Понятие и сущность методов воспитания осужденных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность методов воспитания осужденных



Превращение внешних условий жизни и деятельности осужденных во внутренние стимулы их развития и исправления – основное назначение методов воспитания. Говоря о воспитательном методе, А.С. Макаренко подчеркивал необходимость создания такого метода, который был бы общим и единым, но в то же время давал возможность каждой отдельной личности сохранять индивидуальность, развивать свои особенности.

Следуя общефилософскому определению средства, как всего того, что ведет к достижению цели, методы воспитания в определенном смысле можно также назвать средствами исправления осужденных. Необходимо различать понятия «средство» и «метод» воспитания осужденных. Отличие это состоит, прежде всего, в том, что в средствах исправления осужденных реализуются основные виды жизнедеятельности осужденных, а методы - это способы непосредственного или опосредованного влияния воспитателей, организаторов педагогического процесса на личность осужденного.

Указанные в законе средства носят характер всеобщности, обязательности и довольно четко регламентированы. Методы воспитания также в определенной степени подвергаются правовой регламентации, однако диапазон их применения достаточно широк, и поэтому нет никакой необходимости (да и возможности) подробно в правовых актах описывать всю систему педагогических методов и приемов воздействия. Это привело бы к обеднению педагогического процесса, к снижению творчества и инициативы воспитателей. Правовой регламентации наиболее подробно подвергаются методы поощрения и наказания, и то не целиком, а в той их части, где они связаны с изменением правового положения осужденных. В остальном же применение различных методов с известным ограничением определяется личностью осужденного, мастерством, опытом и авторитетом воспитателя, а также конкретной педагогической ситуацией.

 

 

Средства Методы
1. Носят всеобщий и обязательный характер 1. Диапазон применения более широкий
2. Подробно регламентированы и описаны в нормативных документах 2. Правовой регламентации подвергаются только методы поощрения и наказания, связанные с правовым положением осужденных
3. С их помощью реализуются основные виды деятельности и направления воспитательной работы 3. С их помощью реализуются средства воспитания

 

Методы воспитания – это действия, исходящие от субъекта воспитания и направленные на формирование сознания, чувств, воли и поступков воспитуемых путем включения последних в разнообразные виды деятельности.

Методы воспитания осужденных – это те же методы общей системы воспитания, но применяемые в специфических условиях деятельности исправительных учреждений. Нет ни одного общего метода воспитания, который мы не могли бы применить к осужденному. В то же время не существует каких-либо особых методов, присущих только системе исправления осужденных. Таким образом, различие не в наборе методов и тем более не в их сущности (наказание в любой педагогической системе есть кара, то есть лишение человека возможности удовлетворения каких-либо его потребностей), а в их содержательной стороне, форме выражения, поэтому нет никаких оснований для введения специального термина-методы воспитания осужденных.

Попадая в исправительное учреждение, осужденный вступает в определенную систему социальных связей и зависимостей, пытается определить свое место в новой для него общности, стремится к самоутверждению. В этом процессе большую роль играют чувства. Побудительными мотивами осужденных, имеющими для них негативные последствия, часто бывают те переживания и чувства, которые они испытывают в сложнейших кризисных ситуациях, нередко сопровождающих процесс отбывания наказания. Субъективное представление о своем положении, о взаимоотношениях с другими осужденными и администрацией и связанные с этим переживания определяют внутреннее психическое состояние осужденных, влияют на мотивы их поведения. Потребность самоутверждения, поиск социальной и моральной защищенности, возможностей удовлетворения физиологических и духовных запросов также рождают мотивы, побуждающие к деятельности, к поступкам.

Однако эти мотивы, и особенно мотивы нравственного поведения, у осужденных неустойчивы, часто носят ситуативный характер, а подчас ясно не осознаются. Превращению мотивов в устойчивую систему способствует овладение воспитуемыми системой знаний, понятий, ядром которых является понимание общечеловеческих ценностей, чем и предопределяется необходимость применения метода убеждения. В то же время знания усваиваются, превращаются в убеждения, в руководство к действию лишь в сочетании, а вернее, в соотношении с собственным опытом, поэтому в арсенале методов воспитания осужденных одно из центральных мест занимает метод организации поведения.

Таким образом, убеждение, переходящее в организацию поведения осужденных и наоборот, составляет основу педагогического взаимодействия. Эти два метода (или две группы методов и приемов) применяются в воспитательном процессе постоянно. Без них невозможно общение воспитателей и осужденных, с их помощью возможно решение основных педагогических задач – формирование потребностей, мотивов, сознания, чувств, воли и поведения воспитуемых. Поэтому эти методы можно назвать основными.

В отличие от них такие методы, как стимулирование положительной и торможение отрицательной активности личности, являются ситуационными. Они сами непосредственно не формируют личность, но активно содействуют этому процессу, ускоряя развитие или, напротив, задерживая формирование нежелательных свойств и качеств, предотвращая нeодобряемое обществом поведение. В отличие от основных названные методы являются своеобразной реакцией воспитателей на те или иные поступки осужденных, а их назначение – стимулировать социально одобряемые поступки и нейтрализовать, предотвратить противоправные деяния осужденных. Вследствие этого данные методы можно назвать методами коррекции поведения. Они представляют определенную систему, эффективность которой обусловлена диалектическим сочетанием, взаимопроникновением, взаимопревращением как самих методов, так и входящих в них
приемов.

Каждый метод объединяет целую группу приемов, которые определяются по принципу общности решаемой педагогической задачи и единым подходом к ее решению.

 

Метод убеждения Метод организации поведения Метод коррекции поведения
Объяснение Требование Стимулирование Торможение
Одобрение Замечание
Изложение Показ Похвала Обсуждение
Разъяснение Инструктаж Доверие Порицание
Переубеждение Поручение Поощрение Осуждение
Поручение Приучение Благодарность Взыскание
Наставление Упражнение Отмена наказания Предупреждение об ответственности
Подражание Ориентирование на перспективу
Внушение Приказ Предупреждение о возможном наказании
Пример Критика
Наказание

 

Приведенный перечень методов и приемов воспитания, отнесенных к конкретному методу, не должен восприниматься как жесткая, неизменная конструкция. Отдельные приемы могут входить составной частью в разные методы, а в определенных ситуациях получать самостоятельное значение.

Редко на практике можно встретить педагогическую ситуацию, для решения которой достаточно применения одного из методов. Как правило, таких методов всегда применяется несколько и в различном сочетании. В зависимости от конкретной ситуации на первый план может выступить, например, убеждение, сопровождаемое каким-либо практическим действием, или наказание, сопровождаемое разъяснительной paботой по поводу совершенного поступка, или поручение, в котором выражается доверие осужденному со стороны администрации и коллектива.

Готовых рецептов – где, когда и какие методы воспитания применять – нет и быть не может. Все это должен решать сам воспитатель, опираясь на свои знания, опыт и педагогическое мастерство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.53 (0.006 с.)