Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По проблемам воспитания осужденныхСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
После ликвидации в 1956 году исправительно-трудовых лагерей, как не обеспечивающих решение воспитательных задач, основным типом исправительных учреждений стали колонии, деятельность которых регламентировалась Положением об ИТК и тюрьмах (1958 г.). В это же время произошли структурные преобразования как в аппаратах управления, так и в самих колониях. Основной структурной единицей общностей осужденных становился отряд во главе с воспитателем – начальником отряда. В 1958 –1960 гг. состоялся ряд всесоюзных и региональных конференций и совещаний, на которых были подчеркнуты положительные моменты в функционировании отрядной системы и определены меры повышения ее эффективности. Введение отрядной структуры в ИТУ и безналичного расчета с осужденными позволило быстро и эффективно вести борьбу с воровскими группировками в колониях. Обмен мнениями по организации воспитательного процесса в новых условиях, дискуссии и теоретические конференции, которые периодически стали проводиться Главным управлением мест заключения начиная с 1958 года, активизировали поиск теоретического обоснования воспитательной работы с осужденными, возродили и подняли на более высокий уровень педагогическую науку. В этот период процесс педагогизации деятельности администрации ИТУ получил новый импульс, так как в работе колонии на первый план выдвинулось фактическое исправление и воспитание осужденных путем утверждения четкого режима, комплекса мер воспитательного характера, обучения в школе и профтехучилище, воспитание на основе общественно-полезного труда. На этой базе обеспечивалось и выполнение производственных планов и заданий. Большую работу в это время вели политические отделы мест заключения: ежегодно проводились научно-практические конференции в центре (Москва) и на местных (в республиках, краях, областях), создались методические советы и методические кабинеты. В 1960–61 учебном году исправительно-трудовая педагогика впервые была включена как научная дисциплина в учебные планы Высшей школы МВД СССР и специальных средних учебных заведений МВД союзных республик. В последующие годы актуальные проблемы исправительной педагогики стали включаться в программы курсов по повышению квалификации работников исправительных учреждений, получили развитие практика обучения сотрудников на местах основам педагогических знаний с привлечением преподавателей педагогических институтов и университетов, учителей общеобразовательных школ при учреждениях. В конце 50-х годов XX в. широко развернулось шефство над исправительными учреждениями. В конце 50-х – начале 60-х годов главным содержанием деятельности шефов являлось оказание помощи администрации в создании и укреплении производственной базы для организации труда осужденных, однако впоследствии шефская помощь стала более разнообразной, а представители общественности стали принимать активное участие и в воспитательном процессе. В 1960 году был создан Методический совет при ГУМЗ МВД РСФСР, а затем и в других республиках. Перед ними ставилась задача обобщения и распространения опыта исправления осужденных, внесения рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование воспитательного процесса, сбора информации о наиболее эффективных приемах и методах воспитательной работы. На протяжении 60-х годов большое внимание уделялось повышению квалификации воспитателей исправительных учреждений, росту их служебного мастерства, поиску наиболее приемлемых форм и методов обучения. В решении этой проблемы важную роль сыграл журнал «К новой жизни», который начал издаваться с 1960 года. Уделялось внимание восстановлению самодеятельных организаций осужденных, созданные советы актива и их массовые секции стали играть положительную роль, содействуя администрации в укреплении дисциплины и порядка. Для осужденных вновь открылись общеобразовательные школы, что позволило привлечь к воспитательной работе с осужденными педагогов-профессионалов. Во многих колониях были созданы профессионально-технические училища или их филиалы. В 1965 году при Всесоюзном научно-исследовательском институте охраны общественного порядка МООП РСФСР (в настоящее время – НИИ МВД РФ) был создан отдел по проблемам исправления и воспитания осужденных, который внес заметный вклад в решение поставленной перед ним задачи – повышение эффективности исполнения уголовных наказаний. Названные меры по совершенствованию деятельности исправительных учреждений в последующем проявились в ряде тенденций, которые присущи воспитательному процессу и в настоящее время. Назовем основные из них. Педогогизация воспитательной деятельности. В Основах исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик (1969 г.) были обозначены задачи и формы психолого-педагогических методов и приемов в воспитательной работе с осужденными, исходя из чего создавались условия для внедрения в практику учреждений новейших достижений педагогики и психологии. Воспитание в коллективе и через коллектив. С конца 50-х–начала 60-х годов XX в. данная идея развивалась на новой качественной основе. При этом широко использовался опыт А.С. Макаренко, в наиболее полном виде воплотившийся в вологодском опыте перевоспитания осужденных, распространение идей которого оказало большое воздействие на массовую практику в 60-70-е годы. Использование полезной инициативы и самодеятельности осужденных для достижения основной цели ИУ. С введением отрядной системы самодеятельные организации приобрели четкую организационную структуру, были определены их задачи и закреплен порядок руководства ими со стороны администрации исправительных учреждений, их деятельность получила закрепление в нормах права. Участие общественности в деятельности исправительных учреждений. Советская общественность и трудовые коллективы промышленных предприятий и учреждений принимали активное участие в решении задач воспитательного процесса, в закреплении результатов исправительного воздействия. Укрепление материальной базы исправительных учреждений. Это позволило организовать воспитательный процесс в полном соответствии с требованиями исправительно-трудового законодательства. Открылись широкие возможности для приобретения осужденными специальностей, позволявших им найти свое место в общественном производстве после освобождения, закрепиться на свободе. Укрепление кадров исправительных учреждений и постоянное повышение их профессионального мастерства. Постоянно шел приток новых кадров в учреждения из числа выпускников средних и высших учебных заведений, представителей трудовых коллективов. В настоящее время ведется плановая подготовка и переподготовка кадров для исправительных учреждений в школах МВД РФ, в Институте повышения квалификации руководящих работников исправительных учреждений (Домодедово) и в Академии МВД РФ. В учреждениях Горьковской и Кемеровской областей проводилась экспериментальная работа по введению и отработке строго регламентированного внутреннего распорядка, начатая в конце 60-х годов. Развивались различные формы шефской работы в учреждениях Ивановской области. Уделялось внимание стабилизации отрядов, организации самовоспитания осужденных. Все это способствовало выделению исправительной педагогики в самостоятельную отрасль науки, имеющую собственный четко определенный объект и предмет исследования. Таким образом, в 60-70-е годы XX в. как на практике, так и в теории воспитания осужденных был накоплен определенный позитивных опыт. Однако застойные явления в жизни нашего общества на рубеже 70-80-х годов находили свое непосредственное проявление и в практической деятельности исправительных учреждений. Несмотря на искусственно форсируемый курс по ограничению лишения свободы, колонии были переполнены, не хватало рабочих мест, что существенно осложняло применение в этих условиях воспитательных мер, базирующихся на принципах исправительной педагогики. Субъективное видение отдельными руководящими должностными лицами путей повышения эффективности процесса исправительного воздействия, не опирающееся на предшествующую педагогическую практику и игнорирующее результаты научных исследований последнего десятилетия, нанесло значительный ущерб воспитательному процессу. Локализация осужденных внутри колоний, перестройка в отрядном звене, оказавшаяся неэффективной, и работа по зачету рабочих дней, когда не учитывалась степень общественной активности осужденных, и ряд других нововведений привели к тому, что значительное число сотрудников отошло от непосредственного участия в воспитательном процессе, эффективность самодеятельных общественных формирований осужденных стала весьма низкой, начали возрождаться уголовные традиции. Ликвидация Политического отдела ГУИД МВД СССР, игравшего многие годы роль своеобразного воспитательного центра и т.п., способствовали дальнейшему снижению воспитательного потенциала основных средств исправления и воспитания. После 1985 года исправительно-трудовая система вступила в новую стадию своего развития. До 1991 года гуманистическое направление было провозглашено превалирующим на уровне официальной политики. Гуманизация деятельности ИТУ проявилась, прежде всего, в отношении несовершеннолетних и женщин, что позволило вернуть их к условиям нормального человеческого общежития и тем самым сделать более успешным процесс их ресоциализации. В значительной мере процессу гуманизации способствовало принятие Закона о внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ (1992 г.). Однако пройденный с 1985 года путь не был однозначно поступательным. Он не лишен значительных противоречий и просчетов, что вполне объяснимо для эпохи бурь и социальных потрясений. Отождествление современной системы с ГУЛАГом в прессе, по радио, на телевидении приводит подчас к неоправданному «шараханью» в политике от одной крайности, когда гуманизацию отождествляют с безвластием и всепрощением, к другой, когда раздаются требования «закручивать гайки» в связи с ростом преступности и криминализацией обстановки в обществе. Кроме того, критика и отрицание прежних государственных структур подчас полностью переносятся и на структуру пенитенциарной системы, а поиски путей ее совершенствования видятся только в заимствовании зарубежного, в основном американского, опыта. Разрешению данного противоречия призван способствовать объективный исторический, анализ становления и развития исправительно-трудовой системы с учетом как собственного (положительного и отрицательного), так и мирового опыта. Как наука исправительно-трудовая педагогика получила официальное признание в 1963 году. Академик И.А. Каиров в книге «Новая Программа КПСС и задачи педагогической науки» внес предложение – расширить систему педагогических наук, включив в нее исправительно-трудовую педагогику. В результате в 1967 и 1978 годах были изданы учебные пособия и учебник по исправительно-трудовой педагогике. Видные ученые-юристы – Б.С. Утевский, А.Р. Ременсон, Н.А. Стручков и другие – специально обратились к исследованию педагогических проблем деятельности ИТУ. Значительный вклад в исправительно-трудовую педагогику в этот период внесли ученые и практики-педагоги. Так, известный педагог В.А. Сухомлинский написал свыше 600 работ по педагогике, которыми широко пользуются работники мест лишения свободы. Он неоднократно посещал исправительно-трудовые учреждения часто выступал перед осужденными. Писатель Г.А. Медынский всю свою творческую жизнь посвятил проблемам воспитания нового человека, укреплению законности, утверждению правопорядка, формированию мировоззрения молодых, в том числе лиц, допустивших правонарушения. Он показал новые пути воздействия на оступившихся, выдвинул новые идеи для исправительно-трудовой педагогики. Он первым обратился к острейшей проблеме времени – преступности среди молодежи. Круг ученых и практиков, участвующих в исследованиях педагогических проблем деятельности ИТУ, с каждым годом расширяется к проблемам пенитенциарной педагогики обращаются такие исследователи, как В.П. Куфаев, В.Е. Гмурман, В.Ф. Пирожков, Л.Ф. Козлова, Н.А. Тюгаева, М.П. Стурова, Л.А. Дворниченко, Д.Ф. Шашило, Л.Н. Захаров и др. Продолжают исследовать проблемы исправления осужденных юристы: Б.С. Утевский, З.А. Астемиров, Н.А. Стручков, А.П. Ефграфов и др. – и психологи: М.А. Алемаскин, А.И. Ушатиков, А.П. Краковский и др. Все они носят определенный вклад в теорию и практику воспитания и исправления правонаруштелей. Таким образом, в настоящее время опыт исправления и воспитания осужденных, его творческое осмысление должны сыграть значительную роль в перестройке исправительной системы, связанной с социальными преобразованиями в обществе и реформой законодательства. Это, прежде всего, относится к необходимости закрепления на законодательном уровне исправительной системы как системы воспитательной; адекватного отражения закономерностей и принципов воспитания осужденных в основах исправительной политики; стимулирования общественной роли осужденных, расширения сфер деятельности их общественных формирований; создания высокообразованного, профессионального кадрового ядра, владеющего на достаточном уровне психолого-педагогическими знаниями и умениями в области организации процесса исправления и воспитания осужденных. Литература 1. Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. – Рязань, 1993. 2. Детков М.Г. Организационно-правовые проблемы развития системы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в 60-80 годы. – Домодедово, 1993. 3. Стурова М.П., Первозваннский В.Б. Социально-педагогические основы деятельности исправительно-трудовых учреждений. – М.: Академия МВД РФ, 1993.
Успех любой работы в значительной мере зависит от умения работать с людьми. По мнению психологов, структура педагогического труда насчитывает более двухсот компонентов, но одной из самых сложных сторон является общение. Живя в человеческом обществе, участвуя в трудовой, учебной и бытовой деятельности, человек самостоятельно овладевает формами и методиками общения. Каждая социальная группа, в которую попадает человек во время своего развития, дает ему свои эталоны общения. Социально-психологическая сущность общения состоит в том, что оно представляет собой никогда не прекращающийся процесс взаимодействия людей. Общаемся мы при помощи речи (участвует 2-ая сигнальная нервная система). Проблема общения изучается социальными, гуманитарными, техническими, естественными и другими научными дисциплинами. В современной науке существует более ста определений понятия «общение». Вот некоторые из них: а) общение – сторона предметной деятельности индивида; б) общение – один из видов социальной деятельности личности; в) общение – это сторона совместной деятельности, в которой происходит обмен информацией и действиями с целью понять намерения собеседника. Из всех подходов к определению понятия «общение» более подробно остановимся на том, которое рассматривает общение как сложный и многоплановый процесс становления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности. Общение включает в себя: обмен информацией; выработку единой стратегии взаимодействия; восприятие и понимание другого человека. Общение в жизни социума выполняет ряд важнейших функций, среди которых особое место занимает функция педагогическая. Собственно педагогическим общение становится тогда, когда обусловлено целями, заранее специально осмысленными и спрограммированными.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1064; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.253 (0.012 с.) |