Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа государственной итоговой аттестации по дополнительной специальности социальная педагогика↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
УТВЕРЖДЕНА Ученым советом Института детства
___________________ Р.О.Агавелян
«______»______________ 2012 г.
Обсуждена на заседании кафедры ПиМНО
Протокол №1 от «20» 09. 2012 г.
_______________ З.В.Бродовская
Программа государственной итоговой аттестации по дополнительной специальности Социальная педагогика Для студентов очного отделения факультета начальных классов НГПУ, обучающихся по специальности 050708– «Педагогика и методика начального образования» Дополнительная специальность 050711 «Социальная педагогика» Квалификация: учитель начальных классов, социальный педагог
Составители В.Г: Храпченков, д.пед.н., проф. каф.ПиМНО И.В. Храпченкова – к.п.н., доцент каф.ПиМНО А.Н. Никульников, ст. преподаватель каф. ПиМНО
Новосибирск 2012 I. Государственным образовательным стандартом по специальности 050711«Социальная педагогика» с квалификацией социальный педагог, утвержденным Министерством образования РФ 31.01.2005 г., (регистрационный № 689 пед/сп (новый)), предусмотрена государственная аттестация выпускников в виде: а) зашиты выпускной квалификационной работы, б) государственного экзамена. Итоговые государственные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности социального педагога к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим Государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п.1.4 стандарта. Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения. 2. Методика определения содержания государственного экзамена Виды деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности (п.1.3 ГОС) Выпускник по специальности 050711 «Социальная педагогика» подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа. Видами профессиональной деятельности специалиста являются: 1) социально-педагогическая, 2) учебно-воспитательная, 3) развивающая, 4) культурно-просветительская, 5) научно-методическая, 6) организационно-управленческая. Выпускник, получивший квалификацию социальный педагог подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности и решению типовых профессиональных задач в общеобразовательных учреждениях. Задачи профессиональной деятельности выпускника. Выпускник по специальности 050 711 «Социальная педагогика» подготовлен к решению типовых задач профессиональной деятельности, соответствующих его квалификации: Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для социального педагога являются: проектирование и проведение работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания; организация взаимодействия родителей учащихся и педагогов как участников образовательного процесса; проведение профориентационной работы; оказание помощи в решении задач социализации учащихся; обеспечение взаимодействия школы и различных учреждений с целью успешной социализации детей; в области учебно-воспитательной деятельности: психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса; организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса; использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей; воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода; в области развивающей деятельности: разработка развивающих программ психологического сопровождения детей в образовательном процессе; разработка коррекционно-развивающих программ для детей с трудностями в обучении; психологическая поддержка творчески одаренных учащихся; проведение развивающих занятий для разных категорий детей с учетом индивидуальных особенностей; психологическая поддержка учителей в образовательном процессе; в области культурно-просветительной деятельности: формирование общей культуры учащихся; организация культурного пространства образовательного учреждения; в области научно-методической деятельности: выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений; анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации; в области организационно-управленческой деятельности: управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ; организация контроля за результатами социального воспитания; ведение школьной документации. 2.2.Квалификационные требования, необходимые для выполнения СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Социальная педагогика Социальная педагогика как отрасль знания Возникновение социальной педагогики как отрасли знания, ее становление и современное состояние. Социальная педагогика – определение, объект, предмет. Функции социальной педагогики теоретико-познавательная, прикладная, гуманистическая. Социальная педагогика как отрасль интегративного знания. Ее структура: социология воспитания, социально-педагогическая виктимология, философия, теория, психология, методика социального воспитания. Социальная педагогика и другие отрасли педагогического знания. Социальная педагогика и другие отрасли человекознания и обществоведения. Социальная педагогика и социальная работа: соотношение теории и практики, взаимосвязь и взаимовлияние. Социальная педагогика как учебный предмет: задачи, цели, содержание, формы обучения. Социализация в контексте воспитания Социализация как социально-педагогическое явление Социализация как развитие человека в процессе стихийного, относительно направляемого и социально контролируемого взаимодействия с обществом, а также самоизменения. Человек как объект, субъект и жертва социализации. Возрастные этапы социализации. Факторы социализации и их типология. Средства и агенты социализации. Механизмы социализации: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный. Различные подходы к проблеме социализированности человека. Социальное воспитание в контексте социализации Мегафакторы социализации Космос и его влияние на жизнь землян. Планета, мир как мегафакторы социализации. Планетарные и мировые процессы, их влияние на среду обитания и жизнь человека. Интернет. Глобальные проблемы, их влияние на социализацию. Социально-педагогические выводы. Макрофакторы социализации Страна как природно-климатический фактор социализации, определяющий «рамки» социализации населения и отдельных половозрастных и социальных групп населения. Этнокультурные условия социализации. Понятия «этнос» и «национальный характер». Этнические особенности духовного склада (менталитет) и их влияние на человека. Этнические и межэтнические стереотипы, нормы поведения и межпоколенные отношения. Имплицитные концепции личности и воспитания. Общество как политико-социологическое явление. Половозрастная структура общества и проблема межпоколенных отношений. Экономическое развитие и условия социализации. Социальная и политическая структуры: тенденции их развития и тенденции изменения влияния на членов общества. Процессы в современном обществе, определяющие изменения в социализации. Государство как политико-юридическое явление. Государство и создание социально-экономических и политических условий социализации. Относительно целенаправленная политика государства по социализации граждан. Взаимодействие макрофакторов социализации между собой, их влияние на мезо - и микрофакторы. Мезофакторы социализации Средства массовой коммуникации: тенденции развития, изменения в потреблении продукции печатной и электронной прессы, перспективы развития; роль в жизни людей в зависимости от возраста. Тип поселения (село, город, поселок): демографические, социально-профессиональные и социально-психологические особенности различия; социальная мобильность, возможности выбора в поселениях различного типа; специфика семьи, общения и взаимоотношений в различных возрастных группах и между ними; различия в условиях социализации в селе, малом, среднем и крупном городе, в поселке. Региональные условия: географические, природно-климатические, экономические, демографические, культурные различия и их влияние на социализацию населения, отдельных возрастных групп и конкретных людей. Взаимодействие мезофакторов и микрофакторов социализации. Социально-педагогические выводы. Микрофакторы социализации Семья и домашний очаг. Современные тенденции развития семьи и изменение ее функций. Особенности взаимодействия в семье. Основные функции и механизмы семейной социализации. Соседство и микросоциум. Характеристики микросоциума: пространственная, архитектурно-планировочная, культурно-рекреационная, демографическая, социально-психологическая. Особенности и тенденции развития соседства и микросоциума в сельских и городских поселениях. Группы сверстников и субкультура. Характеристика группы сверстников: возрастные особенности; типология групп; социализирующие функции и механизмы. Субкультуры: возрастные, профессиональные, социально-культурные, делинквентные. Признаки субкультуры: ценностные ориентации, нормы поведения, предпочитаемые источники информации, вкусы и способы времяпрепровождения, жаргон. Социализирующие функции и механизмы. Институты воспитания, их номенклатура и типологические особенности. Рост количества и многообразия институтов воспитания, изменение их роли и соотношения между собой в процессе социализации. Социализирующие функции и механизмы. Общественные, государственные и частные организации, их номенклатура и типологические особенности. Социализирующие функции и механизмы. Религиозные организации: тенденции развития и изменения места и роли в жизни общества. Социализирующие функции и механизмы. Социально-педагогические выводы. Социально-педагогическая виктимология Социально-педагогическая виктимология как составная часть социальной педагогики Социальное воспитание Соотношение развития, социализации, воспитания. Различные подходы к определению воспитания и его соотношения с образованием и обучением. Семейное, религиозное, социальное воспитание, их принципиальные различия. Сущность социального воспитания как создания условий для целенаправленного и планомерного развития человека в процессе взаимодействия индивидуальных, групповых и социальных субъектов. Социальное воспитание как совокупность образования (обучения и просвещения), организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. Основные понятия: социальное воспитание; образование; организация социального опыта; индивидуальная помощь человеку. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература 1. Ануфриева Д. Ю. Социальная педагогика: учебно-методический комплекс / Д. Ю. Ануфриева; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2008. - 150 с.: табл. - Библиогр. в тексте. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ 2. Галагузов А. Н. Социально-педагогические задачи: учебное пособие: рек. УМО вузов РФ / А. Н. Галагузов, М. А. Галагузова, И. А. Ларионова. - Москва: Владос, 2008. - 191 с. 3. Лодкина Т. В. Социальная педагогика: защита семьи и детства: учебное пособие для вузов по специальности "Социальная педагогика": доп. УМО вузов РФ / Т. В. Лодкина. - Москва: Академия, 2007. - 208 с. 4. Лодкина Т. В. Социальная педагогика: Защита семьи и детства: учебное пособие для вузов по специальности "Социальная педагогика": доп. УМО вузов РФ / Т. В. Лодкина. - Москва: Академия, 2009. - 208 с. 5. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для пед. вузов: рек. М-вом образования РФ / А. В. Мудрик. - Москва: Академия, 2005. - 200 с. Дополнительная литература 1. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для пед. вузов (гриф)- М.: Академия, 2003.- 440 стр. 2. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для пед. вузов- М.: Академический проект, 2001.- 416 стр. 3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник для вузов (гриф)- М.: Гардарики, 2005.- 269 стр. 1. Жуйкова Л.П. Практикум по социальной педагогике: Учеб. пособие- Новосибирск: ГЦРО, 2002.- 160 стр. 2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для пед. вузов (гриф)- М.: Академия, 2003.- 200 стр. 3. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов (гриф)/ М.А. Галагузова.- М.: ВЛАДОС, 2003.- 416 стр. 4. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений: рек. М-вом образования РФ /Авт. – сост. Л.В. Мардахеев. – М.: Академия, 2002. – 368 с. 5. Фуряева Т.В. Дети и подростки в трудной жизненной ситуации: педагогическая теория, практика сопровождения и интеграции: монография / Т. В. Фуряева, И. Г. Каблукова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск: КГПУ, 2007. - 295 с.
6. Фуряева Т.В. Социальная реабилитация семьи с особым ребенком: психолого-педагогический аспект [Текст]: учеб.-метод. пособие / Т. В. Фуряева, Ю. Ю. Бочарова, Ю. А. Черкасова; ГОУ ВПО "Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, М-во соц. политики Краснояр. края, Краев. гос. бюджет. учреждение "Консультатив.-метод. центр" соц. обслуживания. - Красноярск: ИПК КГПУ, 2010. - 206 с.
Электронные ресурсы: 1. Ануфриева Д. Ю. Социальная педагогика: учебно-методический комплекс / Д. Ю. Ануфриева; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2008. - 150 с.: табл. - Библиогр. в тексте. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ 2. Галагузов А. Н. Социально-педагогические задачи: учебное пособие: рек. УМО вузов РФ / А. Н. Галагузов, М. А. Галагузова, И. А. Ларионова. - Москва: Владос, 2008. - 191 с.
УТВЕРЖДЕНА Ученым советом Института детства
___________________ Р.О.Агавелян
«______»______________ 2012 г.
Обсуждена на заседании кафедры ПиМНО
Протокол №1 от «20» 09. 2012 г.
_______________ З.В.Бродовская
Программа государственной итоговой аттестации по дополнительной специальности Социальная педагогика Для студентов очного отделения факультета начальных классов НГПУ, обучающихся по специальности 050708– «Педагогика и методика начального образования» Дополнительная специальность 050711 «Социальная педагогика»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.85.96 (0.009 с.) |