Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имеющими отклонения в психике

Поиск

В работе с осужденными, имеющими отклонение в психике, всегда надо учитывать, что эти отклонения существенным образом детерминирую поведение личности. Воспитательная работа должна носить комплексный характер и осуществляться при эффективном взаимодействии всех служб ИУ с прослеживанием и закреплением позитивных изменений в личности и поведении осужденного с момента осуждения до освобождения, основанных на рекомендациях психологов.

Нередко сотрудники по незнанию всякое деформирование поведение в виде грубости, демонстративных возбуждений воспринимают как явление психической болезни, что вредит всему делу лечебно-педагогической работы.

Исправление лиц с психическими аномалиями – дело сложное, требующее от сотрудников не только психологических и педагогических знаний, но и умения ориентироваться в психиатрии. Необходимо быть компетентным в решении этих вопросов, не перекладывать все заботы на врачей. Без ежедневных наблюдений начальника отряда, воспитателей, учителей, врачу-психиатру приходится затрачивать значительное время для установления точного диагноза психической болезни, а также выявления случаев квалифицированной симуляции («косить под психа» – одно из любимых занятий лиц, находящихся в условиях социальной изоляции).

Воспитатель должен быть эмоционально заинтересован в судьбе осужденного с психическими отклонениями, проявлять сострадание и милосердие к ним, пытаться установить доверительные отношения. В то же время необходимо соблюдать строгую психологическую дистанцию в отношениях с ними, никакое попустительство и панибратство здесь недопустимы.

Необходимо своевременно выявлять данную категорию осужденных по ряду причин:

- в период обострения болезни они наиболее часто совершают правонарушения, нарушения режима (побеги, членовредительство);

- своим поведением провоцируют других на подобные действия;

- сами становятся жертвами преступных посягательств со стороны криминальных групп (нередко лидеры преступных группировок специально настраивают таких лиц против администрации для своих узкогрупповых целей).

Например, у подростка К., страдавшего астенической психопатией, под влиянием смены обстановки по прибытии в ВК наступила декомпенсация, выразившаяся в болезненном реагировании на замечания, плаче, неуверенности в своих силах. Воспитатели сообщили об этом врачу, который провел лечение и снял невротический синдром. Одновременно подростку была создана благоприятная обстановка в коллективе, в результате чего жалобы К. на болезнь прекратились. Никаких эксцессов с его стороны не было допущено.

Другой пример. Подросток В. осужден за кражу, легко возбуждался, вел себя разнузданно. Психиатрическая экспертиза установила психопатию возбудимого типа. Однако в ВК он оказался бесконтрольным. Во время конфликта он схватил металлический прут и нанес телесные повреждения другому подростку.

Сочетание психологических и воспитательных мер предполагает:

­ своевременное выявление лиц, нуждающихся в поддерживающей терапии (еще в СИЗО) и постановку на диспансерный учет лиц, подлежащих лечению;

­ проведение предупредительно-профилактических мероприятий (разобщение групп алкоголизирующих осужденных, антиалкогольное воспитание, направленное на формирование здорового образа жизни, показ социального, экономического, нравственного вреда алкоголизма для личности и общества, его злокачественного характера и др.);

­ постоянный контроль за прохождением курса лечения, проведение рациональной индивидуальной и групповой психотерапии с осужденными на внушение уверенности в избавлении от болезни (алкоголизм, наркомания и др.),

­ выявление причин, мотивов и способов уклонения от лечения и принятия лекарств осужденными, применение к ним индивидуальных мер лечебно-воспитательного воздействия (разъяснение и убеждение – к одним, решительное пресечение попыток уклонения – к другим, применение суровых дисциплинарных мер воздействия – к третьим и т.п.);

­ исправление носит строго индивидуальный, а порой и конфиденциальный характер (некоторые воспитательные мероприятия выявляют психическую неполноценность осужденного и могут вызвать его нежелательную реакцию или использоваться против него другими.) Зачастую лучше снизить уровень требований к ним, либо изменить эти требования, похвалить за совсем незначительное достижение и даже поставить в пример;

­ важно соблюдение требований режима отбывания наказания (психопатические личности отвечают психопатической реакцией, интеллектуально-ограниченные могут не понимать некоторых режимных положений, алкоголики проявляют к нему пренебрежительное отношение). Применение мер взыскания за нарушения должны проходить при консультации врача;

­ создание благоприятной морально-психологической атмосферы, способствующей сочетанию медицинских мер с психологическими и педагогическими мерами. Недопустимы недоброжелательное отношение к психически больным, насмешки, издевательства. Необходимо обеспечить их психологическую совместимость с другими осужденными на работе и в быту, своевременно принимать меры к устранению конфликтов. Психически здоровое окружение в лице других осужденных оказывает благотворное влияние на тех, у кого имеются расстройства психической деятельности (правильно направляют поведение, способствуют сохранению связей с родственниками, вселяют уверенность в своих силах). Изоляция дает ощущение собственной неполноценности, ущербности, ведет к накоплению аффективных переживаний;

­ привлечение к исправительно-воспитательному процессу общественности, служителей православной церкви, различных антиалкагольных обществ и организаций;

­ трудотерапия с учетом особенностей их болезни. Наличие аномалий означает меньшее участие этих осужденных в трудовой деятельности до лишения свободы. Их трудовые показатели невысоки, они занимались неквалифицированным трудом, меньше зарабатывали и т.д. Данные осужденные должны привлекаться к труду в строгом соответствии со способностью выполнять ту или иную работу. Только тогда трудовая занятость будет способствовать коррекции поведения, сглаживать эмоционально-волевые нарушения, помогая тем самым их исправлению;

­ организация быта должна привить им навыки элементарной культуры, самообслуживания, умение организовать свой быт, уважение к правилам общежития: целенаправленные беседы, участие в конкурсах на лучшее общежитие, бытовые комнаты, демонстрация специальных кинофильмов и др.;

­ организация отдыха с учетом их интересов, разнообразие возможностей его проведения;

­ лица с психическими нарушениями наравне с другими привлекаются к общественной работе в коллективе отряда и первичном коллективе. Однако следует вносить существенные коррективы в профилактическую работу с ними. Прежде всего, нельзя допускать, чтобы врач-психиатр стал для них центром притяжения и чтобы они бравировали своей болезнью («Я психически больной и мне все дозволено»). Им должно быть разъяснено, что за свои действия они несут ответственность;

­ проводить мероприятия по подготовке к освобождению, которые включают решение ряда сложных жизненных задач. Ресоциализация данных осужденных осложнена трудностью адаптации их в малых группах, освоения новой социальной роли. Среди них много бродяг и многократно судимых рецидивистов, давно утративших связь с родными и близкими. Ресоциализация должна быть организованной и целенаправленно осуществляться совместными усилиями государственных и общественных организаций (установление административного надзора, оказание лечебной помощи, помещение в дом инвалидов и престарелых).

В работе с данной категорией осужденных необходимо широко использовать наглядную агитацию в виде стендов, сатирических листков, молний, радиогазеты. На заседания советов воспитателей и советов коллективов отрядов, где обсуждаются лица, игнорирующие требования медицинских работников, следует приглашать родственников, способных изменить отношение осужденных к проводимому курсу лечения, а также использовать встречи с освобожденными лицами, излечившимися от алкоголизма.

Таким образом, взаимное участие врачей, воспитателей в лечебно-педагогическом процессе существенно повышает эффективность деятельности ИУ в работе с осужденными, имеющими отклонения в психике.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.169 (0.014 с.)