в ст. 109 УИК РФ. Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности, характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений.

В ст. 110 УИК РФ определены формы и направления воспитательной работы.

Понятие «формы воспитания» используется для определения характера воспитательного взаимодействия, обусловленного числом участников. Выделяют массовую, групповую и индивидуальную формы воспитания.

 

 

массовая наименее персонифицирована, объектом воздействия является масса людей, которые могут быть и не объединены непосредственными формами общения коллективные трудовые дела, праздники, вечера, собрания, диспуты, олимпиады, смотры художественного творчества, выставки, спортивные и трудовые соревнования и др.
групповая частично персонифицирована, объектом является группа осужденных и личность в группе трудовые объединения, художественно-творческие объединения, клубы по интересам, общественные объединения и организации и др.
индивидуальная Составляет основу индивидуально-воспитательной работы, применяется на всех этапах педагогического процесса в ИУ общественные поручения, индивидуальная творческая и трудовая деятельность, индивидуальная программа самовоспитания и др.

 

Направления воспитательной работы: нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное.

3. Исправительно-воспитательный процесс – это деятельность воспитателей и осужденных, вся система внешних воздействий, ими применяемая.

Педагогический процесс организуется в различных учреждениях общества, к которым относятся и исправительные учреждения.

Объектами воспитательной системы органов, исполняющих наказания, являются осужденные, группы осужденных. Субъектами – воспитатели, коллективы сотрудников, администрация, представители общественности.

Цель исправительного учреждения – формирование социально одобряемого поведения у осужденных, т.е. воспитание правопослушного гражданина.

Связь пенитенциарной педагогики с другими науками: философией, общей педагогикой, психологией, физиологией, социологией и др.

Воспитатель не может успешно воздействовать на воспитуемого без учета особенностей его внутреннего мира, специфики влияния на него среды, поскольку каждое психическое явление может в той или иной мере выступать в качестве регулятора поведения человека.

Пенитенциарная педагогика использует данные уголовно-правовой социологии, позволяющие прослеживать динамику преступности в стране, своевременно замечать изменения в контингенте осужденных, видеть тенденции в таких изменениях и своевременно вносить коррективы в организацию и содержание воспитательной работы в ИУ.

Применение основных положений науки управления позволяет рассматривать исправление осужденных как управляемый процесс и выявлять основные условия повышения его эффективности.

Пенитенциарная педагогика в свою очередь поставляет полученные ею результаты педагогических исследований и обобщения практики деятельности ИУ по исправлению осужденных, данные конкретной экономики уголовно-исправительному праву и другим наукам.

Таким образом, связи пенитенциарной педагогики с другими пауками многочисленны и носят двусторонний характер. От интенсивности этих связей, творческого и системного использования достижений других наук зависит успех развития исправительной педагогики.

Пенитенциарная педагогика является наукой, интегрирующей знания об осужденном в процессе его изменения в местах лишения свободы.

В задачу курса "Пенитенциарная педагогика" входит изучение не самих этих отношении, а их педагогического, воспитательного потенциала, их проявления на уровне межличностных отношении, основу которых, их материальную субстанцию, как раз и составляют экономические, идеологические, правовые, этнические отношения. Посредством данных отношений и реализуются ценностные ориентиры, традиции и нормы поведения личности в действительности, в окружающей микро- и макросреде.

Литература:

1. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996.

2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: – Учеб. пособие. – М.: "Школа - Пресс", 1998.

3. Константинов Н.А. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.

4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогике. – М., 1981.

5. Психолого-педагогический словарь / Сост. В.А. Мижериков, Ред. П.И. Пидкасистый. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

 
 


ЛЕКЦИЯ 2 ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

  Педагогика одновременно является и прикладной, и теоретической наукой. Как теоретическая наука педагогика устанавливает определенные законы воспитания, образования и обучения. Как прикладная наука она использует закономерности в повседневной практической работе. Н.К. Гончаров

Одна из главных задач педагогики – открытие и исследование закономерностей педагогического процесса, которые выполняют логическую функцию в познании, обеспечивая систематизацию научных знаний, превращение их в педагогическую теорию. Изучение закономерностей педагогического процесса необходимо для более глубокого проникновения в сущность воспитания, обеспечения научных основ управления педагогическим процессом.

Изучение исправления осужденных предполагает определение системы закономерностей, вскрывающих его существенные связи и отношения. Эти закономерности являются методологической основой при определении системы принципов, средств, направлений, форм и методов организации педагогического процесса в ИУ. При изучении системы закономерностей и принципов исправления осужденных следует исходить из логики процесса воспитания, определяемого как взаимодействие внешних и внутренних факторов развития личности.

Объективные закономерности педагогического процесса реализуются через сознательную деятельность субъекта и объекта воспитания, но это не лишает их объективного характера. Именно с этих позиций следует рассматривать и систему принципов исправления осужденных, в основе которых лежат объективные связи и зависимости, определенные на уровне их субъективного осознания и определяющие деятельность воспитателей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 5516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.143.119 (0.026 с.)