Характеристика личности несовершеннолетних осужденных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика личности несовершеннолетних осужденных



 

Она во многом обусловлена особенностями подросткового возраста. Ведь подростковый возраст сложен и во многом противоречив. В этот период происходит стремление к осознанию моральных принципов, установленных правил поведения в обществе, своих интересов, перспективы в жизни.

Правовая характеристика несовершеннолетних осужденных:

В воспитательных колониях отбывает наказание примерно:

­ 50% осуждены на кражи, более 15% - за разбой и грабеж, около 10% - за изнасилования, примерно 9% - за умышленные убийства и тяжкие телесные повреждения;

­ более 65% осужденных - в возрасте от 16 до 18 лет, примерно 20% - от 14 до 36 лет, около 15% - осужденные старше 18 лет, оставленные в ВК по соображениям педагогической целесообразности;

­ более 40% осуждено на срок от 3 до 5 лет, 30% - от 2 до 3 лет, около 15% - от 1 года до 2 лет, около 10% - на срок свыше 5 лет, менее 2% - на срок до 1 года.

Примерно треть осужденных имели ранее условную судимость или отсрочку исполнения приговора, более половины - состояли на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних.

30% от общего числа содержащихся в ВК осужденных страдают умственной отсталостью - олигофрены в стадии дебильности. Идет быстрый рост числа осужденных с психическими аномалиями и иными болезненными проявлениями.

Увеличивается с каждым годом и число осужденных, выросших либо без родителей (сироты), либо в неполных семьях. Доля сирот во многих ВК уже достигает 10%, а осужденных из неполных семей – более 50%.

Несовершеннолетние осужденные – это, как правило, лица, не достигшие социальной, психологической и нравственной зрелости, не получившие достаточного образования и должного воспитания. Все это указывает на незавершенность процесса социализации личности. Одновременно большинству осужденных присуща педагогическая запущенность.

Психолого-педагогическая характеристика.

Подростковый возраст (14-15 лет).

Является переходным от детства к юношеству. Он отличается бурным физическим развитием организма, появлением в связи с этим диспропорций между костно-мышечной и сердечно-сосудистой системами, усиленным развитием нервной системы. В связи с этим отмечается общий подъем жизнедеятельности, проявляющейся в бурной активности, шипучей энергии, инициативности, не всегда соизмеряемые со своими физическими силами и возможностями. Повышенная возбудимость, неуравновешенность, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения могут служить причиной нарушения дисциплины, общественного порядка, в виде озорства, лихачества, хулиганства.

Подростки весьма восприимчивы к внешним воздействиям, как положительным, так и отрицательным. Восприимчивость и впечатлительность подростка являются теми внутренними условиями, которые способствуют формированию основ мировоззрения, черт характера и других психических особенностей человека, оказывающих существенное влияние на его поведение, образ мыслей, чувства и волю. Впечатления, полученные в подростковом возрасте, могут на длительное время определить жизненный путь.

В этом возрасте идет активный поиск личного идеала. Но поскольку собственные принципы поведения не сложились и заимствуются у других, то основным механизмом следования идеалу является некритическое подражание. Идеал в этот период носит конкретный характер (определенная личность из окружающей микросреды, чаще всего более старшего возраста, или литературный герой). Выбрав себе за образец подражания какую-либо конкретную личность, наделив ее всеми положительными чертами, сделав из нее кумира, подросток еще не в состоянии соотнести этот идеал с действительностью. Поэтому даже незначительная ложь взрослого, старшего человека (отца, учителя) отступление их от каких-то принципов поведения могут стать для подростка причиной для низвержения положительного идеала вообще.

На поведения подростка влияет также самооценка, которая в большинстве своем является либо завышенной, либо занижают. Это объясняется тем, что часто успех вызывает у подростков переоценку своих возможностей, а неудача порождает чувство неуверенности и даже неполноценности.

При завышенной самооценке поведение базируется на желании доказать свою исключительность, выделиться среди других (не важно чем), доказать, что стал взрослым, хотя бы во внешних формах проявления (грубости, курении, развязности манер). Такие подростки мало прислушиваются к советам взрослых людей, они самоуверенны, болезненно самолюбивы и обидчивы, нетерпимы к попыткам взрослых ограничить их "независимость" и "самостоятельность".

При заниженной самооценке поведение регулируется преимущественно внешними влияниями, зачастую случайными, чему способствует неуверенность в себе, боязнь выглядеть хуже других, что приводит к совершению преступления в группе.

Для подростков характерна повышенная эмоциональность, которая выражается в страстном, резком и бурном выражении своих чувств. Эмоции часто становятся мотивами поведения. В этом возрасте начинает формироваться воля и складываются волевые качества. Осознавая себя личностью, подростки впервые начинают заниматься самовоспитанием, беря за образец сильных, волевых людей. Идеалами выступают физически сильные и выносливые люди. Однако часто внешняя форма заслоняет у них содержание поступков, их нравственную направленность. В результате нередко образцом для подражения становятся люди, ведущие преступный образ жизни.

Основной формой существования, развития и проявления личности является сфера общения, которая имеет большое значение для становления личности подростка. Главные сферы общения для данного возраста - семья, школа, неформальная группа. Роль семейного общения в это время ослабевает, а усиливается роль неформальной группы, двора, улицы. Уличное общение менее управляемо, носит стихийный характер и может принимать форму ложного товарищества, круговой поруки, бравады и ложного героизма. Именно этим объясняется, что большинство преступлений подростки совершают в группах, руководителями которых являются люди более старших возрастов.

В жизнедеятельности подростков большое место наряду с учебой в школе занимает игровая деятельность. Игра для них - это сама жизнь, и поэтому нормы и правила этой игры становятся для них нормами и правилами поведения и воплощаются в качествах личности. Если умело не направлять игры подростков, то это может привести к озорству, хулиганству, издевательству над более слабыми и беззащитными, истязанию животных. Совершая преступление, они расценивают это как озорное действие. Подростки не видят грани, где нарушение, сходное с озорством, переходит в преступление. Подавляющее большинство из них не видят в преступлении что-либо постыдное и рассматривают это деяние как проявление отваги, силы, смелости. Для них типичны такие утверждения:

­ смелость – это способность никого не бояться, рисковать, а ради чего – неважно;

­ решительность – это умение действовать автоматически, не рассуждая;

­ самостоятельность – это способность все решать самому, без чужих советов, хоть и неправильно.


Юношеский возраст (16-18 лет).

Это переход от детства к взрослости, когда человек превращается в личность с определенной системой взглядов на жизнь и свои обязанности, на отношение к окружающей действительности. У юноши формируется ярко выраженная направленность личности в виде определенных целей и перспектив в жизни, мотивов поведения, нравственных установок. Мировоззрение превращается в систему взглядов и убеждений, что способствует успешному становлению воли, характера. В связи с этим юноши действуют более осознанно, в их поступках проявляется целеустремленность, возрастает чувство ответственности за свое поведение. Им свойственна большая организованность и уравновешенность поведения, более строгий подход к выбору друзей.

В этом возрасте получают дальнейшее развитие романтические устремления, тяга к необычному, интересному, яркому в жизни и деятельности, в окружающей обстановке. На смену конкретному идеальному образу приходит абстрагированный нравственный идеал. Дальнейшее развитие получают эмоции и нравственные чувства, проявление которых все более контролируется сознанием.

В юношеском возрасте зарождается интерес к лицам противоположного юла, что повышает интерес и к собственной личности. Это выражается в повышении требований к себе, стремлении совершенствовать свои нравственные и психологические качества, заботе о своем внешнем виде, в стремлении следовать моде.

Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными:

­ осуществление индивидуального подхода, развитие интересов и способностей (кружки художественного творчества, самодеятельность и др.);

­ привлечение родителей к исправительно-воспитательному процессу (попечительские советы, родительские комитеты, родительские конференции и др.);

­ привлечение общественных организаций (с целью оказания материальной помощи, улучшения условий содержания подростков, контроля в вопросах защиты прав и законных интересов детей и др.);

­ повышение образовательного уровня несовершеннолетних (система стимулов, закрепляющих интерес к учебе, вовлечение в образовательный процесс и др.);

­ включение в социально значимую трудовую деятельность (привитие трудовых навыков, помощь в получении специальности и др.);

­ развитие умения анализировать свое поведение (соблюдение правил поведения, привитие бытовых навыков и др.);

­ участие подростков в работе общественных формирований;

­ высокое качество воспитательных мероприятий (должны носить профилактический характер, обращены к каждому воспитаннику, эмоционально затрагивающие душу ребенка и др.);

­ усиление организации работы по трудовому и бытовому устройству после освобождения (взаимодействие с территориальными органами по месту жительства и др.);

­ участие церкви в воспитательном процессе (большая помощь в нравственном воспитании и т.д.);

­ создание профилактической службы (лечебно-профилактические мероприятия, психокоррекционная работа и др.).

 

Литература

1. Литвишков В. М. Формирование воспитательного коллектива несовершеннолетних осужденных. – Рязань, 1999.

2. Данилин Е.М. и др. Совершенствование воспитательной работы с осужденными в ВТК. – М., 1995.

3. Астемиров З.А. Трудовая колония для несовершеннолетних. – М., 1969.

 


 

ЛЕКЦИЯ 18 ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН

 

  Воспитывая других, мы воспитываем прежде всего и самих себя. А.Н. Острогорский
  Важнее всего для меня исправление от бесхарактерности, раздражительности и лени. Л.Н. Толстой

 

В контексте социальных реформ, направленных на оздоровление и гуманизацию нашего общества, проблема изучения особенностей воспитательной работы с женщинами, осужденными к лишению свободы, становится весьма актуальной. Женская преступность влияет на все стороны и механизмы общественной жизни, опосредуя специфику и динамику развития преступности в целом.

Преступное поведение женщин оказывает отрицательное влияние на общество, его институты и общности, особенно на семью, на его нравственно-психологическую атмосферу в целом. Женская преступность может быть показателем нравственного здоровья общества, его духовности, отношения к базовым общечеловеческим ценностям. Новые условия и порядок отбывания наказания получили законодательное воплощение в Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 года и Уголовно-исполнительном кодексе от 8 января 1997 года. Условия отбывания наказания осужденных женщин в ИУ общего режима были изменены с целью гуманизации процесса исполнения наказания и приведены в соответствие с международными правовыми актами.

Такой подход предполагает решение следующих задач:

­ формирование ценностных ориентаций и общественной направленности личности;

­ выработку стереотипов правопослушного поведения;

­ усиление внимания к индивидуальным особенностям личности, учет и использование их в выборе способов воспитательного воздействия.

За последние годы наблюдается тенденция роста женской преступности. Совершение женщиной преступления, особенно насильственного, почти чрезвычайное событие, и окружающими она гораздо чаще и более сурово осуждается за свои антиобщественные поступки, чем мужчина. Более того, виновная как бы выталкивается из среды, отвергается ею. Вокруг многих из них образуется вакуум, парализующий волю и сводящий на нет их подчас робкие усилия начать новую жизнь. Многие из них упорно сопротивляются любому положительному воздействию и продолжают совершать преступления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1885; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.210.166 (0.022 с.)