Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности социальной работы с осужденными, отбывающими наказания без изоляции от общества↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Современная уголовная политика Российской Федерации направлена на усиление борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями при одновременном смягчении уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести. Проявляется это, прежде всего, в увеличении предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества, расширении круга оснований их применения и совершенствования регламентации исполнения. Наказания в виде исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а с 2005 года обязательные работы исполняются уголовно-исполнительными инспекциями. На данные учреждения, по Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации, возложены функции по осуществлению контроля за поведением условно осужденных, а также за поведением осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей в возрасте до 14 лет. В 1999 году уголовно-исполнительные инспекции (УИИ) переданы из МВД России в состав уголовно-исполнительной системы. Повышение роли этого института в деле исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений обусловливает крайнюю необходимость совершенствования их деятельности, превращение УИИ в полноценные подразделения УИС, подобные службам пробации, существующим за рубежом. Пробация (с латинского probation) - испытывать или давать под надзор. Во всех системах юстиции существуют три объёма системы пробации: - узкий объем, то есть только надзор за условно осужденными и за условно освобожденными, а также досудебный доклад о клиенте; - средний – это помощь лицам, освобожденным из учреждений лишения свободы. Дальше – надзор за общественными работами (при замене уголовного наказания общественными работами); - самый большой объем пробации – все задачи узкого объема, среднего, а также реабилитация, реадаптация в обществе, образование и все формы реабилитационной деятельности в обществе. На сегодняшний день службе пробации присущи как минимум две функции. Одна из них – осуществление собственно контроля за поведением поднадзорных. И вторая функция социальная – та социально-психологическая оценка правонарушителей, которую необходимо проводить до вынесения приговора. Этим должны серьезно заниматься социальные службы, иметь в своей системе социальных работников, имеющих специальное образование, имеющих навыки работы по предотвращению возможного рецидива у тех правонарушителей, которым были назначены альтернативные формы наказаний (в виде, например, обязательных работ) или условное наказание. Анализ зарубежного опыта функционирования службы пробации позволил выявить следующие основные направления в социальной работе с лицами, осужденными к наказаниям без изоляции от общества: 1. Общий анализ нужд и возможностей применения пробационных мер, их планирование, координация и надзор за их внедрением на всех уровнях. Мониторинг эффективности системы. 2. Создание социально-экономических основ для работы системы пробации, привлечение источников финансирования. 3. Предоставление досудебного доклада о клиенте. 4. Создание программ коррекции социального поведения и обеспечение выполнения превентивных мероприятий. 5. Координация исполнения уголовных наказаний и принудительных работ. 6. Осуществление надзора за общественными работами несовершеннолетних. 7. Организация взаимодействия и сотрудничества с учреждениями лишения свободы при подготовке осужденных к освобождению, оказание социальной помощи лицам, освобождающимся из мест лишения свободы. 8. Обеспечение возможности примирения в системе «жертва-преступник». 9. Наставничество: возможность назначения наставника правонарушителю. Наставником может быть полицейский, родственник, социальный работник – кто угодно, но это должен быть человек, заинтересованный в оказании помощи. 10. Подготовка кадров для внедрения пробационных программ. 11. Международное сотрудничество, сотрудничество с научными центрами и средствами массовой информации. Социальные службы в рамках своих полномочий и своих финансовых средств, используя организационные структуры своих центров, осуществляют социальную реабилитацию и криминальную превенцию. Так, в некоторых странах мира активно используется обучающая программа «Криминон», назначаемая судом в качестве дополнительной обязанности при наказаниях, альтернативных лишению свободы [[64]]. Например, в округе Батлер штата Алабама (США) курс «Дорога к счастью» используется уже около 15 лет. Шеф судебных исполнителей условных приговоров Дэнни О. Блэк отмечает, что в работе с подростками это стало ключевым моментом, так как выяснилось, что на самом деле они не имеют понятия о моральных ценностях. Работа в рамках наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, ведется следующим образом: осужденного тестируют на уровень грамотности; затем находят человека с более высоким уровнем подготовки в помощь изучения морального кодекса «Дорога к счастью» (часто этим человеком является кто-либо из близких); после окончания курса осужденного просят написать сочинение о том, как он применяет в жизни, изученные нравственные нормы (если обнаруживается некоторое непонимание, то осужденный переизучает материал); затем осужденный переходит на срок от 30 дней до 6 месяцев под наблюдение воспитателя, который удостоверяется в том, что осужденный действительно применяет изученные нравственные нормы. Параллельно осужденный исполняет меры, предписанные судом. Вышеизложенные действия доказали свою высокую эффективность. Если в округе рецидив среди несовершеннолетних, приговоренных к альтернативным мерам наказания, составлял 70-80 %, то после введения обучающего курса он снизился до 10 %. Еще больших успехов достигли, применяя курс, в штате Калифорния. Менее одного процента тех, кто закончил программу, совершили правонарушения вновь. Богатый зарубежный опыт функционирования службы пробации, его творческое переосмысление позволил у нас в стране, особенно в последние несколько лет, обосновать теоретические положения и практику социальной работы с лицами, осужденными к уголовным наказаниям без изоляции от общества. К объектам социальной работы при исполнении уголовных наказаний без изоляции от общества относятся: - условно осужденные; - осужденные к обязательным работам; - осужденные к исправительным работам; - несовершеннолетние осужденные, в отношении которых судом вынесено решение всех видов наказаний без изоляции от общества; - осужденные беременные женщины и осужденные женщины, имеющие малолетних детей, в отношении которых применяется отсрочка исполнения приговора. В 2006 году по учетам УИИ прошло 1 миллион 158 тысяч осужденных без лишения свободы, в том числе около 90 тысяч несовершеннолетних. Надо отметить, что из года в год продолжает усложняться криминогенный состав осужденных. При этом 43 тысячи человек отбывали наказания за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, 559 тысяч или каждый второй - за кражи, грабежи и разбой. Доля ранее привлекавшихся к уголовной ответственности составила 35%. Предметом социальной работы при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы является трудная жизненная ситуация, которая, в большинстве случаев, предопределяет совершение противоправных действий. Как правило трудная жизненная ситуация включает в себя целый комплекс негативных социальных причин и условий, а также внутриличностных и межличностных конфликтов правонарушителя. В связи с этим перед уголовно-исполнительными инспекциями стоит сложная и многоплановая задача формирования правопослушного поведения осужденных и снижения вероятности повторных преступлений. Решение этой задачи требует комплексного применения всех средств, способных оказать позитивное воздействие на осужденных. В их числе использование достижений современной социальной и психологической наук, обеспечивающих целенаправленное воздействие за счет расширения круга методов и форм воздействия на осужденных. Главными субъектами социальной работы при исполнении уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы являются сотрудники УИИ. Социально-психологическое сопровождение осужденных без лишения свободы осуществляется инспекторами совместно с психологами УИИ. Это позволяет понять внутренний мир человека и факторы, способствовавшие криминализации личности, прогнозировать его поведение, оказывать социальную и психологическую помощь в проблемных ситуациях. Оно включает изучение личностиосужденного и влияния окружающей микросреды на его поведение; индивидуальное консультирование осужденных и их родственников; проведение групповых психокоррекционных мероприятий. С положительной стороны можно отметить деятельность УИИ территориальных органов ФСИН России по Республике Башкортостан, Удмуртской Республике, Краснодарскому и Пермскому краям, Архангельской, Владимирской, Волгоградской, Ивановской, Ростовской, Саратовской и Ульяновской областям. В этих регионах налажено взаимодействие инспекций с органами местного самоуправления и внутренних дел. Стало правилом проведение совместных рейдов и спецопераций по проверке образа жизни осужденных, соблюдению возложенных судом обязанностей и выявлению лиц, скрывающихся от контроля инспекций. К субъектам социальной работы с осужденными без изоляции от общества также следует отнести родственников, сотрудников милиции, членов учебных и трудовых коллективов, сотрудников службы занятости, медицинских работников, представителей общественных организаций и др. Все контакты с осужденными ориентированы на обеспечение позитивного влияния на них. Деятельность сотрудников УИИ строится на принципах гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, профессиональной компетентности. В целях более эффективного решения поставленных перед УИИ задач инспектор взаимодействует с другими службами, подразделениями и органами УИС, органами внутренних дел (отделами по предупреждению правонарушений несовершеннолетних), органами местного самоуправления, научными и образовательными учреждениями, государственными и общественными центрами по профилактике и реабилитации осужденных, благотворительными организациями. Специфика деятельности учреждений, исполняющих наказания без изоляции от общества, потребность в повышении эффективности исправительного воздействия и надежного контроля поведения осужденных в социуме предъявляет высокие требования к социально-психологической компетентности сотрудников УИИ. Недостаточная подготовленность персонала к работе с осужденными, недостатки в подборе кадров и их профессиональном обучении снижают результативность деятельности. В связи с этим принципиально важным является не только оказание социальной и психологической помощи осужденным и их родственникам, но и социально-психологическое сопровождение деятельности персонала уголовно-исполнительных инспекций, в том числе их профессиональное консультирование. Субъекты социальной работы с лицами, осужденными к уголовным наказаниями без изоляции от общества, реализуют следующие основные функции: диагностическую, прогностическую, консультативную, посредническую, коррекционную, воспитательную, профилактическую, просветительскую, исследовательскую. Многими специалистами в отдельное направление выделяется социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе на этапе досудебного разбирательства и уже осужденных, состоящих на учете в УИИ. По состоянию на 1 января 2007 года на учете инспекций состояло 29210 несовершеннолетних, из них подавляющее большинство – 27885 – осуждены условно, с испытательным сроком. Среди несовершеннолетних осужденных без лишения свободы около 10% составляют девушки, 18% не достигли шестнадцатилетнего возраста, 17% не заняты трудом или учебой. Не имеют родителей (опекунов, попечителей) 3% подростков, 11% проживают в семьях, находящихся в социально опасном положении, где родители или законные представители не исполняют своих обязанностей, отрицательно влияют на их поведение. Федеральный закон (принятый в 1999 году) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» обозначил систему органов, работающих с несовершеннолетними, определил их функциональные обязанности. И во всей своей совокупности эти органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как раз и образуют социальную службу, с которой должен взаимодействовать суд. Большая работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится в Архангельской области. При Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Северодвинска создан Совет по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, на заседаниях которого рассматриваются вопросы воспитательной работы с неблагополучными семьями. Инспекциями Ивановской, Камчатской, Калужской областей и ряда других регионов совместно с участковыми уполномоченными милиции и подразделениями по делам несовершеннолетних регулярно проводятся рейды по месту жительства осужденных. Таким образом, проверяется их поведение в быту, условия проживания в семьях, а также влияние родителей или лиц, их заменяющих, на формирование личности подростков. В целях предупреждения преступности среди несовершеннолетних в Удмуртской Республике, Алтайском крае, Ивановской, Иркутской, Камчатской и Сахалинской областях, Еврейской автономной области, Ханты-Мансийском автономном округе и других регионах практикуются ознакомительные выезды в воспитательные колонии и следственные изоляторы. Сотрудники инспекций обеспечивают присутствие подростков, отличающихся стойкой асоциальной направленностью, на судебных заседаниях при решении вопросов отмены условного осуждения за злостное невыполнение возложенных судом обязанностей. По инициативе Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» на территории Юго-Западного административного округа г. Москвы проводится эксперимент по организации лечения от алкоголизма или наркомании несовершеннолетних условно осужденных, на которых судом возложена такая обязанность. Лечение подростков осуществляется на базе наркологического диспансера №12 Юго-Западного административного округа г. Москвы, при котором создан Городской детско-подростковый комплекс «Квартал». Ориентиры нашего Уголовного закона, Уголовно-процессуального закона в отношении несовершеннолетних ориентируют на «экономию» уголовной репрессии. В связи с этим в рамках пилотажного проекта в Ростовской области были введены должности социальных работников при судах [[65]]. Они оказывают помощь специализированному судье по следующим направлениям. Первое – это исследование уровня психического развития, данных о личности несовершеннолетнего и подготовка отчета суду о поведении несовершеннолетнего до преступления, т.е. составление социального отчета для суда о личности подростка. Суд обязательно учитывает заключение социального работника и, в зависимости от содержащейся там информации, принимает решение назначать принудительные меры воспитательного воздействия либо иную меру наказания, или, может быть, освободить от наказания, поместив в воспитательное учреждение. Если суд выносит решение по делу несовершеннолетнего, социальный работник при суде продолжает работу с этим правонарушителем. На стадии принятия судом решения социальный работник связывается с органами, службами системы профилактики для подготовки программы индивидуальной реабилитации этого подростка и после суда контролирует исполнение. В начале проекта такая работа проводилась только в восьми районных судах Ростова-на-Дону, затем география была расширена. В настоящее время в судебной системе Ростовской области работают специалисты-помощники судей, которым поручено выполнение функций социального работника. Значительное количество дел рассматривается судьями, специализирующимися на рассмотрении дел несовершеннолетних именно с помощью помощников судей с функциями социальных работников. Немаловажная функция социального работника при суде – проведение примирительных процедур. Возможность прекращения дела за примирением сторон нашим уголовным законом предусмотрена. И по делу несовершеннолетнего там, где квалифицированно оказывается помощь психолога, где проводятся разъяснительные беседы с несовершеннолетним правонарушителем и встречи, беседы с жертвой преступления, возможно прекращение дела за примирением. Суды по делам несовершеннолетних активно взаимодействуют с органами образования, центрами психолого-педагогической и медико-социальной помощи, которые призваны оказывать помощь несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении, в поведении. Соответствующим образом эти центры умеют работать с несовершеннолетними, проводить психокоррекционную работу. Специалисты этих центров, психологи приглашаются на судебное заседание, готовят вместе с социальным работником при суде карту социально-психологического сопровождения и проводят психокоррекцию несовершеннолетнего. Если специалисты приходят к выводу о том, что с несовершеннолетним возможно проведение психокоррекционной работы, то он дает свое заключение о возможности проведения такой работы. Судья по делам несовершеннолетних в обязательном порядке учитывает такое заключение. В настоящее время при назначении принудительных мер воспитательного воздействия используется такая мера, как установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Судебным решением записывается в обязательном порядке прохождение курса психолого-педагогической коррекции на базе психолого-педагогического центра. В судебной практике все чаще применяется такое положения УК, когда суд может рекомендовать особые условия обращения с несовершеннолетним осужденным. Когда дело рассмотрено судом и принято решение об условном осуждении несовершеннолетнего или назначено наказание, не связанное с лишением свободы, то копию приговора суды направляют в уголовно-исполнительную инспекцию вместе с этой картой социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего и с копией своего частного постановления, которое адресовано комиссии по делам несовершеннолетних, где поручается проведение реабилитационной программы органами и службами системы профилактики. Социальный работник при суде очень тесно взаимодействует с уголовно-исполнительными инспекциями (именно по вопросу особенностей личности несовершеннолетнего) для проведения с ним индивидуальной профилактической работы. Взаимодействие суда с социальными службами предоставляет возможность использования психологических центров, возможность назначения коррекционной программы после судебного решения в соответствии с условным наказанием или воспитательными мерами. Весьма интересным представляется опыт взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с другими ведомствами и организациями, занимающимися несовершеннолетними правонарушителями, в рамках регионального проекта в ГУФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области [[66]]. Уголовно-исполнительные инспекции входят в состав Управления психолого-педагогической и социальной работы с осужденными. В каждом районе города и области имеются уголовно-исполнительные инспекции Главного управления федеральной службы исполнения наказаний, которые являются организаторами контроля за осужденными без изоляции от общества. Их основными задачами являются: 1. Контроль за поведением условно осужденных и женщин, которым отсрочено отбывание наказания до достижения ребенком 14 лет. 2. Исполнение наказаний в виде обязательных и исправительных работ и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 3. Профилактика преступности среди осужденных, состоящих на учете в УИИ. В своей служебной деятельности работа ведется в тесном контакте с отделами по делам несовершеннолетних РУВД, которые осуществляют контроль за подростками по месту жительства и ежеквартальноинформируют инспекции об их поведении и образе жизни. В рамках совместного эксперимента ГУФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и общественной правозащитной организацией «Гражданский контроль» значительно расширился круг взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций. Сотрудники УИИ участвуют в заседаниях рабочих групп по борьбе с преступностью, предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних при прокуратуре. В эти группы входят: начальники РУВД, начальники отделов по делам несовершеннолетних, начальники отделов по молодежной политике, начальники отделов по образованию населения, начальники отделов по здравоохранению, начальники отделов социальной защиты населения, директора центров занятости, главы муниципальных образований, специалисты по опеке и попечительству, начальники уголовно-исполнительных инспекций. На этих заседаниях рассматриваются материалы на подростков, допускающих уголовно наказуемые и административные правонарушения; осужденных судом условно с испытательным сроком и не выполняющих требований, возложенных судом; самовольно покидающих семьи и детские воспитательные учреждения сиротского типа; употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества. По результатам рассмотрения материалов на несовершеннолетних условно осужденных сотрудниками инспекции может быть подготовлено представление в районный федеральный суд (своего рода досудебный доклад) на возложение дополнительных обязанностей, продление испытательного срока или замену его лишением свободы. На заседании суда в отношении условно осужденных несовершеннолетних обязательно присутствуют представители уголовно-исполнительной инспекции и отдела по делам несовершеннолетних. Помимо этого имеется хороший опыт взаимодействия УИИ с администрациями школ, различных учебных заведений, центрами занятости, отделами молодежной политики, физкультуры и спорта, наркологическими кабинетами, центрами профилактики наркозависимости несовершеннолетних и другими государственными и общественными организациями, военными комиссариатами. Таким образом, все уголовно-исполнительные инспекции взаимодействуют с различными государственными и негосударственными учреждениями в работе с данной категорией осужденных. Решения суда о применении к подросткам мер наказания, не связанных с лишением свободы, выделяет их в особую категорию условно осужденных. Учитывая, что подростки проживают, как правило, в неблагополучных семьях, не хотят учиться и не работают, употребляют алкоголь, бродяжничают, голодают, болеют, социальная работа с ними требует объединения усилий и ресурсов всех субъектов профилактики. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних – это учреждение, в котором организована комплексная социально-психологическая реабилитация, проводится социальный патронаж семей, организованы трудовые мастерские, занятия по развитию творческих способностей подростков. В подобных центрах создается банк данных на семьи, находящиеся в сложных жизненных ситуациях, на детей и подростков, требующих особого внимания со стороны государства; отрабатываются механизмы по выявлению экстренной помощи безнадзорным детям. Как видим, расширение сферы применения наказаний, не связанных с лишением свободы, активное внедрение социальной работы предоставляет реальную возможность оступившимся людям реабилитировать себя без изоляции от общества. Особенно актуально это для несовершеннолетних, осужденных женщин с детьми и лиц, совершивших преступления небольшой тяжести. Вопросы для закрепления знаний и самоконтроля: 1. В чем заключается специфика социальной работы с несовершеннолетними осужденными? 2. Каковы особенности социальной работы с женщинами-осужденными? 3. Каковы основные направления социальной работы с осужденными престарелого возраста и инвалидами в условиях исправительного учреждения? 4. Перечислите наиболее актуальные проблемы, возникающие у осужденных престарелого возраста и инвалидов после их освобождения из исправительного учреждения.
Литература к главе 5: 20. Ананьев О.Г. Об опыте содержания и организации работы реабилитационного центра в Рязанской воспитательной колонии. // Социальная работа в УИС: концепции и перспективы развития: Мат. междунар. науч-прак. конф. - Рязань: Академия права и управления Минюста России. - 2003. - С.56. 21. Савардунова В.Н. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы (организационный, правовой и психолого-педагогический аспекты): Монография. – Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. 22. Социальная работа с несовершеннолетними осужденными: Методические рекомендации. Вологда: ВИПЭ Минюста России. – 2003. – 44 с. 23. Стребиж В.В., Стребиж О.Д. Дорога домой. Пособие для осужденных девочек и женщин. – Екатеринбург, 2006. Заключение Пенитенциарная социальная работа как отрасль научного знания, образовательная программа и направление практической деятельности УИС находится на этапе формирования и становления. Все более очевидной становится необходимость социальной работы, формирования ее организационной модели (возможно – различных вариантов), уточнения ее содержания, оптимизации технологий оказания помощи, поддержки, защиты осужденных, а также ее интеграции в государственную и общесоциальную системы обеспечения населения, особенно наиболее уязвимых его слоев. Признание прав и свобод человека в качестве наивысшей гуманистической самоценности, даже если он совершил преступление и законно отбывает наказание, предполагает для выхода из этой ситуации оказание ему разнообразной помощи. Несмотря на объективные предпосылки к необходимости развития пенитенциарной социальной работы, «вживление» в практику ИУ этого нового направления профессиональной деятельности проходит сегодня медленно и противоречиво, отстает от потребностей общества и задач реформирования УИС. Среди причин – отсутствие научно обоснованной концепции развития социальной работы с осужденными. Очевидно, что она должна определить перспективы формирования пенитенциарной социальной работы как целостной системы, включающей помощь, поддержку и защиту осужденных, подозреваемых и обвиняемых во всех звеньях УИС (следственных изоляторах, исправительных колониях, уголовно-исполнительных инспекциях), учитывающей специфику этапа и условий отбывания наказания и другие факторы обстоятельства. Требование системности и преемственности в организации социальной работы с осужденными обуславливает создание службы специализированной постпенитенциарной социальной адаптации граждан, освободившихся из учреждений УИС. Важнейшим направлением совершенствования социальной работы в УИС должно стать ее обоснование квалифицированными кадрами, их специализации в различных видах деятельности, в том числе по оказанию необходимой помощи осужденным и персоналу исправительных учреждений. К сожалению не все в данном учебном пособии удалось осветить. Так, за «кадром» осталась социальная работа с персоналом исправительных учреждений. Это целый пласт проблем, требующих внимательного отношения. В то же время в учебное пособие включен параграф, посвященный социальной работе с осужденными без лишения свободы. Это не имеет прямого отношения к деятельности пенитенциарных учреждений. Тем не менее, деятельность уголовно-исполнительных инспекций в области социальной работы заслуживает своего освещения. Есть все основания считать, что по мере социальной институциализации УИС, позволяющей решать проблемы комплексно, то есть не только с помощью правовых, но и экономических, и социально-психологических средств, развитие социальной работы в этой сфере будет происходить более конструктивно.
Доктор психологических наук, профессор А.Н. Сухов. [1] Социальная работа в уголовно – исполнительной системе: Учеб. пособ. / С.А. Лузгин, М.И. Кузнецов, В.Н. Казанцев и др.: Под общ. ред. Ю.И. Калинина.- Рязань: Академия прав и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2005. [2] Федеральный закон от 10 декабря 1995 года №195-ФЗ «О социальном обслуживании населения Российской Федерации» – М., 1996. [3].Теория социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1998. [4] Сеченов И.М. Избранные произведения: В 2 Т. – М., 1952. [5] Словарь-справочник по социальной работе. – М., 1997. [6] Сухов А.Н. Социально-правовые проблемы функционирования УИС. - Рязань, 2007. [7] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. [8] См.: Сухов А.Н. Психология криминогенного общения в среде осужденных: Дис. … д-ра психол. наук 19.00.05. - Рязань, 1990. - 497 c.; Сухов А.Н. Криминогенное общение в среде осужденных. - Рязань, 1993. [9] См.: Теория и методика социальной работы. Учебное пособие – М., 1994; Социальная работа / Под общей ред. профессора В.И. Курбатова – Ростов н/Д, 1999; Социальная работа с осужденными: Учебное пособие – М., 2002 и др. [10] «Конвенция о защите прав и основных свобод» (Заключена в Риме 04.11.1950г.) Протокол №7 ратифицирован Федеральным Собранием (Федеральный закон от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 14, ст. 1514), вступил в силу для Российской Федерации 1 августа 1998 года. Протокол №11 вступил в силу для Российской Федерации 1 ноября 1998 года. [11] «Всеобщая декларация прав человека» была принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года. [12] Филимонов О.В. Документы ООН, касающиеся заключённых (сборник). - М.: «Права человека», 2000. [13] Минимальные стандартные правила обращения с заключенными приняты 30 августа 1955 года первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. - См.: Комментарий к минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. Рязань, РИПЭ МВД РФ, 1996. [14] Указанные правила 22 -26 апреля 1986 года получили одобрение на 34 пленарном заседании Европейского комитета по проблемам преступности и утверждены 12 февраля 1987 года на 404 заседании представителей министров. - См.: Документы Совета Европы (часть I) – М.: «Права человека», 2000. [15] Далее по тексту, правила, взятые из Минимальных стандартных правил обращения с заключенными обозначаются буквой «М», а их аналоги из Европейских правил – буквой «Е». [16] См.: Пояснительная записка к Европейским пенитенциарным правилам / Документы Совета Европы (часть 1).-М.: Права человека, 2000. [17] См.: Кузнецов М.И. Социальная реабилитация в Швейцарии. // Преступление и наказание. - 2001. - № 8.; Кузнецов М. Организация социальной службы в пенитенциарных учреждениях Швейцарии // Преступление и наказание. – 2003. - № 11.; Казанцев В.Н. Социальная работа в ИУ Швейцарии и РФ // Человек: преступление и наказание: Вестник Академии права и управления Минюста России. - 2001. - № 3. [18] Мелентьев М.П. Пенитенциарные системы зарубежных стран: Учебное пособие. – Киев, 1993. [19] Ресоциализация лиц, отбывающих наказание, и их социальная адаптация после освобождения (Венгрия, Великобритания, Финляндия, Швеция, ФРГ). №4.– М.: ГИЦ МВД СССР, 1991. [20] См.: Обзорная информвация. Зарубежный опыт. Выпуск 12.– М.: ГИЦ МВД РФ, 1994. [21] Laubental K. Strafvollzug, 2.Auflage. - Berlin, 1998. [22] Андреев Н.А., Морозов В.М., Морозов А.М. Организация социальной работы с осужденными в ФРГ: Учеб. пособие. - Владимир, 2001. [23] См.: Пауль Зигель.СПИД в ИУ // ZtStrVo,1989, №3. [24] См.: Лузгин С.А. Центры психолого-педагогической и социальной работы с осужденными как отечественная модель организации их исправления и ресоциализации в исправительных колониях: Учебное пособие. – Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2004; Лузгин С.А. Социальная работа с осужденными: историческая ретроспектива, настоящее и будущее: Монография. - Рязань,2006; Суровцев В.А. Организация деятельности центров психологической и социальной работы с осужденными в исправительных колониях: Монография. – Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. [25] Ветошкин С.А., Жарков И.Д. Социально-педагогические условия воспитательной работы в пенитенциарном учреждении: Учеб.-метод. пос. – Екатеринбург. – 1999. – 56 с. [26] См.: Хохштрассер Ф., Кузнецов М.И. Российско-швейцарское сотрудничество в области подготовки специалистов по социальной работе для уголовно-исполнительной системы: предварительные итоги и перспективы. // Человек: преступление и наказание: Вестник Академии права и управления Минюста России. - 2002. - № 3-4; «Социальная работа в уголовно-исполнительной системе России» - сайт Российско-Швейцарского проекта «Совершенствование системы подготовки и практической деятельности специалистов по социальной работе в УИС» - http://www.socialworks.ru/. [27] Теория и методика социальной работы. Учебное пособие – М.: Союз, 1994. [28] Теория социальной работы. Учебник /под ред. Проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 1998 [29] Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. - Москва, 2004 [30] См.: Тарабрина С.Е. Исправительные программы для осужденных к лишению свободы: зарубежный и отечественный опыт: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. - Рязань, 2004. - 24 с. [31] Международные стандарты в уголовно-исполнительной системе: Рязань, 2005. [32] Беляева Л.И. Правовые, организационные и педагогические основы деятельности исправительных учреждений для несовершеннолетних (середина XIX-XX вв.). Автореф. дис. …д-ра юрид. наук. М., 1995. [33] Беляева Л.И. Патронат в России (XIX в.- начало XX в.). М.,1996. [34] Гернет М.Н. История царской тюрьмы. М., 1941. [35] Детков М.Г. Наказание в царской России. Система его исполнения. М.: Интерправо, 1994. [36] Сборник нормативных актов и методических рекомендаций по организации воспитательной работы с осужденными в ИТУ (в помощь начальнику отряда). Ч. II. М.,1981. [37] См.: Информационный бюллетень ГУИН МВД РФ № 21. – М., 1994г. С. 144-145; Собрание законодательства Российской Федерации – 1997г. - № 42. Ст. 4785; «Преступление и наказание». – 1997. - № 7 С. 43-48. [38] Медведева Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: Курс лекций. – М.: Издательство МГСУ, 2002. – 304с. [39] Концепция воспитания работников УИС и План реализации основных мероприятий на 2006-2010 гг., утвержденные директором ФСИН России 12.11.2005г. [40] Ильин И.А. Путь духовного обновления. // Соб. соч.: В 10 т. Т.1.- М.: Русская книга, 1993. [41] Ушинский К. Д. Собрание сочинений в 11 томах. - Т. 2.- М., 1957 [42] Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. М., 2006. – С.21-23. [43] Шмелева Н. Б. Профессионально-личностное развитие социального работника. — М., 1998. С. 19-23. [44] Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ". - 19.08.1993. - N 33. [45] Основы прикладной социологии / Под ред. Ф.Д. Шереги, М.К. Горшкова. – М., 1995; Добреньков Н.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – М., 2004; Прикладная социальная психология. – М. – Воронеж, 1998; Колесников Ю.С. Прикладная социология. – Ростов н/Д., 2001; Прикладная социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.-Воронеж, 1998. [46] Дебольский В.Г., Казанцев В.Н. Контент-анализ жалоб и обращений осужденных в ИТУ. – Рязань, 1988. [47] Зайцев А.К. Социолог на предприятии. – Калуга, 1993. [48] См.: Махиборода Н.И. Социальная работа с осужденными в воспитательных колониях // Уголовно-исполнит
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 2452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.195 (0.014 с.) |