Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессионально-этические основы социальной работыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Специфика профессиональной деятельности в УИС определяет требования к специалисту, которые относятся, прежде всего, к его ценностно-смысловой сфере, личностным характеристикам, духовно-нравственным качествам. Практически каждый вид профессиональной деятельности в современном мире, при всем многообразии конкретных целей и задач, форм и способов организации и деятельности, преследует одну и ту же цель — благо человека и человечества. Поэтому наиболее общим основанием любой современной профессионально-этической системы является ценность человека — его жизни, благополучия, прав, а значит, и благополучие всего общества и человечества в целом. [[38]] Особенности социальной работы как профессиональной деятельности определяют сущность и специфику этико-аксиологического регулирования деятельности специалистов по социальной работе в уголовно-исполнительной системе. В Концепции воспитания работников уголовно-исполнительной системы сказано, что «выдвижение на первый план человека, утверждение приоритета его духовно-нравственных ценностей, личностной позиции, социального самочувствия – решающее условие успеха любого направления государственной деятельности, в том числе исполнения уголовных наказаний. Без соответствующего морального настроя всех категорий работников УИС, без их психологической готовности добросовестно исполнять свои должностные обязанности нельзя ожидать весомых результатов в реформировании УИС». [[39]] Особенность профессионально-этической системы в уголовно-исполнительной системе обусловливается в первую очередь специфическим смыслом и содержанием самой деятельности. Хотя любая профессия, безусловно, исходит из ценности человеческой жизни и ценности общества, в конкретных способах и содержании профессиональной деятельности может иметь место существенное различие в связи с различиями в иерархиях основных профессиональных ценностей. Одним из наиболее общих профессионально-этических принципов является принцип профессионализма. Каждая профессионально-этическая система требует от представителей профессии высокого профессионализма, постоянного обновления и совершенствования знаний и навыков, личностного развития. Такое требование оправдано, поскольку только специалист, в совершенстве владеющий своей профессией, способен обеспечить эффективную деятельность и высокое качество конечного результата, развивать содержание профессиональной деятельности и содействовать повышению престижа профессиональной группы. Обязательным принципом, присутствующим в профессионально-этической системе является принцип соблюдения интересов клиента — потребителя конечного результата профессиональной деятельности. В уголовно-исполнительной системе социальный работник не может идти на поводу у клиента и следовать его капризам. Он будет прислушиваться к просьбам клиента только до тех пор, пока они не войдут в противоречие с их представлениями о действительном благе клиента. Если интересы человека и общества профессия (или ее конкретный представитель) ставит на первое место, то специалист должен будет при определении стратегии деятельности руководствоваться не только мнением клиента, но и своими профессиональными знаниями о действительных потребностях человека, его коренных интересах, благе. Практически во всех профессиональных этических системах декларируется принцип конфиденциальности — требование сохранять профессиональную тайну («военная тайна», «врачебная тайна», «научная тайна», «коммерческая тайна», «тайна клиента», «тайна исповеди» и т.п.). В уголовно-исполнительной системе присутствует возможность «исключений из правила», основанная на необходимости соблюдения интересов общества: тайна может быть нарушена из соображений высшего блага, в том случае, если сохранение тайны может содействовать нанесению ущерба другим членам общества или всему обществу. Большое место в профессионально-этической системе занимают принцип честности и принцип бескорыстия. Специалист не имеет права искажать информацию или утаивать ее от клиента, хотя этот принцип в уголовно-исполнительной системе имеет свои особенности. Социальный работник не должен скрывать от осужденного возможных решений по его делу, но в то же время он не должен информировать осужденного обо всех предпринимаемых действиях в рамках своих должностных обязанностей. Любой специалист должен предоставлять клиенту правдивую информацию в доступной для него, деликатной форме. Принцип бескорыстия требует от специалиста ограничиваться официально установленным гонораром (заработной платой), даже если имели место дополнительные, не предусмотренные регламентом услуги или действия, если официально дополнительная плата за это не предусмотрена. Можно, очевидно, сделать вывод, что профессионально-этические система в уголовно-исполнительной системе, предусматривающая непосредственное взаимодействие специалиста и клиента, опираются тем не менее не только на представления о необходимости достижения блага клиентом, но и всем обществом. Профессионально-этическая система предусматривает большую ответственность специалиста за благо клиента и общества, что представляется логичным: специалист проходит специальную профессиональную подготовку, немалую часть которой представляет совокупное знание о человеке, его благе. Как видно, профессионально-этическая система в уголовно-исполнительной системе имеют общее ценностное основание, однако содержание самой деятельности вносит элементы разнообразия. Социальный работник в уголовно-исполнительной системе состоит в штате неспецифического с точки зрения социальной работы учреждения, поэтому его профессионально-этическая система детерминирована профессионально-этической системой работников уголовно-исполнительной системы. Именно указанное обстоятельство может оказать влияние на формирование ценностно-морального сознания специалиста: к названным ранее детерминантам добавится еще одна, и притом весьма существенная: профессионально-групповая, представляющая собой совокупное ценностно-моральное сознание доминирующей профессиональной группы. Понятно, что элементы этого ценностно-морального сознания могут внедриться в сознание социального работника, провоцируя состояние ценностно-моральной неопределенности. Так, например, социальный работник должен исходить в своей деятельности из принципа признания субъектности клиента, т.е. уважать его право на принятие самостоятельного решения относительно способов решения его проблемы, собственной жизни и судьбы и т.д. Однако в пенитенциарном учреждении специалистами основной профессиональной группы этот принцип может использоваться в очень ограниченном варианте, поскольку клиент уже совершил преступление, которое явилось причиной пребывания в исправительном учреждении. Работая в пенитенциарной системе, социальный работник пересматривает свои ценностно-моральные позиции в связи со спецификой этой системы. Если в социальных службах он чаще всего взаимодействовал с клиентами, чьи проблемы не были непосредственно обусловлены их ненормативным поведением (или, по крайней мере, ненормативное поведение не носило криминального характера), то в пенитенциарных учреждениях он будет взаимодействовать с клиентами, чье положение и проблемы обусловлены их криминальными действиями и поступками. Чаще всего осознание того, что отбывающие наказание граждане сами обусловили свое положение вне законами является основным фактором, формирующим отношение доминирующей профессиональной группы к ним. Безусловно, профессионально-этическая система требует уважения к человеку (уважать человеческое в человеке), однако трудно уважать растлителя малолетних, убийцу женщин и стариков и т.п. Реальные нравы, которые порой можно наблюдать в пенитенциарных учреждениях, могут оказать на социального работника влияние более существенное, нежели профессионально-этическая система. Ясные представления о ценностях социальной работы в УИС базируются на многовековых традициях. Концепция воспитания работников УИС определяет, что основой воспитательной системы должны являться многовековые нравственные устои, традиции, патриотизм и уважительное отношение к народам и народностям многонационального Российского государства. Таким образом основными профессиональными (традиционными российскими) ценностями здесь являются патриотизм, долг, честь, совесть, ответственность. Первостепенную роль в этой плеяде ценностей играет совесть. Русский философ И.А.Ильин рассматривает совесть, как сущность, данную человеку от природы, которая раскрывает ему нравственно - совершенное в нём самом и окружающем, ведёт к самосовершенствованию: «…совесть есть сама жизнь и дух, и любовь, и искренность: сила страшная, и чистая, и божественная…». По его мнению, научить человека переживать «совестный акт» есть сложнейшая задача в воспитании, так как прежде сам воспитатель должен быть способен к переживанию «потрясающей силы - совести» во всех своих намерениях и делах. Выделяя совесть, как основной акт внутреннего самоосвобождения, Ильин И.А. находит его глубочайшим и могущественнейшим источником воспитания чувств ответственности и справедливости: «…совесть является главной силою, побуждающею человека к предметному поведению; поэтому там, где совесть вытравляется из жизни, ослабевает чувство долга, расшатывается дисциплина, гаснет чувство верности, исчезает из жизни начало служения; повсюду воцаряются продажность, взяточничество, измена и дезертирство; всё превращается в бесстыдное «торжище, и жизнь становится невозможной…». [[40]] Он видит совесть живой основой культурной жизни и считает одной из основных причин духовного кризиса в обществе распад (искажение) чувства совести у людей. «Акт совести» представляется им как «сила положительного зова», которая подвигает человека на преодоление самого себя в движении к нравственно – совершенному в повседневной жизни, а не только в критических ситуациях. Ушинский К.Д. утверждал, что нравственность и совесть не может быть выведена из общества. Общество опирается на индивидуальную совесть человека. Если человек, не внимая никаким угрозам и приманкам света, начнет внимательно прислушиваться к голосу своей совести, он откроет в нем источник премудрости, то есть высшей практической мудрости или нравственности. К.Д.Ушинский категорически заявляет, что сущность нравственного воспитания не кодекс правил поведения. Задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека, а поведение является производным и вытекает из внутренней установки личности. «Задача воспитания - побудить внимание к духовной жизни». [[41]] Долг – это общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. Будь добрым, будь честным, будь справедливым! В долге, как ни в какой другой категории, силен обязательный побудительный момент. Он не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер: зовет, требует, настаивает. Быть человеком долга – значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике. Моральная ценность служебного долга специалиста по социальной работе в УИС состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, укреплению правопорядка, обеспечению жизнедеятельности общества. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявляться только в случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь. Категория долга абсолютно несовместима с такими качествами личности как эгоизм, лживость, жадность, высокомерие, чванство, лицемерие, ханжество и т.п. Они ослабляют моральные силы личности, ее стремление к Идеалу и могут подтолкнуть к предательству и даже преступлению. Честь – это положительная социально-нравственная оценка человека или учреждения, авторитет, репутация. Профессиональная честь – это признание общественным мнением и осознание самими сотрудниками УИС высокой социальной ценности самоотверженного выполнения своего долга. Честь специалиста по социальной работе в УИС неотделима от чести коллектива ИУ, в котором он несет службу. С другой стороны, честь коллектива – это и его честь. Принципы и ценности социальной работы в УИС в конечном счете определяют личностно-нравственные качества личности специалиста по социальной работе в УИС. Исследователи выделяют три группы качеств социального работника: § индивидуально-психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности; § профессионально важные качества, ориентированные на совершенствование социального работника как специалиста-профессионала; § социально-психологические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния. [[42]] В первую группу качеств включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам: восприятию, памяти, воображению, мышлению, психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как состоянию сознания); эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам. Некоторые из этих психологических оснований являются главными, без которых вообще невозможна качественная профессиональная деятельность. Они входят в структуру задатков. В работе с людьми, как правило, психологические требования основываются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание и т. д. Без этих, ведущих для данной профессии характеристик психики, невозможна эффективная работа. Ко второй группе относятся качества, направленные на совершенствование специалиста как личности, как работника. Это такие качества, как самоконтроль, самокритичность, а также стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключиться и управлять эмоциями. К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешняя привлекательность личности), красноречивость и др. В частности, третья группа качеств связана и базируется на некоторых психологических теориях коммуникаций (самопредъявление или самопрезентация). Данной проблеме посвящены различные исследования, которые опубликованы в основном в зарубежной литературе. Они разноречивы. Однако умением правильно (адекватно ситуации) подать себя должен владеть специалист в любой сфере социального взаимодействия. Шмелева Н.Б., изучая профессионально-личностное развитие социального работника, так определяет содержание системы ценностей социальной работы. [[43]]
Таблица 2 Содержание системы ценностей социальной работы
В рамках российско-швейцарского сотрудничества был разработан проект профессионально-этического кодекса социального работника уголовно-исполнительной системы. В его преамбуле сказано: Социальный работник - представитель особой, деликатной и гуманной профессии. Значимость этики в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе ФСИН России продиктована особым характером его взаимоотношений с клиентами – осужденными, отбывающими уголовные наказания различных видов и спецификой возникающих при этом моральных проблем. Данный профессионально-этический Кодекс социального работника уголовно-исполнительной системы основан на гуманистических традициях, накопленных в отечественной социальной работе, фундаментальных принципах защиты прав и свобод человека и гражданина и составлен с учетом этических стандартов, признанных международным и отечественным профессиональным сообществом. Назначение Кодекса состоит в том, чтобы обозначить нравственные ориентиры, отметить основные пути к принятию решений в сложных, проблемных ситуациях, свести к минимуму риск совершения ошибок в профессиональной деятельности, а также защитить от возможных неправомерных претензий к социальным работникам. Кодекс призван консолидировать профессиональное сообщество социальных работников пенитенциарной системы. Таким образом можно утверждать, что профессионально-этическая система социального работника в уголовно-исполнительной системе находится в стадии развития. Сотрудник социальной службы должен поддерживать высокие нравственные стандарты своего поведения, придерживаться и развивать ценности социальной работы, знания и умения, накопленные в профессиональной деятельности, поддерживать имидж социального работника УИС.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 863; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.221 (0.012 с.) |