По проблемам воспитания осужденных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По проблемам воспитания осужденных



После ликвидации в 1956 году исправительно-трудовых лагерей, как не обеспечивающих решение воспитательных задач, основным типом исправительных учреждений стали колонии, деятельность которых регламентировалась Положением об ИТК и тюрьмах (1958 г.). В это же время произошли структурные преобразования как в аппаратах управления, так и в самих колониях. Основной структурной единицей общностей осужденных становился отряд во главе с воспитателем – начальником отряда.

В 1958 –1960 гг. состоялся ряд всесоюзных и региональных конференций и совещаний, на которых были подчеркнуты положительные моменты в функционировании отрядной системы и определены меры повышения ее эффективности. Введение отрядной структуры в ИТУ и безналичного расчета с осужденными позволило быстро и эффективно вести борьбу с воровскими группировками в колониях.

Обмен мнениями по организации воспитательного процесса в новых условиях, дискуссии и теоретические конференции, которые периодически стали проводиться Главным управлением мест заключения начиная с 1958 года, активизировали поиск теоретического обоснования воспитательной работы с осужденными, возродили и подняли на более высокий уровень педагогическую науку.

В этот период процесс педагогизации деятельности администрации ИТУ получил новый импульс, так как в работе колонии на первый план выдвинулось фактическое исправление и воспитание осужденных путем утверждения четкого режима, комплекса мер воспитательного характера, обучения в школе и профтехучилище, воспитание на основе общественно-полезного труда. На этой базе обеспечивалось и выполнение производственных планов и заданий.

Большую работу в это время вели политические отделы мест заключения: ежегодно проводились научно-практические конференции в центре (Москва) и на местных (в республиках, краях, областях), создались методические советы и методические кабинеты.

В 1960–61 учебном году исправительно-трудовая педагогика впервые была включена как научная дисциплина в учебные планы Высшей школы МВД СССР и специальных средних учебных заведений МВД союзных республик.

В последующие годы актуальные проблемы исправительной педагогики стали включаться в программы курсов по повышению квалификации работников исправительных учреждений, получили развитие практика обучения сотрудников на местах основам педагогических знаний с привлечением преподавателей педагогических институтов и университетов, учителей общеобразовательных школ при учреждениях.

В конце 50-х годов XX в. широко развернулось шефство над исправительными учреждениями. В конце 50-х – начале 60-х годов главным содержанием деятельности шефов являлось оказание помощи администрации в создании и укреплении производственной базы для организации труда осужденных, однако впоследствии шефская помощь стала более разнообразной, а представители общественности стали принимать активное участие и в воспитательном процессе.

В 1960 году был создан Методический совет при ГУМЗ МВД РСФСР, а затем и в других республиках. Перед ними ставилась задача обобщения и распространения опыта исправления осужденных, внесения рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование воспитательного процесса, сбора информации о наиболее эффективных приемах и методах воспитательной работы.

На протяжении 60-х годов большое внимание уделялось повышению квалификации воспитателей исправительных учреждений, росту их служебного мастерства, поиску наиболее приемлемых форм и методов обучения. В решении этой проблемы важную роль сыграл журнал «К новой жизни», который начал издаваться с 1960 года.

Уделялось внимание восстановлению самодеятельных организаций осужденных, созданные советы актива и их массовые секции стали играть положительную роль, содействуя администрации в укреплении дисциплины и порядка.

Для осужденных вновь открылись общеобразовательные школы, что позволило привлечь к воспитательной работе с осужденными педагогов-профессионалов. Во многих колониях были созданы профессионально-технические училища или их филиалы.

В 1965 году при Всесоюзном научно-исследовательском институте охраны общественного порядка МООП РСФСР (в настоящее время – НИИ МВД РФ) был создан отдел по проблемам исправления и воспитания осужденных, который внес заметный вклад в решение поставленной перед ним задачи – повышение эффективности исполнения уголовных наказаний.

Названные меры по совершенствованию деятельности исправительных учреждений в последующем проявились в ряде тенденций, которые присущи воспитательному процессу и в настоящее время.

Назовем основные из них.

Педогогизация воспитательной деятельности.

В Основах исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик (1969 г.) были обозначены задачи и формы психолого-педагогических методов и приемов в воспитательной работе с осужденными, исходя из чего создавались условия для внедрения в практику учреждений новейших достижений педагогики и психологии.

Воспитание в коллективе и через коллектив.

С конца 50-х–начала 60-х годов XX в. данная идея развивалась на новой качественной основе. При этом широко использовался опыт А.С. Макаренко, в наиболее полном виде воплотившийся в вологодском опыте перевоспитания осужденных, распространение идей которого оказало большое воздействие на массовую практику в 60-70-е годы.

Использование полезной инициативы и самодеятельности осужденных для достижения основной цели ИУ.

С введением отрядной системы самодеятельные организации приобрели четкую организационную структуру, были определены их задачи и закреплен порядок руководства ими со стороны администрации исправительных учреждений, их деятельность получила закрепление в нормах права.

Участие общественности в деятельности исправительных учреждений.

Советская общественность и трудовые коллективы промышленных предприятий и учреждений принимали активное участие в решении задач воспитательного процесса, в закреплении результатов исправительного воздействия.

Укрепление материальной базы исправительных учреждений.

Это позволило организовать воспитательный процесс в полном соответствии с требованиями исправительно-трудового законодательства. Открылись широкие возможности для приобретения осужденными специальностей, позволявших им найти свое место в общественном производстве после освобождения, закрепиться на свободе.

Укрепление кадров исправительных учреждений и постоянное повышение их профессионального мастерства.

Постоянно шел приток новых кадров в учреждения из числа выпускников средних и высших учебных заведений, представителей трудовых коллективов.

В настоящее время ведется плановая подготовка и переподготовка кадров для исправительных учреждений в школах МВД РФ, в Институте повышения квалификации руководящих работников исправительных учреждений (Домодедово) и в Академии МВД РФ.

В учреждениях Горьковской и Кемеровской областей проводилась экспериментальная работа по введению и отработке строго регламентированного внутреннего распорядка, начатая в конце 60-х годов. Развивались различные формы шефской работы в учреждениях Ивановской области. Уделялось внимание стабилизации отрядов, организации самовоспитания осужденных.

Все это способствовало выделению исправительной педагогики в самостоятельную отрасль науки, имеющую собственный четко определенный объект и предмет исследования.

Таким образом, в 60-70-е годы XX в. как на практике, так и в теории воспитания осужденных был накоплен определенный позитивных опыт. Однако застойные явления в жизни нашего общества на рубеже 70-80-х годов находили свое непосредственное проявление и в практической деятельности исправительных учреждений.

Несмотря на искусственно форсируемый курс по ограничению лишения свободы, колонии были переполнены, не хватало рабочих мест, что существенно осложняло применение в этих условиях воспитательных мер, базирующихся на принципах исправительной педагогики.

Субъективное видение отдельными руководящими должностными лицами путей повышения эффективности процесса исправительного воздействия, не опирающееся на предшествующую педагогическую практику и игнорирующее результаты научных исследований последнего десятилетия, нанесло значительный ущерб воспитательному процессу.

Локализация осужденных внутри колоний, перестройка в отрядном звене, оказавшаяся неэффективной, и работа по зачету рабочих дней, когда не учитывалась степень общественной активности осужденных, и ряд других нововведений привели к тому, что значительное число сотрудников отошло от непосредственного участия в воспитательном процессе, эффективность самодеятельных общественных формирований осужденных стала весьма низкой, начали возрождаться уголовные традиции.

Ликвидация Политического отдела ГУИД МВД СССР, игравшего многие годы роль своеобразного воспитательного центра и т.п., способствовали дальнейшему снижению воспитательного потенциала основных средств исправления и воспитания.

После 1985 года исправительно-трудовая система вступила в новую стадию своего развития. До 1991 года гуманистическое направление было провозглашено превалирующим на уровне официальной политики. Гуманизация деятельности ИТУ проявилась, прежде всего, в отношении несовершеннолетних и женщин, что позволило вернуть их к условиям нормального человеческого общежития и тем самым сделать более успешным процесс их ресоциализации. В значительной мере процессу гуманизации способствовало принятие Закона о внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ (1992 г.). Однако пройденный с 1985 года путь не был однозначно поступательным. Он не лишен значительных противоречий и просчетов, что вполне объяснимо для эпохи бурь и социальных потрясений.

Отождествление современной системы с ГУЛАГом в прессе, по радио, на телевидении приводит подчас к неоправданному «шараханью» в политике от одной крайности, когда гуманизацию отождествляют с безвластием и всепрощением, к другой, когда раздаются требования «закручивать гайки» в связи с ростом преступности и криминализацией обстановки в обществе.

Кроме того, критика и отрицание прежних государственных структур подчас полностью переносятся и на структуру пенитенциарной системы, а поиски путей ее совершенствования видятся только в заимствовании зарубежного, в основном американского, опыта. Разрешению данного противоречия призван способствовать объективный исторический, анализ становления и развития исправительно-трудовой системы с учетом как собственного (положительного и отрицательного), так и мирового опыта.

Как наука исправительно-трудовая педагогика получила официальное признание в 1963 году.

Академик И.А. Каиров в книге «Новая Программа КПСС и задачи педагогической науки» внес предложение – расширить систему педагогических наук, включив в нее исправительно-трудовую педагогику. В результате в 1967 и 1978 годах были изданы учебные пособия и учебник по исправительно-трудовой педагогике. Видные ученые-юристы – Б.С. Утевский, А.Р. Ременсон, Н.А. Стручков и другие – специально обратились к исследованию педагогических проблем деятельности ИТУ.

Значительный вклад в исправительно-трудовую педагогику в этот период внесли ученые и практики-педагоги. Так, известный педагог В.А. Сухомлинский написал свыше 600 работ по педагогике, которыми широко пользуются работники мест лишения свободы. Он неоднократно посещал исправительно-трудовые учреждения часто выступал перед осужденными.

Писатель Г.А. Медынский всю свою творческую жизнь посвятил проблемам воспитания нового человека, укреплению законности, утверждению правопорядка, формированию мировоззрения молодых, в том числе лиц, допустивших правонарушения. Он показал новые пути воздействия на оступившихся, выдвинул новые идеи для исправительно-трудовой педагогики. Он первым обратился к острейшей проблеме времени – преступности среди молодежи.

Круг ученых и практиков, участвующих в исследованиях педагогических проблем деятельности ИТУ, с каждым годом расширяется к проблемам пенитенциарной педагогики обращаются такие исследователи, как В.П. Куфаев, В.Е. Гмурман, В.Ф. Пирожков, Л.Ф. Козлова, Н.А. Тюгаева, М.П. Стурова, Л.А. Дворниченко, Д.Ф. Шашило, Л.Н. Захаров и др. Продолжают исследовать проблемы исправления осужденных юристы: Б.С. Утевский, З.А. Астемиров, Н.А. Стручков, А.П. Ефграфов и др. – и психологи: М.А. Алемаскин, А.И. Ушатиков, А.П. Краковский и др. Все они носят определенный вклад в теорию и практику воспитания и исправления правонаруштелей.

Таким образом, в настоящее время опыт исправления и воспитания осужденных, его творческое осмысление должны сыграть значительную роль в перестройке исправительной системы, связанной с социальными преобразованиями в обществе и реформой законодательства. Это, прежде всего, относится к необходимости закрепления на законодательном уровне исправительной системы как системы воспитательной; адекватного отражения закономерностей и принципов воспитания осужденных в основах исправительной политики; стимулирования общественной роли осужденных, расширения сфер деятельности их общественных формирований; создания высокообразованного, профессионального кадрового ядра, владеющего на достаточном уровне психолого-педагогическими знаниями и умениями в области организации процесса исправления и воспитания осужденных.

Литература

1. Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. – Рязань, 1993.

2. Детков М.Г. Организационно-правовые проблемы развития системы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в 60-80 годы. – Домодедово, 1993.

3. Стурова М.П., Первозваннский В.Б. Социально-педагогические основы деятельности исправительно-трудовых учреждений. – М.: Академия МВД РФ, 1993.

 

 
 


ЛЕКЦИЯ 4 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

  Единственно настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери
  Слово педагога должно, прежде всего, успокаивать, а значит располагать к доверию, откровенности. В.А. Сухомлинский

 

Успех любой работы в значительной мере зависит от умения работать с людьми. По мнению психологов, структура педагогического труда насчитывает более двухсот компонентов, но одной из самых сложных сторон является общение.

Живя в человеческом обществе, участвуя в трудовой, учебной и бытовой деятельности, человек самостоятельно овладевает формами и методиками общения. Каждая социальная группа, в которую попадает человек во время своего развития, дает ему свои эталоны общения.

Социально-психологическая сущность общения состоит в том, что оно представляет собой никогда не прекращающийся процесс взаимодействия людей. Общаемся мы при помощи речи (участвует 2-ая сигнальная нервная система).

Проблема общения изучается социальными, гуманитарными, техническими, естественными и другими научными дисциплинами. В современной науке существует более ста определений понятия «общение». Вот некоторые из них:

а) общение – сторона предметной деятельности индивида;

б) общение – один из видов социальной деятельности личности;

в) общение – это сторона совместной деятельности, в которой происходит обмен информацией и действиями с целью понять намерения собеседника.

Из всех подходов к определению понятия «общение» более подробно остановимся на том, которое рассматривает общение как сложный и многоплановый процесс становления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности.

Общение включает в себя:

­ обмен информацией;

­ выработку единой стратегии взаимодействия;

­ восприятие и понимание другого человека.

Общение в жизни социума выполняет ряд важнейших функций, среди которых особое место занимает функция педагогическая. Собственно педагогическим общение становится тогда, когда обусловлено целями, заранее специально осмысленными и спрограммированными.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1017; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.021 с.)